Конспект урока правописание не с различными частями речи

«Слитное и раздельное написание
НЕ с различными частями речи»

Орфограмма: Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи (существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями, причастиями, глаголами, деепричастиями).

Не пишется слитно :

  • с существительными, с краткими и полными прилагательными и наречиями на -о(-е), если слово без не не употребляется ( невидаль, недотрога, невзрачный, невзначай );
  • с существительными, с краткими и полными прилагательными и наречиями на -о(-е), если слово можно заменить синонимом без не ( недруг — враг, немалый — большой );
  • в неопределённых местоимениях и отрицательных наречиях ( некто, неласково );
  • с причастиями, если при них нет зависимых слов и противопоставления ( неочищенные овощи).

Не пишется раздельно :

  • с существительными, прилагательными и наречиями на -о(-е), если в предложении есть противопоставление с союзом а (он мне не друг , а враг);
  • с наречием, если к нему относятся слова вовсе, далеко, никогда, нисколько, ничуть (ничуть не приятно );
  • с глаголами и деепричастиями, кроме случаев, когда слово без не не употребляется ( не спеша, не делал, ненавидеть );
  • с полными причастиями, если есть зависимые слова или противопоставление с союзом а ( не сданные вовремя книги; не придуманные , а взятые из самой жизни, истории);
  • с краткими причастиями (работа не доделана).

Не является приставкой отрицательных местоимений, если после не нет предлога (делать нечего ).

Таблица «Слитное и раздельное написание
НЕ с различными частями речи
«

Схема «НЕ с различными частями речи«

Конспект урока «Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи».

Правописание не с разными частями речи
план-конспект урока на тему

Открытый урок по русскому языку

Тема урока: Правописание не с разными частями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx129.71 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку

Преподаватель Тришкина Валентина Михайловна

Тема урока: Правописание частицы не с разными частями речи

-Систематизировать знания о написании не с разными частями речи;

-Совершенствовать орфографические навыки написания не с разными частями речи;

-Формировать навык взаимоконтроля и самоконтроля;

-Развивать логическое и критическое мышление, умение отбирать материал, аргументировать свою точку зрения;

-Формировать коммуникативные умения;

-Воспитывать интерес к родному языку.

-Индивидуальные тест овые задания

Форма урока: Урок-обобщение знаний

Обоснование использования ИКТ:

  1. Расширение объема предъявляемой учебной информации;
  2. Разнообразие форм учебной деятельности студентов на уроке;
  3. Повышение интереса к изучению предмета и к учению в целом.

Эпиграф к уроку:

Вам (не)принадлежит то, чего вы не(понимаете).

II. Определение темы урока и постановка целей .

1.Послушайте стихотворение, определите тему нашего урока, запишите слова и скажите, для чего нужна частица НЕ в данных словах?

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с доумением:

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо,

И во всем была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная

И, виляя хвостом, уклюже

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шел умытый, причесанный ряха,

А за ряхой по травке свежей

Шли суразные дотепа и вежа.

А из школы, взявшись за ручки,

Чинным шагом вышли доучки.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы НЕ.
— Какие слова вы записали? Какова особенность их написания?
( Все слова без не не употребляются, не является приставкой).

-Объясните значение слов «невежа» и «невежда».

( Невежа — 1. Грубый, неучтивый человек. Невежа тот, кто позволяет себе грубость.

Невежда , невежественный, несведущий, безграмотный, неграмотный, необразованный, неученый, неуч, серый, темный, малограмотный, малокультурный. Невежда он был круглый, ничего не читал.)

2.Сформулируйте задачи нашего урока. ( Для правильного написания слов с частицей НЕ следует повторить правила, составить алгоритм, сводную таблицу. Закрепить полученные знания).
— Прочитайте эпиграф к уроку, объясните смысл этого высказывания. К нему мы еще вернемся в конце нашей работы.

III.Систематизация умений и навыков ( работа над составлением таблицы, алгоритма)

1. Вспомним , чем бывает НЕ в словах. ( Например, в словах стихотворения, эпиграфа).

2. Самостоятельная работа студентов

-Я предлагаю вам вспомнить все условия написания » не » с разными частями речи и составить самим таблицу » Правописание не с разными частями речи», которую можно будет использовать для систематизации материала.

-Для этого поделимся на группы, каждая группа составляет свой блок.

1 группа- написание «не» с существительными, прилагательными и наречиями.

2группа-написание «не» с глаголами и деепричастиями

3группа — написание » не» с причастиями

Правописание не с различными частями речи.

