Конспект урока правописание слов с сочетаниями жи ши ча ща чу щу

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши,ча-ща, чу-щу»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Цели деятельности учителя. Закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш]; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи–ши с буквой и, ча–ща с буквой а, чу–щу с буквой у.

Планируемые образовательные результаты.

научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–-ща, чу–щу;

получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий, работать со страничкой для любознательных.

познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;

коммуникативные – развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;

регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Образовательные ресурсы. Презентация «Правописание слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу».

Скачать:

ВложениеРазмер
конспект урока22.9 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 р.п.Сенной Вольского р-на Саратовской обл.»

Урок русского языка в 1 классе

«Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Выполнил учитель начальных классов

МОУ «СОШ №2 р.п.Сенной»

Хвастунова Ольга Петровна

Цели деятельности учителя. Закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш]; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи–ши с буквой и , ча–ща с буквой а , чу–щу с буквой у.

Планируемые образовательные результаты.

научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–-ща, чу–щу ;

получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий, работать со страничкой для любознательных.

познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;

коммуникативные – развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;

регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Образовательные ресурсы. Презентация «Правописание слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу», «Путевой лист» с заданиями для групповой работы, карточки для индивидуальной работы.

  1. Организационный момент (слайд 1)

-Ребята, посмотрите, к нам в гости пришло солнышко!

Утром солнышко проснулось,

Всем ребятам улыбнулось.

Лучик теплый, золотой

На урок возьмем с собой.

Будет он нас согревать

И в учебе помогать.

-Я желаю вам успехов и творческих удач.

  1. Фонетическая разминка (слайд 2)

— Скажите, как жужжат шмели? (ж – ж – ж )

1) Что вы можете рассказать об этом звуке? (согласный, звонкий, парный, всегда твердый)

2) Какой буквой обозначаем этот звук? Ж

— Как шипит змея? ( ш-ш-ш )

1) Что вы можете рассказать об этом звуке?

2) Какой буквой обозначаем этот звук? Ш

— Какой звук издают ножницы при работе? (ч-чик ) Назовите первый звук.

1) Что вы можете сказать об этом звуке?

2) Какой буквой обозначаем этот звук? Ч

— Как шипит масло на сковороде? ( щ-щ-щ)

1) Что вы можете сказать об этом звуке?

2) Какой буквой обозначаем этот звук? Щ

— Напишите буквы красиво и до конца строчки.

— На какие 2 группы можно разбить звуки, которые обозначают эти звуки? ( всегда мягкие и всегда твердые )

— Что объединяет эти звуки? (шипящие)

— Послушайте сказку про эти буквы.

Жили-были на свете буквы Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, И, Ы, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули. Хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе:

жы, шы, чя, щя, чю, щю .

— А как же тогда нам писать эти слоги? (слайд 3)

— Запишите на следующей строке эти сочетания букв.

Жи ши ча ща чу щу

  1. Актуализация знаний (слайд 5)

1) Работа с учебником.

с. 41 упр.93 Составьте правило.

Один ученик, потом хором. устно

— Какие слова вы запишете?

(жизнь, шина, чай, чудо, пощада, щука)

— Поставить ударение и разделить на слоги.

— Звукобуквенный разбор слов:

жизнь – 1 гл., 1 сл., 3 согл., 5 б., 4 зв.

щука – 2 гл., 2 сл., 2 согл.,4 б., 4 зв.

— Ребята, какое слово вам не совсем понятно? Пощада

— Как вы думаете, где можно узнать значение какого-либо слова? ( в словаре)

— Устно составить предложения: 1 вариант со словом — чай,

2 вариант со словом – щука.

Например: Дети любят чай с лимоном.

— Ребята, мы ходим с вами в столовую и нам тоже дают чай с лимоном.

— Как вы думаете, почему? ( лимон-это витамин С, который помогает нам справляться с простудными заболеваниями, стимулирует иммунитет и увеличивает продолжительность жизни)

  1. Упражнение «Вставь пропущенную орфограмму» (слайд 6)

-Ребята, давайте проверим, насколько хорошо мы поняли эту тему. Прочитаем стихотворение и вставим в него пропущенные слоги.

Ча сто в ча ще я и щу
Ягодку малинку.
Я мол чу , мол чу , мол чу ,
Все кладу в корзинку.
Вот уже закрыто дно.
Вот уж серединка.
Я и щу , и щу , и щу .
Пока жи сь, малинка!

  1. Игровая физминутка (слайд 7)

-Ребята, давайте отгадаем загадки, а на экране будут появляться отгадки

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
(Чайник)

Маленькие зверьки,
Серенькие шубки.
Черненькие глазки,
Остренькие зубки.
(Мыши)

Два березовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их …
(Лыжи)

Точно мы должны ходить,
Можем рано разбудить.
Бить умеем, но не вас.

Отбиваем каждый час.
(Часы)

  1. Самопроверка знаний (слайд 8)

— Остановимся проверить наши знания.

В каком слове слог жи ударный?

