Урок русского языка в 6 классе по теме «Правописание приставок -пре- и -при-»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма
Тип урока: «открытие» новых знаний
Технология: естественного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pristavki_pre_i_pri_6_klass.docx | 37.74 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 а классе по теме: «Правописание приставок -пре- и -при-«, проведенного учителем русского языка Юркевич И.В.
Цели: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках.
Задачи урока:
Образовательные:
- Выявить условия выбора гласных е – и в приставках;
- Формировать навык написания приставок пре-/ при-;
- Повторить морфемный разбор слов;
- Развить умение формулировать определение понятий;
- Обогащать словарный запас учащихся;
- Совершенствовать орфографические и умения.
- Осуществление системно-деятельностного подхода;
- Развитие внимания;
- Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать проблему.
- Воспитание интереса и уважения к родному языку;
- Воспитание ценностного отношения к слову;
- Развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
- Уважительное отношение к родному языку;
- Стремление к речевому самосовершенствованию;
- Пополнение словарного запаса;
- Способность к самооценке на основе критерия успешности.
Метапредметные:
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.
Предметные:
1. Развитие творческой самостоятельности;
2.Владение разными видами речевой деятельности;
3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
5. Проведение морфемного анализа слов.
Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма
Тип урока: «открытие» новых знаний
Технология: естественного обучения
1.Организационный момент. Определение темы. Постановка цели и задач урока.
— Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня вы будете сами добывать знания и сами себя обучать. А я буду помогать, если потребуется. Попробуем разобраться что вы будете изучать и как.
— На доске (и на маленьких распечатках на столе) записана сказка. Прочитайте её.
1) ПРЕкрасным вечером Василисе ПРЕмудрой ПРИснился ПРИчудливый сон. ПРЕзабавные и ПРЕхорошенькие зайчата скакали вПРИпрыжку по поляне. Вдруг солце закрыла ПРЕогромная туча. Это ПРИлетел злой-ПРЕзлой Змей Горыныч. ПРИземлился он, ПРИсел на травку и ПРИзадумался. ПРИказал ему Кащей Василису ПРЕмудрую найти, ПРИпугнуть, к нему ПРИвести. Но возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые ПРЕпятствия.
2) Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия.
— Трудно читать? Почему? (пропущены буквы)
— Что общего между всеми словами с пропущенными буквами? (пропущены буквы е-и в приставках).
— Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок пре и при).
— А смогли бы вставить пропущенные буквы правильно? Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (правило)
— Вы правы. Так какова цель нашего урока? (научиться правильно писать слова с такими приставками).
— Вот когда вы научитесь пользоваться правилом написания данных приставок, то с легкостью вставите все пропущенные буквы в сказке, поэтому эта сказка будет вашим домашним заданием. Тем учащимся, кому понравилась идея, предлагаю дома продолжить сказку.
— Специальная карточка с алгоритмом работы поможет вам, достаньте. Все сразу читать не надо. Читаете поэтапно. Прочитали – выполнили.
1.Получив карточку № 1, прочтите задание. Приступайте к выполнению. Все записи вести на карточке. На выполнение первой карточки отводится не более 5 минут.
2.Закончив работу с карточкой №1, решите, подойдете ли вы на собеседование к учителю или обсудите с соседом по парте.
3.Если возникли спорные вопросы по правильности выполнения задания, то можно взять у учителя готовые ответы и сверить со своей работой.
4.Возьмите карточку № 2. Все задания выполняются совместно с другими учащимися сидящими рядом ( группы по 4 человека). Все записи ведутся на карточке. На выполнение заданий отводится не более 15 минут. В случае затруднения воспользуйтесь карточкой с готовыми ответами.
5.После проработки и проверки всех заданий дайте сигнал учителю, что вы готовы приступить к выполнению следующей карточки № 3.
6.Переходите к индивидуальной карточке № 3. Выберете посильное для себя задание.
Вы можете совещаться с теми, кто выполняет такую же карточку. Пользуйтесь теоретическим материалом. В случае затруднения воспользуйтесь карточкой с готовыми ответами. На выполнение заданий отводится не более 15 минут.
7.После выполнения всех карточек переходите к заполнению оценочного листа. Внимательно прочитайте.
8.Возьмите лист с домашним заданием. Внимательно прочитайте его. Задайте вопросы учителю, если есть такая необходимость.
2.Самостоятельная работа с карточками
Карточка № 1. Знакомство с орфограммой «Гласные в приставках пре- и при-«.
Повнимательней смотри.
Мы приставки пре- и при-.
Научись нас различать,
Друг от друга отличать.
Запомни сначала четыре значенья:
Неполное действие и приближенье ,
Близость чего-то к чему-нибудь,
Присоединенье ещё не забудь.
Наши руки всё сумеют,
Гвоздь ПРИбьют, ПРИшьют, ПРИклеят,
Всё ПРИделают как нужно
Быстро, весело и дружно.
Заяц ПРИскакал к соседу,
Закричал: «Я к вам ПРИеду!
На ПРИшкольном огороде
Есть уже морковка вроде».
ПРИоткрой скорей окошко –
В дом попасть не может кошка.
Ах, котлеты ПРИгорели!
Не беда, уже их съели.
ПРЕ – отличная приставка.
Ей во всём нужна добавка.
