Конспект урока правописание парных согласных в корне

Конспект урока «Правописание парных согласных в корне слова»

Конспект урока -путешествия включает в себя игровые упражнения на правописание слов с парными согласными в корне слова, на развитие орфографической зоркости, памяти, мышления

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Правописание парных согласных в корне слова»»

ТЕМА: правописание парных звонких и глухих согласных звуков в корне слова.

Вид: урок-путешествие по океану орфографических знаний

-Формировать умение подбирать проверочные слова, сравнивать искомую букву в проверочном и в проверяемом словах;

-Развивать орфографическую зоркость, память, внимание;

-Воспитывать аккуратность при письме, прививать интерес к уроку.

-. Сегодня наш урок русского языка будет уроком-путешествием по океану орфографических знаний.(звучит грамзапись: шум воды) Оправляемся на корабле.

I Организационный момент

Долгожданный дан звонок!
Нам пора начать урок.

Всё готово, всё в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки.
Все здесь правильно сидят.
Все внимательно глядят.

Давайте улыбнемся и скажем друг другу добрые слова.

Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы подарим друг другу здоровье, радость, хорошее настроение.

Очень важно, чтобы каждый наш урок начинался с положительных эмоций и хорошего настроения. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними.

Наш урок я хочу начать с одной пословицы. На Востоке говорят:

Вселенная освещается солнцем, а человек – знанием.

— А какие знания мы получаем на уроках русского языка?

И сегодня нас ждет новое интересное путешествие по орфографическому царству.

Ребята,чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной:

Я буду стараться,

У меня всё получится.

Вы будете самостоятельно оценивать все задания при помощи сигнальных карточек.

2. Актуализация комплекса знаний и способов деятельности.

Цель: подготовить мышление учащихся к учебной деятельности по шагам и организовать фиксирование индивидуальных затруднений.

II. Актуализация знаний.

Определение темы урока.

Узнать тему урока вам поможет следующее задание.

Пословица: Терпение и тру… все перетру... слайд

— Объясните смысл пословицы.(ответы учащихся).Догадайтесь, какие буквы мы будем писать: в пословице они обозначают один и тот же звук.(буквы д и т ).

Дайте характеристику звуку <т >.

— Все ли парные согласные мы назвали?

III.На острове парных согласных «Путаница». Слайд

Назовите недостающие пары и запишите их парами.. (б/п,в/ф,г/к,д/т, ж/ш, з/с)

-Запишите слова на буквы –Д_и -Т-

-Подготовка детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.

— Остановка в городе Слов.

V. Усвоение новых знаний и способов действий

Постановка проблемы и открытие новых знаний

Назовите выделенные буквы. Скажите, какие звуки они обозначают?

— Как вы думаете, какое слово лишнее? Почему?

(лишнее слово улыбка – парная согласная в середине слова, в остальных словах – парная согласная на конце)

2.- Уточните тему урока (Правописание слов с парными согласными в корне

Сделайте вывод? Какова тема урока? (Правописание слов парными согласными.

Чтобы наш урок был успешен, мы должны поставить определенные цели.

– Каких целей мы должны достичь на уроке?

– Что мы не знаем?

– Вспоминаем то, что важно для урока, открываем новые знания, применяем новые знания.

Ответы детей. (Я научусь. Я сумею. Я узнаю.)

— Я тоже поставила перед собой цель, но озвучу её в конце урока.

— Жители этого города предлагают провести орфографическую минутку.

(Указка, страна, берёза, флаг, пальто, озеро.)

Берег, медведь, указка, страна, берёза, друг, пальто, озеро, сладкий (Работа у доски)

-Разделите слова на группы. (1-слова с проверяемой безударной гласной, 2 – с парной согласной, 3 — слова с непроверяемой безударной гласной).(карточки)

— Где находятся парные согласные? (В корне, на конце слова.)

— Все ли написали правильно эти слова?

-Как вы считаете, почему мы допустили ошибки или сомневались в написании этих букв? (написания слов с парной согласной в корне, на конце слова).(карточки)

Представьте себе большое орфографическое царство. Оно принадлежит двум сестрам-орфограммам –согласным буквам.

— Вспомните, они следили, чтобы на конце и в середине писалась нужная буква.

