Конспект урока правописание не с причастиями 10 класс

Правописание НЕ с причастиями.
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Урок. 10 класс. Русский язык.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka_ot_13.doc36 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок русского языка от 13.11 12 7 «А» класс

Тема урока: Правописание НЕ с причастиями.

Тип урока: Изучение нового материала

Цель урока: повторить написание НЕ с прилагательными,существительными, глаголами; познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастием; формировать навыки написания частицы и приставки НЕ в причастии.

Образовательная Обобщить знания учащихся о правописании НЕ с существительными, прилагательными, глаголами.

Развивающая Совершенствовать монологическую речь, умение участвовать в диалоге, развивать логическое мышление, расширять словарный запас.

Воспитывающая Воспитывать коммуникативность учащихся.

1. Объявление целей урока.(Слайды 1,2,3)

2. Повторение написания НЕ с прилагательными, существительными, глаголами.

А) Словарная диктовка.

Не терпит неправды; не широкая, а узкая река; неширокая, но рыбная река; говорил не правду, а ложь; невысокий дом; ненастная погода; испытывать неприязнь; книга ничуть не интересная.

Б) Выявление сходных условий написания НЕ с данными словами.

— Какие общие условия написания слитного написания НЕ с прилагательными, существительными, глаголами вы заметили?

— Какие условия раздельного написания обнаружили у существительных, прилагательных?

3. Синтаксическая пятиминутка.(Слайд 4

Я (не)поверю, что есть на земле скучные места. Красив наш край! Пр..буждают вообр..жение (не)объятные просторы не тронутых плугом ковыльных степей. Родная степь нельзя (не)любить твои необозримые пр..сторы.

Списать, вставить пропущенные буквы, расставить пропущенные запятые.

( При выполнении работы находим причастия, обращаем внимание на написание НЕ с причастием. Выделяем причастный оборот, одиночное причастие.) (Слайд № 6)

4.Чтение теоретической статьи, посвящённой этому правилу. (Слайд № 7)

— Назовите условия слитного написания НЕ с причастием. (Слайд № 8 )

— Назовите условия раздельног написания НЕ с причастием. (Слайд № 8 )

— Что общего в написании НЕ с причастием и другими частями речи? (Слитно пишется, если не употребляется без НЕ. Раздельно, если есть противопоставление с союзом А).

— В чём заключается особенность данного правила? (Краткая форма влияет на раздельное написание НЕ с причастием)

-Объясните написание НЕ с причастиями в записанном нами тексте.

5. Работа над выполнением заданий теста. (Слайд № 9 )

А) Объясните написание НЕ с причастием.

Объясните написание НЕ с причастием

Трава НЕ скошена

А) пишется раздельно, так как есть зависимое слово;

Б) пишется раздельно, так как это краткое причастие.

2. Ничем НЕ нарушаемая тишина

А) пишется раздельно, так как есть зависимое слово;

Б) пишется раздельно, так как это краткое причастие.

3. Нескошенный луг

А) пишется слитно, так как причастие не употребляется без НЕ;

Б) пишется слитно, так как это полное причастие без противопоставления и зависимых слов

4. НЕ сжатая вовремя рожь

А) пишется раздельно, так как есть зависимое слово;

Б) пишется раздельно, так как это краткое причастие.

Б) Найдите предложение, где есть одиночное причастие, пишущееся с НЕ слитно. (Слайд № 10 )

Найдите предложение, где есть одиночное причастие, пишущееся с НЕ слитно.

(Не)прочитанная мною книга лежала на столе.

Нельзя давать (не)продуманный ответ.

(Не)наделенный даром доброты никогда не поймет другого.

Горы, (не)освещенные солнцем, казались мрачными.

6.Чтобы не ошибиться в выборе слитного и раздельного написания, возможно использование алгоритма.

Учащимся предлагаются «слепые» алгоритмы, в которых пропущены некоторые пункты. Их необходимо восстановить, проработав ещё раз правило. (Слайд № 11)Затем учащиеся сравнивают с образцом.

