Конспект урока правописание о после шипящих

«Правописание О-Е-Ё после шипящих»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок в 6 классе( УМК В. Львов)

Скачать:

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka_uroka_russkogo.doc76.5 КБ
prezentatsiya_k_uroku_po_fgos.ppt168.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского

языка в условиях реализации ФГОС

в 6 классе по теме:

«Правописание Ё(Е)-О после шипящих и Ц »

(по учебнику : «Русский язык. 6 класс» /С.И.Львова, В.В. Львов)

Учителя МБОУ «Суземская СОШ №1»

Макушкиной Евгении Ивановны.

Работу выполнила : учитель русского языка и литературы МБОУ»Суземская СОШ №1» Макушкина Е.И.

Учебный предмет : русский язык

Тип урока:урок изучения новых знаний и способов действий.

Правописание О(Ё)-Е в суффиксах и окончаниях различных частей речи.

— повторить правописание о//ё после шипящих в корне;

— углубить и расширить знания правописания о//ё после шипящих (не только в корне, но и в суффиксе и в окончаниях);

— формировать умение выбора, умение обосновывать выбор о//ё после шипящих в суффиксе, окончании и в корне слова;

— классифицировать языковой материал, опираясь на правило и алгоритм действия.

Образовательные : уметь пользоваться изученной орфограммой .Развивающие : обогащать словарный запас учащихся ; обучать сравнению , умению выделять главное , систематизировать , объяснять понятия ; развивать творческие способности учащихся .

Воспитательные : Осознание грамотности, как показателя общей культуры человека;

Воспитание стремления к грамотной речи.

мобилизация внимания , уважение к окружающим ; самоопределение , установление связи между целью учения и ее мотивом , проявлять интерес к изучению темы .

умение ставить цель и дать ее словесную формулировку; умение оценить результат своей учебной деятельности; умение осуществить рефлексию по итогам изучения темы урока.

умение формировать суждения в рамках учебного курса; строить учебную коммуникацию в парах, группах, в общении с классным коллективом.

овладение приемами отбора и дифференциации языкового материала; извлечение информации из орфографических и толковых словарей русского языка.

знать тему : « О(Ё)-Е в суффиксах и окончаниях различных частей речи» ; уметь находить и выделять изученную орфограмму.

Формировать ответственное отношение и интерес к учению , устойчивой учебно-познавательной мотивации и готовности к саморазвитию и самообразованию ; формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками .Осознание грамотности, как показателя общей культуры человека.

Воспитание стремления к грамотной речи.

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий.

Французский язык, музыка, изобразительное искусство.

-учебник «Русский язык 6 класс»\С.И. Львова,В.В. Львов-М. :Мнемозина, 2013.

-оценивающие карточки с забавными значками: две у каждого ученика.

— словари ( толковый , заимствованных и иноязычных слов)

Формы работы на уроке

Фронтальная , индивидуальная, групповая, в парах

Исследовательская, дифференциация заданий, личностно-ориентированная,эффективная речевая деятельность,диалоговая, роефлективная..

Технологическая карта урока.

Организация начала занятия

Повторение материалов предыдущего урока

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

Личностные: совершенствование учебных навыков.

Коммуникативные: работа в парах и группах.

Психологический настрой детей на урок.

Включение учащихся в учебную деятельность.

Помогает вспомнить тему предыдущего урока, проверить полученные умения.

Оценивание готовности к уроку.

Точечный диктант, групповое декламирование.

Работа с толковым словарём.

Мотивация к учебной деятельности

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Создание проблемной ситуации.

Орфографическая диктовка_+ индивидуальное задание.

Формулирование темы и целей урока.

Вырабатывание алгоритма учебного действия.

Актуализация знаний и пробное учебное действие.

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, анализ, умение доказывать свою точку зрения.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Первичное проговаривание алгоритма и его применение на практике.

Введение слов-исключений в словарь учащихся.

Вырабатывание алгоритма учебного действия.Выявление закономерности при использовании правила.

Реализация алгоритма на практике с самопроверкой.

Запись слов-исключе ний, выяснение их лексичкеского значения.

Первичное закрепление материала.

регулятивные УУД: планирование, рефлексия, саморегуляция;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Пояснение лексического значения иноязычных слов.

