Конспект урока правописание служебных частей речи 10 класс

Служебные части речи.
материал по русскому языку (10 класс) по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Урок27.5 КБ
Презентация110 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 10 классе

Служебные части речи.

Цель: 1. Дать понятие группы служебных частей речи.

2. развивать логическое мышление.

I. Постановка учебной задачи.

Задание № 1. Определите части речи в следующих предложениях

В течени_ дня тень не падает два раза в одно место. (Пословица)
Я н_ разу не был в горах.
Мал золотник, за(то) удал.

1. Почему определение некоторых частей речи у вас вызвало затруднение?

2. Нужно ли их изучать и зачем?

Эти части речи связаны с правописанием и постановкой знаков препинания.

3. Вы изучили 8 частей речи. Каково их общее название?

4 . По каким признакам вы отличаете одну часть речи от другой.

Задание № 2. Попробуйте применить эти признаки к словам в течение, ни, зато.

Задание № 3. Поставьте перед собой учебную задачу.

На сегодняшнем уроке мы будем изучать части речи, которые ничего не обозначают и ни на какой вопрос не отвечают.

1. Как могут называться такие части речи, если изученные ранее назывались самостоятельными?
(Выдвигаются различные названия-гипотезы)

II. Решение учебной задачи.

Задание № 4. Разберите по членам написанные на доске предложения и сделайте вывод.

ВЫВОД № 1 . Служебные части речи не являются членами предложения.

Задание № 5. Измените во всех предложениях число и время и посмотрите, изменяются ли интересующие нас части речи?

ВЫВОД № 2 . Служебные части речи не изменяются.

Задание № 6. Опустите эти части речи и посмотрите, как будут выглядеть предложения.

ВЫВОД № 3 . Служебные части речи не имеют самостоятельного значения. Они только обслуживают самостоятельные части речи. Отсюда их название.

Задание № 7. Попробуйте определить, какие же части речи относятся к служебным и назовите их. Если возникнут трудности, замените данные части речи более известными вам.

ВЫВОД № 4 . Служебные части речи – это предлоги, частицы, союзы.

III. Моделирование содержания понятия «Служебные части речи».
Задание № 8.

Логико-структурная модель (открыть слайд)

Задание № 9 . Сопоставьте сделанные выводы с теоретическим материалом учебника. Все ли выводы мы сделали и правильны ли они.

Задание № 10 . Проанализируйте предложения, найдите служебные части речи и подчеркните их.
Солнце садилось в травы, в туманы, в росы, и шум поезда не мог заглушить птичьего щелканья и перелива в кустах со стороны полотна.

(В предложении 23 слова, служебных – 8. В текстах служебные части речи составляют 25 % от общего числа слов).

Задание № 11. Выполнение упражнения № 248.

Y. Рефлексивно-оценочный этап.

1. Перескажите содержание понятия «Служебные части речи» друг другу, пользуясь структурной моделью.
2. Сделайте самооценку.

Урок в 10 классе по русскому языку Служебные части речи

КГУ Конырская средняя школа с ДМЦ

Учитель русского языка и литературы: Омарова Анара Наурызбаевна

Тема урока: «Служебные части речи».

Вспомнить сведения о служебных частях речи;

Познакомиться с морфологическими признаками предлога, союза, частицы, развивать умение определять уровень собственных знаний, соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.

Воспитывать любовь к русскому языку.

Тип урока: открытие нового знания с использованием технологии проблемно-диалогического обучения.

Оборудование: интерактивная доска, постеры, цветные фломастеры, веер, сигнальные карточки.

Организационный момент (2 мин)

Деление класса на 2 группы. С помощью двух открыток. Рассаживаться по столам.

Проверка домашнего задания по методу веера.

Актуализация знаний. Повторение.

а) вступительное слово учителя.

Урок наш будет не совсем обычным.

Друзья, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Улыбки ваших милых глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений-

Мы вместе сотворим урок.

Повернулись друг другу и улыбнулись.

Введение в тему.

