Конспект урока правописание окончаний имен существительных 1 склонения 4 класс

Конспект урока » Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения.»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Предмет: Русский язык

Класс: 4

Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения.

Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 1-го склонения; провести наблюдение за изменением окончаний имен существительных 1-го склонения; учить проверять написание безударных окончаний ударными.

Планируемые результаты:

· Предметные: умения выполнять логические операции сравнения, сопоставления; построение умозаключения.

· Личностные: понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; положительное отношение к изучению русского языка.

Тип урока: закрепление.

Оборудование: Русский язык: 4 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, УМК «Перспектива» 2014. Презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
1_skl._3urok.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения.

Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 1-го склонения; провести наблюдение за изменением окончаний имен существительных 1-го склонения; учить проверять написание безударных окончаний ударными.

  • Предметные: умения выполнять логические операции сравнения, сопоставления; построение умозаключения.
  • Личностные: понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; положительное отношение к изучению русского языка.

Тип урока: закрепление.

Оборудование : Русский язык: 4 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, УМК «Перспектива» 2014. Презентация.

Содержание урока. Деятельность учителя.

Словесный: слово учителя.

Прозвенел уже звонок, начинается урок.

Отдохнуть вы все успели? А теперь вперед – за дело.

А сейчас тихо сядут девочки и ещё тише мальчики.

Откройте тетради. Отступите 2 строчки от предыдущей записи. Запишите сегодняшнее число, классная работа.

Приветствовать учителя. Слушать учителя.

Положительное отношение к урокам русского языка, формирование ценностных ориентаций.

Актуализация опорных знаний.

Практический: записывать стихотворение и работать у доски

Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: ответы на вопросы; слово учителя.

Практический: выполнение упр.

— Давайте вспомним как определить падеж у имен существительных? Как определить безударное окончание имён существительных.

— Прочитайте текст на слайде. Спишите его в тетрадь, вставляя пропущенные окончания, в скобках укажите падеж и склонение. Озаглавьте текст.

По узкой тропинк_ (__) ребята устремились в глубь рощ_ (__). Деревья уже ожили от зимней спячк_ (__). На берёз_ (__), лип_ (__), осинк_ (__) трепетали молодые листочки. Аромат черёмух_ (__) наполнял воздух. На небольшой полянк_ (__) девочки остановились, услышав кукование кукушк¬_ (__). А мальчики увидели под ёлк_й (__) на опушк_ (__) маленького ёжика.

Проверяем по цепочке, объясняем пропущенные окончания.

— Что сейчас делали? Назовите задачи урока.

— Откройте учебник на с. 26. Выполняем упр. 40. По цепочке к доске, остальные в тетради.

— Прочитайте задание. Давайте прочитаем слова Совёнка. Ответьте ему.

— Выполняем упр. 41.

— На какие вопросы отвечают имена существительные в творительном падеже? Какие окончания имеют имена существительные 1 – го склонения в творительном падеже?

Выполняем по цепочке у доски.

Самостоятельная работа. Проверять.

Отвечать на вопросы. Строить предположения.

Работать с упражнением. Работать у доски.

П: выполнять работу самостоятельно.

К: умение достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Р: постановка учебной задачи

П: извлекают необходимую информацию из правила; осуществляют по учебнику поиск необходимой информации;

К: умение слушать и слышать.

Решение частных задач

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

Прак.: выполнение упраж.

— Выполняем упр. 42.

— Самостоятельно найдите ошибки в тексте. Сосчитайте их. (8)

— Назовите слова, в которых допущены ошибки.

— Спишите текст без ошибок. Один человек у доски.

— Внимательно посмотрите на доску. Найдите ошибки. Сверьте с доской.

— Прочитайте задание. Прочитайте опорные выражения.

— Что необходимо сделать?

— На какой вопрос отвечает текст, который вы будите составлять? (Что происходит?)

— Какой это вид текста? (повествование)

— Кто попробует придумать текст?

— Назовите основную мысль текста. (ребята рады успеху друзей)

Работать у доски.

Осуществлять проверку совместно с учителем.

Сочинять текст по опоре.

Отвечать на вопросы.

Р: осмысляют уч. материал;

К: умение слушать и слышать.

Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

Слов : ответы на вопросы, обобщение

Самостоятельная работа на оценку.

