Конспект урока правописание ь после шипящих в глаголах

Конспект урока по теме: «Написание Ь после шипящих во всех формах глагола»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Тема: «Написание Ь после шипящих во всех формах глагола»

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

1. Познакомить с правилом правописания Ь после шипящих во всех формах глагола.

2. Формировать умение определять орфограмму в глаголе.

3. Закрепить умение пользоваться моделью правила.

Планируемые результаты:

— личностные: научатся осознавать свои возможно­сти в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием;

— предметные: смогут определять орфограмму; научатся писать Ь после шипящих во всех формах глагола; научатся анализировать правило и составлять по нему модель (схему).

Оборудование: учебник: Русский язык: 3 класс, часть 2; презентация, сигнальные карточки.

Скачать:

ВложениеРазмер
napisanie_posle_shipyashchih_vo_vseh_formah_glagola.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Написание Ь после шипящих во всех формах глагола»

Тип урока: изучение нового материала

  1. Познакомить с правилом правописания Ь после шипящих во всех формах глагола.
  2. Формировать умение определять орфограмму в глаголе.
  3. Закрепить умение пользоваться моделью правила.

— личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием ;

— предметные: смогут определять орфограмму; научатся писать Ь после шипящих во всех формах глагола; научатся анализировать правило и составлять по нему модель (схему).

Оборудование : учебник: Русский язык: 3 класс, часть 2; презентация, сигнальные карточки.

Метолы и приемы

Содержание урока. Деятельность учителя

Практич.: каллиграфическое упражнение.

Словес.: ответы на вопросы.

— Прочитайте стихотворение на доске и подумайте, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

Найдёшь листок, напишешь письмо,

Посмотришь в окно, сходишь в кино,

Увидишь друга, скажешь «привет»,

Спросит что-то, дашь дельный совет.

-Верно! Сегодня мы с вами будем разговаривать о глаголах. Каллиграфически выпишите глаголы из этого стихотворения.

— Скажите, какое слово здесь лишнее.

— Правильно! Объясните почему?

Образовать форму настоящего времени

Определять цели и пути их достижения.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

Практич.: чтение правила, раскодировка слов, составление модели правила.

— Ребята мы продолжаем путешествие по стране русского языка.

Давайте сыграем в игру под названием «Шифр». Посмотрите на слайд, каждой цифре соответствует определенная буква, ваша задача составить слова по кодам.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
е р с ч ь а л п ж т

3012145 – стеречь
39145 – сжечь
87645 – плачь
8764 — плач

-Что вы можете сказать о двух последних словах? Почему в одном случае на конце слова есть ь, а в другом случае его нет? Как вы думаете, во всех ли формах глагола после шипящих пишется «Ь»?

-Ну что ж, раз вы не можете объяснить, давайте обратимся за помощью к нашему учебнику. Но для начала посмотрите на слайд, там написана тема нашего урока.

( Насианпие ь псоле шияпщих во весх фомарх глгоала)

-Ой, а что это? Все буквы перепутали места! Ребята, кто поможет мне назвать тему урока. Молодцы!

-Теперь, откройте содержание нашего учебника, найдите страничку, на которой начинается изучение нашей сегодняшней темы урока.

-Мы с вами повторили, что такое глагол, что такое ь. Что еще нам нужно повторить для изучения этой темы? Действительно! Осталось перечислить шипящие звуки, назовите мне их.

-Верно! Какие же цели сегодня мы поставим перед собой?

У – узнаем, пишется ли Ь после шипящих в глаголах;
Р – будем развивать внимание и орфографическую зоркость;
О – объяснять написание слов;
К – корректировать ответы товарищей.

-Давайте прочитаем хором общее правило, которое закреплено в рамочку.

-Обратите внимание на пример приведенный после правила. Давайте определим формы глагола в этих предложениях. Какие 2 формы мы знаем? На какие вопросы они отвечают? А кто может определить форму у глагола не плачь ? Попробуйте задать вопросы к этому словосочетанию.

-Не получается? А дело в том, что этот глагол стоит в повелительном наклонении.

— Как вы понимаете слово повелительный?

-Давайте познакомимся с вопросами в повелительном наклонении. Прочитаем хором правило в рамочке на стр. 182.

-Кто может привести примеры таких глаголов? -Молодцы!

Посмотрите на слайде правописание глаголов в повелительном наклонении

Открытый урок по русскому языку в 5-м на тему » Мягкий знак после шипящих в глаголах»

Тема урока: «Мягкий знак после шипящих в глаголах».

Цели урока:

  • учить написанию ь после шипящих в глаголах;
  • систематизировать знания учащихся о правописании ь после шипящих в словах разных частей речи;
  • развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные способности;
  • воспитывать культуру учебного труда, прививать интерес, любовь к родному языку.

