Конспект урока правописание приставок на з и с 6 класс

Буквы З и С на конце приставок
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
metapredmetnyy_urok.docx28.46 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Конспект метапредметного учебного занятия

Урок русского языка по теме «Буквы З и С на конце приставок»

Учитель русского языка: Абдукеримова Зилфира Келбялиевна.

Буквы З и С на конце приставок

Русский язык: 5 класс/ Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.– М.: Просвещение, 2012. – 192 с.

Тема урока: Буквы З и С на конце приставок

Место урока в теме: раздел «Морфемика. Орфография»( Всего 22ч., 11-й урок в разделе)

Тип урока : урок закрепления изученного

Дата урока : 03.03.2016

Образовательные ресурсы : учебник, рабочие тетради, тетради на печатной основе.

Цель урока : обеспечить восприятие, осмысление и закрепление правила «Правописание приставок на З и С», овладение способами действия по правилу, алгоритмическим предписаниям, инструкциям.

знать правило написания букв З-С на конце приставок; знать о единообразном написании приставки С;

уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; обозначать условия выбора правильных написаний;

совершенствовать орфографические умения по теме «Буквы З-С на конце приставок».

Личностные: сформировать потребность к ценностному отношению к слову.

1.14. Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности н а уровне понимания.

2.2.16. Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планирование совместных действий, обсуждение процесса и результатов деятельности н а уровне узнавания.

I. Организационный этап, мотивация к учебной деятельности.

II. Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний и умений.

III. Этап усвоения новых знаний и умений.

IV. Закрепление изученного материала.

V. Этап информации о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Метапредметная карта урока

с указанием уровня

(ориентировочная основа действия)

III. Этап усвоения новых знаний и умений

Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности

на уровне понимания

Цель – это предполагаемый результат, который можно достичь к определённому моменту времени, а задачи- это последовательность действий, позволяющая достигнуть этот результат.

Дети определяют тему и цели по наводящему вопросу, формулируют цель урока.

Учитель предлагает сформулировать и обсудить тему урока, задачи, задаёт наводящие вопросы и напоминает определение понятий цели и задачи.

Взаимодействовать в различных организационных формах

на уровне узнавания

Правила работы в паре:

1. Мы говорим спокойно и ясно;

2. Мы говорим только по делу;

3. Мы внимательно слушаем партнёра;

4. Мы не смеёмся над ошибками товарища;

5. Мы вместе проверяем и обсуждаем сделанное.

Выполнить работу в соответствии с правилами

При необходимости помощь учителя по организации продуктивной работы в паре.

I.Организационный этап, мотивация к учебной деятельности.

Надеюсь, что на сегодняшнем уроке вы добьетесь успехов.

Главное сказать себе: «Я внимателен, я сосредоточен, сообразителен, уверен в себе. Я буду усердно трудиться на уроке».

— Что было задано на дом?

— Есть вопросы по домашнему заданию?

— Возникли ли у кого-либо трудности?

В рабочих тетрадях записываем дату.

II. Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний и умений.

— Над каким разделом языкознания мы работаем?

— Что изучает морфемика?

— Какие морфемы вам известны?

— Что такое корень?

— Назовите морфему, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов?

2.Повторение. Правописание согласных в приставках. Запишите под диктовку слова, выделите в них приставки.

Обход, представить, подшутить, надпилить, отбросить, спеть, сбить.

— Как называется замена звонкого согласного звука парным ему глухим?

— В каких словах на конце приставки происходит оглушение?

— Как называется замена глухого согласного звука парным ему звонким?

— В каких словах на конце приставки происходит озвончение?

III . Этап усвоения новых знаний и умений.

1.Подготовка учащихся к работе на основном этапе:

— Вы хорошо усвоили материал предыдущего урока.

А теперь попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Сформулируйте тему урока. (Для этого прослушайте сказку)

В некотором царстве, орфографическом государстве,

Жили-были согласные, звонкие и глухие.

Дружно жили, не тужили. Но однажды …

Заспорили звонкий З и глухой С…

Кому стоять на конце этих приставок?

З кричал, что звучит сильнее,

С убеждал, что без него тоже не обойтись.

Дело чуть не дошло до драки…

А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!

Кто-то посоветовал обратиться к мудрецам,

Которые всё на свете знали и даже писали правила

Для жителей государства.

2.Беседа с обучающимися.

— Ребята, как вы думаете, какова будет тема нашего урока? ( Правила написания З-С на конце приставок).

