Конспект урока правописание непроверяемых гласных в корне

Конспект урока по теме: «Непроверяемые безударные гласные в корне слова»

В данной разработке представлен конспект урока в 5 классе по теме «Непроверяемые безударные гласные в корне слова».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: «Непроверяемые безударные гласные в корне слова»»

Конспект урока русского языка в 5 классе, 8 урок

«Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне»

-формировать понимание того, что слова с непроверяемыми написаниями нужно запоминать.

-учащиеся научатся видеть орфограмму в слове;

— проверять безударные гласные в корне слова;

— аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

Буква, которую вы будете писать, встречается во всех словах, записанных на доске.

ЯСТРЕБ, ОБЕЗЬЯНА, ПЯТНИСТЫЙ, РЕБЯТА. (БУКВА Я)

— будем писать заглавную письменную букву я в соединении с наклонной палочкой вверху с петелькой внизу с закруглением, в соединении со строчной письменной буквой я.

— Расскажите про букву я (буква я – йотированная гласная, обозначает два звука, если стоит в начале слова, после гласного, после букв ь и ъ. Обозначает мягкость предшествующего согласного)

— Напишите слова с буквой я.

— Какая орфограмма в первом слове? Как проверить парный согласный?

Парные звуки можно проверить

С помощью звуков других.

Если вы рядом поставите гласный-

Чётко услышите их.

-Какая орфограмма во втором слове ? Как проверить безударную гласную в корне?

Стоп! Писать опасно.

Чтоб развеять все сомненья

Гласный ставь под ударенье.

-Что вы можете сказать про слово «ребята»? (это слово словарное. Его написание надо запомнить)

Работа со словарными словами.

-Письменно ответьте на вопросы, которые я вам задам.

— столица России (Москва)

-домашнее животное, друг человека (собака)

-тарелка, чашка, блюдце одним словом(посуда)

-ребенок женского рода (девочка)

-крупное рогатое домашнее животное(корова)

— маленькая городская птичка, забияка и воришка (воробей)

-дикое животное с длинными ушами (заяц)

— страна, в которой мы с тобой живем (Россия)

-Чем похожи все эти слова? (это словарные слова)

-Какие слова называют словарными? (это слова с непроверяемыми написаниями, их следует запомнить или проверить написание по словарю)

3. Определение темы и целей урока

— Кто может назвать тему нашего урока? (словарные слова)

-Чему мы должны научиться на уроке?

-Как вы думаете, почему целый урок мы посвятим этой теме?(потому, что словарных слов в русском языке очень много и писать их надо правильно)

-Где мы можем увидеть правильное написание слов с безударной гласной? (в словаре)

— А какие знания необходимы, чтобы быстро найти нужное слово в словаре? (нужно знать русский алфавит)

-Расскажите алфавит по цепочке.

4.Работа по теме урока

Выполнение заданий: подобрать и выписать из словаря:

— слово, близкое по значению слову дети (ребята);

— слово, однокоренное слову дежурить (дежурный);

— слово, означающее лиственное дерево с белой корой (берёза);

— слово- название земляной ягоды (земляника);

— слово противоположное слову чужбина (родина);

— слово- название птицы, прилетающей к нам с первым снегом (снегирь);

— кого так называют: рыжая…. квакушка…., косолапый…;

-птенец вороны (воронёнок);

-слово – приветствие при встрече (здравствуй)

5. Повторение пройденного

Игра- эстафета по рядам

(на доске записаны слова с пропущенной безударной гласной, проверяемой ударением; нужно вставить буквы быстро и правильно)

6.Работа по теме урока

Средь кустов колючих, детки,

Красной ягодкой на ветке

Я красуюсь на опушке.

Любят разные зверушки

Летом лакомиться мною.

Бурый мишка стороною

Никогда не обойдет

Ту полянку, где растет

Много сочных сладких ягод.

И в стеклянных банках на год

Запасают меня люди

Как лекарство при простуде.

-Как правильно написать слово? Как можем проверить правильность написания?

Работа со словарем

Работа по учебнику

— Чему сегодня научились?

— Какие виды работ понравились?

-Какие же слова в русском языке называют словарными?