Оборудование урока: учебники, тетради, интерактивная доска, мультимедийная аппаратура, карточки для работы.

1. Организационный момент

– Здравствуйте, все готовы к уроку? Мы продолжаем наше путешествие по стране Русского языка. В каком городе мы находимся?

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам… ГЛАГОЛ.

– Посмотрите, в нашем стихотворении вдруг пропали гласные в личных окончаниях глаголов. Восстановим их и объясним написание.

2. Словарная работа

– В своих тетрадях запишите число, классная работа.
– Посмотрите, какие-то странные слова встретились нам , они почему-то перевернулись.
– Прочитайте их наоборот и запишите в своих тетрадях.
– Проверим записанные слова и объясним орфограммы.
– Что объединяет эти слова? (На конце слова – шипящий согласный. Все слова пишутся без ь).
– Дополните запись словами с ь на конце после шипящих (сущ.3 скл. Ж.р.) рожь, молодёжь, вещь, мышь, дочь.

Вывод: Расскажите, что же мы знаем о правописании ь после шипящих на конце слов?

ь
дружит не дружит
сущ. 3 скл. 1. Сущ. м.р.
2. Сущ. ж.р. мн. ч. р.п.
3. Кратк. прил.

– Какая чась речи не попала в таблицу? (Глагол)
– Определите тему урока, как она звучит? (Мягкий знак после шипящих в глаголах.)

3. Изучение нового материала

– Для того, чтобы ответить на вопрос: пишется ли ь после шипящих на конце глаголов, давайте подумаем!
– Внимательно прочитайте предложения. Это просто предложения или что-то иное? (Пословицы)
– В них содержится народная мудрость!
– Определите, какой частью речи являются выделенные слова, в каких формах они стоят.

  • За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
  • Тише едешь – дальше будешь.
  • Без теста пирога не испечёшь.
  • Важно беречь платье снову, а честь смолоду.
  • Семь раз отмерь, один отрежь.

(Глаголы в н.ф., во 2л. ед.ч., повел накл.)

– Что интересного вы заметили в написании глаголов? (На конце после шипящих пишется ь)
– Что наш учебник говорит о написании ь в глаголах? §110.
– Как мы можем дополнить это правило?

Сделаем вывод: Во всех глагольных формах после шипящих пишется ь.

4. Первичное закрепление

– А сейчас закрепим наши новые знания на практике.

Распределительный диктант

Записать глаголы в 3 столбика.
Н.ф. 2л.ед.ч. повел.накл.

(Попутная работа над гласными в корне слова)

Приберечь к обеду
Стучишься в окно,
Истолочь в порошок, украсишь комнату,
Остричься наголо,
Намажь масло на хлеб,
Уберечься от опасности,
Расположиться у опушки,
Отрежь ровно.

5. Физминутка

А теперь немного отдохнём.
Я буду называть слова. Если в слове надо писать ь, вы приседаете, если ь писать не нужно – делаете 1 хлопок над головой.
Рожь, шалаш,скрипач, спишь, дружишь, беречь, кирпич, могуч, пишешь, думаешь, желаю удач.
– Итак, повторим , когда же пишем ь знак после шипящих, когда – не пишем.

6. Вторичное закрепление (интерактивная доска)

Прочитайте отрывок. Из какого произведения эти строки? Кто их автор?

Ветер, ветер! Ты могуч…,
Ты гоняеш… стаи туч….
Ты волнуеш… сине море,
Всюду вееш… на просторе,
Не боиш…ся никого,
Кроме Бога одного…

– Всавьте пропущенные буквы, объясните написание.
– Какие изобр. выр. средства использует автор? (Олицетворение, метафора – «стая туч»)
– Объясните знаки препинания. (Обращение, сложное предложение, однородные члены)

Теперь немного поиграем. «Четвёртый лишний»

  • Ночь, луч, тишь, вещь.
  • Кирпич, колюч, могуч, похож.
  • Без туч, пять задач, шустрая мышь, исчез с крыш.

Вывод:

– Когда же пишется ь после шипящих на конце слов?

(Интерактивная доска) Соедини линией, когда нужно писать ь.

Сущ. ж.р. 3 скл кр.прил
Сущ. м.р. Ь глаг. Н.ф.
Глаг 2 л.ед.ч. глаг повелит.наклон.

7. Самостоятельная работа

– А теперь снова обратимся к мудрости народа.

Дописать пословицы. Обозначить орфограмму ь в глаголах.

  • С кем поведёш..ся, от того и … .
  • Шила в мешке не ….
  • Слово – не воробей, вылет..т не…
  • Что посееш. то и … .

