Конспект урока «Правописание приставок пре- и при-», 10 кл
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)
Цели урока: • познакомить учащихся с орфографическим правилом, регулирующим выбор букв “е” и “и” в приставках пре-, при-; • выработать умение распознавать приставки пре- и при-; • учить анализировать изучаемое орфографическое правило; • развивать связную речь учащихся, эмоционально-чувственное отношение к художественному тексту; • воспитывать потребность овладения грамотным письмом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10.doc | 58.5 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Тема «Правописание приставок пре- и при-»
- познакомить учащихся с орфографическим правилом, регулирующим выбор букв “е” и “и” в приставках пре-, при-;
- выработать умение распознавать приставки пре- и при-;
- учить анализировать изучаемое орфографическое правило;
- развивать связную речь учащихся, эмоционально-чувственное отношение к художественному тексту;
- воспитывать потребность овладения грамотным письмом.
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал.
II. Эмоциональный настрой.
Я рада видеть каждого из вас!
И пусть прохладой осень в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
III. Актуализация знаний учащихся.
— Я хочу начать урок с чтения стихотворения. Во время чтения постарайтесь представить себе картины, описанные автором в стихотворении.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем недолго
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани.
— Вы, конечно, узнали автора этого стихотворения? Сергея Есенина «Нивы сжаты, рощи голы».
С.А. Есенин – поэт, который умел находить прекрасное в любом времени года и в любой погоде, будь то жаркое лето или студеная зима, ранняя весна или поздняя осень.
— Поделитесь своими впечатлениями об услышанном. Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения?
1. Поэт описывает бескрайние просторы нив и рощ, окутанных туманом и сыростью.
2. Дремота охватила дорогу, которой одной из первых привиделся приход зимы.
3. Солнце предстает пред ним в традиционном образе колеса. Небесное светило автор обозначает словом тихое, чем намекает на то, что оно более тусклое, чем весной и летом.
4. Он очарован жеребенком-месяцем, который запрягся в сани. Это символический образ, напоминающий перевозчика, который вскоре привезет седовласую зиму.
Что значат эти слова? Дайте толкование их.
НИВА – засеянное поле
ДРЕМЛЕТ – находится в полусне, состоянии, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза
ЗАПРЯГАЛСЯ – соединялся с повозкой, санями упряжью
СЖАТЫ – срезаны под корень
— О чём стихотворение Сергея Есенина? (о поздней осени, изменение времени года, приход зимы.)
— Какие образы создаёт поэт в этом стихотворении, рассказывая нам о поздней осени? (Образы солнца, дороги, месяца.)
— К каким приёмам прибегает автор, создавая эти образы? На этот вопрос мы ответим, выполняя следующее задание.
Задание: Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. B этом
фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков определения.
Автор в стихотворении перечисляет все, на что упал его взор, причем без двусмысленности: рощи, нивы, туман, река, сырость. Данные слова погружают читателя в будничное, унылое и серое настроение.
Далее, в стихотворении появляются сравнения (солнце сравнивается с колесом), эпитеты («горы-сини», «солнце-тихое»). Перед глазами встает картинка гор и солнце, что начинает поднимать настроение.
Во второй строфе автор применил олицетворение и придал дорогам человеческие чувства: («Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось…»). Дорога в ожидании «зимы седой». Эти строки уносят с собой состояние безнадежности, унылости.
— что проверяет это задание? (знание средств художественной изобразительности)
-где это может нам пригодиться? Зачем нам это надо знать? (экзамены, чтобы наша устная и письменная речь была более красивой, образней)
2. Устный выборочный диктант.
— Прежде чем вы приступите к выполнению следующего задания вспомните, на какие три группы делятся приставки. В зависимости от чего они разделяются на 3 группы.
Задание: Найдите в стихотворении С. Есенина слова с приставками и выпишите их, обозначая приставки и графически объясняя их написание
IV. Изучение нового материала.
Все ли слова написаны правильно? нет
Какое неправильно? Примечталось
Почему? Можем ли мы сейчас определённо сказать, какую букву, е или и, надо писать в приставке слова примечталось.
— Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? ( тема на доску меловую ):
(« Правописание приставок пре- и при -)
— зачем нам нужно знать это правило? (цель)
Мы с вами должны научиться видеть слова с пре- и при- их в тексте ,уметь объяснять их написание, т.е. повторить сегодня правописания приставок пре- и при-.
2. Самостоятельная работа.
Прочитайте материал параграфа № 32. Выясните, что нужно знать, чтобы правильно выбрать приставку (при- или пре-). Заполните 2 графу таблицы: «Правописание приставок при- и пре-».
Самопроверка . Проверьте правильность заполнения таблицы. Исправьте, если есть, ошибки.
Таблица на доске
3. близость к чему-либо
4. неполное действие
1. сходно со значением слова очень
2. сходно со значением приставки пере-
Что нужно знать, чтобы правильно определять написание приставок в словах?
