Конспект урока правописание окончаний

Урок русского языка «Правописание окончаний разных частей речи»
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе 2 полугодие УМК «Планета знаний»

Тема: «Правописание окончаний разных частей речи»

v совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой;

v закрепить умение действовать по установленному правилу.

v формировать орфографическую зоркость, внимание, умение аргументировать свои выводы, логическое мышление и речь учащихся;

v воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.

Тип урока: урок отработки способов действий.

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, воспитывать веру в свои силы.

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

основные — Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина Русский язык 4 класс

дополнительные –таблицы: «Падежные окончания имён существительных», «Безударные окончания имён прилагательных», «Безударные личные окончания глаголов»; карточки с заданиями, опорные схемы, алгоритмы, проверки безударных окончаний имён существительных, имён прилагательных, безударных личных окончаний глаголов.

Скачать:

ВложениеРазмер
otkr_urok_pravopisanie_okonchaniy_raznyh_chastey_rechi.docx34.36 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе 2 полугодие

МБОУ СОШ № 42 учитель начальных классов Меметова Ольга Александровна

УМК «Планета знаний»

Тема: «Правописание окончаний разных частей речи»

  • совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой;
  • закрепить умение действовать по установленному правилу.
  • формировать орфографическую зоркость, внимание, умение аргументировать свои выводы, логическое мышление и речь учащихся;
  • воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.

Тип урока: урок отработки способов действий.

познавательные УУД : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД : способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, воспитывать веру в свои силы.

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

основные — Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина Русский язык 4 класс

дополнительные –таблицы: «Падежные окончания имён существительных»,

«Безударные окончания имён прилагательных»,

«Безударные личные окончания глаголов»;

карточки с заданиями, опорные схемы, алгоритмы

проверки безударных окончаний имён существительных

и имён прилагательных, безударных личных окончаний

Приветствие, проверка готовности, запись даты.

II.Словарная работа. (Работа по карточкам – задание 1. Приложение 1) Взаимопроверка.

Уч…ник, уч…тель, м…рковный, б…речь, г…р…дской, с…бака, п…здравлять, к…пустный, яг…да, д…журный, р…сти

— обменяйтесь карточками и проверьте друг друга.

III.Актуализация знаний учащихся. Работа со словарными словами.

— Какая орфограмма объединяет слова в задании 1? (Непроверяемая безударная гласная в корне)

— В какой части слова находится эта орфограмма? (В корне)

— А как мы поступим, если слово с безударной гласной не относится к словарным словам? (Если слово с безударной гласной не относится к словарным словам, значит, его можно проверить)

— Как проверить безударную гласную в слове? (Ударением)

— В каких частях слова может находиться безударная гласная? (В приставке, корне, суффиксе и окончании.)

— Как нужно действовать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной? (Повторение изученных правил: нужно подобрать проверочное слово, в котором безударный гласный окажется под ударением)

— О проверке безударных гласных каких частей речи и в какой части слова мы говорили на прошлых уроках? (В окончаниях имён существительных, имён прилагательных, глаголов)

IV. Формулирование учащимися темы и целей урока.

— Сегодня на уроке мы должны повторить, какие действия нам необходимо выполнить для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных, имён прилагательных и глаголов.

— Как, на ваш взгляд, должна звучать тема нашего урока?

(« Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных, имен прилагательных и глаголов»)

— Какие цели вы бы поставили к сегодняшнему уроку? Обоснуйте свой ответ. (Ответы учащихся)

V. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных. (Приложение 2)

— И начнём мы нашу работу с повторения алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных.

— Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён существительных.

  1. Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы определить склонение.
  2. Определить падеж слова с безударным окончанием.
  3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
  4. Для проверки : подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.
  5. Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое слово, слово с ударным окончанием.
  6. Записать то же окончание в безударную позицию.

— Какие слова – подсказки вы можете назвать

— Для 1-го склонения? (Земля, рука.)

— Для 2-го? (Конь, двор )

VI. Упражнения в правописании окончаний имён существительных.

1 . Комментированное письмо (Карточка — задание 2).