— Спишите, вставляя пропущенные окончания. Укажите склонение и падеж имён существительных.

Плыл на пароход_, книги для библиотек_, прыгал с ветк_ на ветк_, рассказал о побед_, скакал на лошад_, прыгнул с кочк_, летала от ромашк_ к ромаш_, на обложк_ книг_, гулял по полян_, дошёл до дерев_.

— Сдаем тетради. Передаем на первую парту.

— Расскажите, какие существительные относятся к 1- му склонению? Приведите примеры.

— Как проверить безударные окончания?

оценивать свои достижения.

Отвечать на вопросы.

Р:осуществляют итоговый контроль

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности уч. деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 1- го склонения; пров.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 2- го склонения; пров.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 2- го склонения; провести н.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 2- го склонения; провести н.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 1- го склонения; провести н.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе.Цели урока: познакомить с изменением имён существительных во множественном чи.

Цели деятельности учителя: Закрепление правописания падежных окончаний имен существительных.Планируемые результаты:Предметные:- Знать особенности написание падежных окончаний имен существи.

План-конспект урока русского языка в 4 классе «Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных»

План-конспект урока русского языка в 4 классе «Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных»

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока русского языка в 4 классе «Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных»»

Русский язык. 4 класс. УМК «Школа России».
(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр. 102-104)

Целевой компонент урока

Тема урока: «Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных»

Цель урока: создание благоприятных условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о падежных окончаниях имён существительных 1, 2 и 3-ого склонения единственного числа и способах проверки безударных падежных окончаний имён существительных; формирования морфологических и орфографических понятий и умений, орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся.

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний и умений обучающихся о падежных окончаниях имён существительных 1, 2 и 3-ого склонения единственного числа и способах проверки безударных падежных окончаний имён существительных; формирование умения применять эти знания в практических упражнениях.

Развивающие: способствовать развитию связной речи, творческих способностей; умения применять ранее полученные знания, развитию мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; расширению кругозора обучающихся.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету; интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток.

Личностные: проявлять интерес к русскому языку, осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность; умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознать ценность совместной работы.

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике; извлекать информацию, представленную в разных формах; умение строить логическую цепочку рассуждений; умение выдвигать гипотезы и обосновывать их; умение осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи; владеть общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работать в паре

Предметные: умение устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки, анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова; осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Тип урока: комбинированный.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группе/паре.

Основные образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» 4 класс, часть 1, В.П. Канакина, карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в паре.

Содержательный компонент урока

I. Организация начала урока.

У: — Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Викторовна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь.

2. Проверка готовности к уроку.

У: — Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь и пенал.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У: — Урок я хочу начать следующим высказыванием: «Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя».

У: — Как вы понимаете смысл этих слов?

У: — На каждом уроке вы стремитесь сделать для себя новое открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить свои знания, узнать новое.

II. Актуализация умений и знаний.

У: — Запишите число, классная работа.

У: Сегодня повторим написание заглавных букв: И Р Д В Т П. Прочитайте их. О чём вам напоминает их последовательность?

О: — Напоминает о последовательности падежей.

У: — Запишите буквы, соблюдая наклон и расстояние между буквами.

У: — Сколько падежей в русском языке?

О: — В русском языке шесть падежей.

У: — Как называется изменение существительного по падежным вопросам?

У: — Сколько типов склонения знаете?

У: — Сейчас я буду давать вам различные задания, а вы должны будете отгадывать слова и группировать их в зависимости от типа склонения и записать самостоятельно в тетради.

У: — В сутки раз я прихожу,
Сон, покой я привожу.
Встретить все меня не прочь,
И зовусь я просто. (ночь).

У: — Шестой день недели (суббота).

У: — Разгадайте ребус.

У: — Человек, совершающий поездку на каком-либо виде транспорта (пассажир).

У: — Найдите среди цифр буквы и составьте из них слово.

У: — Место, где можно приобрести проездной билет на какой-то вид транспорта (касса).

У: — Кто же с маминой сестрой

Приезжает к нам порой?

На меня с улыбкой глядя,

Здравствуй! — говорит мне. (дядя).

У: — Прочитайте и запишите следующее перевернутое слово.

