Конспект урока правописание суффиксов наречий

Конспект урока по русскому языку «Суффиксы О — А на конце наречий»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку предназначен для учащихся 7 класса при изучение темы «Наречие»

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_narechiya_na_a_o.doc49.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

7 класс Учитель русского языка Глазунова М. А.

Открытый урок по теме «Буквы -о, -а на конце наречий»

а) обучающая — создать условия для осознанного изучения новой темы учащихся в системе различных методов; сформировать навык грамотного, безошибочного письма; формирование умения составлять алгоритм действий при решении орфографической задачи.

б) развивающая: формирование проблемного и критического мышления у учащихся путем включения их в активную мыслительную деятельность; развитие коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся; развитие навыков анализа текста и работы со словарем; развитие устной диалогической речи.

в) воспитывающая: воспитание самостоятельности, критического отношения к себе; сотрудничество в работе, воспитание внимательного и культурного читателя, формирование жизненных установок и основ нравственности.

  1. Лексическая разминка. Устная работа с фразеологизмами.

Определить значение фразеологизмов, заменив их близкими по значению словами.

Душа в душу (дружно)

Не покладая рук (усердно)

В час по чайной ложке (мало)

Засучив рукава (хорошо, старательно)

Галопом по Европам (наспех, кое-как)

Непочатый край (много)

Спустя рукава (лениво, плохо)

— Слова какой части речи мы использовали для замены? (наречия)

Случайно это? (нет, мы сейчас изучаем эту часть речи)

Тогда, используя наречия, скажите мне, как вы настроены сегодня поработать? (продуктивно, качественно, активно, хорошо)

-А как никто не хочет работать? (плохо, лениво, непродуктивно). Что ж, в конце урока мы с вами подведем итог, получилось ли у нас работать так, как хотелось.

  1. Работа над правописанием наречий.

На доске записаны пословицы.

Дорога помощь (во)время.

С другом (по)братски, с врагом (по)солдатски.

Береги платье (с)нову, а честь (с)молоду.

Сердцу злого человека и (во)время отдыха покоя нет.

Науку изучают с азов, дружбу берегут сначала.

Друг за друга накрепко держаться, ничего не бояться.

— Объяснить правописание наречий в данных пословицах методом игры «Согласен — не согласен».

В двух последних предложениях орфограмма не выделена. Есть ли в этих предложениях наречия? Да, сначала и накрепко) Сделайте морфемный разбор данных слов. При помощи каких суффиксов они образованы? (о-а). Какой возникает вопрос? (почему разные суффиксы) Как сформулировать тему урока?

Буквы о – а на конце наречий ( запись на доске и в тетрадях ).

— Какова цель нашей работы?

Узнать, когда в наречиях пишется суффикс А, а когда О, т.е. вывести правило; определить способ применения правила.

IV. Работа учащихся по изучению темы.

Задание : определите, каким способом образованы данные наречия:

Досуха, вправо, издавна, налево, затемно, слева.

Выводы : наречия образованы от прилагательных приставочно – суффиксальным способом.

Задание: распределите наречия в две колонки в зависимости от суффикса:

Досуха, вправо, издавна, налево, затемно, слева, заживо, докрасна, снова, изредка, надолго.

Выводы: суффикс А пишется, если наречия образованы с помощью приставок из, до, с

Суффикс О пишется, если наречия образованы с помощью приставок в, на, за

Задание : определить способ образования наречий досрочно, дословно, доходчиво, известно, изнеженно, доверчиво, связно.

Понаблюдайте, какие суффиксы пишутся на конце наречий.

Выводы : данные наречия образованы суффиксальным способом от прилагательных. На конце таких наречий пишется суффикс О.

Задание : прочитайте правило по учебнику и оцените ответы – выводы трех групп.

Составление алгоритма правила

« Суффиксы О — А в наречиях»

  1. Каким способом образовано наречие: приставочно-суффиксальным?

На конце наречий пиши О

б) приставочно – суффиксальным

ДО пиши А НА пиши О

Закрепление темы с помощью тренировочных упражнений.

а). Работа с упражнением 574.

Работа по вариантам: в течение одной минуты записать в тетрадях и на доске максимальное количество наречий, образованных: 1в. – с помощью суффикса -а; 2 в. – с помощью суффикса -о. В записанных словах выделить все морфемы (по одному представителю от каждой команды – у доски).

1 в. – слева, справа, снова, дочерна, досуха, издавна, дочиста (на раскладках)

2 в. – влево, вправо, налево, направо, начерно, насухо, начисто, заново.

Досыта, сгоряча, дотемна, извилисто, доходчиво, засветло, изнеженно.

Вновь обратимся к двум последним пословицам на доске и посмотрим, можно ли применить наше правило для них (проверка).

Работа с текстом.

— Посмотрим еще раз на все пословицы, записанные на доске. Прочитайте их еще раз и скажите, что их объединяет? (они говорят о разных качествах человека)

— О каких конкретно качествах идет речь? (ум, доброта, помощь, умение дружить, порядочность). Как вы думаете, без какого главного качества человека невозможны все остальные? Человек не может быть добрым, отзывчивым, порядочным, если у него нет – чего? – совести .

