План-конспект урока на тему;»Правописание слов с сочетаниями ча — ща, чу -щу.»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_urok.odt | 22.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА:Правописание слов с сочетаниями ча-ща ,чу-щу.
— р азвивать умение писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн; развивать речь и интерес к учёбе;
— обобщить знания учащихся о правописании гласных после шипящих согласных звуков;
— способствовать развитию орфографической зоркости учащихся.
Универсальные учебные действия:
Личностные : понимать учебную задачу и искать пути её решения, применяя правила правописания;
— общеучебные: уметь применять правила правописания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу,
— информационные: поиск информации с помощью электронного пособия.
Коммуникативные: сотрудничество, умение распределить работу в группе; взаимопроверка.
Регулятивные : самоконтроль, контроль товарищей.
I.Мотивация к учебной деятельности
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс
Встали все у парт красиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда!
Мы начнем урок друзья.
II.Постановка цели урока. Актуализация ранее изученного.
— Ребята, посмотрите, что это у нас с вами лежит? (письмо)
-Давайте, посмотрим от кого это письмо? ( От Незнайки)
Ребята, Незнайка просит нас помочь ему выполнить задание.
Задание: Какие буквы спрятались в конверте? ( в конверте Щ, Ч, Ж, Ш.)
— Какие это буквы и звуки? (согласные буквы и шипящие звуки)
Молодцы! Ребята, а в конверте еще, что- то есть. Давайте, посмотрим? Да, это же сказка. А какая, мы сейчас узнаем.
Учитель зачитывает грамматическую сказку « Как поссорились шипящие с некоторыми гласными буквами»
Жили-были на свете шипящие Ж, Ш,Ч ,Щ, а неподалёку жили гласные У,Ю,Ы,И,А,Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Но вот только ни как не могут найти три гласные Ы, Ю,Я. Искали- искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили домой пойти спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы,Ю,Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, чай с пряниками пьют. Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так….
— Ребята, с какими гласными дружат шипящие? ( а,и,у)
— А какие сочетания вы знаете шипящих с этими гласными? ( жи-ши,ча-ща,чу-щу)
-Сегодня на уроке мы будет с вами закреплять написание словосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Ребята, какое сегодня число? 27 апреля.
— Как запишем классная работа?
— Открыли рабочие тетради на странице 14, записываем число классная работа.
— Итак, как мы пишем жи-ши, ча-ща,чу-щу?
« Только с И пишите Ши!»
Им ответили ежи:
« Только с И пишите Жи»
« Буква У нужна, а ну-ка»
« Ты стихи читай почаще,
Там волшебные слова:
Ча и Ща пишите с А!
— Ребята сейчас мы с вами будем отгадывать загадки и отгадки будем записывать в тетрадь с комментированием, выделяя известные нам орфограммы.
Лапшу крошит. (ножик)
- Стоят старики над водой
Качают бородой (камыши)
Рта нет, а скажу:
Когда встать (часы)
Очень кислая она.
В щи она годится (щавель)
На ниточке сборен (чулок)
- В речке хвостиком виляет
Зубами рыбешек, пугает (щука)
— Что объединяет все эти загадки?
— Какие шипящие согласные звуки встречаются в этих словах?
— Ребята, а сейчас мы с вами немножко отдохнем.
Утром бабочка проснулась-
Раз — росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре — полетела.
III .Обобщение и систематизация знаний учащихся
Задание на развитие речи.
Из данных слов составить и записать предложения, выделить орфограммы.
Весёлый, душистый, сторожит, чижик, ландыш.
( Весёлый чижик сторожит душистые ландыши).
Работа в группах.
Раздаются разноуровневые карточки.
Проверяются они через документ – камеру . Проверяют ученики других групп.
Найди и исправь ошибки.
Чудеса, шыны, лечю, чашка, лыжы, площадка, щюка, малыши, чючело, пружина, пушистый.
Найдите и обведите слова только с сочетаниями ЖИ — ШИ.
Школа, жил, крыши, жук, пружина, жарко, машина, шишка, шашки,
моржи, этажи, шалаши, ложка, крыжовник.
Вставьте в слова пропущенные буквы.
Ч…лки, ч…лан, стуч…, крич…у.
Тащ…, ворч…., молч…. ищ….
