Конспект урока правописание согласных в корне 10 класс

Личностно — ориентированный урок русского языка.
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Личностно- ориентированный урок направлен на изучение темы:»Правописание согласных букв в корнях слов». На зтом уроке каждый учащийся имеет возможность на своем уровне изучить материал, проконтролировать результаты, каждый ученик будет занят весь урок, а в конце урока сам поставит себе отметку. Это такой стимул! В одной теме можно повторить большое количество правил, которые дети не любят читать. На данном уроке они вынуждены повторить, так как не смогут правильно выполнить задания. Мотивация в начале урока направляет ребят на поиск истины, умение применять знания или

Скачать:

ВложениеРазмер
Личностно ориентированный урок русского языка29.32 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Личностно – ориентированный урок русского языка.

Автор – Балина Т. И.

Тема: «Правописание согласных букв в корнях слов».

Цели: 1. Обобщение знаний по орфографии.

2. Развитие навыков самообучения и самоконтроля.

3. Развитие умения работать в группах, ставить задачи и находить их решения.

  1. На доске слова с пропусками букв и таблица.

— Что нужно сделать со словами и таблицей? ( — Вставить пропущенные буквы и распределить в таблице).

Бума..ка, ре..кий, ак(кк)умулятор, сер..це, сва..ьба, жени..ьба, чудес..ный, ил(лл)юзия, грамм(мм)атика, радос..ный, безрука..ка, прфес(сс)ия, чу..ство, ком(мм)ентарий.

Правописание звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых согласных.

Правописание двойных согласных.

Ключ для самопроверки.

(Каждый ученик получает ключ для самопроверки и исправляет ошибки. Время – 5 минут.)

Правописание звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых согласных.

Правописание двойных согласных.

редкий или резкий

Оцените свой уровень знаний по следующей шкале: 0-1 – «5», 2-3 – «4», 4 5 – «3».

— На основе примеров из предыдущего задания сформируйте правила, за каждый правильный ответ добавляйте 0,5 балла. (5 минут).

3. Обобщение и систематизация материала по таблице. (6 минут).

Правописание согласных в корне.

Правописание звонких и глухих согласных.

Некоторые согласные при произношении оглушаются перед глухим согласным или в конце слова. Проверяем следующим образом: резкий – резок; гриб – грибы.

Правописание непроизносимых согласных.

При произношении некоторых слов происходит выпадение согласного, проверяем: агентство – агент; радостный – радость.

Но: ровесник – сверстник, косный (отсталый) взгляд, костный (из кости) мозг.

Яства (еда, угощение) – явственно (наяву) видеть.

Шествовать (идти) – шефствовать (над кем – либо).

Правописание двойных согласных.

Двойные согласные пишутся:

  1. В корнях некоторых русских слов (ссора, жжение).
  2. На стыке приставки и корня (рассвет, воззвание).
  3. В сложносокращенных словах, если одна часть заканчивается, а другая начинается с одной и той же буквы (главврач).
  4. В иноязычных словах, написание которых определяется по словарю (коррозия, агрессор).

Вопросы по таблице.

— Как проверяем написание звонких и глухих согласных в словах?

— Как проверяем написание слов с непроизносимыми согласными?

— Написание каких слов необходимо запомнить?

— В каких словах пишутся двойные согласные?

Определите по таблице, как пишутся следующие слова:

Автомобили, корыстный, десерт, металлический, асфальт, ненавистный, группа, радостный, вязкий, сережка, подсказка, территория.

За каждый правильный ответ добавляйте по 0,5 балла.

А. Объяснительный диктант. (8 минут).

Дождь в течение дня постоянно менялся, переходя то в ливень, то с изморось. Резкий порыв ветра чуть не сбил спутника с ног. День без солнца – грустная картина. Если аккумулятор разрядился, то невозможно завести автомобиль.

За правильное выполнение задания – 2 балла.

Б. Составьте словосочетания из предложенных слов, используя обе колонки. (3 минуты). Сильные учащиеся составляют 2 предложения. Взаимоконтроль.

Ок..упация по дереву

Правильное выполнение – 2 балла.

В. Контроль и самоконтроль.

4. Упражнение для самопроверки. (3 минут выполнение и 5 минут проверка.)

Отметьте номера тех слов, в которых пишутся звонкие согласные.