Учащимся предлагается алгоритм. (Слайд № 12)

7.Закрепление изученного материала.

1) Индивидуальная работа (работа по карточкам). (Сильный уровень)

А.Спишите, раскрывая скобки, объясняя условия написания НЕ с причастием.

(Не) повторимая красота; (не) нарушаемая звуками; (не) вспаханные, а освободившиеся от снега поля; (не)поражённая сорняками земля; урожай (не)убран; (не)прекращающиеся дожди.

В.Спишите, раскрывая скобки, объясняя условия написания НЕ с причастием.

(Не)имеющее границ пространство; ничем (не)нарушаемая тишина; трава (не)скошена; (не)погашенный костёр; (не)вспаханное поле; (не)согретая солнцем земля.

Найдите причастные обороты, составьте с ними предложения и запишите их.

2) Выполнение упражнения учебника выполняется коллективно. (Слабый уровень)

8.Подведение итогов урока. Рефлексия. (Слайд № 13)

Сегодня на уроке я узнал (а), что слитно с НЕ пишутся причастия, не ……………. без НЕ- .

Слитно с НЕ пишутся полные причастия, не.…………………….

Домашнее задание. (На выбор). 1. Упражнение учебника.

2. Карточки. Продолжить текст, используя причастия с НЕ.

Спишите, раскрывая скобки, объясняя условия написания

Солнце (не)видимое уже за г..ризонтом освещает кусоч..к неба. Вот в небе заг..релись бл..стящие звёздочки. Их (не)унывающие глаза вызовут у вас восхищение. Полюбуйтесь ими!

Продолжите текст, дописав 2-3 предложения, используя причастия и причастные обороты.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 7 классе. Индивидуальная и групповая формы работы.

План-конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Правописание НЕ с причастиями». Урок с применением технологии дифференцированного обучения.

Урок русского языка в 7 классе с использованием интерактивной доскидоска SMART Board по теме «Правописание НЕ с причастиями».

Урок русского языка в 7 классе Тема урока: Правописание НЕ с причастием Тип урока: Изучение нового материала Цель урока: повторить написание НЕ с прилагательными,существительным.

Цели урока:1)Познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями;2) Формировать умение различать частицу и приставку НЕ в причастиях.Технология дифференцированного обучения.План урока.I. Органи.

Цели урока:1)Познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями;2) Формировать умение различать частицу и приставку НЕ в причастиях.Технология дифференцированного обучения.План урока.I. Органи.

Урок русского языка в 7 классе по теме «Правописание не с причастиями»: ориентирован на учищихся школы II вида.

Урок по теме «Правописание не с причастиями»

Это первый урок по данной теме. При изучении данной темы вырабатывается правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания не с причастиями и отработка умения руководствоваться им при решении типовых задач.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Правописание не с причастиями»»

6 класс Урок по теме «Не с причастиями».

Цель: вырабатывать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания не с причастиями и руководствоваться им при решении типовых задач.

различать не-частицу, не-приставку и не в составе корня;

освоить способ выбора раздельного и слитного написания не с причастиям;

применять в стандартной и нестандартной ситуации способ выбора раздельного и слитного написания не с причастиями

развивать интеллектуальные умения (выдвигать гипотезы, самостоятельно добывать новые знания, извлекать информацию);

развивать коммуникативные умения (оформлять свои мысли в устной речи; выделять главное; сотрудничать с товарищами по группе;

развивать организационные умения (самостоятельно формулировать тему, цели урока, составлять план разрешения проблемы).

воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в группе;

воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки;

создавать положительную мотивацию путём вовлечения каждого в активную деятельность.

Планируемые результаты обучения:

УУД Коммуникативные: управлять своим поведением /контроль, самокоррекция, оценка своего действия/ Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования языковых явлений. Личностные: формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию

Методы: словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала); поисковые, проблемные (по характеру учебно-познавательной деятельности).

Приемы: использование парных, коллективных форм обучения, контроль усвоения знаний, умений и навыков на каждом этапе, подбор дидактического материала, ИКТ-технологии.

