Конспект урока правописание непроизносимых согласных

План — конспект урока по русскому языку.Правописание непроизносимых согласных в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

урок повторения и обобщения знаний, правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
razrabotka_uroka_dlya_5_kl._po_fgos.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

Хайрутдинова Эндже Замиловна

МБОУ «Новодемкинская СОШ»

Учитель русского языка и литературы

Урок 2. Тема урока: Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Цель: пр авописание непроизносимых согласных в корне слова.

1) закрепление навыка обозначения орфограммы (согласной) в корне слова;

2) формирование умения дифференцировать орфограммы корня

— обогащение словарного запаса учащихся;

— воспитывать у детей любви к родному краю, Родине.

— проявление творческого отношения к процессу обучения;

— проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

— умение извлекать информацию из текстов;

— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

— умение прогнозировать предстоящую работу;

— умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

— умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

— умение слушать и понимать других;

— умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

— умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

— выявление признаков текста, осознание связи заглавия с темой и главной мыслью текста.

Технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.

I. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рад снова встретиться с вами. Какие части слова вы знаете?

Ученик. Приставка, корень, суффикс, окончание.

Учитель. Как называются части слова?

Учитель. Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Ученик. Правописание проверяемых согласных в корне слова.

Учитель. Какие способы проверки написания звонких и глухих согласных в корне слова существуют?

Ученик. Изменение слова и подбор однокоренных слов.

Учитель. Какая морфема идет за приставкой?

Учитель. Вы хотите расширить свои знания о правописании корней?

Ученик. Да, мы хотим узнать больше.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель. С чего начнём наше познание нового?

Ученик. С повторения, что знаем по теме: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова».

Учитель. Какой способ повторения нашей темы выберем?

Ученик. Выполнение морфемного разбора слов.

Учитель. Сделайте морфемный разбор следующих слов: местность, известный, звёздный, счастливый, сердце, вкусный.

(Кто-то может работать у доски, остальные — в тетрадях).

Учитель. Посмотрим, как поработали наши одноклассники с морфемным разбором. Кто хочет стать консультантом? (Один из учеников проверяет выполнение и говорит «Разбор слов выполнен верно»)

Ученик. В слове «местность» выделяем корень «МЕСТ», далее суффиксы «Н» и «ОСТЬ», окончание – нулевое. В слове «известный» корень «ВЕСТ», приставка «ИЗ», суффикс «Н», окончание «ЫЙ». Звёздный: корень «ЗВЁЗД», суффикс «Н», окончание «ЫЙ». Счастливый: корень «СЧАСТ», суффикс «ЛИВ», окончание «ЫЙ». Сердце: корень «СЕРДЦ», окончание «Е». Вкусный: корень «ВКУС», суффикс «Н», окончание «ЫЙ».

Учитель. Ребята, в чём особенность в написании этих слов?

Ученик. Эти слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Учитель. Что нужно делать, чтобы не ошибиться в написании непроизносимых согласных в корне слова?

Ученик. Нужно подобрать такое проверочное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо. Например, в таблице это хорошо видно:

Учитель. Какой вывод можно сделать о ваших знаниях и умениях по теме? Ученик. Материал усвоен на достаточном уровне.

Учитель. Какие орфограммы в корне вы нашли?

Ученик. Правописание непроизносимых согласных в корне: месТность, извесТный, звёзДный, счасТливый, серДце.

Учитель. А можно ли подобрать к слову вкусный проверочное слово?

Ученик. Можно, вкусен .

Учитель. Есть ли в этом слове непроизносимое согласное?

Ученик. Пожалуй, нет.

III. Выявление места и причины затруднения.

Организация восстановления выполненных операций.

Учитель. В чём заключается правописание таких слов?

Ученик. Не знаем.

Учитель. Ребята, в некоторых словах с сн непроизносимых согласных нет. Например, чудеСНый-чудесен, опаСНый-опасен, прекраСНый-прекрасен.

IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?

Ученик. Определять вид орфограммы в корне слова с непроизносимыми согласными.

Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?

Ученик. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

V. Реализация построения проекта.

Учитель. Ребята, обратите внимание на слова, записанные на доске.

Учитель. Найдите в таблице слова с непроизносимыми согласными в корне слова?

