Конспект урока правописание орфография и пунктуация 7 класс

Открытый урок русского языка в 7 классе на тему «Повторим орфографию и пунктуацию»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Повторение и систематизация — процесс трудоемкий. Данный урок — это опыт систематизации обширного объема знаний, полученных учащимися в 5-7 классах. Особое внимание на таких уроках каждый учитель, конечно, обращает на «больные» темы для своих учеников. Надеюсь, что мой опыт организации подобных уроков не будет бесполезен.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_2.doc87 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

МОУ КИПЧАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — КОРАБЛИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект открытого урока русского языка

в 7 классе на тему:

« Повторим орфографию и пунктуацию »

Провела: учитель русского языка и

литературы Федосова Г.А.

Тема урока: «Повторим орфографию и пунктуацию».

— формирование умения правильно определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных;

— повторение и совершенствование знаний о союзе как части речи, закрепление умений

  1. правильно и уместно пользоваться в речи различными союзными конструкциями;
  2. пользоваться повтором союза или его отсутствием с целью усиления выразительности речи;
  3. расставлять знаки препинания при однородных членах, при причастном и деепричастном оборотах, в сложном предложении.

-воспитание интереса к родному языку, любви к родному слову.

— развитие способностей строить связные высказывания;

— развитие логического мышления;

— расширение лексического запаса учащихся;

— развитие интереса у учащихся к чтению лучших образцов художественной литературы.

Тип урока: урок повторения

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, сигнальные знаки, тексты стихотворений А.С. Пушкина о зиме

I. Начало урока. Вводно-мотивационный этап

— Продолжим игру «Расскажи мне обо мне», по условиям которой один из вас должен дать устную характеристику своему товарищу, не называя его имени. Другим нужно определить, о ком идет речь. Не забыли об одном условии: при составлении предложений для текста-характеристики необходимо было использовать различные союзы, как для связи однородных членов предложения, так и для связи простых предложений в составе сложного?

  1. Проверка домашнего задания

(На дом было задано следующее задание: Прочитайте афоризм и укажите причастия, использованные в нем. Выучите высказывание наизусть и запишите его, вставляя буквы, раскрывая скобки и расставляя запятые.

Книги кор…бли мысли странствующ… (по)в…лнам времени и бережно н. сущ… свой драгоце…ый груз (от)поколения (к)поколению.

  1. Чтение наизусть высказывания и запись его по памяти на доске.
  2. Пунктуационный разбор предложения.
  3. В это время класс работает с карточками контроля и с карточками «По следам ошибок».

Карточка № 133 (I)

II. Вставьте пропущенную

III. Вставьте пропущенную букву

  1. Вставьте пропущенную букву
  1. п…хучая (а/о)
  2. прибл…жающийся (и/е)
  3. выд…ваемый (а/о)
  4. з…леный (и/е)
  5. нан…сенный (и/е)
  6. выгл…дели (и/я)
  7. пров…денный (и/е)
  8. обозн…чающий (а/о)
  9. с…неющий (и/е)
  10. возвр…щать (а/о)
  1. дымящ…ся картошку
  2. разваренн… рыбы
  3. заваренн… чая
  4. защищающ… хребтами
  5. подтаивающ… снегом
  6. пожелтевш… листья
  7. вянущ… рябин
  8. действующ… вулкана
  9. волнующ… событие
  10. исследуем… звезда
  1. р…форма (и/е)
  2. п…ртфель (а/о)
  3. кв…ртал (а/о)
  4. лит…ратура (и/е)
  5. презид…ум (и/е)
  6. през…дент (и/е)
  7. преобл…дающий (а/о)
  8. р…комендация (и/е)
  9. сан…торий (а/о)
  10. г…лерея (а/о)

Карточка № 133 (II)