Помощь в работе с материалами учебника.

Индивидуальная работа: сообщение учащегося о суффиксе -ЁР-

Работа с материалами учебника.

Включение в систему знаний.

личностные: использование для решения познавательных задач различных источников информации;

регулятивные УУД: рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Наблюдение за работой учащихся, устранение затруднений при работе с учебником.

Слуховой диктант —работа с карточками.

Самостоятельная работа с упражнением учебника с взаимопроверкой.

Подведение итогов урока.

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулирование обсуждения урока, направление разговора.

Окончательное формулирование целей , задач урока и обсуждение эффективности работы на уроке.

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные УУД: саморегуляция;

— Как вы оцениваете свое личное участие в работе на уроке: вы сторонний наблюдатель или активный участник?

Ученики выражают мнение о своей роли на уроке с помощью значков-смайликов.

Инструктаж по домашнему заданию.

Найти в словаре слова с суффиксом -ёр-, записать в тетрадь.

Методическая разработка урока русского языка в условиях реализации ФГОС

в 6 классе по теме:

«Правописание Ё(Е)-О после шипящих и Ц »

(по учебнику : «Русский язык. 6 класс» /С.И.Львова, В.В. Львов)

а) повторить правописание о//ё после шипящих в корне;

б) углубить и расширить знания правописания о//ё после шипящих (не только в корне, но и в суффиксе и в окончаниях);

в) формировать умение выбора, умение обосновывать выбор о//ё после шипящих в суффиксе, окончании и в корне слова;

г) классифицировать языковой материал, опираясь на правило и алгоритм действия.

а) формировать коммуникативные УУД : умение формировать суждения в рамках учебного курса; строить учебную коммуникацию в парах, группах, в общении с классным коллективом;

б) формировать УУД познавательного характера : овладение приемами отбора и дифференциации языкового материала; извлечение информации из орфографических и толковых словарей русского языка;

в) формировать регулятивные УУД : умение ставить цель и дать ее словесную формулировку; умение оценить результат своей учебной деятельности; умение осуществить рефлексию по итогам изучения темы урока.

Осознание грамотности, как показателя общей культуры человека;

Воспитание стремления к грамотной речи.

Примечание: используем для объяснения нового материала методику Н. Романовой .

Учебник «Русский язык 6 класс»\С.И. Львова,В.В. Львов-М. :Мнемозина, 2013.

Оценивающие карточки с забавными значками: две у каждого ученика.

Макет оценочного листа

Фамилия, имя ученика :_____________________________________

Скандирование слов — исключений

Самостоятельная работа с учебником

Сообщение о суффиксе

Виды деятельности обучающихся на уроке :

  1. Участие в целеполагании учебной деятельности.
  2. Формулирование и письменная фиксация цели урока
  3. Составление схемы по изучаемой орфограмме, заполнение таблицы по теме урока.
  4. Слушание, устная работа по карточкам.
  5. Устное скандирование речовки по словам исключениям (о//ё после шипящих в корне слова).
  6. Рефлексия обучающихся по итогам урока, оценивание результатов своей деятельности на уроке

1. Включение обучающихся в учебную деятельность .

— Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь .

2. Повторение материалов предыдущего урока .

Учитель : Назовите тему прошлого урока

Учащиеся : Е//И в суффиксах ЕК-ИК

Учитель : проверим, как вы усвоили эту орфограмму.

Учитель называет слова, а учащиеся должны распределить их в две колонки (поставить точку слева или справа)

Учитель. Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность схемы (образец на экране Слайд №2.). Поставьте оценку в «Оценочный лист».

Ребята , в качестве домашнего задания я просила вас припомнить слова-исключения, в корне которых после шипящих пишется О. Вы вспомнили их? Давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание , проскандируем речёвку — «27 слов –исключений»

Речевку со словами-исключениями проверяем по рядам :

Ряд 1 : Шорох,шорты и крюшон,

Ряд 2 : Шов и шоу, шоры, жом,

Шок, крыжовник и мажор,

Шоркать, джонка и вечор.

Ряд 3 т: Трущоба, чопорный, обжора,

Жостово, ужо, Печора-

И чокнуться, с судьбой не споря,

В северной реке Ижоре.

