Конспект урока правописание суффиксов прилагательных н нн

Конспект урока «Н-НН в суффиксах имен прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Целью урока «Н-НН в суффиксах имен прилагательных» является знакомство с правилами написания Н-НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных. Тип урока — изучение нового материала. Форма урока — урок-открытие.

Урок проводится с использованием интерактивной доски и элементами КМ-школы.

Основным видом деятельности на уроке являются рассуждения учащихся. Ребята рассуждают и на основе опорного материала, предложенного учителем, делают выводы и изучают новый материал. Учитель только подводит ребят к этим выводам.

Главное, чтобы вся деятельность на уроке соответствовала форме урока. Ученики постоянно должны делать открытия, пусть даже самые маленькие. Даже то, что учитель начинает урок с песенки, уже удивляет детей и является для них открытием.

Все задания достаточно нестандартны, что привлекает учащихся и вызывает интерес к уроку.

Закрепление изученного материала дифференцировано. Сильный ученик может поработать с КМ-тренажёром, слабым можно предложить карточки-перфокарты с самопроверкой, а все остальные могут выполнить интересное задание – «цветной» диктант. Данное задание не только заинтересует детей, но и позволяет учителю быстро проверить уровень усвоения темы в короткий срок.

Домой детям можно задать какое-нибудь необычное задание: сочинить сказку, стишок, придумать таблицу и т.д. по изученной теме.

Конспект урока «Правописание н и нн в суффиксах прилагательных»

Данную разработку можно использовать на уроках в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Правописание н и нн в суффиксах прилагательных»»

План конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Правописание букв н-нн в именах прилагательных»

Предмет: Русский язык

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Тема: «Правописание букв Н — НН в именах прилагательных».

1. Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора Н и НН в

именах прилагательных, выработать умение правописания Н и НН в

суффиксах прилагательных; формировать орфографическую зоркость.

2. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению,

умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать

творческие способности учащихся, умение учащихся самостоятельно добывать знания ,систематизировать и применять их на практике.

3. Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к Родине,

природе, чувство прекрасного, приобщать к музыке, живописи.

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной

деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель урока, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, умение вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата,

умение оценивать результаты работы.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассницей, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;

предметные УУД: формировать умение выбирать н-нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных,

умение использовать морфемно -словообразовательный анализ при выборе н или нн в отыменных прилагательных.

Оборудование: учебник, толковый словарь, компьютер, проектор, экран,

музыкальный фрагмент ( П. И. Чайковский «Лебединое озеро»),

репродукция картины М.Врубеля «Царевна-Лебедь».

1.Организация начала занятия

— Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом:

Именно сегодня я сделаю что-нибудь полезное.

Я не буду лентяем в умственном отношении.

Я выполню то, что требует усилия, размышления, сосредоточенности.

2.Мотивирование к учебной деятельности

— Ребята, как вы считаете, обязательно ли писать грамотно? Может, достаточно того, что мы умеем правильно говорить?

(чтение стихотворения «Кабутта»)

У Оли в тетрадке

Писала два утра,

Писала три утра,

Я вижу – написано

Может, это зверюшка из леса,

Не простая – в сапожки обута?

Или, может, Кабутта –

Это город на синем просторе?

Есть же город Одесса,

Там, где синее Черное море…

А за нею сестра.

Встречаю с тетрадкой сестру у

— Волшебное слово в тетрадке

Но мама подходит

И смотрит с улыбкой:

— ведь это «как будто»,

но только с ошибкой. –

так вот что такое

Ведь это простое

«Как будто», «как будто».

— Почему Олю не поняли?

— Важно ли быть грамотным? А что для этого необходимо делать?

1. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает… и отвечает на вопросы…

2. В предложении имена прилагательные бывают…

3. Основные способы словообразования имен прилагательных…

4. Чаще всего имена прилагательные образуются…

5. Сложные прилагательные пишутся…

3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Прочитайте ряды слов. Внимательно их рассмотрите. Сформулируйте к ним задание.

(Из каждого ряда необходимо исключить лишнее слово. Исключенные слова написать в 4-ую строку. Вставить пропущенные орфограммы, раскрыть скобки.)

1.трёх(этажный), осе..ий, серо(глазый);

2.юго(западный), серебр..ый, темно(зеленый);

3.русско(немецкий), древне(русский), утре..ий;

-Какое слово можно исключить из первого ряда, почему?

— Какое слово лишнее во втором ряду?

— Что можете сказать о третьем ряде слов?

4. Выявление места и причины затруднения.

— Прочитайте слова которые вы написали в четвертом ряду. Определите, к какой части речи они относятся.

— В какой части прилагательных пропущены орфограммы?

— А теперь сравните свои записи с правильным вариантом .

— Все ли правильно записали слова? Почему? Чего мы не знаем?

5.Построение проекта выхода из затруднения.

— Значит, какова тема нашего урока?

— Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные слова на доске..

6.Реализация построенного проекта.

-Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут предположения о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных?

— Вспомните, в какой морфеме находится орфограмма?

— От каких частей речи образованы прилагательные?

— С помощью каких суффиксов? Что Вы заметили?

— Обратимся к учебнику, страница 177.

А теперь, используя материал учебника ,сформулируйте правило

о правописании Н, НН в суффиксах прилагательных.

Назовите слова-исключения. Почему они являются исключениями?

7.Первичное закрепление с проговариванием.

-Как Вы будете действовать, чтобы без ошибок писать эти слова? Составим алгоритм наших действий.

А) От данных существительных образуйте прилагательные. Обоснуйте выбор Н или НН в суффиксах:

-Каково лексическое значение слова «ЛЕБЕДЬ»?

Обратимся к толковому словарю.

— К какому роду относится это слово?

— А вот в поэзии и фольклоре это слово употребляется в женском роде. Вспомните сказку А. С. