Конспект урока правописание окончаний глаголов прошедшего времени

«Правописание глаголов в прошедшем времени»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
конспект71.5 КБ
презентация884 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 4-м классе «Правописание глаголов в прошедшем времени»

1. закрепить знания об особенностях глаголов;

2. развивать умение правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени; развивать речь ( устную и письменную ) ;

3. развивать орфографическую зоркость; закреплять пройденные орфограммы.

Оборудование: компьютер, экран, презентация к уроку, карточки для индивидуальной работы , печатные листы для групповой работы.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания. С. 102 упр. 486

Прочитайте готовый текст, укажите спряжение глаголов . 1 спр. (используют, прокладывают, помогают, купает, осматривает). 2 спр. Переносят и платит.

Какие глаголы относятся к 1 спр. (- ешь, ет, ем, ете, ут, ют; н.ф. –ать, ять, еть, ыть, оть, уть, глаголы- исключения: брить, стелить), какие глаголы ко 2 спр. ? ( — ишь, им, ите, ит, ат, ят, н.ф. –ить, глаголы- исключения: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, слышать, дышать, держать, гнать)

Карточка1. Записать данные глаголы во 2-м и 3-м лице ед. числа; окончания выделить. Указать спряжение.

Пищат( I), ведут( I), вьют( I), летят(I I), бодрят(I I),, несут( I).

Карточка 2. Вставить пропущенные окончания глаголов. Указать лицо, спряжение глаголов, выделить их окончания.

В тихие дни берёзка сбрасыва_т листья ровным кругом 4 . С пугливой готовностью липа кида_т зубчатые монетки в чёрную воду омута. Красне_т стройный клён. Всегда бедновато одетая лиственница так скупо трат_т свою хвою, что хвата_т и на зимнюю пору. Долго ещё покрыва_т её золотые иголки белоснежную скатерть полей.

Карточка 3. В тексте найди глаголы, обозначь время.

Утром погасли последние звёзды. Вот и солнце встаёт. День вступит в свои права. Ночью на траву выпала роса. Как слезинка скатилась с листочка капелька росы. Пригревает солнце. Ветер и солнце высушат росу.

Карточка 4. Синтаксический разбор предложения. (у доски)

Ласковое солнце согревает(3) землю теплом.

Карточка 5 Определи спряжение глаголов. (у доски)

Полоть(1), смотреть — 2Спр., строить-2Спр., прятать-1 спр, кроить-2 спр., жать-1 спр, бороться-1 спр, топтать-1 спр, прогнать- 2 спр., дышать- 2 спр., брить – 1спр .

III. Минутка чистописания

Вставить пропущенные буквы. Выполнить задание.

мечта е шь помеша е те стро и т кле и т

Что общего у этих слов? (глаголы) Что вы знаете о глаголе?

Чем отличаются? (1 и 2 спр.), окончания, вопросы

Составить цепочку из букв Е, И, а так же из букв, которые находятся в алфавите между ними.

Светил, светила, гореть, светило, светили.

Прочитайте слова. Что общего у этих слов? (глаголы) Какое слово лишнее, докажите? (гореть) . Почему оно лишнее? (сл. слово, неопр.ф.)

Работа с учебником. (словарь)

Выпишите из словаря глаголы в столбик.

Гореть- горел- горела -горело

Желать- желал- желала -желало

Сверкать- сверкал- сверкала -сверкало

Что объединяет эти слова? (они неопр. формы) На какой вопрос они отвечают? (что делать?)

Прочитайте оставшиеся слова, что у них общего? Подумайте, над какой темой урока мы будем работать.

Чем отличаются глаголы в прошедшем времени от глаголов в настоящем и будущем времени?

( Обозначают действие, которое уже совершено .)

– На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени? (карточки) Найдите среди этих слов одно лишнее? Почему?

Какую отличительную особенность большинства глаголов прошедшего времени вы знаете? ( Суффикс

Как изменяются глаголы в прошедшем времени? ( По числам, в единственном числе по родам .)

– Что именно указывает на изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по

родам? ( Изменение окончаний в зависимости от рода .)

– Что вы можете определить у глаголов пр.вр. ед.ч.? (род)

Запишите глаголы, которые отвечают на вопрос

что делал? что делала? что делало?

горел горела горело

желал желала желало

сверкал сверкала сверкало

Что вы заметили? ? (Глаголы прошедшего времени изменяются по родам, при этом меняется их окончание.)

Назовите родовые окончания глаголов в прошедшем времени.

М.р. ж.р. ср. р.

Запишите глаголы, которые отвечают на вопрос что делали?

Как вы думаете, можно ли определить род глагола прошедшего времени во множественном числе? Почему?

глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам.

Работа с учебником. (правило) с.107

Нужно, без сомнения.

Дружно быстренько встаем,

Ж.р. приседают девочки

М.р. приседают мальчики

Ср. р. Наклоны в стороны

Мн.ч. качают головой

Читали, побежал, красило, танцевала, пошёл, играли, рисовала, вышивал, писали, светило.

IV Самостоятельная работа.

Как изменяются глаголы прошедшего времени в ед. числе? ( по родам)

Что нам помогало в этом? (вопрос)

Списать, вставляя окончания глаголов. Определить число и род глаголов.

Выделение в тексте глаголов в прошедшем времени; наблюдение над их особенностями.

Стоял… раннее утро. Солнце освещал… верхушки высоких сосен. Длинные тени лежал… на песке. Лёгкая волна набегал… на берег. Море сверкал… в лучах солнца. На берегу сидел… белая чайка.

– Найдите в тексте глаголы прошедшего времени. Обоснуйте свой ответ.

– Выделите окончания этих глаголов. Одинаковые ли они? Почему? От чего это зависит? (От рода существительного, с которым связан этот глагол.)

– Назовите эти глаголы вместе с существительными, которые связаны с ними в предложении.

Стояло (ед.ч., Ср.р.) раннее утро. Солнце освещало (ед.ч., Ср.р.) верхушки высоких сосен. Длинные тени лежали (мн.ч.) на песке. Лёгкая волна набегала (ед.ч., Ж.р.) на берег. Море сверкало (ед.ч., Ср.р.) в лучах солнца. На берегу сидела (ед.ч., Ж.р.) белая чайка.

Как можно определить род глагола в прошедшем времени?

Вывод: род глагола определяется по вопросу, по роду существительного, с которым этот глагол связан в предложении.

Упражнение в правописании родовых окончаний глаголов прошедшего времени.

Прочитайте текст. Что вы заметили? (глаголы стоят в наст. времени).

Подумайте и скажите, какое задание можно предложить, исходя из нашей темы урока.

(Заменить глаголы настоящего времени на глаголы в прошедшем времени. Определи род и число глаголов. )

Стоит ясная погода . Автобус отъезжает от остановки. Дорога сворачивает направо. Кругом сияет осенняя красота . В лесу поблёскивает паутина. Время подходит к полудню.

Стояла (ед.ч., Ж.р.) ясная погода . Автобус отъезжал (ед.ч., М.р.) от остановки. Дорога сворачивала (ед.ч., Ж.р.) направо. Кругом сияла (ед.ч., Ж.р.) осенняя красота . В лесу поблёскивала (ед.ч., Ж.р.) паутина. Время подходило (ед.ч., Ср.р.) к полудню.

Как определить род глагола в прошедшем времени? ( По роду существительного, с которым этот глагол связан в предложении .)

Списывание текста с заданием: поставить глаголы, данные в скобках, в форму прошедшего времени, выделить окончания, указать род.

( Наступить ) ясное утро. Со_нце ярко ( сиять ) в г_лубом неб_. Алмаз_ми ( сверкать ) роса на тр_ве, на лист_ях д_рев_ев. Кругом ( стоять ) т_шина. В_терок тёпл_й струйк_й ( пробежать ) ( по ) моему л_цу.