Учитель. Дорогие ребята, сегодня мы приступаем к изучению темы – какой именно? Не спешите открывать учебники — …додумайтесь сами.

Сейчас я вам прочитаю небольшой рассказ, а вы мне скажете, чего в нем не хватает (учитель читает текст без служебных частей речи, после прочтения он появляется на экране, ребятам предлагается вставить недостающие слова и указать, какие это части речи).

Есть … «связь» … языком, … котором говорит человек, … морщинами … его лице? Да, есть, … самая прямая, утверждает известный перуанский косметолог Эусибио Салине. Он долгое время изучал мимику людей, говорящих … разных языках. Самым «жестким» … лица, … его мнению, является английский. Когда человек говорит по-английски, мускулы его лица резко сокращаются.

… это приводит … преждевременному его старению, появлению морщин … … складкам. Самыми «щадящими» … кожи являются такие певучие, мягкие в произношении языки, … испанский, итальянский … русский.

Ответ учеников: В тексте нет предлогов, союзов, частиц.

— Каким одним словом называются эти части речи?

— Тогда делайте вывод, какими частями речи нам предстоит заниматься и как мы запишем тему урока?

Класс записывает тему урока в тетради.

Введение нового материала.

А теперь давайте подумаем, за что их так назвали – служебные части речи.

Ответ детей: Они служат самостоятельным частям речи.

4. Работа с постером .

Каждая группа составляет постер по данной теме, и защищают его.

5. Работа с учебником .

— В учебнике на стр.94 в разделе «Это интересно» прочитайте о важности служебных частей речи.

Сколько служебных и самостоятельных частей речи в десятке наиболее частотных слов русского языка? (7 и 3)

В чем их незаменимость? (В конструировании словосочетаний и предложений.)

— Убедимся в их частотности и важности на примере текста упр.166

Выпишем предложение, в котором есть все служебные части речи на доске и в тетрадях.

Но даже через стены дома слышалась птичка, и мы поняли, что не гора, а радость сверкала за окном на ветках берез.

Какие предлоги служат для связи слов, а какие для связи частей предложения? Какие частицы выражают дополнительные оттенки значений?

Закрепление изученного материала.

А) Поиграем в игру с сигнальными карточками (место, время, причина, цель). Я читаю словосочетание, а вы определяете роль предлога, т.е. поднимаете ту карточку, которая соответствует правильному ответу. Например, положить на портфель – поднимаете карточку со словом «место» и т.д.

Показаться из-за туч (место), опоздали из-за аварии (причина), расположиться в лесу (место), сделать в течение недели (время), из-под снега (место), над ним (место), подо мной (место), сунул за пазуху (место), близ леса (место), не пойти из-за непогоды (причина), бродить до полуночи (время).

Б) Выполняем цепочкой у доски.

находиться в двух часах лёту (время),

закончить перед отплытием (время);

доехать до границы (место),

выбрали из трюма (место),

остаться в каюте (место),

объявить после старта (место),

скрывшись за поворотом (место),

брызги из-под кормы (место),

вымпел на мачте (место),

возникла за кормой (место),

выглянуть из-за туч (место),

вынырнуть из-под скалы (место),

остановиться из-за неисправности мотора (причина),

отказаться вследствие нездоровья (причина),

задержаться из-за непогоды (причина),

выросли благодаря дождям (причина).

В) Спишите предложения в 2 колонки: с производными предлогами; с непроизводными. Подчеркните предлоги. Раскройте скобки. Определите, производные они или непроизводные, с каким падежом употреблены.

Стр 143 упр 137

Составить несколько словосочетаний с помощью опорной схеме.

Глагол предлог существительное

Существительное союз существительное

Конспект учебного занятия на тему: «Служебные части речи».

Тема учебного занятия: «Предлог как часть речи. Союз как часть речи. Частица как часть речи. Правописание частиц НЕ и НИ с различными частями речи».

Тип учебного занятия: обобщение и систематизация учебного материала.

Цели учебного занятия:

-повторение теоретического материала на тему «Служебные части речи»;

-формирование навыков правописания частиц НЕ, НИ с различными частями речи в составе предложения;

-совершенствование орфографической грамотности студентов.