— Исходя из темы, определите цели и задачи урока. Для этого хочу напомнить вам, что цель – это предполагаемый результат, который можно достичь к определённому моменту времени, а задачи- это последовательность действий, позволяющая достигнуть этот результат.

(Изучить правило написания З-С на конце приставок. Повторить звонкие и глухие согласные. Научиться применять изученное правило).

3.Работа с теоретическим материалом ( Стр. 30, часть 2 учебника; РТ стр.55)

4.Выполнение упр. 438 ( стр.30). РТ зад. 106, стр.55

5.Работа в парах. Ребята, давайте вспомним, какие правила работы в паре вам известны?

(Помогать друг другу; один говорит – другой слушает; тактично исправить ошибку; не спорить, а доказывать;)

Задание на карточке . Выписать слова с приставками. (1в. — с приставками на З, 2в – на С)

Бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный.

( После выполнения этого задания эвристическая беседа, составление алгоритма).

Учитель читает слова с приставками на з и с. Если в приставке нужно писать букву з, дети встают на носочки и поднимают руки вверх, если с — приседают.

— Подчиняется ли правилу, которое вывели мудрецы, слово сбежать?

( Нет, не подчиняется, так как нет приставки з . А в словах здание, здесь, здоровье нет приставки, в этих словах з входит в корень)

IV. Закрепление изученного материала.

1.Работа по образцу. Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

От данных существительных с предлогом образуйте однокоренные прилагательные с приставкой и подберите к этим прилагательным подходящие по смыслу существительные.

Образец: без плана – бесплановая работа.

Без заботы – .
без крыльев – .
без дома – .
без края – .
без конца – .
без хозяйства – .
без цели – .
без работы – .
без толка – …

2. Беседа с обучающимися

-Ребята, достигли ли вы поставленных перед собой целей?

— Что вам в этом помогло?

— Проверить, как вы усвоили материал урока, вам поможет тест на определение уровня обученности.

3.Тест по теме «Правописание приставок».

1) В каком слове приставка оканчивается на –с?

а) и..черпать; б) чре..мерный; в) бе..жизненный; г) во..делать.

2) В каком слове приставка оканчивается на –с?

а) во..наградить; б) бе..шумный; в) ра..жечь; г) ра..будить.

3) В каком слове приставка оканчивается на –з?

а) ни..ходить; б) во..произвести; в) ра..чёт; г) в..дохнуть.

4) В каком слове приставка оканчивается на –з?

а) и..жарить; б) и..царапать; в) ра..шнуровать; г) бе..ценный.

5) В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква:

а) и..царапать; и..жарить; б) и..числять; бе..ценный;

в) бе..жалостный; бе..шумный; г) бе..вкусица; ра..шнуровать.

V.Этап информации о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Параг. 83. Упр. 443.

Дополнительное задание ( по желанию):

2)Составить орфографическую диктовку на изученную тему.

(В конспекте урока использован материал ресурса:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок закрепления и совершенствования знаний по теме «Буквы З и С на конце приставок». На уроке используются карточки для индивидуальной работы, тесты для проверки знаний по теме, тек.

Урок русского языка в 5 классе по теме «Правописание букв З и С на конце приставок» с приложениями.

Цели урока: Знать условия выбора буквы в приставках на З-С; уметь пользоваться правилом, определяющим выбор буквы;воспитывать интерес, любовь к родному слову, к его истории.

Представлен конспект урока . Цель урока:обеспечитьвосприятие, осмысление и закрепление правила «Правописание приставок на –з и –с»; овладение способами действия по правилу, алгоритмическим предп.

Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок.

Цели: Познакомить учащихся с особенностями правописания приставок , оканчивающихся на з-с; совершенствование умений, связанных с анализом текста; повышение уровня лингвистической компетенции; продолжи.

Открытый урок по русскому языку 6 класса на тему :» Буквы З-С на конце приставок»

Методическая разработка выполненв в соответствии с ФГОС,предназначена для проведения урока русского языка.

В процессе работы на уроке уч-ся познакомятся с классификацией приставок на З-С,их произношением и написанием.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку 6 класса на тему :» Буквы З-С на конце приставок»»

Открытый урок по русскому языку

Тема : Буквы з-с на конце приставок

Цели: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание з и с на конце приставок»;

формировать умение определять условия выбора букв з — с на конце приставок;

Личностные: формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.

Метапредметные: определять тему урока, цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

Предметные: знать правило написания з-с на конце приставок, знать о единообразном написании приставки с, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, уметь работать со словарями различных типов.

Тип урока – урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Оборудование компьютер, проектор, тестовые задания, лингвистический текст « Коварная приставка С», тестовые задания, материал для домашней работы, словари.

I. Организационный этап.

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости, я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Запишите сегодняшнее число, классная работа.

Девизом нашего урока я предлагаю взять следующие слова, прочитайте их

( сначала про себя, затем вслух выразительно)

Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!

Прикрыли глазки и мысленно сказали: “Я внимателен, я сосредоточен, догадлив, сообразителен уверен в себе. Я буду усердно трудиться на уроке”.

Я желаю вам успеха.

II Проверка домашнего задания:

1. Сначала мы проведём небольшую разминку.

Над каким большим разделом языкознания мы работаем? ( морфемикой)

Что изучает морфемика? ( морфемы, значимые части слова)

Какие морфемы вам изветсны? ( приставки, корни, суффиксы, окончания.

Что такое корень?

Что такое приставка?

С какими приставками мы познакомились на прошлом уроке? ( приставками, которые пишутся одинаково, независимо от произношения, приставками пре-, при-)

Назовите неизменяемые приставки.

Когда пишется приставка пре-? При-?

2. Орфографический диктант.

(дома обучающиеся составляли словарный диктант по теме урока)

3. Взаимопроверка по ключу.

( Оценки выставляются в лист достижений).

Усвоение нового материала

Первичная проверка понимания изучненного

III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

— Вы хорошо усвоили материал предыдущего урока.

А теперь попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Сформулируйте тему урока. (Для этого прослушайте сказку)

В некотором царстве, орфографическом государстве,

Ж или-были согласные, звонкие и глухие.

Дружно жили, не тужили. Но однажды …

Заспорили звонкий З и глухой С…

Кому стоять на конце этих приставок?

З кричал, что звучит сильнее,

С убеждал, что без него тоже не обойтись.

Дело чуть не дошло до драки…

А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!

Кто-то посоветовал обратиться к мудрецам,

Которые всё на свете знал и даже писали правила

Для жителей государства.

Тема урока «Буквы з и с на конце приставок»

— Исходя из темы, определите цели урока.

Определить, когда пишется буква з на конце приставки, когда –с.

Научиться грамотно писать слова с данными видами орфограмм,

графически обозначать изученную орфограмму).

IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий

А теперь, я думаю, вы сможете выступить в роли мудрецов. Вам предстоит разрешить спор между жителями орфографического государства и сформулировать правило правописания з и с на конце приставок. А для этого необходимо провести исследовательскую работу.

Тема исследования совпадает с темой урока, цель – с целью урока.

— Определите объект исследования. ( слова с приставками)

— Предмет исследования? (Буквы з-с на конце приставок)

Запишите слова в два столбика

— Давайте составим план исследования.

— Выделить в словах приставки.

— Подчеркнуть в словах согласную, на которую оканчивается приставка, одной чертой, и согласную, с которой начинается корень, двумя чертами.

— Сравнить, как пишутся приставки в первом столбике и во втором.

— Какой вывод можно сделать?

Приставки на З пишутся перед звонкими согласными, приставки на С перед глухими согласными.

— Давайте познакомимся с правилом, которое предлагают нам авторы учебника

V. Этап первичной проверки понимания изученного

1. Вып.упр фронтально,

(Самооценка выполнения упражнения вносится в лист достижений)

Учитель читает слова с приставками на з и с. Если в слове нужно писать приставку з, дети встают на носочки и поднимают руки вверх, если с приседают.

(Самооценка вносится в лист достижений)

Подчиняется ли правилу, которое вывели мудрецы, слово сбежать?

2)- Фонетический разбор слова.

В чём коварство приставки С?

Работа с лингвистическим текстом.

Коварная приставка с-

Осторожно! Она « ошибкоопасна»! Во- первых, потому, что она маленькая и легко ускользает от внимания. А во- вторых, потому, что иногда оказывается перед звонким согласным звуком. Перед глухим, а тем более перед гласным, она не так опасна. Например, в словах скатился, сумел, стёр, вряд ли кто- нибудь напишет букву з. Зато перед звонким согласным звуком: сдаваться, сбиться, сгорбиться – чётко слышится звук з. Но мы – то с вами на эту удочку не попадёмся!

Как бы звонко ни звучала приставка с- перед звонкими согласными , будем помнить: это приставка 1 группы, и пишется она всегда одинаково: сбиться, сгорать, сжечь

Есть маленькая группа слов, которая пишется с буквой з. Это здесь, здание, здоровье.

