Конспект урока правописание приставок пре при 10 класс

Конспект урока «Правописание приставок пре- и при-», 10 кл
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Цели урока: • познакомить учащихся с орфографическим правилом, регулирующим выбор букв “е” и “и” в приставках пре-, при-; • выработать умение распознавать приставки пре- и при-; • учить анализировать изучаемое орфографическое правило; • развивать связную речь учащихся, эмоционально-чувственное отношение к художественному тексту; • воспитывать потребность овладения грамотным письмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
10.doc58.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема «Правописание приставок пре- и при-»

  • познакомить учащихся с орфографическим правилом, регулирующим выбор букв “е” и “и” в приставках пре-, при-;
  • выработать умение распознавать приставки пре- и при-;
  • учить анализировать изучаемое орфографическое правило;
  • развивать связную речь учащихся, эмоционально-чувственное отношение к художественному тексту;
  • воспитывать потребность овладения грамотным письмом.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал.

II. Эмоциональный настрой.

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть прохладой осень в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

III. Актуализация знаний учащихся.

— Я хочу начать урок с чтения стихотворения. Во время чтения постарайтесь представить себе картины, описанные автором в стихотворении.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем недолго

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребёнком

Запрягался в наши сани.

— Вы, конечно, узнали автора этого стихотворения? Сергея Есенина «Нивы сжаты, рощи голы».

С.А. Есенин – поэт, который умел находить прекрасное в любом времени года и в любой погоде, будь то жаркое лето или студеная зима, ранняя весна или поздняя осень.

— Поделитесь своими впечатлениями об услышанном. Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения?

1. Поэт описывает бескрайние просторы нив и рощ, окутанных туманом и сыростью.

2. Дремота охватила дорогу, которой одной из первых привиделся приход зимы.

3. Солнце предстает пред ним в традиционном образе колеса. Небесное светило автор обозначает словом тихое, чем намекает на то, что оно более тусклое, чем весной и летом.

4. Он очарован жеребенком-месяцем, который запрягся в сани. Это символический образ, напоминающий перевозчика, который вскоре привезет седовласую зиму.

Что значат эти слова? Дайте толкование их.

НИВА – засеянное поле

ДРЕМЛЕТ – находится в полусне, состоянии, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза

ЗАПРЯГАЛСЯ – соединялся с повозкой, санями упряжью

СЖАТЫ – срезаны под корень

— О чём стихотворение Сергея Есенина? (о поздней осени, изменение времени года, приход зимы.)

— Какие образы создаёт поэт в этом стихотворении, рассказывая нам о поздней осени? (Образы солнца, дороги, месяца.)

— К каким приёмам прибегает автор, создавая эти образы? На этот вопрос мы ответим, выполняя следующее задание.

Задание: Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. B этом

фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков определения.

Автор в стихотворении перечисляет все, на что упал его взор, причем без двусмысленности: рощи, нивы, туман, река, сырость. Данные слова погружают читателя в будничное, унылое и серое настроение.
Далее, в стихотворении появляются сравнения (солнце сравнивается с колесом), эпитеты («горы-сини», «солнце-тихое»). Перед глазами встает картинка гор и солнце, что начинает поднимать настроение.
Во второй строфе автор применил олицетворение и придал дорогам человеческие чувства: («Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось…»). Дорога в ожидании «зимы седой». Эти строки уносят с собой состояние безнадежности, унылости.

— что проверяет это задание? (знание средств художественной изобразительности)

-где это может нам пригодиться? Зачем нам это надо знать? (экзамены, чтобы наша устная и письменная речь была более красивой, образней)

2. Устный выборочный диктант.

— Прежде чем вы приступите к выполнению следующего задания вспомните, на какие три группы делятся приставки. В зависимости от чего они разделяются на 3 группы.

Задание: Найдите в стихотворении С. Есенина слова с приставками и выпишите их, обозначая приставки и графически объясняя их написание

IV. Изучение нового материала.

Все ли слова написаны правильно? нет

Какое неправильно? Примечталось

Почему? Можем ли мы сейчас определённо сказать, какую букву, е или и, надо писать в приставке слова примечталось.

— Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? ( тема на доску меловую ):

(« Правописание приставок пре- и при -)

— зачем нам нужно знать это правило? (цель)

Мы с вами должны научиться видеть слова с пре- и при- их в тексте ,уметь объяснять их написание, т.е. повторить сегодня правописания приставок пре- и при-.

2. Самостоятельная работа.

Прочитайте материал параграфа № 32. Выясните, что нужно знать, чтобы правильно выбрать приставку (при- или пре-). Заполните 2 графу таблицы: «Правописание приставок при- и пре-».

Самопроверка . Проверьте правильность заполнения таблицы. Исправьте, если есть, ошибки.

Таблица на доске

3. близость к чему-либо

4. неполное действие

1. сходно со значением слова очень

2. сходно со значением приставки пере-

Что нужно знать, чтобы правильно определять написание приставок в словах?