Выполните нужные действия и заполните таблицу, в начальной форме выделяйте окончание. Выбрав букву, вписывайте её в «окошко».

(В ходе заполнения таблицы для комментирования у доски на каждое слово вызывается отдельный ученик)

Разработка урока по русскому языку в 9–11-х классах на тему: «Правописание окончаний слов различных частей речи»

Тема урока: Правописание окончаний слов различных частей речи

Цели урока:

  • Повторить и систематизировать полученный в предыдущих классах разрознённый материал по правописанию окончаний существительных, прилагательных, причастий, глаголов.
  • Развивать творческое языковое мышление в применении алгоритмов выбора нужного окончания слова.
  • Закрепить навык быстрого и правильного решения задачи по выбору нужного окончания слова.

Задачи урока:

  • Изучить в системе правописание окончаний существительных, прилагательных, причастий и глаголов.
  • Тренировать навыки контроля над письмом и удержания внимания через слух, зрение, пишущую руку.
  • Тренировать память через систему специально подобранных примеров.

Оборудование урока:

  • Интерактивная доска. (Дополнительно перед каждым учеником могут располагаться монитор, клавиатура и графический планшет).
  • Распечатки сводного учебного материала по правописанию окончаний слов.
  • Необходимый для работы текстовый материал и используемые учителем учебники.
  • Как вариант также могут быть применены интерактивные задания, специально подготовленные учителем или взятые с сайта
  • «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»: http://school-collection.edu.ru/

Содержание урока:

I. Вступительное слово учителя

Организация русских слов – морфемная. Следовательно, собрав правила правописания слов в единый блок и распределив их по морфемам, мы существенно облегчим их изучение для последующего правильного и безошибочного написания любых слов. Нельзя забывать при этом о порядке изучения материала. Алгоритм рассуждения над той или иной проблемой – великая вещь!
Итак, в слове всего пять позиций, где может быть допущена орфографическая ошибка: приставка, корень, суффикс, окончание и стык приставки с корнем.

Начнём с окончаний слов. Перед Вами свод всех правил, касающихся окончаний имён существительных, имён прилагательных, причастий, глаголов (числительные и их окончания, а также местоимения будут рассмотрены отдельно).

II. Изучение нового материала

На экран интерактивной доски выводится сводный изучаемый материал. Учитель даёт краткие пояснения того, что видят учащиеся. Далее изучение нового материала проводится по трём блокам, из которых состоит сводный материал: «Окончания имён существительных», «Окончания имён прилагательных и причастий» и «Окончания глаголов».

I-й БЛОК ПРАВИЛ: ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

1 скл.
сущ. м. и ж. р.
на -а/-я

2 скл.
сущ. м. р. без оконч.,
сущ. ср. р. на -о/-е

3 скл.
сущ.ж. р.
на Р.

Д.

П.

сущ. на -ий
(солярий)

сущ. на -ие
(здание)

сущ. на -ия
(армия)Р.

Д.

П.

Примечание: существительные на -мя и слово путь в Р., Д . и П. имеют -И.

Упражнения к I-му блоку

1. Перепишите, раскрывая скобки. Укажите склонение существительных и их падеж.

Идти по (дорога), играть на (рояль), мечтать об (осуществление) (идея), работать на (строительство) (дорога), путешествовать по (Сибирь), драться на (дуэль), приехать к (дочь), побывать на (стройка), участвовать в (экспедиция), рассказать о (путешествие) по (Кубань), находиться в (веденье), замереть в (восхищение), встретиться на (конференция), спорить о (поэзия), побывать в (Астрахань), выступать на (сессия), подготовиться к (жатва).

2. Вставьте нужное окончание.

1. В юност.. Вальгану пришлось присутствовать при внезапном раскрыт.. таланта. (Т.Н.) 2. Слух о поражени.. шёл по долин.. со зловещей быстротой. (Ф.) 3. Он [партизан] сидел на площад.. возле дорог. уставившись в землю мутными глазами и в слепом отчаяни.. слал патрон за патроном в белёсую утреннюю мглу. (Ф.) 4. Море ловит стрелы молний и в своей пучин.. гасит. (М.Г.) 5. Самое лучшее в вашем положени.. – бежать отсюда. Но, к сожалению, это бесполезно.. . Вам остаётся одно: успокоиться на мысл. что ваше пребывание здесь необходимо. (Ч.) 6. Покорно мне воображенье в изображень.. серых глаз. В моём тверском уединень.. я горько вспоминаю Вас. (Ахм.). 7. В отличи.. от ферментов витамины являются низкомолекулярными веществами.

