Конспект урока правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова 3 класс

Урок по русскому языку в 3 классе «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ознакомить учащихся с правилом написания слов с непроизносимым согласным в корне, формировать умения проверять изучаемые орфограммы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Урок по русскому языку в 3 классе «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне»100.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «НИКОЛАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ

учитель начальных классов

САРАНСК 2018 УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: РУССКИЙ ЯЗЫК

ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ

Создать условия для ознакомления с правилом написания слов с непроизносимым согласным в корне, формирование умения проверять изучаемые орфограммы

Урок постановки и решения учебных задач

Овладевают основами грамотного письма, применяют знания фонетического материала при использовании
правил правописания, подбирают однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки
изучаемых орфограмм в слове, применяют правила орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменной работы

Проявляют интерес к языковой деятельности, познанию русского языка

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выпол-нения учебных заданий; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; овладевают способом
решения учебной задачи, планируют свои действия для решения задачи.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи

Основное содержание темы, понятия
и термины

Орфограмма и орфографическое правило «Непроизносимые согласные в корне слова»; морфема, проверочное слово; орфографический словарь

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Сравни написание и произношение. URL: school-collection.edu.ru

О рганизационная структура (сценарий) урока

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Раздел. Правописание частей слова.

Тема. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

научиться отличать орфограмму «Правописание непроизносимых согласных в корне» от других изученных орфограмм.

узнать, как правильно писать слова с непроизносимой согласной в корне;

научиться находить орфограмму в словах, подбирать проверочные слова.

как писать слова с непроизносимой согласной в корне;

находить орфограмму в словах;

намечать способы проверки данной орфограммы.

Буква, обозначающая непроизносимый согласный звук, это орфограмма. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.

Корень слова, согласный, скопление согласных, проверочное слово, проверяемое слово.

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
  • как правильно писать слова с непроизносимой согласной в корне;
  • отличить орфограмму «Правописание непроизносимых согласных в корне»;
  • находить орфограмму и намечать способы проверки данной орфограммы.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим рисунки. Что на них нарисовано? Прочитаем подписи. Сравним.

Солнце Лестница Сердце

[сонцэ] [л’эсн’ица] [с’эрцэ]

Как видно, нарисованы солнце, лестница, сердце. Сравним записи: в первой записи – 6 букв, во второй записи – 5 звуков; в первой записи – 8 букв, 7 звуков; в третьей записи – 6 букв, 5 звуков. Объясним, почему букв больше, чем звуков.

Обратим внимание, что при произнесении одна буква выпадает, а поэтому и звук не произносится.

  • как правильно писать слова с непроизносимой согласной в корне;
  • отличить орфограмму «Правописание непроизносимых согласных в корне»;
  • находить орфограмму и намечать способы проверки данной орфограммы.

В каких случаях буква согласного убегает, и звук не произносится?

Обратим внимание, что звуки [л], [т], [д], [ф] в словах праздник, здравствуй, сердце, солнце, тростник, счастливый, честный, чувство не произносятся.

Когда это происходит? Это происходит тогда, когда в слове встречаются три или четыре согласных. Скопление согласных и есть опознавательный признак орфограммы.

Дополним нашу таблицу: «Опознавательные признаки орфограммы».

Опознавательные признаки орфограмм

Конец слова, стечение согласных

Итак, сделаем вывод:

Когда в слове встречаются сразу три или четыре согласных, один из них может не произноситься. Так, не произносятся звуки:

[л] – в слове солнце;

[т] – в словах лестница, окрестность;

[д] – в словах сердце, праздник;

[ф] – в словах чувство, здравствуйте.

Буква, обозначающая непроизносимый согласный звук, — это орфограмма. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо:

Обратим внимание, на произношение и написание таких слов, как интересный, вкусный, опасный, чудесный. В корне этих слов нет непроизносимого согласного звука, но может показаться, что такой звук есть.

Как убедиться, что в этих словах непроизносимого согласного звука нет? Для этого нужно заменить слово однокоренным так, чтобы после согласного был гласный: интересный – интересен, вкусный – вкусен, опасный – опасен, чудесный – чудесен.