Учитель: Лучшим был 2-й ряд, все сидящие во втором ряду ставят «5». Неплохо скандировал 3-й ряд- оценка «4», а 1-й ряд сегодня был не на высоте- оценка «3».

Некоторые слова-исключения вы услышали впервые, поэтому группа ребят поработала с толковым словарём. Посмотрим все вместе, что у них получилось.

Группа учащихся( 4 человека) выполняла поиск значений непонятных слов в речёвке по толковому словарю.:

Крюшон – прохладительный фруктовый напиток

Шоры – упряжь для лошадей

Шорник – специалист по шорным изделиям

Шопмол – стержень для чистки и смазки ручного стрелкового оружия

Боржом – минеральная лечебная вода

Шоу – представление, зрелище

Жом – пресс для выжимания, отжимания; выжимка

Шок – тяжёлое расстройство организма из-за физического или

Джонка – в Китае грузовое судно с четырёхугольным парусом

Чопорный – чрезмерно строгий в поведение, в соблюдении приличий

Вечор – устаревшее слово(«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась» А.С.Пушкин)

Просторечные слова : Ужо (уже)

Чокнуться (помешаться, свихнуться)

Всем четырём учащимся за работу с толковым словарём – «5» («Оценочный лист»)

3. Изучение нового материала

а) Создание проблемной ситуации :

Диктовка ( один из учеников работает у доски—по желанию) : новая причёска, прошлогодний жёлудь, жёлтое платье, тихий шорох, кривой шов.

( обозначаем орфограмму, выделяем корень)

Учитель: Как вы думаете, могут ли буквы О//Ё после шипящих встречаться в других морфемах ( кроме корня)?

Смотрим на экран.(Слайд № 3)

Тушенка, речонка, девчонка, старичок, мальчонка, ночёвка, крючок, сгущёнка, протечёт, испечёшь, отвлечёмся.

Учащиеся : Да, встречаются О\\Ё после шипящих и не только в корне. Учитель: Скажите, судя по слайду, с какими из морфем мы будем работать?

Учащиеся : Это суффиксы и окончания.

б) Определение темы обучающимися.

Учитель: Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке? Какова тема нашего урока?

Учащиеся: О//Ё после шипящих в суффиксе и в окончании.

в) Определение целей урока обучающимися:

Учитель: — Определили тему урока, а теперь выделим цели, которые мы с вами должны поставить и достичь:

*Знать условие написания О//Ё после шипящих в суффиксе и в окончаниях

*Грамотно писать слова с О//Ё после шипящих в суффиксе и в окончаниях .

Запомнить слова исключения, если они есть.

г) Актуализация знаний и пробное учебное действие.

На экране слайд №3

На доске оформлены две колонки с названиями:

Слова называют действия и его результат или предмет,

Нет действия и нет результата действий

Помните: Значение «результат действия» слово имеет тогда, когда названный им предмет или признак возникает как результат одноимённого действия ( процесса)

Например : ( проговариваем алгоритм вслух ):

Волочёт— слово называет действие.

Старушонка—нет действия и нет результата действия.

Разделите все слова со слайда № 3 по алгоритму на две группы.

Учащиеся выполняют работу в тетради.

А теперь проверим, насколько удачен наш алгоритм. Всем ли удалось распределить слова верно.

Проверка: Слайд №4.

Учитель: Сделаем вывод о правописании О-Ё в суффиксах и окончаниях.

Учащиеся : Если слово называет действие и его результат, то в суффиксе и в окончании после шипящей пишем Ё ,а если слово не называет действие и его результат, то пишем О.

Учитель : Существует два слова-исключения на это правило: толчок, молчок.

На экране Слайд №5 Выясняем лексические значения слов-исключений.

А теперь посмотрите на следующий слайд ( слайд №6)

и скажите, в какой из колонок слова написаны неверно? Почему вы так думаете?

Сделайте вывод о правописании буквы Ё после Ц.

-После Ц невозможно написать букву Ё, возможно только Е или О, это зависит от ударения.

4. Первичное закрепление новой темы.

Работа с учебником, прочтение материалов на стр. 34.

Ребята, при прочтении материалов учебника, какой суффикс вы встретили впервые?