I. Вставьте пропущенную букву

II. Вставьте пропущенную букву

  1. дов…енное (а/о)
  2. зв…рек (и/е)
  3. д…лина (а/о)
  4. защ…щающий (и/е)
  5. ок…зались (а/о)
  6. пл…хой (а/о)
  7. не осл…пившись (и/е)
  8. крупноз…рнистый (и/е)
  9. сл…гка (и/е)
  10. по в…тру (и/е)
  11. л…теть (и/е)
  12. вд…ли (а/о)
  13. разл…чается (и/е)
  14. с…дящий (и/е)
  15. в…лнующийся (а/о)
  1. тающ… снега
  2. нарастающ… шумом
  3. различаем… предмету
  4. опавш… листьев
  5. плавающ… человеку
  6. в кипящ… массу
  7. сидящ… девушке
  8. летящ… птицу
  9. отставш… путникам
  10. ползущ… насекомое
  11. подгоревш… пирогом
  12. гниющ… листья
  13. в летевш… тучах
  14. рябивш…. тучами
  15. по измят… траве

Карточка № 133 (III)

  1. Вставьте пропущенную букву
  1. разбухш… ветви
  2. разорванн… туч
  3. о поющ… птицах
  4. уставш… труженика
  5. работающ… аппаратом
  6. созревш… колосьев
  7. развевающ…ся знамёнами
  8. читающ… мальчика
  9. висящ… таблиц
  10. светящ…ся звезд
  1. отвечающ… ученица
  2. открыт… окнами
  3. закрыт… двери
  4. по вымыт… полу
  5. в записан… примере
  6. невиданн… зрелище
  7. тающ… фейерверка
  8. испуганн… рыб
  9. плескавш…ся волн
  10. блестящ… полосы

Карточка № 133 (IV)

I. Выделите окончания причастий

1. в кипящую массу

2. в летевших тучах

3. волнующее событие

4. вянущих рябин

5. гниющие листья

6. действующего вулкана

7. дымящуюся картошку

8. заваренного чая

9. защищающими хребтами

10. исследуемая звезда

11. летящую птицу

12. нарастающим шумом

13. о поющих птицах

14. опавших листьев

15. отставшим путникам

16. плавающему человеку

17. по измятой траве

18. подгоревшим пирогом

19. подтаивающим снегом

20. пожелтевшие листья

21. ползущее насекомое

22. работающим аппаратом

23. разбухшие ветви

24. разваренной рыбы

25. различаемому предмету

26. разорванных туч

27. рябившими тучами

28. сидящей девушке

29. тающего снега

30. уставшего труженика

Карточки «По следам ошибок»

Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя правописание слов.

Образец: июньск ой ( как ой ?) ночью

На домашн… полках, пуст… книг, приключенческ… литературу, любим… писателя, интересн… книги, главнейш… роль, авторск… позиция, хорош… иллюстраций.

Запишите данные слова, обозначая орфограмму «Гласные в окончаниях прилагательных».

Образец: июньск ой ( как ой ?) ночью

На домашних полках, пустых книг, приключенческую литературу, любимого писателя, интересные книги, главнейшую роль, авторская позиция, хороших иллюстраций.

Выпишите из теста все слова с орфограммой «Гласные в окончаниях прилагательных», объясняя графически выбор буквы.

Образец: июньск ой ( как ой ?) ночью

Правы те, кто говорят, что одни люди заполняют книгами жизнь, а другие – только стеллажи. Но вместе с тем пустота в душе, пожалуй, часто является следствием пустоты на домашних полках (если не отсутствие вообще) или чтения пустых книг. Естественно, что каждый определяет свой круг чтения, однако нельзя читать только детективы и приключенческую литературу.

  1. Пунктуационный разбор предложения из домашнего задания.

— Найдите в данном предложении причастия, расскажите о правописании окончаний прилагательных и причастий.

  1. Проверка правильности выполнения заданий карточек «По следам ошибок».
  2. Найдите в данном предложении слова с непроверяемой безударной гласной в корне.
  3. Работа со словом поколение .

— Каково лексическое значение слова поколение ?