Укажите наиболее полное и правильное правило проверки непроизносимой согласной в корне слова:

  1. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.
  2. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, нужно изменить форму слова.
  1. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.

Укажите слово, в котором буква согласного звука пишется, но не произносится.

Прочитайте пословицу. Укажите слово, в котором есть орфограмма «Непроизносимый согласный в корне слова».

Конспект урока русского языка «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова» (3 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок русского языка для 3 класса

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова.

Цели: научиться грамотно, писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова; познакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными способом подбора однокоренных слов.

Регулятивные УУД: постановка целей урока; контроль; самооценка и самопроверка.

Познавательные УУД: отбор и структурирование необходимой информации: постановка и решение проблемы:

Коммуникативные УУД: работать в паре, умение слушать и слышать друг друга: взаимопроверка; умение полно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формой речи.

Личностные УУД: вырабатывать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя.

Методы: постановка проблемных вопросов.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, работа в группах.

Виды контроля: фронтальный письменный и устный, взаимопроверка, самопроверка.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал из приложения.

I Оргмомент. Проверка готовности к уроку. Слайд № 1 (заставка)

Мы начинаем урок русского языка.

Я хочу, чтобы каждый из вас по окончании урока мог сказать:

« Сегодня я искал, творил,

Знание новое открыл,

Задания легко теперь мне выполнять».

— Откройте тетради, запишите дату и слова «Классная работа».

— Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка.

— Чтобы урок получился таким недостаточно действий одного учителя, необходима ваша помощь.

— Какими должны быть на уроке ученики?

— Вы готовы быть такими?

— В конце урока мы посмотрим, получился ли урок таким, каким мы его хотели видеть.

II . Каллиграфическая минутка

— Запишите, пожалуйста буквы и слова

тдлв тдлв тдлв клюв клёст

– Помните, что писать надо красиво, разборчивым почерком, соблюдая правильную посадку.

— Какая буква «лишняя»? Почему? (Буква л , т.к. обозначает непарный согласный звук.)

— Какую орфограмму помогают вспомнить слова в чистописании?

(Правописание парных согласных в корне слова.)

— Как их проверить? (Изменить слово так, чтобы после согласного появился гласный или звук [н], чтобы согласный четко слышался.)

III . Актуализация опорных знаний

Учитель вывешивает на доску слова:

— Что общего в этих словах? (Пропущена безударная гласная в корне слова.)

— Какие безударные гласные пропущены?

— Как проверили правописание безударных гласных в корне слова? (Подобрали однокоренное слово или изменили слово так, чтобы гласный в корне стал ударным.)

— Что объединяет эти орфограммы? (Обе орфограммы в корне слова.)

— Почему для проверки подбираем однокоренное слово? (Корень во всех однокоренных словах пишется одинаково.)

— Что мы повторили? (Правила правописания орфограмм в корне слова.)

— Почему я выбрала именно это? Нам пригодятся эти знания при открытии нового знания.

IV .Постановка учебной задачи.

Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.

— Ребята, когда мы употребляем слова: хлопушка, веселье, плясать. О каком

мероприятии мы думаем? (О празднике)

— Этот праздник любят все дети. Какой праздник приближается? (Новый год)

— Посмотрите на слайд! Какое выражение лица у Деда Мороза?

( слайд № 2) (Печальное, грустное, несчастное, невеселое.)

-Запишите слова столбиком, транскрипцию которых вы видите на доске

-А теперь запишите их рядом с помощью букв так, как вы считаете нужным.

У доски эту работу выполняет ученик.
— Сравниваем .

-Посчитайте количество букв и звуков. Почему в словах количество букв и

звуков различное? (В наших словах букв больше, чем звуков, потому что

некоторые звуки не произносятся. Не слышатся, не произносятся звуки д, т, )

— Как бы вы назвали такие согласные? (Неслышимые, незвучные, молчаливые, скрытые…)

V. Сообщение темы и цели урока

– Какова же тема урока? слайд № 3

Правописание непроизносимых согласных в корне слова (будем учиться видеть орфограмму и подбирать правильно проверочные слова);

V I . Работа над новым материалом

Ещё ты дремлешь,

Пора, красавица, проснись…

— Знакомы ли вам эти строки? Кто автор этого стихотворения?