Списать текст. Выделить окончания глаголов в прошедшем времени, указать число и род.

Наступила тёмная ночь в лесу. Луна освещала лесную поляну. Стрекотали ночные кузнечики. Заливался в кустах соловей. В высокой траве кричали коростели. Чуть слышно журчали лесные ручьи. Приятно пахли ночные фиалки.

Глаголы в прошедшем времени отвечают … на вопросы: что делал?, что делала?,

что делало? что делали?

Глаголы в прошедшем времени в ед.числе … изменяются по родам и числам

У глаголов прошедшего времени мн.числа нельзя … изменяются по родам и числам

Домашнее задание. С.106-108 правила, упр.496

Конспект урока по русскому языку в 4 классе Тема: Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени

Русский язык Ниятова К.Ш. 4 «В» класс

Тема: Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени

Создать условия для наблюдения за окончаниями глаголов в форме прошедшего времени, правописания окончаний глаголов в прошедшем времени.

Открытие новых знаний и способов действий./ решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Наблюдают за окончаниями глаголов в форме прошедшего времениВысказывают предположения при обсуждении проблемного вопроса, аргументируют своё мнение.

Применяют приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные : извлекают необходимую информацию из учебного текста; осуществляют анализ, сравнение, классификацию; делают выводы.

Регулятивные : определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия; анализируют собственную работу.

Коммуникативные : участвуют в учебном полилоге; слушают, точно реагируют на реплики, поддерживают деловое общение; используют речь для регуляции своего действия

Основное содержание темы, понятия, термины

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.

I. Организационный момент.Блиц – опрос по теме :Глагол(добавить вопрос о наклонениях глагола Устно составить предложения с глаголами разных наклонений

II. Словарная работа.

Словарный диктант: район, комета, матч, революция, решать, сверкать, свитер, секрет, сочинять.

Проверка по слайду 2 – обмен тетрадями, взаимопроверка, оценка.

Морф. Разбор сущ. комета — В какой форме употребляются глаголы?

III. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. Формулировка темы урока.

— На какие две группы можно разбить словарные слова? (сущ., глаголы)

— В какой форме употребляются глаголы?

— Поставьте глаголы в форму прошедшего времени, запишите, выделите окончания. (Решал, решало, сверкала, сочинили и т.д).

-Почему разные окончания у глаголов прошедшего времени?

— Чему будем учиться на уроке?

— Сформулируйте тему нашего урока.

IV. Наблюдение за окончаниями глаголов в форме прошедшего времени. Проведение исследования.

1. Рубрика «Давайте подумаем». (Слайд 3)

-Выскажем предположение. От чего зависит выбор окончания глагола в прошедшем времени?

— Спишите предложение, выбирая нужные окончания.

На кухне висел(-а, -о, -и) красивая лампа.

В прихожей висел(-а, -о, -и) огромное зеркало.

В гостиной висел(-а, -о, -и) старинный светильник.

На ёлке висел(-а, -о, -и) чудесные игрушки.

— Подчеркните в каждом предложении слово, которое помогло вам сделать правильный выбор окончания. (Выполнение на интерактивной доске)

— Какое окончание у глагола висел ?(нулевое )

— Сделайте вывод о правописании окончаний глаголов в форме прошедшего времени. (Окончания у глаголов такие же как и у существительных, которые подчеркнули)

2. Обсуждение вывода, сделанного Аней, стр. 19 учебника.

Формулировка вывода учащимися о написании окончаний глаголов в прошедшем времени:

— Назовите окончание глагола в форме прошедшего времени ед. ч., муж. р. (нулевое);

— Назовите окончание глагола в форме прошедшего времени ед. ч., жен. рода (-а);

— Назовите окончание глагола в форме прошедшего времени ед. ч., ср. рода (-о);

— Назовите окончание глагола в форме прошедшего времени мн. числа (-и).

V. Отработка написания окончаний глаголов в форме прошедшего времени

1. Устная фронтальная работа: упр. 1, стр. 19

— В какой части стихотворения установлены причинно-следственные связи?