Итак, мы пришли к выводу, что среди разнообразных человеческих качеств не последнее место занимает совесть.

Рефлексия: оцените свою работу на уроке с помощью наречий.

Конспект урока по русскому языку на тему»Правописание наречий. Наречие с суффиксами»

Учитель: Жумагалиева Р. класс : 7 Дата: 17.02. 2016

Тема урока: Правописание наречий. Наречие с суффиксами

Цель урока: обобщение и систематизация учебной информациии по теме наречие

Задачи урока: научить учащихся применять полученные теоретические знания о наречии на практике при выполнении различных заданий, развивать навыки грамотного письма, проверить степень овладения умением правописания суффиксов в наречиях, совершенствовать творческие способности, формулировать свои суждения и высказывать их, учить критически мыслить, выделять главное,

воспитывать культуру общения в паре, уважение к чужому мнению; любовь к природе

Ожидаемые результаты: Научатся работать в группе,высказывать свои мысли,определять грамматические признаки наречия, сумеют находить наречие среди других частей речи , делать выводы, научатся самооцениванию и взаимооцениванию

Методы и приемы: Игра «Время круга», компьютерная презентация, прием»Логические цепочки», стратегия «Составь задание»,

Технология: технология сотрудничества, а также игровая.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная

Ресурсы: Учебник Русская речь 7 класс.Жанпеисова У.А.,интернет-ресурсы

Приветствие. Психологический настрой.»Облака» Перед вами на парте три облачка: оранжевое – „я готов активно работать на уроке‟; зеленое – „я не готов к активной работе, нет настроения‟; голубое – „средняя степень готовности, нейтральное настроение‟. Покажите, пожалуйста, то, которое соответствует вашему настроению сейчас.

Разминка «Время круга»

Цель: создание благоприятной атмосферы в классепроверка усвоение пройденной темы.

Деление на группы при помощи слов-наречий: хорошо, отлично, прекрасно

2. Переход к теме урока

Чтение стихотворения
Наш язык и скромен, и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Вспомнится наречие «светло»,
И увидишь – солнышко взошло.
Если скажешь ты: «Темно»,
Сразу вечер постучит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты,
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты: «Красиво»,
Пред тобою сразу вся Россия!

Вступительное слово учителя.

— Сегодня у нас урок необычный. Мы совершим путешествие в страну выученных уроков. Страны выученных уроков нет ни на одной карте, но она есть в вашем сердце, в вашей голове. Это знания, которые вы получаете на уроках и в жизни. У кого-то эта страна уже достаточно большая. В ней есть острова знаний, вершины успехов. А у кого-то пока она еще очень маленькая, но от вас зависит, какой она станет за 11 лет вашей школьной жизни. Сегодня мы совершим путешествие на один из островов ваших знаний, который носит название – Наречие.

— Когда человек отправляется в путешествие, он обязательно планирует свой маршрут. Давайте и мы запланируем, что нам необходимо повторить сегодня на уроке? — А еще мы запланируем одержать сегодня маленькую победу и почувствовать радость от успеха. Готовы отправиться в путь? Тогда вперед!

Путешествие по Острову Наречие.

Запишите тему нашего урока: Правописание наречий. Наречие с суффиксами

3. Сегодня мы совершим путешествие по острову «Наречие».

Задание 1. Теоритический причал.

Групповая работа. «Логические цепочки»

Задание 2. Грамматическая минутка . Назовите только наречия

труд, трудиться, трудно, трудовой, отдых, отдыхать, праздник, праздновать, старый, по – старому, празднично, левый, налево, рядом,

Формативное оценивание: словесное поощрение,

4. Долина заданий

Правописание наречий на -О,-А (правило)

1 группа
1. издавн… 4. влев… 7. изредк…
2. добел… 5. дополн… 8. дотемн…
3. снов… 6. накрепк… 9. сгоряч…

Быстро (медленно), близко (далеко), много (мало), плохо (хорошо)

Образуйте от прилагательных наречия. Выделите приставки и суффиксы

Хороший, дружный, справедливый, зимний, добрый.

5. Таинственная поляна

Ознакомление с теоретическим сведением

Задание работа с текстом

Когда-то в старом лесу жили Стрекоза и Муравей. Все лето Муравей заготавливал еду. Сломя голову бежал он на поле, до которого было рукой подать, и возвращался с какими-то зернами.
Соседка Стрекоза к зиме не готовилась. Она все пела что-нибудь, ходила куда-либо.
Наступили холода. Стрекоза увидела сытого Муравья и говорит:
— У тебя запасов накопилось, куры не клюют, а у меня их совсем нет.
Поделись-ка, дружочек!
А Муравей ей в ответ:
— Ты, соседка, все лето работала спустя рукава. Вот так и продолжай!

Найти в сказке фразеологизмы и подобрать к ним синонимы.
(сломя голову – быстро, рукой подать – близко, куры не клюют – много, спустя рукава – плохо)

2 группа Синтаксический разбор предложения.

Когда-то в старом лесу жили Стрекоза и Муравей

3 группа Составить предложения с наречиями

Физминутка « Глубоко мы все вздохнем,

Высоко поднимем руки,

Прогоним срочно лень и скуку.