Найдите лишнее слово, объясните почему оно лишнее.
Вершина, лужи, тишина, душистый, весна, ландыш.
Спиши, вставляя пропущенные буквы.
В ч..ще пищ..т галч..та. Для борщ… нужна св1кла. Щ…ку я тащ…- тащ…, но никак не вытащ….
Проверка выполнения упражнения с объяснением орфограмм.
5. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок обобщения знаний проведен на методической неделе, получил высокую оценку коллег.
План-конспект урока по русскому языку.
План- конспект урока.
2 кл. русский язык.
Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫККласс: 3Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ СОГЛАСНЫХ БУКВ В КОРНЕ СЛОВА.Тип урока: закрепление материала.Технологии и методики: проблемные т.
Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК Класс: 3 Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ СОГЛАСНЫХ БУКВ В КОРНЕ СЛОВА. Тип урока: закрепление материала. Технологии и методики: проблемные те.
Конспект урока «Правописание ча-ща, чу-щу»
Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний ча –ща, чу — щу»
Тема урока: Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу.
Цел ь : создать условия для закрепления знани й учащихся о написании слов с сочетаниями чу-щу, ча-ща .
Содействовать формированию у учащихся знани й о правописании ча – ща, чу – щу.
Способствовать развитию умений писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу;
С оздать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотного письма.
Воспитывать любовь и интерес к русскому языку.
Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи, культуру поведения при работе в паре , группе.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Предметные: учащиеся анализируют звучащие слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу; используют правило правописания сочетаний ча-ща, чу-щу в практической деятельности; пиш у т слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу без ошибок.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
Познавательные УУД – учащиеся овладевают логическими действиями сравнения, анализа и синтеза, обобщения; строят рассуждения.
Регулятивные УУД – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств их достижения; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные УУД – соблюдают требования к культуре речи, слуша ю т и понима ю т речь других , стро я т краткое устное высказывание по теме , высказыва ю т свои предположения .
Личностны е : принимают и осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения, провод я т самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Оборудование: компьютер , мультимедийный проектор, интерактивная доска , учебник «Русский язык» Поляковой А.В. (Москва: Просвещение, 2011)
— картинки «Солнышко», «Тучка»
— карточки с пословицами для работы в группах,
— карточки для индивидуальной работы .
I . Организационный момент. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся. Мобилизующий этап.
Пора поскорее
Начать нам урок.
— Улыбнитесь друг другу , пожмите руки, пожелайте успешной работы.
— Ребята, кто уверен, что справится со всеми заданиями на уроке без ошибок, поднимите «Солнышко», кто не совсем уверен в своих силах поднимите «Т уч к у » (отметить на доске количество солнышек и туче к ).
— Девизом нашего урока будут следующие слова. Прочитайте их. Слайд 1.
Ум и сердце в работу вложи.
Каждой минутой своей дорожи!
II . Актуализация знаний.
— Скажите, есть в нашем девизе орфограммы, с правописанием которых мы работали вчера? (Правописание сочетаний жи-ши).
— Какое правило запомнили? (Жи-ши пиши с буквой и).
Что домой не опоздает.
При луне, как при свече,
Подползает к букве… (Ч) (че)
— Что вы знаете о букве Ч? (Обозначает звук ч´. Он согласный, глухой, мягкий, непарный, шипящий.)
Щуке в речке каждый день
Щёткой зубы чистить лень.
Позвала к себе леща —
От леща осталась… ( Щ ) (ща) .
— Что вы знаете о букве щ а ? ( У буквы щ а есть звук щ´, который согласный, глухой, мягкий, непарный, шипящий. )
Разминка для пальчиков. Подготовка руки к письму.
— Откроем тетради, запишем число : 24 апреля. (Пока пишут число учитель записывает на доске Чч Щщ Чч Щщ )
— В спомним красивое и правильное написание заглавных и строчных букв Ч ч, Щ щ. Слайд ы 2 – 3. (проговорить написание)
— Пропишем эти буквы, соблюдая закономерность:
III.Формулирование темы урока, постановка цели.
— Ребята, посмотрите на доску. Слайд ы 4-5 (Ребусы)
— Какое задание можете предложить? (Разгадать ребусы.)
— Попробуем их разгадать. (Чашка, щука.)