При каких значениях пишется приставка при-; при каких – пре-?
Где это правило нам может пригодиться?
1. Работа с текстом
Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?
Восстановите структуру текста. Работа в парах
Устанешь, присядешь на при горке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что при нес из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок.
«Советую тебе, Сережа, при смотреться к осеннему лесу», — говорил отец. Он при обрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать все интересное.
Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь при ближению осени. Меня не пугают дождь и грязь.
Пре красно в осеннем лесу. Музыка в траве при тихла. Мелкая листва облетела с при брежных лозин. Ветер осторожно при гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес при задумался. При таился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает пре спокойно сидеть.
Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь приближению осени. Меня не пугают дождь и грязь.
«Советую тебе, Сережа, присмотреться к осеннему лесу», — говорил отец. Он приобрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать все интересное.
Прекрасно в осеннем лесу. Музыка в траве притихла. Мелкая листва облетела с прибрежных лозин. Ветер осторожно пригнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес призадумался. Притаился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает преспокойно сидеть.
Устанешь, присядешь на пригорке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что принес из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок.
-Докажите, что у вас получился текст.
— Какова тема текста?
— Заполните 3-ю графу таблицы «Правописание приставок при- и пре-» примерами из текста.
Конспект открытого урока по русскому языку на тему «Приставки ПРЕ и ПРИ» в 10 классе
Конспект урока : Приставки ПРЕ-, ПРИ- в 10 классе.
Тип урока : повторительно-обобщающий.
Цель: обобщить и систематизировать теоретические сведения, изученные в средней школе по теме « Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки при- и пре-», расширить знания учащихся по теме.
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные: в результате занятия учащиеся смогут
— систематизировать знания по разделу « Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки при- и пре-»;
— устанавливать значение морфемы;
— совершенствовать навык морфемного и этимологического разбора;
— определить изобразительно-выразительную роль морфем.
— продолжить формирование регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания учебной деятельности, самоконтроля, коррекции и самооценки;
— продолжить формирование коммуникативных универсальных учебных действий: формулирования и аргументации собственного мнения, использования адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками;
— продолжить формирование познавательных универсальных учебных действий: смыслового чтения, операций анализа, дифференциации и группировки, умения делать выводы на основе языкового анализа.
— поддержать познавательный интерес к предмету.
Словарь урока: морфемы, словообразовательные и формообразовательные префиксы(приставки), чередования морфем.
учебник — Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной «Русский язык», учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В двух частях, 5-е издание. М. «Русское слово», 2018г.
Мультимедийная презентация, ноутбук с колонками, прелюдия 4 Фредерик Шопен ми-минор, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
1. Мотивация к деятельности
( Включение учащихся в деятельность, создание эмоционального настроя на урок )
— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада встрече с вами. Надеюсь, что наше общение будет полезным и плодотворным.
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии ( Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий )
— Запишите сегодняшнее число (Девятнадцатое декабря на доске). Мы с вами начнем урок с лингвистической разминки. Спешите предложения, выделяя значимую морфему в словах с пропущенными буквами. Объясните свой выбор. Поставьте недостающие знаки препинания. (слайд 2,3).
(Обговорить обсудить с детьми на счет пропущенных букв в приставках).
Синтаксический разбор второго предложения.
Тогда великое беспокойство охватило испуганных жителей Драгонеры, быстро сменив их прежнюю беспечность.
(повеств., невоскл., двусостав., распространенное, прост. Ослож. однородными сказуемыми и обособл. определен., выраж. прич оборотом).
Морфемный разбор слова ЗАСЫПАННЫХ
-Какую значимую единицу вы выбрали? (Выделяют приставки)
— В написании какой морфемы у вас затруднения?
— Какие у вас предположения по формулировке темы урока ?( Слайд 4)
— Запишите тему нашего урока «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- ».
Ребята, обратите внимание на слова Корнея Ивановича Чуковского (слайд 5)
Эпиграф на доске:
Приставки придают речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла.
— Ребята, согласны ли вы с этим высказыванием?
— Я надеюсь, что главная мысль высказывания К.Чуковского найдёт своё подтверждение на сегодняшнем уроке.
— Дайте определение приставки.
— Какие группы приставок вы знаете, проходили?
(неизменяемые, приставки, которые оканчиваются на з-,с-; которые зависят от ударения (раз-рас,роз-рос), под ударением – О, без ударения – А.(расписать – роспись).
— Давайте, ребята, обратимся к теоретическому материалу.
5. Объяснение нового материала 27 параграфа на стр. 119. (Слайд 7-19).
6. Закрепление изученного материала.
Задание 1 . Запишите и запомните эти слова иноязычного происхождения. (Слайд 20)
Прелюдия, преамбула, превалировать, престиж, привилегированный, прейскурант, премьера, примат, примадонна, претензия, прецедент.
