Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Правописание приставки и предлога» («Школа России»)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ «Правописание приставки и предлога»
(по курсу Русский язык В.П. Канакиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_sayt.docx | 25.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
Правописание приставки и предлога.
Цель: развивать умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать.
- ознакомление с отличительными признаками приставок и предлогов;
- формирование навыков правильного написания предлогов и приставок;
- формирование коммуникативных умений учащихся (включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга; умение формулировать и задавать вопрос).
- развитие логического мышления;
- развитие зрительного внимания;
- развитие умения ориентироваться в пространстве;
- развитие мелкой моторики рук.
- учить взаимопомощи в трудных ситуациях,
- воспитывать дисциплинированность, аккуратность, активность.
Оборудование:
обучающая презентация;
индивидуальная рабочая тетрадь;
раздаточный индивидуальный материал.
- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
- высказывать свое предложение
- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
- развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)
- развитие умения различать приставки и предлоги, правильно употреблять их в речи и писать;
- формировать и формулировать понятия.
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
II. Организационный момент.
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть зима прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
— И пусть наш урок пройдет под девизом:
Не говори: « Не умею»,
А говори: «Научусь!»
— Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Начнем наш урок.
II. Минутка чистописания.
Я тетрадочку открою.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Открываем тетради. Пишем число, классная работа.
У : Ребята, начнём с минутки чистописания. Обратите внимание на доску. Пропишите данные буквы и сочетание букв правильно, красиво..
III. Постановка темы и целей урока.
1. Подготовительное упражнение
У : Чем являются данные буквы и сочетания букв, если рассматривать их в слове?
У : Ребята, а что называется приставкой?
Д: Приставка — часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка со словами пишется слитно.
У : Образуйте новые однокоренные слова с помощью данных приставок от корня ЛЁТ и запишите эти слова.
Д : Отлет, полет, залет, слет, подлет. (проверка)
У: Посмотрите ещё раз на эти сочетания букв. Могут ли они превратиться в отдельные слова?
Д: Могут, если их употребить как предлоги.
У: Придумайте слова с данными предлогами. (устно)
У : Что мы должны вспомнить, прежде чем написать слова с предлогами?
Д : Предлоги со словами пишутся раздельно.
Д: О т дома , по улице, за деревом, с другом, под партой .
У: Посмотрите на свои записи. Какой вывод мы можем сделать?
Д : Одни и те же сочетания букв могут быть как приставками, так и предлогами.
2. Постановка темы и целей урока.
У: Попробуем определить тему урока. О чем мы будем говорить на уроке?
Д: О приставках и предлогах.
У: Верно. Мы вспомним, что знаем о приставке и предлоге.
У : Почему такие разные понятия мы должны рассмотреть на одном уроке?
Д: Потому что можем допускать ошибки на письме.
У: Что же мы не знаем? Чему мы должны научиться?
Д: Как отличить приставку от предлога?
IV. Повторение необходимых знаний для дальнейшей работы.
У: 1. Давайте для начала сравним эти понятия . Сейчас вы разделитесь на группы. У каждой группы есть свой конверт. Вы должны собрать определение из слов, находящихся в конверте. Чья группа сделает быстрее, поднимает руки.
(Дети делятся на группы)
1 группа – собирает сведения о предлоге
2 группа – собирает сведения о приставке
— Слова на карточках: часть , часть , слова , речи , служит , служат , для связи слов в предложении , для образования новых слов ,
— Группы составляют свои сведения.
У: Все ребята справились с работой. Давайте расшифруем то, что у вас было в конвертах. О чём идёт речь в ваших заданиях?
(Коллективная проверка донесений)
2. Составление таблицы для сравнения
➢ служит для связи слов в предложении
➢ служит для образования новых слов
3. Анализ полученных результатов.
У: Очень много отличий. Ошибиться нет причин? Или есть?
Д: Есть.
У: В чем же трудность?
Д: Они похожи по написанию и отличать будет сложно.
V. Составление алгоритма действий.
У: Чтобы у нас с вами не было трудностей при написании приставки и предлога, давайте выполним данное задание
1. Определить, где приставка, а где предлог?
(в)летел (в)окно, (на)брёл (на)избушку,
(за)шло (за)тучу, (с)прыгнул (с)качели
У: Что мы должны вспомнить, чтобы определить, где приставка, а где предлог?
1 шаг.
Д: Предлоги не пишутся перед глаголами. Значит, сначала нужно определить часть речи ( определить глагол или другая часть речи)
2 шаг.
У: Как проверить существительные?
Д: Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово. Между приставкой и корнем – нельзя.
