Конспект урока правописание ь после шипящих 5 класс

Урок «ь знак после шипящих»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Научить написанию ь после шипящих в глаголах; систематизировать знания учащихся о правописании ь после шипящих в словах разных частей речи; развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные способности; воспитывать культуру учебного труда, прививать интерес, любовь к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Урок24.62 КБ
Оценивание на уроке. Приложение 1 к уроку.17.75 КБ
Приложение 2 к уроку.31.63 КБ
Приложение 3 к уроку.16.26 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Мягкий знак после шипящих в глаголах».

  • учить написанию ь после шипящих в глаголах;
  • систематизировать знания учащихся о правописании ь после шипящих в словах разных частей речи;
  • развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные способности;
  • воспитывать культуру учебного труда, прививать интерес, любовь к русскому языку.

Оборудование урока: учебники, тетради, мультимедийная аппаратура, карточки для работы.

1. Организационный момент

– Здравствуйте, все готовы к уроку? Мы продолжаем с вами путешествовать по стране русского языка и изучать части речи. Давайте определимся, о какой из частей речи мы сегодня будем говорить.

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам глагол.

– Посмотрите, в нашем стихотворении вдруг пропали гласные (В КАКОЙ МОРФЕМЕ?) в личных окончаниях глаголов . Восстановим их, проверим и объясним написание. ! Чтобы выполнить это задание, что мы должны очень хорошо знать? (СПРЯЖЕНИЕ) К доске ____________ Все у себя на листочках 1 ЗАДАНИЕ

2. Словарная работа

– В своих тетрадях запишите число, классная работа.
– Посмотрите, какие-то странные слова встретились нам, они почему-то перевернулись.
– Прочитайте их наоборот и запишите в своих тетрадях.
– Проверим записанные слова и объясним орфограммы.
– Что объединяет эти слова? (На конце слова – шипящий согласный. Все слова пишутся без ь).

– Дополните запись словами с ь на конце после шипящих (сущ.3 скл. Ж.р.) рожь, молодёжь, вещь, мышь, дочь.

Вывод: Расскажите, что же мы знаем о правописании ь после шипящих на конце слов?

ь
дружит не дружит

сущ. 3 скл. 1. Сущ. м.р.
2. Сущ. ж.р. мн. ч. Р.п.
3. Кратк. прил.

– Какая чась речи не попала в таблицу? (Глагол)
– Определите тему урока, как она звучит? (Мягкий знак после шипящих в глаголах.)

3. Изучение нового материала

– Для того чтобы ответить на вопрос: пишется ли ь после шипящих на конце глаголов, выполним задание!
– Внимательно прочитайте предложения. Это просто предложения или что-то иное? (Пословицы)
– В них содержится народная мудрость!
– Определите, какой частью речи являются выделенные слова, в каких формах они стоят.

  • За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь .
  • Тише едешь – дальше будешь.
  • Без теста пирога не испечёшь.
  • Важно беречь платье снову, а честь смолоду.
  • Семь раз отмерь, один отрежь.

(Глаголы в н.ф., во 2л. ед.ч., повел накл.)

– Что интересного вы заметили в написании глаголов? (На конце после шипящих пишется ь )
– Что в нашем учебник говорится о написании ь в глаголах? §16.
– Как мы можем дополнить это правило?

Сделаем вывод: Во всех глагольных формах после шипящих пишется ь.

4. Первичное закрепление

– А сейчас закрепим наши новые знания на практике.

Записать глаголы в 3 столбика. (ВЗАИМОпроверка) 2 задание
Н.ф. 2л.ед.ч. повел.накл.

(Попутная работа над гласными в корне слова)

Приберечь (НФ) к обеду
Стучишься (2л.ед.ч.) в окно,
Истолочь(нфГ) в порошок, украсишь (2 л.ед.ч.) комнату,
Остричься (нфГ) наголо,
Намажь(2 л.ед.ч.) масло на хлеб,
Уберечься (нфГ) от опасности,
Расположиться у опушки,
Отрежь (повелит накл.гл) ровно.

