Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши,ча-ща, чу-щу»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Цели деятельности учителя. Закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш]; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи–ши с буквой и, ча–ща с буквой а, чу–щу с буквой у.
Планируемые образовательные результаты.
научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–-ща, чу–щу;
получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий, работать со страничкой для любознательных.
познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
коммуникативные – развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Образовательные ресурсы. Презентация «Правописание слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 р.п.Сенной Вольского р-на Саратовской обл.»
Урок русского языка в 1 классе
«Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»
Выполнил учитель начальных классов
МОУ «СОШ №2 р.п.Сенной»
Хвастунова Ольга Петровна
Цели деятельности учителя. Закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш]; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи–ши с буквой и , ча–ща с буквой а , чу–щу с буквой у.
Планируемые образовательные результаты.
научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–-ща, чу–щу ;
получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий, работать со страничкой для любознательных.
познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
коммуникативные – развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Образовательные ресурсы. Презентация «Правописание слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу», «Путевой лист» с заданиями для групповой работы, карточки для индивидуальной работы.
- Организационный момент (слайд 1)
-Ребята, посмотрите, к нам в гости пришло солнышко!
Утром солнышко проснулось,
Всем ребятам улыбнулось.
Лучик теплый, золотой
На урок возьмем с собой.
Будет он нас согревать
И в учебе помогать.
-Я желаю вам успехов и творческих удач.
- Фонетическая разминка (слайд 2)
— Скажите, как жужжат шмели? (ж – ж – ж )
1) Что вы можете рассказать об этом звуке? (согласный, звонкий, парный, всегда твердый)
2) Какой буквой обозначаем этот звук? Ж
— Как шипит змея? ( ш-ш-ш )
1) Что вы можете рассказать об этом звуке?
2) Какой буквой обозначаем этот звук? Ш
— Какой звук издают ножницы при работе? (ч-чик ) Назовите первый звук.
1) Что вы можете сказать об этом звуке?
2) Какой буквой обозначаем этот звук? Ч
— Как шипит масло на сковороде? ( щ-щ-щ)
1) Что вы можете сказать об этом звуке?
2) Какой буквой обозначаем этот звук? Щ
— Напишите буквы красиво и до конца строчки.
— На какие 2 группы можно разбить звуки, которые обозначают эти звуки? ( всегда мягкие и всегда твердые )
— Что объединяет эти звуки? (шипящие)
— Послушайте сказку про эти буквы.
Жили-были на свете буквы Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, И, Ы, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули. Хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе:
жы, шы, чя, щя, чю, щю .
— А как же тогда нам писать эти слоги? (слайд 3)
— Запишите на следующей строке эти сочетания букв.
Жи ши ча ща чу щу
- Актуализация знаний (слайд 5)
1) Работа с учебником.
с. 41 упр.93 Составьте правило.
Один ученик, потом хором. устно
— Какие слова вы запишете?
(жизнь, шина, чай, чудо, пощада, щука)
— Поставить ударение и разделить на слоги.
— Звукобуквенный разбор слов:
жизнь – 1 гл., 1 сл., 3 согл., 5 б., 4 зв.
щука – 2 гл., 2 сл., 2 согл.,4 б., 4 зв.
— Ребята, какое слово вам не совсем понятно? Пощада
— Как вы думаете, где можно узнать значение какого-либо слова? ( в словаре)
— Устно составить предложения: 1 вариант со словом — чай,
2 вариант со словом – щука.
Например: Дети любят чай с лимоном.
— Ребята, мы ходим с вами в столовую и нам тоже дают чай с лимоном.
— Как вы думаете, почему? ( лимон-это витамин С, который помогает нам справляться с простудными заболеваниями, стимулирует иммунитет и увеличивает продолжительность жизни)
- Упражнение «Вставь пропущенную орфограмму» (слайд 6)
-Ребята, давайте проверим, насколько хорошо мы поняли эту тему. Прочитаем стихотворение и вставим в него пропущенные слоги.
Ча сто в ча ще я и щу
Ягодку малинку.
Я мол чу , мол чу , мол чу ,
Все кладу в корзинку.
Вот уже закрыто дно.
Вот уж серединка.
Я и щу , и щу , и щу .
Пока жи сь, малинка!
- Игровая физминутка (слайд 7)
-Ребята, давайте отгадаем загадки, а на экране будут появляться отгадки
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
(Чайник)
Маленькие зверьки,
Серенькие шубки.
Черненькие глазки,
Остренькие зубки.
(Мыши)
Два березовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их …
(Лыжи)
Точно мы должны ходить,
Можем рано разбудить.
Бить умеем, но не вас.
Отбиваем каждый час.
(Часы)
- Самопроверка знаний (слайд 8)
— Остановимся проверить наши знания.
В каком слове слог жи ударный?
После какой буквы не пишется буква ы?
Найти слово с ошибкой
Давайте подведём итоги урока.
Ребята выбирают любое высказывание и продолжают его.
