Конспект урока правописание непроверяемых гласных в корне слова

Технологическая карта урока «Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова».

Скачать:

ВложениеРазмер
klass.docx26.39 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Класс : 5 Урок № 7.

Предмет : русский язык.

Учебник : Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч./ Автор-составитель: Т.А. Ладыженская – Москва: Просвещение, 2013 г

Название раздела, темы: Вспоминаем, повторяем, изучаем.

Тема урока: « Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова».

Цель деятельности учителя

Актуализировать и восстановить знания о правописании непроверяемых гласных в корне слова, правильно писать словарные слова.

Урок систематизации ЗУН .

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать способы проверки правильности написания непроверяемых гласных в корне слова; уметь правильно писать слова с непроверяемыми гласными в корне слова, графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться способами проверки безударной гласной в корне слова, орфографическим словарём.

Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений, навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне, в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам..

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющеё роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения

Наблюдения над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, фронтальная, групповая

Презентация по теме.

Безударная гласная, однокоренные слова и формы слова, непроверяемые гласные

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА:

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Осуществляемая деятельность учащихся

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

1. Актуали-зация знаний и пробное учебное действие.

Воспроизведение раннее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Лексический диктант.

Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания.

Один ученик у доски выполняет домашнее задание.

  1. Раздел науки о языке, изучающий звуки и буквы (фонетика)
  2. Самая «главная»морфема слова (корень)
  3. Знак завершения повествовательного предложения (точка)
  4. Словарный запас языка (лексика)
  5. Словарный запас одного человека (лексикон)
  6. Раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и их постановку в предложения (пунктуация)

Отвечают на вопросы. Определяют слова по их лексическому значению. Объясняют свой выбор.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, квалификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

3. Целепола-гание и построение проекта выхода из затруднения.

Беседа по вопросам.

Чтение теоретических сведений в учебнике

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися.

Чтение правила(с. 21)

— Трудная нам предстоит работа, постараемся справиться. Помните, орфографическая грамотность – это составная часть языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.

Формулирует цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выполняют упражнения. Формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, систематизируют собственные знания.

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Регулятивные: действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Вот мы руки развели,

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

Выполняют элементарные физические упражнения.

Личностные: понимают значение профилактики утомления для организма.

4.Творческая практическая деятельность по реализации построенного плана

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Игра «Составь слово»

От глагола побелел взять корень, от прилагательного маленький – суффикс, от прилагательного синий – окончание .(Беленький).

Личностные: приобретают новые умения. Знания, совершенствуя имеющиеся.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Познавательные: слушают, извлекая нужную информацию.

5.Первичное закрепление с комментиро-вание во внешней речи.

Выполнение разноуровневых упражнений учебника

Упр.34 (задание повышенной трудности, для успевающих)

Задания из рабочей тетради 4,5,6,7 самостоятельно 8.

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза, равнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

6. Самостоя-тельная работа с само-проверкой

Выполнение тестового задания

1.В каком варианте безударную гласную в корне первого слова можно проверить последующим однокоренным словом?

А . зах..дить – х..ждение

В . перех..дить – перех..дит

Г. Исх..дить – обх..дной

2. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска в корне пишется проверяемая гласная О ?

А . прив..зить, к..рабль

Б. д..мишко, ст..га (сена)

3. В каком варианте дано проверочное слово к слову в..сит (на ветке)?

А . отвесная (скала)

Б. завеса (дымовая)

В . повис (на дереве)

4.В каком варианте ответа указаны все цифры, где в словах пропущена буква Т ?

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишутся непроизносимые согласные?

Жалос(1)ливая улыбка на лице

подру (2)ки вызвала у Ивана желание стать её помо(3)ником, учас(4)ником всех приближающихся интерес(5)ных событий.

Самостоятельно выполняют задания теста. Объясняют свой выбор ответа.

7. Включение в систему знаний и повторение

— Урок подходит к концу. Выполнили ли мы задачу урока?

