Конспект урока правописание согласных в корне слова 5 класс фгос

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок русского языка в 5 классе коррекционной школы VIII вида. Тема — правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Урок закрепления полученных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_prav._zv_i_gl_sogl_5_kl.doc710.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

ГКС(К)ОУ «Каргапольская школа – интернат VIII вида»

Методическая разработка урока русского языка

Тема: «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова»

Выполнил: Амамбаева Д.А.

учитель русского языка и чтения,

вторая квалификационная категория

р.п. Каргаполье, 2015 г.

Тема: Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

Цель: уточнить знания учащихся о правописании звонких и глухих согласных в корне слова.

  1. Образовательная – закрепление знаний учащихся о правописании звонких и глухих согласных в корне слова.
  2. Коррекционно-развивающая – развитие внимания, орфографической зоркости, мышление посредством выполнения упражнений.
  3. Воспитательная – воспитание положительной мотивации к учению.

Оборудование: учебники, раздаточный материал «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова», шифр букв, плакат «Звонкие и глухие согласные», картинки.

Прозвенел опять звонок,

Начинаем мы урок.

Проверяем всё на парте –

И тихонько приседаем.

  1. Проверка домашнего задания.

— Ребята, как вы выполнили домашнее задание? Что вам нужно было сделать?

Опрос нескольких учащихся.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Послушайте небольшую сказку. Однажды поссорились буквы гласные и согласные – и разошлись по разным сторонам. Собрались согласные буквы в кучу, хотели поговорить и не смогли. Скучно им стало и вдруг… Услышали они, что кто-то плачет…

Прислушались: «Е-е-е! И-и-и! У-у-у!» – это ревели гласные. И согласные крикнули им (точнее, хотели закричать, но получилось лишь непонятное бормотание): « В, м, с!»

И услыхали они веселое, но невнятное: «У-я-а!»

И тогда решили буквы, что им надо заключить мир и жить в словах в согласии вместе.

— А теперь попробуйте расшифровать тему нашего урока (работа учащихся с шифром).

— Назовите все звонкие и глухие согласные (работа с плакатом «Звонкие и глухие согласные»).

4. Минутка чистописания.

— Открываем тетради, выполняем работу над ошибками.

— Отступаем две чистых строки, пишем число, классная работа, тема урока.

— А сейчас пропишем и выполним синтаксический разбор предложения:

Дети расположились на отдых под могучим дубом (прост., распр., повест.)

— Выписать слово «дуб» , выделить корень, подчеркнуть последнюю согласную в корне слова.

— Четко ли мы слышим последнюю согласную?

— Что нужно сделать, чтобы проверить сомнительную согласную? (подобрать проверочное слово, чтобы после согласной стояла гласная).

5. Закрепление полученных знаний.

На доске записана таблица.

— Вам нужно заполнить таблицу, подобрав проверочные слова.

Урок в 5 классе «Правописание проверяемых согласных в корне слова»

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе «Правописание проверяемых согласных в корне слова»»

План-конспект урока русского языка в 5 классе

Тема: Правописание согласных в корне слова

— актуализация и закрепление знаний по правописанию согласных в корне слов и развитие умения находить в тексте слова с данной орфограммой;

— формировать навык правописания согласных в корне слова;

— развитие у учащихся орфографической зоркости и мыслительных операций: анализа, наблюдения;

— способствовать воспитанию интереса к предмету и уважительного отношения к труду.

Тип урока: урок закрепления изученного материала

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование: мультимедийная презентация, толковый словарь, раздаточный материал для индивидуальной работы, «Дерево настроения» (для рефлексии); эпиграф:

За всё, что сделано для нас,

Мы благодарны людям,

Придёт пора, настанет час,

И мы трудиться будем!

1. Организационный момент. Мотивация

— Добрый день! – тебе сказали.

— Добрый день! – ответишь ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

— Здравствуйте! – ты скажешь человеку,

— Здравствуйте! – он скажет вам в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад,

Добреют взрослые и дети

И улыбнуться вам спешат.

— Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошего настроения и успехов на уроке.