-Какой верный помощник у вас есть, если встретится слово, в котором орфограмму проверить нельзя?

Технологическая карта урока «Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова».

Скачать:

ВложениеРазмер
klass.docx26.39 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Класс : 5 Урок № 7.

Предмет : русский язык.

Учебник : Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч./ Автор-составитель: Т.А. Ладыженская – Москва: Просвещение, 2013 г

Название раздела, темы: Вспоминаем, повторяем, изучаем.

Тема урока: « Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова».

Цель деятельности учителя

Актуализировать и восстановить знания о правописании непроверяемых гласных в корне слова, правильно писать словарные слова.

Урок систематизации ЗУН .

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать способы проверки правильности написания непроверяемых гласных в корне слова; уметь правильно писать слова с непроверяемыми гласными в корне слова, графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться способами проверки безударной гласной в корне слова, орфографическим словарём.

Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений, навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне, в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам..

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющеё роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения

Наблюдения над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, фронтальная, групповая

Презентация по теме.

Безударная гласная, однокоренные слова и формы слова, непроверяемые гласные

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА:

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Осуществляемая деятельность учащихся

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

1. Актуали-зация знаний и пробное учебное действие.

Воспроизведение раннее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Лексический диктант.

Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания.

Один ученик у доски выполняет домашнее задание.

  1. Раздел науки о языке, изучающий звуки и буквы (фонетика)
  2. Самая «главная»морфема слова (корень)
  3. Знак завершения повествовательного предложения (точка)
  4. Словарный запас языка (лексика)
  5. Словарный запас одного человека (лексикон)
  6. Раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и их постановку в предложения (пунктуация)

Отвечают на вопросы. Определяют слова по их лексическому значению. Объясняют свой выбор.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, квалификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

3. Целепола-гание и построение проекта выхода из затруднения.

Беседа по вопросам.

Чтение теоретических сведений в учебнике

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися.

Чтение правила(с. 21)

— Трудная нам предстоит работа, постараемся справиться. Помните, орфографическая грамотность – это составная часть языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.

Формулирует цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выполняют упражнения. Формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, систематизируют собственные знания.

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Регулятивные: действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Вот мы руки развели,

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

Выполняют элементарные физические упражнения.

Личностные: понимают значение профилактики утомления для организма.

4.Творческая практическая деятельность по реализации построенного плана

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Игра «Составь слово»

От глагола побелел взять корень, от прилагательного маленький – суффикс, от прилагательного синий – окончание .(Беленький).

Личностные: приобретают новые умения. Знания, совершенствуя имеющиеся.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Познавательные: слушают, извлекая нужную информацию.

5.Первичное закрепление с комментиро-вание во внешней речи.

Выполнение разноуровневых упражнений учебника

Упр.34 (задание повышенной трудности, для успевающих)

Задания из рабочей тетради 4,5,6,7 самостоятельно 8.

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза, равнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

6. Самостоя-тельная работа с само-проверкой

Выполнение тестового задания

1.В каком варианте безударную гласную в корне первого слова можно проверить последующим однокоренным словом?

А . зах..дить – х..ждение

В . перех..дить – перех..дит

Г. Исх..дить – обх..дной

2. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска в корне пишется проверяемая гласная О ?

А . прив..зить, к..рабль

Б. д..мишко, ст..га (сена)

3. В каком варианте дано проверочное слово к слову в..сит (на ветке)?

А . отвесная (скала)

Б. завеса (дымовая)

В . повис (на дереве)

4.В каком варианте ответа указаны все цифры, где в словах пропущена буква Т ?

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишутся непроизносимые согласные?

Жалос(1)ливая улыбка на лице

подру (2)ки вызвала у Ивана желание стать её помо(3)ником, учас(4)ником всех приближающихся интерес(5)ных событий.

Самостоятельно выполняют задания теста. Объясняют свой выбор ответа.

7. Включение в систему знаний и повторение

— Урок подходит к концу. Выполнили ли мы задачу урока?

— Как определить правописание гласной в корне слова?

— Придумайте 2 примера слов с проверяемой гласной в корне с проверочным словом. Домашнее задание: упр. 39

Отвечают на вопросы

Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения на практике и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Заключительная беседа по вопросам .