Существительные, кач. прилагательные, наречия на -о, -е

Глаголы и деепричастия

Без не не употребляются

Неряха, нелепый, небрежно

Противопоставление с союзом а

Без не не употребляются

Не распечатан, не скошена

Без не не употребляются

Не видя
не поздоровится

Можно подобрать синоним

неправда=ложь
невеселый = грустный
невысоко= низко

Наличие слов далеко не, отнюдь не , вовсе, ничуть не, никогда не

Вовсе не красивое платье

Полное одиночное (нет зависимых слов)

Нерешенный пример,ненаписанное письмо

Противопоставление с союзом а

Не законченная, а только начатая работа

Наличие наречий степени, признака: чрезвычайно, совершенно, абсолютно, почти

Сравнительная степень: не лучше, не умнее

Наличие зависимых слов (входит в причастный оборот)

Еще не скошенная трава

Отрицательные наречия: негде,
некуда

С прил., которые не имеют полной формы: не рад, не должен, не обязан

! Не является частицей и пишется раздельно

  1. с неопределённым местоимением, если разделено предлогом;
  2. с прилагательными, обозначающими цвет, относительными и притяжательными прилагательными;
  3. с числительными
  4. с местоимениями
  5. с прилагательными и наречиями в сравнительной степени

— Эксперты проверяют поочередно составление таблицы у каждой группы и обобщают материал.

-Теперь каждый проверяет свою работу по слайду и дописывает те условия написания, которые пропущены.

5. Построение алгоритма «Правописание НЕ с разными частями речи»

( На основании таблицы выстраиваем алгоритм рассуждения).
Образец рассуждения:
1.При выборе слитно-раздельного написания не с существительными, прилагательными, наречиями на -о, -е рассуждаем так:
— смотрим, может ли слово употребляться без не. Если не может – пишем слитно: неряха , несуразный, Небрежно.
— если слово может употребляться с не, смотрим, есть ли противопоставление признаков, оценок, или слова далеко не, отнюдь не, вовсе не, ничуть не, чуть не, отнюдь не. Есть одно из указанных условий – пишем не раздельно : не широкий , а узкий пруд; вовсе не интересный рассказ; ничуть не красиво.
— если нет указанних выше условий, подбираем к слову синоним и пишем не слитно: говорил неправду ( ложь), поступил нехорошо ( плохо).
Запомните: не пишется раздельно с относительными, притяжательными прилагательными, с прилагательными со значением цвета, с прилагательными и наречиями в сравнительной степени: не кожаный портфель, не синее небо, не тяжелее, не менее; с наречиями, которые пишутся через дефис: поступил не по — товарищески.

Слитное и раздельное написание НЕ

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЛИТНОГО ИЛИ РАЗДЕЛЬНОГО НАПИСАНИЯ НЕ

! Не является частицей и пишется раздельно

  1. с неопределённым местоимением, если разделено предлогом;
  2. с прилагательными, обозначающими цвет, относительными и притяжательными прилагательными;
  3. с числительными
  4. с местоимениями
  5. с наречиями, которые пишутся через дефис ( не по-братски, не по- летнему)
  6. с прилагательными и наречиями в сравнительной степени ( не лучше, не хуже , не красивее, не умнее)

6.Закрепление материала. Работа с текстом.

(Отпечатанный текст роздан каждому ученику).

-В какой фразе заключена главная мысль текста?

-Как вы ее понимаете?

-Спишите , раскрыв скобки , обозначив орфограмму «не» с различными частями речи»

-Раскройте главную мысль текста, аргументируйте свой выбор.

-Как бы вы поступили на месте Васи?

Успокоение (не)приходило.(Не) в чем Васе было себя упрекнуть. Это мать,(не)испытывая жалости к старой черепахи, приказала её унести из дома.

Перед Васей (не)ожиданно возникли глаза черепахи, никогда (не) мигающие, мудрые. Вася думал: «(Не) такому уж плохому человеку продал я её. И живет она теперь (не)далеко, а близко». Но вдруг он заплакал.

Это сердце подсказало мальчику (не) ведомую истину: (не) только мир существует для тебя, но и ты для мира.

(Ю.Нагибин «Старая черепаха»)

-Представьте, что вы учитель. Какие бы вопросы вы задали по изученной теме?

-Составление кластера по теме.

Определить, какое слово в каждом ряду «лишнее «. Объяснить. Заменить его таким, которое подходит к данному ряду.

2 (Не)приблизившись,(не)слышишь,(не)дотрога, (не)(у)кого

3 Никем (не)тронутый,(не)глубокий, но очень бурный, (не)по-товарищески,(не)убраны

1. Не пишется слитно:

2.Не пишется раздельно:

а)(не)дорогой, а красивый ситец

г)прыгнул (не)высоко, а низко

3.Не пишется слитно:

а)(не)глубокий, а рыбный пруд

б)(не) проснувшийся вовремя

в)долго (не)заживающая рана

г)поступить далеко (не)смело

4.Не пишется слитно:

а)говорить (не)громко, а тихо

б)дорога (не) освещена

в)книга (не)большая, а интересная

-Эксперты проверяют работу и озвучивают результат

* Задания используются как дополнительные.