А теперь немного отдохнём.
Я буду называть слова. Если в слове надо писать ь, вы приседаете, если ь писать не нужно – делаете 1 хлопок над головой.
Рожь, шалаш, скрипач, спишь, дружишь, беречь, кирпич, могуч, пишешь, думаешь, желаю удач.
– Итак, повторим, когда же пишем ь знак после шипящих, когда – не пишем.

6. Вторичное закрепление (интерактивная доска)

РАБОТА в группах (Приложение №1)

Прочитайте отрывок. Из какого произведения эти строки? Кто их автор? (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Ветер, ветер! Ты могуч…,
Ты гоняеш… стаи туч….
Ты волнуеш… сине море,
Всюду вееш… на просторе,
Не боиш…ся никого,
Кроме Бога одного…

– Вставьте пропущенные буквы, объясните написание.
– Какие изобр. выр. средства использует автор? (Олицетворение, метафора – «стая туч»)
– Объясните знаки препинания. (Обращение, сложное предложение, однородные члены)

Теперь немного поиграем. «Четвёртый лишний»

  • Ночь, луч , тишь, вещь.
  • Кирпич , колюч, могуч, похож.
  • Без туч, пять задач, шустрая мышь , исчез с крыш.

– Когда же пишется ь после шипящих на конце слов?

(Интерактивная доска) Соедини линией, когда нужно писать ь.

Сущ. ж.р. 3 скл кр.прил
Сущ. м.р. Ь глаг. Н.ф .
Глаг 2 л.ед.ч. глаг повелит.наклон.

7. Самостоятельная работа 3 задание

– А теперь снова обратимся к мудрости народа.

Дописать пословицы. Обозначить орфограмму ь в глаголах.

  • С кем поведёш..ся, от того и … .
  • Шила в мешке не ….
  • Слово – не воробей, вылет..т не…
  • Что посееш. то и … .

– А теперь, заканчивая наше путешествие, подведём итоги урока.
– Что узнали мы, путешествуя по городу Глагол?
– Чему научились?
– Кому на уроке было интересно и всё понятно – поставьте на полях (!). Если были затруднения (?).
– Не переживайте, завтра мы продолжим разговор на эту тему.
– Передайте вперёд свои тетрадочки. Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Конспект урока по теме «Буква Ь после шипящих» 5 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 514

Калининского района г. Санкт-Петербурга

Конспект урока по теме

учитель русского языка и литературы

Гончарова Ольга Вячеславовна

2016-2017 уч. год

1. Создать условия для повторения закономерностей написания буквы ь после шипящих; формировать умения находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их.

2. Формировать регулятивные универсальные учебные действия целеполагания, контроля, коррекции, оценивания.

3. Развивать коммуникативные УУД.

Тип урока: урок-повторения.

Планируемые результаты:
Личностные:
• Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
• Определение границы незнания, коррекция собственных задач.
Познавательные:
• Выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи.
Регулятивные:
• Осознание самого себя как движущей силы учения
Коммуникативные:
• Умение работать в парах, эффективно сотрудничать.
• Участие в диалоге на уроке.

1. Организационный момент.

– Начнём урок с добрых пожеланий друг другу. Возьмитесь за руки и повторяйте за мной:

Я желаю тебе сегодня добра.
Ты желаешь мне сегодня добра.
Мы желаем друг другу добра.
Если тебе будет трудно, я тебе помогу!

2. Постановка темы и цели урока.

— Посмотрите внимательно на слова, записанные на доске. Определите, к каким частям речи относятся эти слова. Что объединяет все эти слова?

Увлечь (глагол), камыш (сущ), терпишь (глагол), не зависишь (глагол), ландыш (сущ), собираешь (глагол), беречь (глагол), из-за туч (сущ. Р.п), мышь (сущ), бродишь (глагол), спешишь (глагол), пейзаж (сущ). (Эти слова заканчиваются на шипящий согласный. В конце глаголов пишется Ь, в именах существительных нужно определить род).

