Конспект урока правописание отрицательных местоимений 6 класс

Урок русского языка ( 6 класс) «Отрицательные местоимения»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения, т.е. соответствует требованиям ФГОС: учащиеся максимально включены в процесс самостоятельного овладения новым знанием.

Чтобы учащиеся не теряли интерес, предусмотрена смена видов работ: фронтальный опрос, работа в парах, групповая работа, индивидуальная (тест), задание на само- и взаимопроверку.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka_6_kl_otritsatelnye_mestoimeniya.docx34.93 КБ
otritsatelnye_mestoimeniya.pptx1.85 МБ
rabochiy_list.docx22.38 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема «Отрицательные местоимения»

Предмет : русский язык.

— знать, как образуются отрицательные местоимения, как изменяются;

— уметь распознавать приставки не и ни в отрицательных местоимениях;

— правильно писать отрицательные местоимения с предлогами;

— продолжить развитие умения делать самостоятельные выводы, высказываться на грамматическую тему, формулировать свои суждения и высказывать их, учить критически мыслить, выделять главное;

— воспитывать культуру общения в паре, группе, уважение к чужому мнению

Оборудование урока: презентация, карточки для индивидуальных заданий, рабочие листы (карты путешествия).

Образовательная: формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений и навыка их правильного написания.

— Личностные УУД: умение извлекать информацию, содержащуюся в учебнике и применять полученные знания.

— Регулятивные УУД: определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя, планирование своего действия в соответствии с задачей.

— Коммуникативные УУД: соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Тип урока : изучение нового материала

Урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения, т.е. соответствует требованиям ФГОС: учащиеся максимально включены в процесс самостоятельного овладения новым знанием.

Чтобы учащиеся не теряли интерес, предусмотрена смена видов работ: фронтальный опрос, работа в парах, групповая работа, индивидуальная (тест), задание на само- и взаимопроверку.

Технология : проблемно-диалогическое обучение.

  • Предметные: умения находить различные формы отрицательных местоимений в тексте, правильно писать отрицательные местоимения с предлогами и без предлогов.
  • Личностные: уметь ориентироваться в справочном материале, проводить самооценку своей деятельности.
  • Метапредметные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней (Р); общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией (К), осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Применять методы информационного поиска.

1. Организационный этап

— Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Эпиграфом к нашему уроку будут слова известной вам песни.

Фрагмент песни «Ты да я…»

— О чём эта песня?

— Что можно делать вместе с другом?

— С друзьями можно путешествовать.

-Я предлагаю вам сегодня совершить увлекательнейшее путешествие по морю. На столах у каждого из вас есть карта путешествия. Запишите число (Пятнадцатое марта), Классная работа. Оставьте место для темы урока.

А чтобы наше путешествие началось, давайте запишем предложение для синтаксического разбора.

(Один учащийся работает у доски).

Мы отправляемся в морское путешествие! (Повеств., восклиц., простое, распр.)

Давайте дадим название нашему кораблю в соответствии с темой наших последних уроков.

-Назовите часть речи, которую мы изучаем?

— Что такое Местоимение?

Наш корабль «МЕСТОИМЕНИЯ» отправляется в плаванье.

2. Актуализация знаний

— Какие же знания пригодятся нам в путешествии?

Дайте характеристику местоимению МЫ из предложения.

Как образовано слово ПУТЕШЕСТВИЕ

— У нас на пути остров. А как он называется и кто на нём живёт, вы узнаете, выполнив задания в карте путешествия. (Фронтальная проверка)

1.Поставьте в начальную форму:

Со мной — _____, у тебя-_____, с ним -_____, о них-_____, у неё- _____, вами -_______.

2. Уберите лишнее: ( зачеркни) Объясни – ПОЧЕМУ?

А) кто?, чей?, собой, какой?

Б) что, сколько, с кем?, какие

В) кто-то, что-либо, какой-нибудь, с ними

3.Вставьте подходящие по смыслу местоимения:

А) Тебе нужно взять с __________учебник.

Б) Петя пригласил нас к ____________ в гости.