У: — Кем приходится Маша своей маме? (дочь)

Конспект урока по русскому языку на тему «Повторяем правописание окончаний имён существительных 1 – го склонения» 4 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Предмет: Русский язык

УМК: ОС «Начальная школа XXI века»

Тема урока: Повторяем правописание окончаний имён существительных 1 – го склонения

Цель : обобщить знания учащихся по теме «Правописание окончаний имён существительных 1 – го склонения2.

Тип урока: Повторение изученного материала.

Совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имён существительных 1 склонения.

— Развивать орфографическую зоркость, монологическую речь, умение пользоваться алгоритмом определения падежа.

— Воспитывать уважение к своим одноклассникам, умение работать дружно.

Воспринимают речь учителя и одноклассников, непосредственно необращенную к учащемуся

Оценивают (сравнивают с эталоном) результаты деятельности (чужой, свой)

Общеучебные – применяют имеющиеся знания из жизненного опыта

Логические – выполняют слого – звуковой анализ слов

Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Оборудование: учебные принадлежности, доска, наглядный материал, ТПО, учебник, ИКТ.

Формы, методы, методические приемы:

Вид и форма контроля:

1. Организация начала урока

Здравствуйте ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Ирина Алексеевна.

Проверте свою готовность к уроку.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок. Внимательно слушают дают внутреннюю установку на урок.

Индивидуальный. Проверка готовности к уроку.

Постановка учебной задачи.

Фронтальная. Словесный. Вступительное слово учителя

Сегодня урок, я бы хотела начать с древнерусской пословицы, которую вы видите на доске

«Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости»

-Ребята как вы понимаете эту пословицу?

-Ребята смысл этой пословице заключается в то что, мы узнаём что – то новое каждый день.

Значит какой вывод мы можем сделать?

Верно, ребята. Сегодня на уроке мы с вами должны узнать что – то новое.

Принимают ученую задачу, Сформулированную учителем. Различают и называют новый звук — [э]

3.Актуализация новых знаний .

Открываем свои рабочие тетради и записываем число классная работа.

Сегодня у нас одиннадцатое сентября.

-На доске висят слова.(Страна, умная, земля, братья) Прочитайте эти слова и подумайте, какие лишние и почему?

-Почему это слово лишнее?

-Да, верно слово умная — это имя прилагательное отвечает на вопрос какая?

-Есть ещё лишнее слова?

-Какое ещё слово лишнее?

-Почему это слово лишнее?

-Верно, слово братья это существительное множественного числа.

-Тогда что же общего между словами страна и земля.

Да, действительно слова страна и земля это имена существительные единственного числа и женского рода.

-Вспомните, пожалуйста, какие имена существительные относятся к первому склонению?

-Да верно ребята, к первому склонению относятся имена существительные женского и мужского рода оканчивающиеся на «а», «я». Например «страна, земля, мужчина, тетрадка».

— Объектами для исследования на сегодняшнем уроке будут именно они.

— Кто догадался и сможет сформулировать тему урока ?

И так, тема нашего сегодняшнего урока « Повторяем правописание окончаний имён существительных 1 склонения.»

-Ребята эта первый урок по данной теме?

-Тогда попробуйте определить учебные задачи сегодняшнего урока.

-Давай сравним с моими.

Закреплять навыки правописания падежных окончаний имён существительных 1 склонения.

Обобщить имеющиеся по теме знания.

Провести самооценку качества знаний по данной теме.

-Давайте проведём разминку.

-А для разминки я вам предлагаю Блиц – опрос.

-Что такое склонение.

(Склонение это изменение существительных по падежам)

Второй вопрос: Что такое окончание и для чего они служат?

Окончание –это изменяемая часть слова, которое служит для образования форм слова.

Трети вопрос: Какая форма слова для имени существительного является начальной ?

Начальной формой слова имени существительного является форма именительного падежа в единственном числе.

-Что такое падеж?

Падеж – это склонение существительных.

-Сколько падежей в русском языке?

-Назовите их (Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)

— Как определить падеж имени существительного в предложении ?

(Нужно найти слово от которого зависит имя существительное «главное слово»,задать падежный вопрос «основной или дополнительный», вспомнить слово помощник, посмотреть на предлог если он есть и определить падеж.)

Сейчас я вам каждому раздам памятку, и если вы забудете, как правильно определить падеж, то вы легко сможете посмотреть в этой памятки и все вспомнить.