Учебно-методическое обеспечение Русский язык. Учебник для 6-го класса. Авторы: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.

I. Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин.)

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу успеха! Вы готовы к работе, взаимовыручке, новым открытиям? Я уверена, что у нас с вами все получится! Мы будем работать сегодня в парах и коллективно. Каждый из вас будет сам оценивать свою работу на уроке, выставляя отметки в оценочный лист. Открываем тетрадь. Записываем число.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения (4-5 мин.)

1 задание «Игра на внимание» (3 м)

— Предлагаю вам размяться . Я читаю утверждения, если вы согласны, то хлопаете в ладоши, если не согласны, то не хлопаете, а поднимаете руку, чтобы называть правильный ответ.

1. Причастие — особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию;

2. Причастие имеет признаки наречия и существительного; А признаки, каких частей речи?

3. Причастия бывают полными и краткими;

4. Краткие причастия в предложении являются сказуемым;

5. Полные причастия в предложении являются обстоятельством; А чем?

6. Причастия бывают действительными и страдательными?

7. Страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов при помощи суффиксов вш и ш; А каких?(-НН-, -ЕНН-, -Т-, увиденный ,построенный, забытый)

8. Действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов вш и ш.

9. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом;

10. Причастный оборот обособляется, если он стоит перед определяемым словом.

А когда обособляется причастный оборот?

— Сегодня на уроке мы продолжаем изучать причастие. Сейчас, я прочитаю вам стихотворение, а вы должны внимательно послушать его.

III. Дополнительная информация

Учитель читает стихотворение (3 м)

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразные дотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу им утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.

— Интересная страна. А почему в этой стране такая неразбериха?

А сможет кто-то мне сказать, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

— Как вы думаете, ребята, какие цели стоят перед нами?

(Дети формулируют цели урока)

Учитель добавляет и сообщает цели:

1.Сформировать представление о правописании не с причастиями, определить алгоритм написания не с причастиями;

2. Закрепить ранее полученные знания о причастии, правописание не с существительными, прилагательными, глаголом.

3.Повторить знаки препинания в предложениях с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

1. Объяснение нового происходит с помощью работы с интерактивной орфограммой «Не с причастиями» после чего дети отвечают на вопросы:

— Как может писаться не с причастиями?

— Как всегда пишется не с краткими причастиями?

— Как пишется с полными причастиями? (Слитно и раздельно).

— Сопоставьте примеры, сделайте выводы о слитном и раздельном написании не с полными причастиями.

1. Диктант (Записать номера слитного и раздельного написания)

1)(Не)широкая, а узкая дорога; 2)(не)был в школе; 3)(не)годовал по поводу проступка; 4)чувствовать (не)искренность; 5)(не)уклюжий медвежонок; 6)ценим (не)праздность а трудолюбие; 7)(не)объятная даль; 8)(не)сделал ничего предосудительного; 9)(не)дорогой, но красивый материал; 10)(не)решительность, а робость; 11)выразить (не)нависть; 12)брошь (не)золотая, 13)(не)широкая проселочная дорога; 14)сделал (не)меньше двух попыток; 15)ни в чем (не)нуждался; 16)никто (не)видел; 17)ни для кого (не)делал исключений.

(Презентация, слайд) Взаимопроверка по ЭТАЛОНУ;

раздельно: 1, 2, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 17.
слитно: 3, 4, 5, 7, 9, 11, 13.

– Все справились с заданием?

2. Работа в группах. Обсуждение пошаговых действий

Чтобы правильно написать слово с НЕ нужно:

1. Определить часть речи.
2. Определить полное или краткое причастие.
3. Если краткое – пиши раздельно. Если полное – определи, употребляется ли причастие без НЕ
4. Если нет – пиши слитно . Если да – установи, есть ли противопоставление с союзом А
5. Если есть – пиши раздельно. Если нет –?Обращаемся к материалу учебника, выясняем следующий шаг:
6. Определи, есть ли при причастии зависимое слово (причастный оборот).
7. Если нет – пиши слитно, если есть – пиши раздельно.