2. Сообщение темы урока, постановка цели, задач

— Сегодня мы продолжаем работать по теме «Правописание согласных в корне слова».

Постановка задач совместно с детьми.

3. Проверка изученного ранее материала

1) Словарная работа

— А начнём мы наш урок со словарной работы для повторения правописания о, ё после шипящих в корне.

Знаете ли вы весёлую фразу, которая помогает запоминать наибольшее количество слов на это правило? (ответы детей)

— А я знаю. Вот она:

«Известный обжора в шёлковых дешёвых шортах, сидя на жёсткой решётке, ел харчо и пшённую кашу с печёнкой, откусывая чёрствый чёрный хлеб и запивая это компотом из крыжовника». (Слайд № 3)

Пояснение значения слова «харчо» (работа с толковым словарём).

2) Работа по вариантам

— Запишите из этой фразы четыре слова и подберите проверочные слова: 1 вариант – с буквой ё в корне, 2 вариант – с буквой о в корне.

Проверка. (Слайд № 4) Слова с буквой о выделены красным цветом, слова с буквой ё – синим.

— Какие проверочные слова вы подобрали? Дешёвых (дешевле), жёсткий (жестковатый), пшённую (пшено), чёрный (чернеть, чернеет).

4. Актуализация знаний

1) Работа с учебником

— Давайте ещё раз обратимся к алгоритму, который помогает нам сделать правильный выбор в написании согласных в корне слова и ответим на вопросы:

— В какой позиции чаще всего стоит согласный, когда он оглушается? (На конце слова или перед глухим согласным в середине слова.)

— В какой позиции он становится звонким? (Перед звонким.)

— На какие три группы можно разделить слова из упражнения 82? (Бумажка, ползти – оглушение в середине слова; овраг, груз – оглушение на конце слова; косьба, молотьба – озвончение.)

— Давайте проверим наши знания на этом этапе. Подбор однокоренных слов к словам из упражнения 84 и выделение корней слов. (работа у доски).

5. Работа с тренировочными упражнениями

Работа в группах

Задание: Вставить нужную букву и подобрать проверочное слово. (раздаточный материал)

Б или п: голу..ка, коро..ка, скри..ка, ги..кий.

В или ф: верё..ка, тра..ка, ло..кий, выши..ка.

Г или к: сапо. потто. вра. дру. подви.. .

Д или т: селё..ка, ре..кий, сла..кий, ме..кий.

Ж или ш: но..ка, бума..ка, варе..ка, ладо..ка.

З или с: ука..ка, ни..кий, ска..ка, ма..ка.

Взаимопроверка. Правильный ответ на слайде №5

— Молодцы! Вы хорошо поработали, и вас ожидает сюрприз – стихотворение! И будем мы трудиться…» (В.Лившиц).

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож,

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба –

Всё это создано трудом,

А не свалилось с неба!

6. Обсуждение эпиграфа

За всё, что сделано для нас,

Мы благодарны людям,

Придёт пора, настанет час,

И мы трудиться будем!

— Ребята, о чём это стихотворение? (ответы учащихся.)

— А теперь посмотрим, какие вы знаете пословицы о труде.

Работа с упр. 83. Пояснить смысл пословиц.

— Ещё раз прочитайте пословицы и выпишите слова из первых трёх пословиц с орфограммой «Проверяемые согласные в корне слова, запишите к ним проверочные слова.

Надоело нам писать,

Будем лучше отдыхать.

Раз – встаём из-за стола –

Минутка отдыха пришла.

Два – кивнули головой,

Как матрёшки мы с тобой.

Три – наклоны, не ленись!

Ниже, ниже наклонись,

А четыре – разогнись.

Пять – присядь и посиди,

Руки впереди держи.

Шесть – поднялись, потянулись

И к работе вновь вернулись.

7. Индивидуальная работа по карточкам

Задание: Выберите нужную букву, запишите слова, подберите проверочное слово.

Роп/бкий, голоф/вка, круг/к.

Молод/тьба, коз/сьба, облож/шка.

Улоф/вка, рубаж/шка, юб/пка.