Подумайте и скажите, пожалуйста, какова тема урока? (Буква Ь после шипящих в конце слова).

— Запишите в тетрадь число и тему урока.

— Что будет являться целью нашего урока? (Научиться правильно писать слова с буквой ь после шипящего в конце слова).

3. Обобщение и систематизация изученного.

— А теперь вспомните, что вы знаете о написании букв с ь после шипящих. Заполните таблицу. Слова, записанные на доске распределите по колонкам. (Таблица выдается каждому ученику).

1. В существительных муж. рода: камыш, ландыш, пейзаж.

2. В глаголах: увлечь, терпишь, не зависишь, собираешь, беречь, бродишь, спешишь.

2. У существительных в р.п. мн.ч.: много дач

Проверка выполнения (ответы выводятся на экран), взаимопроверка, оценивание.

Задание №2. Взаимопроверка.

Проведём физкультурную паузу (движения, связанные со значением глагола)

Ты тихонечко встаёшь.

А потом их опускаешь.

— Вот и разминку нам помогли провести слова с ь после шипящих

3. Самостоятельная работа.

Вставить пропущенную букву.

Учащиеся выбирают уровень самостоятельно.

Глуш(?) (3 скл.), финиш(?) (2 скл ), мелоч(?) (3 скл.), из – за туч(?) (1 скл.), помощ(?) (3 скл.), жилищ(?) (1 скл.), молодёж(?) (3 скл.), манеж(?) (2 скл.).

Реч (?), пахуч (?), луч (?), рощ (?), морж (?), блестящ (?), вещ (?), залеж (?), задач (?), роскош (?), проигрыш (?), клещ (?).

Списать словосочетания, ставя, где надо, мягкий знак на конце, обозначая условия выбора.

Водится дич (?), прячется ёж (?), собирается молодёж (?), скребётся мыш (?), ползает уж (?), спрячеш (?) вещ (?), ландыш (?) пахуч (?), песок сыпуч (?), напиток шипуч (?), видиш (?) пейзаж (?), рисуеш (?) камыш (?).

— Сегодня мы повторили тему “Мягкий знак после шипящих”.

В словах какой части речи после шипящих всегда пишется Ь? ( ГЛАГОЛ)

В словах какой части речи написание Ь после шипящих зависит от рода, числа, падежа? ( СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)

Подведем итог при помощи сигнальных карточек, которые лежат у вас на столах.

Составить словарный диктант из 15-20 слов с орфограммой “Ь после шипящих на конце слова”

Вставьте пропущенную букву, объясните выбор.

Глуш… (____________________), финиш… (_____________), мелоч… (________________), из – за туч… (_____________), помощ… (___________________), жилищ… (_____________), молодёж… (____________________), луч… (______________), морж….. (__________________), нет задач… (_____________), роскош… (________________), проигрыш… (_____________),

спрячеш… (______________), видиш… (________________)

Вставьте пропущенную букву, объясните выбор.

Глуш… (____________________), финиш… (_____________), мелоч… (________________), из – за туч… (_____________), помощ… (___________________), жилищ… (_____________), молодёж… (____________________), луч… (______________), морж….. (__________________), нет задач… (_____________), роскош… (________________), проигрыш… (_____________),

спрячеш… (______________), видиш… (________________)

Вставьте пропущенную букву, объясните выбор.

Глуш… (____________________), финиш… (_____________), мелоч… (________________), из – за туч… (_____________), помощ… (___________________), жилищ… (_____________), молодёж… (____________________), луч… (______________), морж….. (__________________), нет задач… (_____________), роскош… (________________), проигрыш… (_____________),

спрячеш… (______________), видиш… (________________)

Вставьте пропущенную букву, объясните выбор.

