Конспект урока правописание приставок всех

План — конспект урока Правописание приставок
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок был подготовлен к конкурсу «Всероссийский мастер-класс»

Скачать:

ВложениеРазмер
rus._yaz._pravopisanie_pristavok.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 города Лабинска

муниципального образования Лабинского района

Подготовил учитель начальных классов:

Малова Екатерина Александровна

Тема: «Правописание приставок»

Цели : добиваться осознанного усвоения новых знаний и формирование практических умений, научить распознавать приставки, правильно употреблять их в речи и писать, продолжить работу над развитием речевой деятельности; развитием познавательной активности учащихся, воспитывать интерес к предмету русского языка; умение работать парами; помогать и договариваться друг с другом.

Оборудование к уроку : компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.

  • умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается
  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
  • высказывать свое предложение
  • уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам
  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
  • развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)
  • развитие умения различать приставки и предлоги, правильно употреблять их в речи и писать;
  • формировать понятия , что к каждому из значений многозначного слова может быть подобран соответствующий синоним.

Термины, понятия: приставка, части речи, синонимы, многозначность слов, существительное, глагол.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, литературное чтение.

Формы работы и ресурсы:

фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа;

учебник Н. Ф. Виноградова «Русский язык» 3 класс, презентация «Правописание приставок», электронная физминутка, раздаточный материал.

1. Организационный момент.

Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. (слайд 2)

— Сегодня на уроке мы отправимся в воображаемое космическое путешествие. Наш класс космический корабль, мы космонавты, тетради – бортовые журналы

На каждой остановке нам будут встречаться препятствия, в виде различных заданий которые мы будем решать. Первая остановка и первое задание. (слайд 3)

  1. Подбери слово, близкое по значению ( синонимы ) устная работа

Верный друг 1. Преданный Верный выстрел 1 Громкий

2. Старший 2 Меткий

3. Новый 3 Раскатистый

4. Весёлый 4 Сегодняшний

5. Старый 5 Тихий

Верное средство 1 Русское

— Ребята, как вы понимаете слово раскатистый ? (Прерывистый, громкий звук)

— Как называются слова, которые мы с вами сейчас подбирали? (синонимы)

— Как употреблено слово верный ? (в разных значениях, многозначность слов)

— С первым заданием мы успешно справились.

Открываем тетради. (следим за посадкой при письме) Пишем (число, классная работа) (слайд 4)

Два д цат ь в о сьмое с е нт я бря.

Кла сс ная р а бота.

О о (Написание заглавной О, о- с верхним и с нижним соединением)

— Посмотрите внимательно на вторую строчку. Что написано? (приставки)

  1. Словарно – орфографическая работа

На доске записаны словосочетания:

— Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?

1 На глаголы и существительные

2 На слова с приставками и слова с предлогами

— Назовите слова с приставками? ((до)шел, (по)шагал, (про)читал, (под)полз, (на)ступил)

— Докажите, обоснуйте свой ответ. ( Это глаголы, между приставкой и корнем нельзя вставить слово)

-Что такое приставка и для чего она служит? ( Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)

— Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем пишется слитно)

— Как найти приставку в слове? ( Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой)

— Спишите словосочетания. (Слайд 6)

— Выделите приставку (Взаимопроверка по слайду)

4.Физминутка (Слайд 7)

Будем очень мы стараться, (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)

Дружно спортом заниматься: (Показывают силу)

Бегать быстро, словно ветер, (Бегут на носочках)

Плавать лучше всех на свете. (Делают гребки руками)

Приседать и вновь вставать (Приседают)

И гантели поднимать. (Выпрямляют согнутые руки вверх)

Станем сильными, и завтра (Показывают силу)

Всех возьмут нас в космонавты! (Руки на поясе)

5. Работа в паре (слайд 8)

Дети получают карточка на которых необходимо соединить приставки со словами.. Вы вместе со своим соседом по парте присоединяете приставки к словам.

Составь новые слова присоединяя приставки к словам. Соедини.

Теперь выполним проверку по слайду.

Следующая остановка – индивидуальная работа.

Возьмите карточки № 2. Прочитайте текст на карточке.