Проверка по слайду №8

8. Обобщение знаний

1) Чтение стихотворения учителем

До чего же сегодня день чудесНый,

СоЛнце в небе празДнично горит,

Освещает месТность и окресТность,

И теплом своим серДца бодрит.

Но лежит на пасТбище корова,

ГрусТно смотрят карие глаза,

Потому что ей пастух суровый

«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.

— На какую орфограмму встречаются слова в этом стихотворении? (На непроизносимую согласную.)

2) Итоговое разноуровневое задание

На слайде №9: Радостный, интересный, прелестный, счастливый, меткий.

Урок, человек, стрелок, момент, день.

1. Вставить пропущенные буквы.

2. Составить словосочетания.

3. Составить предложение.

— Вы составили словосочетание меткий стрелок. А кого в Беларуси мы можем назвать метким стрелком? (Спортсменку Д.Домрачеву, олимпийскую чемпионку.)

9. Домашнее задание

10. Комментированное выставление оценок

— Мы заканчиваем наш урок. Выберите слова, которые характеризуют ваше настроение и этот день, и пусть распустятся листочки на нашем дереве: прекрас..ный, счас..ливый, прелес..ный, интерес..ный, чудес..ный, радос..ный, опас..ный, ужас..ный, грус..ный.

Ребята вытягивают листочки, вставляют пропущенные буквы и прикрепляют к дереву.

Задание: Вставить нужную букву и подобрать проверочное слово.

Б или п: голу..ка, коро..ка, скри..ка, ги..кий.

В или ф: верё..ка, тра..ка, ло..кий, выши..ка.

Г или к: сапо. потто. вра. дру. подви.. .

Д или т: селё..ка, ре..кий, сла..кий, ме..кий.

Ж или ш: но..ка, бума..ка, варе..ка, ладо..ка.

З или с: ука..ка, ни..кий, ска..ка, ма..ка.

Задание: Вставить нужную букву и подобрать проверочное слово.

Б или п: голу..ка, коро..ка, скри..ка, ги..кий.

В или ф: верё..ка, тра..ка, ло..кий, выши..ка.

Г или к: сапо. потто. вра. дру. подви.. .

Д или т: селё..ка, ре..кий, сла..кий, ме..кий.

Ж или ш: но..ка, бума..ка, варе..ка, ладо..ка.

З или с: ука..ка, ни..кий, ска..ка, ма..ка.

Задание: Вставить нужную букву и подобрать проверочное слово.

Б или п: голу..ка, коро..ка, скри..ка, ги..кий.

В или ф: верё..ка, тра..ка, ло..кий, выши..ка.

Г или к: сапо. потто. вра. дру. подви.. .

Д или т: селё..ка, ре..кий, сла..кий, ме..кий.

Ж или ш: но..ка, бума..ка, варе..ка, ладо..ка.

З или с: ука..ка, ни..кий, ска..ка, ма..ка.

Задание: Вставить нужную букву и подобрать проверочное слово.

Б или п: голу..ка, коро..ка, скри..ка, ги..кий.

В или ф: верё..ка, тра..ка, ло..кий, выши..ка.

Г или к: сапо. потто. вра. дру. подви.. .

Д или т: селё..ка, ре..кий, сла..кий, ме..кий.

Ж или ш: но..ка, бума..ка, варе..ка, ладо..ка.

З или с: ука..ка, ни..кий, ска..ка, ма..ка.

Задание: Вставить нужную букву и подобрать проверочное слово.

Б или п: голу..ка, коро..ка, скри..ка, ги..кий.

В или ф: верё..ка, тра..ка, ло..кий, выши..ка.

Г или к: сапо. потто. вра. дру. подви.. .

Д или т: селё..ка, ре..кий, сла..кий, ме..кий.

Ж или ш: но..ка, бума..ка, варе..ка, ладо..ка.

З или с: ука..ка, ни..кий, ска..ка, ма..ка.

Задание: Вставить нужную букву и подобрать проверочное слово.

Б или п: голу..ка, коро..ка, скри..ка, ги..кий.

