Конспект урока правописание о е после шипящих в окончаниях

Конспект урока русского языка «Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Конспект предназначен для учащихся 5а и 5Б православной гимназии в рамках дистанционного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_o_-_e_posle_shipyashchih_i_ts_v_okonchaniyah_sushchestvitelnyh.docx24.14 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок русского языка.

Тема урока: «Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных».

  1. познакомиться с орфограммой и правилом написания о или е после шипящих и ц в окончаниях существительных;
  2. сформировать умение выбирать о или е писать после шипящих и ц в окончаниях существительных и дифференцировать правописание гласных после шипящих и Ц- в разных морфемах слова – корнях и окончаниях
  3. повторить пунктуацию в ССП и СПП, предложении с однородными членами;
  4. развивать орфографическую зоркость.

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас в моем письме-конспекте урока.

— Запишите число, классная работа в тетради.

2. Повторение пройденного.

Словарная работа «В океане слов».

— Накануне праздника Благовещенья Пресвятой Богородицы мы поговорим о словах, имеющих корень «благо».

Особое место в русском языке занимает слово благословение.

Оно составлено из двух знакомых нам корней: благо и слово. Значит, дословно термин благословение означает «благое речение», или «благое слово».

Молитвенно призывая благословение Божие, мы просим успеха в делах, благополучия в жизни. Благословение, которое родители дают своим детям, воспринимается как залог долголетия и счастья.

Благословение освящало весь круг жизни наших предков. Благословлял православный человек и окружающую его природу, и весь мир как творение Божие. Замечательный пример такого благословения находим в поэме «Иоанн Дамаскин» Алексея Константиновича Толстого (1817–1875):

Благ..сл..вляю вас л…са

Д…лины нивы горы воды!

Благ…сл..вляю я св…боду

И посох мой благ…сл…вляю,

И эту бедную суму

И степь от краю и до краю

И со(л)нца свет и ночи тьму

И од…нокую тр..пинку,

По коей, нищий, я иду,

И в поле каждую былинку,

И в неб… каждую зв…зду!

Орфографический и пунктуационный анализ текста

1.Запишите текст, вставьте и подчеркните пропущенные орфограммы, раставьте знаки препинания.

2. Выполните фонетический разбор одинокую.

3. Найти и выпишите устаревшее слово.

4. Придумайте слова с корнем благо.

— Отгадайте загадки, ответ запишите в тетради в строчку через запятую.

1. Зубов много, а ничего не ест.

2. В золотой клубочек спрятался дубочек.

3. Низок да колюч, сладок, а не пахуч. Ягоды сорвёшь – всю руку обдерёшь.

— Отметьте в словах орфограмму, по которой эти слова можно сгруппировать. Как называется эта орфограмма? (Буква О – Ё после шипящей в корне слова)

— Какое из записанных вами слов лишнее? Почему именно оно лишнее? (Крыжовник, так как это слово-исключение)

— Какие ещё слова-исключения Вам известны? Запишите их.

Слова для справок: расч…ска, ж…лудь, крыж…вник.

-В какой части слова столкнулись с написанием букв О – Ё после шипящих? Запомним это.

3. Изучение нового материала.

— Перед вами два фразеологических оборота. Поясните их лексическое значение.

Болеть сердц..м, болеть душ..й.

— Как называются слова, имеющие одно значение? (Синонимы) . Значит эти фразеологизмы синонимичны.

— Запишите в тетрадь два словосочетания так же, как у меня. На месте пропуска оставьте окошко.

– Подумайте, в какой морфеме и в какой части речи пропущена орфограмма? (В окончаниях существительных).

— Укажите часть речи. Выделите морфему.

– За какими согласными следует неизвестная гласная? (За шипящими и Ц-).

— Подчеркните согласную двумя чертами.

— Назовите шипящие согласные, которые вы знаете? (ж,ш,ч,щ и ц) .

— А какая это может быть гласная? (о или е) .

— Опираясь на исследовательскую работу, попробуйте сформулировать тему нашего урока и запишите ее в тетрадь . (Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц).

— Сформулируйте цели урока. (Основная цель – узнать правило написания о-ё после шипящих и ц в окончаниях существительных и научиться применять его на практике.)