— Прочитайте составленное вами предложение. (Например: Наше поколение, так любящее играть в компьютерные игры, не забывает и о пользе чтения. )

III. Самостоятельная работа

  1. III группа выполняет задание по конструированию предложений.

— Ответьте на вопросы, придумав предложения, соответствующие данным схемам.

  1. Для чего нужно много читать? [ = ], ( чтобы ) .
  1. Когда ты читаешь художественную литературу? [ — = ], ( когда ) .
  1. Какие книги ты любишь читать? [ — = и ] .
  1. I группа выполняет задание упражнения. Выполняется оно на карточках – получается текст. Карточки с самостоятельной работой в конце урока сдаются.

Подберите к выделенным словам прилагательные, одиночные причастия и причастные обороты, данные в материале для справки, вставьте их на место пропусков, согласуя с определяемыми словами, расставьте запятые. Определите роль союзов в данном тексте.

Он вышел в ……………………………………………… сад . ………………………………………………… листья лежали на дорожках. …………………………………………………………………. земля лопалась, густела, чавкала и налипала комьями. Девушка …………………………………………. следила за водой ………………………….

……………………………………………………………………………… . И долго тогда стоял он …………………………………………………………………. ……………………… один в пустынном углу осеннего парка, глядя на …………………………………………………… песок дорожки, на пестрый ковер ……………………………. листьев , на …………………………… траву .

Для справки : пустынный, заброшенный; набрякшие, размокшие; схваченная заморозками и размытая; сидевшая на камне; с тихим журчанием вытекающая из разбитого кувшина; одетый в серую шинель с алым воротником; побуревший, размытый; облетевшие; поникшая.

  1. II группа расставляет знаки препинания и подчеркивает однородные члены предложения в восстановленном тексте упражнения. Карточки с самостоятельной работой в конце урока сдаются.

Расставьте знаки препинания и подчеркните однородные члены предложения.

Он вышел в пустынный заброшенный сад. Набрякшие размокшие листья лежали на дорожках. Схваченная заморозками и размытая земля лопалась густела чавкала и налипала комьями. Девушка, сидевшая на камне, следила за водой, с тихим журчанием вытекающей из разбитого кувшина. И долго тогда стоял он, одетый в серую шинель с алым воротником, один в пустынном углу осеннего парка, глядя на побуревший размытый песок дорожки на пестрый ковер облетевших листьев на поникшую траву.

  1. Учащиеся III группы зачитывают получившиеся предложения.
  1. Обсуждение результатов исследовательской работы над стихотворениями А.С. Пушкина о зиме.

— А любите ли вы поэзию? Кто ваш любимый поэт?

— Наверное, вы согласитесь со мной, что русский язык создан именно для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. Но уловить их дано не каждому, а только особого рода людям – людям, наделенным даром видеть невидимое, чувствовать неосязаемое. Таким человеком был А.С. Пушкин: его стихотворения о волшебнице-зиме неподражаемы!

  1. Звучит стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». (См. Фонохрестоматию к учебнику под ред. В.Я. Коровиной. 6 класс)

— Как удавалось писателю так точно изображать картины природы в своих стихах?

Он понимал, что природа, — единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания, и не переставал ее читать.

  1. Учащийся I группы читает восстановленный отрывок из повести А. Дугина об А.С. Пушкине. У учителя заготовлены карточки с полным текстом упражнения для III группы.

— Что изменилось в тексте. В роли какого тропа выступают причастия? Чем осложнены предложения, расскажите о постановке знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах.

— (Вопрос учащимся II группы). Благодаря каким синтаксическим особенностям текста автор так точно передает печаль осеннего пейзажа? (Бессоюзие и одиночный союз и помогают автору подчеркнуть особенности осени как времени года – ее безысходную грусть и «тихую красу», которые так любил А.С. Пушкин.)

IV. Подведение итогов урока

— Чему вы научились на уроке?

— Что на уроке было интересным?