После какой буквы не пишется буква ы?

Найти слово с ошибкой

Давайте подведём итоги урока.

Ребята выбирают любое высказывание и продолжают его.

-Сегодня я узнал… (для чего нужны правила, что правила появляются там, где есть что-то необычное)

-У меня получилось… ( написать тест без ошибок… и т.д)

-Было интересно…(составлять словосочетания)

-Теперь я умею… (писать сочетания ши, жи, ча, ща, чу, щу)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 2 класс сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

Урок русского языка позволяет повторить сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в игровой форме. В конспекте даны ссылки на ЦОРы.

Занимательный материал к урокам русского языка по теме «Сочетания ЖИ — ШИ

Предлагаю вашему вниманию занимательный материал к урокам русского языка «Упрямые Ж и Ш».

ФГОС. 1 класс. Урок русского языка. «Повторение правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу».Мультимедийная презентация.

ФГОС. 1 КЛАСС.РУССКИЙ ЯЗЫК.Тема: «Повторение написания буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах»Цель: создать условия для повторения и закрепления навыка употребления буквосочетаний жи-ши, ча-ща, ч.

Разработка урока русского языка «Учимся писать сочетания чу — щу»

Разработка урока русского языка «Учимся писать сочетания чу — щу» во 2 классе начальной школы.

презентация к уроку русского языка » Учимся писать сочетания жи — ши»

презентация » Учимся писать срчетания жи — ши».

Дидактический материал для уроков русского языка по теме «Сочетания ЧА, ЩА», 2 класс

Дидактический материал для уроков русского языка по теме «Сочетания ЧА, ЩА», 2 класс (2 варианта). Используя таблицы — задания проверяются очень легко и позволяют активизировать деятельнос.

Дидактический материал для уроков русского языка по теме «Сочетания ЧУ, ЩУ», 2 класс

Задания представлены в виде таблиц, что облегчает их проверку и помогает разнообразить процесс обучения. Материал может быть использован родителями для проведения занятий дома.

План-конспект урока русского языка на тему «Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»


Конспект урока русского языка

во II классе (УМК «Школа России»)

Учитель: Султанахмедова С.Н.

Тема: Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Цель: формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать непарные твёрдые и мягкие согласные звуки русского языка; применять правила правописания; подбирать примеры с определённой орфограммой.

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

II. Актуализация знаний учащихся.

На какие группы делятся все звуки русского языка?

Чем отличаются согласные звуки от гласных?

Назовите согласные звуки, которые всегда твёрдые.

Назовите согласные звуки, которые всегда мягкие.

2. Минутка чистописания.

3. Орфографическая минутка.

Какие буквосочетания с шипящими вы знаете?

Как пишутся эти сочетания? (Без мягкого знака).

Запишите через запятую только опасные буквосочетания в словах, которые я сейчас продиктую.

Ночка, точно, мечта, овощной, молочный, мощный, звёздочка, птенчик.

Взаимопроверка. Сверка с образцом на доске:

4. Словарная работа.

Картинный диктант на тему «Животные».

Я вам буду показывать картинки, а вы должны записать слова – названия предметов, изображённых на этих картинках. В каждом слове нужно поставить ударение и подчеркнуть букву, написание которой необходимо запомнить.

Самопроверка по образцу, данному на доске. Самооценка с помощью знаков

Поднимите руку, кто все слова написал без ошибок. Поставьте карандашом на полях «!».

Поднимите руку, кто допустил 1 – 2 ошибки. Поставьте на полях «+». Кто допустил больше 2 ошибок «-».

III. Самоопределение к деятельности.

На какие группы можно разделить эти согласные звуки? (Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие).

Назовите всегда твёрдые звуки. ( [ж], [ш])

Послушайте грамматическую сказку про эти звуки.

Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные – Ы, Ю, Я. Искали – искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чём не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

На доске запись:

Ж И

Работа в паре.

На каждой парте лежит карточка с такими же буквами, как на доске.

Соедините эти буквы в «пары дружбы».

С какой буквой дружат буквы ж и ш в сочетаниях жи, ши? А с какой буквой никогда не дружат?

Аналогично разбираются сочетания ча – ща, чу – щу.

1 человек из каждой пары выходит к доске и соединяет буквы на доске.

Определите тему сегодняшнего урока.

Откройте учебник на стр. 10 и прочитайте тему. Проверьте, правильно ли вы предположили?

Какие цели мы перед собой поставим?

(Правильно писать слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу).

IV. Работа по теме урока.

1. Давайте скажем, как пишутся сочетания жи, ши ?

Как пишутся сочетания ча, ща ?

Как пишутся сочетания чу, щу ?

2. Словарная работа.

Посмотрите на условный значок на доске.

Что он обозначает?

Какое же новое словарное слово мы с вами узнаем?

Мы сегодня объединяли буквы в «пары дружбы». Подберите синоним к слову друг.

Назовите безударную гласную букву в этом слове.

Запишите слово в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.

3. Работа по учебнику.

(Выполнение с комментированием)

Раз – подняться, потянуться.