II-й БЛОК ПРАВИЛ: ОКОНЧАНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЙ

Пояснение к блоку

Окончания качественных и относительных прилагательных и причастий совпадают с окончанием вопроса какой?, поставленного от определяемого слова: Он [Ромашов] шёл теперь вдоль свекловичного (какого?) поля. Низкая толстая ботва пестрела путаными белыми и чёрными (какими?) пятнами под ногами (Купр.); Поднимающееся (какое?) солнце освещало поля. Искл.: безударные окончания мужского рода именительного и винительного падежей: (какой?) дремучий лес, скромный вид, стелющийся туман.
Окончания притяжательных прилагательных на -ий, ,-ье, -ья, -ьи совпадают с окончаниями вопроса чей?, поставленного от определяемого слова: птичьи (чьи?) песни, гул ребячьих (чьих?) голосов, помещичья (чья?) усадьба. Искл.: окончания мужского рода именительного и винительного падежей: (чей?) охотничий нож, вижу помещичий дом.

Упражнения ко II-му блоку

3. Вставьте пропущенные буквы. Окончания прилагательных и причастий проверяйте вопросами.

Он [Назанский] стоял теперь перед Ромашовым и глядел ему прямо в лицо, но по мечтательн.. выражению его глаз и по неопределённ.. улыбке, блуждавш.. вокруг его губ, было заметно, что он не видит своего собеседника.. . Золот.. волосы падали крупн.. цельн.. локонами вокруг его высок. чист.. лба; густ. четырёхугольн.. формы, рыж. небольш.. борода лежала правильн.. волнами, точно нагофрирован. и вся его массивн.. и изящн.. голова, с обнажённ.. шеей благородн.. рисунка, была похожа на голову одного из тех греческ.. героев или мудрецов, великолепн.. бюсты котор.. Ромашов видел где-то на гравюрах. Ясн. чуть-чуть влажн.. голуб.. глаза смотрели оживлённо, умно и кротко. Даже цвет этого красив. правильн.. лица поражал сво.. ровн. нежн. розов.. тоном. (А.И. Куприн.)

4. Перепишите, раскрывая скобки. Окончания притяжательных прилагательных проверяйте вопросом.

Плыть на (рыбачий) лодке, надеть (лисий) шубу, подойти к (помещичий) усадьбе, идти по (волчьи и лисьи) следам, слушать (птичий) пение, увидеть (заячий) следы.

III-й БЛОК ПРАВИЛ: ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ

Под ударением в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени пиши то, что слышишь.
Безударные личные окончания форм настоящего и будущего времени глаголов зависят от спряжения.
Например, нам нужно определить окончание в глаголе 2-го лица пиш..шь (-ешь или —ишь ?).

Алгоритм нахождения правильного безударного личного окончания глагола по его спряжению:

1. Поставь глагол в неопределённую форму (что делать?) (например, писать).
2. Выдели последние три буквы в найденной неопределённой форме глагола (писать).
3. Сопоставь эти три буквы со следующим правилом о спряжениях глагола:
«Ко II-му спряжению относятся все глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на -ить, кроме глаголов: брить, стелить;
7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть вертеть, зависеть;
4 глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, держать.
Все остальные глаголы (на что бы они не оканчивались в неопределённой форме) относятся к I-му спряжению».

(В нашем примере глагол писать оканчивается на -ать. Этот глагол не входит в группу исключения на -ать для II-го спряжения. Следовательно, он относится к I-му спряжению.)

4. Выбери нужное окончание по нижеприведённой таблице в соответствии со следующей схемой:

Примечание: окончания в 1-м лице ед. ч. не вызывают сложностей в написании.
Во 2-м лице единственного числа в I-м спряжении надо писать окончание -ешь.
Получаем результат –

Упражнения к III-му блоку

5. Определите спряжение данных глаголов. Укажите формы 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.