Учащиеся: Это суффикс-ёр-

Небольшое сообщение о суффиксе –ёр подготовила Маша Иванова. Послушаем.

— В 90-ые годы 19-го столетия одним из наиболее активных и социально значимых языковых процессов оказался процесс заимствования иноязычных слов.

Активные политические и общественные связи с Франции в 18-19 веках содействуют проникновению в русский язык большого количества заимствований из французского языка.

Среди огромного количества заимствованных слов из французского языка встречается немало слов с суффиксом –ёр, который указывает на профессию, специальность, род занятий человека. ( Оценочный лист –оценка Маше Ивановой)

На экране слайд № 7: дир ижёр, стажёр, коммивояжёр (значение слов на экране).

5. Включение в систему знаний:

а) Слуховой диктант.

У детей на столах две карточки Ё, О. Учитель называет слова: окруженным, шапчонка, галчонок, тушенная, парчовая, молчок,

зайчонок, лишенный, половичок, распашонка.

Ребята поднимают необходимую карточку; ученик, допустивший ошибку, комментирует свой выбор.

(Оценочный лист: безошибочно—5 баллов, 2 ошибки—4 балла, 3-4ошибки—3 балла.)

б) самостоятельная работа.

Выполняется упражнение 57 (1) стр. 35-36 в тетради с изменением задания :

— выбрать и записать только те слова, где орфограмма « О(ё)-ё после шипящих « находится в суффиксе или в окончании, пользуясь алгоритмом и схемой из двух столбцов на доске и в тетради.

Напоминаем: не в корне! В корне действует иное правило!

Не после Ц! Там невозможно ошибиться!

Взаимопроверка по экрану. Слайд № 8 Оценочный лист.

6. Подведение итогов урока . Рефлексия.

Учитель: Оцените, пожалуйста, ваши знания и умения на сегодняшнем уроке.

. Возможные варианты ответов учеников на тему « Мои достижения на уроке»:

— Теперь я знаю, что о\\ё после шипящих пишется не только в корне, но и в суффиксе и в окончании.

— Знаю,что –ёр – заимствованная морфема из французского языка;

— Знаю слова- исключения;

— Умею по алгоритму рассуждать и объяснять правильность написания о\\ё после шипящих в суффиксе и окончании.

Обратите внимание на экран. (Слайд №9)

Там вы видите забавные рисунки, характеризующие ваше поведение на уроке, вашу работу на уроке. Честно и объективно подумайте над этим. И прикрепите к оценочному листу ту карточку, которая, по-вашему, отвечает сегодняшнему уроку.

— Сдайте, пожалуйста, оценочные листы.

8. Инструктаж домашнего задания.

-работа с индивидуальными карточками.

-найти в орфографическом словаре слова с суффиксом –ёр)

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Правописание Е(Ё)-О после шипящих

Е И 1. 1. Кончик 2. Орешек 2 3. Краешек 3 4. 4. Ключик 5. Мосточек 5. 6. Листочек. 6. 7. 7. Мячик

О-Е после шипящих в…… тушенка испечёшь девчонка старичок мальчонка ночёвка отвлечёмся сгущёнка протечёт речонка крючок

сгущёнка ( молоко сгущали— в результате : сгущёнка) ночёвка ( ночевали) тушёнка(мясо тушили— в результате : тушёнка) Протечёт, отвлечёмся, испечёшь- это чистые действия, глаголы. речонка девчонка старичок мальчонка крючок Слова называют действие, Нет действия и нет его результат или предмет, результата производящий действие действий

Слова-исключения: ТОЛЧОК МОЛЧОК

Правописание о(ё) после Ц в любых морфемах. ЛицЁвой нерв. ПерцЁвая настойка. Нежное лицЁ. Салат с огрурцЁм. Банным полотенцЁм. ЛицевОй нерв. ПерцОвая настойка. Нежное лицО. Салат с огурцОм. Банным полотенцЕм.

Слова с суффиксом –ЁР- Ретушёр -специалист по ретушированию. (Ретушь-обработка любых изображений с целью исправления , улучшения ) Дирижёр -музыкант, управляющий оркестром или хором. Стажёр -тот, кто стажируется, проходит стажировку , набирается опыта. Коммивояжёр -разъездной торговый агент какой-нибудь частной фирмы .