7.Подведение итогов урока.
— Какую задачу мы с вами решили? ( Систематизировали полученные ранее знания о правописании не с разными частями речи)

-Вспомним случаи слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи.

-Вспомним случаи слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи.

Давайте повторим алгоритм «Написание слов с НЕ».

-Чем является не, когда слово пишется слитно? ( Приставкой )
— Раздельно? ( Частицей)

С частицей НЕ дружить придется,

На помощь поскорей ее зови,

Она тебе придаст неутомимость,

И силу нестареющей любви

-Поднимите зеленое яблоко, если вы все усвоили, если вам понравился урок. Желтое — если вам что-то непонятно и вы хотели бы уточнить отдельные моменты.

Красное — если вами материал не усвоен, вы хотели бы повторить все снова.
— Что вы теперь можете сказать по поводу эпиграфа нашего урока?
9. Домашнее задание.
Написать мини- сочинение-рассуждение по пословице «Невежду никакими лекарствами не вылечишь».Объяснить написание частицы не.

Конспект урока на тему: «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»

Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи».

Образовательная : повторить и закрепить обобщенный теоретический материал по теме “Правописание НЕ с разными частями речи”, отработать приёмы разграничения НЕ – части корня, НЕ — приставки и НЕ — частицы, уметь применять правила о слитном и раздельном написании НЕ при выполнении практических заданий;

Развивающая : продолжить развитие познавательного интереса к русскому языку, уметь анализировать, обобщать полученные знания, аргументировать свои высказывания, развить у учащихся рациональные приёмы умственной деятельности при повторении и закреплении знаний и умений, формировать активное участие в процессе обобщения материала;

Воспитательная : продолжить формирование системы духовных ценностей и ориентиров на основе разбираемых примеров – пословиц и поговорок, кладезя народной мудрости..

I. Организационный момент.

— Наш урок мы начнём с повторения изученного по теме “Н и НН в разных частях речи” (используется раздаточный материал и опорные схемы в папках для индивидуальной работы) – слайд №1.

Задание: записать примеры, раскрыть скобки, объяснить свой выбор:

Заработа(н, нн)ый ломоть лучше краде(н, нн)ого каравая.

Пропуще(н, нн)ый час годом не воротишь.

С умом задума(н, нн), без ума сдела(н, нн)о.

Хороша верёвка дли(н, нн)ая, а речь короткая.

Братская любовь лучше каме(н, нн)ых стен.

— Как называются фразы, которые вы сейчас записали? (пословицы)

— Что называют пословицей? (пословица – мудрое народное изречение) + справка из “Толкового словаря живого великорусского языка” В.И.Даля: «Пословица – краткое изречение, поучение в виде притчи, иносказания»

— Какое правило необходимо вспомнить, чтобы правильно записать слова со скобками? (Н и НН в различных частях речи – объяснение орфограмм в записанных пословицах)– слайд №3 “Проверьте себя!”.

— Объясните смысл понравившейся вам пословицы.

III. Работа над темой урока.

— Запишите тему сегодняшнего урока

Слово учителя о целях и задачах урока.

— Частица НЕ – одно из самых употребительных слов русского языка и безусловный чемпион по количеству связанных с ним орфографических ошибок. — Давайте вспомним, чем может быть НЕ в разных случаях.

Он такой не вежда.

Не громкий звук раздался в тишине.

Куртка была не дорогая, а дешовая.

— Итак, чем является НЕ в этих примерах?

— Замените развёрнутое описание одним словом с НЕ-(слайд №10).

То, чего не было и не бывает в действительности, вымысел, выдумка (небылица);

Детская игрушка, которую невозможно уложить, Ванька-встанька (неваляшка);

Грубый, невоспитанный человек (невежа);

Необразованный, малосведущий человек (невежда);

Отсутствие удачи, ряд неудач, преследующих кого-то (невезение);

Неблагоприятные, тяжёлые обстоятельства (невзгоды);

Раб, обычно из пленников (невольник);

Отсутствие свободы, рабство (неволя);

Тот, кто не может долго усидеть, пробыть на одном месте (непоседа);

Человек, который всё делает плохо или не умеет делать что-либо (неумеха);

Военный противник, враг (неприятель).

— Почему все эти слова написаны слитно сНЕ-?

— Вновь обращаемся к нашим сегодняшним помощникам – пословицам и поговоркам.

Выборочный диктант (1-я группа выписывает пословицы, где НЕ пишется слитно, 2-я группа – НЕ –раздельно) – слайд №11.

