Конспект урока правописание производных предлогов 7 класс

Конспект урока на тему «Правописание производных предлогов»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Северного района Новосибирской области

Бергульская основная общеобразовательная школа

Урок русского языка 7 класс

Тема: «Правописание производных предлогов»

учитель русского языка и литературы

Прокофьева Татьяна Анатольевна

Цель урока: познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов в течение, в продолжение, в следствие и с наречием впоследствии.

Обучающие:
– научиться разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи;
– научить правильно писать производные предлоги;
– устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора слитного и раздельного написания предлогов, образованных от существительных;
– обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.

Развивающие: Развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.

Воспитательные: Вызвать чувство интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.

Коррекционные: Преодолеть пассивность деятельности ребенка и пробудить желание к взаимодействию; изменить психическое самочувствие, развивать коммуникабельность и доброжелательность общения, способность к контакту.

Репродуктивный (для формирования ЗУН. Знать правила слитного и раздельного написания предлогов, образованных от существительных.
Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи.
Формировать навык правильного употребления производных предлогов в речи).

Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.

Практический – для развития практических умений и навыков.

Основной метод работы – анализ языкового материала по теме “Слитное и раздельное написание производных предлогов”.

Организационный момент: “Минутка приятных воспоминаний”. (Предлагаю вам, ребята, закрыть глаза, вспомнить о чем-то очень хорошем и улыбнуться.)

Вступительное слово учителя.

Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.

Откройте тетрадки, запишите число, кл/работа.

Прочтите предложения, вставьте буквы и объясните, почему одни и те же существительные имеют разные окончания?

В течении некоторых рек бывают опасные места: камни, мели, водовороты. Чтобы благополучно провести через них лодку, рулевой должен внимательно вглядываться в течение.

(Существительные стоят в предложном и в винительном падеже.)

Предлагаю вам превратиться на время в ученых и попробовать, внимательно рассмотрев выделенные слова, сопоставив их, сказать, что общего между ними и в чем разница.

В течение реки попало бревно.

В течение часа мы с интересом слушали лекцию профессора.

В течение, в продолжение, в следствие любят превращаться в предлоги.

Поэтому внимание! Перед нами существительные-перебежчики! Когда эти существительные переходят в предлоги, то такие предлоги как мы называем? (Производными.)

Как бы вы сформулировали тему нашего урока?

Запишите тему урока: “Слитное и раздельное написание производных предлогов”.

Как вы думаете, что нам необходимо сегодня сделать, чтобы изучить эту тему?

Вспомните, что такое предлог?

Какие бывают предлоги?

Какие предлоги мы называем производными?

А как нам отличить существительные в течение, в продолжение от производных предлогов?

Прежде всего, по смыслу. Предлоги в течение и в продолжение обозначают отрезок времени и никакого отношения к течению реки и продолжению книги не имеют.

Попал (куда? во что?) в течение реки.

Изменения произошли (где? в чем?) в течении реки. (Обозначают место.)

Ввести новых героев (куда? во что?) в продолжение романа.

Мы узнаем о судьбе героя (где? в чем?) в продолженииромана. (Обозначают место.)

Предлог обязательно включается в падежный вопрос.

Между существительным и предлогом можно поставить вопрос или вставить прилагательное.

Существительные могут менять свое окончание, предлоги, как служебные части речи, неизменяемы, они всегда оканчиваются на е. Предлоги в течение, в продолжение – синонимы, их можно заменять друг другом, они имеют временное значение.

– Перепишите предложения, раскрывая скобки и дописывая пропущенные окончания.

А там, (в)течени… реки,
Где воды были глубоки,
(В)течени… недели
Образовались мели.

А (в)продолжени… романа
Пройдет рассказ о дальних странах,
Где (в)продолжени… трех лет
Скитался сосланный поэт.

А предлог вследствие – синоним предлога из-за и не имеет никакого отношения к судебному следствию.

