Конспект урока правописание приставок безударные гласные в приставках

Правописание безударных гласных в приставках.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Методическая разработка урока русского языка. 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
bezudarnye_glasnye_v_pristavkah.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание безударных гласных в приставках

Цели и задачи урока:

  • формирование умения писать безударные гласные в приставках;
  • развитие памяти и внимания учащихся, расширение их кругозора;
  • воспитание любви и бережного отношения к природе .
  • разрезные карточки с пословицами;
  • карточки с деформированными текстами;
  • рисунки снеговиков для рефлексии урока.

I. Актуализация знаний по теме.

Положите свою ладонь на ладонь товарища. Чувствуете тепло. Это человеческая доброта живет в каждом из нас. Давайте передадим частицу душевного тепла друг другу и нашим гостям. Какие у вас добрые лица. Мне будет очень приятно работать с вами.

Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года. Январь”. Учитель читает стихи А.С.Пушкина.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама,
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
повисла на суках дубов.
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою,
Сравняла пухлой пеленою.
Блеснул мороз. И рады мы,
Проказам матушки – зимы.

— Ребята, какому времени года будет посвящена лексическая тема нашего урока? (Лексическая тема нашего урока посвящена зиме).

— Нарисуем красивые морозные узоры в наших тетрадях и потренируем руку в безотрывном письме. (Дети пишут узоры по образцу).

3. Словарная работа.

— А теперь выполним задание матушки – зимы. У вас на столах лежат конверты со словами, соберите из этих слов пословицы. (Ученики первого ряда собирают пословицу “Декабрь год кончает, зиму начинает”. Ученики второго ряда собирают пословицу “Январь – месяц ярких звезд, белых троп, синих льдов”. Третий ряд – “В феврале два друга – мороз и вьюга”. Дети читают составленные пословицы, сверяют их с образцом и объясняют смысл пословиц.)

— Выпишите названия месяцев в столбик. . (Выписывают слова и объясняют написание орфограмм, выделяя их).

— Что общего у этих слов? (Это имена существительные с безударными гласными непроверяемыми ударением).

– Прочитайте слова, записанные на доске в столбике, что у них общего? (Читают слова, замечают, что это глаголы с безударными гласными в корне, проверяемые ударением).

скр_пит (скрип)
к_рмить (корм)
х_л_дает (холод, холодный)

— Как проверить написание безударной гласной в корне, проверяемой ударением? Запишите эти слова во второй столбик, выделив орфограммы. (Записывают слова, объясняя и выделяя орфограммы).

II. Мотивационный этап.

4. Введение темы урока.

— Давайте вспомним, какую часть слова мы начали изучать на предыдущем уроке русского языка? (Приставка).

— Что такое приставка? (Дети дают определение приставки).

__ Чем они отличаются от предлогов?

— Образуйте при помощи приставок от слов второго столбика новые слова и запишите их в третий столбик. (Дети образуют слова и записывают их).

— Где в этих словах появилась ещё безударная гласная? (В приставках).

— Как же нам быть с этими гласными? Можно ли проверить написание буквы безударного гласного в приставке с помощью уже известного нам правила? Правильно ли мы их записали ? (Варианты ответов детей).

— Какова же будет тема нашего урока сегодня? (Правописание безударных гласных в приставках).

— Давайте определим цель нашего урока ( поочередно прикрепить на доску карточки)

1) научиться находить, проверять и правильно писать слова с безударными гласными в приставке.

2) Составить алгоритм написания безударных гласных в приставке.

III. Составление схемы ООД.

5. Изучение нового материала.

а) Работа по учебнику.

— Итак, в корне мы уже умеем проверять безударную гласную, как же нам быть с безударными гласными в приставках? (Дети выдают свои версии).

— Проверим ваши предположения, выполнив задание на доске. ( В каких словах гласный в приставке ударный? Выпишите эти слова в один столбик. А слова с безударными гласными в приставке в другой столбик.

записал — запись
доделал — досыта
надписал — надпись

Какой вывод можно сделать?

Вывод: приставки под ударением и без ударения пишутся одинаково.

— Можно ли проверить написание безударной гласной в приставке? (Да).

— Как? (Нужно подобрать такое слово, чтобы эта гласная в приставке была ударной).

— Всегда ли проверочное слово должно быть однокоренным? (Нет).

— Сверим наш вывод с правилом на стр. 103. (Читают правило).

Почему некоторые приставки даны в скобках? (Они похожи на предыдущие, но в конце добавляется еще одна буква гласного – о – для удобства произношения: отошел, оборвал, подошел.

