Конспект урока правописание приставок на согласную

Конспект урока «Правописание согласных в приставках (применение правила)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18»

урок по русскому языку в 3Б классе

Тема: «Правописание согласных в приставках (применение правила)»

Савич Елена Владимировна

учитель начальных классов

Правописание согласных в приставках (применение правила).

Тип урока : комбинированный

· формирование практического опыта написания слов с приставками, оканчивающимися на парный согласный;

· совершенствование умения распознавать изученные орфорграммы в словах и разбирать слова по составу;

· развитие речи, внимания, мышления и воображения учащихся;

· воспитание самостоятельной творческой личности

I. Психологическое включение в деятельность

· Какой урок? Все ли готовы?

· Запись в тетрадь: 19 февраля. Классная работа.

· Чем будем заниматься на уроке? Схему чего вы видите? (слайд 1)

· Были ли уроки, посвящённые правописанию приставок или это первый урок? (да)

· С правописанием каких приставок мы уже познакомились?

· Есть ли правило правописания приставок с гласными О,А? (нет, запоминаем)

· На что сегодня мы обратим внимание при правописании этих приставок? (на согласные) *

· Знаете ли вы правило правописания приставок, оканчивающихся на согласный? Пишутся одинаково

· Какова будет цель сегодняшнего урока русского языка? *(применение правила)

III. Учебно-исследовательская деятельность

1. Чистописание – минутка каллиграфии (слайд 2) *

· Об От Над Под * обед обувь объезд ( на доске пишет учитель)

2. Актуализация знаний

· Какие орфограммы в каждом слове? * * *( у доски ученик)

· В каком из этих слов ОБ является приставкой? * Докажите. (разбор слов по составу у доски)

· Где могут быть орфограммы? * *

· Требуют ли орфограммы применения правил? * *

· Проверьте (слайд 4) *

· А правописание приставок требует применения правил? * (да, нет)

3. Производство новых знаний

· Проверять или запоминать нужно правописание приставок? * *(слайд 5)

· Гласные О,А запоминаем? А согласные?

· упр. 48на стр. 60 *

Физминутка( танец маленьких утят) или стихотворение:

Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Бег на месте. Веселей!

И быстрей, быстрей, быстрей!

Делаем вперёд наклоны –

Раз – два – три – четыре – пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять.

Раз – два – три – четыре – пять.

А потом прыжки на месте,

Выше прыгаем все вместе.

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться.

Да прилежно, не лениться

IV. Решение практических заданий

· Понаблюдаем за произношением в этих словах приставок *ОБ-, *ОТ-, ПОД-, * НАД (слайд 7 — поочерёдно)

· Как произносим согласные? Как пишем?

· Сделаем вывод:* * (слайд 9)хором

· Правило вывешивается на доске

V. Самоконтроль. Самокоррекция.

· На основании правила попробуйте правильно записать отгадки * (слайды 10**,11**,12**,13** с загадками) и выделить в них приставки

· Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадкой с соседом и проверьте работу (слайд 14) *

· Верните тетради. Кому ничего не исправили? Молодцы!

· Какое слово могло быть лишнем в этом ряду и почему?

· Самостоятельная работа : разберите слова по составу полностью

· Какую цель урока мы перед собой поставили? (слайд 15) *

· Достигли мы её? * (правило)хором

· Оцените свою работу на уроке (слайд 16)* . Выберите соответствующее предложение * * * *, нарисуйте на полях тетради знак соответствующего цвета и сдайте тетради на проверку.

VIII. Домашнее задание (слайд 17). * Что не понятно?

Желаю всем успехов! Учитесь на отлично! * (слайд 18) Урок окончен.

* щелчок компьютерной мыши

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Интеллектуальная игра по кубановедению

Конспект урока по русскому языку «Письмо строчной и заглавной букв О, о»

Классный час «День матери»

Конспект урока по литературному чтению «Азбука – к мудрости ступенька. Звук [a]. Буквы А, а»

Классный час «Где найти витамины зимой?»