– Молодцы, ребята! Чтобы легче запомнить новое правило, я хочу предложить вам еще веселый алгоритм.

Если нам без НЕ нельзя, – слитно пишемся, друзья.
Если что-то против нас, иль от нас зависит, – ты частицу отдели,
НЕ раздельно напиши!

(Письмо не доставлено – причастие, краткая форма – пишем раздельно;
Невзлюбившая падчерицу – причастие, полная форма, без НЕ не употребляется – пишем слитно;
Не прекращающийся, а усиливающийся дождь – причастие, полная форма, есть противопоставление с союзом А – пишем раздельно;
Непрекращающийся дождь – причастие, полная форма, нет противопоставление с союзом А, нет зависимых слов – пишем слитно…

– Смогли ли вы преодолеть затруднение?

Творческий диктант. Слитные написания замените раздельными, и наоборот. Такое задание позволит тренироваться в правописании причастий с зависимыми словами. (Слайд 8)

Еще не закрытое тучей небо

Ничем не защищенный от ветра дом

Не видимая невооруженным глазом звезда.

Проверяем с помощью интерактивной доски.

1.В каком предложении не со словом пишется раздельно?

а)Почти (не)заметная сера птичка выпорхнула из кустов.

б)(Не)вдалеке от дома начинался лес.

в)(Не)распроданные игрушки уценили.

г)Дуня (не)лишена обаяния.

2.В каком предложении не со словом пишется слитно?

а)Коту Тимофею (не)меньше десяти лет.

б)Воздух еще (не)ставший знойным, приятно освежает.

в)(Не)сули журавля в небе, а дай синицу в руки.

г)У Насти были (не)правильные черты лица

3.В каком предложении не со словом пишется слитно?

а)(Не)сумевший реализовать себя в жизни Базаров (не)счастливый человек.

б)Ключи до сих пор (не)найдены.

в)Дом у Петровых (не)большой, но очень уютный.

г)Брат (не)удостоил его даже упреком.

4.В каком предложении не со словом пишется раздельно?

а)Эта задача (не)решена учениками.

б)(Не)яркое пламя освещало письменный стол.

в)А кругом на полях (не)пробудная тишь.

г)Кате стало (не)стерпимо обидно

5.В каком предложении не со словом пишется раздельно?

а)Со мной поздоровался (не)знакомый человек.

б)Всех смутили (не)проверенные слухи.

в)Человек, (не)уважающий других, сам (не)заслуживает уважения.

г)Усадьбу окружал (не)частый забор

КЛЮЧИ: 1- г ); 2- г ); 3- в); 4-а); 5- в).

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3-5 мин.)

Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

1. В каком предложении не со словом пишется раздельно?

а) (Не)заметная сера птичка выпорхнула из кустов.
б) (Не)вдалеке от дома начинался лес.
в) (Не)распроданные игрушки уценили.
г) Дуня (не)лишена обаяния.

2. В каком предложении не со словом пишется слитно?

а) Коту Тимофею (не)меньше десяти лет.
б) Воздух еще (не)ставший знойным, приятно освежает.
в) (Не)сули журавля в небе, а дай синицу в руки.
г) У Насти были (не)правильные черты лица

3.В каком предложении не со словом пишется слитно?

а) (Не)сумевший реализовать себя в жизни Базаров (не)счастливый человек.
б) Ключи до сих пор (не)найдены.
в) Дом у Петровых (не)большой, но очень уютный.
г) Брат (не)удостоил его даже упреком.

4. В каком предложении не со словом пишется раздельно?

а) Эта задача (не)решена учениками.
б) (Не)яркое пламя освещало письменный стол.
в) А кругом на полях (не)пробудная тишь.
г) Кате стало (не)стерпимо обидно

5. В каком предложении не со словом пишется раздельно?