Не пришел (почему? по какой причине?)
вследствие
болезни.

Допущена ошибка (в чем? где?) в следствии.

(Во что? куда?) В следствие включились
самые опытные специалисты.

Предлог обязательно включается в падежный вопрос.

Между существительным и предлогом можно поставить вопрос или вставить прилагательное.

Существительные могут менять свое окончание, предлоги, как служебные части речи, неизменяемы. Предлог вследствие оканчивается на е, пишется слитно.

– Перепишите предложения, раскрывая скобки и дописывая пропущенные окончания.

(В)следстви… вкралась ошибка, (в)следстви… которой (в)последстви… под подозрение оказался невиновный человек.

Итак, запомните правописание этих предлогов: в течение, в продолжение, вследствие .

“ А я к этому не имею никакого отношения, – заявило наречие впоследствии,– пишите меня только так: впоследствии”.

Запомни: наречие впоследствии обозначает время. Познакомились (когда?) впоследствии.

Помогите наборщику! Он рассыпал слова в предложении. Собирая рассыпанные слова в предложения, раскрывайте скобки и вставляйте пропущенные буквы.

Работа в парах. (1 предложение выполняем все вместе.)

1) Артур Конан Дойл, о, английский, рассказал, чем, вот, писатель.

2) Поколений, легенда, нескольких, о, (в)продолжени… , страшной, Баскервилей, в, собаке, роду, сохранялась.

3) Баскервилей, долгого, страшное, наводило, замка, (в)течени…, на, ужас, чудовище, времени, обитателей.

4) Ним, сэр, с, Генри Баскервиль, встречи, (в)следстви …, умер.

5) Не, неизвестно, Шерлок Холмс, чем, вмешался, бы (в)следстви…, все, бы, если, кончилось.

6) Облегчением, (в)последстви…, с, обитатели, вздохнули, замка.

Вот о чем рассказал английский писатель Артур Конан Дойл.

Легенда о страшной собаке сохранялась в роду Баскервилей в продолжение нескольких поколений.

В течение долгого времени страшное чудовище наводило ужас на обитателей замка Баскервилей.

Вследствие встречи с ним умер сэр Генри Баскервиль.

Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы в следствие не вмешался Шерлок Холмс.

Впоследствии обитатели замка вздохнули с облегчением.

I. Я вижу, что вы немного устали, сядьте поудобнее, закройте глазки, откройте, посмотрите вверх, вправо, влево, закройте, откройте, посмотрите на экран. Что вы видите на экране?

II. Отдохнули немного, а теперь поиграем в корректора.

Помните, есть такая профессия – корректор. Корректор работает там, где создается печатный текст, газеты, журналы, книги. Его задача – всюду вылавливать ошибки. Такая работа требует грамотности и внимания. Попробуйте поработать корректорами.

1) В течении нескольких дней шли проливные дожди. (в течение.)

2) В следствие частых и непродолжительных дождей в лесу появилось много грибов. (Вследствие.)

3) В продолжени и ночи гроза несколько раз уходила в море и снова возвращалась. (В продолжение.)

4) В течение сибирских рек встречаются пороги. (В течении – сущ., предлож. пад.)

Итоговое задание тест “Проверь себя”.

Затем взаимопроверка по предлагаемому ответу к тесту.

На месте точек пишется и :
А. идти в течени… дня
Б. вследстви… невнимания
В. в течени… реки пороги
Г. занимался в продолжени… года

На месте точек пишется е :
А. эти герои действуют в продолжени… романа
Б. трудно отыскать ошибку в следстви…
В. вспомнили об этом впоследстви…
Г. смотрел на него в течени… минуты

Пишется слитно:
А. (в) течение получаса
Б. (в) продолжение дня
В. (в)следствие засухи
Г. (в)следствии допущена ошибка

Пишется слитно:
А. обнаружить (в)последствии недочет
Б. включить (в)следствие
В. (в)течение многих лет
Г. (в)продолжении романа

Поставьте оценку: 0 ошибок – “5”, 1 ошибка – “4”, 2 ошибки – “3”.