— Кому захотелось взять томик со стихами Пушкина, чтобы вновь окунуться в особый мир его поэзии?

V. Домашнее задание:

  1. Используя изречение, составить предложение с прямой речью, записать его, расставляя недостающие знаки препинания.
  2. Упражнение 379.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель курса : представить теоретическое истолкование системы современной русской орфографии и пунктуации с выработкой последую.

*закрепить и развить владение орфографическими и пунктуационными нормами в процессе анализа текстов- образцов ,а также при продуцировании собственных текстов. 2.Содержание обучения: требования полнос.

В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит.

Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст.

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения.

технологическая карта урока русского языка по теме Корни с чередованием КАС, КОС.

Программа спецкурса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» разработана в связи с· невысоким уровнем грамотности учащихся 7 класса;·.

Урок русского языка в 7 классе по теме «Правописание: орфография и пунктуация» и презентация для урока

Представлен повторительно – обобщающий урок русского языка в 7 классе по теме «Правописание: орфография и пунктуация».

Цели и задачи урока:

— систематизировать и обобщить правила правописания;

— совершенствовать соответствующие орфографические и пунктуационные умения и навыки;

— обогащать словарный запас обучающихся

— способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

— продолжить работу по развитию речи, мышления, памяти, внимания, информационной грамотности, умению работать в команде,

— способствовать воспитанию личности с активной жизненной позицией, формированию коммуникативных умений; личной и социальной ответственности,

— воспитывать бережное отношение к языку

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал орф. словарь

Этапы урока:

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово учителя
  3. Целеполагание
  4. Формирование, закрепление первичных умений
  5. Применение знаний и умений в стандартных и измененных условиях
  6. Домашнее задание
  7. Рефлексия

По окончании урока дети должны знать правила правописания. Уметь обобщать орфографический и пунктуационный материал; пользоваться алгоритмом рассуждения: что надо знать (делать), чтобы написать правильно, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры. соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;

К уроку подготовлена презентация.

Использованы компьютерные программы, позволяющие эффективно организовать урок (тренажёры. система голосования )

Урок не предназначен для копирования, скорее он поможет обратить внимание на организацию некоторых этапов урока, способствует рождению новых идей, позволит находить свои решения

Просмотр содержимого документа
«Урок Правописание орфография и пунктуация. 7 класс»

7 класс, урок русского языка

Учитель: Минаева Любовь Викторовна

Тема урока: Правописание: орфография и пунктуация.

Цели и задачи урока:

— систематизировать и обобщить правила правописания;

— совершенствовать соответствующие орфографические и пунктуационные умения и навыки;

— обогащать словарный запас обучающихся

— способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

— продолжить работу по развитию речи, мышления, памяти, внимания, информационной грамотности, умению работать в команде,

— способствовать воспитанию личности с активной жизненной позицией, формированию коммуникативных умений ; личной и социальной ответственности,

— воспитывать бережное отношение к языку

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал орф. словарь

Вступительное слово учителя

В преддверии 200-летия со дня рождения великого поэта М.Ю. Лермонтова, я перечитываю его произведения. Делаю очередные открытия для себя. А сегодня как-то по-особому меня тронули его признания в любви к Родине: слайд

..Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям.

Лермонтов любит Родину не только за её величие, силу и мощь, но отмечает её повседневную, бытовую красоту. А что для вас, ребята, Родина, за что вы любите её?

Меня радуют ваши ответы, ребята. Вы достойные дети своей отчизны. Но мне бы хотелось, чтобы вы – будущее нашей России, сохраняли и преумножали величие родного русского языка. слайд

В течение многих уроков мы повторяли, изучали, совершенствовали свои орфографические и пунктуационные навыки. На мой взгляд, сегодня пришло время их обобщить и систематизировать. А как вы считаете? Готовы?

Для того, чтобы работа наша была хорошо организована, мы должны сформулировать тему и наметить цели. Я предлагаю сегодня работать в рамках темы: Правописание: орфография и пунктуация. Слайд (тема) Запишите в тетрадь дату и тему.