а) Со мной поздоровался (не)знакомый человек.
б) Всех смутили (не)проверенные слухи.
в) Человек, (не)уважающий других, сам (не)заслуживает уважения.
г) Усадьбу окружал (не)частый забор

Ключи: 1 – г; 2 – г; 3 – в; 4 – а; 5 – в

VI. Домашнее задание: выполнить упражнение 455, повторить правила написания не с существительными, прилагательными, причастиями. (13 слайд)

VII. Подведение итогов урока (1м)

Предоставление слова Насте Нерозниковой о работе групп.

— Какую цель мы ставили перед собой на уроке?

— Справились ли мы с поставленной задачей?

Оценки. Анализ работы (1 м)

Зеленый – полностью согласен

Желтый – согласен наполовину

Красный – не согласен

Если вы согласны с утверждением, то поднимите соответствующую карточку.

— Я усвоил материал по правописанию частицы НЕ с причастием

— Я хорошо разобрался в теме сегодняшнего урока

— Я доволен своей работой на уроке

— Я согласен с оценкой, которую поставил учитель

— Я благодарен ребятам, которые работали со мной в группе.

Конспект урока по теме «Слитное и раздельное НЕ с причастиями»

Урок по теме «Слитное и раздельное написание не с причастиями»

I .Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке! Давайте улыбнёмся друг другу. Садитесь.

Что вам нужно было сделать дома? (Опираясь на план п. 23, сделать морфологический разбор следующих причастий : горящий, прочитанная, склоняемая , размешан, рассматривавший ).

1.Я вчера видел горящий дом. 2. Прочитанную мною книгу, я сдала в библиотеку. 3. У меня склоняемая фамилия. 4. Сахар был плохо размешан. 5. Передо мной стоял человек, долго рассматривавший фотографии.

Горящий — причастие. 1. Дом (какой) горящий. 2. Н. ф. –горящий.Пост. — действ., наст.вр., несов.вид; непост. – Им. п., ед. ч., м.р.3.Является определением.

Прочитанную –причастие. 1. Книга (какая?) прочитанная. 2. Н.ф. – прочитанный. Пост. — страд., прош.вр., сов. вид; непост. – В.п., ед.ч., ж.р.3. Является определением.

Склоняемая – причастие. 1. Фамилия (какая?) склоняемая. 2. Н.ф. –склоняемый. Пост. – страд., наст.вр., несов.вид; непост. – И.п, ед.ч., ж.р. 3. Является определением.

Размешан – краткое причастие. 1. Сахар ( что сделан?) размешан. 2.Н.ф. –размешанный. Пост. – страд., прош.вр., сов. вид;непост – ед.ч., м.р.. 3. Является частью составного сказуемого.

Рассматривавший – причастие. 1.Человек (какой?) рассматривавший. 3.Н.ф. – рассматривавший. Пост. – дейст., прош. вр., несов. вид; непост.- И.п., ед.ч., м.р. 3. Является определением.

Маша, Алёна разберут первые два причастия на доске, а остальные мы проверим, пока девочки пишут, устно.

За работу выставляются оценки.

II . Актуализация знаний

Ребята, посмотрите на доску. На ней написаны утверждения по теме «Не с разными частями речи». Ваша задача — определить, какие из них являются верными, а какие нет. Начинаем с Насти и продолжаем по цепочке. Настя, читай первое утверждение.

1)Если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением, то не с существительным пишется слитно. (+)

2) Не с глаголами пишется раздельно, если слово без не не употребляется.(-)

3) Не с прилагательным пишется слитно, если в предложении есть противопоставления с союзом а .(-)

4) Не с прилагательным пишется раздельно, если к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не. (+)

5)В предложении «И волны и суша покорны тебе:

Завидует (не) друг столь дивной судьбе» не с существительным пишется слитно. (+)

Итак, мы знаем правила правописания частицы не с разными частями речи (с существительным, с прилагательным, с глаголом). А какую часть речи мы изучаем в настоящее время?

О правописании не с причастиями мы ещё ничего не знаем.