Глуш… (____________________), финиш… (_____________), мелоч… (________________), из – за туч… (_____________), помощ… (___________________), жилищ… (_____________), молодёж… (____________________), луч… (______________), морж….. (__________________), нет задач… (_____________), роскош… (________________), проигрыш… (_____________),

спрячеш… (______________), видиш… (________________)

Конспект урока по русскому языку для 5 класса «Правописание ь знака после шипящих на конце существительных»

Это урок по УМК Разумовская, проводится в начале года. Повторение изученного в начальной школе. Упор на самостоятельнкю работу.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку для 5 класса «Правописание ь знака после шипящих на конце существительных»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Котиково

Вяземского муниципального района Хабаровского края

Конспект урока по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных». 5 класс

Работу выполнила И.М.Салиновская

учитель русского языка и литературы

Конспект урока по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных». 5 класс сл1

Цель: Создать условия для повторения закономерностей написания буквы ь после шипящих; формировать умения находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их.

Тип урока: урок-повторения.

1. Организационный момент.

– Начнём урок с добрых пожеланий друг другу. Возьмитесь за руки и повторяйте за мной: сл2

Я желаю тебе сегодня добра.

Ты желаешь мне сегодня добра.

Мы желаем друг другу добра.

Если тебе будет трудно, я тебе помогу!

2. Актуализация знаний, умений, навыков и известных способов действий.

Прогнозирование сл 3

На доске записаны транскрипции слов. Прочитайте слова.

[ т, эн, ], [ мыш ], [ кон, ], [ й, эл, ], [ уж ], [ рож ], [ рол, ], [ карандаш ],

[ уч, ит, эл, ], [ д, ич, ], [ м, ач, ], [ п, эн, ]

— Распредели слова в два столбика по характерным признакам. Запиши их буквенной записью. (В тетрадях появляется запись)сл 4,

— По какому признаку разделили данные слова?

Прочитайте слова, которые записали в первый столбик, во второй.

Подтверждение своих знаний о правописании мягкого знака на конце имен существительных.

У. Что помогло вам успешно справиться с заданием?

(Помогло знание правила о мягком знаке.)

У. Что вы знаете о мягком знаке?

(Мягкий знак смягчает впереди стоящий согласный звук.)

У. Что вы можете сказать о словах второго столбика?

(Эти слова оканчиваются на шипящие звуки. Согласные звуки [ж], [ш] – всегда твердые, а звук [ч , ] – всегда мягкий.)

Давайте разделим слова второго столбика на 2 группы по характерным признакам

Постановка учебной задачи.

В тетрадях появляется запись. Сл5

У. По какому признаку разделили эти слова?

(В первом столбике слова с мягким знаком, этосущж.р., а во втором — без мягкого знака, сущ. М.р..)

3. Постановка темы и цели урока.

— Подумайте и скажите, пожалуйста, какова тема урока? (Буква Ь после шипящих в конце существительных)сл 6

— Запишите в тетрадь число и тему урока.

— Что будет являться целью нашего урока? (Научиться правильно писать слова с буквой ь после шипящего в конце существительных).

3. Обобщение и систематизация изученного.

— А теперь вспомните, что вы знаете о написании букв с ь после шипящих.

(ученики вспоминают, что ь знак пишется у сущ 3 скл и у глаголов)

1. Заполните таблицу. Слова, записанные на доске распределите по сл 7 колонкам. (Таблица выдается каждому ученику).

1. В существительных 3 склонения:

1. В существительных муж. рода: мяч, карандаш, камыш, ландыш, пейзаж.

2. В глаголах: увлечь, терпишь, не зависишь, собираешь, беречь, бродишь, спешишь.

Проверка выполнения (ответы выводятся на экран), взаимопроверка, оценивание.№ 2

2. Самостоятельная работа. Работа по упр. 76.

Какие трудности вам встретились при выполнении данной работы?

Проверка выполнения (ответы выводятся на экран), взаимопроверка, оценивание. №3

Вставить пропущенную букву.