А цели обсудим. ……. Цели формулируются с детьми. Слайд (цели).

Формирование, закрепление первичных умений

Предлагаю в качестве разминки задание в форме Экспресс-опроса. Открыть программу ТВ Vote v 5 (устный опрос).

Спасибо за работу. Вы почувствовали себя увереннее?

Применение знаний и умений в стандартных и измененных условиях

А сейчас нас ждёт виртуальная научно — исследовательская лаборатория. Представим себе, что вы учёные и вам предстоит провести ряд экспериментов и опытов, чтобы сделать открытия. Делимся на группы по 4 человека. Задания группам: слайд

При каких условиях возникают проблемы выбора орфограмм ы, и

в корнях слов. Привести примеры. Пути решения проблем.

При каких условиях возникают проблемы выбора орфограмм ё, о

в корнях слов. Привести примеры. Пути решения проблем.

При каких условиях возникают проблемы выбора орфограмм е, и

в корнях слов. Привести примеры. Пути решения проблем.

При каких условиях возникают проблемы выбора орфограмм а, о

в корнях слов. Привести примеры. Пути решения проблем.

Представители групп записывают на доске примеры, демонстрируют результаты работы.

Выполнение заданий обобщающего и систематизирующего характера (индивидуально и в парах):

Дорогие исследователи, вас ждёт ещё одно важное задание. Оно идёт в личный зачёт. В учебнике найдите упр. № 113, стр. 47. Запишите 1 абзац, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте знаки препинания. Орфограммы и пунктограммы обозначаем.

Кто быстро закончит дать упр. — тренажёр (выполняет на компьютере)

Ребята, в упражнении вы решали разные орфографические и пунктуационные задачи. У меня есть вопросы: Какие орфограммы вам встретились? Пунктограммы? Прошу обратить внимание на слова «извечно» и «привязанность». Объясните, как вы решили проблему. (Приставка на з и с, приставки пре- , при).

Следующее задание поможет нам немного переключиться, отдохнуть, но с пользой. Поиграем? (Хлопки). Вспомним и закрепим навыки по правописанию приставок при-пре: приехать, предобрый, привилегия, прилечь, пришить, прикоснуться, прекрасный, пришкольный, прекратить. СЛАЙД (проверка)

Запишем слова, которые вызвали у вас затруднение, графически обозначим орфограмму.

На экране таблица «Образование причастий». Комментируем таблицу. Есть ли у вас вопросы.

Работа в парах. Образовать действительные и страдательные причастия от предложенных глаголов. Работы после урока – сдать.

Ребята, на уроке вы часто работаете совместно: помогаете друг другу, учитесь друг у друга, но не всегда мы хвалим одноклассников, благодарим за помощь и поддержку. Подарим комплименты соседу по парте. Вы должны составить предложение – комплимент и обязательно в нём обратиться к своему товарищу по имени. Модель предложения на слайде. СЛАЙД: Ребята, вы молодцы, я довольна вашей работой. Чем необычно это предложение? (Обращения). Думаю, что нам не помешает вспомнить систему знаков препинания. Слайд (система знаков препинания)

Упр № 149 Упражнение содержит таблицу, которую необходимо заполнить примерами. Вам предстоит вспомнить правописание сложных существительных, прилагательных, местоимений, имеющих в своём составе частиц –то, -либо, — нибудь и подобрать примеры. Есть ещё задание – аукцион. Орфографический словарь с трёхуровневым заданием.

Прочно вошло в практику образования тестирование, к которому вы уже привыкли. Не станем сегодня отступать, и я предлагаю вам тест.

ТВ Vote v 5 (тест 2).

Рефлексия Слайд (цели и задачи), слайд, ПРАВОписание

Обсуждение по выполнению целей и задач урока, о праве на грамотное письмо.

Мне русская речь – как музыка:

В ней слово звучит, поёт,

В ней дышит душою русскою

Создатель её – народ.