В) Мы часто говорим между ____________ о наших друзьях.

— Как же называется остров? Кто на нём живёт? (Остров — разряды местоимений)

3. Постановка цели и задач.

— Впереди бутылка с посланием. Сравните два предложения, ответьте на вопросы (НА ДОСКЕ).

В каком из этих предложений наличие жильца утверждается, а в каком отрицается?

В некотором царстве, в некотором государстве жил некто.

Ни в каком царстве, ни в каком государстве н…кто не жил.

— В каком из этих предложений наличие жильца утверждается, а в каком отрицается?

— Во втором предложении найдите местоимение, отрицающее наличие жильца.

— Попробуйте определить разряд данного местоимения, учитывая его значение.

Возможно ли определить тему урока?

— Запишите тему урока в рабочую тетрадь.

— Вы заметили, что в слове НИКТО пропущена гласная. Что вы вставите на месте пропуска? Знаем ли мы правило? Какова цель урока?

-Познакомиться с отрицательными местоимениями и правописанием этих местоимений.

— знать, как образуются отрицательные местоимения, как изменяются;

— уметь распознавать приставки не и ни в отрицательных местоимениях;

— правильно писать отрицательные местоимения с предлогами .

4. Изучение нового материала.

Прочитайте местоимения в левом столбике. Определите их разряд.

Какой – (н(е, и))какой

Кто? – никто (отсутствие лица)

Что? – ничто (отсутствие предмета)

Какой? – никакой (отсутствие признака)

Чей?– ничей (отсутствие лица)

Сколько? – нисколько (отсутствие количества)

— Образуйте от вопросительных местоимений отрицательные.

— Назовите отрицательные местоимения, которые выражают отсутствие какого-либо предмета.

— Назовите отрицательные местоимения, которые выражают отсутствие какого-либо признака.

— Назовите отрицательные местоимения, которые выражают отсутствие какого-либо числа?

— От каких местоимений образуются отрицательные?

Вывод: Отрицательные местоимения , как и относительные и неопределенные, образуются от вопросительных.

— Какие местоимения называются отрицательными?

— А теперь откроем учебники на стр. 79 и проверим себя. Что можно добавить?

— Какие дополнения вносит материал учебника? (Местоимения Н Е КОГО, Н Е ЧЕГО не имеют формы И. п)

Вывод: отрицательные местоимения изменяются по падежам, некоторые по родам и числам.

— Поставьте ударения в отрицательных местоимениях:

Ничего не ответил

— От чего зависит написание и произношение приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях? (От ударения)

— Какую закономерность вы заметили? Значит, в предложении

Ни в каком царстве, ни в каком государстве н…кто не жил нужно вставить И , т.к. на неё не падает ударение.

Откройте учебники на стр.80 орф№45

5. Первичное усвоение новых знаний

— Взволновали мы синее море. Разбудили царя морского. Не желает отпускать нас царь, пока не выполним задания.

(Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы, объясните графически, поставьте ударение.) – задания формулируют учащиеся.

Н..чего не знал, н..чем не освещены, н..кого винить, не боялись н..каких препятствий, н..чем удивить, слушать н..чего, н..кто не пришел, н..какой причины нет.

— Кто главный на корабле? Давайте вспомним весёлую песню про смелого капитана и немного отдохнём.

Капитан, капитан, улыбнитесь ( встать)
Ведь улыбка – это флаг корабля
(руки на пояс, поворот вправо-влево)
Капитан, капитан, подтянитесь
(руки вверх)
Только смелым покоряются моря.
(движения руками)

— Только благодаря слаженной работе членов команды корабль сможет преодолеть все преграды.

У нас впереди неизвестный риф. Чтобы его успешно миновать, нужно сравнить написание отрицательных местоимений с предлогом и без него.

— Скажите, а бросать камень в окно – это правильный выбор, хорошее дело?

— Куда вы бросали камушки? (В реку, море)…

А если все же камень попал в стекло, то что с ним произойдет? (Разобьется).

У отрицательных местоимений такой же секрет.

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: «Отрицательные местоимения. Правописание отрицательных местоимений»»

Урок русского языка в 6 классе.