Так как вы думаете, какая же тема сегодняшнего урока? ( Слитное и раздельное написание не с причастиями)

Попробуйте сформулировать цель нашего урока. (Узнать правила правописания не с причастиями)

Запишите число, классная работа и тему «Слитное и раздельное написание не с причастиями».

III .Объяснение нового материала

Посмотрите на интерактивную доску. На ней написаны словосочетания с причастиями, давайте прочитаем их и проанализируем.

Ошибка не замечена. Негодующий взгляд.

Не замеченная, а пропущенная ошибка. Незамеченная ошибка.

Не замеченная учеником ошибка.

Какое причастие употреблено в первом словосочетании? В какой форме стоит причастие? А как оно написано с не ?

Какое причастие во втором словосочетании? Как оно написано с не ? Как вы думаете, почему?

( В последующих словосочетаниях аналогично задавать наводящие вопросы).

Ученики анализируют и делают выводы.

Не пишется слитно с причастиями, которые без НЕ не употребляются, если при них нет зависимых слов и нет противопоставлений с союзом А. Раздельно- с полными причастиями, если есть противопоставление с союзом А, зависимое слово.

Откройте учебники на стр.65. Читаем правило вслух.

Совпадают ли сделанные нами выводы с правилом?

Итак, вид орфограммы – слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Тип орфограммы – небуквенная.

Опознавательный признак – наличие НЕ.

Условия выбора написания — краткое причастие, наличие союза А, наличие зависимого слова, употребляется или нет без НЕ.

Запишем полученные сведения в таблицу. Когда причастие пишется НЕ раздельно, когда – слитно. Учитель составляет таблицу на доске, а ученики записывают в тетрадь.

Если причастие без НЕ не употребляется ( ненавидивший ложь);

если при них нет зависимых слов и нет противопоставления с союзом А (несделанное задание).

с краткими причастиями ( не прочитана книга);

с полными причастиями, при которых есть зависимые слова (не сделанное мною задание);

с полными причастиями, при которых есть противопоставление с союзом А ( не написанная, а напечатанная книга).

Попросить учеников назвать опознавательный признак, условия выбора написания НЕ с причастиями, опираясь на таблицу.

IV .Формирование умений

А теперь давайте выполним с вами упр. 133. Сделаем только первые 3 пары предложений. Нужно списать предложения, устно указать условия слитного или раздельного написания не с причастиями.

Цель упражнения: учиться правильно писать не с причастиями, опираясь на условие выбора.

Первую пару предложений мы сделаем вместе, а дальше вы продолжите самостоятельно.

Я читаю первую пару, записываю её на доске, а вы — в тетради, объясняю условие написания не с причастиями.

Не прекращающийся весь день шум ливня. (условие раздельного написания – есть зависимое слово « весь день»)

Непрекращающийся шум ливня. (нет зависимого слова, нет противопоставления с союзом А)

Непрояснившийся небосклон. ( нет зависимого слова, нет противопоставления с союзом А)

Не прояснившийся после бури небосклон. (есть зависимое слово «после бури»)

Нескошенная трава. (нет зависимого слова, нет противопоставления с союзом А)

Не скошенная на лугу трава. (есть зависимое слово «на лугу»)

Давайте проверим, что у вас получилось. Оля, читай вторую пару, указывая на условие написания не с причастиями. Света, читай третью пару.

Выводы по упражнению:

1)каковы же условия выбора написания не с причастиями?

2)какие орфограммы, помимо написания не с причастиями, вам встретились в этом упражнении? ( проверяемая и непроверяемая безударная гласная в корне) В каких словах? ( непрекр а щающийся, непро я снившийся)

продолжим работу над правописанием не с причастиями, опираясь на условия выбора.

В следующем упражнении вам нужно будет поработать с текстом: я вас разделю на 2 варианта, 1 вариант подчеркнёт в тесте причастия, которые пишутся с НЕ слитно, а 2 вариант – раздельно. Будьте внимательны при выполнении данного задания.