Всегда приятно, если наше общение с вами было полезным. Если кто-то хочет поделиться своими мыслями, буду благодарна. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи.

Просмотр содержимого презентации
«к уроку Правописание орфография и пунктуация. 7 класс»

за что, не знаю сам — Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям.

  • Правописание приставок
  • В конце предложения.
  • Правописание корней
  • В середине предложений(однородные члены, обращения, вводные слова, причастный оборот,
  • Правописание суффиксов
  • Правописание окончаний
  • Предложения с прямой речью
  • Не с разными частями речи
  • Между частями сложного предложения.

Правописание: орфография и пунктуация

  • Систематизировать и обобщить правила правописания
  • Совершенствовать соответствующие орфографические и пунктуационные умения и навыки
  • Развивать и совершенствовать свою речь

  • При каких условиях возникают проблемы выбора орфограмм

ы, и в корнях слов. Привести примеры. Пути решения проблем.

  • При каких условиях возникают проблемы выбора орфограмм

ё, о в корнях слов. Привести примеры. Пути решения проблем.

  • При каких условиях возникают проблемы выбора орфограмм

е, и в корнях слов. Привести примеры. Пути решения проблем.

  • При каких условиях возникают проблемы выбора орфограмм

а, о в корнях слов. Привести примеры. Пути решения проблем .

Открытый урок по русскому языку на тему «Повторим орфографию и пунктуацию (в рамках подготовки к ОГЭ)» (7 класс)

Открытый урок по русскому языку в 7 классе на тему «Повторим орфографию и пунктуацию». Учитель высшей категории

Цель урока: повторить и закрепить пунктуационные и орфографические знания и умения, необходимые для решения тестовых заданий (часть В) в форме ГИА.

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, распечатанные тесты.

I. Постановка целей и задач.

Сегодня на уроке мы продолжим работу над орфографической и пунктуационной грамотностью.

Работа будет состоять из двух этапов: 1-й – достаточно объемный – повторение; 2-й – применение на практике ваших умений и навыков при решении тестовых заданий, которые составлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к части В итоговой аттестации.

II. Записываем число, классная работа, тема.

Работаем устно: провести анализ предложений — простое или сложное; если простое, то осложнено или не осложнено и чем; если сложное, определить вид: ССП, СПП, БСП; вернуть со знаками препинания.

1) Ветер нес сухие листья и засыпал дальнее озеро.

2) Ветер стих, и настала полная тишина.

3) Трава появилась там, где сильнее всего пригревало солнце.

4) Около дома находился палисадник, разросшийся густой сиренью.

5) Весна, распахнув по-хозяйски окна, на улицу позвала.

6) Весна, конечно, возьмет свое, наступят теплые деньки.

7) Тепло, тишина, запах сирени – все было ново и необыкновенно.

8) О первый ландыш, из-под снега ты просишь солнечных лучей!

2. Письменное задание. Напишите столбиком вниз цифры 1, 2, 3,4. Я читаю предложения, а вы должны выписать грамматическую основу .

1) Русский лес красив и загадочен зимой и летом.

2) Книга – источник знаний.

3) Мастерство писателя не может быть реализовано без читателя.

4) Только при внимательном чтении можно оценить книгу.

Проверка по цепочки: прокомментировать, в чем особенность основы, чем выражены подлежащее и сказуемое.

3. Считаем количество ПП в составе СП, опираясь на основы. Определяем виды связи в СП.

1) Даль глубока, прозрачна, чиста, месяц полный плывет над дубровой, и господствуют в небе цвета голубой, беловатый, лиловый. (3 ПП, СП с РВС: с бессоюзной и сочинительной связью).

2) Выхожу один я на дорогу, сквозь туман кремнистый путь блестит, ночь тиха, пустыня внемлет Богу, и звезда с звездою говорит. (5 ПП, СП с РВС: с бессоюзной и сочинительной связью).