— Что можете сказать о написании этих слов? (В этих словах есть сочетания ча и щу, а мы знаем, что ча пишется с буквой а, щу пишется с буквой у.)
— С как ими букв ами не дружат буквы ч и щ? (Эти буквы не дружат с буквами ю и я, потому что с ними никогда не пишутся.)
— Какая же тем а нашего урока? ( Правописание слов с сочетаниями ча – ща, чу – щу. ) Слайд 6.
— Как ую цел ь мы можем поставить перед собой? (На учиться правильно писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу. )
— Для чего нам нужна эта тема? (Чтобы грамотно писать.)
— Прочитайте в учебнике на с.65 правило. Верно ли мы рассуждали?
IV . Применение знаний и умений . Работа в парах.
Слайд 7 (картинки животных: волка, зайца, галки, сороки, белки.)
— Кто изображён на картинках? (Животные.)
— Вспомни те , как зовут детёнышей этих животных? (Волчата, зайчата, галчата, бельчата, сорочата.)
— Работая в паре, посовещайтесь и разбейте эти слова на группы.
— На какие группы у вас получилось разбить слова? (Детёныши зверей и детёныши птиц.)
— Продолжая работать в паре, выпишите слова по группам. Договоритесь: о дин ученик из пары выписывает названия детёнышей птиц, другой детёнышей зверей. (2 ученика работают у доски).
— Что общего у всех слов? (Все слова во множественном числе.)
— Какое задание предложите выполнить с этими словами? (Подчеркнуть сочетания ча . )
— Подчеркните эту орфограмму.
— Проверьте свою работу по эталону. Слайд 8 .
— Сигналами светофора оцени те работу своей пары . ( Зелёный – всё верно, жёлтый – есть ошибка, красный – требуется помощь.)
— Составьте предложение с любым из слов. Запишем его на доске.
Составление слов с сочетаниями.
— Ребята, что можно сделать с этими слогами? (Составить слова).
— Используя сочетания ча-ща, чу-щу составьте и запишите слова.
— Нарисуйте «солнышко», если всё составлено правильно.
— А сейчас все дружно встали
И немного отдохнём.
— Если я назову слово с сочетаниями ча-ща, чу-щу, надо стоя поднять руки вверх. Если в слове нет сочетания – присесть.
Мочалка, ракета, чудо, прищепка, щука, задача, лимон, щенок, роща, черепаха, чаща. Потянулись. Вдох-выдох. (Смена рабочих мест.)
VI. Творческое применение знаний и умений.
Работа в группах.
Работа над развитием речи — составление пословиц из частей.
— Ребята, сейчас работаем по группам. У каждой группы есть конверт. Достаньте содержимое. Как думаете, что это?
( На полосках разных цветов, написаны части пословиц).
— Как думаете, какое задание вы выполните? (Собрать пословицы)
— Соберите пословицы, наклейте их на листок. Вставьте пропущенные буквы.
Сам погибай, а товарищ… выруч…й.
Делу – время, а потехе – ч…с.
Ласковое слово гнев укрощ…ет.
Родная земля – мать, ч…жая – мачеха.
Грибы ищ…т, по лесу рыщ…т.
— Как вы понимаете эти пословицы? Объясните! (Объясняют)
— Какие знакомые орфограммы встретились в пословицах? (ча-ща, чу-щу)
— Проверьте. Слайд 11. Какие группы справились без ошибок?
— Чтоб никогда не ошибаться
И знать, как правильно писать.
Сейчас начнём тренироваться –
Ошибки будем исправлять!
— Наша игра называется «Редактор». Вы будете в роли редактора газеты, которому принесли проверить какую-либо информацию, прежде чем напечатать её в газете. Ваша задача – найти и исправить ошибки. (Задания – на листочках.)
Щука, щявель, чюдеса, тащу, чюжой, щюпальца, чяйник, чайка, передачя, чашка, учюсь, чудак, стучю, роща, чясы, ворчюн, ищу.
— Сколько слов с ошибками исправили? (10)
— Проверьте. Самопроверка (Светофор) Слайд 12.
— Какая цель была перед нами в начале урока? (Научиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.)
— Достигли мы цели?
— Предлагаю дополнить предложения. Слайд 13.