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: построить проект выхода из затруднений.

— Что общего в первом столбике? Подчеркните парные согласные буквы? Где они находятся? Что общего у слов первого столбика? — Как назовём эту эта орфограмму? (парная согласная в конце слова).

-Что общего во втором столбике? Подчеркните парные согласные буквы? Где они находятся? Что общего у слов второго столбика? (При произношении слышим глухой согласный звук, а пишем звонкий.)

-Запишите рядом проверочные слова.

Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока.

4.-Исходя из этой проблемы, попробуйте сформулировать тему нашего урока.

-Чему мы будем учиться?

_ (Правописание слов с парной согласной в корне, на конце слова).

Какие цели поставите перед собой?

-(научиться узнавать слова с парной согласной в корне, на конце слова;

-правильно писать слова с парной согласной в корне, на конце слова;

— подбирать проверочные слова).

— В течение урока мы ответим на вопросы: Слайд

Где надо проверять?

5.Работа в паре. Взаимопроверка.

— Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу по орфографическому словарю. Оцените её при помощи знаков.

«!» -Молодец, ты всё написал правильно.

«+» Хорошо, но ещё немного ошибаешься.

«-» Тебе нужна помощь.

Зачем нужно изучать парные звонкие и глухие согласные? (Чтобы правильно писать, быть грамотным.)

— Новая ли для нас эта тема? (Нет)

— Что нам надо делать, чтобы не ошибиться в правописании слов с такой орфограммой? (Подобрать проверочное слово)

— Какой главный вопрос урока?

-Как проверить парную звонкую и глухую согласную на конце и в корне слова?

Упражняться в написании…(слов с парной согласной)

Ты, дружок, их проверяй –

Рядом гласный подставляй!

Хором еще раз повторим все парные согласные (Слайд )

— С какой целью мы запоминаем парные согласные? (парные согласные на конце слова оглушаются, их надо проверять)

-Вспомним алгоритм проверки парной согласной.

Определить парную согласную

Подобрать проверочное слово

— Прочитайте правило в учебнике 112

— Остановка в городе – Помогай-ка, здесь живут проверочные слова.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: организовать усвоение детьми новых знаний при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи..

— Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Помогай-ка, здесь живут проверочные слова.

— Жители этого города предлагают нам поупражняться в подборе проверочных слов.-

1)-Запишите слова подберите к ним проверочные , обозначьте орфограммы.

Зу.ки, ло.ка, ска.ка, подружка

-Разберите слова по составу.

Музыкальная физкультминутка «Приглашаем всех»

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (алгоритму).

Цель: организовать самопроверку по эталону.

— А сейчас жители этого города предлагают поработать самостоятельно. Будем работать в группах. Ваша задача вставить нужную букву, подбирая проверочное слово (приложение №1).

Проверка (зачитывает каждая группа с проговариванием цели задания).

VIII.Контроль знаний и способов действий

Цель: научить использовать новые знания в системе изученных ранее знаний.

Сильные учащиеся : исправить ошибки.

Житкая каша, гипкий прут, слаткие пирожки, кребкие орешки, лёгкие сапожки. блиский друк .

слабые учащиеся: работа в печатной тетради: №20 стр.22 (Вставить пропущенные буквы)

— Какие буквы пропущены в этих словах? (Парные согласные.)

— Где находится парная согласная? (В середине слова.)

— Что вы делали, чтобы правильно написать парную согласную в середине слова? Каким должно быть проверочное слово? (надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)

1.На острове «Доскажи словечко»

Слова записываются в два столбика: в первый столбик – парный согласный звук в конце слова, во второй – в середине слова.

-На коньках я мчусь вперед, под ногами крепкий …(лед)

-У лисички Любки остренькие …(зубки)

-Закрывают детки глазки, детям сниться будут …(сказки)

-Дружно мы возьмем лопатки, хорошо вскопаем …(грядки)

Хором проговариваем слова.

Устный опрос. – какие слова подбирали для правильного написания слов?

У. Из слов, находящихся под одной цифрой, составьте новое, используя для этого их первые слоги: Забор, гадкий, камера;

Кролик, ватрушка, каша;

Русалка, башмак, канат;

Пояс, годность, какаду;

У. Составленные слова напишите, подберите к ним проверочные. Обозначьте орфограммы.