Упражнение 57 (1) Материал для самопроверки. Забавная собачонка, маленькая шапчонка, горячо спорить, ветхая одежонка, пучок травы, любить горячо, Разжёг огонь, сбережёт здоровье испечёшь пирог.

Я на уроке был(а)….. Активным участником работы. Наблюдателем, зрителем.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц»

Урок (открытие новых знаний ) русского языка в 5 классе по учебнику М. Разумовской. Форма работы — групповая.

Проектный урок по русскому языку в 5 классе. Тема: правописание О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных.

Проектным уроком мы называем урок, который проводится в рамках предметной классно-урочной системы, с целью формирования проектной деятельности обучающихся путём осуществления учебного проекта. Он явля.

Правописание О, Ё, Е после шипящих в разных частях речи

Презентация содержит правила написания О, Ё, Е после шипящих в разных частях речи и может быть использована как тренажёр в 6-11-х классах.

» Повторим орфографию. Правописание гласных о – е после шипящих и ц»

Повторение ранее изученного материала — одно из основных условий качественного обучения учащихся. Урок русского языка » Повторим орфографию. Правописание о – е после шипящих и ц» проводитс.

Правописание гласных О-Ё после шипящих

Урок русского языка в 5 классе. Технология сотрудничества.

Урок русского языка по ФГОС 5 кл Тема урока: «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»

Тема урока: «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»Базовый учебник: русский язык 5 класс в 2-х частях под ред. А.Д.Шмелёва, Е.Я.Шмелёв.

Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Конспект урока русского языка «Правописание о – е после шипящих и ц- в окончаниях существительных», 5 класс.

Цели урока:

а) обучающие:

– познакомить учащихся с орфограммой № 18 «Правописание о – е после шипящих и ц- в окончаниях существительных»;

– сформировать прочный навык написания О- и Е- в окончаниях существительных в зависимости от ударного / безударного положения гласной в процессе выполнения упражнений;

– дифференцировать правописание гласных после шипящих и Ц- в разных морфемах слова – корнях и окончаниях.

б) развивающие:

развивать память, речь, внимание.

в) воспитывающие:

– воспитывать бережное отношение к слову, интерес к морфологии.

Ресурсы: индивидуальные рабочие листы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка «Правописание о – е после шипящих и ц- в окончаниях существительных», 5 класс.»

Тема: «Правописание о – е после шипящих и ц- в окончаниях существительных».

– познакомить учащихся с орфограммой № 18 «Правописание о – е после шипящих и ц- в окончаниях существительных»;

– сформировать прочный навык написания О- и Е- в окончаниях существительных в зависимости от ударного / безударного положения гласной в процессе выполнения упражнений;

– дифференцировать правописание гласных после шипящих и Ц- в разных морфемах слова – корнях и окончаниях.

развивать память, речь, внимание.

– воспитывать бережное отношение к слову, интерес к морфологии.

Ресурсы: индивидуальные рабочие листы.

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада приветствовать вас.

Сегодня эпиграфом нашего урока будут слова известного учёного-языковеда Федота Петровича Филина (читает 1 учащийся)

«Каждое слово – особый микромир, изучать тайны которого не только поучительно, но и увлекательно».

— Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Повторение пройденного.

— Я предлагаю вам разгадать загадки, ответ запишите в тетради в строчку через запятую.

1. Зубов много, а ничего не ест. (Расчёска)

2. В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь)

3. Низок да колюч, сладок, а не пахуч. Ягоды сорвёшь – всю руку обдерёшь. (Крыжовник)
— Отметьте в словах орфограмму, по которой эти слова можно сгруппировать. Как называется эта орфограмма? (Буква О – Ё после шипящей в корне слова)

— Какое из записанных вами слов лишнее? Почему именно оно лишнее? (Крыжовник, так как это слово-исключение)

— Какие ещё слова-исключения Вам известны?

— Я предлагаю эти знания применить для следующего задания.

3. Актуализация знаний. Целеполагание.

На доске записаны фразеологизмы болеть сердц..м, болеть душ..й.