Какие приставки с буквой о запомнили (до, о, об, обо, от, ото , по, под, подо, про, со.

С буквой а? (за, на ,над, пра, )

Какой способ используется чаще? Почему? (Таких приставок не много их легче запомнить.)

Как графически обозначена орфограмма?

в) Составление алгоритма работы над орфограммой.

— С чего мы будем начинать работу по написанию безударной гласной в любой части слова?

— Определяю, в какой части слова находится безударный гласный звук.

— Если безударная гласная находится в приставке, вспоминаю, как пишется эта приставка: о-, об-, от-, до-, по-, под-, про-,со-, за-, на-, над-, пра- или подбираю проверочное слово с такой же приставкой, чтобы гласная была ударной.

— Пишу слово, вставляя нужную букву.

— Подчеркиваю безударную гласную.

Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз. (Имитируем движением мороз)
Во дворе у снежной Бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морозный нос. ( Натираем нос)
В речке стала вдруг вода, (прыжки на месте)
Неподвижна и тверда.
Вьюга злится, (дети кружатся)
Снег кружится,
Заметая всё кругом (имитируем движения руками)
Белоснежным серебром.

IV. Этап материальных и материализованных действий.

7. Первичное закрепление.

А сейчас возвращаемся к словам третьего столбика и проверим правописание приставок.

В слове заскрипит ударение падает на слог -пит, безударная гласная -а находится в приставке, значит подбираю проверочное слово с такой же приставкой, но с ударной гласной например (заморозки) или вспоминаю приставку с буквой а – за.

(Дети объясняют написание гласных в приставках и учатся правильно проговаривать орфограмму).

б) Осложненное списывание.

— Матушка зима оставила вам подарки. Нравится? Переверните снежинки и прочитайте. (Дети читают про себя, а затем один ученик читает вслух).

З…метает пурга белый путь, (запись, заговор, запах)

Хочет (в)мягких сн…гах (повад, повар, поровну)

П…тонуть. (отблеск, оттиск- отпечаток, отжим)

Вет…р резвый уснул

Не пр…ехать в лесу, (проблеск, промах , про́пуск, про́рванный )

— Какое настроение появляется у вас при прочтении этого стихотворения? Почему? (Дети дают свои ответы и объясняют свое настроение).

— Вставьте пропущенную букву, обозначьте орфограммы. (Взаимопроверка)

Физкультминутка для глаз.

в) Работа с деформированным текстом.

Ребята, сегодня утром я написала текст на доске. Когда я открыла форточку подул сильный ветер и сдул все точки. Помогите пожалуйста расставить их на свои места.

(За)крутила м..тель настало м..розное утро на окнах появились уд..вительные узоры они были похожи на л..дяной сад со сказочными цв..тами.

Пишем под диктовку.

8. Домашнее задание.

У вас есть возможность выбрать домашнее задание самим. Если вы выберете задание на зеленой карточке, то вы справитесь самостоятельно, используя те знания, которые получили сегодня на уроке. Если на красной, то вам придется обратиться другим источникам информации.

Игра “ Хлоп — топ ”.

— Безударные гласные бывают только в корне? (Топ).

— Правописание безударных гласных в приставках нужно запомнить или проверить, подобрав проверочное слово с ударной приставкой? (Хлоп).

— Проверочные слова должны быть обязательно однокоренными? (Топ).

__В слове замок есть приставка –за. (Топ)

__В слове записка есть приставка –за. (Хлоп)

__ Есть приставка, нет приставки.

— Найдите снеговиков у вас на столах.

__ Если у вас все получилось сегодня на уроке, то ваш снеговик белый. (Ты молодец! Так держать!)

— Если что-то не получалось, снеговик голубой. (У тебя обязательно всё получится!)

— Если ничего не получилось, то снеговик серый. (Я верю в тебя)

Урок русского языка по теме: «Правописание безударных гласных в приставках»

Цели урока:

  • формирование умения писать безударные гласные в приставках;
  • развитие памяти и внимания учащихся, расширение их кругозора;
  • воспитание любви и бережного отношения к природе.
  • Оборудование:

    • компьютер;
    • проектор, экран;
    • тренажер для глаз;
    • разрезные карточки с пословицами;
    • индивидуальные учебные карты (схемы ООД);
    • карточки с деформированными текстами;
    • рисунки снеговиков для рефлексии урока.

    Ход урока

    I. Актуализация знаний по теме.

    Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года. Январь”. На экране демонстрируется фоторяд репродукций картин великих русских художников. Учитель читает стихи А.С.Пушкина.