Материально-техническое оснащение учебного занятия: доска, учебник, орфографический словарь русского языка.

Дидактические средства: карточки-задания на тему: «Служебные части речи».

Просмотр содержимого документа
«Конспект учебного занятия на тему: «Служебные части речи». »

Занятие 2-66.Тема учебного занятия: «Предлог как часть речи. Союз как часть речи. Частица как часть речи. Правописание частиц НЕ и НИ с различными частями речи. Междометия. Употребление междометий в речи».

Тип учебного занятия: обобщение и систематизация учебного материала.

Цели учебного занятия:

-повторение теоретического материала на тему «Служебные части речи»;

-формирование навыков правописания частиц НЕ, НИ с различными частями речи в составе предложения;

-совершенствование орфографической грамотности студентов.

Материально-техническое оснащение учебного занятия: доска, учебник, орфографический словарь русского языка.

Дидактические средства: карточки-задания на тему: «Служебные части речи».

Ход учебного занятия

Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос по теме учебного занятия).

Части речи (10)
Самостоятельные части речи:6
1. Имя существительное (кто? что?)
2. Имя прилагательное (какой? чей? )
3. Глагол (что делать? что сделать?) + причастие и деепричастие.
4. Местоимение (кто? что? какой? сколько?)
5. Имя числительное (какой? который ? сколько?)
6. Наречие (как? где? когда? )
Служебные части речи: 3+1
1. Союз (а, но, да, и, или, либо, как, что и др.)
2. Предлог (в, на, за, к, под и др.)
3. Частица (не, ни, же, бы, ли, -ка и др.)
Междометие (ах, ох, ой-ой и др.)
Вопросы.

1.Что такое морфология как раздел науки о языке.

2. Назовите 2 группы, на которые можно разделить все части речи.

3. Назовите самостоятельные части речи.

4. Каковы функции самостоятельных частей речи.

5. Назовите служебные части речи и их функцию?

Сообщение темы и цели учебного занятия.

На доске предложение.

Солнце садилось в травы, в туманы и росы, и шум поезда не мог заглушить птичьего щелканья и перелива в кустах со стороны полотна.

Найти все служебные части речи.

(В этом предложении 23 слова, из них служебных 8. Одни служат для связи слов в предложении, другие для связи простых предложений в составе сложного, а частица «не» выражает отрицание).

Запись в тетрадь.

Служебные части речи

1. Предлог – служебная часть речи, обозначает отношение между объектом и субъектом, выражает зависимость существительных, местоимений, числительных от других слов в словосочетании и предложении. Предлоги не являются членами предложения, не имеют лексического значения, к ним нельзя задать вопрос.

Классификация по происхождению и строению

Непроизводные – в, без, до, из, к, на, по, о, от, перед, через, с, у, за, над, об, под, про, для.

Производные предлоги образовались в более позднее время от других частей речи

и подразделяются на:

Наречные: вблизи, вглубь, вдоль, возле, около, вокруг, впереди, после и др.

Отыменные: посредством, в роли, в зависимости от, путем, насчет, по поводу, ввиду, по случаю, в течение и др.

Глагольные (образованы в большинстве своем от деепричастий нежели глаголов – благодаря, несмотря на, спустя и др.)

Классификация по структуре

Простые (состоят из одного слова): в, с, к, у, над, на.

Сложные (состоят из двух, соединенных дефисом): из-под, из-за и др.

Составные (состоят из нескольких слов) : несмотря на, в отличии от, в связи с и др.

Работа с учебником.

(В) течени. дня, (в) продолжени. речи, (на) счет меня не беспокойся, (в) продолжени. романа, (в) следстви. болезни, (в) завершени. работы состоялось собрание; (в) следстви. которое вел опытный работник. ; (в) течени. болезни наметились улучшения; (в) отличи. от Онегина. (в) заключени. врача, (в) заключени. юриста; недостатки выявились (в) завершени. отчета; он пробыл (в) заключени. три года, (во)избежан. пожара, (в)отношен. доклада; все дело (в)отлич. между героями, (в)роде птицы, (в)место веселья, (на)встречу волнам.