Перед вами два фразеологических оборота. (Один из учащихся выразительно читает вслух). Поясните их лексическое значение. (Они имеют одно значение — волноваться, сильно переживать, беспокоиться).

— Как называются слова, имеющие одно значение? (Синонимы). Значит они синонимичны.

— Запишите в тетрадь два словосочетания также, как у меня на доске. На месте пропуска оставьте окошко.

– Подумайте, в какой морфеме и какой части речи пропущена орфограмма? (В окончаниях существительных). Укажите часть речи. Выделите морфему. (Я на доске выделяю окончания и указываю часть речи)

– За какими согласными следует неизвестная гласная? (За шипящими и Ц-). Подчеркните согласную двумя чертами. (подчеркиваю на доске)

— Назовите шипящие согласные, которые вы знаете? (ж,ш,ч,щ и ц).

— А какая это может быть гласная? (о или е).

— Опираясь на исследовательскую работу, попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц).

— Запишите тему урока в тетради.

— Тему мы с вами определили, а теперь, исходя из темы, сформулируйте цели урока. (Основная цель – узнать правило написания о-ё после шипящих и ц в окончаниях существительных и научиться применять его на практике.)

4. Создание ситуации «вызова». Открытие нового знания.

— Есть ли у Вас предположение, какую букву мы будем писать в слове сердцем? (е) Душой? (о)

— Не переживайте, я Вам помогу открыть новое знание. Для этого поставьте ударение в словах.

— Что вы можете сказать о написании букв о-е после шипящих в окончаниях существительных? (В окончаниях существительных после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е).

— А теперь давайте проверим в учебнике, так ли мы с вами сформулировали правило. Параграф 99, стр. 76. Обратите внимание, как выделяется орфограмма. (Один ученик читает вслух).

— Вставьте пропущенную букву в слова (сердцем, душой). Докажите.

— Так от чего же зависит правописание букв о – е после шипящих в окончаниях имен существительных? (от ударения)

5. Первичное закрепление

Объяснительный диктант (у доски с каждого ряда 1 ученик)

Любоваться чижом, суп с перцем, говорить со сторожем, салат с огурцом.

6. Закрепление материала

— Сегодня на уроке мы будем пользоваться рабочими листами. Обратите внимание в конце рабочего листа у Вас есть таблица оценивания, к которой мы будем обращаться на протяжении урока.

Итак, 1 упражнение в рабочем листе вы будете выполнять в паре. Внимательно читайте задание.

1. Подберите пропущенные слова, запишите их в творительном падеже, выделите изучаемую орфограмму. Используйте слова для справок.

Как родник назвать?__________________

Ну, а доктора?_______________________

А холодное оружье с древних лет зовём _________________

Дом из веток?____________________

А границу, между прочим, называют______________________

Слова для справок: рубеж, врач, шалаш, ключ, меч.

Самопроверка по эталону.

Проверьте свою работу. Ключ к этому заданию находится на листочках розового цвета. Исправьте ошибки, если есть.

А холодное оружье с древних лет зовём … (мечом).

А границу, между прочим, называют … (рубежом).

— Какую букву в окончании существительных после шипящих вы написали? (о) Почему? (на окончание падает ударение)

Поднимите руки, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы! Кто допустил ошибки не расстраивайтесь, будьте внимательны.

Обратимся к таблице оценивания. Оцените свою работу в паре, поставьте себе оценку.

Теперь, когда Вы справились с этой работой, мы можем перейти к следующему упражнению, которое вы будете выполнять самостоятельно.

Я прочитаю слова, а вы запишите в таблицу только букву, которую надо писать после шипящих и ц в окончании существительных.

Конспект урока по теме «Правописание гласных О-Ё после шипящих в различных частях речи».

Урок русского языка по теме « Правописание гласных О-Ё после шипящих в различных частях речи».

Образовательная: научить грамотно писать слова с о-е-ё после шипящих в морфемах различных частей речи;

Развивающая: продолжать развивать культуру речи учащихся, развивать орфографическую зоркость, умение работать по инструкции.

Воспитательная: воспитывать уважение и интерес к предмету.