Мало кого уже удивляет слово «хризантема». В переводе с древнегреческого оно звучит как «золотой цветок». В странах Востока с этим растением связывают и (не) знающую пределов радость, и (не) выразимую печаль, и (не) проходящую со временем скорбь. Одна из легенд рассказывает, что в III веке до н.э. (не) имеющий жалости император узнал о существовании (не)описуемой красоты цветка, который рос на одном из неведомых островов. Мудрецы говорили, что из этого растения можно было приготовить необыкновенный эликсир, помогающий избавиться от (не) излечимых болезней и уйти от (не) минуемой смерти. Но только искренний, (не) желающий зла окружающим человек мог прикоснуться к чудодейственному цветку. Триста девушек и юношей отправились за (не) распустившимся сокровищем. Но (не)навидящему людей императору так и не удалось дождаться возвращения оказавшихся в райском уголке смельчаков.

На островах возникло новое государство – Япония. На гербе этой страны и сегодня шестнадцатицветковая золотая хризантема.

1 вариант: невыразимую, неописуемая, неминуемая, нераспустившееся, ненавидящему, неизлечимой.

2 вариант: не знающую, не проходящую, не имеющий, не желающий.

А теперь давайте проверим, что у вас получилось. Яна, читай 1 вариант, проговаривая условие выбора написания НЕ с причастиями. Ксюша, читай 2 вариант.

на что вы опирались, когда вы выбирали слитное или раздельное написание НЕ с причастиями? (условия выбора написания)

давайте повторим условия выбора написания НЕ с причастиями.

какой опознавательный признак орфограммы ?

Цель упражнения: а теперь проверим, насколько вы внимательны, вам нужно на слух определить слитно или раздельно пишется не с причастиями, а также проверим, как вы усвоили новый материал.

На столах у вас лежат чистые листы, на которых вы сейчас будете работать.

Я вам читаю выражения, а вы ставите только цифры: 1-раздельно; 2-слитно.

Не сшитый, а связанный костюм; напиток не допит; недостижимая цель, негодующий политик, не рассказанная на ночь сказка; трава не скошена; незакрытое окно; правило не вызубренное, а осознанное.

А теперь обменяйтесь работами с соседом по парте.

Проверьте друг друга по ключу.

Запись на интерактивной доске.

Читаю ключ вслух. 1,1, 2, 2,1, 1,2, 1.

Если ошибок более 4, не оцениваем.

Поставьте оценку своему соседу, сдайте мне свои листочки.

Выводы: данное упражнение помогло проверить то, чему мы научились сегодня на уроке. Скажите, на какие условия выбора написания вы опирались при выполнении данного упражнения?

Итак, с каким видом орфограммы мы сегодня познакомились? ( Слитное и раздельное написание не с причастиями)

А теперь проверим ваши знания по новой теме. Я говорю утверждение, если вы с ним согласны, то поднимайте улыбающийся смайлик, если нет — грустный.

Опознавательный признак орфограммы – наличие не .(+)

С полными причастиями, при которых есть зависимые слова или противопоставление с союзом А не пишется раздельно.(+)

С краткими причастиями не пишется слитно. (-)

С полными причастиями, при которых нет зависимых слов и нет противопоставлений с союзом А не пишется слитно.(+)

В словосочетании «неописуемая красота» не с причастием пишется слитно, т.к. без не не употребляется. (+)

Молодцы, ребята, я вижу, что вы хорошо усвоили новый материал. А сейчас я попрошу вас оценить свою работу на уроке. Дополните незаконченные фразы на отдельных листах:

Мне было трудно…

Было интересно узнать, что…

Отложите листы на край стола. Запишите домашнее задание. п.24, упр. 135. В данном упражнении вам нужно будет списать предложения, раскрывая скобки, обозначить вид и время причастий, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Спасибо, ребята, за активную работу на уроке. Давайте улыбнёмся друг другу. До свидания!


источники:

http://multiurok.ru/files/urok-po-tiemie-pravopisaniie-nie-s-prichastiiami.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-teme-slitnoe-i-razdelnoe-ne-s-prichastiyami-4118911.html