3. Комментированное письмо.

Резкий ветер перебирает верхушки деревьев. По листьям шуршит дождь. Разберите предложение по членам предложения. Обозначьте орфограммы.

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие (грамзапись: шум воды). Корабль приплыл к нашему порту – классу.

-Понравилось путешествие? Какой остров больше понравился? (ответы учащихся)

-Какое правило нам помогло показать свои знания на этих островах?

Д . Мы сегодня работали над правописанием слов с парными согласными. Чтобы проверить написание слов с парными согласными, которые находятся перед другими согласными, надо подобрать проверочное слово, в котором после парного согласного следует гласный

С. 114 -115 упр.11, повторить правила, сл./слово «календарь»

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание парных согласных в корне слова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Конспект урока русского языка разработан по программе «Школа России» Канакиной.Тип урока- закрепление знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_pravopisanie_korney_s_parnymi_soglasnymi.docx48.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в

Планируемые образовательные результаты :

предметные: обобщить ЗУН о проверки слов с парными согласными в корне слова; совершенствовать умения распознавать и обнаруживать орфограммы слабых позиций и проверять их; научить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами;

метапредметные: развивать умение анализировать, обобщать, формулировать вывод, систематизировать учебный материал; обогащать словарный запас учащихся, развивать речь; находить способы решения проблем творческого и поискового характера; развивать умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результатов;

личностные: воспитывать навыки сотрудничества, уважения к иному мнению, развитие самостоятельности и личной ответственности, навыки самопроверки, взаимопроверки.

Методы и формы обучения: словесный, наглядный практический; фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы: Русский язык 3 класс. Поурочные разработки по русскому языку к УМК «Школа России», Москва, «Вако», 2013.

Тип урока: урок – обобщение знаний

Оборудование: проектор, ПК, сигнальные карточки, смайлики.

— Добрый день! А он обязательно станет для вас хорошим и добрым, если мы подарим свои тёплые улыбки друг другу и нашим гостям. (Слайд)

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Все ли на месте?

Все ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Все, что надо, – под рукой!

— Что такое звук? (Звук мы слышим и произносим)

— Что такое буква? (Букву мы видим и пишем)

— Какие парные согласные по глухости – звонкости ты знаешь?

[ б ], [ б ‘], [ в ], [ в ‘ ], [ г ], [ г’ ], [ д ], [ д’ ], [ з ], [ з’ ], [ ж ], [ ж ‘ ],

[ п ], [ п ‘ ], [ ф ], [ ф ‘ ], [ к ], [ к’ ], [ т ], [ т ], [с], [ c’ ], [ ш ].

— Повторим написание букв, обозначающих парные звуки. (Слайд)

(Запиши строчными буквами эти пары).

— Когда парный согласный звук нуждается в проверке? (Когда он стоит на конце слова или перед согласным в корне, т. е. в середине слова)

— Какие способы проверки парных согласных в корне слова ты знаешь? (Путём изменения формы слова, подбором родственного слова так, чтобы после парного согласного стоял гласный звук или звуки)

[ н ], [ м ], [ л ], [ р ], [ в ].

— Как ты думаешь, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными) (Слайд)

— Мы будем работать по алгоритму написания парных согласных в корне слова:

2. Находим парный согласный.

3. Рассуждаем, вспоминаем правило.

4. Подбираем проверочное слово.

— А поэтому мы будем

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

— О каком времени года идёт речь?

— Все мы уже с нетерпением ждём зимы, поэтому все наши задания будут связаны с этим прекрасным временем года.

Записать слова в два столбика по частям речи.

сне. кре..кий, лё..кий, моро. гла..кий, лё. сколь..кий, сугро.

— На какую орфограмму записаны слова?

— По какому признаку разделили слова в группы? (Существительные, прилагательные; парный согласный на конце слова и в середине)

— Как проверяли слова I группы? (Путём изменения формы слова)

— Как проверяли слова II группы? (Путём подбора родственных слов)

— Какое правило вспомнили? (Слайд)

— Приготовь сигнальные карточки. Покажи нужную букву:

ледни к шу б ка овра г ша п ка

варе ж ка сала з ки заморо з ки пры ж ки

клю ш ка ло в кий прору б ь мя г кий

— Каким правилом пользовалась при обозначении буквой парного по звонкости — глухости? ( правило)

Выполнить разбор слова заморозки 2

— Где растёт морковь? (На грядках.)