Конспект урока по математике «Понятия «много», «один». Число и цифра»

Урок русского языка на тему «Местоимение» (4 класс)

Конспект урока » Здравствуй, Осень» (1 класс)

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5224452 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В России создали сообщество активных родителей

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В России будет введена должность советника директора по воспитанию

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки предложило вузам перевести студентов на удаленку

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конспект урока по русскому языку в 10 классе. Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы Ы-И после приставок.

Конспект урока по русскому языку в 10 классе на тему «Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы Ы-И после приставок»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 10 классе. Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы Ы-И после приставок.»

13.11.18 год. Русский язык. 10 класс. (9 урок)

Тема: «Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы Ы-И после приставок»

— систематизировать знания о правописании приставок;

— организовать деятельность учащихся по формированию умения;

— определять группу приставки по написанию и орфограмму, связанную с её написанием.

— совершенствовать орфографические навыки написания приставок.

— активизировать личностный смысл учащихся к изучению темы;

— развивать логическое и критическое мышление, умение улавливать причинно-следственные связи, систематизировать, обобщать;

— развивать коммуникативную компетенцию – навыков речевого общения: слушать, понимать, использовать теоретические знания для объяснения способов деятельности.

— способствовать формированию языковой личности как субъекта национальной культуры;

— воспитывать стремление к осознанию языковых явлений, усвоению норм языка, пониманию значения орфографической грамотности;

— осуществлять нравственное и эстетическое воспитание.

Методы обучения: наглядный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. Н.Г.Гольцовой, ноутбук, проектор, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1.Устная работа с эпиграфом к уроку:

“Совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга”. Академик Л.Щерба

2) Орфоэпическая минутка. «Говори правильно» (по карточке)

1. В каком слове ударение падает на второй слог:

1) статуя;
2) каталог;
3) августовский;
4) пуловер.

2. Укажите слово, в котором допускаются варианты ударения

1) апостроф;
2) эксперт;
3) кухонный;
4) творог.

3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук

1) красивЕе всех;
2) на прОстынях;
3) они прАвы;
4) свежие тортЫ.

Найдите «третье лишнее» в цепочках слов:

1. бе…численные, ра..шатанное, бе…грешный.

2. …говориться, …дешние, …дать.

3. пр…быть в город, пр…творить дверь,

4. пред…стория, вы…грать, раз…скать.

(Жигурин С.работает у доски, остальные в тетради. Проверка по слайду)

— Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.

— Посмотрите на слайд, где указаны опорные слова и определите цели и задачи нашего урока.

Целеполагание (цели и задачи урока) вспомнить – узнать – научиться.

Цели урока – систематизировать знания о правописании приставок и совершенствовать орфографические навыки написания приставок.

— Сегодня на уроке мы будем говорить о приставках. Вспомните, что вам известно о приставках.

— Что такое приставка?

— Продолжите ряд: понимать, отнимать, …

— Каково назначение приставок?

Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

— Как вы думаете, сколько приставок в русском языке?

— В русском языке 58 активно действующих приставок.

IV. Изучение материала.

(учащиеся, глядя на таблицы из слайдов, вспоминают и формулируют правила написания приставок)

Презентация «Три группы приставок».

Не меняются на письме

перед глухими согласными

Различаются по значению

— В зависимости от того, какие проблемы возникают при написании приставок.

Все приставки в русском языке делятся на три группы:

первая группа – приставки, которые не меняются на письме,

вторая группа – приставки, которые меняют з на с перед глухими согласными,

и третья группа – это приставки, которые различаются по значению.

«Приставки на …з и …с»

без – (бес – ) низ – (нис –)

вз – (вс –) раз – (рас –)

воз – (вос –) роз – (рос – )

из – (ис – ) через – (черес – )

Перед звонкими согласными …з б в г д ж з / л м н р й / избить

Перед глухими согласными …с п ф к т ш с / х ц ш щ / испить

Приставка с – всегда пишется одинаково, независимо от произношения

2) В словах: здесь, здание, здоровье з входит в состав корня.