-Сегодня я узнал… (для чего нужны правила, что правила появляются там, где есть что-то необычное)
-У меня получилось… ( написать тест без ошибок… и т.д)
-Было интересно…(составлять словосочетания)
-Теперь я умею… (писать сочетания ши, жи, ча, ща, чу, щу)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка 2 класс сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу
Урок русского языка позволяет повторить сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в игровой форме. В конспекте даны ссылки на ЦОРы.
Занимательный материал к урокам русского языка по теме «Сочетания ЖИ — ШИ
Предлагаю вашему вниманию занимательный материал к урокам русского языка «Упрямые Ж и Ш».
ФГОС. 1 класс. Урок русского языка. «Повторение правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу».Мультимедийная презентация.
ФГОС. 1 КЛАСС.РУССКИЙ ЯЗЫК.Тема: «Повторение написания буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах»Цель: создать условия для повторения и закрепления навыка употребления буквосочетаний жи-ши, ча-ща, ч.
Разработка урока русского языка «Учимся писать сочетания чу — щу»
Разработка урока русского языка «Учимся писать сочетания чу — щу» во 2 классе начальной школы.
презентация к уроку русского языка » Учимся писать сочетания жи — ши»
презентация » Учимся писать срчетания жи — ши».
Дидактический материал для уроков русского языка по теме «Сочетания ЧА, ЩА», 2 класс
Дидактический материал для уроков русского языка по теме «Сочетания ЧА, ЩА», 2 класс (2 варианта). Используя таблицы — задания проверяются очень легко и позволяют активизировать деятельнос.
Дидактический материал для уроков русского языка по теме «Сочетания ЧУ, ЩУ», 2 класс
Задания представлены в виде таблиц, что облегчает их проверку и помогает разнообразить процесс обучения. Материал может быть использован родителями для проведения занятий дома.
План-конспект урока русского языка на тему «Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока русского языка
во II классе (УМК «Школа России»)
Учитель: Султанахмедова С.Н.
Тема: Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Цель: формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать непарные твёрдые и мягкие согласные звуки русского языка; применять правила правописания; подбирать примеры с определённой орфограммой.
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок.
II. Актуализация знаний учащихся.
— На какие группы делятся все звуки русского языка?
— Чем отличаются согласные звуки от гласных?
— Назовите согласные звуки, которые всегда твёрдые.
— Назовите согласные звуки, которые всегда мягкие.
2. Минутка чистописания.
3. Орфографическая минутка.
— Какие буквосочетания с шипящими вы знаете?
— Как пишутся эти сочетания? (Без мягкого знака).
— Запишите через запятую только опасные буквосочетания в словах, которые я сейчас продиктую.
Ночка, точно, мечта, овощной, молочный, мощный, звёздочка, птенчик.
Взаимопроверка. Сверка с образцом на доске:
4. Словарная работа.
Картинный диктант на тему «Животные».
— Я вам буду показывать картинки, а вы должны записать слова – названия предметов, изображённых на этих картинках. В каждом слове нужно поставить ударение и подчеркнуть букву, написание которой необходимо запомнить.
Самопроверка по образцу, данному на доске. Самооценка с помощью знаков
— Поднимите руку, кто все слова написал без ошибок. Поставьте карандашом на полях «!».
— Поднимите руку, кто допустил 1 – 2 ошибки. Поставьте на полях «+». Кто допустил больше 2 ошибок — «-».
III. Самоопределение к деятельности.
— На какие группы можно разделить эти согласные звуки? (Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие).
— Назовите всегда твёрдые звуки. ( [ж], [ш])
— Послушайте грамматическую сказку про эти звуки.
Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные – Ы, Ю, Я. Искали – искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чём не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
На доске запись:
Ж И
Работа в паре.
— На каждой парте лежит карточка с такими же буквами, как на доске.
Соедините эти буквы в «пары дружбы».
— С какой буквой дружат буквы ж и ш в сочетаниях жи, ши? А с какой буквой никогда не дружат?
Аналогично разбираются сочетания ча – ща, чу – щу.
1 человек из каждой пары выходит к доске и соединяет буквы на доске.
— Определите тему сегодняшнего урока.
— Откройте учебник на стр. 10 и прочитайте тему. Проверьте, правильно ли вы предположили?
— Какие цели мы перед собой поставим?
(Правильно писать слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу).
IV. Работа по теме урока.
1. Давайте скажем, как пишутся сочетания жи, ши ?
— Как пишутся сочетания ча, ща ?
— Как пишутся сочетания чу, щу ?
2. Словарная работа.
— Посмотрите на условный значок на доске.
— Что он обозначает?
— Какое же новое словарное слово мы с вами узнаем?
Мы сегодня объединяли буквы в «пары дружбы». Подберите синоним к слову друг.
— Назовите безударную гласную букву в этом слове.
— Запишите слово в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.
3. Работа по учебнику.
(Выполнение с комментированием)
Раз – подняться, потянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
VI. Закрепление изученного материала.
– Прочитайте слова тётушки Совы на стр.11.