  1. А..тобиография.
  2. Ни..провержение.
  3. Не..быточные мечты.
  4. А..ганистан.

Отметьте номера тех слов, в которых пишутся непроизносимые согласные.

  1. Хлес..нуть.
  2. Попу..чик.
  3. Ше..ствовать по городу.
  4. Безмол..ствовать.
  5. Ви..жать от счастья.

Отметьте номера тех слов, в которых не пишутся непроизносимые согласные.

  1. Блес..нуть на вечере.
  2. Президен..ский указ.
  3. Поз..ний визит.
  4. Опас..ный поворот.
  5. Крутая лес..ница.

Отметьте номера тех слов, в которых не пишутся двойные согласные.

  1. Независимая интел..игенция.
  2. Криста..ьный блеск.
  3. Програм..ированное обучение.
  4. Авангардное искус..тво.

Отметьте номера тех слов, в которых не пишутся двойные согласные.

  1. Ал..ергическая реакция.
  2. Привил..егированный спорт.
  3. Тен..исный корт.
  4. Оф..сная мебель.

Отметьте номера тех слов, в которых нет непроизносимых согласных.

  1. Песчаный извес..няк.
  2. Неглас..ный закон.
  3. Декабрис..ское восстание.
  4. Радос..ное лицо.
  5. Детский праз..ник.

Отметьте номера тех слов, в которых пишутся двойные согласные.

  1. Сим..етрия.
  2. Гал..юцинация.
  3. Ал..юминий.
  4. Рас..овая ненависть.

За правильно выполненное задание – 1 балл.

  1. Итоги: подсчитываем количество баллов, которое вам удалось набрать в процессе урока. Выставляем отметки себе по шкале: 14 – 15 б. – «5»; 13 – 10 б. – «4»; 9 – 6 – «3». (3 минуты).
  2. Домашнее задание. Составьте 6 предложений со словами на изученные правила и выполните разбор № 4.

Например. В природе все безмолвствовало. Двери музея украшены художественной резьбой.

Использованная литература:

1.- Русский язык. Учебник для 10-11 классов. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А.

Урок русского языка в 10 классе «Правописание согласных в корне слова»

Урок русского языка в 10 классе.

Правописание согласных в корне слова.

Цель урока: обобщить, повторить и закрепить правила правописания согласных в корне слова. Знать условия выбора звонких и глухих согласных, уметь определять непроизносимый согласный и удвоенный согласный в слове.

Учебное пособие «Русский язык» Загоровская О. В., Григоренко О. В., Воронеж, 2005, Ч. 1.

Толковый словарь русского языка под редакцией Ожегова.

I .Орфоэпическая работа.

1.Расставить ударение в словах /слова представлены на интерактивной доске в два столбика, работают два человека/:

2.Прочитайть слова в соответствии с транскрипцией. Найдите (если есть) ошибки:

[Р]ейтинг,ба[с]ейн, п[рэ]сса, ши[нэ]ль, а[тэ]лье,[тэ]зис, сви[тэ]р, биз[нэ]с, яи[шн]ица, ску[шн]о, наро[чн]о, порядо[шн]ый человек, закады[чн]ый друг.

Это были слова, в которых необходимо запомнить правильное (нормативное) произношение согласных звуков. Вариативность произношения наблюдается в заимствованных словах, в которых не всегда происходит смягчение согласных перед буквой Е.

II . Правописание согласных в корне слова.

Какие процессы происходят с согласными в устной речи и какими правилами следует пользоваться, чтобы не допустить ошибки при написании слов?

-оглушение звонких согласных перед парными глухими и на конце слова;

-озвончение глухих согласных в положении перед звонкими согласными;

-выпадение согласного при произношении (обычно в сочетаниях стн, стл, здн, лнц, рдц);

-удвоение согласных в корне слова.

1.Работа по материалу учебника.

В упражнении 55,стр. 40 найдите примеры, подтверждающие данные процессы./Выполняется устно/.

Упр.56,стр.40 выполняется дифференцированно: два ученика работают индивидуально у доски (предложения 1-2; 3-4), остальные предложения записываются комментированным письмом.

Упр.57, стр.40. К предложенным словам подбираются проверочные (комментированным письмом): доблестный-доблесть; безвестный-известие; словесный-словеса; участвовать-участие, и т. д.