3) В составе сложных слов пишется з (близсидящий, Близстоящий)

4) Правописание приставок роз – (рос – ) и раз – (рас – ) определяется ударением:

Без ударения – а, под ударением – о

рассыпать – россыпи; развалиться – розвальни;

распускать – роспуск; разыграть – розыгрыш;

расписание – роспись; раздать – розданный;

рассказ – россказни; разыскать – розыск

— Третья группа приставок – это приставки пре – и при –. Правильное написание приставок пре – и при – связано с пониманием их лексических значений.

Приставки третьей группы

(различаются по значению)

1 высшая степень, «очень» 1 приближение (приехать)

(предобрый, преуспевать) 2 присоединение (прибить)

2 близкое к значению «пере», 3 близость (пригород)

«через» 4 неполное действие (прилечь)

(преодолеть, преградить, 5 доведение действия до конца

пресечь, преступление) (придумать, приготовить)

Запомните слова-исключения (словарные слова).

Препятствия, препоны, преисподняя,

прегрешения, прекословить, препираться, престол, превратный, пресловутый, прельстить, преклонный, преставиться, преподобный, прелюбодей, преувеличить, (камень) преткновения, пресмыкаться, препарировать, преамбула, прелюдия, премьера, престиж, президент, президиум, претензия, презумпция, прерогатива, превентивный, превалировать, претендент, прецедент, префект…

Прибаутка, привередливый, пригожий, прибор, приличия, пристойно, приесться, приказ, присяга, приключение, прикорнуть, присяга, притеснять, притон, причина, причуда, притязание, природа, пример, причёска, прискорбно, приволье, прицел, примета, приверженец, прилежный, приличный, приватный, приматы, примитив, примадонна, привилегия, приоритет, приукрасить, прихотливый…

— Когда в словах после приставок пишется гласная Ы, а когда И?

Правило достаточно простое:
После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо И пишется Ы в соответствии с произношением:

играть — подыграть, разыграть, сыграть;

искать — отыскать, подыскать, разыскать;

Рассмотрим исключения из правила, то есть случаи, когда после приставки, оканчивающейся на согласную, пишется не Ы, а И.
1. И пишется после приставок МЕЖ- и СВЕРХ-:

сверхизысканный.
2.
И пишется после ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ-:

двухимпульсный.
3.
И пишется после иноязычных приставок и частиц ДЕЗ,

КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-, ПАН-:

спортинвентарь и т.д.
5. И пишется в слове взимать.
6. И пишется после приставок, оканчивающихся на
гласную: поискать.

V. Физминутка. Гимнастика для глаз

Рисование «ленивых восьмерок» глазами. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. Быстро моргать в течение 10-12 секунд. Открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза. Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течение 20-30 секунд.

VI. Закрепление материала.

1.Работа по учебнику.

Упражнение 138 на странице 87 (устно)

2. Работа с текстом (текст распечатан)

1. Прочитайте фрагмент работы В. Соловьева «Смысл любви».

2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

3.Выпишите слова с пропуском букв в приставках в три столбика, сформулировав основание для распределения.

Дар слова есть натуральная пр_надлежность человека, язык не выдумывается как и любовь. Однако было бы крайне п_чально если бы мы о(т,д)носились к нему как к естественному пр_це(с,сс)у который сам собою в нас пр_и(з,с)ходит, если бы мы говорили так как поют птицы пр_давались бы естественным с_ч_таниям звуков и слов для выр_жения невольно пр_ходящих через нашу душу чу_ств и пр_дставлений, а не делали из языка орудия для п_следовательного пр_ведения извес_ных мыслей, средства для д_стижения р_зумных и с_знательно п_ставленных целей. При исключительно па(сс,с)ивном и бе_сознательном о_ношении к дару слова не могли бы образоваться ни наука ни иску(с,сс)тво ни гражданское о_щежитие да и самый язык вследствие недостаточного пр_менения этого дара не ра_вился бы и остался бы при з_чаточных своих пр_явлениях.

4. Определите тему и основную мысль текста.

5. Сформулируйте проблему, поднятую автором текста. Выразите свое отношение к ней.