Тема: «Отрицательные местоимения. Правописание отрицательных местоимений».

— дать понятие об отрицательных местоимениях, их склонении; познакомить с условиями выбора приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях, с правилом слитного и раздельного написания не и ни;

научиться образовывать отрицательные местоимения;

работать над правильной постановкой ударения в отрицательных местоимених;

отрабатывать слитное и раздельное написание приставок НЕ и НИ .

Знание способа образования и морфологических особенностей отрицательных местоимений; умения различать приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях, выбирать слитное и раздельное написание не и ни, обнаруживать и устранять речевые ошибки, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Научиться применять правило написания отрицательных местоимений.

Формирование навыков обобщения и систематизации теоретического материала.

«Девочка, никого не бойся. Всё в порядке, и никто от меня ничего не узнает», — сказал Тимур

— О чём предупреждает Тимур?

— Какое значение имеют местоимения?

— Так какова тема нашего урока? (Отрицательные местоимения)

— Какова цель нашего урока? (Говорят учащиеся, учитель дополняет)

Можно использовать опорные слова

2. Актуализация знаний

— Дайте определение части речи местоимение

— Назовите разряды местоимений и приведите примеры

— Какие местоимения вопросительные? Для чего они служат?

— Какие похожи на вопросительные? Для чего они служат?

3. Постановка учебной задачи

Какие задачи мы должны решить на уроке? Чему научиться? Чего добиваться? (Называют сами учащиеся). Учитель дополняет

4. Новый материал

Сравните предложения: (Проецируется на экране) 1.

В некотором царстве, в некотором государстве жил некто .

Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил.

– Объясните не и ни в подчеркнутых словах.

– В каком из этих предложений наличие жильца утверждается, а в каком – отрицается?

– Во втором предложении найдите местоимение, отрицающее наличие жильца. (Никто.)

5. Работа по учебнику. Упр. 403

– Итак, местоимения, выражающие отсутствие чего-либо, называются отрицательными.

— Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10 –

— Не поворачивая головы (голова прямо), с закрытыми глазами посмотреть направо на счет 1 – 4, затем налево на счет 1 – 4 и прямо на счет 1 – 6.

— Поднять глаза вверх на счет 1 – 4, опустить вниз на счет 1 – 4 и перевести взгляд прямо на счет 1 – 6. Повторить 4 –5 раз .

— Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25 – 30 см, на счет 1 – 4, потом перевести взор вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

— В среднем темпе проделать 3 – 4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на сет 1 – 6. Повторить 1 – 2 раза.

7. Работа с таблицей.

— От вопросительных местоимений образуйте относительные, неопределенные и отрицательные. Можно устно ( Проецируется на экране)

А отрицательные записать в тетрадь

— От каких местоимений образуются отрицательные?

— При помощи чего?

— Как пишутся приставки с отрицательными местоимениями?

— Когда пишется приставка НЕ и НИ?

8. Закрепление. Работа по карточкам ( у каждого на столе)

1. (Н. )что не убеждает лучше примера.

2. (Н. )чем хвалиться, если из рук всё валится.

3. (Н. )чего тому страшиться, который (н. ) не боится.

4. Кто дважды оглянется, тот (н. )чего (не) потеряет.

2 задание. Выборочный диктант (читает учитель) . Выписать орицательные местоимения.

1.Никто тне обратил внимания на Дубровского.

2. Марья Кириловна на отвечала ничего.

3. Маша не обратила никакого внимания на молодого француза.

4. «Ну, ребята, прощайте, — сказал Архип смущённой дворне, — мне здесь делать нечего»

5. Я рос, как дикое деревцо в поле; никто не окружал меня особенной заботливостью.

6. Маруся ни на что не жаловалась, только всё худела.

1. От каких местоимений образуются отрицательные местоимения и при помощи чего?

2. Как пишутся приставки НЕ и НИ?

3. А когда приставуки НЕ и НИ пишутся через дефис?

11. Рефлексия учащихся (методика неоконченных предложений)

(Листочки розданы до урока)
Я вспомнил, что.