В это время у доски ученик самостоятельно выполняет упр.58, стр.41.

От данных существительных образует прилагательные и составляет с ними словосочетания типа прил.+ сущ. с главным словом существительным.

Участие — участливый тон; уста – устный ответ; корысть – корыстные интересы; вкус – вкусный обед; гигант – гигантское сооружение.

Дополнительные вопросы: Каким способом были образованы прилагательные? /суффиксальным/.

Каков тип связи в составленных словосочетаниях? /согласование/.

2.Вернемся к домашнему заданию (упр.59, стр.41)

Были ли затруднения при выполнении этого упражнения? /Необходимо акцентировать внимание на следующих словах: костный мозг – косные взгляды; вкусные яства – явственно представлять; искусная защита – искусственный цветок. Понятно ли значение этих слов?/ Необходимо быть внимательным к лексическояу значению слова, четко подбирать проверочные слова. Некоторые слова следует запомнить.

3 .Использование средств ИКТ. Демонстрация слайда:

Урок русского языка по теме «Правописание согласных в корне слова»

Тема: Правописание согласных в корне слова

Цель и задачи:

— актуализация и закрепление знаний по правописанию согласных в корне слов и развитие умения находить в тексте слова с данной орфограммой;

— формировать навык правописания согласных в корне слова;

— развитие у учащихся орфографической зоркости и мыслительных операций: анализа, наблюдения;

— способствовать воспитанию интереса к предмету и уважительного отношения к труду.

Тип урока: урок закрепления изученного материала

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование: мультимедийная презентация, толковый словарь, раздаточный материал для индивидуальной работы, «Дерево настроения» (для рефлексии); эпиграф:

За всё, что сделано для нас,

Мы благодарны людям,

Придёт пора, настанет час,

И мы трудиться будем!

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме «Правописание согласных в корне слова»»

План-конспект урока русского языка в 5 классе

Тема: Правописание согласных в корне слова

— актуализация и закрепление знаний по правописанию согласных в корне слов и развитие умения находить в тексте слова с данной орфограммой;

— формировать навык правописания согласных в корне слова;

— развитие у учащихся орфографической зоркости и мыслительных операций: анализа, наблюдения;

— способствовать воспитанию интереса к предмету и уважительного отношения к труду.

Тип урока: урок закрепления изученного материала

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование: мультимедийная презентация, толковый словарь, раздаточный материал для индивидуальной работы, «Дерево настроения» (для рефлексии); эпиграф:

За всё, что сделано для нас,

Мы благодарны людям,

Придёт пора, настанет час,

И мы трудиться будем!

1. Организационный момент. Мотивация

— Добрый день! – тебе сказали.

— Добрый день! – ответишь ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

— Здравствуйте! – ты скажешь человеку,

— Здравствуйте! – он скажет вам в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад,

Добреют взрослые и дети

И улыбнуться вам спешат.

— Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошего настроения и успехов на уроке.

2. Сообщение темы урока, постановка цели, задач

— Сегодня мы продолжаем работать по теме «Правописание согласных в корне слова».

Постановка задач совместно с детьми.

3. Проверка изученного ранее материала

1) Словарная работа

— А начнём мы наш урок со словарной работы для повторения правописания о, ё после шипящих в корне.

Знаете ли вы весёлую фразу, которая помогает запоминать наибольшее количество слов на это правило? (ответы детей)

— А я знаю. Вот она:

«Известный обжора в шёлковых дешёвых шортах, сидя на жёсткой решётке, ел харчо и пшённую кашу с печёнкой, откусывая чёрствый чёрный хлеб и запивая это компотом из крыжовника». (Слайд № 3)

Пояснение значения слова «харчо» (работа с толковым словарём).

2) Работа по вариантам

— Запишите из этой фразы четыре слова и подберите проверочные слова: 1 вариант – с буквой ё в корне, 2 вариант – с буквой о в корне.

Проверка. (Слайд № 4) Слова с буквой о выделены красным цветом, слова с буквой ё – синим.

— Какие проверочные слова вы подобрали? Дешёвых (дешевле), жёсткий (жестковатый), пшённую (пшено), чёрный (чернеть, чернеет).