Поднимите руки, у кого – 5, 4, 3?

О чем мы сегодня говорили?

Что нового узнали?

Какие предлоги обозначают время? Как они пишутся?

Как пишется предлог вследствие? Как его отличить от существительного с предлогом в следстви(е) и от наречия впоследствии?

Домашнее задание на выбор:

1-й вариантсписать предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы :

1. (В) течени… многих тысячелетий меняется форма земной поверхности, и там, где раньше шумело море, (в)последстви… могла образоваться суша. 2. (В)продолжени… книги мы встречаемся со знакомыми героями. 3. Повторять изученное надо (в)продолжени… всего учебного года. 4. (В)следстви… малого падения Волга имеет медленное течение. 5. (В)следстви… по делу о расхищении обнаружены ошибки. 6. В своем течени… река Тьмака делает значительные изгибы.

2-й вариант – составить предложения, употребив слова в течение – в течении, вследствие – в следствии, в продолжение – в продолжении, впоследствии.

3-й вариант – творческое задание: написать эссе:

Вставьте пропущенные буквы в предложения и определите слитное или раздельное написание, объяснив свой выбор.

(В)течени… целого месяца они не разговаривали друг с другом. – (В)течени… реки много поворотов.

В первом предложении в течение – производный предлог с временным значением, поэтому на конце я пишу е.

Во втором предложении слово течение является существительным, которое употреблено в форме предложного падежа. Поэтому на конце я пишу и.

Напишите эссе по образцу на темы, данные ниже. Какие буквы надо вставить в данные блоки предложений? Аргументируйте свой ответ.

В продолжени… лета шли дожди. – (В)продолжени.. романа появились новые герои. Есть необходимость (в)продолжени… этой повести.

(В)следстви… по делу о краже появились новые свидетели. – (В)следстви… по делу об ограблении внесены новые факты. – (В)следстви… проливных дождей дорогу размыло.

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба. Учебник для 7 классов общеобразовательных учреждений, Москва “Просвещение”.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Северного района Новосибирской области

Бергульская основная общеобразовательная школа

Сценарий внеклассного мероприятия,

посвящённого Дню Победы

«Дети Великой Отечественной войны».

учитель русского языка и литературы

Прокофьева Татьяна Анатольевна

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Цель урока: познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов в течение, в продолжение, в следствие и с наречием впоследствии.

· Обучающие:
– научиться разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи;
– научить правильно писать производные предлоги;
– устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора слитного и раздельного написания предлогов, образованных от существительных;
– обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.

· Развивающие: Развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.

· Воспитательные: Вызвать чувство интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.

· Коррекционные: Преодолеть пассивность деятельности ребенка и пробудить желание к взаимодействию; изменить психическое самочувствие, развивать коммуникабельность и доброжелательность общения, способность к контакту.

Репродуктивный (для формирования ЗУН. Знать правила слитного и раздельного написания предлогов, образованных от существительных.
Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи.
Формировать навык правильного употребления производных предлогов в речи).

Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.

Практический – для развития практических умений и навыков.

Основной метод работы – анализ языкового материала по теме “Слитное и раздельное написание производных предлогов”.

Организационный момент: “Минутка приятных воспоминаний”. (Предлагаю вам, ребята, закрыть глаза, вспомнить о чем-то очень хорошем и улыбнуться.)

Вступительное слово учителя.

Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.

Откройте тетрадки, запишите число, кл/работа.

Прочтите предложения, вставьте буквы и объясните, почему одни и те же существительные имеют разные окончания?

В течении некоторых рек бывают опасные места: камни, мели, водовороты. Чтобы благополучно провести через них лодку, рулевой должен внимательно вглядываться в течение.

(Существительные стоят в предложном и в винительном падеже.)