Открытие нового знания.

— Поставьте ударение в словах. Какую букву писать в слове сердцем? (е) Душой? (о)

— Что можно сказать о написании букв о-е после шипящих в окончаниях существительных? (В окончаниях существительных после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е).

— Проверьте в учебнике, так ли сформулировали правило. Параграф 99, стр. 76. Обратите внимание, как выделяется орфограмма.

— Вставьте пропущенную букву в слова – окошки, которые оставили (сердц е м, душ о й). Докажите.

— Что определяет выбор букв о – е после шипящих в окончаниях имен существительных? (ударение)

Составление конспекта (запись в тетрадь для конспектов)

Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

В окончаниях существительных в творительном падеже после шипящих и ц пишется:

  1. под ударением о: бить ключом, суп с лапшой, укрыться плащом, свернуться ужом, салат с яйцом ;
  1. без ударения е: с громким пачем, с товарищем, согнуться под ношей, мучиться над задачей, погнаться за зайцем .

5. Закрепление материала

Диктант с самопроверкой

— Подберите пропущенные слова, запишите их в творительном падеже, выделите изучаемую орфограмму. Используйте слова для справок.

Как родник назвать

А холодное оружье с древних лет зовём

А границу, между прочим, называют

Слова для справок: рубежОМ, врачОМ, шалашОМ, ключОМ, мечОМ.

Работа с учебником

Выполните самостоятельно упражнения 556, 557,559 (для ребят, работающих в Скайпе, проверка этих упражнений будет организована на следующем уроке).

— Какой была тема урока?

— Какова цель урока?

— Достигли мы поставленной цели?

7. Домашнее задание: §99 + конспект, упр.558

ВНИМАНИЕ. Выполненное домашнее задание (письменное) сфотографируйте и пришлите по электронной почте

*Анонс на следующий урок: устный опрос по правилу и конспекту, тест по изученному материалу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В процессе работы на уроке ребята узнают основное правило правописания О-Ё после шипящих и Ц, побудут в роли исследователей законов языка, сделаю открытия, поиграют в игры, выполнят тренировочны.

Сегодня на уроке недостаточно дать готовую информацию о литературном процессе, жизни и творчестве писателя, особенности художественного произведения, изложить учащимся свод правил, необхо.

Правописание О — Е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Открытый урок по русскому языку ФГОС. Тема: » О и Е после шипящих в суффиксе наречий».

На уроке были использованы элементы технологии проблемного обучения, технологии РКМЧП и элементы игровой технологии. Урок направлен на организацию познавательной и регулятивной деяте.

Цель урока: обосновать выбор гласных О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; повторить знаки препинания при прямой речи и диалоге; развивать навыки работы с тестами, интерес к познавательн.

Конспект урока русского языка «Правописание о – е после шипящих и ц- в окончаниях существительных», 5 класс.

Цели урока:

а) обучающие:

– познакомить учащихся с орфограммой № 18 «Правописание о – е после шипящих и ц- в окончаниях существительных»;

– сформировать прочный навык написания О- и Е- в окончаниях существительных в зависимости от ударного / безударного положения гласной в процессе выполнения упражнений;

– дифференцировать правописание гласных после шипящих и Ц- в разных морфемах слова – корнях и окончаниях.

б) развивающие:

развивать память, речь, внимание.

в) воспитывающие:

– воспитывать бережное отношение к слову, интерес к морфологии.

Ресурсы: индивидуальные рабочие листы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка «Правописание о – е после шипящих и ц- в окончаниях существительных», 5 класс.»

Тема: «Правописание о – е после шипящих и ц- в окончаниях существительных».

– познакомить учащихся с орфограммой № 18 «Правописание о – е после шипящих и ц- в окончаниях существительных»;

– сформировать прочный навык написания О- и Е- в окончаниях существительных в зависимости от ударного / безударного положения гласной в процессе выполнения упражнений;

– дифференцировать правописание гласных после шипящих и Ц- в разных морфемах слова – корнях и окончаниях.

развивать память, речь, внимание.

– воспитывать бережное отношение к слову, интерес к морфологии.

Ресурсы: индивидуальные рабочие листы.

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада приветствовать вас.