Ученик. В левом столбике непроизносимых согласных нет, а в правом столбике они есть.

Учитель. Ещё какие наблюдения вы провели?

Ученик. В правом столбике подбираем проверочные слова: учасТник – участие, здраВствуй – здравие, чесТный – честь, серДце – сердечный. В левом столбике тоже: чудесный – чудесен, вкусный — вкусен, интересный — интересен, ужасный – ужасен. Но здесь непроизносимых согласных нет .

Учитель. В чём заключается ваша задача?

Ученик. Написание таких слов надо запомнить, а в случае сомнения обращаться к орфографическому словарю.

Учитель. Правильно, ребята. А теперь найдите проверочные слова для слов: силосный, сенокосный .

Ученик. Силос, сенокос.

Учитель. Молодцы! Вы очень наблюдательны. Выразим наш вывод в обобщённом виде, составим эталон. Кто попробует?

Ученик. Попробуем подобрать проверочное слово к слову чесТный – чес т ь, но к слову: опаСНый – опа сен . Данный пример можно использовать в виде эталона.

Учитель. Молодцы. Значит, мы сейчас можем объяснить правописание слов, которые вызывали у нас в начале урока затруднение?

Ученик. Да, потому что мы придумали эталон.

Учитель. Как преодолеть затруднение в выборе непроизносимых согласных в словах?

Ученик. Мы можем обратиться к эталону. Где?

Учитель. Прочитайте на доске примеры.

Ученик. Ненас…ный, неизвес…ный, учас…ник, прекрас…ный, вес…ник, радос…ный.

Учитель. Что вы сделаете, чтобы вставить пропущенные буквы?

Ученик. Воспользуемся эталоном ( чесТный – чес т ь, опаСНый – опа сен ) и орфографическим словарём. Например, проверочные слова: ненастье, весть, участие, прекрасен, вести, радость . Получаются такие слова: ненасТный, неизвесТный, учасТник, прекрас()ный, весТник, радосТный.

Учитель. Какой вывод можно сделать?

Ученик. Мы выполнили поставленную задачу.

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

Учитель. Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности?

Ученик. Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике.

Учитель. Полностью с вами согласен. Выполним упражнение № 47 учебника в парах, поочерёдно комментируя слова друг другу. Выпишите сначала слова с непроизносимыми согласными, затем остальные. Обозначьте орфограммы. Начнём с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все вместе для образца:

1вариант. стороЖка — стороЖить

2 вариант. месТность — месТо

Учитель. Продолжаем самостоятельно.

Ученик. ОстроВки-остроВок, извесТный-извесТие, лёГкий-лёгок.

Учитель. Ребята, испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Ученик. Нет, мы с ним легко справились.

VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель. Ребята, теперь выполним упражнение 48. Что пропущено в словах: СН или СТН? Имейте в виду, что в некоторых словах с СН непроизносимых согласных нет. На работу 5 минут.

Учитель. 5 минут истекли. Ваши следующие действия?

Ученик. Проведём самопроверку по эталону ( чесТный – чес т ь, но: опаСНый – опа сен ):

ОкреСТность-окреСТ, радоСТный-радосТь, груСТный-грусТь, вкуСНый-вку сен , чудеСНый-чуде сен , веСТник-весТь, прекраСНый-прекра сен , интереСНый-интере сен , учаСТник-учасТие, неизвеСТный-извесТие, ненаСТный-ненасТье.

Учитель. А теперь, ребята, напишем небольшой диктант. Проверим свои умения по правописанию непроизносимых согласных в корне слова.

В дождливый день в городе грязь, а в лесу земля влажная. Вы идёте по мягкому ковру листьев. Ветвь ели кажется гигантской рукой. Празднично и радостно кругом вас. Вы чувствуете себя дорогим гостем на этом празднике. (Д.Мамин-Сибиряк)

Учитель. Назовите из текста слова с непроизносимыми согласными в корне?

Ученик. Гигантский, празднично, радостно, чувствуете, празднике.

Учитель. Как написать их правильно?

Ученик. Нужно воспользоваться эталоном. Гигантский-гигагнт, радостно-радость. А вот с остальными мы не справились.

Учитель. Ребята, у таких слов как празднично, чувствуете, празднике — проверочных слов нет, правописание данных слов надо запомнить.

