Конспект урока правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа

Методическая разработка урока по русскому языку на тему: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

УМК «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_pravopisanie_bezudarnyh_padezhnyh_okonchaniy_imyon_sushchestvitelnyh_edinstvennogo_chisla.docx94.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

УМК «Школа России»

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа.

  • формирование способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.
  • развивать навык правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе;
  • устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки;
  • анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова;
  • систематизировать знания о грамматических признаках имен существительных;
  • закрепить теоретические знания по теме «Склонение имён существительных»;
  • развивать умение обосновывать выбор гласных в окончании существительных;
  • развивать и обогащать устную и письменную речь учащихся;
  • создать условия для воспитания трудолюбия, усидчивости;
  • воспитывать культуру речи.

— Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте их поприветствуем.

— Откройте тетради и запишите дату и слова «Классная работа».

  1. Актуализация опорных знаний.

— Прежде чем узнать тему нашего сегодняшнего урока, ответим на вопросы:

  1. Какая часть речи называется именем существительным? (имя существительное — это часть речи, которая обозначает предметы, вещи, события, явления и отвечает на вопрос кто? что?)
  2. Как изменяется имя существительное? (по числам и падежам).
  3. Сколько падежей в русском языке? Назовите их с вопросами. (6, именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, винительный).
  1. Как называется изменение существительных по падежам? (склонением).
  2. Сколько склонений имеют имена существительные? (3 склонения)
  3. Какие существительные относятся к 1 склонению? 2? 3? Приведите примеры.

  1. Как определить склонение имен существительных? (нужно поставить имя существительное в начальную форму – И.п. ед. ч. По роду и окончанию определить склонение).

— Вы догадались, о какой части речи будем говорить на уроке? (об имени существительном).

ΙΙΙ. Постановка учебной цели, определение темы урока.

На слайде появляются две группы слов: Слайд 3.

ИЗ ЗЕМЛ__ ИЗ ИЗБУШК__

ПО ВОД___ ПО КОМНАТ___

НА СТЕН__ НА УЛИЦ___

— Прочитайте слова в столбиках. Какое задание нужно выполнить?

– Как вы думаете, в словах какого столбика могут возникнуть затруднения при определении окончаний.? (в словах второго столбика).

— Что вы знаете об окончаниях существительные одного и того же склонения в одном и том же падеже? (Одинаковые, ударные и безударные)

— Какое окончание вызывает трудность при написании? (Безударное).

— При изменении существительных по падежам трудность вызывает правописание безударных окончаний.

— Сегодня на уроке мы узнаем, как правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе.

IV. Работа над новым материалом.

— Откройте учебник на странице 102.

— Прочитайте название темы нашего сегодняшнего урока. Слайд 4.

— Тема нашего урока «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа».

Конспект урока русского языка «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

муниципального образования – городской округ город Скопин Рязанской области

391803, Рязанская область, г. Скопин, ул. К . Маркса , д .90 т . 2-01-49

Конспект урока русского языка

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.

Подготовила учитель начальных классов

— систематизировать, обобщать и закрепить знания о склонениях имен существительных, о правописании безударных падежных окончаний имен существительных 1,2, 3 склонения, уметь применять знания на практике;

— совершенствовать орфографическую зоркость.

-развивать кругозор, творческую мыслительную деятельность;

-расширять словарный запас детей;

-развивать грамотную правильную речь, память, мышление (умение анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы).

— воспитывать любовь к природе, доброе отношение к ней;

— воспитывать чувство взаимовыручки и поддержки.

Предметные: иметь знания о склонениях имен существительных, о правописании безударных падежных окончаний имен существительных 1,2, 3 склонения, уметь применять их на практике.

Метапредметные: развивать логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость, воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, коммуникативности.

Личностные УУД : уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД : уметь определять и формулировать цели урока с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД : уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

Познавательные УУД : уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: карточки для групповой работы , корточки для разноуровневой работы, ПК учителя, проектор; слайдовая презентация к уроку,интерактивная доска.

Тип урока: закрепление знаний.

— Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Улыбнитесь друг другу.