Прелюдия — вступительная часть к музыкальному
произведению (муз.). Прелюдия к романсу.
Прелюдия 4 Шопена (показ видеоролика), немного о Шапене биографические данные.
Фредерик Шопен появился на свет вблизи Варшавы в семье эмигранта из Франции Николя Шопена и полячки Юстины Кжижановской. О дате его рождения до сих пор ведутся жаркие дискуссии – одни историки считают, что будущий композитор родился 1 марта 1810 года, другие же убеждены, что он увидел этот мир несколькими днями ранее – 22 февраля. Мать будущего композитора стала для него первым музыкальным учителем, привившим мальчику вкус к прекрасному. По воспоминаниям современников она происходила из родовитой семьи, получила прекрасное образование, знала французский язык, имела прекрасный голос, умела и любила петь.
С самого детства о Шопене говорили как о маленьком чуде. А многие и вовсе сравнивали его с Моцартом , ведь он обладал идеальным музыкальным слухом, мастерски импровизировал и тонко чувствовал инструмент. Фредерик всегда был эмоционален, мог расплакаться, слушая сосредоточенную мелодию, берущую за душу. В порыве музыкального вдохновения он среди ночи вскакивал с постели и бежал к инструменту, чтобы сыграть приснившийся ему фрагмент. В возрасте семи лет маленький композитор сочинил свое первое произведение – небольшой полонез соль-минор. Новость об этом даже попала в выпуск варшавской газеты, где музыку оценили как профессиональную работу талантливого мастера, а мальчика назвали гением.
Выполните задание 10 ЕГЭ: в каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? (самостоятельно)
1) пр..мудрый, пр..одолеть, пр..града
2) бе..дарно, бе..пристрастный, ра..шифровать
3) о..далённый, на..треснутый, на..пиленный
4) и..быточный, во..хождение, ни..вергнуть
Задание 2 : выписать слова с пропущенными буквами, вставить их, обозначить орфограмму. (Слайд 21)
(По тексту из жизни Ломоносова)
Групповая работа по тесту (Делим класс на две группы. 1,3 1-я группа; 2,4 3-ья группа)
7 . (Здоровьесберегающие технологии) Физкультминутка.
Предлагаю вам поиграть
— Я буду читать слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-. Если прозвучит слово с приставкой ПРИ вы садитесь, если слово с ПРЕ встаете.
Урок по теме «Правописание ПРЕ- и ПРИ- (10 кл.)»
Данный урок направлен на закрепление темы «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» в 10 кл.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок ПРЕ и ПРИ 10 кл»
Тема: «Правописание приставок пре- и при-» — 10 кл.
повторить правило, регулирующее выбор букв “е” и “и” в приставках пре-, при-;
выработать умение распознавать приставки пре- и при-;
учить анализировать изучаемое орфографическое правило;
развивать связную речь учащихся, эмоционально-чувственное отношение к художественному тексту;
воспитывать потребность овладения грамотным письмом.
II. Эмоциональный настрой.
Я рада видеть каждого из вас!
И пусть зима прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
III. Актуализация знаний учащихся.
Задание: найдите лишнее слово
Задание: заполнить пробелы в схеме:
Формулировка целей и задач
Повторение темы «Приставки ПРЕ- и ПРИ-»
Работа в группах:
Задание: заполнить 2 графу таблицы
Вывод: Что нужно знать, чтобы правильно определять написание приставок в словах? (значение)
Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?
Восстановите структуру текста.
Устанешь, при сядешь на при горке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что при нес из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок.
«Советую тебе, Сережа, при смотреться к осеннему лесу», — говорил отец. Он при обрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать все интересное.
Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь при ближению осени. Меня не пугают дождь и грязь.
Пре красно в осеннем лесу. Музыка в траве при тихла. Мелкая листва облетела с при брежных лозин. Ветер осторожно при гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес при задумался. При таился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает пре спокойно сидеть.
Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь при ближению осени. Меня не пугают дождь и грязь.
«Советую тебе, Сережа, при смотреться к осеннему лесу», — говорил отец. Он при обрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать все интересное.
Пре красно в осеннем лесу. Музыка в траве при тихла. Мелкая листва облетела с при брежных лозин. Ветер осторожно при гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес при задумался. При таился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает пре спокойно сидеть.
Устанешь, при сядешь на при горке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что при нес из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок.
-Докажите, что у вас получился текст.
— Озаглавьте его. Какова тема текста?
— Заполните 3-ю графу таблицы «Правописание приставок при- и пре-» примерами из текста. (в тетради)
http://infourok.ru/konspekt-otkritogo-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-pristavki-pre-i-pri-v-klasse-4016558.html
http://multiurok.ru/files/urok-po-tiemie-pravopisaniie-prie-i-pri-10-kl-1.html