Сегодня эпиграфом нашего урока будут слова известного учёного-языковеда Федота Петровича Филина (читает 1 учащийся)

«Каждое слово – особый микромир, изучать тайны которого не только поучительно, но и увлекательно».

— Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Повторение пройденного.

— Я предлагаю вам разгадать загадки, ответ запишите в тетради в строчку через запятую.

1. Зубов много, а ничего не ест. (Расчёска)

2. В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь)

3. Низок да колюч, сладок, а не пахуч. Ягоды сорвёшь – всю руку обдерёшь. (Крыжовник)
— Отметьте в словах орфограмму, по которой эти слова можно сгруппировать. Как называется эта орфограмма? (Буква О – Ё после шипящей в корне слова)

— Какое из записанных вами слов лишнее? Почему именно оно лишнее? (Крыжовник, так как это слово-исключение)

— Какие ещё слова-исключения Вам известны?

— Я предлагаю эти знания применить для следующего задания.

3. Актуализация знаний. Целеполагание.

На доске записаны фразеологизмы болеть сердц..м, болеть душ..й.

Перед вами два фразеологических оборота. (Один из учащихся выразительно читает вслух). Поясните их лексическое значение. (Они имеют одно значение — волноваться, сильно переживать, беспокоиться).

— Как называются слова, имеющие одно значение? (Синонимы). Значит они синонимичны.

— Запишите в тетрадь два словосочетания также, как у меня на доске. На месте пропуска оставьте окошко.

– Подумайте, в какой морфеме и какой части речи пропущена орфограмма? (В окончаниях существительных). Укажите часть речи. Выделите морфему. (Я на доске выделяю окончания и указываю часть речи)

– За какими согласными следует неизвестная гласная? (За шипящими и Ц-). Подчеркните согласную двумя чертами. (подчеркиваю на доске)

— Назовите шипящие согласные, которые вы знаете? (ж,ш,ч,щ и ц).

— А какая это может быть гласная? (о или е).

— Опираясь на исследовательскую работу, попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц).

— Запишите тему урока в тетради.

— Тему мы с вами определили, а теперь, исходя из темы, сформулируйте цели урока. (Основная цель – узнать правило написания о-ё после шипящих и ц в окончаниях существительных и научиться применять его на практике.)

4. Создание ситуации «вызова». Открытие нового знания.

— Есть ли у Вас предположение, какую букву мы будем писать в слове сердцем? (е) Душой? (о)

— Не переживайте, я Вам помогу открыть новое знание. Для этого поставьте ударение в словах.

— Что вы можете сказать о написании букв о-е после шипящих в окончаниях существительных? (В окончаниях существительных после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е).

— А теперь давайте проверим в учебнике, так ли мы с вами сформулировали правило. Параграф 99, стр. 76. Обратите внимание, как выделяется орфограмма. (Один ученик читает вслух).

— Вставьте пропущенную букву в слова (сердцем, душой). Докажите.

— Так от чего же зависит правописание букв о – е после шипящих в окончаниях имен существительных? (от ударения)

5. Первичное закрепление

Объяснительный диктант (у доски с каждого ряда 1 ученик)

Любоваться чижом, суп с перцем, говорить со сторожем, салат с огурцом.

6. Закрепление материала

— Сегодня на уроке мы будем пользоваться рабочими листами. Обратите внимание в конце рабочего листа у Вас есть таблица оценивания, к которой мы будем обращаться на протяжении урока.

Итак, 1 упражнение в рабочем листе вы будете выполнять в паре. Внимательно читайте задание.

1. Подберите пропущенные слова, запишите их в творительном падеже, выделите изучаемую орфограмму. Используйте слова для справок.

Как родник назвать?__________________

Ну, а доктора?_______________________

А холодное оружье с древних лет зовём _________________

Дом из веток?____________________

А границу, между прочим, называют______________________

Слова для справок: рубеж, врач, шалаш, ключ, меч.

Самопроверка по эталону.

Проверьте свою работу. Ключ к этому заданию находится на листочках розового цвета. Исправьте ошибки, если есть.

А холодное оружье с древних лет зовём … (мечом).

А границу, между прочим, называют … (рубежом).