Индивидуальная работа по карточкам
Запишите двустишие, раскрывая скобки. Докажите, в каком слове на – приставка, а в каком – предлог.
Сугробы снега вьюги (на)мели,
И грузовик, как баржа, (на)мели.
У: А сейчас отдохнём. (Упражнение для глаз.)
VII. Закрепление алгоритма действий.
1. Самостоятельная работа
У: В продолжение нашей работы я предлагаю вам самостоятельно выполнить следующее задание.
Мальчик (с)прыгнул (с)велосипеда, (по)бежал (по)дорожке, (до)бежал (до)дома.
У: Чему мы научились на уроке?
Д: Отличать приставку от предлога.
У: Что общего между приставкой и предлогом?
Д: Они одинаково произносятся.
У: Чем отличаются приставка от предлога?
Д: Приставки пишутся слитно, а предлоги раздельно. Приставка-часть слова, предлог-часть речи.
У: У какой части речи не бывает предлогов?
Д\з: Составьте несколько предложений на тему «Зима» , используя данные сочетания букв и буквы.
У: Я очень довольна вашей работой на уроке. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс по теме «Приставки и предлоги».
Урок с использованием АМО (активных методов обучения).
Урок русского языка 2 класс «Учимся писать приставки» (УМК «Начальная школа XXI века»)
Тип урока : открытие новых знанийЦели: организовать работу учащихся с группой приставок, в которых пишется буква а; учить определять место орфограммы в слове.Задачи:Образовательные: .
Разработка урока русского языка 2 класс по теме «Приставка и предлог»
Тема: « Правописание предлогов и приставок»Цели:Образовательные: повторить и закрепить знания о правописании приставок и предлогов; их слитное и раздельное написание.Развивающие: развивать речь .
Конспект урока русского языка «правописание слов с шипящими на конце» (УМК «Школа России» 3 класс)
Конспект урока русского языка 3 класс на тему «Число глаголов» ( УМК «Школа России»)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Число глаголов»Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам; формирование умения определять число глаголаПлан.
Конспект урока русского языка 3 класс на тему «Времена глаголов» ( УМК «Школа России»)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Времена глаголов» Цели деятельности учителя: формирование представлений о временах глаголов.Планируемые результатыПредметные: — знать .
Конспект урока русского языка, 3 класс, Тема: «Что обозначает глагол» УМК «Школа России»
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Что обозначает глагол»Цели деятельности учителя: формирование представления о глаголах, умения распознавать глаголы среди других частей речи, умения упо.
Конспект урока по русскому языку «Правописание предлогов» 3 класс
Конспект урока по русскому языку 3 класс
Цель: Обобщить и систематизировать знания о предлогах.
Образовательная: з акрепить умения согласовывать предлоги со словами, обозначающими предметы, употреблять предлоги в своей речи, правильно писать предлоги с другими словами; совершенствование навыков комментированного письма, списывания с печатного текста.
Коррекционно-развивающая: развивать орфографическую зоркость, развивать речь, мышление и умение частично-поисковой познавательной деятельности. Обогатить словарный запас учащихся, формирование и развитие умения думать , анализировать , обобщать , развитие внимания памяти , воображения , сообразительности ; развитие мелкой моторики рук .
Воспитательная: воспитывать аккуратность и самостоятельность учащихся, формировать интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову, быть внимательными к товарищу, оказать посильную помощь.
Оборудование: магнитная доска, учебник, компьютер.
1. Организационный момент. Момент. Психологический настрой.
Мы пришли сюда учится, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
2. Запись числа в тетрадь. Минутка чистописания.
Записываем число, классная работа.
а) Чистописание. Какое время года сейчас? (Весна) С какой буквы начинается это слово? (в) Произнесите этот звук: в-в-в-в.
Напишите строчную букву «Е» одну строчку.
б) Какое насекомое издаёт этот звук? (Комар).
На какой вопрос отвечает это слово? (Кто?)
Сколько слогов в слове? (Два)
— Отгадайте загадки и запишите отгадку (письмо в тетрадях,)
· Как ты учишься, расскажет, все оценки вмиг покажет. (Дневник)
А дневник у кого? ( у ученика) что вы можете сказать об этом славосочетании?
· Он учит детишек читать и писать, природу любить, стариков уважать. (Учитель)
А как мы можем ещё сказать? (наш учитель), что вы можете сказать об этом славосочетании?
· Комната, не комната! Ребят проворных много тут. Там пишут и читают, примеры решают, рисуют и играют. (Класс),
С чем мы можем сочетать эту отгадку? (Про класс) Что такое «Про»?