VI. Этап закрепления знаний и способов действия.

( в ходе закрепления идёт индивидуальная работа с электронным тренажёром, обучающиеся получают отметки, вносят их в лист достижений)

Вып.упр. ( в парах с обсуждением 1 вариант выписать слова с з на конце приставки, 2 вариант – с на конце приставки)

( справиться, сгибать, списать)

Самопроверка по ключу. Результаты заносятся в лист достижений

2. Тестовые задания.

I. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется

1) ра..жевать, ра..бушеваться, бе..донный, бе..заветный;

2) бе..заботный, бе..граничный, ра..целовать, бе..грамотный;

3) бе..молвный, и..тратить, во..вратить, ра..хвалить.

II. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется С.

ра..сечь, ра..цвёл, во..стать, ..доровье;

бе..примерный, в..плеск, .. беречь, ..дание;

..бегать, ра..щепить, бе..просветный, ..делка.

III. Укажите строчку, где все слова с орфограммой приставки на З и С.

сгребать, бесхитростный, нарисовать, возвещать;

восход, бескозырка, испуг, возрасти;

погрузить, возглавлять, бесплатный, восток.

VII. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется буква З.

во..парить, ра..делить, и..пугался, бе..следно;

ра..рослись, бе..звучный, во..нести, ра..жечь;

и..толковать, бе..мерный, ра..жалобить, бе..цветный;

VIII. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется С.

1) и..следовать, ..жимать, бе..покойный, ..дешний;

2) . делать, ра..сечь, ..дать, ра..хватать;

3) и..тлеть, ..гореть, ра..жать, и..пугать;

Самопроверка (ответы на интерактивной доске).

Соединить буквы з и с с согласными, составить слова

IХ. Этап подведения итогов урока

Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?

— Когда на конце приставки пишется буква з? Когда с?

Х. Этап рефлексии

Обратитесь к листку достижений.

Работаем с нашим светофором

зелёный — я понял материал урока;

жёлтый – у меня остались вопросы;

красный – я бы ещё хотел проработать эту тему.

Благодаря чему мы смогли добиться хороших результатов?

Давайте снова обратимся к девизу нашего урока

Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!

Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему «Правописание з и с на конце приставок»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема. Правописание –з и –с на конце приставок.

Тип урока : урок объяснения нового материала

познакомить учащихся с орфограммой «Правописание –з и –с на конце приставок»;

формировать умение определять условия выбора букв –з, -с на конце приставок;

обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему и анализ художественного текста;

развивать мыслительные процессы, память, внимание;

воспитание культуры речи.

Какой раздел науки о языке мы изучаем? Морфемика.

Какие морфемы нам известны?

Название какой морфемы зашифровано в ребусе? Приставка.

На предыдущих уроках мы говорили о приставках, написание которых нужно запомнить.Это такие приставки как ОБ, ОТ, ЗА, НА. Сегодня мы познакомимся с другой группой приставок. Узнать,какие это приставки и от чего будет зависеть их написание — цель нашего сегодняшнего урока.

А пока послушайте сказку.

В некотором королевстве жила королева Грамматика. Пришли как-то к ней две ее дочери – Орфография и Орфоэпия. Орфография стала жаловаться:

— Королева Грамматика, у меня так много обязанностей: и за приставками посмотри, и корни постоянно проверяй, и суффиксы за руку держи, а окончания? Их столько! Да такие разные, и постоянно меняются. Нет, так дело не пойдет! Пусть Орфоэпия возьмет себе какие – нибудь обязанности. А то, что ей делать? Слушай да говори!

(Орфография держит за руки суффиксы и окончания, они пытаются вырваться)

— Я, королева Грамматика, повелеваю тебе, Орфоэпия, следить за приставками, которые оканчиваются на –з и –с. В нашем королевстве они самые непослушные. Постоянно меняют свою внешность и пытаются ускользнуть.

— Уж я-то с ними справлюсь, королева Грамматика! – отвечает Орфоэпия.

Взяла Орфоэпия себе приставки, которые оканчивались на –з и –с. А они стали озорничать, никак ее не слушают! Присоединились приставки раз- и из- к глаголу «править» и стали приставками рас- и ис-. Только Орфоэпия их нашла, как те опять поменяли свою внешность: присоединилась к глаголу «дать» и стали приставками раз- и ис-. Устала Орфоэпия, устали и приставки постоянно меняться. К ним присоединились приставки из-ис, воз-вос, без-бес. Пошла Орфоэпия просить помощи у сестры Орфографии.

— Сестричка, помоги! Никак мне одной не сладить с этими хитрыми приставками!

Пожалела та ее, но поставила одно условие:

— Следить за приставками будем вместе!