— Из всего сказанного я хотела бы выделить слова СКЛОНЕНИЕ, ПАДЕЖИ, ОКОНЧАНИЯ, которые будут сегодня нашими главными ориентирами.

Открываем учебник на 19 странице.

-Выберите опорные слова первого склонения.

(Рож., дядя, слон, весна, земля, колесо, книга)

Объясните свой выбор.

Опорными словами являются: дядя(муж.род), весна(жен.род), земля(жен.рода), книга(жен.рода) (Первого склонения окончания «а» «я»)

А теперь давайте просклоняем имена существительные :

— К доске пойдет у нас …

А остальные ребята выполняют это задание у себя в тетради. А потом мы все вмести проверим.

-Ребят, какие окончания у данных существительных?

-О чем это говорит?

Верно, окончания у данных существительных ударные и это значит, что они находятся в ударной позиции.

Запишите словосочетания, вставляя пропущенные окончания имён существительных, прокомментируйте свой ответ, проверьте себя по

чертил по линейк

наблюдал за братишк

загадка про клюкв

вылетел из клетк

служил на застав

Чертил (по чему?) по линейке дательный падеж окончание «Е»

Наблюдал (за кем?) за братишкой творительный падеж окончание «ой»

Загадка (про кого?) про клюкву винительный падеж окончание «у»

Вылетел (из чего?) из клетке родительный падеж

Служил (на чем?) на заставе предложный падеж

-Где ещё встречаются существительные с падежными окончаниями.

-Да, верно существительные с падежными окончаниями мы можем встретить в предложения.

Запишите предложения, вставьте пропущенные окончания, у сущ-х 1 склонения определите падеж. Разберите по членам предложения.

Первый вариант записывает предложение

На верхушк(е) старой сосн(ы) дятел долбит клювом шишк(у) .

Второй вариант записывает – На месте вчерашней луж(ы) хрустела ледяная корочк (а) .

Делаем это самостоятельно в тетради, а потом мы с вами проверим.

Ну что, заканчиваем, а к доске пойдет ….

Теперь открываем учебник на девятнадцатой странице, смотрим первое упражнение.

-Работаем в группах. Вам нужно найти в тексте имена существительные 1 – го склонения и выделить в них окончания.

-Открываем тетради на печатной основе на шестой странице и выполняем упражнение №2.

Записывают число и классную работу.

Читают слова, которые висят на доске.

Слово умная лишнее.

Потому что это имя прилагательное.

-Слово братья лишнее.

Слово братья это имя существительное, но во множественном числе, а слова страна и земля это имя существительное но в ед.числе.

Это существительные ед.ч, жен.р.

У первому склонению относят существительные женского и мужского рода оканчивающиеся на «А», «Я»

Мы сегодня будем говорить об именах существительных первого склонения.

Окончания служат для…

Начальной формой слова для имени существительного является Форма Имен.падеж в ед.ч

Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук.

-Что мы сегодня с вами на уроке повторили?

-Так кА же пишутся окончания у имен существительных первого склонения.

— Сегодня на уроке я унал(ла)

-Сегодня на уроке я открыл (ла) для себя

-Сегодня на уроке я научился(лась)

-Сегодня на уроке я смог(ла)

-Могу похвалить себя и своих одноклассников за..

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою работу на уроке, выявляют ошибки, затруднения, планируют пути устранения.

Фронтальный. Устные ответы. Самооценка.

Открываем дневники, записываем домашние задание

Открывают дневники и записывают домашнее задание.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Вишневская Ирина АлексеевнаНаписать 416 21.10.2020

Номер материала: ДБ-1415877

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    21.10.2020 0
    20.10.2020 0
    16.10.2020 0
    08.10.2020 0
    06.10.2020 0
    06.10.2020 0
    06.10.2020 0
    06.10.2020 0

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки разрешило вузам перейти на дистанционное обучение

Время чтения: 1 минута

ВШЭ перейдет на удаленку до конца года

Время чтения: 1 минута

Гинцбург анонсировал регистрацию детской вакцины от COVID-19

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://multiurok.ru/files/plan-konspekt-uroka-russkogo-iazyka-v-4-klasse-pad.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-na-temu-povtoryaem-pravopisanie-okonchanij-imyon-sushestvitelnyh-1-go-skloneniya-4-klass-4505582.html