Конспект урока правописание окончаний 6 класс разумовская фгос

Конспект урока по теме «Правописание окончаний»

Цели: представить учащимся систематизированные правила написания окончаний склоняемых частей речи (имя существительное, имя прилагательное, причастие); преодолеть прогнозируемые затруднения в правописании падежных окончаний существительных; отработать умения различать окончания существительных, относящихся к разным склонениям; формировать навыки культурной и грамотной речи; воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; воспитывать чувство доброжелательности, целеустремлённости;

Оборудование: тематические таблицы, карточки с заданиями, индивидуальные карточки, листы контроля.

А. Обобщение изученного о склонении имён существительных.

1. Какие правила отражает данная таблица?

(Учащиеся рассказывают о распределении существительных по склонениям и правописании падежных окончаний)

2. Историческая справка о склонениях и падежах в праславянском языке (выступление подготовленного учащегося).

3. Как появилась известная вам таблица?

Задание. Просклоняйте существительные с ударными окончаниями и сделайте вывод.

Р.п. земли, страны глуши

Д.п. земле, стране глуши

П.п. о земле, стране коне, окне глуши

Вывод: в соответствии с морфологическим принципом в безударных окончаниях пишем то, что определили в сильной позиции: о поляне, на яблоне; на ясене, на фестивале; в гавани, на площади.

Исключения: все существительные на –ия (линия, Лия), -ий (гений, кий), -ие (селение, терпение).

В д.п.: к линии, Лии; в п.п.: о линии, Лии, гении, кии, селении, терпении.

Существительные ср.р. на –мя (бремя, время, знамя…) и сущ. м.р. путь – разносклоняемые:

Тв.п.: бременем, временем, знаменем, путём;

Р.п., Д.п., П.п.: бремени, времени, знамени, пути

4. Отработка алгоритма.

Задания. Определите, какую гласную надо писать в окончании.

Возле дорог. по дорог. у деревн. в деревн. на ёлк. на ел. в тетрадк. о тетрад. на площадк. на площад. погоны на кител. ноты на роял. в постельк. на постел. в пустын. на пустош. на лекци. в аудитори. был на лечени.. в санатори…

5. Задание. Запишите существительные в форме предложного падежа.

Суховей, гербарий, галерея, аллея, хвоя, бой, кий, река Бия, дочь Юлия, брошь, улей, иней, поднебесье, сияние, ветошь.

Б. Правописание падежных окончаний прилагательных и причастий.

1. Проанализируйте запись на доске. Есть ли ошибки?

Я была в одном старом городе,

Жестоко раненном городе,

Выжившем, выросшем, помолодевшем,

Новый красивый наряд одевшем.

(Учащиеся убеждаются, что все окончания написаны правильно: в городе (каком?) выжившем, выросшем, помолодевшем, одевшем).

Вывод о приёме проверки падежных окончаний прилагательных и причастий.

2. Задание. Списать текст, обозначив графически орфограмму.

Наступивш.. незаметно летняя ночь окутала усталую землю темнотой и поко..м. Мы сидели на крыльц.. дачн.. домика и искали на небе первую ярко засветивш..ся звезду. Запах белой сирен.. , пышно распустивш..ся в нашем саду, опьянял, а диск полной луны, показавш..ся из-за облачка, рождал мечты.

В. Культура речи.

Задание. О или А в окончании? Записать слова, выделив окончания.

-Полюшко, горлышко, зёрнышко, горюшко, гнёздышко, письмишко.

Вывод: имена сущ. ср.р. – окончание О.

— Зорюшка, долюшка, головушка, судьбишка, мелочишка, травушка, мыслишка, коровушка.

Вывод: имена сущ. ж.р. – окончание А.

— Умишко, городишко, человечишка, соловушка, хлебушко, заводишко, домишко, муравьишка.

Вывод: имена сущ. м.р. одушевлённые – окончание А, неодушевлённые – О.