Словом «ОЧЕНЬ» проверяем
Или ПЕРЕ- заменяем.
Заполни таблицу. Информацию ищи в стихотворении.
Открытый урок по русскому языку в 6-м классе. Тема: «Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ»
Вступление
Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала.
Модели, рисунки, схемы и т.д. отражают взаимоотношения между идеями? Показывают ход мыслей.
Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.
Графическая организация материала может применяться на всех этапах учения, как способ подготовки к исследованию, как способ организовать размышление над полученными знаниями.
На уроке по технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо) учащиеся не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.
Средство технологии позволяют работать с информацией в любой области знания, а это значит, что ознакомление с ней можно организовать на любом предметном материале.
Открытый урок по русскому языку в 6 классе
Цель: знакомство с правописанием гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ- с опорой на значение этих приставок и с письменным образцом объяснения данной орфограммы.
Воспитательная цель: формирование на уроке общеучебных умений и навыков, включающих воспитание трудолюбия, старательности, настойчивости, ответственности, дисциплины.
Оборудование: учебники; таблички, приготовленные учителем, карточки для индивидуальной работы, карточки-схемы, опорные карты.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка готовности класса к уроку. Приветствие.
II. Проверка домашнего задания
- После каких приставок начальный И- в словах на письме обозначается буквой Ы? (После приставок на согласный пишется Ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука [И]).
- После какой приставки пишется буква И? (после приставки сверх- пишется буква И).
- Словарный диктант.
III. Объяснение нового материала
1. Объявление темы и цели урока.
2. Вступительное слово учителя.
Ребята, все русские приставки вам хорошо известны. Каждый день вы их слышите, произносите и читаете. Для разных приставок – разные законы.
Вы знаете, что разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от того они разделяются на три группы.
К первой группе относятся приставки, которые пишутся всегда одинаково независимо от произношения. Например: отпер, отперла, отдеру. Эта группа самая большая.
Ко второй группе относятся приставки, которые в одних словах пишутся с буквой З, а в других с буквой С: разбавить, расправить, рассорить, раззадорить.
К третьей группе относятся только две приставки: ПРИ- и ПРЕ-.
Эта группа самая маленькая, но самая трудная.
3. Самые трудные! (доска). Вот они: ПРЕ- и ПРИ- (табличка 1 на доске).
Почему эти приставки в одной группе? Потому что у них своё основание для правописания – смысл.
Прежде всего научимся узнавать их в лицо.
- Словарный выборочный диктант. (записать только те слова, в которых есть приставка третьей группы.)
Пробежать, прибежать, прекрасный, запретный, приподнять, оторвать, преграда, пришкольный, прадедушка. - Почему трудные.
Почему приставки ПРИ- и ПРЕ- самые трудные? По двум причинам. Во-первых, их правописание зависит от понимания их смысла в слове. Во-вторых, о правописании этих приставок есть не одно правило, а целых шесть. Поэтому, чтобы раскрыть секрет правописания ПРИ- и ПРЕ- придётся сразу учиться различать разные смыслы приставок по шести правилам (ОК на партах учащихся)
ОК При обозначении орфограммы нужно выделить:
4. Что может означать приставка ПРИ-?
Давайте посмотрим, какое значение придают словам приставки ПРЕ- и ПРИ-. Самый первый и самый лёгкий случай попробуйте объяснить сами. А) Догадайтесь, какое общее значение есть у слов: пришёл, приехал, прибежал, прикатился, приблизился, притащился (записать слова). Б) вы правы, если ответили так: приблизился. В) Слова, обозначающие приближение пишутся с приставкой ПРИ-. (вывешивается табличка 2). Г) Чтение четверостишия из передачи «Радионяня».
Д) запишите слова, обозначающие: Е) Приставку ПРИ- мы употребляем не только тогда, когда предмет приблизился сам, но и когда его приблизил кто-то: принёс, привёз, притащил. (Вывешивается таблица 3). Второе значение приставки ПРИ- А) Люди очень много занимаются тем, что присоединяют друг к другу разные вещи. Чего только не придумали для этой работы.
В) Замените данные словосочетания одним словом. Творческий диктант. Г) Вот так пелось об этом в песенке из передачи «Радионяня»:
Д) (Вывешивается таблица 4)
Е) Запись примеров: самолёт приземлился; Ж) (вывешивается таблица 5)
З) Закрепление. Третье значение приставки ПРИ- А) Сейчас вы его выясните сами. Образуйте с помощью приставки ПРИ- имена прилагательные от данных слов и запишите их. Б) Попробуйте объяснить значение приставки ПРИ- в этих словах. Вы, конечно же, поняли:
(Вывешивается таблица 6) В) Закрепление. Выборочный диктант: Приокский, прилетел, прилепил, приполз, привинтить, прибрежный, Четвёртое значение приставки ПРИ-. А) Если пирог в духовке не совсем сгорел, а только немножечко, мы говорим – пригорел. Доктор не сжёг вам царапину йодом, а только прижёг, вы не открыли окно широко, а только немножко приоткрыли
В) (Вывешивается таблица 7) Вот как об этом значении пелось в песенке из передачи «Радионяня»:
Г) Закрепление. Замените данные словосочетания одним словом с приставкой ПРИ-: IV. ОбобщениеУ учащихся карточки со словами на правила, которые они должны правильно прикрепить на доске.
|