А приставки так и остались нарушительницами правила и теперь подчиняются и орфоэпическим, и орфографическим правилам.

Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок.

Начнем урок, тема которого…. Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? О чем говорилось в сказке?

Тема нашего урока: «Правописание приставок, оканчивающихся на з и с».

Цель: Выяснить,от чего зависит выбор букв з с на конце приставок.

Объяснение нового материала.

Посмотрите на таблицу и подумайте, от каких условий зависит выбор написания з или с на конце приставок.

В приставках на з и с перед звонкими соглаными пишется з, а перед глухими согласными — буква с.

Приставки З в русском языке нет, есть только приставка С. В словах «здесь», «здоровье», «здание» буква «з» — это часть корня.

О букве «з» в этих словах есть стихотворение

Ученик, тебе задание

Как напишешь слово здание ?

Всё учти, продумай, взвесь.

Не свихнись на слове здесь.

Помни все условия,

Чтоб написать здоровье.

Чтобы смысл не повредить,

З нельзя в них отделить.

_десь, _доровье, _дание

Верните З , и снова

Заговорят три слова.

Обратить внимание на графическое выделение орфограммы.

5.Закрепление нового материала.

Ребята, вы любите отгадывать загадки и решать ребусы? А я люблю их загадывать. Только загадки и ребусы будут не простые. Вспомните тему нашего урока и запишите ответы. Не забудьте выделить орфограмму.

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у всех лесных зверей. РАСЧЁСКА.

Лезет в окошко. РАССВЕТ.

6.Задание «Выбери верный ответ» . Вопросы и задания по данной теме встретятся вам на экзамене в 9 классе. Среди них могут быть такие

В каком слове правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука?

В каком слове правописание приставки определяется правилом « В приставках на З и С перед звонкими согласными пишется З ,а перед глухими — С»?

7.Физминутка. Я буду читать отрывки из стихотворений, а вы ищите в них слова с приставками, оканчивающимися на –з, -с.

Чтение отрывков из стихотворений.

На доске написаны слова расчистить, расправило, раскинуло, рассердилась, взрослых, разбираюсь.

Листья, листья листопад,

Не расчистить школьный сад.

У солнышка есть правило: оно лучи расправило,

Раскинуло с утра. И на земле жара.

Рассердилась бабушка: « Взрослых не учи.

Разбираюсь правильно, как пинать мячи».

Я Володины отметки узнаю без дневника.

Если брат приходит с тройкой,

Раздаются три звонка.

В каких словах из нашей физминутки есть приставки на З — С?

8.Работа с раздаточным материалом.

Задание 1.Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему? Как можно озаглавить текст? Выпишите слова, написание которых соответствует нашему правилу.

Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко разносится грохот низвергающейся с обрыва воды. Беспрерывно падает вода и рассыпается внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в безмолвном оцепенении на это чрезмерно величественное явление природы.
Особенное впечатление на зрителей водопад производит в ясные дни, когда бесчисленные капельки как бы растворяются в воздухе.

Один ученик работает у доски.

9. Работа с сигнальными карточками. Учитель произносит слова, дети поднимают соответствующую карточку З или С.

Распахнуть, беспокойный, избежать, разработать, ниспадать, расположиться, исправить, беззаботный, безжалостный, воздвигнуть, исследовать.

Сформулируйте правило выбора букв з или с на конце приставок.

10.Работа с раздаточным материалом. Задание 2.

Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на -з (-с) .

Работа по вариантам 1-6 для 1 варианта, 7-12 для 2 варианта.

1)Ребенок без забот (беззаботный)

2) Небо без звезд (беззвездное)

3) Жидкость без цвета (бесцветная)

4) Дорога без конца (бесконечная)

5) Плач без звука (беззвучный)

6) Движение без шума (бесшумное)

7) Шоколад без вкуса (безвкусный)

8) Вход без платы (бесплатный)

9) Ребенок без помощи (беспомощный)

10) Океан без предела (беспредельный)

11) Облако без формы (бесформенное)

12)Пустыня без воды (безводная)

11.Подведение итогов урока.

С какой орфограммой мы сегодня познакомились? Сформулируйте правило правописания таких приставок.

А в стихотворной форме это звучит так

Живут на свете, людям помогая,

Приставки ВОЗ- ,ИЗ-, РАЗ- и БЕЗ-,

Но если звук глухой согласный их встречает,


источники:

http://multiurok.ru/files/otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-6-klassa-na-temu.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-v-klasse-na-temu-pravopisanie-z-i-s-na-konce-pristavok-997083.html