— Буквы пишут где? (В тетрадках.)

— Чистим что мы? ( Зубки.)

— Одеваем в холод ( Шубки.)

— Любим все (Коньки, салазки.)

— А читаем часто ( Сказки.)

— Звук согласный проверяй, ( Рядом гласный подставляй )

— Грядка. Нет чего? ( Нет грядок.)

— А тетрадка? (Нет тетрадок.)

— Зубки! Изменили — ( Зубы.)

— Шубки. Проверяем (Шубы.)

— Ждём (Снежинок и салазок.)

— И побольше чудных ( Сказок).

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме. ( Ловят снежинки)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги. ( Поочерёдно руками в воздухе)

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги. ( Ходьба на месте)

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик. ( Прыжки на месте.)

Ну, а мы идем, идем

И к себе приходим в дом. ( Сесть за парты.)

  1. Самостоятельная работа. (Слайд)

— А сейчас у нас очень серьёзная работа, где ты должна показать все свои знания и умения. Ты должна выполнить задания на выбор.

Карточка № 2: А – задание лёгкое, на знание и применение

В — задание где надо больше подумать;

С – творческое задание, где надо составить

текст с изучаемыми орфограммами.

— Все задания у тебя на карточке № 2.

( Выполнение работы. Самопроверка.) (Слайд)

— Прочитай составленный текст.

— Я хочу попросить тебя помочь мне. Один неграмотный мальчик писал диктант и допустил много ошибок. Исправьте их.

Ночью ударил сильный морос. Он сковал летком реки. Подул реский ветер. Холодно стало дупкам и берёскам.

— Какие ошибки ты исправила?

— Как объяснить их? (Слайд)

— Как проработать ошибку на парную согласную?

— Записать слово, подобрать проверочное; на это правило записать ещё 2 – 3 слова. (Слайд)

  1. Сложное слово с соединительной гласной О , обозначающее падение снега. (Слайд)

— Укажи корни, из которых состоит это слово?

— Какая орфограмма в этом слове?

— Каким правилом пользуемся при проверке парных согласных в корне слова?

Оцени свою работу на уроке.

На доске три человечка с разной мимикой.

— Если тебе было все понятно, со всеми заданиями справлялась уверенно, покажи такой же смайлик.

— Если ты затруднялась при выполнении заданий, чувствовала себя неуверенно, покажите соответствующий смайлик.

— Если тебе на уроке работать было очень трудно, с заданием не справилась, покажи третий смайлик.

— Чему научил тебя этот урок ?

— Какие задания показались тебе наиболее интересными, трудными?

— За что ты могла бы себя похвалить?

  1. Упражнение 221, стр. 116
  2. Р.т. стр. 59 Упр. 147

Приложения

Конспект урока по русскому языку на тему «правописание парных согласных в корне слова»

русского языка во 2 классе

по теме: « Правописание парных согласных в корне слова»

Автор: Козырева Ольга Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №6 г. Шарья

Тема урока: Правописания парных согласных в корне слова

Цель: уточнение знаний обучающихся об особенностях правописания парных согласных в корне слов, развитие умения подбирать проверочные слова.

Обучающая: формировать умение писать слова с парными согласными в корне слова , умение находить слова с парными согласными в корне слова и подбирать к ним проверочные, уточнить

. Развивающая: развивать мышление, внимание, память, наблюдательность учащихся.

Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, чувства сопереживания, взаимопомощи, воспитывать чувство коллективизма и уважения к труду журналиста.

1. Ра звиваем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов.

2 . Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

1. Р азвиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом.

2. О ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. П рогнозировать предстоящую работу.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1. Р азвиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре, группе.

1. Р азвиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

2. О ценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Ф ормируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Тип урока: урок – обобщение.

Форма урока: урок — путешествие.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, тесты с разноуровневыми заданиями.

Использование дидактического материала (для презентаций № слайда)

Используемые современные образовательные технологии

В путешествие, друзья,

Приглашаю вас я.

