Конспект урока правописание окончаний существительных и прилагательных 6 класс

Разработка урока для 6 класса по теме «Правописание окончаний слов»

Конспект урока для 6 класса по теме «Правописание окончаний существительных, глаголов, прилагательных»

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока для 6 класса по теме «Правописание окончаний слов»»

Урок русского языка в 6 классе

Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе.

— закрепить умения учащихся проверять правописание падежных окончаний имён прилагательных вопросом, определять род и падеж имён прилагательных по роду и падежу имён существительных;

развивать связную речь, орфографическую зоркость;

коррегировать мыслительные операции анализа и синтеза, логическое мышление, внимание, восприятие;

воспитывать учебную мотивацию.

1. Организационный момент.

— Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Подведение к теме урока.

— Найдите способ прочитать запись на доске и назовите тему урока.

(Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе).

3. Постановка цели и задач урока для детей.

— На уроке мы будем тренироваться в правописании окончаний прилагательных с опорой на вопрос и определении их рода и падежа в единственном числе.

4. Тренировочные упражнения на правописание падежных окончаний прилагательных.

А) Приём подбора подходящих слов.
— Прочитайте запись на доске и назовите три существительных:

(небу, снегом, листву)

— Запишите в три столбика существительные, определите их род, падеж.

— Прочитайте слова на карточках-полосках:

(свежим, звёздному, весеннюю, синему, пушистым, зелёную, умного).

Подберите к записанным существительным подходящие по смыслу прилагательные, в скобках запишите вопрос.

По небу Под снегом В листву

— Как согласовываются имена прилагательные с именами существительными? ( В роде, числе и падеже).

— Как проверить правописание падежных окончаний прилагательных? (По вопросу).

— Ориентируясь на цвет и форму собери имена прилагательные:

(верному, горячего, чистой)

— Прочитайте на доске существительные:

— Составьте словосочетания, согласовав имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже.

— Как определить падеж имени прилагательного?

(По падежу имени существительного).

Как проверить правописание безударных окончаний имён прилагательных? (По вопросу).

В) Работа по карточкам.

5. Словарная работа.

А) — Словарную работу проведём в парах.

— Сначала ребята 1 варианта выступают в роли учителя и диктуют слова со своей карточки №1 ученику. Потом проверяют и выставляют оценку на полях. Затем меняются – учителями становятся ребята 2 варианта. Слова писать в столбик.

из печенья для богатства

к кефиру по океану

про конфету про медаль

с апельсином с мандарином

о смородине в сметане

Слабые учащиеся работают индивидуально по карточке №1а, а затем выполняют самопроверку по карточке №2а

С_рвиз (какой?) С_сед (какой?)

из п_ченья (какого?) для б_га__тва (какого?)

с ап_льсином (каким?) с м_нд_рином (каким?)

— Ребята, поднимите руку, кто записал все слова без ошибок.

Б) — К данным существительным подберём подходящие по смыслу прилагательные. Для этого подберите и запишите в скобках от существительных вопросы к прилагательным.

Самопроверка по карточке №2:

Сервиз (какой?) Сосед (какой?)

из печенья (какого?) для богатства (какого?)

с апельсином (каким?) с мандарином (каким?)

В) — Используя слова карточки №3, подберите подходящие к существительным (словарным словам):

— Определите род и падеж прилагательных.

Коллективная проверка работы.

Вывод: — Как определяли род и падеж у прилагательных?

(По роду и падежу существительных)

— Как проверить правописание падежных окончаний у имён прилагательных? (По вопросу).

6. Упражнения на закрепление материала.

А) Самостоятельная работа по карточке.

— Опираясь на окончания вопросов, допишите окончания имён прилагательных. Определите их род и падеж.

Допиши окончания прилагательных

в единственном числе.

Опирайся на окончания вопросов.

Плыть к берегу (какому?) дальн…, крут… .

Спеть песню (какую?) последн. прощальн.. .

Одеть братика (какого?) младш…, любим… .

В) Коллективная работа.

-Составить и записать предложения с данными словами.

Составь и запиши предложения с данными словами.

На, тёмное, небо, горит, яркая, звезда.

У, дальнее, болото, растёт, вкусная, клюква.

Раннее, утро, ученики, идут, в, любимая, школа.

Коллективный разбор предложений с самостоятельной записью в тетради.

Составь и запиши предложения с данными словами.

У дальн болота растёт вкусн.. клюква.

Ранн.. утром ученики идут в любим.. школу.

— Ребята, чему учились на уроке?

— Как можно проверить написание падежных окончаний имён прилагательных?

— Как проверяли род и падеж у имён прилагательных?

— Какие задания понравилось выполнять?

8. Задание на дом. Страница 205, упражнение 6.

Конспект урока русского языка по теме «Правописание окончаний имён прилагательных» (6 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Сценарий урока №93

Тема: Правописание окончаний имён прилагательных.

Дата проведения: 12.01

Тип урока: урок общей методологической направленности (обобщения знаний)

Способствовать обобщению изученного по теме “Имя прилагательное”.