Ученик. Значит, мы их должны проверять по орфографическому словарю.

Учитель. Да. Молодцы, что догадались.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель. А теперь, ребята, поработаем над следующим заданием:

1) На экране слова. От каких слов образовались они? Запишите их, обозначьте орфограммы и морфемы

Ученик (читает). Агентство, грустный, местный, прелестный, ненастный, редкостный, властный, проездной, областной, завистливый, участливый, тростник.

Эталон: чесТный – чес т ь, но: опаСНый – опа сен

Учитель. Проведите самопроверку по эталону.

Ученик. АгенТство — агенТы, грусТный – грусТь, месТный – месТо, прелесТный – прелесТь, ненасТный – ненасТье, редкосТный – редкосТь, власТный – власТь, проезДной – проезД, обласТной – обласТь, зависТливый – зависТь, учасТливый- учасТие, тросТник – тросТь.

Учитель. Следующее задание: 2) Подберите к данным словам однокоренные имена прилагательные с суффиксом -Н-, запишите слова парами. Какие из слов являются проверочными?

Колесо, вкус, силос, чудеса, интерес, сенокос, ужас, опасение.

Ученик. Колесо — колёсный, вкус — вкусный, силос — силосный, чудеса — чудесный, интерес — интересный, сенокос — сенокосный, ужас — ужасный, опасение – опасный. Проверочные слова: колесо, вкус, силос, чудеса, интерес, сенокос, ужас, опасение.

Учитель. Молодцы, справились. Далее 3) задание: Запишите сначала словосочетания, в которых есть слова с непроизносимыми согласными, затем – остальные.

Прекрасное село, праздничный фейерверк, счастливый случай, широкая лестница, чудесная комната, интересная прогулка, удивительное чувство (на экране).

Ученик. Сначала записываем: Праздничный фейерверк, счастливый случай, широкая лестница, удивительное чувство. Потом остальные: прекрасное село , чудесная комната, интересная прогулка. Так как здесь нет слов с непроизносимыми согласными в корне.

IХ. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель. Чему был посвящён урок?

Ученик. Правописанию непроизносимых согласных в корне слова.

Учитель. В чём суть правописания непроизносимых согласных в корне? Ученик. Уметь подобрать проверочные слова.

Учитель. Какие затруднения мы испытали?

Ученик. Не всегда правильно вставляем буквы.

Учитель. Что помогло нам их преодолеть?

Ученик. Правила проверки непроизносимых согласных в корне.

Учитель. Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.

Научился проверять непроизносимую согласную в корне, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

Научился проверять непроизносимую согласную в корне , но не уверен, что самостоятельно смогу подобрать проверочное слово. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

Научился проверять непроизносимую согласную в корне и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

Учитель. Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Кто научился проверять непроизносимую согласную в корне, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и спишите первый абзац упр. № 49 из параграфа 9.

2. Кто научился проверять непроизносимую согласную в корне, но не уверен, что самостоятельно сможет подобрать проверочное слово, то скажите себе «Я работал хорошо!» и спишите упр. 49.

3. Кто научился проверять непроизносимую согласную в корне и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте 7 предложений по теме «Наступление утра».

4. Задания для умников и умниц!

Найдите и запишите слова с сочетаниями стн, ств, здн, рдц.

Учитель. Спасибо, мы сегодня поработали плодотворно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План — конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум.

План — конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум.

План — конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум.

План — конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум.

План — конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум.

План — конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум.

План — конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум.

Конспект урока по русскому языку на тему»Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

Тема: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

— формулировать и аргументировать собственное мнение;

— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

— адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

— высказывать свое предположение на основе учебного материала;

-проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

-проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделируют процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;

— выстраивать логическую цепь рассуждений– анализ объектов с целью выделения признаков;

— контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— слушать и понимать речь других;

— формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

-уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Здравствуйте, ребята. Надеюсь, что работа на этом уроке доставит удовольствие и вам, и мне. Согласитесь, узнавать что-то новое, интересное – это всегда шаг вперед в своем развитии. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте удачи. Давайте произнесём девиз урока.

II. Словарная работа проводится в виде игры «Паруса»

— Для того, чтобы уверенно плыть по океану жизни, нам потребуются помощники – паруса знаний. Давайте посмотрим, насколько прочны ваши паруса.