3) Холм этот был, на редкость, правильной формы, и мне на ум тотчас пришел курган, под которым похоронен какой-то исполин, что бродил по этой равнине в давно минувшие времена. (4 ПП, СП с РВС: с сочинительной и подчинительной связью).

4. Записать предложение под диктовку, комментируя орфограммы; расставить знаки препинания, подчеркнуть основы, составить схему.

Наконец заросли расступились,¹ и мы оказались на вершине холма,² откуда стала видна долина,³ по которой блестящей лентой извивалась река.

5. Повторим виды подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

1) Определить вид подчинительной связи (на слух!) в словосочетаниях:

А) синеющее небо

Б) пришел неожидан

В) выполнил упражнение

2) Письменное задание. На доске записаны три словосочетания: изменить вид подчинительной связи на указанный и записать полученные словосочетания. Работаем самостоятельно.

А) бессонных ночей – согласование на управление: ночей без сна

Б) вдохновение автора – управление на согласование: авторское вдохновение

В) говорили с восторгом – говорили восторженно

6. Вспомним несколько орфограмм.

1) Какие виды приставок существуют в русском языке? (Неизменяемые, приставки на З – С , смысловые, правописание гласных в которых зависит от ударения.)

2) Назовите разновидности безударных гласных в корне слова.(Проверяемые/ непроверяемые/ чередующиеся).

1. В записанном ранее предложении подчеркните:

А) слова с чередующейся гласной (одной чертой);

Б) слова с приставкой на З-С (волнистой чертой).

А) заросли, блестящей;

Б) расступились, извивалась.

II. Самостоятельная работа: выполнить тест (всего 8 заданий, на работу отводится 10-12 минут).

1.Проверка осуществляется с использованием ИКТ. На доске – критерии оценки:

На экране демонстрируются правильные ответы.

Проанализируйте, какие задания вам не удались, над какими темами надо поработать:

1. Умение видеть корни с чередованием.

2. Умение видеть приставки на З-С.

3. Умение находить обособленные деепричастные обороты.

4. Запятая в ССП.

5. Запятая в СПП.

6. Замена словосочетания с одним видом связи на другое, синонимичное.

7. Видеть грамматическую основу.

8. Видеть количество основ в СП.

Ответы на задания В1 – В8 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1. Из данных ниже предложений выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

На море вдруг вырастали водяные стены,(1) блестящие стеклянным блеском. Тысячетонные обломки воды летели вкривь и вкось,(2) рушились на землю,(3) разбиваясь вдребезги,(4) распадаясь на миллионы брызг,(5) взвивавшихся высоко вверх.

В2. Из предложений к заданию В1 выпишите слова, правописание приставки в которых определяется правилом: «На конце приставки пишется –З, если после нее следует буква, обозначающая звонкий согласный».

В3.В приведенном в задании В1 предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые, служащие для обособления обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом.

В4.В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.

Она ушла,(1) безжалостно,(2) тонко поскрипела под окнами своими узенькими валенками,(3) и после ее ухода в комнате остался неспокойный,(4) смешанный запах мороза и свежести, заиндевевшего меха.

В5. Из предложения, в котором пронумерованы все запятые, выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Улыбаясь,(1) она откинула воротник от губ,(2)зубами стянула варежки,(3) на которые прилипли маленькие льдинки,(4) подышала на озябшие пальцы и внимательно огляделась.

В6. Замените словосочетание СПРОСИЛ С УСМЕШКОЙ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

В7. Выпишите грамматическую основу предложения.

Московский Кремль – величайший памятник нашей истории.

В8. Укажите количество грамматических основ в предложении к заданию В4.


источники:

http://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-pravopisaniie-orfoghrafiia-i-punktuatsiia-i-priezientatsiia-dlia-uroka

http://infourok.ru/otkritiy-urok-po-russkomu-yaziku-na-temu-povtorim-orfografiyu-i-punktuaciyu-v-ramkah-podgotovki-k-oge-klass-2481123.html