Конспект урока правописание омонимичных частей речи

План-конспект урока по теме «Правописание омонимичных частей речи»
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

В русском языке есть слова, одинаковые по звучанию, но не связанные общим значением. Это омонимы. Кроме омонимов в языке выделяют слова, одинаковые по написанию, но различные по звучанию. Это омографы. Есть слова, одинаковые по звучанию, но различные по написанию. Это омофоны. С этими словами мы будем сегодня работать.

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_omonimov.docx114.86 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по теме

«Правописание омонимичных частей речи»

Предмет: русский язык

Дата проведения: 01.03.2016 года

• отработка навыков слитного, раздельного, дефисного написания омонимичных частей речи;

• выработка орфографической зоркости;

• развитие речи учащихся.

Неправильное употребление слов

ведет за собой ошибки в области мысли

и потом в практике жизни.

1. Вступительное слово учителя

В русском языке есть слова, одинаковые по звучанию, но не связанные общим значением. Это омонимы. Кроме омонимов в языке выделяют слова, одинаковые по написанию, но различные по звучанию. Это омографы. Есть слова, одинаковые по звучанию, но различные по написанию. Это омофоны. С этими словами мы будем сегодня работать. А пока проверим выполнение домашнего задания.

2. Проверка домашнего задания

Двое учащихся выполняют индивидуальные задания.

Задание 1: Отметьте случаи правописания не .

• Н..(1) чуть н..(2) изменился.

• Н..(3) куда ходить н..(4) надо.

• Н. .(5) рыбёшки н..(6) поймал.

• Н..(7) знал н..(8) правил, н..(9) формул.

• Н..(10) мог н..(11) слышать крика.

• Куда н..(12) кинь взор, всюду развалины.

• Сколько н..(13) звал, он н..(14) оглянулся.

• Нельзя н..(15) любоваться закатом.

• Он н..(16) разу н..( 17) был н..( 18) только ранен, но даже поцарапан.

• Он н..(19) имел н..(20) какой должности, н..(21) получал н..(22) гроша жалованья, находил, однако, средства для развлечения.

Задание 2: Отметьте случаи правописания ни .

1) Н.. за что благодарить, 2) н.. за что не благодарил, 3) н..кого просить, 4) увидел н..кого иного, как однокурсника, 5) сообщил н..кому иному, как декану, 6) н..кому иному нельзя, 7) н.. на что купить, 8) н..откуда взять, 9) здание было н..чем иным, как университетом, 10) н..чем иным это не объяснить, 11) н..раз спрашивали,

12) н..разу не ответил.

3. Объяснение новой темы:

(В) течени… всей ночи студент Ломоносов изучал изменения (в) течени… реки Печоры. (В)следстви… этого он проспал и опоздал на экзамен. (В) следстви… по поводу его чудовищного опоздания принял участие весь ректорат университета, (В)виду того, что студент всегда был пунктуален и носил фамилию, говорящую о его гениальности.

Ректор заявил, что под наказанием он имеет (в)виду следующее: Ломоносов обязан перевести (на) счёт университета «энную» сумму в долларах в качестве штрафа. Студент объяснил, что (на) счёт этого он имеет большие сомнения, так как денег у него нет.

(Не)смотря на все просьбы Ломоносова о помиловании, ректор не хотел идти (на) встречу студенту и, (не) смотря ему в глаза, выгнал вон.

Делать было нечего. Из «Экономической газеты» он узнал об одной небольшой компании вроде «МММ». Студент рискнул и пошёл (на)встречу с дельцами, но, вопреки его ожиданиям, (не)взирая на рекламные обещания о быстром получении денег, компания оказалась «мыльным пузырём».

Денег заработать так и не удалось, и ректору пришлось согласиться дать возможность Ломоносову сделать гениальное открытие, получить Нобелевскую премию и прославить университет, а впоследствии заплатить злосчастный штраф.

Чем только не пожертвуешь ради сохранения доброго имени?!

Другие части речи

Вследствие (из-за)
В течение
В продолжение
В заключение
Ввиду (из-за)
Насчет (о)
Навстречу

в следствии
в течении
в продолжении
в заключении
иметь в виду
на счет
на встречу

Вывод: Производные предлоги входят в состав вопроса, их можно заменить другими предлогами, а между предлогом и существительным можно поставить вопрос или другое слово.

4. Словарная работа на закрепление

Костюм сшит впору, в пору тяжких испытаний, готовить подарок втайне, в тайне необходимо разобраться, подниматься ввысь, в высь поднебесную, разговоры насчет земли, положить деньги на счет, в течение шести лет, в течении реки, в продолжение месяца, в продолжении повести, вследствие холодов, в следствии по делу, идти навстречу ветру, идти на встречу с писателем.