Задачи урока: закрепить алгоритм выбора нужной буквы по опорному конспекту; способствовать формированию переключения с одного вида деятельности на другой; воспитывать умение слушать учителя, ответы друг друга.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, опорные конспекты, раздаточный материал(тесты)

2. -Учитель: Начнем урок с «синтаксической пятиминутки » и повторим программный материал 9 класса. Какую большую тему мы с вами изучаем весь год?

-Ученики:Сложное предложение (внешняя доска)

-Ученик на доске записывает предложение:

Замерли соловьиные трели; беспросветная черная туча совсем надвинулась, и стал виден освещенный зарницами полуразрушенный дом с отломанным крыльцом.(18)

-Учитель: а) составить схему, дать характеристику предложения ( сколько простых предложений? Дайте устную характеристику 3 простого, чем осложнено?)

б)найдите и сгруппируйте орфограммы, которые мы с вами повторяли на предыдущих уроках, готовясь к экзаменам (правописание приставок (слайд № 1) , правописание безударных гласных в корне (слайд № 2) , Н-НН в различных частях речи (слайд № 3)

-Учитель: Какая орфограмма осталась? («Буквы О, Ё после шипящих»).

Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?

-Ученики: повторить и закрепить правописание гласных О, Ё после шипящих в разных частях слова разных частей речи

-Учитель: Итак, тема урока : (на экране появляется О.К.- слайд № 4) (Открыть доску с темой)

Мы с вами знаем, что русский язык- это система, в которой всё взаимосвязано, и ничего нельзя упускать и забывать. Так вот какие разделы науки о языке нужно знать, чтобы не ошибаться в выборе гласной после шипящих?

-Ученики: нужны знания по морфологии, словообразованию , т.е. нужно правильно определять часть речи и морфему).

Беседа по конспекту.

-Учитель: Для какой группы слов не обязательно определение части речи?

-Учитель: Отдельно вспомним разницу в написании существительных ожог, поджог и глаголов ожёг, поджёг (получили ожоги, ожёг руку) и предложный падеж местоимения ЧТО: о чём, на чём, слова причём, нипочём . А какая гласная пишется после шипящих не под ударением?

Задание: Распределите слова по нужным столбикам (Обратить внимание на отличие причастий от отглагольных прилагательных новичок, шов, дирижер, освещенный, циркачом, должок, напряженный, пшенка, щечка, шорох, тушеный , ночевка, груженый, печенка, ретушер, холщовый, дешевый, стажер, челка, горячо, тушевка, груженый, челн, крыжовник, речонка, ухажер. (25 слов)

суффиксы и окончания сущ., прил.

В глаголах и отглагольных формах

пшенка челн челка дешевый щечка печенка

шорох крыжовник шов

новичок циркачом должок холщовый горячо речонка

ухажер стажер ретушер дирижёр

освещенный напряженный тушеный ночевка груженый тушевка

4.Слова-исключения (работа по лексике)

Учитель: Посмотрите, в каком столбике меньше всего слов? (исключения) А приведите сами примеры на эту группу слов. Достаточно. Чтобы лучше запомнить слова-исключения, в корне которых после шипящих пишется о , давайте прочитаем юмористический рассказ, в котором собрано более 20 таких слов. (Слайд № 5)

По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, Жора – обжора, жокей, жонглёр, мажордом и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался какой-то шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры – обжоры. Все были шокированы происшедшим.

Учитель: Значение всех слов понятно? Кстати, а какой раздел науки о языке изучает слово и его значение? ( лексика ). Давайте уточним лексическое значение слов ШОРНИК, ШОМПОЛ, МАЖОРДОМ, ЧОПОРНЫЙ, ШОРЫ по словарю. Какой словарь понадобится? Вспомним, с какими словарями мы работали недавно на практическом занятии? Для чего нужен словарь синонимов? (делает речь богаче и разнообразнее). Пока ученик работает по словарю (дать словарь), раз уж разговор зашел о лексике, мы напишем

Учитель: Каждый раз на уроках развития устной и письменной речи, когда пишем изложения ( а мы не забываем, что форма сдачи экзамена за 9 класс- это изложение) мы говорим о том, как важно расширять свой словарный запас, не допускать лексических повторов, а, значит, не делать речевых ошибок. Вот и сейчас мы будем подбирать синонимы и по данному лексическому значению определять слова с сегодняшней орфограммой и распределять их в 2 столбика: О/Ё. (Ученики работают самостоятельно в тетрадях)

Задание:кондитерское изделие (шоколад), плод дуба (желудь), профессиональный наездник (жокей), тихий разговор (шепот), ткань (шелк), веревка (бечевка)

часть туловища (плечо), ученик (стажер), молоко с сахаром (сгущенка), тихий звук (приглушенный), модник (щеголь).