При каких значениях пишется приставка при-; при каких – пре-?

Где это правило нам может пригодиться?

1. Работа с текстом

Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?

Восстановите структуру текста. Работа в парах

Устанешь, присядешь на при горке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что при нес из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок.

«Советую тебе, Сережа, при смотреться к осеннему лесу», — говорил отец. Он при обрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать все интересное.

Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь при ближению осени. Меня не пугают дождь и грязь.

Пре красно в осеннем лесу. Музыка в траве при тихла. Мелкая листва облетела с при брежных лозин. Ветер осторожно при гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес при задумался. При таился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает пре спокойно сидеть.

Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь приближению осени. Меня не пугают дождь и грязь.

«Советую тебе, Сережа, присмотреться к осеннему лесу», — говорил отец. Он приобрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать все интересное.

Прекрасно в осеннем лесу. Музыка в траве притихла. Мелкая листва облетела с прибрежных лозин. Ветер осторожно пригнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес призадумался. Притаился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает преспокойно сидеть.

Устанешь, присядешь на пригорке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что принес из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок.

-Докажите, что у вас получился текст.

— Какова тема текста?

— Заполните 3-ю графу таблицы «Правописание приставок при- и пре-» примерами из текста.

Конспект открытого урока по русскому языку на тему «Приставки ПРЕ и ПРИ» в 10 классе

Конспект урока : Приставки ПРЕ-, ПРИ- в 10 классе.

Тип урока : повторительно-обобщающий.

Цель: обобщить и систематизировать теоретические сведения, изученные в средней школе по теме « Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки при- и пре-», расширить знания учащихся по теме.

Планируемые образовательные результаты:

1. Предметные: в результате занятия учащиеся смогут

— систематизировать знания по разделу « Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки при- и пре-»;

— устанавливать значение морфемы;

— совершенствовать навык морфемного и этимологического разбора;

— определить изобразительно-выразительную роль морфем.

— продолжить формирование регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания учебной деятельности, самоконтроля, коррекции и самооценки;

— продолжить формирование коммуникативных универсальных учебных действий: формулирования и аргументации собственного мнения, использования адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками;

— продолжить формирование познавательных универсальных учебных действий: смыслового чтения, операций анализа, дифференциации и группировки, умения делать выводы на основе языкового анализа.

— поддержать познавательный интерес к предмету.

Словарь урока: морфемы, словообразовательные и формообразовательные префиксы(приставки), чередования морфем.

учебник — Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной «Русский язык», учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В двух частях, 5-е издание. М. «Русское слово», 2018г.

Мультимедийная презентация, ноутбук с колонками, прелюдия 4 Фредерик Шопен ми-минор, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

1. Мотивация к деятельности

( Включение учащихся в деятельность, создание эмоционального настроя на урок )

— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада встрече с вами. Надеюсь, что наше общение будет полезным и плодотворным.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии ( Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий )

— Запишите сегодняшнее число (Девятнадцатое декабря на доске). Мы с вами начнем урок с лингвистической разминки. Спешите предложения, выделяя значимую морфему в словах с пропущенными буквами. Объясните свой выбор. Поставьте недостающие знаки препинания. (слайд 2,3).

(Обговорить обсудить с детьми на счет пропущенных букв в приставках).

Синтаксический разбор второго предложения.

Тогда великое беспокойство охватило испуганных жителей Драгонеры, быстро сменив их прежнюю беспечность.

(повеств., невоскл., двусостав., распространенное, прост. Ослож. однородными сказуемыми и обособл. определен., выраж. прич оборотом).

Морфемный разбор слова ЗАСЫПАННЫХ

-Какую значимую единицу вы выбрали? (Выделяют приставки)

— В написании какой морфемы у вас затруднения?

— Какие у вас предположения по формулировке темы урока ?( Слайд 4)

— Запишите тему нашего урока «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- ».

Ребята, обратите внимание на слова Корнея Ивановича Чуковского (слайд 5)

Эпиграф на доске:

Приставки придают речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла.

— Ребята, согласны ли вы с этим высказыванием?

— Я надеюсь, что главная мысль высказывания К.Чуковского найдёт своё подтверждение на сегодняшнем уроке.

— Дайте определение приставки.

— Какие группы приставок вы знаете, проходили?

(неизменяемые, приставки, которые оканчиваются на з-,с-; которые зависят от ударения (раз-рас,роз-рос), под ударением – О, без ударения – А.(расписать – роспись).

— Давайте, ребята, обратимся к теоретическому материалу.

5. Объяснение нового материала 27 параграфа на стр. 119. (Слайд 7-19).

6. Закрепление изученного материала.

Задание 1 . Запишите и запомните эти слова иноязычного происхождения. (Слайд 20)

Прелюдия, преамбула, превалировать, престиж, привилегированный, прейскурант, премьера, примат, примадонна, претензия, прецедент.