— Что нового узнали на уроке?

— Какие трудности у вас появились в процессе работы?

— Как вы их преодолели?

— Понравилось ли вам на уроке?

— Какое настроение у вас сейчас?

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных сложных умений.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне» (2 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОПАВЛОВСКИЙ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН

« ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ В КОРНЕ»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Бариева Сурия Шевкетовна

с.Новопавловка, 2018 г.

Тема урока: «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне».

Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний и умений.

продолжить формирование умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова, писать слова с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне;

развивать письменную речь, умение отвечать на вопросы.

формировать навыки грамотного и осознанного правописания слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова;

формировать умение на основе анализа слова делать выводы.

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать свою версию на основе работы с учебным материалом;

учиться составлять алгоритм действий и работать по нему;

сопоставление своей работы с образцом.

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

формирование ответственности, интереса к изучению русского языка;

развивать аналитическое мышление, образное воображение;

развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.

формирование умения слушать и понимать других;

формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

способствовать формированию собственного мнения и умение правильно задавать вопросы;

совершенствование навыков работы в парах и группах.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, учебник «Русский язык» 1 ч. Канакиной В.П., карточки для парной и групповой работы, оценочный лист «Солнышко»

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Все расселись по местам, никому не тесно?

По секрету вам скажу: «Будет интересно!»

Будем мы читать, писать, строить предложения, чтоб сегодня, как всегда, в руки к нам удача шла. Все мы чему-то радуемся. Чему вы радуетесь в жизни?

— А меня радуете вы, ваши горящие глаза, светящиеся улыбки, похожие на лучики солнышка.

Лучик солнца в ладони возьму

И к сердцу его приложу.

И станет вокруг всё добрее,

— У каждого из вас на парте лежит солнышко успеха. После правильно выполненного задания мы будем закрашивать лучики нашего солнышка. Если возникали затруднения, то закрашиваем лучик красным карандашом, а, если всё было ясно и понятно, то жёлтым. Если было всё понятно, но всё-таки что-то ещё вызывает затруднения, то оранжевым.

2.Актуализация опорных знаний

Сегодня на уроке у нас гостьи – Совунья и Нюша. Они предлагают нам познакомиться с пословицей. Прочитаем её с доски.

Грамоте учиться, всегда пригодится.

— Ребята, как вы понимаете эту фразу? Ответы детей.

— Зачем нам нужно учиться грамоте? Математике – понятно, а русскому языку зачем? Сейчас везде используют компьютеры. Любое слово, написанное с неправильной буквой, компьютер сам исправит, сам выделит букву, которую в слове нужно писать. Ответы детей.

— Конечно, ребята, компьютер не всегда есть у нас под рукой.

— А что может произойти, если неправильно напишешь слово от руки?

— Зачем каждому из нас нужно обязательно учиться грамоте?

— Послушайте письмо, которое случайно оказалось у меня в руках, оно так и не смогло найти своего адресата.

Написано в письмишке.

Луг лижет? Что за чудеса?

Наверно, шутит, плут…

Красивый длинный пруд…

На днях в лесу нашёл я груздь

И очень был доволен…

Мой друг серьёзно болен,

Вернётся – надо подлечить!

— Видите, ребята, письма с ошибками могут испугать или даже ранить человека. Поэтому очень важно писать без ошибок, правильно. Очень часто выбор буквы на письме зависит от смысла слова, а поэтому на уроках русского языка нужна еще и внимательность.

— А теперь давайте вернёмся к нашим гостьям.

Совунья с Нюшей хотят, чтобы мы повторили написание некоторых букв, а каких вы сейчас узнаете. А для начала давайте сделаем зарядку для рук и пальчиков.

Большой пальчик мы потрём,

Средний с вами мы погладим,

Кистью дружно мы стряхнём

И писать сейчас начнём.

— Запишем в тетрадях число, классная работа.

— Для того, чтобы узнать, какие буквы будем писать, давайте отгадаем загадку.

Украшал ночную синь

А прошла неделька только –

От него осталась долька.

— Поставьте ударение в этом слове.

— На какой звук в слове падает ударение? (На [а]).