— Какие слова необходимо проверить?

— Кто из вас знает, как проверить написание непроизносимых согласных в этих словах?

Запись слов у доски вместе с проверочными.

(солнышко- солнце, прелесть – прелестный) (слайды № 5, 6)

— Где находится непроизносимый согласный в структуре слова?

— Как пишутся корни в родственных словах?

— Назовите непроизносимые согласные

— Мы с вами знаем уже много стихов А.Пушкина. Но мне бы хотелось узнать, как вы помните сказки поэта. Прочитайте записи .

Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце

С печальной думой на лице.

князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день п асмурный ,

— Узнали сказку? Замените подчеркнутые слова синонимами, и тогда у вас получится текст, который был у Пушкина.

Что у вас получилось? (слайды № 8, 9)

С печальной — грустной

Добрый день — здравствуй

— Выпишите эти слова. Что вы заметили, когда произносили эти слова?

(есть буквы, которые не произносятся: в, т )

— Как мы буем называть согласный, который не произносится в слове?

— Докажите правильность написания слов.

(подбор проверочных слов)

Давайте прочитаем теперь точный текст.

(дети читают стихи)

Александр Пушкин – известный поэт и сказочник.

— Есть ли в этом предложении слова, которые относятся к нашей теме урока?

— Докажите правильность написания.

(известный – известие, весточка)

— Молодцы! Вы хорошо работали, теперь я предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка (слайд № 10)

Лепим мы снеговика

Из пушистого снежка.

Вот какой он первый ком!

Вот какой большущий он.

Ком второй чуть-чуть поменьше,

Третий – это голова,

Шляпа будет из ведра,

А глаза – два веселых огонька.

Открываем слайд № 11

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

— Посмотрите теперь на нашего Деда Мороза. Изменилось у него выражение

— Какое оно у него теперь? (Счастливое, веселое, довольное.)

— Какое из названных вами слов на новое правило? (Счастливое.)

— Составим с этим словом словосочетание и запишем его. (Счастливый взгляд.)

— Что вам принесет Дед Мороз? (Подарки.)

— Посмотрите на слайд. Какой мешок у него за спиной? (Большой, огромный,

— Какое из названных вами слов на новое правило? (Гигантский.)

— Почему вы так решили? (Потому что в этом слове есть стечение нескольких согласных, значит, его правописание надо проверять.)

— Составим с этим словом словосочетание и запишем его. (Гигантский мешок.)

— Когда в слове появляются непроизносимые согласные?

(Когда есть сочетание трех, четырех согласных и один из них не произносится)

Учитель выставляет на доску карточки с буквосочетаниями

Иногда согласные играют с нами в прятки,

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

— Какие согласные чаще не произносятся? (Ответы детей)

— Посмотрите на буквы минутки чистописания, что заметили? ( ответы)

Правило (слайд № 12)

– На столах у вас лежит алгоритм «Как пользоваться правилом», прочитайте про себя.

2.Смотрим на сочетаемость согласных.

3.Проговариваем слово орфоэпически и слушаем произносятся ли все согласные звуки.

4.Если звук в сочетании букв не произносится, то подбираем однокоренное слово так, чтобы согласный произносился или после непроизносимого согласного стоял гласный.

VIII. Закрепление пройденного материала

– А сейчас каждый из вас выполнит задания по карточке. Найди проверочное слово и соедини стрелкой. (Слайд 13)

Проверка ( слайд № 14)

– К каждому ли проверяемому слову нашлось проверочное? (Не подобрали проверочных слов к словам лестница, чувство, праздник)

— Почему? (Не записаны в столбике проверочных слов)

Подберите сами. (Слайд 15)

Вывод: нет проверочных слов.

– это словарные слова: лестница, праздник, чувство. ? (Слайд 10)

— Что такое праздник? (день торжества)

Произошло от древнерусского слова «праздь» — нерабочий день.

Сооружение в виде ступеней или перекладин для подъёма или спуска (лестница).