2. Союз – служебная часть речи, которая соединяет простые предложения в составе сложного; соединяет однородные члены предложения.

1. По своему строению союзы бывают простыми и составными.

Союзы, которые состоят из одного слова, называются простыми:

и, а, но, да, что, когда и др.

Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными:

потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как и др.

2. По происхождению союзы делятся на:

непроизводные, не соотносящиеся с существующими в русском языке частями речи

(а, но, или, либо и др);

производные, соотносящиеся с существующими в русском языке частями речи

(чтобы — что + бы «потому что — потому + что и т. д.).

3. По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы (и, а, но, да, ни — ни, то — то, не только, но и и др.) связывают однородные члены предложения:

Подчинительные союзы (чтобы, как, хотя, для того чтобы, если, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчинённое.

Упражнение 380 (устно).

Частица – это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.

В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда —смысловые и формообразующие.

Частицы не изменяются, не являются членами предложения.

В школьной грамматике, однако, принято подчёркивать отрицательную частицу не вместе с тем словом, к которой она относится; особенно это касается глаголов.

К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчёркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: Я бы не опоздал, если бы не пошёл дождь .

Смысловые частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. По конкретному выражаемому им значению они делятся на такие группы:

1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не ;

2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль) ;

3) указательные: вот, вон, это ;

4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь‑в‑точь ;

5) ограничительно‑выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, ‑то ;

6) восклицательные: что за, ну и, как ;

7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, всё‑таки, ну;

8) со значением сомнения: едва ли; вряд ли.

В некоторых исследованиях выделяются и другие группы частиц, поскольку не все частицы могут быть включены в указанные группы (например, дескать, якобы, мол ).

Частица ни выступает как отрицательная в конструкциях безличного предложения с опущенным сказуемым (В комнате ни звука ) и как усилительная при наличии уже выраженного отрицания (В комнате не слышно ни звука ). При повторении частица ни выступает в роли повторяющегося сочинительного союза (В комнате не слышно ни шорохов, ни других звуков ).

Смысловую частицу ‑то надо отличать от словообразующего постфикса ‑то , выступающего как средство образования неопределённых местоимений и наречий. Сравним: какой‑то, куда‑то (постфикс) — Я‑то знаю, куда надо идти (частица).

Не являются частицами постфиксы ‑ся (‑сь ), —то, ‑либо, ‑нибудь и приставки не и ни в составе отрицательных и неопределённых местоимений и наречий, а также причастий и прилагательных независимо от слитного или раздельного написания.

Повторение и систематизация изученного материала.

Распределительный диктант (письменно): по, а, к, или, перед, бы, не, из-за, ввиду, насчет, в течение, как, что, так как, о, даже, ли.

А, или, как, что, так как,

По, к, перед, из-за, ввиду, насчет, в течение, о,

Называют предмет, действие или признак

Являются членами предложения

Имеют морфологические признаки

К словам можно задать вопрос

Вносят дополнительные оттенки в значения слов и предложений

Связывают слова и предложения

Самостоятельная работа (работа с карточками-заданиями).

Подведение итогов урока.

Карточки-задания для самостоятельной работы студентов

Раскройте скобки, поставив заключенные в них слова в нужном падеже.

Поступить наперекор (желание) друзей, идти навстречу (ветер), действовать согласно (закон), вопреки (предсказание), благодаря (прочные знания), добиться успеха благодаря (серьезное отношение) к делу, по (сколько) книг вы получили, нам дали (несколько) тетрадей, выдали по (десять) рублей, по (приезд) в город устроился в гостинице, тосковал по (родное село), грустил по (вы), сделать доклад по (возвращение), приехать на стройку по (окончание) вуза, вопреки (совет) друзей, тужить по (он), действовать согласно (предписание), скучать по (сын).

Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.