У детей имеются листочки бумаги – «паруса».Учитель диктует словарных слов, дети столбиком записывают.

Тополь, осина, сирень, берёза, орех, рябина, яблоня.

— И вот налетает буря, проверяет надежность ваших парусов.

Идёт проверка. На месте ошибок дети прокалывают ручкой листочек – «буря рвет паруса». Домашнее задание: «починить паруса» — выучить слова, в которых допущены ошибки.

I II . Постановка темы и цели урока.

На доске написаны слова

-Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы, вспомните правило и подберите проверочное слово

1.Что интересного вы заметили? ( вставленные буквы согласные)

-Ребята , как вы думаете какое слово будет лишним? (грустный)

— Почему? ( другая орфограмма)

— Давайте произнесём это слово, так как говорим.

— Посмотрите на транскрипцию. [ Г Р У С Н Ы Й / ]

ИНОГДА СОГЛАСНЫЕ ИГРАЮТ С НАМИ В ПРЯТКИ.

ОНИ НЕ ПРОИЗНОСЯТСЯ, НО ПИШУТСЯ В ТЕТРАДКЕ.

— По этой проблеме сформулируйте тему урока.

«Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

— Чему мы сегодня будем учиться на уроке?

—будем учиться правильно, писать слова с непроизносимыми согласными.

—будем учиться подбирать проверочные слова.

IV . Работа над новой темой.

1.- Если эти согласные не произносятся, тогда зачем нужно писать эти буквы. Тогда эта согласная должна где-то проявиться . А может быть эту согласную можно проверить?

— Попробуйте провести эту исследовательскую работу в группах, чтобы найти способ проверки слов с непроизносимыми согласными.

— У вас на карточках написаны слова, нужно выбрать слово с непроизносимой согласной и подобрать к нему проверочное слово.

— Давайте ответим на поставленный вопрос. Как проверить непроизносимую согласную?

Правило: Непроизносимые согласные в корне слова нужно проверять, для этого:

нужно подобрать однокоренное слово, чтобы этот согласный отчетливо слышался.

— На доске записаны столбиком слова. Образуйте слова с непроизносимой согласной и подчеркните ее.

Учитель называет слова. Если слова на непроизносимую согласную – дети берутся за руки. Если слова на другую орфограмму они – хлопают в ладоши.

Цвет, овраг, честный, береза, грустный, яростный, хороший, туча.

— А сейчас, творческое задание. У каждой группы на карточках даны предложения. Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными. Можно пользоваться карточками – подсказками, чтобы проконтролировать свое решение. В тетради записать предложения.

Позади веселое лето. Прошла красивая золотая осень. Стоят дождливые

дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.

Голубой свод скрывают серые тучи. Привет , утреннее солнышко!

Напрасно низкое светило хочет удержать теплую погоду. Часто случаются ночные

заморозки – первые посланцы близкой зимы.

— Прочитайте что у вас получилось. Назовите слова с непроизносимыми согласными.

— Какое правило вы должны были помнить.(ответы детей)

— Чему учились на уроке?

— Что нового для себя узнали на уроке? И тд.

— Ребята, но мы не ставим в этой теме точку, так как на следующем уроке мы познакомимся с словами , в которых есть непроизносимые согласные , но их нельзя проверить способом, который мы открыли сегодня.

Спасибо за работу!

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Тема: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

— формулировать и аргументировать собственное мнение;

— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

— адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

— высказывать свое предположение на основе учебного материала;

-проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

-проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделируют процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;

— выстраивать логическую цепь рассуждений– анализ объектов с целью выделения признаков;

— контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— слушать и понимать речь других;

— формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

-уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Здравствуйте, ребята. Надеюсь, что работа на этом уроке доставит удовольствие и вам, и мне. Согласитесь, узнавать что-то новое, интересное – это всегда шаг вперед в своем развитии. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте удачи. Давайте произнесём девиз урока.

II. Словарная работа проводится в виде игры «Паруса»

— Для того, чтобы уверенно плыть по океану жизни, нам потребуются помощники – паруса знаний. Давайте посмотрим, насколько прочны ваши паруса.

У детей имеются листочки бумаги – «паруса».Учитель диктует словарных слов, дети столбиком записывают.

Тополь, осина, сирень, берёза, орех, рябина, яблоня.