— Как определить правописание гласной в корне слова?

— Придумайте 2 примера слов с проверяемой гласной в корне с проверочным словом. Домашнее задание: упр. 39

Отвечают на вопросы

Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения на практике и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Заключительная беседа по вопросам .

— Что нового узнали на уроке?

— Какие трудности у вас появились в процессе работы?

— Как вы их преодолели?

— Понравилось ли вам на уроке?

— Какое настроение у вас сейчас?

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных сложных умений.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Конспект урока по теме: «Непроверяемые безударные гласные в корне слова»

В данной разработке представлен конспект урока в 5 классе по теме «Непроверяемые безударные гласные в корне слова».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: «Непроверяемые безударные гласные в корне слова»»

Конспект урока русского языка в 5 классе, 8 урок

«Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне»

-формировать понимание того, что слова с непроверяемыми написаниями нужно запоминать.

-учащиеся научатся видеть орфограмму в слове;

— проверять безударные гласные в корне слова;

— аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

Буква, которую вы будете писать, встречается во всех словах, записанных на доске.

ЯСТРЕБ, ОБЕЗЬЯНА, ПЯТНИСТЫЙ, РЕБЯТА. (БУКВА Я)

— будем писать заглавную письменную букву я в соединении с наклонной палочкой вверху с петелькой внизу с закруглением, в соединении со строчной письменной буквой я.

— Расскажите про букву я (буква я – йотированная гласная, обозначает два звука, если стоит в начале слова, после гласного, после букв ь и ъ. Обозначает мягкость предшествующего согласного)

— Напишите слова с буквой я.

— Какая орфограмма в первом слове? Как проверить парный согласный?

Парные звуки можно проверить

С помощью звуков других.

Если вы рядом поставите гласный-

Чётко услышите их.

-Какая орфограмма во втором слове ? Как проверить безударную гласную в корне?

Стоп! Писать опасно.

Чтоб развеять все сомненья

Гласный ставь под ударенье.

-Что вы можете сказать про слово «ребята»? (это слово словарное. Его написание надо запомнить)

Работа со словарными словами.

-Письменно ответьте на вопросы, которые я вам задам.

— столица России (Москва)

-домашнее животное, друг человека (собака)

-тарелка, чашка, блюдце одним словом(посуда)

-ребенок женского рода (девочка)

-крупное рогатое домашнее животное(корова)

— маленькая городская птичка, забияка и воришка (воробей)

-дикое животное с длинными ушами (заяц)

— страна, в которой мы с тобой живем (Россия)

-Чем похожи все эти слова? (это словарные слова)

-Какие слова называют словарными? (это слова с непроверяемыми написаниями, их следует запомнить или проверить написание по словарю)

3. Определение темы и целей урока

— Кто может назвать тему нашего урока? (словарные слова)

-Чему мы должны научиться на уроке?

-Как вы думаете, почему целый урок мы посвятим этой теме?(потому, что словарных слов в русском языке очень много и писать их надо правильно)

-Где мы можем увидеть правильное написание слов с безударной гласной? (в словаре)

— А какие знания необходимы, чтобы быстро найти нужное слово в словаре? (нужно знать русский алфавит)

-Расскажите алфавит по цепочке.

4.Работа по теме урока

Выполнение заданий: подобрать и выписать из словаря:

— слово, близкое по значению слову дети (ребята);

— слово, однокоренное слову дежурить (дежурный);

— слово, означающее лиственное дерево с белой корой (берёза);

— слово- название земляной ягоды (земляника);

— слово противоположное слову чужбина (родина);

— слово- название птицы, прилетающей к нам с первым снегом (снегирь);

— кого так называют: рыжая…. квакушка…., косолапый…;

-птенец вороны (воронёнок);

-слово – приветствие при встрече (здравствуй)

5. Повторение пройденного

Игра- эстафета по рядам

(на доске записаны слова с пропущенной безударной гласной, проверяемой ударением; нужно вставить буквы быстро и правильно)

6.Работа по теме урока

Средь кустов колючих, детки,

Красной ягодкой на ветке

Я красуюсь на опушке.