Прелюдия — вступительная часть к музыкальному

произведению (муз.). Прелюдия к романсу.

Прелюдия 4 Шопена (показ видеоролика), немного о Шапене биографические данные.

Фредерик Шопен появился на свет вблизи Варшавы в семье эмигранта из Франции Николя Шопена и полячки Юстины Кжижановской. О дате его рождения до сих пор ведутся жаркие дискуссии – одни историки считают, что будущий композитор родился 1 марта 1810 года, другие же убеждены, что он увидел этот мир несколькими днями ранее – 22 февраля. Мать будущего композитора стала для него первым музыкальным учителем, привившим мальчику вкус к прекрасному. По воспоминаниям современников она происходила из родовитой семьи, получила прекрасное образование, знала французский язык, имела прекрасный голос, умела и любила петь.

С самого детства о Шопене говорили как о маленьком чуде. А многие и вовсе сравнивали его с Моцартом , ведь он обладал идеальным музыкальным слухом, мастерски импровизировал и тонко чувствовал инструмент. Фредерик всегда был эмоционален, мог расплакаться, слушая сосредоточенную мелодию, берущую за душу. В порыве музыкального вдохновения он среди ночи вскакивал с постели и бежал к инструменту, чтобы сыграть приснившийся ему фрагмент. В возрасте семи лет маленький композитор сочинил свое первое произведение – небольшой полонез соль-минор. Новость об этом даже попала в выпуск варшавской газеты, где музыку оценили как профессиональную работу талантливого мастера, а мальчика назвали гением.

Выполните задание 10 ЕГЭ: в каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? (самостоятельно)

1) пр..мудрый, пр..одолеть, пр..града

2) бе..дарно, бе..пристрастный, ра..шифровать

3) о..далённый, на..треснутый, на..пиленный

4) и..быточный, во..хождение, ни..вергнуть

Задание 2 : выписать слова с пропущенными буквами, вставить их, обозначить орфограмму. (Слайд 21)

(По тексту из жизни Ломоносова)

Групповая работа по тесту (Делим класс на две группы. 1,3 1-я группа; 2,4 3-ья группа)

7 . (Здоровьесберегающие технологии) Физкультминутка.

Предлагаю вам поиграть

— Я буду читать слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-. Если прозвучит слово с приставкой ПРИ вы садитесь, если слово с ПРЕ встаете.

Урок по теме «Правописание ПРЕ- и ПРИ- (10 кл.)»

Данный урок направлен на закрепление темы «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» в 10 кл.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок ПРЕ и ПРИ 10 кл»

Тема: «Правописание приставок пре- и при-» — 10 кл.

повторить правило, регулирующее выбор букв “е” и “и” в приставках пре-, при-;

выработать умение распознавать приставки пре- и при-;

учить анализировать изучаемое орфографическое правило;

развивать связную речь учащихся, эмоционально-чувственное отношение к художественному тексту;

воспитывать потребность овладения грамотным письмом.

II. Эмоциональный настрой.

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть зима прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

III. Актуализация знаний учащихся.

Задание: найдите лишнее слово

Задание: заполнить пробелы в схеме:

Формулировка целей и задач

Повторение темы «Приставки ПРЕ- и ПРИ-»

Работа в группах:

Задание: заполнить 2 графу таблицы

Вывод: Что нужно знать, чтобы правильно определять написание приставок в словах? (значение)

Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?

Восстановите структуру текста.

Устанешь, при сядешь на при горке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что при нес из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок.

«Советую тебе, Сережа, при смотреться к осеннему лесу», — говорил отец. Он при обрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать все интересное.

Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь при ближению осени. Меня не пугают дождь и грязь.

Пре красно в осеннем лесу. Музыка в траве при тихла. Мелкая листва облетела с при брежных лозин. Ветер осторожно при гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес при задумался. При таился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает пре спокойно сидеть.

Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь при ближению осени. Меня не пугают дождь и грязь.

«Советую тебе, Сережа, при смотреться к осеннему лесу», — говорил отец. Он при обрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать все интересное.

Пре красно в осеннем лесу. Музыка в траве при тихла. Мелкая листва облетела с при брежных лозин. Ветер осторожно при гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес при задумался. При таился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает пре спокойно сидеть.

Устанешь, при сядешь на при горке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что при нес из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок.

-Докажите, что у вас получился текст.

— Озаглавьте его. Какова тема текста?

— Заполните 3-ю графу таблицы «Правописание приставок при- и пре-» примерами из текста. (в тетради)


источники:

http://infourok.ru/konspekt-otkritogo-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-pristavki-pre-i-pri-v-klasse-4016558.html

http://multiurok.ru/files/urok-po-tiemie-pravopisaniie-prie-i-pri-10-kl-1.html