5. Продолжение работы над объяснением нового материала

Другие части речи

Тоже, также (и)
Чтобы (для того чтобы)
Зато (но)
Потому что (так как)
Оттого что (так как)

то же, так же
что бы
за то
по тому
от того

Вывод: Союз можно заменить другим союзом. Частицу же можно убрать из предложения, частицу бы можно переставить на другое место. Местоимение можно заменить другим местоимением.

6. Творческая работа

Придумайте предложения, заменяя выделенные союзы омонимичными частями речи.

1. Мы пришли в школу, чтобы учиться. Что бы вы мне посоветовали?

2. Мы тоже советуем вам отдохнуть. Я читаю то же, что и он.

3. Эта дорога длиннее, зато безопаснее. Мы любили его за то, что он был верным товарищем.

4. Мы не пришли к тебе вчера, потому что устали в дороге. Давай перейдем реку по тому мосту.

7. Диктант-миниатюра с самопроверкой

Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. Необходимо стараться в течение дня выполнять то, что намечено. С начала сентября приучите себя к этому и старайтесь делать это в продолжение всего года. Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.

Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение требует больше времени. Зато останется свободное время на любимые предметы. Загляни в словарь, в справочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного. Во время чтения выписывайте интересные мысли. Полезно также понравившиеся стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память.

Конспект урока русского языка в 7 классе «Правописание омонимичных частей речи»

Конспект урока русского языка в 7А классе.

Учитель: Елшина Лилия Сергеевна.

Тема: Правописание омонимичных частей речи

Тип урока: комбинированный

Рассмотреть случаи употребления омонимичных частей речи, продолжить формировать умение определять части речи.

Научиться отличать союзы от омонимичных им частей речи,

Усвоить этапы применения правила.

Продолжить развитие устной и письменной речи.

— проверить уровень усвоения теоретического материала и практических умений по правописанию омонимичных частей речи

— продолжить знакомить учащихся со способами отличия омонимичных частей речи — сформировать умение применять правило на практике.

— умение осуществлять основные мыслительные операции, развитие системности мышления, развитие устной и письменной речи,

— развитие орфографической зоркости,

— умение анализировать и делать выводы.

— повышение интереса к учебному процессу,

— формирование активного участия в процессе обучения, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, внимание к родному языку,

— воспитание нравственных качеств.

Методы: беседа, проблемное изложение, решение познавательных задач.

Оргмомент – 2 мин.

Постановка целей и задач на урок – 2 мин.

Проверка домашнего задания – 2 мин

Актуализация изученного ранее материала. – 10-12 мин.

Повторим теоретические знания.

Омонимия между самостоятельными частями речи:

Работа с раздаточным материалом. (таблица для заполнения)

Повторение практического материала по правописанию предлогов.

Изучение нового материала.8-10 мин

Отработка и закрепление нового материала. – 10-12 мин

Наблюдение над фактами языка. – 4 мин

Подведение итогов урока. Рефлексия. – 3 мин

Домашнее задание – 2 мин

План-конспект урока.

ОРГМОМЕНТ

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ НА УРОК

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

АКТУАЛИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО РАНЕЕ МАТЕРИАЛА.

ПОВТОРИМ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ.

Морфология. Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. Предлог. Союз.

Лексика. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Типы омонимов:

Омонимы — слова, совпадающие одновременно по звучанию и по написанию, но различные по значению.

Коса — у девушки на голове;

коса — орудие для покоса;

коса — длинный мыс в водоёме или в водотоке (Куршская коса) .

Омофоны — слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению.

порог — порок,

луг — лук,

плод — плот,

туш — тушь,

бал — балл,

косный — костный,

предать — придать,

Омографы — слова, совпадающие по написанию, но различные по звучанию и значению.

бе́рег — берёг (точки над ё)

бе́регу — берегу́

бо́льшая — больша́я

бу́ри — бури́

зáмок – замóк

Омоформы — слова, совпадающие лишь в отдельных формах (той же части речи или разных частей речи).

три медведя – три морковь на; к трём — мы трём

печь пироги – русская печь

лечу на самолете – лечу людей

Фактически нас сегодня интересуют именно омоформы, однако для удобства мы будем использовать термин «омонимы».