Повернемся влево, вправо.

Отдохнули? Вот и славно!»

— Сколько наречий встретилось в тексте физкультминутки? (5).

6. Подведение итогов

Работа в паре. Составление теста из одного вопроса

Итак, все в сборе. Мы садимся в уютные каюты и обязательно оцениваем события дня. Это очень важная часть каждого нашего дня – понять, что он нам принес.

— какие эмоции испытали вы за время нашего путешествия?

— что показалось наиболее интересным? Наиболее трудным? Чему вы научились?

Учащиеся показывают выбранное облачко

(клеят на ватмане).

Образуются 3 группы по 4 ученика. Отвечают на вопросы.

Сильный ученик Орынбасаров Ердаулет читает стихотворение

Конспект урока по теме «Наречие. Правописание суффиксов»

Тема урока: Правописание гласных на конце наречий после шипящих.

Цель – создание ситуации, в ходе решения которой обучающиеся узнают о правописании суффиксов — о, е в наречиях после шипящей.

Планируемые результаты, на формирование которых направлена работа на данном уроке:

• Систематизировать знания учащихся о наречиях, как неизменяемой части речи;

• Формировать умения применять орфографические правила написания суффиксов в наречиях;

• Пополнить знания учащихся о наречиях;

• Совершенствовать умение проверять выполненную коллективную и самостоятельную работу.

• Познавательные: развивать общеучебные умения учащихся;

• Способствовать в ориентировке цели и задач урока, используемых средствах.

• Регулятивные: способствовать в постановке учебной задачи, ее сохранении, удержании, планировании учебных действий, рефлексии полученного результата, самоконтроле и самооценке своих действий.

• Развивать самостоятельность в суждениях и тактичного отстаивания своей точки зрения;

• Развивать внимание, память, наблюдательность, мышление;

• Развивать умения анализировать и систематизировать полученные знания.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Наречие. Правописание суффиксов»»

Урок по русскому языку в 4 классе по теме « Правописание суффиксов наречий после шипящих»

Тема урока: Правописание гласных на конце наречий после шипящих.

Тип урока: — урок решения частных задач.

Место урока в календарно-тематическом планировании – первый урок по заявленной теме.

Методы обучения: проблемный, исследовательский, практический

Цель – создание ситуации, в ходе решения которой обучающиеся узнают о правописании суффиксов — о, е в наречиях после шипящей.

Планируемые результаты, на формирование которых направлена работа на данном уроке:

• Систематизировать знания учащихся о наречиях, как неизменяемой части речи;

• Формировать умения применять орфографические правила написания суффиксов в наречиях;

• Пополнить знания учащихся о наречиях;

• Совершенствовать умение проверять выполненную коллективную и самостоятельную работу.

• Познавательные: развивать общеучебные умения учащихся;

• Способствовать в ориентировке цели и задач урока, используемых средствах.

• Регулятивные: способствовать в постановке учебной задачи, ее сохранении, удержании, планировании учебных действий, рефлексии полученного результата, самоконтроле и самооценке своих действий.

• Развивать самостоятельность в суждениях и тактичного отстаивания своей точки зрения;

• Развивать внимание, память, наблюдательность, мышление;

• Развивать умения анализировать и систематизировать полученные знания.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, схемы, учебник «Русский язык. 4 класс» (Полякова А.В. Развивающая система Л.В.Занкова)

Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

— Прозвенел уже звонок

2.Актуализация полученных ранее знаний

Цель: подготовить учащихся к последующим шагам в учебной деятельности;

-повторить материал предыдущих уроков;

— создать эмоциональный настрой учащихся.

— Послушайте, пожалуйста, красивое стихотворение. Подумайте, какие слова привлекли внимание автора.

Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «Кругом белым – бело!» —

И увидишь зимнее село.

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Ну, а если скажешь ты «красиво» —

Пред тобою сразу вся Россия!

— Какие слова помогли описать нашу Родину и выразить свою любовь к ней? Слайд

(Высоко, бело, красиво).

— Что объединяет эти слова?

— Как вы думаете, о словах какой части речи мы будем говорить на уроке? (наречие)

Приём «Корзина идей»

— Вспомните, что такое наречие.

(Учащиеся моделируют на доске графически все, что знают о наречиях)

— Вернёмся к нашему стихотворению. Выберите иллюстрацию, которая подходит к стихотворению. Почему вы так думаете? Слайд

— Красива природа нашей Родины в любое время года, а особенно зимой. Посмотрите еще раз на картину. Какие из записанных слов подходят для описания зимы?

— Давайте запишем их с комментированием.

(хол…дно, пр…хладно, мя…ко, ле..ко, т…пло)

-Что общего у записанных вами слов? (это наречия, образованы от прилагательных)

3. Постановка учебной задачи.

— Я предлагаю вам решить одну задачу. Слайд

Соберите слова: Б2А8В8 (неуклюже) и А6В3 (хорошо)


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temupravopisanie-narechiy-narechie-s-suffiksami-893939.html

http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/konspiekturokapotiemienariechiiepravopisaniiesuffiksov