8. Итоги урока

– А теперь, заканчивая наше путешествие, подведём итоги урока.
– Что узнали мы, путешествуя по городу Глагол?
– Чему научились?
– Кому на уроке было интересно и всё понятно – поставьте на полях (!). Если были затруднения (?).
– Не переживайте, завтра мы продолжим разговор на эту тему.
– Передайте вперёд свои тетрадочки. откройте дневники, запишите домашнее задание.

9. Домашнее задание: §110, упр.685.

Конспект урока «Мягкий знак после шипящих в глаголах»

Открытый урок русского языка в 4 классе

по программе «Начальная школа XXI века»

Тема урока: Мягкий знак после шипящих в глаголах.

Тип урока: урок открытия нового знания

Дидактическая цель: познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на -ь; научиться задавать вопросы к глаголам создавать условия для усвоения детьми нового знания; развивать речь, память, аналитические способности, внимание; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; воспитывать уважительное отношение к мнению товарищей.

Здоровьесберегательная: соблюдать санитарно-гигиенические требования.

Планируемые результаты урока:

Личностные: — формировать интерес к учению.

Предметные: умение задавать вопросы к глаголам; научиться действовать согласно правилу по изучаемой орфограмме.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, получаемую на уроке.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать высказывания других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения

Регулятивные УУД: уметь формулировать цель и задачи на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Методы обучения: работа в группах, парах, аналитический, поисковый

Форма организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, самостоятельная

Средства обучения: наглядный материал, раздаточный материал, учебник

Цель, задачи авторского материала

Универсальные учебные действия:

Личностные: Освоение личностного смысла учения;

Регулятивные: Определять цель задания, планировать

алгоритм его выполнения, корректировать работу

по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;

Определять умения, которые будут сформированы

на основе изучения данного раздела;

планировать свою работу;

Анализировать, сравнивать, группировать

различные объекты, явления, факты по теме «Глагол»

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других,

высказывать свою точку зрения на события, поступки;

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать

в совместном решении проблемы (задачи);

Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов

и дополнительных сведений;

Участвовать в работе группы, распределять роли,

договариваться друг с другом. Предвидеть последствия

Как реализуется на уроке

В течение всего урока, 40 минут.

Раздел библиотеки ТГ «Начальная школа»

Русский язык. Конспекты уроков.

I. Этап мотивации

Цель этапа: вовлечение учащихся в постановку цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока учащимися, мотивация ее достижения.

Методы: словесный, мотивации учебной деятельности.

Форма деятельности: чтение учителем стихотворения.

Методические приемы и их содержание: игровой прием.

Средства обучения: образные представления.

Способы организации деятельности: фронтальный.

Слай 1 (Урок русского языка)

Прозвенел для нас звонок,

Гости к нам пришли сегодня.

К ним сейчас вы повернитесь,

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

-Если вы готовы к работе, откройте рабочие тетради и возьмите в руки ручки.

-Запишите число; классная работа. Четко проговаривая все, что записываете.

Дети записывают число, классная работа.

Формирование познавательного интереса (Л.)

Умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других(К)

Грамоте учиться – всегда пригодится.

— Как вы понимаете эту пословицу?

— Давайте возьмём эту пословицу девизом нашего урока.

Прописывают буквы, записывают предложение.

II. Актуализация знаний

Воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия.

Методы: наглядный, словесный, познавательный.

Форма деятельности: работа в группах, беседа.

Методические приемы и их содержание: игровой прием

« Найди правильный ответ».

Средства обучения: мультимедийная презентация, информационные листочки.

Способы организации деятельности: коллективный, фронтальный.

-Сегодня на уроке нам предстоит сделать важное открытие. Для этого нужно быть внимательным и активным. На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

— Над какой большой темой мы работаем в последнее время на уроках русского языка?

Глагол – это часть …, которая отвечает на вопрос…..

В предложении обычно является ….

-А что вы помните из рубрики «Путешествие в прошлое» что в старину обозначало слово «глагол?»

Работа в группах. (Приложение № 1) Слайд 3

— Так давайте поговорим о глаголах. У вас на столах лежат карточки. Выберите из них глаголы, определите форму глагола, вид глагола, лицо, число

Я мечтаю о звёздных полётах,

Межпланетным я стану пилотом,

Намечаю маршруты путей,

Только б вырасти мне поскорей.

Проверим выполнение работы (слайд с проверкой).

— Что вам напомнило это задание?

— как вы считаете, справились вы с этими заданиями?


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/566897

http://infourok.ru/konspekt-uroka-myagkiy-znak-posle-shipyaschih-v-glagolah-685454.html