-К какому жанру литературы относится отрывок из текста?

-Ребята, а кто вспомнит из какой сказки этот отрывок?

— Напишите свою фамилию. Прочитай те задание. Выполняйте

6. Индивидуальная работа (слайд 9)

— Найди в тексте слова с приставками, выделите приставки.

Налетели на мальчика гуси, унесли у сестрицы братца.

Заплакала Алёнушка от горя. Побежала по чистому полю,

добежала до речки студёной, про дорогу у речки спросила.

— В каких словах вы выделили приставки?

— Поставьте себе оценку в левом окошке.

7. Работа с учебником. Стр. 43 упр. 1 (1 столбик). (Слайд 10)

— Спиши слова, заменяя звуковую запись буквенной. Обозначь приставки.

— Теперь проверим по слайду.

8. Итог урока (слайд 11)

Возьмите в руки листочки, которые лежат на ваших столах

— нарисуйте! вместо носа, если вы хорошо поняли тему и успешно справлялись с заданием

— нарисуйте? вместо носа , если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас остались вопросы.

— Дорисуйте рот , который покажет ваше настроение

— Какую работу выполняли сегодня на уроке?

9. Домашнее задание стр. 44 упр. 2 (Слайд 12)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку для 3 класса по развивающей программе «Школа 2100».

Урок русского языка преследуе цель: углубить знания учащихся о приставках, их роли в словах, дать понятие о единообразном написании приставок независимо от произношения. Зама в природе подразумевает р.

План-конспект урока с использованием ЭОР по русскому языку во 2 классе. «Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу».

Урок русского языка «Правописание слов с 2 безударными гласными в корне».

План-конспект урока «Правописание парных согласных в корне слова».

Урок открытия нового знания. Начальная школа 21 века 4 класс.

Цель урока: Формирование умения писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, ч.

Конспект урока по русскому языку «Правописание приставок»

Русский язык. 3 класс

Учебник: Л.М. Зеленина

ТЕма: ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;

развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

умение действовать по плану и планировать свою деятельность

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)

развитие умения различать приставки, правильно употреблять их в речи и писать;

формировать понятия, что к каждому из значений многозначного слова может быть подобран соответствующий синоним.

I. Организационный момент .

II. Проверка домашнего задания.( стр.155 Упр. 111)

– В какой части основы каждого слова пропущена буква гласного звука?

– Как проверить её правописание?

III. Минутка чистописания .

На доске записаны слова : перехо. переез. перегру..ка, перечница .

– Прочитайте слова. Назовите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ. ( Лишнее слово – перечница , в нем пере – часть корня. В остальных словах пере – приставка .)

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. ( Цепочка состоит из приставки и букв, которые являются орфограммами данных слов: перехо д – перехо д ы, переез д – переез д ы, перегру з ка – гру з ить . Количество букв-орфограмм в каждой последующей цепочке увеличивается на одну .)

IV. Изучение нового материала.

1. На доске записано слово : полетел .

– Прочитайте написанное слово. Разберите его по составу.

Учитель помогает определить суффиксы в данном слове.

– Докажите, что в слове полетел есть приставка. ( Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой .)

– Подберите к слову полетел однокоренные слова с другими приставками. ( Залетел, отлетел, подлетел, пролетел, перелетел .)

Учитель записывает названные слова на доске, а учащиеся в тетради.

– Разберите слова по составу:

– Скажите, отделяются ли на письме приставки от корня? ( Приставки не отделяются на письме от корня .)

– Почему приставки на письме нельзя отделить от корня? ( Приставка является частью слова .)

– Найдите в данных словах приставки, которые пишутся не так, как произносятся. ( В слове отлетел пишется приставка от , а произносится [ ат ]. В слове подлетел пишется приставка под , а произносится [ пад ]. В слове пролетел пишется приставка про , а произносится [ пра ]. В слове перелетел пишется приставка пере , а произносится [ пири ] .)

– Зависит ли правописание приставок от их произношения? ( Правописание приставок не зависит от их произношения .)

Учитель вывешивает таблицу «Правописание приставок».

– Приставки о-, об-(обо-), от-(ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, на-, за-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере- всегда пишутся одинаково независимо от произношения.