4. Актуализация знаний

1) Работа с учебником

— Давайте ещё раз обратимся к алгоритму, который помогает нам сделать правильный выбор в написании согласных в корне слова и ответим на вопросы:

— В какой позиции чаще всего стоит согласный, когда он оглушается? (На конце слова или перед глухим согласным в середине слова.)

— В какой позиции он становится звонким? (Перед звонким.)

— На какие три группы можно разделить слова из упражнения 82? (Бумажка, ползти – оглушение в середине слова; овраг, груз – оглушение на конце слова; косьба, молотьба – озвончение.)

— Давайте проверим наши знания на этом этапе. Подбор однокоренных слов к словам из упражнения 84 и выделение корней слов. (работа у доски).

5. Работа с тренировочными упражнениями

Работа в группах

Задание: Вставить нужную букву и подобрать проверочное слово. (раздаточный материал)

Б или п: голу..ка, коро..ка, скри..ка, ги..кий.

В или ф: верё..ка, тра..ка, ло..кий, выши..ка.

Г или к: сапо. потто. вра. дру. подви.. .

Д или т: селё..ка, ре..кий, сла..кий, ме..кий.

Ж или ш: но..ка, бума..ка, варе..ка, ладо..ка.

З или с: ука..ка, ни..кий, ска..ка, ма..ка.

Взаимопроверка. Правильный ответ на слайде №5

— Молодцы! Вы хорошо поработали, и вас ожидает сюрприз – стихотворение! И будем мы трудиться…» (В.Лившиц).

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож,

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба –

Всё это создано трудом,

А не свалилось с неба!

6. Обсуждение эпиграфа

За всё, что сделано для нас,

Мы благодарны людям,

Придёт пора, настанет час,

И мы трудиться будем!

— Ребята, о чём это стихотворение? (ответы учащихся.)

— А теперь посмотрим, какие вы знаете пословицы о труде.

Работа с упр. 83. Пояснить смысл пословиц.

— Ещё раз прочитайте пословицы и выпишите слова из первых трёх пословиц с орфограммой «Проверяемые согласные в корне слова, запишите к ним проверочные слова.

Надоело нам писать,

Будем лучше отдыхать.

Раз – встаём из-за стола –

Минутка отдыха пришла.

Два – кивнули головой,

Как матрёшки мы с тобой.

Три – наклоны, не ленись!

Ниже, ниже наклонись,

А четыре – разогнись.

Пять – присядь и посиди,

Руки впереди держи.

Шесть – поднялись, потянулись

И к работе вновь вернулись.

7. Индивидуальная работа по карточкам

Задание: Выберите нужную букву, запишите слова, подберите проверочное слово.

Роп/бкий, голоф/вка, круг/к.

Молод/тьба, коз/сьба, облож/шка.

Улоф/вка, рубаж/шка, юб/пка.

Проверка по слайду №8

8. Обобщение знаний

1) Чтение стихотворения учителем

До чего же сегодня день чудесНый,

СоЛнце в небе празДнично горит,

Освещает месТность и окресТность,

И теплом своим серДца бодрит.

Но лежит на пасТбище корова,

ГрусТно смотрят карие глаза,

Потому что ей пастух суровый

«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.

— На какую орфограмму встречаются слова в этом стихотворении? (На непроизносимую согласную.)

2) Итоговое разноуровневое задание

На слайде №9: Радостный, интересный, прелестный, счастливый, меткий.

Урок, человек, стрелок, момент, день.

1. Вставить пропущенные буквы.

2. Составить словосочетания.

3. Составить предложение.

— Вы составили словосочетание меткий стрелок. А кого в Беларуси мы можем назвать метким стрелком? (Спортсменку Д.Домрачеву, олимпийскую чемпионку.)

9. Домашнее задание

10. Комментированное выставление оценок

— Мы заканчиваем наш урок. Выберите слова, которые характеризуют ваше настроение и этот день, и пусть распустятся листочки на нашем дереве: прекрас..ный, счас..ливый, прелес..ный, интерес..ный, чудес..ный, радос..ный, опас..ный, ужас..ный, грус..ный.

Ребята вытягивают листочки, вставляют пропущенные буквы и прикрепляют к дереву.

Задание: Вставить нужную букву и подобрать проверочное слово.

Б или п: голу..ка, коро..ка, скри..ка, ги..кий.

В или ф: верё..ка, тра..ка, ло..кий, выши..ка.