Урок русского языка по теме «Правописание производных предлогов». 7-й класс

Класс: 7

Презентация к уроку

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков

Вид урока: урок-практикум

Форма: (клуб “Знатоки”)

Образовательные

  • Систематизировать знания о предлоге;
  • Отработать навык правописания предлогов.

Развивающие:

  • Способствовать развитию навыков разграничения производных предлогов и омонимичных частей речи;
  • Способствовать формированию навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ГИА и ЕГЭ;
  • Способствовать развитию навыков комплексного анализа текста;
  • Способствовать формированию коммуникативной компетенции учащихся.

Воспитательные

  • Содействовать воспитанию внимательного отношения к слову, бережного отношения к природе

Оборудование: раздаточный материал (Приложение 1, Приложение 2), компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

ХОД УРОКА

Доброе утро, ребята. Нам предстоит провести необычный урок. Я знаю как самых любознательных, пытливых, старательных учениках. И я подумала, почему бы нам не учредить в 7Б клуб “Знатоков русского языка”? Сейчас мы вместе с вами пройдем испытание на знание не самой легкой темы русского языка “Правописание предлогов”.

Целеполагание. Обобщить знания о предлоге, отработать навык правописания предлогов, навык разграничения предлогов с другими частями речи, развивать навык комплексного анализа текста.

1 испытание: теоретическое. Слайд 2.

(служебная часть речи, служит для связи слов в словосочетании, делится по способу образования на производные и непроизводные, по составу они бывают простые и составные, предлоги в русском языке употребляются с конкретными падежами, по значению они делятся на: временные, пространственные, причинные и т.д.)

С таким багажом знаний мы можем не бояться следующих испытаний.

Чтобы успешно справиться со следующей лингвистической задачей, мы должны пополнить свой словарь. Слайд 3.

Техногенная катастрофа — крупная авария, влекущая за собой массовую гибель людей и даже экологическую катастрофу.

Парнико’вый эффе’кт — повышение температуры нижних слоёв атмосферы планеты по сравнению с эффективной температурой, то есть температурой теплового излучения планеты, наблюдаемого из космоса.

Атмосфе’ра — газовая оболочка (геосфера), окружающая планету Земля.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Найдите среди этих предложений одно лишнее.

РАБОТА У ДОСКИ: 3 ЧЕЛОВЕКА.

Вследстви_ плохой погоды мы остались дома.
В следстви_ были допущены ошибки.
Вследстви_ болезненного состояния она ушла домой.

Чтобы найти третье лишнее, нам надо определить, какой частью речи является слово “вследствие”. А какой частью речи оно может быть?

Задание 2. Слайд 6

Найдите “лишнее” слово или сочетание слов в предложенных рядах.

  • Без, к, ради, от, согласно, также, над.
  • Благодаря брата, благодаря брату.
  • Насчет работы, на счет банка.
  • Оглянулся вокруг, вокруг оси.

Найдите ошибочное употребление падежной формы существительного.

2. Благодаря старанию

3. Наперекор желанию

4. Вследствие нарушения

Задание 4. Слайд 7.

Укажите словосочетание с производным предлогом

2. Строился около дома

Найдите ошибочное правописание предлога:

2. Говорить насчет отпуска

3. Вследствие снегопада

4. Невзирая на преграду

Слайд 9. РАБОТА У ДОСКИ 2 ЧЕЛОВЕКА. Прочитайте текст. Выпишите из него все предлоги, распределив их по столбикам: производные и непроизводные.

Лес и город. Город и лес. Порождения одной Вселенной. Такие разные и никак не совмещающиеся пока.

Город тянулся навстречу лесу, простирая в чащи уверенные щупальца-дороги, протягивая паутины проводов, неся гарь тяжелого дыхания. А лес неподвижно взирал на его осторожное, но настойчивое приближение. Лес не умел ни бояться, ни роптать: он мог лишь жить и ждать своего часа. Несмотря на это, лес рассеивал дым, разлагал едкий газ, возвращал городу чистыми ночными ветрами. Лес по каплям копил чистую влагу и посылал ее городу, а город пил ее ненасытно и выбрасывал грязной рекой.