ОМОНИМИЯ МЕЖДУ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ:

Существительное – наречие (осенью, утром)

Прилагательное – существительное ( Столовая комната – школьная столовая)

Глагол – категория состояния ( цветок пахнет – пахнет свежестью)

Наречие – категория состояния ( Сказал грустно – мне грустно)

Местоимение – глагол ( мой дом — мой посуду)

РАБОТА С РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ. (ТАБЛИЦА ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ)

ПОВТОРЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ПРАВОПИСАНИЮ ПРЕДЛОГОВ.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

На доске предложения:

Мы пришли в школу, чтобы учиться .

Что бы вы мне посоветовали?

Мы тоже советуем вам отдохнуть.

Я читаю то же , что и он.

Эта дорога длиннее , зато безопаснее.

Мы любили его за то , что он был верным товарищем.

Мы не пришли к тебе вчера, потому что устали в дороге.

Давай перейдем реку по тому мосту.

Обсуждение представленных примеров. Их классификация.

Учащиеся записывают пары «союз – мест+частица», записывают Алгоритм работы:

1. Союз замени союзом:

Зато = но

Тоже = также=и

Чтобы = для того, чтобы

Причём = притом = и

оттого что = потому что = так как

2.Частицы ЖЕ БЫ при местоимении переставь или отбрось

3.Местоимение можно опустить.

1. Союзы: не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос, их можно заменить только синонимичными союзами.

2. Местоимения и наречия: являются членами предложения, к ним можно поставить вопрос, их можно заменить синонимичными местоимениями и наречиями.

ОТРАБОТКА И ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Письменное задание с выполнением у доски.

Расставь знаки препинания и запиши правильно

Все дружно работали я то(же) не отставал.

Выполни то(же) задание.

Я не попал на выставку за(то) встретился с друзьями.

Мы пошли по(тому) же пути.

Что(бы) я делал без помощи друзей.

При(том) заявлении не найдены документы.

Так(же),как в море, над лугами дуют свежие ветры.

1. В каких предложениях бы пишется слитно?

А) Что (бы) он ни делал, все выходило плохо.
Б) Я хочу, что (бы) мы жили в мире.
В) Я буду рядом, что (бы) ни случилось
Г) Всякий человек склонен рассуждать, что (бы) он сделал на месте другого.

2. В каких предложениях же пишется слитно?

А) Я думаю так (же), как и он.
Б) Он хорошо говорит по-испански, а так (же) по-французски.
В) Он говорит по-испански так (же) хорошо, как по-русски.
Г) Многие поступили бы так (же).

3. В каких предложениях за является предлогом?

А) По краю поля он спустился вниз, (за) тем круто повернул к реке.
Б) (За) тем лесом виднеется деревня.
В) Она улыбнулась, (за) тем медленно поднялась с кресла?
Г) Море темнело, (за) то небо начало светлеть.

4. В каких предложениях в является предлогом?

А) Не приехал (в) следствие болезни.
Б) Обнаружены новые факты (в) следствии по делу.
В) (В) следствие дождей река вышла из берегов.
Г) Озеро образовалось в) следствие землетрясения.

НАБЛЮДЕНИЕ НАД ФАКТАМИ ЯЗЫКА.

Лингвистическая загадка:

Косил косой косой косой косой.

Анализ фразы, определение частей речи использованных слов.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

Итог урока:

Какие части речи могут быть синонимичны между собой?

Как отличить синонимичные части речи друг от друга?

Как определить правописание омонимичных частей речи?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

§ 52-59 теорию знать.

Подготовиться к самостоятельной работе по правописанию союзов и омонимичных им частей речи.

Письменно составить предложения с союзами и омонимичными им частями речи (см. классную работу)

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Елшина Лилия СергеевнаНаписать 3429 25.11.2015

Номер материала: ДВ-187939

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    25.11.2015 6659
    25.11.2015 63887
    25.11.2015 38832
    25.11.2015 662
    25.11.2015 1129
    25.11.2015 808
    25.11.2015 7878

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

У ямальских школьников на уроках начнут забирать телефоны

Время чтения: 1 минута

В московском метро появились наклейки для потерявшихся детей

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки намерено ввести углубленное изучение климата в вузах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок русского языка в 11-м классе «Слитное и раздельное написание омонимичных частей речи»

Цели урока:

  • отработка навыков слитного, раздельного, дефисного написания омонимичных частей речи;
  • выработка орфографической зоркости;
  • развитие речи учащихся.

Ход урока

В русском языке есть слова, одинаковые по звучанию, но не связанные общим значением. Это омонимы. Кроме омонимов в языке выделяют слова, одинаковые по написанию, но различные по звучанию. Это омографы. Есть слова, одинаковые по звучанию, но различные по написанию. Это омофоны. С этими словами мы будем сегодня работать. Мы продолжим отрабатывать навыки слитного и раздельного написания омонимичных частей речи.