Г или к: сапо. потто. вра. дру. подви.. .

Д или т: селё..ка, ре..кий, сла..кий, ме..кий.

Ж или ш: но..ка, бума..ка, варе..ка, ладо..ка.

З или с: ука..ка, ни..кий, ска..ка, ма..ка.

Задание: Вставить нужную букву и подобрать проверочное слово.

Б или п: голу..ка, коро..ка, скри..ка, ги..кий.

В или ф: верё..ка, тра..ка, ло..кий, выши..ка.

Г или к: сапо. потто. вра. дру. подви.. .

Д или т: селё..ка, ре..кий, сла..кий, ме..кий.

Ж или ш: но..ка, бума..ка, варе..ка, ладо..ка.

З или с: ука..ка, ни..кий, ска..ка, ма..ка.

Задание: Вставить нужную букву и подобрать проверочное слово.

Б или п: голу..ка, коро..ка, скри..ка, ги..кий.

В или ф: верё..ка, тра..ка, ло..кий, выши..ка.

Г или к: сапо. потто. вра. дру. подви.. .

Д или т: селё..ка, ре..кий, сла..кий, ме..кий.

Ж или ш: но..ка, бума..ка, варе..ка, ладо..ка.

З или с: ука..ка, ни..кий, ска..ка, ма..ка.

Задание: Вставить нужную букву и подобрать проверочное слово.

Б или п: голу..ка, коро..ка, скри..ка, ги..кий.

В или ф: верё..ка, тра..ка, ло..кий, выши..ка.

Г или к: сапо. потто. вра. дру. подви.. .

Д или т: селё..ка, ре..кий, сла..кий, ме..кий.

Ж или ш: но..ка, бума..ка, варе..ка, ладо..ка.

З или с: ука..ка, ни..кий, ска..ка, ма..ка.

Задание: Вставить нужную букву и подобрать проверочное слово.

Б или п: голу..ка, коро..ка, скри..ка, ги..кий.

В или ф: верё..ка, тра..ка, ло..кий, выши..ка.

Г или к: сапо. потто. вра. дру. подви.. .

Д или т: селё..ка, ре..кий, сла..кий, ме..кий.

Ж или ш: но..ка, бума..ка, варе..ка, ладо..ка.

З или с: ука..ка, ни..кий, ска..ка, ма..ка.

Задание: Вставить нужную букву и подобрать проверочное слово.

Б или п: голу..ка, коро..ка, скри..ка, ги..кий.

В или ф: верё..ка, тра..ка, ло..кий, выши..ка.

Г или к: сапо. потто. вра. дру. подви.. .

Д или т: селё..ка, ре..кий, сла..кий, ме..кий.

Ж или ш: но..ка, бума..ка, варе..ка, ладо..ка.

З или с: ука..ка, ни..кий, ска..ка, ма..ка.

Задание: Выберите нужную букву, запишите слова, подберите проверочное слово.

Роп/бкий, голоф/вка, круг/к.

Молод/тьба, коз/сьба, облож/шка.

Улоф/вка, рубаж/шка, юб/пка.

Задание: Выберите нужную букву, запишите слова, подберите проверочное слово.

Роп/бкий, голоф/вка, круг/к.

Молод/тьба, коз/сьба, облож/шка.

Улоф/вка, рубаж/шка, юб/пка.

Задание: Выберите нужную букву, запишите слова, подберите проверочное слово.

Роп/бкий, голоф/вка, круг/к.

Молод/тьба, коз/сьба, облож/шка.

Улоф/вка, рубаж/шка, юб/пка.

Задание: Выберите нужную букву, запишите слова, подберите проверочное слово.

Роп/бкий, голоф/вка, круг/к.

Молод/тьба, коз/сьба, облож/шка.

Улоф/вка, рубаж/шка, юб/пка.

Задание: Выберите нужную букву, запишите слова, подберите проверочное слово.

Роп/бкий, голоф/вка, круг/к.

Молод/тьба, коз/сьба, облож/шка.

Улоф/вка, рубаж/шка, юб/пка.

Задание: Выберите нужную букву, запишите слова, подберите проверочное слово.


источники:

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-klasse-pravopisanie-soglasnih-v-korne-slova-652907.html

http://multiurok.ru/files/urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-sogh.html