Город и лес. Торжество человека и торжество природы. С тех пор как рожденное лесом косматое существо подняло на него свою лапу с камнем-рубилом и первое дерево со стоном пало к его ногам, силы их стали неравными. Кто знает, на протяжении какого времени они будут считаться врагами. Кто знает, в течение какого времени еще будет длиться наступление человечества на то, что было от века его жильем, пищей, прибежищем.

— Определите тему текста. О чем он? (об отношениях города и леса).

Назовите центральные образы текста. (Лес и город)

— Можете ли вы сразу определить основную мысль текста? (сразу это сделать нельзя).

— Обратимся к главным образам. Наша задача – определить, при помощи каких языковых и изобразительных средств автор создает главные образы.

— Какие ключевые слова раскрывают образ города? С помощью каких изобразительных средств автор создает образ города? (эпитетов, метафор, олицетворений)

— Какие краски появляются благодаря использованию этих изобразительных средств? (образ города создается с помощью темных тонов – выхлопных газов, темного дыма, серого железа; в обрисовке леса использованы светлые краски, от них словно веет свежим ветром).

— Теперь обратимся к грамматическим средствам создания образов. Какая часть речи чаще всего используется автором? (Глагол)

Работа с таблицей. Слайд 10.

ГородЛес
Действия
тянулся

выбрасывалвзирал

не умел ни бояться, ни роптать

мог жить и ждать

Какие из этих глаголов соответствуют схеме ?

(простирал, протягивал, выбрасывал)

— Что можно сказать о городе на основе данных наблюдений? (город представляется великаном, чудовищем, постоянно требует пищи и все-таки остается ненасытным, каждый раз прося все больше и больше, ничего не давая взамен).

— Каким же изображен лес? Назовите приставочные глаголы, называющие его действия.

— Объясните разницу в выборе согласной на конце приставки (перед глухим С, перед звонким З).

— Объясните значение слов

РОПТАТЬ – выражать недовольство, обиду, сетовать.

— Подберите к ним синонимы:

роптать – возмущаться, жаловаться.

— Почему автор из ряда синонимов выбирает именно это слово? (чтобы подчеркнуть спокойствие, безропотность, бескорыстие леса, готовность отдавать, не прося ничего взамен).

— А теперь нам предстоит выявить синтаксические особенностей изображения города и леса.

— Объясните постановку знаков препинания в последнем предложении 1 абзаца. Лес по каплям копил чистую влагу и слал ее городу, а город пил ее ненасытно и выбрасывал грязной рекой.

— Мы выяснили, что в тексте противопоставляются город и лес. К какому лексическому типу слов можно отнести данные слова? (к контекстуальным антонимам).

— Какова цель противопоставления? Ответив на этот вопрос, мы определим основную мысль текста.

— Автору удалось создать живые образы, но только ли о городе и лесе он говорит? Может быть, под образами города и леса подразумеваются что-то другое? (учащиеся высказывают предположения: город олицетворяет человека, его жадность, а лес – весь огромный мир природы).

— Какова же основная мысль текста? С какой целью написан текст?

Слайд 11. (Для того чтобы каждый из нас не забывал, что является частью огромного мира и не может растрачивать и уничтожать то, что сам не создавал. Автор привлекает внимание читателя к проблеме уничтожения человеком живой природы, его естественной среды обитания).

— Какие вы можете привести факты в подтверждение того, что проблема эта достаточно серьезна в наше время? (экологические катастрофы, проблемы глобального потепления).

3 этап урока — рефлексия. Вот мы и прошли последнее испытание. Как вы сами оцениваете свою работу на уроке? Достойны ли мы стать участниками клуба знатоков русского языка?