Г. Рефлексия и подведение итогов.

— Какие знания вы приобрели в ходе изучения темы? Чему научились?

— Какие задания сегодня на уроке вызвали интерес или затруднения?

Оцените работу друг друга (в парах).

Домашнее задание. Составьте связный рассказ о правописании имён существительных, прилагательных, причастий. Запишите план и примеры

Урок русского языка в 6 классе по теме «Правописание окончаний слов»

Урок 16
ТЕМА : «ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ СЛОВ»

Цели деятельности учителя: создавать условия для осуществления контроля усвоения написания корней в словах, формирования умения написания безударных окончаний, закрепления умения различать части речи.

Предметные – определяют тему, основную мысль произведения, части речи, знают орфограммы корня (непроверяемая безударная гласная в корне, безударные окончания глаголов) , объясняют постановку знаков препинания в предложении.

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.

Познавательные – структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Оборудование, наглядность: карточки-подсказки.

Проверка готовности класса к уроку

II. Повторение изученного, исследование языкового материала.

1.Орфографическая «дуэль» – релейный диктант.

Чтобы победить в «дуэли», надо без ошибок написать слова и словосочетания, диктуемые учителем. Они все взяты из упр. 45, 46, 50, 54, 56. Сформировать текст релейного диктанта учитель может по своему усмотрению в зависимости от цели проведения.

2.Работа с учебником

Упр. 58: прочитать, определить тему, основную мысль, записать, выделить все окончания, надписать над этими словами часть речи.

Проверка выполненных заданий.

1. Одновременно с самостоятельным выполнением учащимися упражнения учитель проверяет релейный диктант. «Раненым» (одна негрубая ошибка) – «4», «убитым» – возможность переделать работу, но оценка на балл ниже.

2. Упр. 57: объяснение поставленных знаков препинания, чтение глаголов с безударным окончанием, объяснение при необходимости.

3. Упр. 58: прочитать со вставленными буквами, объяснить тем, кто ошибся.

IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

V.Актуализация опорных знаний.

1. Выборочный диктант.

Задание : записать только слова или словосочетания с безударным окончанием.

3) За ветром в поле не угонишься.

5) Наш дом расположен в красивой долине .

6) Старый бабушкин дом обветшал от времени .

8) Мой дед любил скакать на хорошей лошади .

10) Слов из поговорки не выкинешь .

Проверка. Орфографическое чтение с выделением окончаний или по написанному на доске. Допустившие ошибку записывают это слово еще раз с объяснением, придумывают слово с подобной орфограммой (например, в окончании глагола-исключения, в окончании существительного 3-го склонения).

2. Тестовый контроль.

Запись на доске или через проектор.

1) Укажите строчку, во всех словах которой пропущена буква и :

а) приближа..мся к станци. встрет..м на улиц. в экспедици. о несчасть..;

б) руб..т лес, дремл..т в ночи, пыла..т, об удовольстви..;

в) в смущени. свет..т ярко, ненавид..т неправду, со стороны деревн.

2) Укажите строчку, во всех словах которой пропущена буква е :

а) в унынь. в умени. се..т зерна, высп..шься;

б) поправ..шь, во..т, по пустын. мечта о счасть..

в) в усть. в ине. ищ..т, стел..т.

Правильная запись показывается на доске: 1) в; 2) в.

Объяснить, что подобная форма контроля встречается, к примеру, в материалах ЕГЭ (в части А).

3. Выполнение упр. 59 карандашом в учебнике с объяснением, как проверялось написание окончания.

VI. Контроль за усвоением написания корней в словах.

Упр. 60 по заданиям 1, 4; если времени осталось мало, только выписать слова с пропущенными буквами и выполнить задание 4.

– Какова была тема урока?

-Какие задания и упражнения мы выполняли? На что они были нацелены?

-Смогли ли реализовать обозначенные цели?