Образец. Строить (И) – строишь, строят.

Сеять, ознакомить, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять.

6. Вставьте пропущенные буквы. Укажите спряжения глаголов.
1. Плещ..шь ты, куда захоч..шь, ты морские камни точ..шь, топ..шь берег ты земли, подымаешь корабли. 2. Князь у синя моря ход..т, с синя моря глаз не свод..т. 3. Люди из моря выход..т и себе дозором брод..т! 4. Свет наш солнышко! Ты ход..шь круглый год по небу, свод..шь зиму с тёплою весной, всех нас вид..шь под собой. Аль откаж..шь мне в ответе? 5. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоня..шь стаи туч, ты волну..шь сине море, всюду ве..шь на просторе, не бо..шься ничего, кроме Бога одного. (АС. Пушкин.)

7. Образуйте от данных глаголов формы прошедшего, настоящего или будущего времени. Укажите спряжение.

Образец. Видеть (II) – видел, видит.

Ненавидеть, сеять, строить, обидеть, веять, клеить, таять, зависеть, значить, душить, надеяться.

III. Закрепление изученного материала

Диктант (с последующей самопроверкой)

1. Ты знаешь, я томлюсь в неволе, о смерти Господа моля. Но всё мне памятна до боли тверская скудная земля. (Ахм.) 2. В безлюдье улиц, в феерическом и мертвенном свете обычные дома приобретали торжественность и пышность. (Г.Н.) 3. Жук заметался в отчаянии. (Пауст.) .) 4. Я посвящаю эту книгу России. (Пауст.) 5. Гаврилу охватила волна воспоминаний о своей деревеньке, сбегавшей по крутой горе вниз к речке, скрытой в роще. (М.Г.) 6. В отличие от таких исторических деятелей, как Наполеон, Александр, которые стремятся к славе, власти, Кутузов в изображении Толстого чужд мечтам о величии, способен понять простого человека. 7. Грибники медленно щли от берёзы к берёзе, от осины к ели. 8. Лесное хозяйство находится в веденье егеря. 9. Из окон низеньких белых домов кое-где струился туманными прямыми полосами свет и длинными косяками ложился на жёлто-бурую блестящую землю. (Купр.) 10. Шестой урок в этот день был настоящей пыткой для новичков. (Купр.) 11. В мужичьих голосах не чувствовалось злобы. (Ф.) 12. Человек в барсучьей папахе уставился на путёвку. (Ф.) 13. Мы жили в доме, доставшемся нам от матери. 14. И долго ещё раскрасневшиеся юноши и девушки не выпускали Петра Максимовича и просили, чтобы он рассказал ещё что-нибудь о лесах. (Пауст.) 15. Туристы любовались водопадом, искрящимся на солнце. 16. В посёлке, растянувшемся вдоль моря, жили рыбаки. 17. Повезут, так поедем, а не повезут, хоть поспим до утра. 18. Синцов сказал, что он, действительно, ищет какую-нибудь часть. 19. Снег быстро тает на солнце. 20. В очках он видит хорошо. 21. Больной тяжело дышит. 22. Где строишь, там и роешь. (Посл.) 23. Пашню пашут – руками не машут. (Посл.) 24. Вы пишете с ошибками. 25. Вам это только кажется. 26. Больному неможется. 27. Весной невольно улыбаешься солнцу и свету. 28. Потерянного времени не воротишь.

IV. Домашнее задание

Изученный теоретический материал знать. Раздать заранее приготовленный и напечатанный на бумаге текстовый материал с пропущенными окончаниями разных частей речи. (Можно использовать дискеты или флешки, если позволяет оборудование класса и наличие компьютеров или доступ к ним в домах учащихся). Нужно вставить окончания и объяснить устно и графически своё решение.
Как вариант подобрать по учебнику упражнения или часть их в определённой пропорции с аналогичными заданиями и поручить ознакомиться с соответствующими изученной теме параграфами учебника, сравнив с приведённым здесь материалом.
Устно дать ответ на вопрос: какой из предлагаемых способов освоения правильного написания окончаний слов представляется Вам более приемлемым и лёгким?