12. Домашнее задание (на выбор)

1. Параграф 81, упр. 531 Упр. 468

2. Сочинить сказку про отрицательные местоимения или про приставки НЕ и НИ.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Грицай Светлана ДемьяновнаНаписать 1977 01.02.2019

Номер материала: ДБ-410390

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    31.01.2019 526
    31.01.2019 245
    31.01.2019 255
    31.01.2019 240
    30.01.2019 229
    30.01.2019 584
    06.01.2019 195
    31.10.2018 709

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школах Ростовской области осенние каникулы начнутся раньше срока

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

В России создали сообщество активных родителей

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок русского языка по теме «Отрицательные местоимения». 6-й класс

Класс: 6

Цели урока:

  • дать понятие отрицательных местоимений, выделить их лексико-грамматические признаки;
  • формировать умение слитного и раздельного написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях;
  • развивать мышление путём сопоставления различных написаний; воспитывать любовь к слову.
  • Оборудование урока: интерактивная доска или презентация с эффектами анимации, карточки для индивидуальных заданий, тестовый материал по теме.

    1. Индивидуальная работа.

    1) Индивидуальная работа у доски (выполняет один учащийся).

    — Объясните написание орфограммы:

    (Не) плохая погода, (не) сомненный успех, (не) продолжительный дождь, (не) спокойный, а тревожный взгляд, (не) был дома, (не) честный поступок, ему (не) здоровилось, (не)глубокий, но рыбный пруд, (не) дорогая, но красивая вещь, ничуть (не) интересная книга, вовсе (не) лёгкая ноша, (не) уклюжий медвежонок.

    — Сделайте вывод о написании НЕ с именами существительными, прилагательными, глаголами. (Работа проверяется классом, вывод оформляется в виде таблицы).

    НЕ с именами существительными, прилагательными, глаголами
    пишется слитнопишется раздельно
    1. Слово без НЕ не употребляется.1. Имеется противопоставление.
    2. Существительное или прилагательное с НЕ может быть заменено синонимом.2. Отрицание усилено словами далеко, вовсе, ничуть.
    3. С глаголами.

    2) Индивидуальная работа по карточкам (проверяется учителем).

    2. Синтаксическая пятиминутка.

    — Постройте схемы предложений (ЗП не расставлены):

    В конце весны выпадали совсем жаркие дни какие бывают только летом.

    Сколько времени прошло я не знаю.

    — Чем первое предложение отличается от второго?

    — С помощью чего придаточные предложения присоединяются к главным?

    — Перестройте предложения так, чтобы относительные местоимения стали вопросительными.

    1. Повторение изученного о местоимении.

    1) — Какую часть речи мы называем местоимением? Какую роль она выполняет?

    Я о себе такого мненья:
    Огромна роль местоименья!
    Я делу отдаюсь сполна,
    Я заменяю имена.

    – Какие разряды местоимений вы знаете?

    2) Игра “Третий лишний”.

    — Найдите лишнее местоимение, объясните свой выбор.

    2. Объяснение нового материала.

    1) Лингвистический эксперимент.

    — Сравните два предложения, ответьте на вопросы.

    1. В некотором царстве, в некотором государстве жил некто.
    1. Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил.

    — В каком из этих предложений наличие жильца утверждается, а в каком отрицается?

    — Во втором предложении найдите местоимение, отрицающее наличие жильца.

    — Дайте определение отрицательных местоимений.

    2) Запись темы урока в тетради. Определение основных целей урока.

    3) Склонение отрицательных местоимений.

    — Просклоняйте отрицательные местоимения НИКТО, НИЧТО, обратите внимание на написание НИ в предложном падеже.

    Вывод: отрицательные местоимения склоняются так же, как и вопросительные.

    4) Образование отрицательных местоимений. Работа с таблицей.

    Вывод: Отрицательные местоимения, как и относительные и неопределенные, образуются от вопросительных.

    3. Тренировочные упражнения.

    1) Выборочный диктант.

    — Из предложений выпишите словосочетания с отрицательными местоимениями в два столбика, графически обозначьте приставку и частицу НИ.