ЧА – ЩА пиши с буквой …
ЧУ – ЩУ пиши с буквой …
Продолжите фразу: Слайд 14.
— Мне было интересно…
— Оцените свои собственные результаты за урок с помощью Тучки и Солнышка. Если всё у вас получилось – поднимите Солнышко, если есть ещё небольшие проблемы – Тучку. (Отметить сколько тучек стало)
Урок русского языка во 2-м классе. Тема: «Правописание сочетаний ча, ща, чу, щу»
Цели и задачи урока:
1. Развивающие:
- Формирование интеллектуальных умений (анализа, сравнения, классификации, поиска);
- Развитие самостоятельности и творческого начала в умственной деятельности;
- Развитие орфографической зоркости;
- Формирование интеллектуальных чувств (новизны, любознательности).
2. Обучающие:
- Учить правописанию сочетаний ча, ща, чу, щу;
- Закреплять полученные навыки при выполнении различных видов работ;
- Обогащать словарный запас учащихся;
- Обучать навыкам словарно орфографической работы;
- Знакомить с творчеством русских поэтов-классиков;
- Учить создавать проекты;
- Обучать навыкам выразительного чтения.
3. Воспитывающие:
- Формирование умений осуществлять само-и-взаимоконтроль;
- Развитие культуры речи;
- Воспитание патриотических чувств.
Оборудование: тетради учащихся, , ручки, линейки, карандаши, карточки с заданиями, листы формата А-3 с групповыми проектами ребят, выполненными на чтении, доска, мел, магниты, компьютер, проектор, CD-проигрыватель.
Ход урока
1. Организационный момент.
1) Рабочий и психологический настрой.
— Ребята у нас на уроке сегодня гости. Давайте покажем, как мы выросли, чему научились в школе за это время.
2) Речевая разминка.
ча чо че чу чи
ща що ще щу щи
— 2 строку читаем нараспев;
— 1 строку читаем громко;
— 2 строку читаем тихо;
— 1 строку читаем, повышая голос;
— 2 строку читаем , понижая голос.
3) Каллиграфическая минутка.
— Назовите сочетания с нижним соединением букв? (Ча, чо, ща, що);
— С верхним соединением букв? (че, чу, чи, ще, щу, щи);
— Запишите эти строчки, подчеркните нижние соединения букв.
2. Актуализация опорных знаний.
1) Выделение и характеристика звуков.
— Работа со звуками и буквами;
— Какие звуки в разминке мы повторяли чаще всего? (ч , ) (щ , );
— Охарактеризуйте эти звуки. (Ч, щ – согласные глухие мягкие);
— Знаем ли мы какие орфограммы существуют с этими согласными?
— Какие гласные пишутся в этих сочетаниях? (- В сочетаниях ча, ща пишется буква а, в сочетаниях чу, щу пишется буква у);
— Почему?
— А теперь соединим все наши знания и попробуем сформулировать общий вывод.
— Давайте проверим, правильно ли мы сформулировали вывод.
— Поработаем с учебником. Откройте учебник на странице 41 и прочитайте вывод.
2) Работа с учебником.
Кто-то из детей читает правило вслух.
— Правильно мы сформулировали?
3) Постановка темы и целей урока.
Я переворачиваю карточки с орфограммами на доске.
И появляется слайд №1 Приложение 1.
— Прочитайте тему урока.
3. Формирование знаний, умений, навыков.
1) Работа на карточках.
— А сейчас читаем, пишем, запоминаем.
— У вас на столе лежат синие карточки. Приложение 2. Карточка 1.
Возьмите и прочитайте задание. (Прочитайте, вставьте пропущенные буквы).
— Прочитайте стихотворение про себя.
— Кто прочтёт это стихотворение вслух?
— Поработаем над значением слова чугун, которое здесь встретилось.
Кто может объяснить его значение? (Чугун – это первая выплавка железа из руды, так называемый чёрный металл. А так же чугуном называют горшок из чугуна для приготовления пищи в русской печи).
2) Самостоятельная работа на карточках.
3) Индивидуальная работа у доски со словами ворчун, чудак.
— Поменяйтесь карточками, проверьте задание друг у друга, глядя на следующий слайд.
Дети проверяют друг у друга. И меняются карточками обратно.