P.S. В качестве домашнего задания можно творчески использовать следующий материал.

1. Вальган уже не говорил о велич.. жизн.. и смерт.. . (Г.Н.) 2. Так жила Тина, замерев в ожидан.. и по-прежнему веря в торжество справедливост.. . (Г.Н.) 3. Бахирев вдруг остро позавидовал красот. юност. беспечност. лёгкост.. походк. стройност.. тела. Что-то незнакомое и небывалое чудилось ему в самостоятельност. лёгкост.. и спокойств.. этой женщин.. . Всё женское, копившееся годами, вдруг вырвалось, расцвело, раскрылось в дрож.. тенистых ресниц, в блеск.. глаз, в новом изгиб.. приоткрытых губ. (Г.Н.) 4. Генерал представлял себе, как в скором времен.. будет сидеть в Имперской канцеляр.. в Берлин.. на совещан.. . (Пауст) ) 5. Ольга Ивановна сидела за перегородкой на кроват.. и, перебирая пальцами свои прекрасные льняные волосы, воображала себя то в гостиной, то в спальн. то в кабинет.. мужа. (Ч.)
6. Приезд Морозки нарушил душевн.. равновесие, установивш..ся в Мечике под влиянием ровн. безмятежн.. жизни в госпитале. (Ф.) 7. Вальган говорил о провале месячн.. плана, случивш..мся на заводе впервые за десятилетие. (Г.Н.) 8. Кареглазый поднялся с гибкостью разогнувш..ся лозы и заговорил быстро, громко, негодующе. (Г.Н.) 9. Очнулся он [Морозка] от дробн.. конск. топота, внезапно вырвавш..ся из-за бугра. (Ф.) 10. Он [Мечик], задыхаясь, свалился за перв.. попавш..ся кустом. (Ф.) 11. На покрививш..ся стогу уныло, по-сиротски примостилась ворона и молчала. (Ф.) 12. Вечером первого октября Климович сидел у себя в штабе бригады, в избе, снаружи покосивш..ся и грязн. а внутри дочиста выскобленн.. . (Сим.) 13. Ровн.. мягк.. свет струился по опавш.. листве, и яблони, отсвеченн.. по краям, стояли в нём странн.. и золот.. . (Ф.)
14. Дирекция наход..тся на втором этаже. 15. Снег быстро та..т на солнце. 16. Стел..тся туман. 17. Спортсмены стро..тся в шеренги. 18. Удача завис..т от многого. 19. Пёс громко ла..т. 20. В очках он вид..т хорошо. 21. Хищник чу..т добычу. 22. Больной тяжело дыш..т. 23. Футболисты бор..тся за звание чемпионов. 24. Где стро..шь, там и ро..шь. (Посл.) 25. Пашню паш..т – руками не маш..т. (Посл.) 26. Вы пи?ш..те с ошибками. 27. Выберите покупку. Когда выбер..те, выпишите чек. 28. Вам это только каж..тся. 29. Больному немож..тся. 30. Весной невольно улыба..шся солнцу и свету. 31. Когда выраст..те, наверное, вспомн..те мои слова. 32. Снег та..т на солнце. 33. Потерянного времени не ворот..шь. 34. Когда выпиш..те из текста определения, сверьте с таблицей. 35. Когда выполн..те все приведённые здесь упражнения, науч..тесь быстро и правильно писать окончания слов.

Урок русского языка в 7 классе по теме «Правописание окончаний разных частей речи»

по русскому языку в 7 классе

по теме: «Правописание окончаний разных частей речи».

Цель – повторить материал о правописании окончаний существительных, прилагательных, глаголов; закрепить умение распознавать части речи;

умение употреблять имена прилагательные, имена существительные, глаголы, в речи; обогащать словарный запас детей.

Тип урока — урок обобщения и систематизации.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные – учащиеся объясняют смысл грамматической связи между окончанием и склонением существительных;

Метапредметные – осознают цель учебной деятельности и могут её пояснить; умеют самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели; способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные – сознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию; понимание роли книги (словаря) в культурном наследии.