– Сделайте вывод в порядке нашего рассуждения. В этой работе вам поможет план :

1) Как найти приставку в слове?

2) Можно ли на письме отделять приставку от корня?

3) Как пишутся приставки в словах?

2. Знакомство с правилом, стр. 158.

V. Закрепление нового материала.

1 . Списывание с орфографическим заданием. ( у пр. 115.)

2 . Запись слов под диктовку с комментированием.

Учитель диктует слова: подбежать, перебросить, обогнать, надрезать, нарисовать, заплакать, отбежать, прочитать, поиграть, слететь, описать .

3 . Слайд 1 ( записаны слова )

– К каждому слову левого столбика, обозначающему целое понятие, подберите соответствующее ему слово из правого столбика, обозначающее его часть. Выделите в словах приставки, вставьте пропущенные буквы.

Слайд 2. Электрон.физминутка

4. Самостоятельная работа. ( у пр 116. стр. 159)

5 . У вас на партах лежит листок с приставками. Вы должны распределить их по группам, так как вы считаете.

1. приставки с А: за-, на-, над-;

2. приставки с О: о-, об-, обо-, ото-, до-, под-, подо-, про-;

3. приставка: пере-;

4. приставки: в-, во-, вы-, с-, со-.

— Что вы знаете о правописании приставок?

— Для выполнения следующего задания, вам необходимо разделиться на группы. Каждая группа получает задание на снежинке, символе зимы. За 1 минуту вы должны образовать как можно больше слов с предложенными вам приставками.

Проверка: спикер группы рассказывает о проделанной работе, даёт характеристику всем членам группы.

— Какие трудности возникли у вас при выполнении задания?

— Не все приставки можно было использовать для составления новых слов.

VI. Словарная работа. Слайд 3

Растение, рисунок, столица, картина.

– Чему учились на уроке?

– Как пишутся приставки в словах?

Домашнее задание. Упражнение 117, правило, стр. 158.

Конспект урока русского языка «Правописание приставок»

Тип урока повторительно-обобщающий

Место урока в курсе 8 урок в разделе 1 “Орфография”.

Цели урока:Познавательные: повторить теоретические сведения о правописании гласных и согласных в приставках; углубить знания учащихся о приставках при-, пре-.

  • Практические: совершенствовать умение правильно писать гласные и и согласные в приставках, формировать орфографическую зоркость.
  • Общепредметные: обучать сравнению, доказательству и опровержению как приемам мыслительной деятельности на примерах объяснения орфограмм в приставках; работать над устойчивостью внимания учащихся.

    Методические приемы: работа в группах при составлении таблицы, беседа о трудных случаях правописания приставок, работа в печатной тетради, творческая работа (мини-рассказ).

    Методические приемы контроля: мгновенная проверка, компьютерный тест.

    2. Первичная актуализация. Определение цели методом групповой работы.

    3. Обобщение теоретического материала. (Таблица).

    4. Реализация дом. задания. (Мини-рассказ).

    5. Компьютерный тест.

    6. Работа в печатной тетради.

    7. Итоги. Мгновенная проверка. (“Квадрат”). Доп. материал – распределительный диктант.

    Учебники, по которым работает класс

    1. Русский язык. Практика. 9 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/ Ю.С. Пичугов, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова и др.- М.: Дрофа, 2006.
    2. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: рус. яз.: 9 кл.- М.: Просвещение, 2006.
    3. Электронные учебники-тренажеры.

    Предварительная подготовка к уроку

    1. Деление учащихся на 3 группы.
    2. Творческое домашнее задание – мини-рассказы:
      • “Капризы приставки ПРИ” (1 вариант).
      • “Престранные превращения приставки ПРЕ” (2 вариант).

    Оборудование урока

    1. Магнитная доска, магнитные держатели.
    2. Компьютерная распечатка приставок для обобщающей таблицы.
    3. Иллюстрация для объяснения работы с компьютерным тестом.
    4. Электронный тренажер по русскому языку.
    5. Печатные тетради Л.А.Ахременковой “К пятерке шаг за шагом” (9 кл.)

    1. Организационный момент. Запись даты.