Слово лестница произошло от древнерусского ЛЕС Т ВИЦА, от слова ЛЕС Т ВА (лезть) – то, с помощью чего лезут.

Внутреннее переживание человека.(чувство)

Слово чувство заимствовано из старославянского , где оно имело написание чувьство и было образовано с помощью суффикса -ьств- (современный -ств-) и суффикс а в .

Запомните эти слова .

IX . Продуктивные групповые коммуникации.

1.Работа в группах. Если осталось время на уроке

Уровень 1 . Найди слова с непроизносимыми согласными, выпиши, подчеркни орфограмму (слайд № 16)

До чего ж сегодня день прелестный,

Солнце, будто в праздник, так горит!

Освещает местность и окрестность

И теплом своим сердца бодрит.

Но стоит прекрасная корова —

Смотрят грустные ее глаза.

Значит, ей пастух суровый

«Здравствуйте» сегодня не сказал.

Уровень 2. Вставьте пропущенную букву, подбери проверочные слова и запиши.

Уровень 3. Вставьте пропущенную букву

Проверка работы (слайды № 17, 18)

X . Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Какова тема нашего урока? (Непроизносимые согласные в корне слова.)

— Какую цель ставили перед собой? (Найти способ проверки слов с

непроизносимыми согласными в корне.)

— Достигли мы цели? (ответы детей)

— Как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне? (Чтобы

проверить непроизносимый согласный, надо подобрать такое однокоренное

слово, в котором этот согласный четко слышится.)

— Получился ли урок таким, каким вы его хотели видеть?

— Теперь я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке.

— Если вы считаете, что выполняли работу без ошибок и у вас нет вопросов,

украсьте елку красными шарами.

— Если вы выполняли работу, но у вас остались вопросы, украсьте елку синими

— Если вы ошибались в работе, вам не понятна тема, украсьте елку желтыми

— Покажите, шариком какого цвета вы будете украшать елку. Наша елка засияет

Уровень 1 . Найди слова с непроизносимыми согласными, выпиши, подчеркни орфограмму

До чего ж сегодня день прелестный,

Солнце, будто в праздник, так горит!

Освещает местность и окрестность

И теплом своим сердца бодрит.

Но стоит прекрасная корова —

Смотрят грустные ее глаза.

Значит, ей пастух суровый

«Здравствуйте» сегодня не сказал.

Уровень 2. Вставьте пропущенную букву, подбери проверочные слова и запиши.

Уровень 2. Вставьте пропущенную букву, подбери проверочные слова и запиши.

Уровень 3. Вставьте пропущенную букву

2.Смотрим на сочетаемость согласных.

3.Проговариваем слово орфоэпически и слушаем произносятся ли все согласные звуки.

4.Если звук в сочетании букв не произносится, то подбираем однокоренное слово так, чтобы согласный произносился или после непроизносимого согласного стоял гласный.

2.Смотрим на сочетаемость согласных.

3.Проговариваем слово орфоэпически и слушаем произносятся ли все согласные звуки.

4.Если звук в сочетании букв не произносится, то подбираем однокоренное слово так, чтобы согласный произносился или после непроизносимого согласного стоял гласный.

2.Смотрим на сочетаемость согласных.

3.Проговариваем слово орфоэпически и слушаем произносятся ли все согласные звуки.

4.Если звук в сочетании букв не произносится, то подбираем однокоренное слово так, чтобы согласный произносился или после непроизносимого согласного стоял гласный.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 323 человека из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 746 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Сейчас обучается 645 человек из 79 регионов

  • Шеметова Людмила НиколаевнаНаписать 3390 30.04.2017

Номер материала: ДБ-428793

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    30.04.2017 848
    30.04.2017 242
    30.04.2017 1415
    30.04.2017 572
    30.04.2017 154
    30.04.2017 2812
    30.04.2017 6040

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах

Время чтения: 1 минута

Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В Туве объявили каникулы в школах с 25 октября

Время чтения: 2 минуты

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

В России запустили «Школу общественной дипломатии» для малочисленных народов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/4391/conspect/

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-pravopisanie-slov-s-neproiznosimimi-soglasnimi-v-korne-slova-klass-1850821.html