— Какую букву в окончании существительных после шипящих вы написали? (о) Почему? (на окончание падает ударение)

Поднимите руки, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы! Кто допустил ошибки не расстраивайтесь, будьте внимательны.

Обратимся к таблице оценивания. Оцените свою работу в паре, поставьте себе оценку.

Теперь, когда Вы справились с этой работой, мы можем перейти к следующему упражнению, которое вы будете выполнять самостоятельно.

Я прочитаю слова, а вы запишите в таблицу только букву, которую надо писать после шипящих и ц в окончании существительных.

Урок в 5 классе: «Правописание о-е в окончаниях существительных после шипящих и ц

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Правописание «о-е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «ц»».

cоздать на уроке проблемную ситуацию, которая поможет открыть причины написания о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;

развивать навыки грамотного письма, орфографической зоркости, памяти, мышления, наблюдательности; развивать умения применять знания на практике;

воспитывать взаимоуважение, любовь и интерес к русскому языку, чувства прекрасного, творческого воображения.

Оборудование: компьютерная презентация к уроку, карточки, листы для мини-проекта.

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сейчас у нас урок русского языка. Настроились на серьезную работу, приготовились.

2. По следам домашнего задания.

1) Индивидуальная работа у доски: обозначить склонение имен существительных

Друг, окно, солнце, работа, помощь, дядя, снегирь, дружба, тетрадь.

2) Синтаксический разбор предложения с характеристикой:

Ветер с. рдито срыва. т последние л. сты с дерев. ев.

3) Карточка для самостоятельной работы (весь класс). Подпишите карточку:

А) образовать форму множественного числа род. падежа:

1 вариант – дела, места, грузины, апельсины

1 вариант – валенки, чулки, армяне, томаты.

Б) Вставьте, где нужно ь :

Секач. много туч. грач. мяч. товарищ. много рощ. молодеж.

мыш. глуш. печ. много задач.

4) Дополнительные вопросы к отвечающим у доски:

— Что называется именем существительным?

— Какие существительные относятся к 1, 2 , 3 склонению?

— Что называется склонением?

3. Постановка проблемы:

1) (на доске) болеть душ. й, болеть сердц. м.

— Перед вами два фразеологических оборота. Поясните их лексическое значение.

Т.Е. Они имеют одно значение. Как называются слова, имеющие одно значение – синонимы. Значит они синонимичны. (волноваться, сильно переживать, беспокоиться)

— В какой части речи пропущена орфограмма? В какой морфеме? (существ.,

— За какими согласными следует неизвестная гласная? (за шипящими и ц)

— А какая это может быть гласная? (о или е)

— Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Правописание о – е в

окончаниях имен существительных после шипящих и ц)

— Открыли тетради, записали число, классная работа и тему урока. Повторите.

— Итак, тему мы с вами определили, а теперь, исходя из темы, попробуйте

сформулировать цели нашего урока. Посмотрите на слайд. Сформулируйте

цели урока, используя начало предложений:

1) Познакомиться с .

— Ребята, прежде чем перейти к новому правилу, прочитайте пословицу:

Не спеши языком, торопись делом.

— Как вы понимаете смысл пословицы?

— Назовите имена существительные в пословице? Языком, делом. Укажите

падеж этих существительных? (ТВ.п) На какой вопрос отвечает ТВ.падеж?

2) Ребята, а вывести новое правило нам помогут слова на слайде:

Дворцом, товарищем, шалашом, задачей, межой, репортажем, бойцов,

— Все ли слова понятны?

— Вспомните, в какой морфеме находится наша орфограмма? (в окончании)

— После каких согласных? (шипящих)

— Назовите шипящие согласные? (ж,ш,ч,щ и ц)

— Что вы заметили? Есть догадки о правописании гласных?

— Выделите окончание, поставьте ударение.

— Теперь есть какие-нибудь гипотезы?

— Сделайте вывод: От чего же зависит правописание о – е в окончании имен

— В каком падеже стоят эти существительные? (в ТВ. Падеже)

— А теперь давайте проверим в учебнике, так ли мы с вами вывели правило.

Параграф 99 стр. 76 . Обратите внимание, как выделяется орфограмма.

— Вернитесь к фразеологическим оборотам, вставьте пропущенную букву.