— К какой группе мы относим этот звук, когда ставим ударение? (ударный)

— Мы его хорошо слышим? (да)

— А какой звук мы слышим без ударения? (без ударения [у])

— Запишите красиво строчную буку у .

— Какие буквы можно добавить к букве у, звуки которых мы слышим всегда чётко в любой позиции? (э, ы, ю)

— Допишите их к нашей букве у.

— А какие гласные мы слышим плохо, когда на них не падает ударение в словах? (а, о, е, и, я)

— Запишите эти буквы во вторую строчку: аоеияяиеоа

— Поменяйтесь тетрадями, найдите самую красивую букву и подчеркните.

— Вот мы справились с первым заданием. Давайте закрасим первый лучик №1. Карандашом, какого цвета будем пользоваться?

4. Орфографическая минутка.

— Совунья и Нюша любят играть в слова. Они предлагают вам поиграть с ними: надо разбить слова на 2 группы, расположить их в 2 столбика и объяснить, какие получились группы.

Ч..сы, б..льница, н..ябрь, ябл..ко, м..ряк, алф..вит, л..ства, п..льто, пл..щадка, ж..лтый, оз..ро, зв..зда, б..рёза.

— Какие буквы вставили в слова первой группы?

— Что надо сделать, чтобы правильно написать слова второй группы?

— Как называются эти слова?

— Закрасим лучик солнышка №2, оценим свою работу.

5. Самоопределение к деятельности. Целеполагание.

— На предыдущих уроках мы с вами особое внимание уделяли словам с проверяемыми безударными гласными. Прочитайте ещё раз слова 2 группы. Как вы думаете, о чём будем говорить на сегодняшнем уроке? Какова тема и цели урока?

«Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне»

Цель: продолжать развивать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова, писать слова с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

— В русском языке есть слова, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне, проверить нельзя. Правописание таких слов надо запомнить или проверять по орфографическому словарю.

6. Работа по теме урока. Работа с учебником. ( Работа в группах)

— Откройте учебники на с.136. Выпишите слова:

1 группа: выписать слова на тему «Животные», 2 группа – на тему «Растения», 3 группа – на тему «Человек. Люди», 4 группа – на тему «Название месяцев».

Работаем 2 минуты. Кто больше сумеет найти слов?

— Составьте и запишите предложение с любым из записанных слов.

— Закрасим лучик солнышка под №3.

— Совунья вышла на опушку и предлагает отдохнуть вместе с ней.

Ты на дереве сидела,

8. Закрепление изученного материала.

— Продолжаем наш урок.

— Пока мы с вами отдыхали, Нюша нашла записку, а прочитать не может, так как в нём некоторые буквы пропущены. Давайте ей поможем. (1 ученик комментирует)

— Запишите предложение, выделите основу, подчеркните второстепенные члены.

— Закрасим лучик солнышка №4.

— А сейчас выполним тестовую работу (в парах)

Во всех ли словах есть орфограмма: непроверяемая безударная гласная в корне?

2. Все ли слова записаны правильно: морковь, пасуда, тарелка, сахар, пальто ?

3. Какая буква пропущена в словах: в_дро, п_рчатки, б_рёза, р_дис, п_ченье ?

4.Какая буква пропущена в словах: к_ртофель, к_пуста, пл_ток, п_нама ?

(Проверка) — Закрасим лучик солнышка №5.

10. Подведение итогов урока.

— Почему некоторые слова с безударной гласной в корне слова нужно запомнить? (Они не проверяются)

— Что делать, если забыл или не знаешь, как пишется слово? (посмотреть в словаре)

— Как называется словарь, в котором можно проверить написание слов? (орфографический)

СЛАЙД Дополни предложения

Новые знания мне пригодятся…

11 . Домашнее задание.

Наши гостьи предлагают вам задание разной сложности:

● Нюша предлагает задание 1 уровня – с.105 упр.166

● Совунья – задания 2 уровня – с.105 упр.166, составить предложение с одним из слов и записать его.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2017/01/16/tehnologicheskaya-karta-uroka-pravopisanie-neproveryaemyh

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-slov-s-neproveryaemimi-bezudarnimi-glasnimi-v-korne-klass-3432981.html