— Действительно большинство из вас показали отличные знания по теме правописания предлогов, навыки анализа текста.

Домашнее задание. Сегодня на уроке мы отрабатывали те задания, которые предлагаются на ЕГЭ, ГИА. Самой трудной частью для выполнения является часть С. Оно предполагает выявление авторской позиции, согласие или несогласие с ней и аргументацию собственной точки зрения.

Объясните, согласны ли вы с точкой зрения автора. Свой ответ аргументируйте. Написать мини-сочинение (30-70 слов) на экологическую тему, используя не менее 3 производных предлогов.

Правописание производных предлогов
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Моя попытка составить технологическую карту урока. Материал не сочиняла (простите за то, что у кого-то взяла, и спасибо за то, что он у кого-то был), творчески обработала, попыталась вместить в схематичные рамки. На практике прошло довольно удачно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Правописание поизводных предлогов33.42 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к уроку

Тема урока : «Правописание производных предлогов»

Тип урока: комбинированный

Предмет, класс: русский язык, 7 класс

УМК (учебник): Русский язык, Практика. 7 класс (под редакцией С.Н.Пименовой)

Мотивация урока (методы и технологии): технологии личностно-ориентированного обучения: проблемный метод обучения, здоровьесберегающие технологии, технология критического мышления.

Учитель: Плохова Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы

Формы работы на уроке: индивидуальная, коллективная; работа в группах.

Методы: беседа, исследование, наблюдение, творческая работа.

Ресурсы урока : мультимедиа оборудование, АРМ учителя

Образовательная : учащиеся научатся правильному написанию производных предлогов; отличать производные предлоги от синонимичных частей речи;

правильно употреблять в речи производные предлоги.
Развивающая : продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности, оформлению выводов; способствовать развитию логического мышления; формированию потребности в приобретении знаний.

Воспитательная : способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений.

  1. Организовать проблемную ситуацию для постановки цели урока
  2. Организовать практическую отработку умения работать по алгоритму при выборе правильного написания
  3. Организовать работу в творческих группах
  4. Рефлексия урока.

Организационный момент. Самоопределение деятельности

коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

I этап. Мотивация к деятельности

Цель – мотивировать учащихся на изучение темы

Утром, как обычно, предлог в течение отправился на работу в свой учебник. Не успел он разместиться на странице тетради Пети Иванова, как почувствовал головокружение и, цепляясь за соседние буквы, точки, страницы, всхлипывая и моля о пощаде, хлопнулся в течение разных событий. Бурный поток уносил его из одной шпаргалки в другую, бедняжка весь измок, исцарапался, но никак не мог зацепиться за тетрадь какого-нибудь грамотея.

Неизвестно, куда бы унесло в течение бурным течением, если бы словарный диктант случайно не заглянул в тетради Пети Иванова и его соседа по парте Вани Петрова. Он рассердился, что мальчишки не выучили правил, но и пожалел их: поставил все на место.

1) Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков?

2) Как помогает нам текст отличить производный предлог от омонимичной формы – имени существительного с предлогом?

Мы должны помочь героям этой лингвистической сказки «поставить все на место». Что для этого нам надо знать и уметь? (Уметь правильно писать производные предлоги и отличать их от других омонимичных частей речи)

II этап. Учебно-познавательная деятельность.

Обучающие и развивающие задания и упражнения на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Цель – повторить и закрепить ранее изученный материал о предлоге

Но прежде мы повторим материал, изученный на прошлых уроках.

— Что называется предлогом?

— Для чего служит предлог? (Для выражения различных отношений.)

— Какие отношения выражает?

— На какие две группы по происхождению делятся предлоги?

— Почему непроизводные предлоги так называются?

— Какие предлоги называются производными?