Методы / формы обучения – наблюдение за языком, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование – компьютер, карточки с заданиями, карточки самоконтроля

Демонстрационный материал – презентация по теме урока.

Основные понятия – склонение, разносклоняемые существительные, форма слова, окончание, косвенный падеж, спряжение.

Формирование положительной мотивации к учебной деятельности. Организационный момент. Приветствие учителя.

положительно относятся к познавательной деятельности совершенствуют имеющиеся знания.

Ребята, мы продолжаем наш ТРУД – постижение грамматики русского языка.

Не первый раз обращаю ваше внимание на то, что грамотность формируется с помощью 3-х видов памяти. Не напомните – каких? (зрительной, механической или моторной, слуховой).

3 вида памяти обрамляют ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА.

Такой СОЮЗ – ПУТЬ к знаниям.

активизировать имеющиеся знания о правописании окончаний разных частей речи;

установить тематические рамки урока;

активизировать мыслительные операции;

мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;

организовывать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение грамматического навыка, закрепляемого на данном уроке;

организовывать фиксацию обоснования учащимися полученного результата.

— Я предлагаю послушать отрывок из произведения, которое вы будете изучать в 8 классе. В комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина, есть такая сцена: один из главных героев комедии Правдин спрашивает дворянского недоросля Митрофанушку, что он знает по грамматике. И вот, что он на это отвечает.

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь? Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому, что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.

Ребята, а как вы будете определять, где имя прилагательное, а где имя существительное?

1.На другой день весть о пожар. разнеслась по всему околотку. Некоторые догадывались об истин. и утверждали, что виновником сего ужасного бедстви. был сам Дубровский. (П.). 2. Незнайка быстро оделся и поднялся по скрипуч. деревянн. лестниц. (Нос.) 3. Подули холодн.. ветры. Много раз больш. хлопьями начинал падать снег.

На слайде записаны предложения. Определите, в какой морфеме пропущены орфограммы.

Повторение темы. Целеполагание.

Итак, морфема, которую вы так дружно защищали – окончание.

— Как вы думаете, почему окончание получило такое название?

— Для чего служит окончание?

— Исходя из проделанной нами работы сформулируйте тему урока.

— Какова цель нашего урока?

— Это урок изучения нового материала или урок повторения?

— Почему эта орфограмма чаще всего вызывает затруднение? (звуки и буквы; в безударной позиции – ИКАНЬЕ).

Вставьте пропущенные орфограммы

Проверка работы по слайду

Ответьте на проблемный вопр ос

Запись под диктовку

Задания. Определите, какую гласную надо писать в окончании. (Один ученик работает у доски)

Возле дорог. по дорог. у деревн. в деревн. на ёлк. на ел. в тетрадк. о тетрад. на площадк. на площад. ноты на роял. в пустын. на лекци. в аудитори. был на лечени.. в санатори…

Задание 1: Записать существительные, зашифрованные в записи. Определить их род, падеж, склонение.

Задание 2: Используя эти существительные и прилагательные из карточек-полосок, составить словосочетания, не меняя форму существительных. Записать в тетрадь. Выделить окончания.

Ответы: по небу – хмурому, серому; под дождём – холодным, сильным; в листву – осеннюю, жёлтую.

— Как согласовываются имена прилагательные с именами существительными? (в роде, числе падеже)

— Как проверить правописание падежных окончаний прилагательных? (по вопросу)

— Как определить падеж имени прилагательного? (по существительному)

Задание 3: Ориентируясь на форму фигур, составить имена прилагательные. Записать в тетрадь. Выделить окончания.

Ответы: верному, горячего, чистой.

— Как определить падеж у данных прилагательных? Определить падеж. (Д.п., Д.п., Т.п.)

— А вот про то, как имена прилагательные согласовались с именами существительными в русском языке есть шуточная, конечно же, история. Послушайте.