Учащиеся выбирают уровень самостоятельно. Сл 10.

Глуш(?) (3 скл.), финиш(?) (2 скл ), мелоч(?) (3 скл.), из – за туч(?) (1 скл.), помощ(?) (3 скл.), жилищ(?) (1 скл.), молодёж(?) (3 скл.), манеж(?) (2 скл.).

Реч (?), пахуч (?), луч (?), рощ (?), морж (?), блестящ (?), вещ (?), залеж (?), задач (?), роскош (?), проигрыш (?), клещ (?).

Списать словосочетания, ставя, где надо, мягкий знак на конце, обозначая условия выбора.

Водится дич (?), прячется ёж (?), собирается молодёж (?), скребётся мыш (?), ползает уж (?), спрячеш (?) вещ (?), ландыш (?) пахуч (?), песок сыпуч (?), напиток шипуч (?), видиш (?) пейзаж (?), рисуеш (?) камыш (?).

Глушь (3 скл.), финиш (2 скл ), мелочь (3 скл.), из – за туч (1 скл.Р.п), помощь (3 скл.), жилищ (2 скл.Р.п), молодёжь (3 скл.), манеж (2 скл.).

Речь, пахуч, луч, рощ, морж, блестящ, вещь, задач, роскошь, проигрыш, клещ.

Водится дичь, прячется ёж, собирается молодёжь, скребётся мышь, ползает уж, спрячешь вещь, ландыш пахуч, песок сыпуч, напиток шипуч, видишь пейзаж, рисуешь камыш).

Проверка выполнения (ответы выводятся на экран), оценивание работы. № 4

Диагностическая карточка по вариантам.

— Сейчас вы будете работать с диагностической карточкой, подчеркивать слова с орфограммой: мягкий знак на конце после шипящих у имен существительных.

Как считаете, вы справитесь с этой работой?

Начертите в тетради вертикальный отрезок и отметьте на нем крестиком сверху, если вы считаете, что справитесь, посередине, если сомневаетесь, внизу, если не справитесь.

Учитель раздает карточки.

Подчеркни слова с орфограммой, которую изучили сегодня

Подчеркни слова с орфограммой, которую изучили сегодня

Лень, ночь, ключ, конь, тетрадь, гараж, вещь, пять, камыш, беречь, москвич, день, шерсть, манеж, нож, мелочь.

Ткань, силач, окунь, мираж, мель, ткач, душ, калач, моль, печь, живопись, скрипач, испечь, гуашь, дичь, кисть.

Проверка выполнения (ответы выводятся на экран), оценивание работы. №5

У. Теперь рядом с первым отрезком начертите второй отрезок, отметьте на нем свои результаты.

У кого крестики совпали?

У кого нет? Почему?

(Учащиеся подчеркнули слова:

ночь, ключ, гараж, вещь, камыш, москвич, манеж, нож, мелочь

силач, мираж, ткач, калач, печь, скрипач, гуашь, дичь)

У. Какую цель ставили вначале урока?

(Узнать, в каких случаях после шипящих пишется мягкий знак у имен существительных.)

У. Достигли мы цели на уроке?

-Сегодня мы повторили тему “Мягкий знак после шипящих”. Подведем итог при помощи сигнальных карточек, которые лежат у вас на столах. На мои вопросы вы поднимаете карточку с правильным ответом.

1. В словах какой части речи написание Ь после шипящих зависит от рода, числа, падежа? (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)

2.У существительных какого склонения Ь после шипящих никогда не пишется? (2скл)

3. У существительных какого склонения Ь после шипящих пишется? (3скл)

А теперь, подсчитайте набранные вами баллы и оцените свою работу.

5. Домашнее задание. (задание по выбору)

Составить словарный диктант из 15-20 слов с орфограммой “Ь после шипящих на конце слова”


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-teme-bukva-posle-shipyaschih-klass-1301481.html

http://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-5-klassa-pravopisaniie-znaka-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-sushchiestvitiel-nykh.html