(В) течени. дня, (в) продолжени. речи, (на) счет меня не беспокойся, (в) продолжени. романа, (в) следстви. болезни, (в) завершени. работы состоялось собрание; (в) следстви. которое вел опытный работник. ; (в) течени. болезни наметились улучшения; (в) отличи. от Онегина. (в) заключени. врача, (в) заключени. юриста; недостатки выявились (в) завершени. отчета; он пробыл (в) заключени. три года, (во)избежан. пожара, (в)отношен. доклада; все дело (в)отлич. между героями, (в)роде птицы, (в)место веселья, (на)встречу волнам.

Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.

(В)виду длительной засухи мы часто поливали огород водой из соседнего озерка. (В)следстви. по этому делу было много погрешностей. (В)заключени. доклада были приведены убедительные цифры. (Не)смотря на поздний час, спать никто не ложился. В те страшные времена (в)заключени. находилось много прекрасных и умных людей из русской интеллигенции. Парашютист прыгнул, (не)смотря вниз. Охотники стали на поляне (на)против густых зарослей леса. (В)заключени. акта ревизии давалась оценка работы казначея. Имей (в)виду: я могу обидеться. (В)следстви. ремонта клуб был закрыт.

Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание предлогов.

(В)следстви. сильного снегопада, делать (на)перекор желанию, (по)прибыти. на место, узнать (на)счет подписки, перевести деньги (на)счет фирмы, (в)следстви. по делу, (в)виду приближения осени, иметь (в)виду, (в)связи с собранием, (в)силу аттестации, иметь (в)виду ряд обстоятельств, (в)продолжени. романа известного автора, (в)продолжени. утра, идти, (не)смотря по сторонам, (не)смотря на обстоятельства, (в)место благодарности, (в)течени. пяти лет, (в)течени. бурной реки, (в)виду недостатка времени, узнать (в)последстви. (не)что (в)роде шара, отсутствовать на занятиях (в)течени. недели, наблюдать изменения (в)течени. реки, отсутствовать (в)продолжени. месяца.

Спишите, раскрывая скобки и подчеркивая сложные предлоги.

1. Желтые шустрые огоньки вырвались (из) под сизого дыма (Полев.). 2. (По) (над) Доном сад цветет (Колъц.). 3. Темные глаза смотрели (из) под бровей сурово (М.Г.). 4. По (над) рекой сквозь едкий дым они проходят на рассвете (Сур.). 5. (В) виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось веселым (Стан.). 6. Трудно было понять, какое удобство имел (в) виду столяр, загибая так немилосердно спинки стульев (Ч.). 7. Телеграфные столбы потом опять показывались в лиловой дали (в) виде маленьких палочек (Ч.). 8. (В) виде этом много ярких красок. 9. Письма стали чем-то (в) роде моего дневника. 10. (В) роде бояр Старицких были выходцы и из других фамилий.

Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

1.(В) течени. дня Хорь не раз заговаривал со мною (Т.). 2. (В) течени. военных событий произошли резкие изменения. 3. Иногда на базаре какая-нибудь барыня давала Ванюше свою корзину и платила ему пятак (за) то, что он (в) продолжени. часа таскал за ней по базару эту корзину (М. Г.). 4. О судьбе героев автор обещал рассказать (в) продолжени. романа. 5. (В) следстви. подчиненного положения Якова в пансионате товарищи об­ращались с ним небрежно (Г.). 6. (В) следстви. по делу арестованного вмешались представители общественных организаций. 7. (В) последстви. я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки (Аре). 8. (В) течени. всей дороги Касьян сохранял упрямое молчание (Т.). 9. Она повторяла свою роль (на) ходу, низко кланялась и несколько раз потом качала головою (на) подоби. глиняных котов (П.). 10. (В) следстви. какой-то задержки в пути лошади отстали (Аре).


источники:

http://infourok.ru/urok-v-klasse-po-russkomu-yaziku-sluzhebnie-chasti-rechi-982716.html

http://kopilkaurokov.ru/russkiyyazik/uroki/konspiekt-uchiebnogho-zaniatiia-na-tiemu-sluzhiebnyie-chasti-riechi