    Вот север, тучи нагоняя,
    Дохнул, завыл – и вот сама,
    Идет волшебница зима!
    Пришла, рассыпалась; клоками
    повисла на суках дубов.
    Легла волнистыми коврами
    Среди полей, вокруг холмов.
    Брега с недвижною рекою,
    Сравняла пухлой пеленою.
    Блеснул мороз. И рады мы,
    Проказам матушки – зимы.

    — Ребята, какому времени года будет посвящена лексическая тема нашего урока? (Лексическая тема нашего урока посвящена зиме).

    — Нарисуем красивые морозные узоры в наших тетрадях и потренируем руку в безотрывном письме. (Дети пишут узоры по образцу).

    3. Словарная работа.

    — А теперь выполним задание матушки – зимы. У вас на столах лежат конверты со словами, соберите из этих слов пословицы. (Ученики первого ряда собирают пословицу “Декабрь год кончает, зиму начинает”. Ученики второго ряда собирают пословицу “Январь – месяц ярких звезд, белых троп, синих льдов”. Третий ряд – “В феврале два друга – мороз и вьюга”. Дети читают составленные пословицы, сверяют их с образцом на экране и объясняют смысл пословиц.) (См. Презентацию 1).

    — Какие слова с непроверяемым написанием вам повстречались в пословицах? Выпишите их в столбик и объясните написание орфограмм. (Выписывают слова и объясняют написание орфограмм, выделяя их).

    декабрь
    январь
    февраль
    мороз

    — Что общего у этих слов? (Это имена существительные с безударными гласными непроверяемыми ударением).

    – Прочитайте слова, записанные на доске в столбике, что у них общего? (Читают слова, замечают, что это глаголы с безударными гласными в корне, проверяемые ударением).

    скр_пит
    к_рмить
    к_вать
    х_л_дает

    — Как проверить написание безударной гласной в корне, проверяемой ударением? Запишите эти слова во второй столбик, выделив орфограммы. (Записывают слова, объясняя и выделяя орфограммы).

    II. Мотивационный этап.

    4. Введение темы урока.

    — Какую часть слова мы начали изучать на предыдущем уроке русского языка? (Приставка).

    — Что такое приставка? (Дети дают определение приставки).

    — Образуйте при помощи приставок от слов второго столбика новые слова и запишите их в третий столбик. (Дети образуют слова и записывают их).

    заскрипит
    накормить
    заковать
    похолодает

    — Где в этих словах появилась ещё безударная гласная? (В приставках).

    — Как же нам быть с этими гласными? Правильно ли мы их записали? (Варианты ответов детей).

    — Какова же буде тема нашего урока сегодня? (Правописание безударных гласных в приставках). Тема появляется на экране. (См. Презентацию 1).

    Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз)
    По ночам трещит мороз. (Имитируем движением мороз)
    Во дворе у снежной Бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)
    Побелел морозный нос. ( Натираем нос)
    В речке стала вдруг вода, (прыжки на месте)
    Неподвижна и тверда.
    Вьюга злится, (дети кружатся)
    Снег кружится,
    Заметая всё кругом (имитируем движения руками)
    Белоснежным серебром.

    III. Составление схемы ООД.

    6. Изучение нового материала.

    а) Работа по учебнику.

    — Итак, в корне мы уже умеем проверять безударную гласную, как же нам быть с безударными гласными в приставках? (Дети выдают свои версии).

    — Проверим ваши предположения, выполнив упражнение 148 на стр. 103. (Дети читают задание, выполняют под руководством учителя).

    записал — запись
    доделал — досыта
    надписал — надпись и т.д.

    Вывод: приставки под ударением и без ударения пишутся одинаково.

    б) Работа с правилом.

    — Можно ли проверить написание безударной гласной в приставке? (Да).

    — Как? (Нужно подобрать такое слово, чтобы эта гласная в приставке была ударной).

    — Всегда ли проверочное слово должно быть однокоренным? (Нет).

    — Сверим наш вывод с правилом на стр. 103. (Читают правило).

    в) Составление алгоритма работы над орфограммой. (См. Презентацию 1).

    — С чего мы будем начинать работу по написанию безударной гласной в любой части слова? Возьмите учебную карту. (Дети читают алгоритм на заготовках учебных карт и заполняют на этой карте таблицу по написанию приставок).

    — Какие приставки с гласной буквой “а” вам повстречались сегодня на уроке? (Дети перечисляют).