2. Проверка домашнего задания

Придумать предложения с омофонами:

По-новому — по новому.

Решил задачу по-новому.
Учимся по новому учебнику.

По-зимнему — по зимнему.

Дети одеты по-зимнему.
Мы гуляли по зимнему лесу.

Оттого — от того.

Замерз, оттого и простудился.
Лодка отплыла от того берега.

Поэтому — по этому.

Мне понравился фильм, поэтому и пошел снова.
Мы шли по этому берегу.

Сначала мы прошли поле, а затем лес.
За тем озером виден лес.

Наверх — на верх.

Мы поднимались наверх.
Туристы взошли на верх высокой горы.

Вдали потух огонек.
В дали моря виднеется белый парус.

Сначала — с начала.

Сначала накорми.
С начала года прошел месяц.

Вовремя — во время.

Прийти нужно вовремя.
Во время урока будьте внимательны.

Вкрутую — в крутую.

Сварить яйца вкрутую.
Подняться в крутую гору.

3. Новая тема

Предлоги
Вследствие (из-за)
В течение
В продолжение
В заключение
Ввиду (из-за)
Насчет (о)
Навстречу

Другие части речи
в следствии
в течении
в продолжении
в заключении
иметь в виду
на счет
на встречу

Вывод: Производные предлоги входят в состав вопроса, их можно заменить другими предлогами, а между предлогом и существительным можно поставить вопрос или другое слово.

4. Словарная работа на закрепление

Костюм сшит впору, в пору тяжких испытаний, готовить подарок втайне, в тайне необходимо разобраться, подниматься ввысь, в высь поднебесную, разговоры насчет земли, положить деньги на счет, в течение шести лет, в течении реки, в продолжение месяца, в продолжении повести, вследствие холодов, в следствии по делу, идти навстречу ветру, идти на встречу с писателем.

5. Новая тема (продолжение)

Союзы
Тоже, также (и)
Чтобы (для того чтобы)
Зато (но)
Потому что (так как)
Оттого что (так как)

Другие части речи
то же, так же
что бы
за то
по тому
от того

Вывод: Союз можно заменить другим союзом. Частицу же можно убрать из предложения, частицу бы можно переставить на другое место. Местоимение можно заменить другим местоимением.

6. Творческая работа

Придумайте предложения, заменяя выделенные союзы омонимичными частями речи.

1. Мы пришли в школу, чтобы учиться .Что бы вы мне посоветовали?
2. Мы тоже советуем вам отдохнуть. Я читаю то же, что и он.
3. Эта дорога длиннее, зато безопаснее. Мы любили его за то, что он был верным товарищем.
4. Мы не пришли к тебе вчера, потому что устали в дороге. Давай перейдем реку по тому мосту.

7. Диктант- миниатюра с самопроверкой

Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. Необходимо стараться в течение дня выполнять то, что намечено. С начала сентября приучите себя к этому и старайтесь делать это в продолжение всего года. Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.

Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение требует больше времени. Зато останется свободное время на любимые предметы. Загляни в словарь, в справочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного. Во время чтения выписывайте интересные мысли. Полезно также понравившиеся стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память.

8. Диагностика качества усвоения материала

1. В каких предложениях бы пишется слитно?

А) Что (бы) он ни делал, все выходило плохо.
Б) Я хочу, что (бы) мы жили в мире.
В) Я буду рядом, что (бы) ни случилось
Г) Всякий человек склонен рассуждать, что (бы) он сделал на месте другого.

2. В каких предложениях же пишется слитно?

А) Я думаю так (же), как и он.
Б) Он хорошо говорит по-испански, а так (же) по-французски.
В) Он говорит по-испански так (же) хорошо, как по-русски.
Г) Многие поступили бы так (же).

3. В каких предложениях за является предлогом?

А) По краю поля он спустился вниз, (за) тем круто повернул к реке.
Б) (За) тем лесом виднеется деревня.
В) Она улыбнулась, (за) тем медленно поднялась с кресла?
Г) Море темнело, (за) то небо начало светлеть.

4. В каких предложениях в является предлогом?

А) Не приехал (в) следствие болезни.
Б) Обнаружены новые факты (в) следствии по делу.
В) (В) следствие дождей река вышла из берегов.
Г) Озеро образовалось в) следствие землетрясения.

9. Итоги урока. Результаты тестирования


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-v-klasse-pravopisanie-omonimichnih-chastey-rechi-614418.html

http://urok.1sept.ru/articles/518868