— И вот налетает буря, проверяет надежность ваших парусов.

Идёт проверка. На месте ошибок дети прокалывают ручкой листочек – «буря рвет паруса». Домашнее задание: «починить паруса» — выучить слова, в которых допущены ошибки.

I II . Постановка темы и цели урока.

На доске написаны слова

-Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы, вспомните правило и подберите проверочное слово

1.Что интересного вы заметили? ( вставленные буквы согласные)

-Ребята , как вы думаете какое слово будет лишним? (грустный)

— Почему? ( другая орфограмма)

— Давайте произнесём это слово, так как говорим.

— Посмотрите на транскрипцию. [ Г Р У С Н Ы Й/ ]

ИНОГДА СОГЛАСНЫЕ ИГРАЮТ С НАМИ В ПРЯТКИ.

ОНИ НЕ ПРОИЗНОСЯТСЯ, НО ПИШУТСЯ В ТЕТРАДКЕ.

— По этой проблеме сформулируйте тему урока.

«Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

— Чему мы сегодня будем учиться на уроке?

—будем учиться правильно, писать слова с непроизносимыми согласными.

—будем учиться подбирать проверочные слова.

IV . Работа над новой темой.

1.- Если эти согласные не произносятся, тогда зачем нужно писать эти буквы. Тогда эта согласная должна где-то проявиться . А может быть эту согласную можно проверить?

— Попробуйте провести эту исследовательскую работу в группах, чтобы найти способ проверки слов с непроизносимыми согласными.

— У вас на карточках написаны слова, нужно выбрать слово с непроизносимой согласной и подобрать к нему проверочное слово.

— Давайте ответим на поставленный вопрос. Как проверить непроизносимую согласную?

Правило: Непроизносимые согласные в корне слова нужно проверять, для этого:

нужно подобрать однокоренное слово, чтобы этот согласный отчетливо слышался.

— На доске записаны столбиком слова. Образуйте слова с непроизносимой согласной и подчеркните ее.

Учитель называет слова. Если слова на непроизносимую согласную – дети берутся за руки. Если слова на другую орфограмму они – хлопают в ладоши.

Цвет, овраг, честный, береза, грустный, яростный, хороший, туча.

3. Творческое задание.

— А сейчас, творческое задание. У каждой группы на карточках даны предложения. Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными. Можно пользоваться карточками – подсказками, чтобы проконтролировать свое решение. В тетради записать предложения.

Позади веселое лето. Прошла красивая золотая осень. Стоят дождливые

дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.

Голубой свод скрывают серые тучи. Привет, утреннее солнышко!

Напраснонизкое светило хочет удержать теплую погоду. Часто случаются ночные

заморозки – первые посланцы близкой зимы.

— Прочитайте что у вас получилось. Назовите слова с непроизносимыми согласными.

— Какое правило вы должны были помнить.(ответы детей)

VI. Подв е дение итогов.

— Чему учились на уроке?

— Что нового для себя узнали на уроке? И тд.

— Ребята, но мы не ставим в этой теме точку, так как на следующем уроке мы познакомимся с словами , в которых есть непроизносимые согласные , но их нельзя проверить способом, который мы открыли сегодня.

Спасибо за работу!

  • Новикова Инна АлексеевнаНаписать 4524 11.12.2014

Номер материала: 183938

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    11.12.2014 1507
    11.12.2014 731
    11.12.2014 2860
    11.12.2014 779
    11.12.2014 1351
    11.12.2014 2977
    11.12.2014 488

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобрнауки подготовит методику изучения склонности учащихся к агрессии

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Российские школьники завоевали две золотые медали на Международной олимпиаде по математике

Время чтения: 1 минута

Названы лучшие по качеству проведения ЕГЭ регионы России

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор соберет данные о частоте проведения контрольных работ в школах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок русского языка по теме «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

1. Формировать умения написания непроизносимых согласных в корне слова и подбирать к ним проверочные слова.

2. Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, умению наблюдать, работать по установленному алгоритму, совершенствовать навыки работы с текстами, развивать внимание, речь, память, логическое мышление.

Интерес к изучению темы, положительное отношение к изучению темы; осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Структурирование знаний, поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение, извлечение необходимой информации; свободная ориентация и восприятие текста, его понимание, построение речевых высказываний.