    — Есть еще приставки, в которых пишется гласная буква “а”, их вы можете списать из моей таблицы, данной на экране. (Дети дописывают приставки в свои учебные карты).

    IV. Этап материальных и материализованных действий.

    7. Первичное закрепление.

    а) Проверка написания слов, записанных в словарной работе в третьем столбике.

    — Объясним устно правописание приставок в словарной работе. (Дети объясняют написание гласных в приставках и учатся правильно проговаривать орфограмму).

    б) Осложненное списывание.

    — Прочитайте стихотворение, записанное на доске. (Дети читают про себя, а затем один ученик читает вслух).

    — Какое настроение появляется у вас при прочтении этого стихотворения? Почему? (Дети дают свои ответы и объясняют свое настроение).

    — Спишите это стихотворение, объяснив орфограммы.

    Физкультминутка для глаз.

    в) Дифференцированная работа.

    — Сильные ученики составляют и записывают текст “Зима”.

    “А детям радость. Снежные метели заметут лесные тропы. Замелькают в воздухе первые снежинки. Теплое одеяло покроет землю. Они будут лепить снеговиков, строить крепости”.

    — Остальные ученики самостоятельно выполняют упр. 99 на стр. 52 “Дидактического материала” (1 ряд – первое предложение, 2 ряд – второе предложение и т.д. по одному ученику с каждого ряда работают у доски).

    Проверяем работу учеников у доски и прослушиваем тексты, которые составили сильные ученики, находя на слух слова с приставками и объяснив их написание.

    — Безударные гласные бывают только в корне? (Нет).

    — Правописание безударных гласных в приставках нужно запомнить или проверить, подобрав проверочное слово с ударной приставкой? (Да).

    — Проверочные слова должны быть обязательно однокоренными? (Нет).

    9. Домашнее задание.

    — Найдите снеговиков у вас на столах. Если у вас все получилось сегодня на уроке, то ваш снеговик белый.

    — Если что-то не получалось, снеговик голубой.

    — Если ничего не получилось, то снеговик серый.

    Конспект урока по русскому языку на тему : Правописание букв безударных гласных в приставках.

    Русский язык, 3 класс

    Тема: Правописание букв безударных гласных в приставках.

    – развитие умений наблюдать за правописанием букв гласных в приставках, отличать ударные и безударные гласные в приставках, устанавливать закономерности их написания;

    – формирование умения писать буквы безударных гласных в приставках

    1. Ра звиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

    2. П редставлять информацию в виде схемы.

    3 . Выявлять сущность, особенности объектов.

    4. На основе анализа объектов делать выводы.

    5. Обобщать и классифицировать по признакам.

    6. Ориентироваться на развороте учебника.

    7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

    1. Р азвиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

    2. О ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    3. П рогнозировать предстоящую работу (составлять план).

    4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    1. Р азвиваем умение слушать и понимать других.

    2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    3. Оформлять свои мысли в устной форме.

    4. Умение работать в паре.

    1. Р азвиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

    2. О ценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

    3. Ф ормируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Ι. Актуализация знаний.

    – Что надо записать? (Дату.)

    Комментированная запись числа.

    – Какую запись должны сделать дальше?

    – Напишите слова «Классная работа».

    1. Проверка домашнего задания.

    – Что такое приставка?

    – Как обнаружить в слове приставку?

    – Приведите примеры слов с приставками по- и под- .

    – Какое слово с приставкой под- из текстового задания № 2, тема 4

    в рабочей тетради вы выбрали? ( Подснежник .)

    – Легко ли было его найти? Почему? (Все слова имеют в начале под- .)

    – Что вам помогло в поиске? (Подбор однокоренных слов, выделение корня.)

    – В каких словах есть приставка по- ? Докажите.

    – Почему в слове подвиг вообще нет приставки? (Нет однокоренных к нему слов с корнем двиг- или виг- .)

    – Приведите примеры слов с приставкой за- из домашнего упр. 1, с. 130.

    – Как вы их нашли?

    – Назовите словарные слова из этого упражнения.

    – Составьте устно предложение с любым из слов, запишите.

    – Обменяйтесь тетрадями для проверки.

    2. Словарная работа.

    1. Устный диктант.

    Ученики называют слова из словарика, один ученик проговаривает их орфографически.

    2. Составление пословицы по схеме:

    (Мало хотеть – надо уметь.)

    II . Формулирование проблемы, планирование деятельности.

    Открытие новых знаний.

    На доске записаны слова:

    порвал, забег, перевал, отпить, просмотр .