Правильно, это предлог. Молодцы ребята!
3.Сообщение темы и цели урока.
Какая тема урока у нас будет сегодня? Над чем мы будем работать? Кто догадался? (Ответы детей.)
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами обобщим знания о предлогах. Продолжим закреплять правильное написание предлогов с другими словами, умения находить предлоги в тексте, связывать предлоги со словами, обозначающими предметы, употреблять предлоги в своей речи.
Тема нашего урока «Правописание предлогов»
· Работа по теме урока.
Игра «Живые слова»
(дети получают карточки со словами и становятся в таком порядке, чтобы получилось предложение)
на ветер дует улице
· А вот ещё одно слово нашлось. Сильный
Найдите ему место.
Учитель: Ребята, посмотрите, как написано предложение. Что можете сказать? Поможем, исправим ошибки. Кто нашёл ошибки? Сколько ошибок?
Наулица дует сильный ветир
— Какие ошибки допущены?
— К какому выводу мы пришли?
— Какие правила надо знать?
— Составим схему предложения. Сколько слов в предложении? Какое слово самое маленькое? Как оно называется?
В речи очень нужен я
Все слова мои друзья.
Иногда похож на букву,
Иногда похож на слог.
Вы меня узнали?
Конечно, я (предлог)
Учитель: О чем нужно помнить при составлении предложений? (Слова в предложении должны быть связаны друг с другом.
— Как устанавливается связь между словами?
(По смыслу, с помощью вопросов и с помощью предлогов)
— Что знаете о предлоге?
· Служат для связи слов в предложении
· Пишутся раздельно с другими словами.
«Пальцы делают зарядку» — развитие мелкой моторики пальцев рук
Лошадки
Эй, лошадки, все за мной!
Поспешим на водопой.
(Руки вперед. Пружинистые движения ног.)
Вот широкая река,
В ней холодная вода.
(плавное разведение рук в стороны, наклоны вперед).
(Поочередное притопывание то левой, то правой ногой.)
Эй, лошадки! Все за мной.
Поскакали домой. Гоп-гоп-гоп!
(Прыжки на месте).
6. Работа по теме урока.
Словарная работа. Ул..ца, вет..р, за..ц, ..гурец.
— Какое слово лишнее?
— Вставить пропущенную букву, выделить орфограмму.
— Запишите слова в тетрадь. Поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную.
· Запись предложения. Выделение орфограмм.
-Запишем предложение, которое составили. Как его будем записывать?
– А теперь будьте внимательны! Какие знакомые орфограммы или опасные места, вы заметили? Какое правило знаем?
– Легко ли было вам выполнять задание?
— Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. Теперь можно немного отдохнуть.
— Встаньте из-за парт. Я буду называть предлоги и слова – предметы. Если произнесу предмет, плавно поднимите руки вверх, потянитесь. Услышав предлог, разведите руки в стороны.
3. Образование словосочетаний с предлогами.
— На доске записаны слова. Вы должны составить словосочетания с предлогами. (Дети записывают словосочетания, подчёркивают предлоги.)
· Работа с учебником.
Учащиеся выполняют самостоятельно упражнение
8. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Какова была тема нашего урока?
— Какие правила мы повторили?
-Что такое предлог?
-Для чего нужны предлоги?
-Как предлоги пишутся со словами?
-Что понравилось на уроке?
-Какие задания вызвали затруднения?
— Достигнута ли цель, которую каждый из вас ставил вначале?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Тема: Правописание предлогов. Цель: Обобщить и систематизировать знания о предлогах. Задачи Образовательная: закрепить умения согласовывать предлоги со словами, обозначающими предметы, употреблять предлоги в своей речи, правильно писать предлоги с другими словами; совершенствование навыков комментированного письма, списывания с печатного текста. Коррекционно-развивающая: развивать орфографическую зоркость, развивать речь, мышление и умение частично-поисковой познавательной деятельности. Обогатить словарный запас учащихся, формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности; развитие мелкой моторики рук. Воспитательная: воспитывать аккуратность и самостоятельность учащихся, формировать интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову, быть внимательными к товарищу, оказать посильную помощь. Оборудование: магнитная доска, учебник, компьютер. Ход Урока. 1. Организационный момент. Момент. Психологический настрой. Мы пришли сюда учится, не лениться, а трудиться. Работаем старательно, слушаем внимательно.
Конспект урока по русскому языку «Правописание приставок и предлогов» 3 класс
Урок русского языка в 3 классе .Учиться распознавать предлог и приставку.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку «Правописание приставок и предлогов» 3 класс»
Конспект урока русского языка в 3-м классе
УМК В. П. Канакиной «Школа России» по теме«Правописание приставок и предлогов»
Выполнила: Сучкова И.В.