В или ф: верё..ка, тра..ка, ло..кий, выши..ка.

Г или к: сапо. потто. вра. дру. подви.. .

Д или т: селё..ка, ре..кий, сла..кий, ме..кий.

Ж или ш: но..ка, бума..ка, варе..ка, ладо..ка.

З или с: ука..ка, ни..кий, ска..ка, ма..ка.

Задание: Выберите нужную букву, запишите слова, подберите проверочное слово.

Роп/бкий, голоф/вка, круг/к.

Молод/тьба, коз/сьба, облож/шка.

Улоф/вка, рубаж/шка, юб/пка.

Задание: Выберите нужную букву, запишите слова, подберите проверочное слово.

Роп/бкий, голоф/вка, круг/к.

Молод/тьба, коз/сьба, облож/шка.

Улоф/вка, рубаж/шка, юб/пка.

Задание: Выберите нужную букву, запишите слова, подберите проверочное слово.

Роп/бкий, голоф/вка, круг/к.

Молод/тьба, коз/сьба, облож/шка.

Улоф/вка, рубаж/шка, юб/пка.

Задание: Выберите нужную букву, запишите слова, подберите проверочное слово.

Роп/бкий, голоф/вка, круг/к.

Молод/тьба, коз/сьба, облож/шка.

Улоф/вка, рубаж/шка, юб/пка.

Задание: Выберите нужную букву, запишите слова, подберите проверочное слово.

Роп/бкий, голоф/вка, круг/к.

Молод/тьба, коз/сьба, облож/шка.

Улоф/вка, рубаж/шка, юб/пка.

Задание: Выберите нужную букву, запишите слова, подберите проверочное слово.

Конспект урока тема 5 класс : Правописание согласных в корне слова

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема урока: Правописание согласных в корне слова

Цели: систематизировать знания, полученные в начальной школе; отработать навык подбора проверочных слов.

I . Организационный момент.

Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.

II . Проверка домашнего задания.

Двое учащихся на доске графически обозначают состав выделенных в домашнем упражнении слов, остальные по цепочке называют пропущенную безударную гласную и проверочное слово.

III . Изучение нового материала .

Беседа с классом.

— Какие два способа проверки написания звонких и глухих согласных в корне слова вы знаете? (Изменение слова и подбор однокоренных слов.)

— Как проверить сомнительную согласную в корне слова?

1. Учащиеся выполняют упр. 10 на стр. 5 Рабочей тетради.

В каждом слове вместо точек поставь нужную букву из правого столбика и подбери проверочное слово.

виногра… д, т ______________

пиро… г, к ______________

са… д,т ______________

дру… г, к ______________

рука… в, ф ______________

арбу… з,с ______________

хле… б, п ______________

2. Запишите пары одинаково произносимых слов так, чтобы стало ясно их значение, подберите к каждому подходящие по смыслу слова-определения.

Плод – плот; луг – лук; род – рот; пруд — прут; молод — молот.

3. Учащиеся выполняют упр. 11 на стр. 5 Рабочей тетради.

Подберите слова противоположного значения (антонимы) с непроизносимыми согласными.

6. Работа с таблицей.

На доске нарисована таблица:

Не пишутся: Ы, Ю, Я

Исключения: брошюра, жюри, парашют

(Учащиеся переносят ее в тетради для заучивания.)

У доски трое учащихся работают с толковым словарем, находят и записывают на доске значения слов брошюра, жюри, парашют. Учащиеся записывают значения данных слов в словарь трудных слов.

Учащиеся выполняют упр. 19 на стр. 7 Рабочей тетради.

Вставь пропущенные буквы. Найди «четвертое лишнее» слово, подчеркни его.

ш…рина, брош…ра, кувш…н, ш…повник

ж…знь, ж…ри, ж…раф, луж…ца

ош…бка, пуш…нка, параш…т, ш…шка

ж…ри, брош…ра, параш…т, щ…ка

печальный день — __________________

солнечное утро — __________________

письменное задание — __________________

веселая песня -___________________

Слова для справок: ненас…ный, грус…ный, радос….ный, ус…ный, гиган…ский.