-Как умения и навыки, отрабатываемые на уроке, пригодятся вам в повседневной жизни, на других уроках?

— О чем из услышанного на уроке хотелось бы еще поразмышлять? Почему вы считаете это значимым?

VIII. Домашнее задание: упр. 61

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Данная разработка урока способствует созданию условий для осуществления контроля усвоения написания корней в словах, формирования умения написания безударных окончаний, закрепления умения различать части речи.

Планируемые результаты:

Предметные – определяют тему, основную мысль произведения, части речи, знают орфограммы корня (непроверяемая безударная гласная в корне, безударные окончания глаголов), объясняют постановку знаков препинания в предложении.

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.

Познавательные – структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя

Урок русского языка в 6 классе «Правописание окончаний»

Урок русского языка «Правописание окончаний»

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе «Правописание окончаний»»

Тема: Правописание окончаний.

Цель деятельности учителя

Обобщить знания о правописании окончании, учить правильно писать окончания

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.

Познавательные: выполняют универсальные логические действия — анализ (выделение признаков)

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом выявляют все виды текстовой информации

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; индивидуальная, групповая, фронтальная

Записи на доске

Организационная структура урока.

1) Организационный этап.

Организует работу учеников, настраивает на учебную деятельность, собирает тетради с домашней работой

Слушают учителя, готовятся к работе

планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Глициния, на цыпочках, панцирь, пациент, принцип, цивилизация, цигарка, циклический, циклон, циклоп, цилиндр, цинк, цирк, циркулировать, цистерна, цитата, цитрус.

— Составьте словосочетание с одним из слов.

— Вспомните, что не является словосочетанием?

— Давайте произведем разбор 2-х словосочетаний: говор..шь быстро, пахн..т ромашками.

— Какие окончания следует писать?

— О чем будем говорить на уроке?

— Поставьте задачи себе на урок.

Отвечают на вопросы учителя, ставят перед собой и одноклассниками задачи на урок

Самоконтроль, прогнозирование результатов.

3) Актуализация знаний

Синего, жестокому, далекой, в крае, в поле, о папе, говоришь, пахнет, смотришь.

— Какие окончания следует писать?

Отвечают на вопросы.

умение структурировать знания, постановка и формулировка задачи, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; поиск и выделение необходимой информации в учебнике,

смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения.

Просит показать физкультминутку «Растет высокая береза» (показывает сам)

Выполняют за одноклассником (учителем)

Личностные – забота о здоровье

4) Обобщение и систематизация знаний

— Как их определить (по вопросу, по склонению и падежу, по спряжению соответственно у прилагательных, существительных, глаголов).

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы, формулируют определения, контролируют себя и друг друга, выслушивая ответы одноклассников

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

Упр. 57 комментированное письмо.

Упр. 59 для сильных обучающихся.

Дополнительно упр. 54 – для сильных обучающихся, СР.

Читают теоретический материал, задания упражнений, выполняют задания и проверяют себя.

Отвечают на вопросы учителя, делают вывод о том, как применили знания и умения в новой ситуации

умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

построение логической цепи рассуждения.

планирование учебного сотрудничества.

анализ, сравнение, синтез.

6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Систематизируют материалы наблюдений, выполняют самоконтроль (взаимоконтроль), делают выводы по выполненным заданиям, уточняют нужное у учителя

контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном, самоконтроль (взаимоконтроль).

умение осознанно и произвольно строить высказывания.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

— В чем возникли затруднения?

— Над чем нужно поработать дома?

Отвечают на вопросы учителя, анализируют свою деятельность на уроке, находят ошибки.

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Параграф 7, выучить правила, упр. 56 выполнить

Записывают ДЗ, задают уточняющие вопросы

Личностные: понимают, в чем значение домашней самостоятельной работы


источники:

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-klasse-po-teme-pravopisanie-okonchaniy-slov-3637653.html

http://multiurok.ru/files/urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-pravopisaniie-ok.html