Снежинка, зима, снег, декабрь, прорубь, метель.

Назовите опасные места в словах.

Назовите слово, в котором все звуки мягкие, звонкие; слова, в которых букв больше, чем звуков.

Найдите однокоренные слова. Подберите слова с тем же корнем .(Запись)

Какой общей темой объединены эти слова? (_Зима)

А вы любите это время года? За что?

Как назвать слова одним словом? (сущ.) Что мы знаем об имени сущ?

Назовите постоянные морфологические признаки (склонение, род)

Непостоянные морфологические признаки (число, падеж)

Какие сущ. относятся к 1скл., ко 2 скл., к 3 скл.?

Распределите слова по типу склонений.

3. Самоопределение к учебной деятельности.

На доске записано стихотворение Б.Заходера:

В лесочк…, над речк..й,

Но есть огорчения

В жизн… собачьей.

Прочтите эти строки, проанализируйте орфограммы.

4. Формулирование темы и целей урока . СЛАЙД

— Все согласны с темой сегодняшнего урока?

Чем будем заниматься?

Сформулируйте цели урока.

Тема: “Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа

Как правильно писать безударные окончания существительных в ед. числе?

(действовать по алгоритму) Вспомнить алгоритм.

СЛАЙД. Кто позабыл алгоритм. Вспомните еще раз.

Письмо с комментированием слов из стихотворения.

Игра «Найди свою пару»

Азбука – к мудрост .

Своя земля тен . боится

Делу время, ступенька

Трус своей и в горст . мила

— Каждая пословица поделена на 2 части. Составьте предложения, запишите их, вставляя пропущенные буквы.

Записать 2 пословицы.

(Самостоятельная работа учащихся в парах.)

Отвечают: 1 – зачитывает пословицу, другой — окончание и грамматические признаки

Азбука – к мудрост и (Д.п.,3 скл.) ступенька.

Своя земля и в горст и (П.п.,3 скл.) мила.

Делу время, потех е (Д.п.,1 скл.) час.

Трус своей тен и (Р.п.,3 скл.) боится.

Кто выполнил правильно, ставит! Кто допустил 1 ошибку, ставит знак +, кто допустил 2 ошибки, ставит знак -.

Удалось ли выполнить задание полностью? Что помешало?

Поработаем по группам. Помните правила дружной работы. В каждой группе выберете лидера.

К черёмух., у ежих., на медал., в пол., по площад., по травинк., возле речк., в реке, на тополе, от радости.,

— Какую орфографическую задачу вы решали?

— Найдите слова, которые имеют окончание – Е (к черемухе, в поле. по травинке, в реке, на тополе)

— Найдите слова, которые имеют окончание – И (у ежихи, по площади, возле речки, на медали, от радости)

— А есть здесь лишнее слово? ( В РЕКЕ )

-Почему вы так считаете?

Сделайте вывод, можно ли допустить ошибку в окончании таких слов, как В РЕКЕ.

— Оцените свои знания. Если вы были правы в выборе буквы, поставьте « +» ВЫ МОЛОДЦЫ!

3. Работа с деформированным текстом.

Вы верите в чудеса? Закройте глаза. Где с вами очутились?

Давайте полюбуемся картиной зимнего

леса, составим предложения из слов.

опушились, иней, деревья, блестящим

лес, в, убор, красив, зимнем

(Письмо с комментированием)

Красив лес в зимнем убор е ! (П.т.,2 скл.)

От елки к елке прыгают пушистые белочки.

Разобрать предложение по частям речи и по членам предложения.

Морфологический разбор слова к елке

-Каждый для себя выберите то задание, с каким вы справитесь.

1 уровень самый легкий, т.к. окончание имени существительного записано, нужно определив тип склонения и падеж доказать правописание данного окончания.

По аллее, с собачкой, на дороге, на поверхности, у мыши, о герое, для деревни, возле речки, к стройке.

2 уровень – с ложнее, т.к. необходимо самостоятельно вставить безударное падежное окончание , указать падеж.

О храброст…, на ладон…, в город…., по площадк…, от двер…, на озер…, к кормушк…, из библиотек….