Любят разные зверушки

Летом лакомиться мною.

Бурый мишка стороною

Никогда не обойдет

Ту полянку, где растет

Много сочных сладких ягод.

И в стеклянных банках на год

Запасают меня люди

Как лекарство при простуде.

-Как правильно написать слово? Как можем проверить правильность написания?

Работа со словарем

Работа по учебнику

— Чему сегодня научились?

— Какие виды работ понравились?

-Какие же слова в русском языке называют словарными?

-Какой верный помощник у вас есть, если встретится слово, в котором орфограмму проверить нельзя?

Конспект урока русского языка по теме «Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова»

Аннотация: Урок русского языка по теме «Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова» разработан в соответствии с содержанием программы и учебным планом по русского языка во 2 классе (УМК «Школа России». Урок русского языка организован в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Данный урок (конспект с приложением) используется при изучении нового материала по русскому языку во 2 классе. Технологическая карта содержит подробное изложение хода урока. В ней отражены цели и задачи урока, формируемые УУД, метапредметные связи с уроком Окружающий мир. В технологической карте отражено детальное описание организации деятельности учителя и учащихся при работе с современным интерактивным оборудованием и программным обеспечением; пошаговые инструкции для учащихся при освоении и использования ими современного интерактивного оборудования и программного обеспечения; комментарии учителя, которыми он сопровождает свою деятельность и деятельность учащихся при работе с современным интерактивным оборудованием и программным обеспечением. Конспект предназначен для учителей начальных классов.

Методической особенностью урока, является использование проблемно-исследовательского метода. Индивидуальное творчество ребёнка, самостоятельные эксперименты и совместные формы группового исследования становятся в таком случае необходимыми составляющими обучения. При таком построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, пониманию других людей и самого себя. Дети приобретают такие мыслительные и исследовательские умения, без которых невозможно более или менее самостоятельное выполнение исследовательской или проектной работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, а в течение всей жизни.
Большим подспорьем для формирования всех видов УУД является электронное приложение к учебнику. Оно не только поддерживает позитивное эмоциональное отношение к учебному материалу, но и создает предпосылки для дальнейшего использования ИКТ в учебном процессе и самостоятельной учебной деятельности детей. Электронные ресурсы, имеющиеся в данном приложении, весьма разнообразны. Это не только таблицы и сюжетные картинки, которые можно использовать как современное средство наглядности, но и упражнения, игры, мультфильмы и звуковые схемы. Для формирования коммуникативных УУД широко использую работу в паре, группе.

В конце каждого урока, во время этапа рефлексии, дети учатся самостоятельно подводить итоги проделанной работы, оценивать результаты своих действий, делать вывод выполнена или не выполнена задача урока. Такой подход способствует развитию регулятивных УУД: контроль, коррекцию, оценку и саморегуляцию.

Применяемые приёмы, методы, средства позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться.

Технологическая карта проекта урока

Предмет: Комбинированный урок Русский язык

Класс: 2
Наименование учебно-методического комплекта (УМК): УМК «Школа России»

Тема урока: Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Место урока в системе уроков 15 урок в теме «Звуки, буквы»

Формирование умения распознавать безударные гласные, непроверяемые ударением; запоминание правописания словарных слов.

Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:

— организация деятельности по упражнению в выборе языковых средств, соответствующих цели и условиям общения;

— развитие умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор;

— развитие навыков оценки и взаимооценки правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения, навыков самоанализа и взаимоанализа успешности участия в диалоге.

Познавательные УУД:
Личностные УУД:

-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

— определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

— отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

-действовать по образцу и заданному правилу;

— организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Познавательные: развитие знаково- символических действий: моделирования и преобразования модели

Рефлексия способов и условий действия

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно- соревновательное общение со сверстниками.

— Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

-Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.

-Обосновывать и доказывать собственное мнение.