Учитель:Продолжаем работать с лексикой и развивать свою речь, добавляя уменьшительно-ласкательные суффиксы к словам: (слова с эмоционально-экспрессивной окраской)

Жердь-ж_рдочка, верблюд- верблюж_нок, черта- ч_рточка, девочка-девч_нка, галка-галч_нок, лягушка-лягуш_нок, шапка- шапч..нка, бочка-боч_нок, внук-внуч_к. (20 слов)

Проверим лексическое значение по словарю.

Учитель: Вы неплохо справляетесь, молодцы. А теперь мне бы хотелось посмотреть, так же хорошо вы отличаете эту орфограмму в устной речи, выделяете ли её на слух? Я читаю текст, а вы выписываете только слова с орфограммой «О-Ё»

В раннее весеннее утро, когда солнце еще не горячо и в воздухе свежо, ребята во главе со стажером провели в старом саду борьбу с листожором на алычовых деревьях. Теперь ребята спешат к камышовому шалашу, чтобы повидаться со сторожем Кузьмичом. По тенистой аллее они бегут, не обращая внимания на шорохи и шепот листьев. Навстречу молодежи выходит старичок. Голову Кузьмича покрывает шапчонка, из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Держится дед молодцом. Кузьмич показывает ребятам самодельные щетки, которые он сам делает и сбывает по дешевке, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.

Учитель: А в продолжении текста найдите и исправьте ошибки (устно или поменяйтесь тетрадями, проверим—— по времени) ( 18слов+ 12)

Дед рассказывает, как поймал медвежёнка и научил его танцовать. Рассказ старика смешён: подражая медвежонку, он выступает роли дирижора. Веселое настроение прерывает Кирилл, который поручает первой бригаде размежовку участка под крыжовник, а второй дает задание облицевать кирпичем теплицу. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущёнку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчонки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него внимания.

(медвежонка, танцевать, смешон, дирижёр, размежёвка, кирпичом, бочонок, тушёнка, печенка, копчености, зайчонок, увлеченные)

8. Задание и по синтаксису, и по орфографии « Соберём мозаику» (слайд № 8) (Ученики работают самостоятельно в тетрадях)

Из предложений, приведенных ниже, возьмите нужный член предложения и поставьте его в указанную форму. У вас получится предложение, в котором вы графически объясните постановку знаков препинания. Объясните орфограммы.

Возьмите из данных предложений:

Юношу влечёт наука. (Сказуемое)

Охотничья тропка растворилась в камышовых джунглях. (Определение в форме мн. ч. П.п. поставьте в форму И.п. ед.ч.)

3)В тайге был слышен таинственный шёпот и шорох. (Однородные подлежащие)

К реке, текущей бурным потоком, подошла группа туристов. (Словосочетание, в котором главное слово — сущ. с предлогом, а зависимое — причастие)

Вдоль шоссе раскинулись необъятные просторы полей. (Обстоятельство, выраженное сущ. с наречным предлогом)

6) Чёрной рекой вилась между отлогими холмами разъезженная машинами дорога. (Определение, выраженное прилагательным в форме ж.р., ед.ч., Т.п.)

7) По горному склону спускалась извилистой лентой быстрая река. (Словосочетание сущ. +прил. в форме ж.р., ед.ч., Т.П.)

Должно получиться: Влечёт камышовый шёпот и шорох к реке, текущей вдоль шоссе чёрной извилистой лентой.

9.Проверочная работа (тест)

И в заключение урока — проверка знаний.

1) Для всего класса – тест по вариантам

10.Домашнее задание: Стр. 99 (Практика), № 206 (4 колонка)


источники:

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-russkogo-iazyka-pravopisanie-o-e-po.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-teme-pravopisanie-glasnih-oyo-posle-shipyaschih-v-razlichnih-chastyah-rechi-736875.html