3 уровень – самый сложный (носит творческий характер), т.к. требуется самостоятельно подобрать существительное с безударным падежным окончанием, верно его вписать и доказать правописание.

Рассказ о __________________.

Сидит на __________________.

Сок из _____________________.

Гулял в ____________________.

Попробуйте оценить свои знания по этой теме. Поставьте себе отметку.

Наш урок подходит к концу.

Подведем итог урока.

Какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

Все ли цели мы достигли?

7. Домашнее задание.

Упр.241, дополнить текст 2 предложениями о красоте зимнего леса.

Я сегодня на уроке учился____________

Я работал с _____________настроением.

Я испытывал затруднения, когда _________________ .

Конспект урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа»

Цель: развивать навыки правописания безударных падежных окончаний имён существительных.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа»»

Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

Цель: : развивать навыки правописания безударных падежных окончаний имён существительных.

Задачи: 1Развивать логику мышления в работе по алгоритму «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных».

2.Развивать орфографическую зоркость.

3.Продолжить работу по обогащению словарного запаса детей.

4.Развивать умение пользоваться справочной литературой.(Фразеологическим словарём).

5.Воспитывать умение работать в группе, навыков работы в паре.

6.Воспитывать общечеловеческие качества: уважение, терпение, наблюдение.

Оборудование: Карточки для работы в группах, для индивидуальной работы в парах, учебник, ноутбук, проектор, колонки, компьютерная презентация.

Мотивирование учащихся (2 мин.)

Цель: создание эмоционального фона урока

Здравствуйте! – скажем руками. (Рядом стоящие дети обмениваются рукопожатиями)

Здравствуйте! – скажем глазами. (Здороваются мимикой)

Здравствуйте! – скажем ртом:

Станет радостней кругом. (Все улыбаются)

— Ребята, сегодня у нас гости. Повернитесь к ним лицом. Посмотрите, какие они доброжелательные. Давайте улыбнёмся и мысленно пожелаем всем отдохнуть на нашем уроке.

Бывают чувства у людей?

У рыбок, птичек и зверей?

Влияет без сомненья

На всех нас настроение.

— Садитесь на места, начинаем наш урок.

2. Актуализация знаний учащихся.

– С какой частью речи работали на последних уроках?

– Что такое имя существительное?

– Назовите постоянные признаки имён существительных.

– Как могут изменяться имена существительные?

– Определите все признаки имени существительного: и постоянные, и непостоянные.

без кисти ж.р., 3 скл., Р.п., ед.ч.

по каплям ж.р., 1 скл., Д.п., мн.ч.

с неба ср.р., 2 скл., Р.п., ед.ч.

о речке ж.р., 1скл., П.п., ед.ч.

на колос м.р., 2 скл., В.п., ед.ч.

над лесами м.р., 2 скл., Тв.п., мн.ч.

с мышью ж.р., 3 скл., Тв.п., ед.ч.

Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала.

Открыли тетради! Записываем: число, классная работа. (Орфографическое проговаривание учеником).

[рибата бэгают па спартивнай плащатки и бут мачикам па дащатай стэнки]

– Что записано на доске? Что такое транскрипция?

– Какая орфограмма встретилась чаще всего?

Комментированное письмо по 1 слову с места.

Цель: создать условия для возникновения у учащихся понимания недостаточности знаний и стремление их получить.

Ребята бегают по спортивной площадке и бьют мячиком по дощатой стенке .

(самооценивание в листах самооценки)

3.Определение темы. Постановка цели урока.

– Какая орфограмма встретилась чаще всего в записанном предложении? Как вы думаете

какая тема сегодняшнего урока?

– Какую цель и задачи поставим перед собой?

Тема: Безударные окончания имён существительных.

Цель: научиться правильно писать безударные окончания имён существительных. Задачи: Поупражняться в правописании безударных окончаний имён существительных.

Знать алгоритм правильного написания безударного окончания существительного.

Упражняться в определении склонения и падежа имён существительных.

– Как определить безударное падежное окончание имени существительного?

Давайте повторим это правило по алгоритму, с которым вы уже знакомы. Подумайте, с чего начать и что главное будет в вашем алгоритме.