Выполнять учебное задание в соответствии с целью, соотносить учебные действия с известным алгоритмом.

Учитывать разные мнения, координировать в сотрудничестве разные позиции, формировать аргументации своего мнения и позиции в коммуникации, понимание относительности мнений и подходов к решению проблем.

Оборудование:

  • компьютер, экран, мультимедиа-проект;
  • рисунки учащихся с изображением зимних пейзажей.
  • I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

    Начинается урок.
    Он пойдет ребятам впрок.
    Постараюсь все понять,
    Буду грамотно писать!

    II. Актуализация знаний.

    — Прочитайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина “Зимнее утро”.

    Моро… и со…нце,
    день чудес…ный!
    Еще ты дремлешь,
    Друг прелес…ный…

    — Назовите пропущенные буквы в словах.

    — Докажите правильность написания пропущенных букв.

    — На какие правила данные орфограммы?

    — Вспомним правило проверки слов с непроизносимыми согласными.

    Показ учителем соединения пропущенных букв с другими буквами.

    III. Обобщение и систематизация знаний.

    — Еще раз посмотрите на слова с пропущенными буквами и сформулируйте тему нашего урока. Обоснуйте свою мысль. (На доске написаны слова с непроизносимыми согласными. Значит, тема нашего урока “Непроизносимые согласные”.

    — Правильно, тема нашего сегодняшнего урока:

    “Правописание непроизносимых согласных в корне слова”.

    — Какую цель вы бы поставили к нашему уроку? Слайд

    (На прошлом уроке мы познакомились с правилом о правописании слов с непроизносимым согласным. Значит, сегодня мы будем закреплять наши знания на это изученное правило).

    — Правильно, сегодня мы продолжим работу над правописанием слов с непроизносимыми согласными. А материалом нашего урока будут слова, предложения, тексты на тему “Зима”.

    — Кому нравится это время года?

    — Чем привлекательно оно?

    — Каждое время года прекрасно по-своему. Зимушка радует нас своей чистотой и блеском, различными зимними забавами. Этому прекрасному времени года многие поэты и художники посвятили свои произведения.

    Показ иллюстраций с изображением зимней природы и зимних детских забав на улице.

    — По данной иллюстрации составьте предложения или подберите слова, относящиеся к нашей теме.

    — Совсем недавно зима вступила в свои владения, а какое время года было до зимы?

    — Правильно. Осенью люди убрали урожай в саду и в поле, чтобы не голодать зимой. Недаром говорится, что осень запасиха, а зима подбериха. Давайте, ребята, вспомним, какие овощи подарила нам осень.

    — Слушайте внимательно, отгадывайте старательно.

    1. Дом зеленый тесноват
    Узкий, длинный, гладкий.
    В доме рядышком сидят
    Круглые ребятки.

    Осенью пришла беда —
    Треснул домик гладкий.
    Поскакали кто куда
    Круглые ребятки.

    2. Он и в дождик, он и в зной
    Прячет клубни под землей.
    Клубни вытянешь на свет –
    Вот и завтрак и обед.

    3. Я румяную Матрешку
    От подруг не оторву,
    Подожду, когда Матрешка
    Упадет сама в траву.

    4. Был ребенок –
    Не знал пеленок.
    Стал стариком –
    Сто пеленок на нем.

    5. Над землей трава,
    Под землей алая голова.

    По мере отгадывания загадок – заданий дети записывают в тетради названия каждого овоща. Появляются изображения того или иного овоща. Записывая слова, учащиеся обозначают в них ударение, подчеркивают буквы, написание которых надо запомнить.

    Проверка выполненного задания проводится по вопросам:

    — Что общего у этих слов? (Имеют безударный гласный)

    — Внимательно посмотрите на слова и подумайте, какое слово “лишнее”. Почему? (Яблоко)

    — Назовите слова, в которых надо запомнить две безударные гласные?

    — Какую гласную надо запомнить при написании слова капуста?

    — Назовите слова, в которых надо запомнить безударную гласную о.

    — Почему написание подчеркнутых букв в данных словах надо запомнить?

    — Вот какие вкусные и полезные овощи и фрукты подарила нам осень, теперь никакой мороз нам не страшен.

    IV. Применение знаний и умений в новой ситуации.

    1) Составление письма Дедушке Морозу.