Личностные : -проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству

— Формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ.

— Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

Познавательные УУД : видеть и проверять безударные гласные в корне слова; видеть и знать слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова;

Коммуникативные УУД : учатся оценивать самого себя

Регулятивные УУД: учатся ставить цель для работы на уроке, делать выводы контролировать и оценивать учебные действия; выделять и осознавать то, что усвоено и то, что ещё нужно усвоить

Личностные УУД : учатся ставить для себя цели урока, определять границы своего знания и незнания.

Принимать и сохранять учебную задачу, контролировать выполняемые действия, совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своим действиям, формулировать учебную задачу; работать

с информационными источниками; проводить анализ

с выделением существенных признаков; делать

умозаключения и выводы.

выражение собственного мнения, овладение культурой общения и поведения.

Звук, буква, корень, однокоренные слова, ударение, проверяемое и проверочное слово, безударный гласный звук, словарные слова

На данном уроке прослеживаются межпредметные связи с чтением, математикой, окружающим миром.

учебник: «Русский язык» В. П. Канакиной, электронное приложение к учебнику, Рабочее место учителя (компьютер + мультимедийный проектор+ интерактивная доска)

Структура и содержание проекта урока

Дидактическая
структура
урока

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Вот и прозвенел звонок. Начинаем наш урок.

Я желаю вам старанья, пониманья и желанья

Много нового узнать, чтобы грамотно писать.

Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше.

Приветственное слово учителя

Формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Какой месяц сейчас идет?

Это время называют предзимье, а снег так и не покрыл землю, словно одеялом.

— Давайте напишем узоры в тетради, похожие на снежную вьюгу.

-Что общего у записанных букв?

-Дай характеристику гласным.

(лексическое значение слова) Время поздней осени.

Дети могут и не согласиться, доказывая необходимость снежного покрова для живой природы.

Пишут по образцу

Буквы а и о обозначают гласные звуки [а] и [о], во время произношения которых воздух не встречает преграды. Эти звуки могут быть ударными и безударными.

3. Постановка учебной задачи.

Постановка и формулирование проблемы.

Определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя

Формирование целевых установок учебной деятельности планировать решение учебной задачи

Ребята, послушайте, какую интересную историю про гласные я вчера прочитала.

Ребята писали диктант. Учительница назвала последнее слово – лягушка.

Лена написала в первом слоге букву «я», а потом задумалась и решила заглянуть к своему соседу Виталику. У него написано лигушка. Лена взяла ручку и исправила Я на И.

-А теперь ещё раз проверьте слова и сдайте тетради, — сказала учительница.

Лена на всякий случай решила сверить с Вовой и посмотрела в его тетрадь. А у него было написано легушка. Девочка взяла ручку и исправила И на Е.

На следующий день Лена узнала, что у неё в этом слове ошибка.

-Так всегда получается, когда человек на себя не надеется, — сказала учительница.

— Чему учит эта история?

— Ребята, как вы думаете, почему сомневалась Лена? –

С какой орфограммой мы работали на предыдущих уроках?

Давайте проверим, а сможете ли вы правильно записать слова, записанные на доске

Вставьте в эти слова пропущенные буквы и докажите правильность своего выбора пользуясь алгоритмом

Поможет ли правило, которое мы с вами используем для написания безударного гласного в этом слове? (лягушка)

Русский язык наш разнообразен и в нём есть слова, написание которых мы не можем проверить.

С какой проблемой мы с вами столкнулись

Предлагаю вам на ваших путевых листочках выбрать нашу тему урока, чему должны научиться составить план работы.

Проверяем вашу работу.

Как вы думаете, какая тема урока будет сегодня?

Как по другому называют такие слова

Чему должны научиться

Давайте составим план работы

Где мы можем проверить правильность определения темы урока?


источники:

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-teme-neproveriaemye-bezudarnye-g.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-po-teme-pravopisanie-neproveryaemih-bezudarnih-glasnih-v-korne-slova-2758807.html