1) а) Определяем склонение существительного;

б) Определяем падеж существительного;

в) Выбираем соответствующее окончание.

2) а) Определяем склонение существительного;

б) Определяем падеж существительного;

в) вспоминаю ударное окончание слова-помощника, пишу его.

-О каких словах-помощниках идёт речь?

(оценивание себя по этой работе в листе самооценки)

Работа в группах.

Сегодня мы работаем в группах. Соблюдайте правила дружной работы, уважайте друг друга

Каждая группа получает карточку с инструкцией. Работа в группах.

Задание для 1группы.

Гореть на работе Волк в овечьей шкуре На седьмом небе

Мороз по коже Клевать носом Буря в стакане воды

Объясните их лексические значения (можно пользоваться словарем).

Найдите имена существительные с безударными падежными окончаниями.

Докажите правильность ответа.

Задание для 2 группы.

Гореть на работ.. Волк в овечьей шкур.. На седьмом неб..

Мороз по кож.. Клевать нос..м Буря в стакан.. воды

Определите у данных существительных род, падеж, число.

Подумайте, почему разные окончания?

Докажите правильность ответа.

Задание для 3 группы.

Соедини слова левого столбика с фразеологизмами правого столбика

Мало Стоять поперек дорог(…)

Не давать свободы Капля в мор(…)

Мешать гладить по головк(. )

Хвалить Держать на привяз(…)

Вставьте пропущенные окончания. Докажи правильность ответа, указав склонение, падеж.

Проверка 3-й группы на слайде

Письмо по памяти:

-Переверните карточку. Запишите любые два фразеологизма на память.

-Проверьте себя. (самооценивание в листе самооценки)

ОЦЕНИВАНИЕ работы группы. (1 учащийся от группы)

6. Физминутка ( музыкальная: танцы «Стирка» и «Слонёнок»)

Гордился Родин. сидел на берёз., салат из морков., вышел из чащ., приехал к бабушк.

Заметка о молодёж., добавить сол., построиться на площад., лежать в кроват , подойти к двер..

Стояли у тропинк. подошел к проруб. кружились в воздух. прыгал по полянк.

2.Проверка УСТНО по цепочке. Сигналы карточками «+», «-«.

3. Встаньте те , кто допустил одну ошибку. Две ошибки. Без ошибок.

(самооценивание в листах и на полях тетради)

– Вернёмся к тем задачам, которые мы поставили перед собой в первой половине урока. Как вы считаете, мы справились с этими задачами или нет?

Игра «Получи пять»

Учащиеся записывают верные падежные окончания имен существительных по три в строчку.

Дать по шапке. Как в аптеке. Как в сказке.

Мороз по коже. Без памяти. Держать на привязи.

Держать в черном теле. Ходить по струнке. Гладить по головке.

Танцевать от печки. Стать поперек дороги. Гореть на работе.

Быть на седьмом небе. Семь пятниц на неделе. На дороге не валяется.

-Соедини непрерывной ломаной линией окончания «е».

-Если у вас получилась «5», то вы молодцы! Если «5» не получилась -будем учиться на протяжении следующих уроков. (самооценивание по шкале, в листе самооценки)

– Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на слайде Запишите в свою тетрадь подходящие утверждения:

1. Я переливал из пустого в порожнее.

2. Я устал и вышел из себя.

3. Я работал, не покладая рук.

4. Я устал, но взял себя в руки.

5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.

– Зачитайте. Объясните. (НЕСКОЛЬКО учеников)

– Вспомните урок, своё место в нём. Оцените знания, умения, которые вы получили на уроке, и прикрепите свою фишку на тот уровень, которого вы достигли. ( на доске магнитами)

«я пока затрудняюсь в выборе окончания»

«я хорошо понял, но нужна ещё тренировка»


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-pravopisanie-bezudarnyh-padezhnyh-okonchanij-imen-sushestvitelnyh-v-edinstvennom-chisle-4518637.html

http://kopilkaurokov.ru/russkiyyazik/uroki/konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh-iedinstviennogho-chisla