    2. Вступительное слово учителя: приветствие, положительная мотивация на урок.

    3. Первичная актуализация.

    Итак, 1 задание. У нас 3 мини-группы, каждая из которых получает по одному слову. В полученном примере вы находите орфограмму в приставке, обозначаете ее графически и с помощью магнитов размещаете на доске в соответствии с номером (1, 2, 3). 1 минута на выполнение задания.

    После выполнения этого задания на доске появляются слова:

    Продолжим разговор о приставке

    Значит, сегодня мы продолжим разговор о приставке, начатый на предыдущем занятии элективного курса. Запишем тему: Правописание приставок. Наша цель — обобщить уже известное, углубить знания о приставке, продолжить закрепление этой непростой темы и проверить, насколько прочно она усвоена.

    4. 2 задание. На доске находится наглядный теоретический материал по этой теме для составления обобщающей таблицы.

    В-с: сколько групп приставок мы выделяем в русском языке? (три).

    Теперь каждая группа продолжает работу под своим примером на доске, находя в представленном материале все необходимое для обобщающей таблицы, и по завершении работы рассказывает о данной группе приставок. ( 3 минуты).

    После выполнения задания на доске появляется следующая таблица:

    В-с: какая самая трудная группа приставок в русском языке? (при-, пре-)

    Почему? (очень много слов на запоминание, к ним мы еще сегодня обратимся).

    Неизменяемые приставки часто произносятся нечетко, и это тоже может вызвать трудности в правописании. Много ошибок допускается в словах с приставкой с-. Приставки на согласный под влиянием последующего согласного произносятся звонко или глухо, в чем проявляется фонетический закон русского языка.( н-р, отдать[ аддат’]).

    А вот приставки на з-, с- пишутся в основном в соответствии с произношением, хотя бывают и исключения (безвкусный).

    6. Реализация домашнего задания. Мини-рассказы: “Капризы приставки ПРИ”, “Престранные превращения приставки ПРЕ” (Выступления групп до 3 минут)

    7. Дома вы должны были вспомнить изученное ранее, поработать с практическим материалом, обратиться к словарю “Трудные слова”. Проверим наши знания на сегодняшний день.

    Работа с компьютерным тестом. (Объяснение условий выполнения теста с помощью иллюстрации на доске).

    Правила работы с тестом заключаются в следующем: н-р, под окнами дома – буквы З и С, внизу бегущей строкой идут слова с орфограммой “Правописание приставок на -З, -С”. Гусар должен постучаться в нужное окно, т.е. сделать правильный выбор. (Использован электронный тренажер Беляева М.И.)

    Продолжим работу над правописанием приставок в печатной тетради Л.А.Ахременковой “К пятерке шаг за шагом”.

    Упражнение 12, страница 114.

    Исстари, во…рение, неи…черпаемый, пр…чудный, пр…чудливый, ди..пропорция, дез… нформация, пред…стория, непр…рекаемый, за…грать, пр…образ, пр…бабушка, инц…дент, беспр… ц… дентный, пр…исполненный.

    Непр…ступная крепость, пр…ступный замысел, пр…вратности судьбы, пр…старелый пр…вратник, …ввергнутый наземь , ни…ввергнутый в бездну, ни…провергать авторитеты, ни…ложенный тиран, ни…падающая шаль, взгляд и…подлобья, смотреть и…под…шапки, делать и…под…тишка.

    В тетрадях – квадрат. (В квадрате 16 клеток, которые соответствуют 16 словам, которые читает учитель. Слова с приставкой ПРИ- обозначаются знаком +).

    1. Дом призрения.
    2. Пребывать на отдыхе.
    3. Предать друга.
    4. Прибывать на вокзал.
    5. Преклонить колени.
    6. Примириться с тяжелым положением.
    7. Придать форму.
    8. Преемник традиций.
    9. Презирать врага.
    10. Седой привратник.
    11. Ложные приоритеты.
    12. Большие претензии.
    13. Приходящая няня.
    14. Старинное предание.
    15. Преходящий успех.
    16. Притворяться спящим.


    источники:

    http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-pristavok-809886.html

    http://urok.1sept.ru/articles/506538