Без пословицы (не)проживёшь. (Не)гордись званием, а гордись знанием. Друг познаётся в (не)счастье. Красна дружба (не)лестью, а правдой и честью. У (не)ряхи да (не)пряхи нет и путной рубахи. Учён, да (не)умён, вполцены он. За учёного двух (не)учёных дают, да и то (не) берут. Мелет день до вечера, а послушать (не)чего. Человек (не)учёный, что топор (не)точёный: можно таким дерево срубить, да трудов много. (Не)давши слова – крепись, а давши – держись. (Не)вежду никакими лекарствами (не) вылечишь. (Не)убив медведя, шкуры (не)делят. (Не)доброе слово больней огня жжёт. Человек, (не)умеющий говорить, кулаком пугает. Тот идёт вперёд, кто (не) боится (не)взгод. (Не)ошибается тот, кто ничего (не)делает.

— Какие пословицы попали в оба варианта? Почему? (у каждого варианта получится по 9 предложений)

— Синтаксический разбор предложения (2 человека работают за доской +сверка с доской):

1 вариант: Не убив медведя, шкуры не делят. (Повеств., невоскл., прост., односост., осложнено обособленным обстоят., выраж. дееприч. оборотом, распр.)

2 вариант: Человек, не умеющий говорить, кулаком пугает. (Повест., невоскл., прост., двусост., осложнено обособленным определением, выраж. причастным оборотом, распр.)

Задание 2. Зрительный выборочный диктант (выписать словосочетания, объяснить написание)

* ( Не ) знаю большего удовольствия, чем идти по ( не )знакомым дорогам к какому-нибудь лесному озеру.

* Вот откуда-то доносится тревожный крик ( не )уснувшей птицы или раздается звук, похожий на чей-то голос.

* Хорошо по жизни пронести счастье, ( не ) затронутое пулей, верность, ( не ) забытую в пути.

* Книга — это могучее оружие. Умная и вдохновенная книга ( не )редко решает судьбу человека (В. Сухомлинский).

* (Не)вежду лекарствами не вылечишь.

* Куплен (не)дорогой, но красивый материал.

* Повесть написана вовсе (не)известным молодым писателем.

— Объясните значение слов вдохновенный, невежда.

Вдохновенный — возвышенный, выражающий подъем творческих сил.

Невежда- человек, который мало знает, необразованный.

Невежа – грубый, невоспитанный человек

— Итак, мы ещё раз повторили правила “Правописание НЕ с разными частями речи” для того, чтобы безошибочно выполнить диагностирующую контрольную работу. Оцените свои знания по теме и выберите вариант для контроля. (дифференцированный подход: 1 вариант — для сильных учащихся, 2 — для средних, 3- для менее подготовленных. Работу выполняют на листочках с заданиями.)

Выписать словосочетания. Определить часть речи, объяснить написание.

(Н…)ожиданно послышалось (н…)громкое пение. Где-то (н…)близко пела женщина. Егорушка оглядывался и (н…)понимал, откуда эта странная песня. Ему стало казаться, что это пела трава. В своей песне она искренно убеждала кого-то, что она (н…)в чем (н…)виновата, что солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она еще молода и была бы красивой, если бы (н…)зной и (н…)засуха: вины (н…)было, но она все-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей (н…)выносимо больно, грустно и жалко себя.

Определить часть речи, объяснить написание.

Не..порученное никому дело, не.. тронется с места, не.. вспахано, не.. прекращающийся всю ночь, не..засеянное поле н.. зеленеет, не..забываемое впечатление, не..сказанное слово, не.. хвали не.. испытанного в деле, не..хоженые тропы, ни.. в.. чем не.. замешан, ни..кто не.. знает, ни..чего не.. помня, не..сжатая рожь.

Далеко не умен, не засохшие цветы, а живой, невеселый, неразумность, недомогать, некошеный, никем не замеченный, незамерзающий, не обращаясь, не знаю, не закончен, не с кем.

Образец: “далеко не умен” — есть слово “далеко” (конструкция “далеко не”) — пишется раздельно; “невеселый” — прилагательное, пишется слитно.

Вопросы для повторения:

— Как пишутся с НЕ слова, которые без НЕ не употребляются?

— Как пишется НЕ с глаголами и деепричастиями?

— Как пишется НЕ с прилагательными, существительными и наречиями?

— Как пишется НЕ с причастиями?

— Как пишется НЕ с местоимениями и числительными?


источники:

http://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2013/06/26/pravopisanie-ne-s-raznymi-chastyami-rechi

http://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-slitnoe-i-razdelnoe-napisanie-ne-s-raznimi-chastyami-rechi-3228103.html