— Итак, ребята, мы с вами познакомились с новым правилом. А сейчас ,

пользуясь учебником, попробуйте представить новое правило в виде схемы,

таблицы или рисунк а . Работаем на альбомном листе. Не забудьте

примеры. (Работа в группе).

— Закончили, а теперь давайте ваш у работ у повесим на доске, а на

следующем уроке оценим .

— Так от чего же зависит правописание букв о – е в окончаниях имен

существительных? Вставьте вместо точек нужное слово (слайд)

— Ребята, а важно нам знать в какой морфеме данная орфограмма? (Да)

-А почему? Вспомните изученную ранее орфограмму? (Если в окончании ,то

под ударением о, без ударения – е, а если в корне, то слышу о – пишу е,

кроме слов — исключений).

5. Закрепление материала .

1) Объяснительный диктант (у доски)

Любоваться чижом, суп с перцем, говорить со сторожем, салат с огурцом,

пять пальцев, быть молодцом, за лиловой тучей.

Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво;
И налево надо тоже
Поглядет ь из-под ладошек.
Буквой л расставим ноги.
Точно в танце руки в боки.
Наклонились влево, вправ о .
Получается на славу!
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.

2) Выборочный диктант (выписать слова с о – е в окончаниях

существительных в два столбика:

Лошади бежали рысцой. 2. Герасим толкнул дверь плечом. 3. Ласточка

свила гнездо под крышей. 4. Над рощей пронеслась туча. 5. Подобрали

ребята двух птенцов. 6. Ласточку называют вестницей весны.

1 столбик -о, второй – е.

— Кто допустил ошибки? Молодцы.

3) – Ребята, а сейчас творческое задание . На слайде будут появляться

предметы, вам нужно записать название этих предметов в творительном

(карандашом, камышом, дворцом, полотенцем, ключом, малышом, кирпичом,

— Проверим, выделите орфограмму.

4) Самостоятельная работа . Списать , вставить о или е.

— Справились, а теперь внимание на слайд. Поменялись тетрадями.

Взаимопроверка . Исправили ошибки, если есть. А теперь оцените друга

(слайд). Вернули тетради, посмотрели на свои ошибки. Поднимите руку у кого

нет ошибок? Молодцы!

5) (Если время остается) Подберите синонимы — слова на изучаемую

орфограмму, поставив в творительный падеж.

Границу по-другому называют (рубежом), воина (бойцом), доктора (врачом),

луну (месяцем), родник (ключом), свидетеля (очевидцем), поэта

(стихотворцем) юношу (хлопцем), вид местности (пейзажем), грубияна

6) (Если время) Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Запишите

предложения в исправленном виде. Выделите окончания существительных.

Мой друг доволен своей удачий. Аркадий живет этажом выше. Герасим

стал боком перед дверью, толкнул ее плечём и ввалился в дом со своею

ношой. Я открыл дверь ключём. Народ называет землю кормилицой. Между

гаражём и кузницей была мастерская. Важно только одно – любить народ,

Родину – служить ей сердцим и душёй .

— Итак, ребята, наш урок подходит к концу, для итога урока мы снова

воспользуемся методикой незаконченного предложения.

— Сегодня на уроке мы познакомились.

— Мне удалось на уроке .

— Самым интересным для меня на уроке было .

— Я думаю, что с домашним заданием.

— Хорошо, ребята, сегодня на уроке активно работали почти все, карточку я

проверю к следующему уроку, а мини-проект мы с вами оценим на

следующем уроке по закреплению этой темы.

7. Домашнее задание: параграф 99, упр. 557.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Гришина Елена ЮрьевнаНаписать 12090 22.03.2016

Номер материала: ДВ-545649

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    22.03.2016 1043
    22.03.2016 727
    22.03.2016 735
    22.03.2016 771
    22.03.2016 583
    22.03.2016 834
    22.03.2016 1664

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

РАО учредит научно-образовательный центр для подготовки научных кадров

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-russkogo-iazyka-pravopisanie-o-e-po.html

http://infourok.ru/urok-v-klasse-pravopisanie-oe-v-okonchaniyah-suschestvitelnih-posle-shipyaschih-i-c-972008.html