— У кого сосед по парте ошибок не нашёл? Молодцы!
— С какими орфограммами поработали? (Чу и щу)
5) Проверка работающих с карточками у доски.
6) Работа в тетрадях.
— А вы составьте и запишите предложения с другими словами с орфограммами чу и щу.
Дети составляют и записывают предложения. А я прохожу и раздаю карточки и маски для игры. Приложение 2. Карточка 3.
7) Проверка работы.
Прикрепляю солнышки к карточкам на доске «чу» «щу».
4. Физкультминутка.
— Встали, отправляемся в путешествие.
Вошли в вагоны поезда:
-У-у-у!
— И вагончики повёз:
— Чах, чах, чу, чу, чу – сто вагонов я тащу!
— Чах, чах, чу, чу, чу – далеко я укачу!
— Посмотрите, кто едет с нами в поезде? Выходите гости , занимайте места у вагонов.
Выходят 4 пары с розовыми карточками, надевают маски и встают у своих вагонов.
— Я зайчиха, со мной едут мои детёныши. Как их назвать? (Зайчата)
— Найдите нужную карточку.
— Какая орфограмма в этом слове?
— Я белка, со мной едут…(Детёнышей белки зовут бельчата)
— Найдите нужную карточку.
— Какая орфограмма в этом слове?
— Я крольчиха, и взяла с собой …(Детёнышей крольчихи зовут крольчата)
— Найдите нужную карточку.
— Какая орфограмма в этом слове?
— Я волчица, со мной едут …(А с волчицей едут волчата)
— Найдите нужную карточку.
— Какая орфограмма в этом слове?
9) Работа в тетрадях.
— Запишите эти слова в тетрадь, выделите орфограмму.
— Какое сочетание мы повторили? (Сочетание «ча»)
Я прикрепляю солнышко.
5. Физкультминутка.
— Встали, выходим из вагона. Помашите рукой вслед уходящему поезду.
6. Практическое применение.
1) Работа с поэтическим произведением.
— Какой пейзаж мы увидели за окнами, прокатившись на нашем поезде? (Мы увидели осенний пейзаж)
— Осень – красивое время года, которое всегда вдохновляло и художников, и музыкантов, и поэтов.
— Перед вами репродукция картины Исаака Ильича Левитана “Осень”.
— Прочтите отрывок из стихотворения Алексея Плещеева.
Читает выразительно один из учеников.
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
— Какое настроение вызывает у вас эта картина и стихотворение. (Стихотворение и картина вызывает грустное настроение).
— И у нас на доске не хватает одного солнышка, чтобы пейзаж стал солнечным, ярким, и настроение поднялось.
— Спишите этот отрывок в тетрадь, найдите слово с изучаемой сегодня орфограммой и подчеркните её. А работать вы будете под музыку Петра Ильича Чайковского “Октябрь” из цикла “Времена года”.
2) Работа в тетрадях.
Дети выполняют работу, списывая отрывок с жёлтых карточек.
— Какую орфограмму вы нашли? В каком слове?
— Молодцы!
— Я прикрепляю солнышко к ща, и появляется слайд с солнечным пейзажем.
7. Практическое применение. Работа в группах.
1) Интеграция с литературным чтением.
— На уроке литературного чтения вы оформили листы с отрывками из стихотворений, где встречаются орфограммы ча, ща, чу, щу. А сейчас мы послушаем, какие отрывки вы выписали. Кто автор стихотворения, как называется и какие слова с нужными орфограммами вы нашли? (Дети читают свои отрывки).
8. Подведение итога.
— Чему вы научились на уроке?
— Молодцы!
— Мне очень помогли сегодня…(перечислить активных ребят), а ещё Алексей Плещеев, Исаак Ильич Левитан, Пётр Ильич Чайковский.
9. Подача домашнего задания.
— Сколько солнышек светит у нас в классе? (4)
— И 4 ряда. 1 ряд – ваше солнышко хором (чу);
2 ряд – ваше солнышко хором (щу);
1 ряд – ваше солнышко хором (ча);
1 ряд – ваше солнышко хором (ща).
— Вспомнить и записать слова, на нужную орфограмму.
http://infourok.ru/konspekt-uroka-pravopisanie-chascha-chuschu-477169.html
http://urok.1sept.ru/articles/564498