    Цель: формирование умения видеть отрицательные местоимения в предложении, уметь правильно писать отрицательные местоимения.

    • Пустые речи и слушать нечего.
    • Худо тому, кто не делает добра никому.
    • Упрямого ничем не убедишь.
    • Не презирай совета ничьего, а прежде выслушай его.
    • Худого человека ничем не уважишь.
    • Кому работа служит, тот ни о чём не тужит.
    • Кто ни в чём не виноват, того и обвинять не в чем.

    Проверка с объяснением (отметка заносится в “Лист учёта знаний”).

    Вывод: отрицательные местоимения пишутся в одно слово (без предлога) и в три слова (с предлогом).

    2) Подведение промежуточных итогов. Блиц-опрос.

    — Какие местоимения называются отрицательными?

    — От каких местоимений образуются отрицательные местоимения?

    — С помощью каких приставок образуются отрицательные местоимения?

    — В каком случае в отрицательных местоимениях пишется приставка НЕ — ?

    — В каком случае местоимения с НЕ и НИ пишутся раздельно?

    Отметка заносится в “Лист учёта знаний”.

    3) Работа с текстом.

    — Прочитайте стихотворение И. Михайловой “Про Ничего”, ответьте на вопросы.

    Цель: формирование умения находить различные формы отрицательных местоимений в тексте, определять их роль в тексте; правильно писать отрицательные местоимения с предлогами и без.

    Про Ничего.
    Жило-было Ничего,
    Не умело ничего,
    Не хотело ничего.
    Взад-вперёд оно ходило
    И ни с кем не говорило,
    Никого не замечало.
    Лучше всех себя считало.
    А про это Ничего
    И сказать-то НЕ-ЧЕ-ГО!

    • Каков смысл шуточного стихотворения И.Михайловой?
    • Местоимения какого разряда играют в нём ключевую роль?
    • Найдите формы одного и того же местоимения.
    • Какие орфограммы отрицательных местоимений можно повторить на материале стихотворения?
    • Какова синтаксическая роль Ничего в 1 предложении?
    • Какая приставка используется в отрицательных местоимениях при отрицательных сказуемых?

    4) Творческий диктант.

    — Подберите к данным глаголам отрицательные местоимения, графически обозначьте орфограмму.

    Цель: формирование умения лексической сочетаемости глаголов и отрицательных местоимений, правильного написания отрицательных местоимений с предлогами и без них, развитие речи учащихся.

    Не спрашивал ( ), не сомневался ( ), не создавал ( ), не советовал ( ), не догадался ( ), рассчитывать ( ), торопить ( ), не радовался ( ), встречаться было ( ), слушать было ( ), разговаривать было ( ).

    Самопроверка с демонстрацией (отметка заносится в “Лист учёта знаний”).

    5) Орфографическая работа.

    Цель: формирование умения самостоятельного применения изученного материала на практике.

    Петя решил до самого города (не, ни) (за) что (не) покидать своего поста. Весь вид отца говорил: (не, ни) чего (не) произошло, (не, ни) (о) чём (не) надо спрашивать, а надо сидеть на своём месте как (не, ни) (в) чём (не) бывало и ехать. (Не, ни) (о) каком знакомстве (не, ни) чего было и думать. (Не, ни) кто ему на это (не, ни) чего (не) ответил. В поисках слов нельзя (пре, при) небрегать (не, ни) чем. Я (не) буду спорить (не, ни) (с) кем из вас.

    Взаимопроверка (отметка заносится в “Лист учёта знаний”).

    4. Домашнее задание.

      Прочитать параграф 74, составить рассказ по теме “Отрицательные местоимения”.
    1. Письменно выполнить упражнение 425 или 429 (на выбор), обозначив условия слитного и раздельного написания.

    5. Контроль знаний.

    Самопроверка (отметка заносится в “Лист учёта знаний”).


    источники:

    http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-v-klasse-na-temu-otricatelnie-mestoimeniya-pravopisanie-otricatelnih-mestoimeniy-3555593.html

    http://urok.1sept.ru/articles/625153