Место и роль урока в изучаемой теме: 1-ой урок по теме «Приставки и предлоги»
Тип урока: урок освоения новых знаний
Цель урока: создать условия для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами.
1. Образовательная – обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога
2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
3. Воспитательная — содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения, доброму отношению к окружающей природе.
4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
1. Русский язык: Учебник. Часть 1: для 3 класса четырёхл.нач.шк. – М.:Просвещение, 2013г.
3. Карточки с заданиями.
4. Средства обратной связи (светофоры)
Технология: проблемного обучения; в урок взяты элементы технологии системно – деятельностного обучения.
Методы: словесный, практический, наглядный
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Цели урока направлены на достижение учащимися:
— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
— навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
— установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.
— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
— формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
— активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
— логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;
— готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.
— овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока.
— осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
— первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;
— отличать слова с приставками от предлогов;
— применять правила правописания предлогов и приставок;
Скажите, что хотели бы получить от сегодняшнего урока.
-Какое у вас настроение?
— Ребята, улыбнитесь друг другу, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.
— Я даю вам инструкцию, а вы выполняете действие. Готовы? (Да). Тогда начнём:
—Возьмите тетрадь. Положите парту, возьмите ручку, запишите тетради дату. (Выполнить не можем.)
— Почему выполнить не можете задание? (Пропущено слово.) Догадайтесь, какое слово я пропустила? (На, в.)
— Чтобы выполнить действие и понять чью-то фразу, необходимо помнить о маленьких словах. Как они называются? (Предлоги.)
На слайде 1: Возьмите тетрадь. Положите на парту, возьмите ручку, запишите в тетради дату.
— А теперь выполните данную инструкцию. (На слайде 2 и на доске: число, классная работа).
Слайд 3: На, за, по, от, со, под. (На доске)
— Запишите данную строку в тетради.
Самоопределение к деятельности
— Посмотрите внимательно на строку. Что записали вы? (предлоги и приставки). Слайд. 3 На, за, по, от, со, под,
-Так приставка или предлоги? Кто сможет доказать?
— Где приставка? Где предлог? Кто бы нам понять помог?
— Значит, какую учебную задачу предстоит нам решить на этом уроке? (Будем учиться различать предлоги и приставки).
— Для чего нужно уметь различать их? (Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки и предлоги, правильно написать письмо, заявление и другие документы).
— Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока? (Тема: Правописание приставок и предлогов).
— А цель нашего занятия – различать приставки и предлоги, правильно употреблять в письменной и устной речи. Слайд 4 (на доске)
Первичное усвоение новых знаний
Слайд 5: Хорошеесловодосердцадойдет.
— Расшифруйте данную пословицу. Слайд 6: Хорошее слово до сердца дойдет.
— Объясните смысл данной пословицы.
— На что нужно обратить внимание при написании данной пословицы? (На то, что предлоги пишутся раздельно, а приставки слитно).
— Запишите данную пословицу, выделите приставку и предлог. Предлог выделяем в кружок, сверху обозначаем. (На слайде 7)
– Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)
– Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме, пишется слитно.)
– Как найти приставку в слове? (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.) Докажите, подберите однокоренное слово с другой приставкой (Уйдет, пойдет и т.д.).
– Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении.)
– Как пишется предлог с другими словами? (Предлог с другими словами пишется раздельно.)
– Попытайтесь между предлогом и следующим за ним словом вставить вопрос или другое слово.
Слайд 8: Хорошее слово до (до чего?) сердца дойдет.
Хорошее слово до щедрого сердца дойдет.
— Поэтому предлоги пишутся раздельно.
— С какой частью речи употреблен предлог в данной пословице? (Имя существительное).
— Я хочу вам открыть небольшой секрет. В русском языке предлоги никогда не употребляются с глаголами. Надеюсь этот секрет вы будете помнить всегда.
Первичная проверка понимания. Составление кластера в группах.
— Сейчас я вам предлагаю составить в группах кластеры по нашей теме урока. У каждой группы на столах лежат фразы, распределите их так, чтобы получилась сравнительная таблица. Можете использовать фломастеры, выделять главное, подчеркивать. После один ученик будет защищать свой кластер у доски. На это вам 2 минуты.
Слайд 9: Предлагаю данные кластеры сохранить как памятку.
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-pravopisanie-predlogov-3-klass-5256911.html
http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-russkomu-iazyku-pravopisanie-pri.html