Два – нагнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

VI. Закрепление изученного материала.

– Прочитайте слова тётушки Совы на стр.11.

Написание слов с какими орфограммами мы будем закреплять?

Коллективный разбор по шагам:

б) – в какие группы можно объединить слова?

(с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу).

в) – запишите слова, в которых выделенные слоги являются безударными.

Проверка: один ученик читает выписанные слова, остальные учащиеся проверяют себя.

Если задание выполнено правильно, на полях выставляют знак «+».

3. Устный диктант.

Покажите карточку с буквой – орфограммой.

Пруж..на, ч..лки, камыш. ч..мазый, перч..тки, ж..раф, пуш..стый.

Письмо слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Отгадывание загадок. Учащиеся записывают слова – отгадки, подчёркивают сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу. Один ученик работает на доске.

Из горячего колодца

Через нос водица льётся.

Под водою рыщет,

Маленьких рыбок ищет.

Он высокий и пятнистый,

С длинной – длинной шеей.

А питается он листьями –

Перед тем как надевать,

Стали обувь надувать.

Ученик, работавший у доски, открывает решение. Оценка с помощью светофора: зелёный цвет – всё выполнено правильно, красный – есть ошибки.

Взаимопроверка. Учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют работы друг друга по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом.

Правильно ли написал ваш сосед? Оцените его.

«!» молодец, ты всё написал правильно.

«+» хорошо, но ещё немного ошибаешься.

«-» тебе нужна помощь учителя.

VIII. Подведение итогов.

С какими орфограммами познакомились на уроке?

Что должны помнить о написании этой орфограммы?

Всё ли вам было понятно?

Какое задание вам было интересно выполнять?

Кому нужна помощь учителя или товарищей?

IX. Домашнее задание: стр.11 упр.15, выучить правило.

Конспект урока по закреплению правописания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Русский язык, 2 класс

Анжела Макеева
Конспект урока по закреплению правописания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Русский язык, 2 класс

Цели: Формировать орфографические знания, умения, навыки на основе развития орфографической зоркости. Систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих.

Обогащать словарный запас учащихся.

Развивать личностные качества самоконтроля.

Воспитывать интерес учащихся к урокам русского языка, чувство коллективизма.

Ход урока:

Сядет тот, кто назовёт каким звуком обозначаются буквы. : ж, ш, щ, ч.

Сели. Проверьте правильно ли вы сидите.

II. Сообщение темы урока.

Сегодня мы повторим написание сочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу. Откройте тетради. Отступите две строки и запишите дату и классная работа.

III. Работа по теме урока:

1. Поиграем в игру «4 лишний».

а) крыши, стрижи, ежи

Назовите орфограммы в этих словах.

Какое слово лишнее?

Что объединяет другие слова, какая орфограмма? (орфограмма жи-ши).

Что вы знаете про звуки Ж, Ш,? (всегда твёрдые)

Какой звук слышим после твёрдого согласного, при произнесении сочетания жи-ши? (ы)

А пишем гласную И.

Записали в тетради: ЖИ-ШИ.

б) роща, щавель, часы, чугун.

Назовите орфограммы в этих словах.

Какое слово лишнее?

Что объединяет другие слова, какая орфограмма? (орфограмма ча-ща).

Какой звук слышим после согласного, при произнесении сочетания ча-ща?

А пишем гласную А.

Записали в тетради: ЧА-ЩА.

в) грущу, живёт, стучу, ищу.

Назовите орфограммы в этих словах.

Какое слово лишнее?

Что объединяет другие слова, какая орфограмма? (орфограмма ЧУ-ЩУ).

Какой звук слышим после согласного, при произнесении сочетания чу-щу?

А пишем гласную У.

Записали в тетради: ЧУ-ЩУ.

2. Работа с учебником.

Откройте страницу учебника 68, упражнение 100.

прочитайте задание. Что нужно сделать?

3. Дид. игра «Отремонтируй слово»

Слова спокойно жили в книжке

Но книжку вдруг погрызли мышки.

Из слов буквы откусили,

К себе в норку утащили.

У каждого из вас слова. Вставьте пропущенную букву.

4. Работа с предложением. Записываем под диктовку.

Щука живёт в реке.

У воды шумят камыши.

В первом предложении подчеркнуть орфограммы, выделить главные члены предложения, сосчитать слова. Во втором предложении слово камыши разделить на слоги, выделить орфограмму.

V. Итог урока: С какими орфограммами работали на уроке?

Анимация «Символы гласных звуков» Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя,.

Презентация «Упражнения по формированию орфографической зоркости» Формирование орфографической зоркости. Особенности усвоения младшими школьниками правил правописания: Искажения звукового состава слова.


источники:

http://infourok.ru/plankonspekt-uroka-russkogo-yazika-na-temu-pravopisanie-bukvosochetaniy-zhi-shi-cha-scha-chu-schu-3367938.html

http://www.maam.ru/detskijsad/tema-zakreplenie-slova-s-sochetanijami-zhi-shi-cha-scha-chu-schu.html