Способствовать развитию умения написания окончаний имён прилагательных.

Способствовать углублению представлений о роли имён прилагательных в речи, способах их образования.

Способствовать определению учащимися синтаксической функции прилагательных разных форм в предложении..

Способствовать воспитанию интереса к предмету, аккуратность.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях «Русский язык» Е.А.Быстрова,Л.В.Кибирова, Ю.Н.Гостева и др.

Формирование УУД, за счет чего

I .Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

положительный настрой на урок русского языка

Добрый день, мои друзья,
Встрече с вами рада я.
Сели ровно, всё достали,
Вспоминаем всё, что знали.
Оставляем все заботы
И включаемся в работу.

Слушают, настраиваются на урок

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

положительное отношение к школе и учебной деятельности

II .Актуализация знаний

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

подготовка учащихся к изучению нового материала через создание проблемной ситуации

подводящий к теме диалог.

1. Морфологическая разминка

Заяц жил на островке среди широкой реки.

-Морфологический разбор слова – на островке

-Дать определение имени прилагательного, рассказать о его морфологических признаках.

-Назовите разряды имён прилагательных по значению

-Какова синтаксическая роль имён прилагательных?

— По какой части речи определяются морфологические признаки имени прилагательного?

Производят морфологический разбор

Отвечают на поставленные вопросы

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку;

— анализировать изучаемые факты языка, сравнивать, классифицировать;

формулировать собственное мнение

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся .

1.Проверка выполнения домашнего задания (упр.239)

-От чего зависит написание окончаний имён прилагательных?

2. Понаблюдай и исправь ошибку!

Горячей спор, солнечной день, белой снег, красная пальто, спелае яблоко, холодной дождь , внимательной ученик.

-Как возможно исправить ошибку в этих примерах?

-Какой признак прилагательного иллюстрируют эти примеры?

3.Определите тему урока.

Какие цели мы ставим перед собой? Что мы должны узнать? Чему научиться?

4. Знакомство с теоретическим материалом учебника, стр. 190

Формулируют цель и тему урока

Читают материал учебника

Повторения алгоритма действии при выборе безударной гласной в корне слова:

Задание(вопросы) , ориентирующее школьника, на выяснение имеющихся знаний

определять безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

Формулирование темы урока:

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

формулировать собственное мнение и позицию;

Работа в группах:

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

— принимать участие в работе группами;

-договариваться, приходить к общему решению;

IV . Первичное закрепление знаний

1. Объяснительный диктант

Задание: объясните правописание прилагательных.

На дальн?м берегу виднелась избушка.
Перед дальн?м путешествием мы очень сдружились.
На соседн?м дворе кричал петух криком бодр?м , звонк?м и резк?м.

Записывают под диктовку предложения, объясняют написание имён прилагательных

1. Искать пути решения проблемы.

2. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Цель: здоровьесбережение, активизация внимания

Части речи изучаем, (ходьба на месте)
Много знаний получаем, (повороты туловища в стороны)
Морфологии наука — занимательная штука! (приседания)
Должен каждый в мире знать, (взмахи руками)
Как части речи различать, (наклоны в стороны)
И за это на уроках лишь “пятёрки” получать!

V . Закрепление изученного

Задание: Прилагательные в скобках поставьте в нужном падеже, выпишите вместе с существительным, выделить окончания.

Хорошо в (зимний) лесу. Деревья стоят в (серебристый) инее. Все засыпано (пушистый) снегом. Все освещено ( яркий, солнечный) светом. Особенно хороши ели в ( роскошный, зимний) уборе. В ( морозный) воздухе звонко отдается каждый звук. (зимний) вечером еще лучше.

2.Творческая работа. Работа в паре.

Этот_________ зверек живет в лесу. У него _______ уши, ________хвост. Передние лапы_______ , а задние — ______. Шубка у зверька летом-______ , а зимой- ______ . Морковка, _____,_______- любимые лакомства животного. А зимой и ____кора хороша. _____зверек всего боится.

2 . Впишите имена прилагательные, подходящие по смыслу, чтобы получился рассказ. Определите морфологические признаки прилагательных, синтаксическую роль в предложении.

Выписывают прилагательные с определяемыми существительными, объясняют правописание окончаний

Работают в парах по составлению текста

Самостоятельное выполнение задания:

принимать и сохранять учебную задачу; анализировать объекты с выделением существенных признаков.

— применять правила правописания безударных гласных в корне слова;

оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте) .

осуществлять действие взаимоконтроля.

нравственно-этическая ориентация (оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища) .

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

Выставляет оценки за урок, комментируя их

Выбирают для себя ступеньку

Выставляют оценки друг другу, комментируя их.