— Спишите 2 часть стихотворения.

2. Дополнительное задание.

— Назовите глаголы в форме прошедшего времени с нулевым окончанием (снял, растаял)

Выписать основу предложения, выделить окончания глаголов, определить число и род:

Зимой солнце поздно вставало. Трещал мороз. На земле лежал снег. Берёзка сверкала серебром. Дул сильный ветер.

Физ. минутка (Показываю движения, запомните глаголы в прошедшем времени)

Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул – вот и все!
— Почему лопнул мяч? (Почему лопнул мяч?)

В Парах:- Записать по памяти глаголы, определить род, выделить окончания ( Разбор по составу глагола добежал)

VI. Закрепление связи окончаний глаголов в форме прошедшего времени и ряда имен существительных.

1. Работа в группах.

Для работы берётся упр. 2, стр. 19 из учебника. Или

Напишите словосочетания с глаголами в прошедшем времени.

Выделите окончания, определите род и число глаголов.

(Задание на карточке)

Река, облако, ребёнок, мальчики (бежал).

Портрет, зеркало, груша, ягода (висел).

Куст, клубника, дерево, цветы (отцвёл).

После завершения работы результаты сверяются.

Каждому ученику записать в свою тетрадь одну-две группы слов.

2. Письмо по памяти (слайд 4)

На низкие крыши

— Прочитайте, запомните стихотворение. Обратите внимание на орфограммы.

Запись закрывается, пишут по памяти.

Сверяют вою запись со вновь открытой записью.

VII. Упражнения на развитии орфографической зоркости и контроля повторений орфограмм в окончаниях слов.

1. Работа в парах, упр. 4 стр. 20 .

— Всего Кирилл допустил 4 ошибки;

— Найдите ошибки в работе Кирилла. (Все ошибки допущены в окончаниях слов).

Выполняется устно (кто успеет — письменно).

2. Назовите глаголы в форме прошедшего времени.

VIII. Дифференцированная работа .

Работа в тетради «Пишем грамотно» №2, стр. 6, упр.1.

IX. Подведение итогов урока. Рефлекcия.

Назови временные формы глагола.

Вопросы глаголов прошедшего времени.

Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

Формообразующий суффикс глаголов прошедшего времени?

Родовые окончания глаголов прошедшего времени?

Как определить род глаголов прошедшего времени?

— Как вы думаете, мы справились с целями, которые поставили в начале урока?

— Как можете оценить свою работу на уроке? Поставьте себе оценку по шкале на полях.

Конспект урока русского языка в 4-м классе «Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени»

Цель:обобщить имеющиеся знания о глаголе, продолжить обучение правильному

написанию окончаний глаголов в прошедшем времени

Задачи:

  • Образовательные:
      • Создать оптимальные условия для обобщения и систематизации знаний учащихся о глаголе.
      • Учить правильному написанию окончаний глаголов в прошедшем времени.
    1. Развивающая:
      • Формировать умение рассуждать, произвольное внимание, активизировать мыслительную деятельность учащихся; формирование гибкости мышления.
    2. Воспитательные:
      • Дать детям возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.
      • Учить работать в группах и парах, создавать условия для воспитания чувств взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы.

    Тип урока: Урок – обобщение по теме “Правописание окончаний глаголов в прошедшем

    Оборудование:опорные таблицы – схемы;

    печатные листы для групповой работы;

    индивидуальные печатные листы для самостоятельной работы.

    Этапы урока

    Цели и задачи

    Деятельность учителя

    Деятельность детей

    IОрганиза-циионный моментСоздание эмоционально-го фона урокаПриветствие. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.Приветствие

    1.Актуализа-ция знаний учащихся

    Словарно-орфографи-ческая рабо-таАктуализация знаний, созда-ние проблем-ной ситуации, при решении которой фор-мулируется те-ма урокаНа доске слова, записанные в транскрипции:

    — Прочитайте слова и объясните орфограммы.Читают слова, находят орфограммы, объясняют написание безударных гласных в корне (плясал, лесок, взяла, угощает, повариха, застонал, стрела, берёза) и приставке (повариха, застонал), парных согласных (обувь), сочетания ча – ща (угощает).