Задание 10 из КИМ ЕГЭ (карточки распечатаны каждому ученику)

1.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1. пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать

2. сверх..естественный, с..ёмка, двух..ярусный

3. п..никнуть, пр..дедушка, поз..вчера

4. чере..чур, и..синя-чёрный, бе..крайний

5. вз..скать, без..нициативный, сверх..зысканный

2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

пр..сечь, пр..одолеть, пр..градить

пр..рывать, пр..стать, пр..маленький

ад..ютант, бул..он, компан..он

об..рвать, д..йти, от..двинуть

р..списка, р..зыск, р..спись

Пресечь, преодолеть, преградить

Прерывать, пристать, премаленький

Адъютант, бульон, компаньон

Оборвать, дойти, отодвинуть

Расписка, розыск, роспись

3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

пр..сечь, пр..гласил, пр..открыть

пр..влечь, пр..дание, пр..дирки

пр..бежище, пр..берег, пр..украсил

пр..дед (исключение), пр..образ, пр..язык

пр..рекаться, пр..красный, пр..милый

Пресечь, пригласил, приоткрыть

Привлечь, предание, придирки

Прибежище, приберег, приукрасил

Прадед (исключение), прообраз, праязык

Пререкаться, прекрасный, премилый

4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

..десь, ..даваться, ..дание

и..бавиться, и..резать, и..менить

ра..писание, ра..бежаться, ра..украсить

р..спись, р..списаться, р..зыск

пр..лечь, пр..своил, пр..открыл

Здесь, сдаваться, здание

Избавиться, изрезать, изменить

Расписание, разбежаться, разукрасить

Роспись, расписаться, розыск

Прилечь, присвоил, приоткрыл

— Чем мы с вами занимались на уроке?

— Какие правила повторили?

— Расскажите правила и приведите примеры.

Заполните анкеты, подчеркнув свой ответ.

1. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен)

2. Урок мне показался (коротким / длинным)

3. Материал урока мне был (понятен / не понятен; полезен / бесполезен)

Конспект урока по русскому языку «Правописание согласных в приставках» (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока по русскому языку «Правописание согласных в приставках» (3 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_pravopisanie_soglasnyh_v_prisavkah.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Правописание согласных в приставках»

Цели деятельности учителя:

  • развитие умений у учащихся писать приставки всегда одинаково, независимо от их произношения, и слитно;
  • способствование осознанному употреблению слов с приставками.
  • развивать умение различать приставки, правильно употреблять их в речи и писать;
  • формировать понятия, что к каждому из значений многозначного слова может быть подобран соответствующий синоним;
  • слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
  • формировать учебно-познавательный интерес к учебному предмету, способность к самооценке,
  • уметь работать в коллективе;
  • развивать самостоятельность и дисциплинированность.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник Л. Я. Желтовская, Русский язык, 3 класс – УМК «Планета знаний» ; презентация; компьютер учителя; проектор.

Методы и приёмы

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

— Здравствуйте, ребята!Итак, у нас урок русского языка. Проверьте, всё ли готово у вас к уроку. Пусть этот урок принесёт вам новые знания и радость общения друг с другом.

Желаю вам удачи!

Готовятся к уроку

Эмоционально настраиваются на урок

Положительный настрой на урок, создание благоприятной атмосферы на уроке (Р.)

II.Актуализация знаний и мотивация

Запись слов по значению,

определение и обозначение орфограмм.

Практический: «Выбери верное утверждение»

III. Постановка учебной задачи

Организация пробного учебного действия

IV. Решение учебной задачи

— Открыли свои тетради и записали сегодняшнее число, классная работа.

— Сегодня на уроке мы обобщим все те знания, которые вы получили на предыдущих уроках о частях слова. Подробнее остановимся на приставках, вспомним, какую роль они выполняют в словах и бывают ли в приставках орфограммы.

-И начнём мы как обычно с минутки красивого письма. Внимательно посмотрите на данную таблицу. (а, б, …, г, д)

— Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания?

-Что можете сказать об особенностях написания строчной буквы в ? (Высота строчной буквы в такая же как у заглавной В)

-Пропишите в тетрадях одну строчку буквы и не забывайте сравнивать с образцом на доске.

-Какие звуки даёт буква в?