Ча-ча-ча (три хлопка в ладоши).

Печка очень горяча (четыре полуприседа).

Чи-чи-чи (три хлопка над головой).

Печет печка калачи (четыре прыжка на месте).

Учащиеся выполняют упр. 12 на стр. 5 Рабочей тетради.

Распредели слова с буквосочетанием стн в левый столбик, а слова с буквосочетанием сн в правый столбик.

Чуде…ый, преле…ый, согла…ый, опа…ый, окре…ый, вку…ый, бле…уть, изве…ый, нена…ый, обла…ой, слове…ый, че…ый,

Запись слов под диктовку.

Учащиеся должны разделить диктуемые слова по группам: слова с -а- после шипящих; слова с -у- после шипящих; слова с -и- после шипящих; слова-исключения.

Чудеса, шиповник, щавель, овчарка, жизнь, щупальце, животное, в нашу рощу, стучать, прыгать с парашютом, строгое жюри, тонкая брошюра, начальный, чувствовать, сшить.

6. Работа с таблицей.

На доске нарисована таблица:

Не пишутся: Ы, Ю, Я

Исключения: брошюра, жюри, парашют

(Учащиеся переносят ее в тетради для заучивания.)

У доски трое учащихся работают с толковым словарем, находят и записывают на доске значения слов брошюра, жюри, парашют. Учащиеся записывают значения данных слов в словарь трудных слов.

Учащиеся выполняют упр. 19 на стр. 7 Рабочей тетради.

Вставь пропущенные буквы. Найди «четвертое лишнее» слово, подчеркни его.

ш…рина, брош…ра, кувш…н, ш…повник

ж…знь, ж…ри, ж…раф, луж…ца

ош…бка, пуш…нка, параш…т, ш…шка

ж…ри, брош…ра, параш…т, щ…ка

Творческое задание: составить предложения со словами-исключениями ( жюри, брошюра парашют ).

Работа с таблицей.

На доске вывешена таблица Разделительные Ъ и Ь

Разделительные Ь и Ъ

Разделительный Ъ пишется после приставки

перед гласными ё, е, ю, я:

Разделительный Ь пишется в остальных

случаях после согласных перед гласными и, е, ю, ё, я :

Учитель предлагает учащимся самостоятельно ознакомиться с таблицей и сформулировать правило правописания разделительных ъ и ь .

Беседа по таблице.

— Назовите условия, при которых пишется разделительный ъ.

— Когда нужно писать разделительный ь ?

— Почему в слове съязвить мы пишем разделительный ъ, а в слове сагитировать – нет?

— Перед какими буквами пишется разделительный ъ , а перед какими разделительный ь ?

Учащиеся выполняют упр. 15 на стр. 6 Рабочей тетради.

Данные ниже слова запиши в два столбика.

Разделительный ь Разделительный ъ

Под…ем, в…юга, п…еса, с…есть, вороб…и, раз…езд, сер…езный, медал…он, пред…юбилейный, лист…я, ад…ютант, об…ем.

Беседа по вопросам.

— Какие буквы мы пишем в словах после шипящих ж, ш, ч, щ ?

— Какие буквы нельзя писать после этих шипящих?

— Существуют ли какие-либо исключения из этого правила?

Упражнение на стр.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Строгонова Ирина ВикторовнаНаписать 1585 31.01.2018

Номер материала: ДБ-1106746

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    31.01.2018 296
    31.01.2018 334
    31.01.2018 579
    31.01.2018 730
    31.01.2018 1932
    31.01.2018 167
    31.01.2018 464
    31.01.2018 376

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Школьных охранников предлагают обучать основам психологии

Время чтения: 2 минуты

Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября

Время чтения: 1 минута

Стартовал сбор заявок на студенческую олимпиаду «Я — профессионал»

Время чтения: 2 минуты

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://multiurok.ru/files/urok-v-5-klasse-pravopisanie-proveriaemykh-soglasn.html?login=ok

http://infourok.ru/konspekt-uroka-tema-klass-pravopisanie-soglasnih-v-korne-slova-2528563.html