— Написание слов с какими орфограммами мы будем закреплять?
Коллективный разбор по шагам:
б) – в какие группы можно объединить слова?
(с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу).
в) – запишите слова, в которых выделенные слоги являются безударными.
Проверка: один ученик читает выписанные слова, остальные учащиеся проверяют себя.
Если задание выполнено правильно, на полях выставляют знак «+».
3. Устный диктант.
— Покажите карточку с буквой – орфограммой.
Пруж..на, ч..лки, камыш. ч..мазый, перч..тки, ж..раф, пуш..стый.
Письмо слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Отгадывание загадок. Учащиеся записывают слова – отгадки, подчёркивают сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу. Один ученик работает на доске.
Из горячего колодца
Через нос водица льётся.
Под водою рыщет,
Маленьких рыбок ищет.
Он высокий и пятнистый,
С длинной – длинной шеей.
А питается он листьями –
Перед тем как надевать,
Стали обувь надувать.
Ученик, работавший у доски, открывает решение. Оценка с помощью светофора: зелёный цвет – всё выполнено правильно, красный – есть ошибки.
Взаимопроверка. Учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют работы друг друга по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом.
— Правильно ли написал ваш сосед? Оцените его.
«!» — молодец, ты всё написал правильно.
«+» — хорошо, но ещё немного ошибаешься.
«-» — тебе нужна помощь учителя.
VIII. Подведение итогов.
— С какими орфограммами познакомились на уроке?
— Что должны помнить о написании этой орфограммы?
— Всё ли вам было понятно?
— Какое задание вам было интересно выполнять?
— Кому нужна помощь учителя или товарищей?
IX. Домашнее задание: стр.11 упр.15, выучить правило.
Конспект урока по закреплению правописания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Русский язык, 2 класс
Анжела Макеева
Конспект урока по закреплению правописания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Русский язык, 2 класс
Цели: Формировать орфографические знания, умения, навыки на основе развития орфографической зоркости. Систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих.
Обогащать словарный запас учащихся.
Развивать личностные качества самоконтроля.
Воспитывать интерес учащихся к урокам русского языка, чувство коллективизма.
Ход урока:
Сядет тот, кто назовёт каким звуком обозначаются буквы. : ж, ш, щ, ч.
Сели. Проверьте правильно ли вы сидите.
II. Сообщение темы урока.
Сегодня мы повторим написание сочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу. Откройте тетради. Отступите две строки и запишите дату и классная работа.
III. Работа по теме урока:
1. Поиграем в игру «4 лишний».
а) крыши, стрижи, ежи
Назовите орфограммы в этих словах.
Какое слово лишнее?
Что объединяет другие слова, какая орфограмма? (орфограмма жи-ши).
Что вы знаете про звуки Ж, Ш,? (всегда твёрдые)
Какой звук слышим после твёрдого согласного, при произнесении сочетания жи-ши? (ы)
А пишем гласную И.
Записали в тетради: ЖИ-ШИ.
б) роща, щавель, часы, чугун.
Назовите орфограммы в этих словах.
Какое слово лишнее?
Что объединяет другие слова, какая орфограмма? (орфограмма ча-ща).
Какой звук слышим после согласного, при произнесении сочетания ча-ща?
А пишем гласную А.
Записали в тетради: ЧА-ЩА.
в) грущу, живёт, стучу, ищу.
Назовите орфограммы в этих словах.
Какое слово лишнее?
Что объединяет другие слова, какая орфограмма? (орфограмма ЧУ-ЩУ).
Какой звук слышим после согласного, при произнесении сочетания чу-щу?
А пишем гласную У.
Записали в тетради: ЧУ-ЩУ.
2. Работа с учебником.
Откройте страницу учебника 68, упражнение 100.
прочитайте задание. Что нужно сделать?
3. Дид. игра «Отремонтируй слово»
Слова спокойно жили в книжке
Но книжку вдруг погрызли мышки.
Из слов буквы откусили,
К себе в норку утащили.
У каждого из вас слова. Вставьте пропущенную букву.
4. Работа с предложением. Записываем под диктовку.
Щука живёт в реке.
У воды шумят камыши.
В первом предложении подчеркнуть орфограммы, выделить главные члены предложения, сосчитать слова. Во втором предложении слово камыши разделить на слоги, выделить орфограмму.
V. Итог урока: С какими орфограммами работали на уроке?
Анимация «Символы гласных звуков» Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя,.
Презентация «Упражнения по формированию орфографической зоркости» Формирование орфографической зоркости. Особенности усвоения младшими школьниками правил правописания: Искажения звукового состава слова.
http://infourok.ru/plankonspekt-uroka-russkogo-yazika-na-temu-pravopisanie-bukvosochetaniy-zhi-shi-cha-scha-chu-schu-3367938.html
http://www.maam.ru/detskijsad/tema-zakreplenie-slova-s-sochetanijami-zhi-shi-cha-scha-chu-schu.html