представление о причинах успеха в учебе;

с учителем или одноклассниками результат

обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку);

проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом;

формулировать собственное мнение и позицию;

строить устные высказывания;

VII . Домашнее задание

2.Упр. 239 абзац 3-4 или сочинение-описание состояние природы на улице с использованием имён прилагательных

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Хорьякова Людмила ВалентиновнаНаписать 4246 13.01.2016

Номер материала: ДВ-336235

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    13.01.2016 1030
    13.01.2016 317
    13.01.2016 3845
    13.01.2016 687
    13.01.2016 1290
    13.01.2016 537
    13.01.2016 393

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Минцифры предложило разработать «созидательные» компьютерные игры

Время чтения: 2 минуты

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

ВШЭ перейдет на удаленку до конца года

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В Москве стартует онлайн-чемпионат для школьников Soft Skills — 2035

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конспект урока по теме «Правописание окончаний»

Цели: представить учащимся систематизированные правила написания окончаний склоняемых частей речи (имя существительное, имя прилагательное, причастие); преодолеть прогнозируемые затруднения в правописании падежных окончаний существительных; отработать умения различать окончания существительных, относящихся к разным склонениям; формировать навыки культурной и грамотной речи; воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; воспитывать чувство доброжелательности, целеустремлённости;

Оборудование: тематические таблицы, карточки с заданиями, индивидуальные карточки, листы контроля.

А. Обобщение изученного о склонении имён существительных.

1. Какие правила отражает данная таблица?

(Учащиеся рассказывают о распределении существительных по склонениям и правописании падежных окончаний)

2. Историческая справка о склонениях и падежах в праславянском языке (выступление подготовленного учащегося).

3. Как появилась известная вам таблица?

Задание. Просклоняйте существительные с ударными окончаниями и сделайте вывод.

Р.п. земли, страны глуши

Д.п. земле, стране глуши

П.п. о земле, стране коне, окне глуши

Вывод: в соответствии с морфологическим принципом в безударных окончаниях пишем то, что определили в сильной позиции: о поляне, на яблоне; на ясене, на фестивале; в гавани, на площади.

Исключения: все существительные на –ия (линия, Лия), -ий (гений, кий), -ие (селение, терпение).

В д.п.: к линии, Лии; в п.п.: о линии, Лии, гении, кии, селении, терпении.

Существительные ср.р. на –мя (бремя, время, знамя…) и сущ. м.р. путь – разносклоняемые:

Тв.п.: бременем, временем, знаменем, путём;

Р.п., Д.п., П.п.: бремени, времени, знамени, пути

4. Отработка алгоритма.

Задания. Определите, какую гласную надо писать в окончании.

Возле дорог. по дорог. у деревн. в деревн. на ёлк. на ел. в тетрадк. о тетрад. на площадк. на площад. погоны на кител. ноты на роял. в постельк. на постел. в пустын. на пустош. на лекци. в аудитори. был на лечени.. в санатори…

5. Задание. Запишите существительные в форме предложного падежа.

Суховей, гербарий, галерея, аллея, хвоя, бой, кий, река Бия, дочь Юлия, брошь, улей, иней, поднебесье, сияние, ветошь.

Б. Правописание падежных окончаний прилагательных и причастий.

1. Проанализируйте запись на доске. Есть ли ошибки?

Я была в одном старом городе,

Жестоко раненном городе,

Выжившем, выросшем, помолодевшем,

Новый красивый наряд одевшем.

(Учащиеся убеждаются, что все окончания написаны правильно: в городе (каком?) выжившем, выросшем, помолодевшем, одевшем).

Вывод о приёме проверки падежных окончаний прилагательных и причастий.

2. Задание. Списать текст, обозначив графически орфограмму.

Наступивш.. незаметно летняя ночь окутала усталую землю темнотой и поко..м. Мы сидели на крыльц.. дачн.. домика и искали на небе первую ярко засветивш..ся звезду. Запах белой сирен.. , пышно распустивш..ся в нашем саду, опьянял, а диск полной луны, показавш..ся из-за облачка, рождал мечты.

В. Культура речи.

Задание. О или А в окончании? Записать слова, выделив окончания.

-Полюшко, горлышко, зёрнышко, горюшко, гнёздышко, письмишко.

Вывод: имена сущ. ср.р. – окончание О.

— Зорюшка, долюшка, головушка, судьбишка, мелочишка, травушка, мыслишка, коровушка.

Вывод: имена сущ. ж.р. – окончание А.

— Умишко, городишко, человечишка, соловушка, хлебушко, заводишко, домишко, муравьишка.

Вывод: имена сущ. м.р. одушевлённые – окончание А, неодушевлённые – О.

Г. Рефлексия и подведение итогов.

— Какие знания вы приобрели в ходе изучения темы? Чему научились?

— Какие задания сегодня на уроке вызвали интерес или затруднения?

Оцените работу друг друга (в парах).

Домашнее задание. Составьте связный рассказ о правописании имён существительных, прилагательных, причастий. Запишите план и примеры


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-po-teme-pravopisanie-okonchaniy-imyon-prilagatelnih-klass-762678.html

http://kopilkaurokov.ru/russkiyyazik/uroki/konspiekt-uroka-po-tiemie-pravopisaniie-okonchanii