    — Ребята, какой зимний праздник для вас самый долгожданный и почему?

    — А я знаю, что многие ребята под Новый год пишут Дедушке Морозу письма и просят его выполнить какое-нибудь желание. Есть такие ребята среди вас?

    — Прочитайте слова. Вставьте пропущенную букву и объясните её написание. Составьте письмо Деду Морозу, опираясь на слова-подсказки:

    Словарная работа. Дед Мороз, здравствуй, пожалуйста, счастья, здоровья, радости, спасибо.

    (Здравствуй, Дедушка Мороз!

    Дай, пожалуйста, крепкого здоровья моим родным, счастья и радости друзьям.

    Спасибо. С новым годом! Саша)

    Запишите в тетрадь слова. Они помогут вам самостоятельно составить письмо Деду Морозу.

    2) Работа по учебнику

    — Ребята, чтобы писать письма, подписывать открытки, нужно быть грамотным человеком, давайте поупражняемся в написании слов с непроизносимыми согласными. Откройте учебник на стр. 127, упр. 192.

    — Вот уже несколько дней проходит кубок мира по биатлону.

    — Давайте поддержим наших спортсменов, пожелаем им больших успехов, удачи и конечно же побед! И в солидарность с нашими биатлонистами разучим новую зимнюю спортивную физминутку. Я буду показывать движения, а вы повторяете за мной.

    Скользили лыжи вразнобой —
    Одна вперед, назад другая,
    Смеялись лыжи надо мной,
    Носы упрямо задирая.
    Но я еще упрямей был:
    Я их кататься научил!

    (Имитация движений лыжника).

    VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    — У зимы есть братья – зимние месяцы. Недаром в народе говорили, что русская зима в трех месяцах живет. Словно верные стражники стоят эти три братца – месяца на охране ее сурового покоя. Кто же назовет их?

    — Народ сложил много пословиц и примет о зиме и ее братьях.

    — Некоторые из них перед вами на листочках.

    — Работаем по вариантам.

    Задание: Прочитай предложения. Подбери к словам с пропущенными буквами проверочные слова. Выдели орфограмму.

    1. Со…нца (____) в январе больше: погода стоит яс…ная (____), чудес…ная (____) и прелес…ная (____).

    2. Ненас…ные (___) и звез…ные (___) дни летом – зимою опас…ные (___) вьюги.

    3. Яс…ная (___) луна – предвес…ник (___) мороза.

    1. Крас…ное (____) со…нце (____) заходит в тучу – день будет яс…ный (___) и прекрас…ный (___).

    2. В январе небес…ный (___) свод, словно звез…ный (____) шатер.

    3. Если поз…ней (___) осенью снег ляжет на землю – здра…ствуй (___), прекрас…ная (____) зима.

    — Как вы понимаете приметы зимы, объясните их смысл.

    — Задание выполнили. Проверьте свои работы по эталону. Слайд

    VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторения.

    — Конечно, приметы не всегда сбываются. Это объясняется небольшими изменениями климата, ухудшением экологической обстановки. Практика показывает, что чаще сбываются краткосрочные приметы, дающие прогноз на небольшой срок. По тому, какая погода стоит в тот или иной зимний день, в народе определяли, какими будут весна и лето.

    — На уроке изобразительного искусства вы рисовали зимние пейзажи. Лучшие работы вы видите на доске.

    — Расскажите, что вы хотели выразить своим рисунком?

    VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    — Какая была цель урока?

    — Достигнута ли она?

    Сегодня на уроке необычная зима. Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью волшебного зимнего дерева. Прикрепите на него голубую снежинку, если всё удалось, не всё — зелёную, а если недостаточно хорошо поняли тему, много непонятного, красную.

    Итак, посмотрите, какое дерево у нас получилось, как поработал класс.

    Я очень рада, что вы так удачно поработали, достигли цели урока, сумели преодолеть трудности. Удачи вам и на других уроках!

    — Дома выполните разноуровневые задания из учебника на странице 125 по выбору.

    — Составить письмо Деду Морозу от имени всего класса.


    источники:

    http://infourok.ru/konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_na_temupravopisanie_neproiznosimyh_soglasnyh_v_korne_slova-183938.htm

    http://urok.1sept.ru/articles/655760