И с собой прошу вас взять

Ручку, карандаш, тетрадь.

В пути вам нужно быть внимательными,

2. Постановка учебной задачи.

— Урок русского языка у нас сегодня пройдет в необычной форме заочного путешествия в страну « В страну Правописания». И у нас сегодня на уроке гостья – Мудрая Сова, которая будет вас контролировать и оценивать вашу работу.

В конце урока каждый получит оценку за свою работу. Готовы к путешествию?

3.Формулирование темы урока.

В нашем русском языке

Ходят «хитрые подружки»

Как узнать , писать какую-

Эту букву иль другую?

С толку сбить хотят ребят.

Но у нас не детский сад?

Мы решим проблему эту?

И расскажем всему свету? Предстоит сегодня нам

Все расставить по местам.

4. Минутка чистописания.

Разминка для пальцев

-Я тетрадь свою открою

И наклонно положу

Я , друзья , от вас не скрою

Ручку я вот так держу

За работу я возьмусь.

Моем, моем трубочиста.

Кулак, ребро, ладонь.

Откроем тетради, запишем число , классная работа.

Предлагаю вам записать следующие буквы:

ф, б, д, ж, г, т, н, к, п, в, и.

Дети прописывают в тетрадях буквы

— Внимательно посмотрите, найдите лишнюю букву, обоснуйте свой ответ.

Что можете сказать об оставшихся буквах?

Дети находят пары и лишнюю букву (и- гласная, н- не парная звонкая) звонкие и глухие пары соединяют линиями)

-Чем похожи эти буквы в написании?

Ответы детей: это буквы, похожи овалами. Короткая линия с закруглением внизу.

Запишите пары звонких согласных к каждому глухому согласному.

Запись парных согласных.

Проверка правильности написанного по слайду.

Проверяют правильность написания.

-Как узнать какую парную согласную необходимо писать в корне слова.

Дети говорят правило.

5. Словарная работа.

— А теперь поговори о том как проверить парную согласную в корне слова.

Запишем ответы в тетрадь.

Где растет морковь?

Буквы пишут где?

Чистим на ночь что мы?

И читаем на ночь

Запись в тетради и на доске

6. Операционно-исполнительский этап.

1). Самостоятельная работа.

Сейчас каждый из вас попробует свои силы в подготовке к контрольному диктанту. У каждого из вас на столе есть листочек с тестовым заданием. (Разноуровневые задания).

Дети читают задания на листах и выполняют работу.

— Перед выполнением задания давайте вспомним, над словами с какой орфограммой мы сегодня работаем?

Правописание парных согласных

— Пожалуйста, приступайте к выполнению задания.

Проверка (на доске)

Выполнение учащимися заданий.

2). Работа в паре.

— Предлагаю вам поработать в паре и выбрать слова с парными согласными.

Отдохнули, а теперь сова предлагает вам работу в рабочих тетрадях на странице 55 .

Дети выполняют задание до сигнала учителя, затем взаимопроверка.

7. Рефлексивно-оценочный этап.

-Ребята .результатом нашей с вами работы является самооценка себя после каждого этапа работы на уроке. Изображаем шкалу успеха. Если у тебя всё получается, ты всё понял –на верхней ступеньке, если есть затруднения на серединке, а если очень трудно на нижней.

Оформляют шкалу в тетради.

-Что у вас получалось?

— Какую проблему решали на уроке?

8 Домашнее задание

Работа в рабочей тетради. Стр.56-57

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Козырева Ольга ВладимировнаНаписать 338 31.10.2019

Номер материала: ДБ-770784

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    31.10.2019 38
    31.10.2019 291
    31.10.2019 61
    31.10.2019 1066
    31.10.2019 106
    31.10.2019 26
    31.10.2019 57
    31.10.2019 54

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили установить предельно допустимые цены за обучение в вузах

Время чтения: 1 минута

Каникулы для школьников в Орловской области продлят до 15 ноября

Время чтения: 1 минута

Детей до 14 лет можно будет регистрировать на портале госуслуг

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/04/19/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-v-3-klasse-pravopisanie

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-parnih-soglasnih-v-korne-slova-3916221.html