    2.Системати-зация и обобщение знаний учащихся.Систематизи-ровать языко-вые понятия— На какие группы можно разделить слова?

    — Что такое имя сущест-вительное? Что такое глагол?

    — Запишите слова в два столбика. В первый – имена существительные, во второй – глаголы.

    — Что вы знаете о глаголах?

    — Прочитайте слова второго столбика. Что вы можете сказать об этих глаголах?

    — Что обозначают глаголы прошедшего времени и на какие вопросы отвечают?

    “Вчера мы писали”,

    — Как образуются глаголы прошедшего времени?

    — Найдите в словаре глаголы, поставьте их в прошедшее время и покажите как они образовались.

    — Что вы знаете о глаголах прошедшего времени?

    — Как можно определить род глаголов прошедшего времени?Анализ слов, классификация по частям речи (имена существительные и глаголы)

    Проговаривание определений имени существительного и глагола.

    Самостоятельная работа. Два человека работают у доски (первый записывает имена существительные, второй — глаголы)

    Ответы детей. (Глагол имеет лицо, вид, спряжение, накло-нение, время)

    (Глагол угощает в настоящем времени, остальные – в про-шедшем).

    Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам: мужской род (без окончания), женский род — (окончание –а), средний род – (окончание –о).

    (По окончанию и по связанному с ним по смыслу имени существительному.)

    IIIВыбороч-ный слуховой диктант.Повторение алгоритма нахождения грамматичес-кой основы предложения, написания окончаний глаголов в про-шедшем вре-мени и других орфограмм.Выписать основу предложения, выделить окончания глаголов, определить число и род:

    Зимой солнце поздно вставало. Трещал мороз. На земле лежал снег. Берёзка сверкала серебром. Дул сильный ветер.

    — Какие орфограммы встретились в словах этих предложений. Объясните их написание.

    — Прочитайте глаголы, назовите окончания, докажите, почему вы так написали.

    Солнце вставало (ед. ч., ср. р.), трещал мороз (ед. ч., м. р.), лежал (ед. ч., м. р.) снег, берёзка сверкала (ед. ч., ж. р.), дул ветер(ед. ч., ж. р.).

    Правописание безударных гласных имой, вставало, трещал, мороз, земле, лежал, берёзка, сверкала, серебром, ветер), парных согласных (мороз, снег, берёзка), непро-износимых согласных (солнце, поздно), сочетание ща (трещал).

    IVРабота в парах.Работа над пра-вильным напи-санием оконча-ний глаголов в прошедшем времени.— Запишите основы предложений, исправляя ошибки. (Задание на карточках)

    Огонь мерцала, река замерзал, вьюга бушевало, солнце припекал, облако плыла, трава зеленел, ветер дула.

    — Прочитайте сначала глаголы в женском роде, затем в мужском и среднем.

    — Составьте и запишите одно предложение, используя одну основу.

    — Объясните, почему так говорим: имя существительное река женского рода, а глагол замерзала в женском роде?

    — Глагол – настоящий богатей среди частей речи: имеет лицо, время, наклонение, вид – ни у одной части речи нет столько форм. Глагол и работник хороший: всегда при деле, всегда с кем-то связан. Но как ему согласоваться с существительным и местоимением, если у них нет ни лица, ни времени, ни на-клонения, ни вида? Приходится глаголу в прошедшем времени брать взаймы род и число у этих частей речи, чтобы с ними согла-совываться. Эти части речи охотно делятся с глаголом своими формами.

    Огонь мерцал, река замерзала, вьюга бушевала, солнце припекало, облако плыло, трава зеленела, ветер дул.


    источники:

    http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-v-klasse-tema-pravopisanie-okonchaniy-glagolov-v-proshedshem-vremeni-877734.html

    http://urok.1sept.ru/articles/505194