    – Поставьте ударение, подчеркните букву безударного гласного.

    В какой части слова она находится?

    – Сформулируйте тему урока. (Буквы безударных гласных в приставках.)

    – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)

    1. Постановка проблемного вопроса.

    Наблюдение над безударными гласными в приставках и корнях слов.

    Упр. 147. Работа в группах. Каждая группа исследует три слова.

    Выполняется (если необходимо) с консультацией учителя.

    Каждая группа сделает вывод: где могут находиться буквы безударных гласных, какие написания можно объяснить.

    Вывод : безударные гласные могут быть не только в корне, но и в приставках. В корне их можно проверить .

    – А как быть с безударными гласными в приставках? Сформулируйте основной вопрос урока. ( Ученики высказывают предположения .)

    2. Поиск решения.

    1 . Проверим ваши предположения, выполняя упр. 148.

    Наблюдение ведётся в ходе записи :

    надписал надпись и т.д.

    Вывод : буквы гласных в приставках пишутся и под ударением, и без ударения одинаково. Значит, для написания буквы безударного гласного в приставке можно подобрать проверочное слово с такой же приставкой, где бы гласный был под ударением.

    2. Работа над правилом .

    – Прочитайте про себя правило на с. 123.

    – Почему некоторые приставки даны в скобках? (Они похожи на предыдущие, но в конце добавляется ещё одна буква гласного о – для удобства произношения: обновил/обозвал, откусил/оторвал, подбежал/подошёл.)

    – Какие приставки с буквой о запомнили?

    – В каких приставках пишется буква а ?

    Можно ли проверить эти гласные в приставках?

    – Какой способ используется чаще? Почему? (Таких приставок немного, их легко запомнить.)

    – Запишите приставки в два столбика:

    Учитель диктует: за, по, на, под, про, пра.

    – Какие ещё приставки есть в правиле? Допишите их в соответствующие столбики.

    – Как графически обозначена эта орфограмма?

    – Ответьте на вопрос после правила. Докажите свою точку зрения.

    – Когда для проверки нужны обязательно однокоренные слова?

    (Для проверки написания букв безударных гласных в корне.)

    ΙII . Развитие умений – применение знания.

    Работа в учебнике.

    1. Работа по учебнику.

    Упр. 149. Осложнённое списывание .

    Коллективно выполняется первый «шаг» в задании: ученики объясняют написание приставки (предлога), затем самостоятельно списывают, вставляют буквы, обозначают орфограммы .

    2. Выборочная запись слов с изученной орфограммой .

    – Запишите слова с орфограммой «Буква безударного гласного в приставке», обозначьте её. Если эти считалки вам знакомы, расскажите их до конца.

    Станем думать и гадать, Зазвенела птичья трель,

    Как ни думай, ни гадай, Раз, два, три, четыре, пять,

    Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

    – Что тебе нужно было сделать?

    – Удалось тебе выполнить задание?

    – Ты сделал всё правильно или были недочёты?

    – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

    – Какой был уровень задания?

    – Какие умения формировались при выполнении этого задания?

    – Какую отметку ты бы себе поставил?

    – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

    – Что мы сейчас делали?

    – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

    – В каких частях слова встречается орфограмма-буква безударного гласного?

    – Приведите примеры слов с безударными приставками.

    – Какая буква в них пишется?

    – Как графически обозначается изучаемая орфограмма? Покажите в виде схемы.

    – Что у вас получалось сегодня лучше всего?

    – В чём испытали затруднения?

    – Кто сегодня получил отметку в дневник?

    Курс повышения квалификации

    Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

    Курс повышения квалификации

    Дистанционное обучение как современный формат преподавания

    Курс повышения квалификации

    Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

    • Омельченко Ольга АнатольевнаНаписать 806 26.04.2017

    Номер материала: ДБ-420490

    Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

      26.04.2017 578
      26.04.2017 511
      26.04.2017 349
      26.04.2017 157
      26.04.2017 600
      26.04.2017 3441
      26.04.2017 767

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

    Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

    Время чтения: 1 минута

    Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

    Время чтения: 1 минута

    Более половины родителей не состоят в родительских чатах

    Время чтения: 1 минута

    В школе в Пермском крае произошла стрельба

    Время чтения: 1 минута

    ВШЭ перейдет на удаленку до конца года

    Время чтения: 1 минута

    Школьных охранников предлагают обучать основам психологии

    Время чтения: 2 минуты

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


    источники:

    http://urok.1sept.ru/articles/211752

    http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-bukv-bezudarnih-glasnih-v-pristavkah-1842518.html