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные : логические – анализ объектов с целью выделения признаков

личностные: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Постановка учебной задачи

Цель – учить школьников различать производные предлоги и омонимичные части речи

Посмотрите на доску и прочитайте словосочетания :
Был в течени е дня – находиться в течени и реки
Находилась в продолжени е лета – написано в продолжени и книги
Сказал в заключени е выступления – декабристы находятся в заключени и
Приобрёл вследстви е болезни – обнаружились в следстви и об аварии

— Что Вы наблюдаете? (Одинаково слышащиеся слова пишутся по-разному)

— Исходя из Ваших наблюдений, сформулируйте тему и цели нашего урока.

(Правописание производных предлогов. Цели: уметь отличать производные предлоги в течение, в продолжение, в заключение, вследствие от существительных; правописание предлогов)

Личностные: целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности;

регулятивные : формированию действий целеполагания;

коммуникативные : постановка вопросов; познавательные : общеучебные — самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели;

логические -формулирование проблемы

Построение проекта выхода из затруднения

Цель –учить школьников различать производные предлоги и омонимичные части речи; правильно писать производные предлоги

Исследовательская работа (П)
Прочитайте (исследуйте) предложения:
а) В течени и этой горной реки встречается много непроходимых порогов.
б) В течени е нашей мирной жизни неожиданно ворвалось тревожное известие.
в) В течени е часа необходимо решить контрольную работу.

г) В продолжени е трех лет он писал книгу.

д) В продолжени и книги появляются новые герои.
Посмотрите, от каких членов предложения зависят эти первые слова, выделите словосочетания, определите падеж, где это возможно:
Встречается (где? В чем?) в течении (предложный падеж существительного течение). Речь идёт о течении реки.
Ворвалось (куда? Во что?) в течение (винительный падеж существительного течение). Речь идёт о течении жизни.
Решить (когда? за какое время? в течение чего?) в течение часа. Речь идёт о времени. Выражение можно заменить синонимичным сочетанием с предлогом за час.
Сделайте вывод.
(Вывод: в третьем предложении перед нами предлог, образованный из сочетания существительного с предлогом. (Предлог- неизменяемая служебная часть речи, значит всегда пишется одинаково, к нему часто можно подобрать синонимичный предлог: в течение суток- за сутки, в течение жизни- за жизнь, в течение некоторого времени- за некоторое время. Предлог имеет временное значение. К предлогу нельзя поставить вопрос, он не является членом предложения. На конце производного предлога пишется – Е.

Написание существительных в 1-м и 2- м предложениях зависит от падежа.

Аналогично объясняем правописание предлога в продолжение, который по смыслу равен предлогу в течение.)

Используйте рифмованный алгоритм, применяя который вам удастся избежать смешивания столь похожих словоформ:

Предлоги в течение и в продолжение
Нам говорят о движении времени.
Спроси: как долго? или когда?
В конце пишем е и раздельно всегда.

Вследствие снегопада машины не пошли в город.

В следствии по делу допущен ряд ошибок.

(Производный предлог вследствие = из-за и отличается от существительного слитным написанием и конечной –е).

Вы заметили, что предлог вследствие отличается по написанию от созвучного сочетания существительного с предлогом уже в двух позициях – слитное написание и конечное –е.

Вам следует знать, что существительное в сочетании в следствии выступает только в значении «судебное следствие»: в следствии по делу, в остальных случаях вследствие – производный предлог, его можно заменить предлогом из-за:

Вследстви е снегопада машины не пошли в город. (Из-за снегопада машины не пошли в город) — вследствие — предлог, пишется слитно с -е на конце слова.

Но: В следстви и по делу допущен ряд ошибок.

(В чем? в (судебном) следствии по делу. В этом предложении в следствии – существительное , а потому пишется раздельно и с — и на конце.

Вследствие – из-за,
ясно вполне:
слитно напишем,
конечная – е.

Личностные : устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

регулятивные : планирование, прогнозирование;

логические — решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/630866

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/02/18/pravopisanie-proizvodnykh-predlogov