Родились Прилагательные с покладистым характером, и с удовольствием согласовывались они с Существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных собственного рода, числа и падежа. «Что, если нам попросить их у существительных, хотя бы на время?» — догадались как-то Прилагательные. Существительным пришлись по душе скромные просители, захотели они иметь новых друзей и поделились с ними родом, числом и падежом. Так и живут до сих пор Прилагательные с Существительными. Вместе – служба, вместе и дружба!

Работа по теме урока. Переход к повторению глаголов.

Задание 4: Из данных слов составить и записать предложения. У существительных определить склонение, у прилагательных – падеж, у глаголов – спряжение.

На, тёмное, небо, светит, яркий, звезда.

У, дальнее, болото, зреет, вкусный, клюква.

Раннее, ученики, утро, торопиться, в, родной, школа.

На тёмном (П.п.) небе (2 скл.) светит ( II спр.) яркая (И.п.) звезда (1 скл.).

У дальнего (Р.п.) болота (2 скл.) зреет ( I спр.) вкусная (И.п.) клюква (1 скл.).

Ранним (Т.п.) утром (2 скл.) ученики (1 скл.) торопятся ( II спр.) в родную (В.п.) школу (1 скл.).

«Глагол». Фронтальный опрос по вопросам.

— Мы с вам подошли к повторению правописания окончаний глагола.

— Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? (надо определить спряжение)

— Как определить спряжение? (по неопределенной форме)

Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II спряжению? (I – ать, еть, ять, II – ить)

«Лексическое значение. Работа с синонимами.»

— А сейчас я вам предложу проспрягать глагол «бежать». Попрошу к доске. Первый ученик спрягает глагол в форме единственного числа настоящего времени, другой в форме множественного числа настоящего времени. Остальные работают в тетрадях.

— К какому спряжению отнести глагол? Делаем вывод, это разноспрягаемый глагол.

Задание 5: Вставить глагол «бежать» в нужной форме.

Тропинка … по склону горы.

Слайд 5 Проверка

Одинаково ли лексическое значение глагола во всех предложениях? Какими синонимами его можно заменить в каждом предложении? Что такое синонимы?

— Я буду называть имена существительные. Если существительное относится к 1 склонению, вы хлопаете; если ко 2 склонению – приседаете; если к 3 склонению – просто стоите.

Лошадь, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.

Задание 6: Списать текст, вставить пропущенные буквы, определить у всех глаголов спряжение

На лугах вблизи лесных опушек ход…т, в такт шагам покачивая головой, пёстрая хохлатая птица – удод. Длинный изогнутый клюв суёт в сухую траву, под камни: ищ…т насекомых. А найдёт – не глота…т: подброс…т жука вверх и лов…т открытым ртом. Клюв удода длинный, а язык короткий. Поэтому добычу, схваченную концом клюва, он втянуть в клюв не мож…т. Вот и приходится удоду жонглировать всякий раз.

Ходит – II спр. Суёт – I спр. Ищет – I спр. Найдёт – I спр. Глотает – I спр.

Подбросит – II спр. Ловит – II спр. Втянуть – I спр. Может – I спр.

Приходится – II спр. Жонглировать – I спр.

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; делают выводы, выбирают необходимую информацию из прослушанного объяснения и высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют совместно с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания и текст.

— Заполните карточки самоконтроля. Оцените свои знания и умения, ответив на вопросы карточки.

Личностные: понимают значение знаний для человека

Познавательные: приобретают умения применять полученные знания на практике.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Рефлексия учебной деятельности

Ребята, скажите, какую цель мы ставили?

— К какому выводу пришли? (культурный смысл; учебный смысл)

грамотность – проявление уважения к себе и окружающим;

в каждом правиле нужно находить логику и применять алгоритм.

— Какие ошибки были допущены в самостоятельной работе?

— Над чем ещё надо поработать?

— У кого не было затруднений по новой теме?

Личностные: стремятся к приобретению новых знаний.

Познавательные: устанавливают связь между полученным объемом знаний и своими умениями.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Задание 8: Заполнить карточку :

Я работал с __________ настроением.

Я _________ доволен собой.

Я испытывал затруднения, когда _________.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/565451

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazyka-v-7-klasse-po-teme-pravopisanie-okonchanij-raznyh-chastej-rechi-4177626.html