-Назовите мне слово, которое начинается с твёрдого звука в и обозначает призыв быть сосредоточенней, собраннее. (собраться)

-Что означает это слово? (внимание)

-Может истоки этого слова подскажут нам смысл? Давайте обратимся к исторической справке. Слово внимать (от «вън» и «имать») означает «брать», «вбирать в себя», усваивать

Услышанное или прочитанное .

Посмотрите на экран (На доске слово «внимание»)

-Запишите это слово несколько раз.

-На какой слог падает ударение?

-Какие орфограммы в этом слове подчеркнём?

-Подберите однокоренные слова к этому слову.

-Почему эти слова называются однокоренные?

(На второй. На гласный звук а. Букву и, обозначающую безударный звук и и окончание ие. Внимание, внимательно, внимать.У них один корень вним-)

— Какие ещё части слова вы знаете?

-Уже несколько уроков мы изучаем части слова и сейчас я хочу проверить, насколько хорошо вы усвоили.

-Внимание на экран.

Выбираем верное утверждение.

1. Слово не может быть без корня

2. Слово не может быть без суффикса

3. Слово не может быть без приставки.

4. Слово не может быть без окончания.

Что такое окончание?

1. Окончание – это изменяемая часть слова.

2. Окончание – это неизменяемая часть слова.

Перед какой частью слова стоит суффикс?

1. Суффикс стоит в конце слова.

2. Суффикс стоит за корнем.

Перед какой частью слова стоит приставка?

1. Приставка стоит за корнем.

2. Приставка стоит перед корнем.

5.Для чего служит приставка?

1.Для связи слов в предложении.

2 .Для образования новых слов.

-Приставок в русском языке огромное количество. Слова какой части речи чаще всего употребляются с приставками? ( глаголы)

-Верно ли утверждение, что от глагола при помощи приставок можно образовать огромное количество однокоренных слов? (верно)

-Давайте образуем однокоренные слова от глагола бежать и запишем в тетрадях, выделяя корень и приставку. (Забежать, прибежать, убежать, отбежать, перебежать и т.д.)

Новый вид работы выполняем с красной строки, выделяем приставки и корень.

-Со всеми ли приставками употребляются глаголы? (Да)

-Давайте проверим. Внимание на экран.

Перед вами два глагола: ходить и лезть. Образуйте новые слова от этих глаголов при помощи приставок

-Со всеми ли приставками употребляются данные глаголы? (Нет)

-Запишите в два столбика и выделите приставки.

-Что вы заметили? (С глаголом ходить можно больше составить однокоренных слов при помощи приставок.)

-Какой частью речи являются все эти слова?

-Все они обозначают действия. Но действия имеют разные оттенки.

Какие оттенки значений действий могут вносить приставки? (Начало действия, окончание действия, кратковременности, совместности, удаления,

приближения и т.д.)

-Есть ли орфограммы в выделенных приставках? (Есть. Гласные о и а.)

-Как они пишутся?

— Напомните, в каких приставках всегда пишется а- ? (Гласные о, а в приставках пишутся одинаково как под ударением, так и без ударения. За, на , над и др.)

-В каких о? (По ,со, под, про и т.д.)

-Давайте проверим, умеете ли вы писать гласные в приставках. Я диктую вам предложения, вы выписываете только глаголы.

Как-то утром волк проснулся,

Спел любимую свою –

«Укушу да разжую!»

И пустился чин по чину.

На бед искать дичину.

-Итак, сколько глаголов у вас получилось? (8)

-Выделите приставки и подчеркните орфограммы в них.

-А теперь давайте проверим. Обменяйтесь тетрадями и попытайтесь найти ошибки в тетради своего соседа. Исправляем карандашом.

-Верните тетради назад и проверьте, допустили ли вы ошибки.

-Поднимите руку те, у кого ошибок нет. Молодцы! Остальным надо быть внимательнее.

-Ребята, а как пишутся согласные в приставках. Расскажите правило. (Согласные в приставках, кроме з/с, пишутся одинаково. Правописание согласных в приставках – это орфограмма.)

-Посмотрите на экран и повторите эти приставки вслух . (Об(о), в(о), под(о), пред(о), над(о), от(о), с (о).


источники:

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-10-klasse-prav.html

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2018/05/17/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-pravopisanie-soglasnyh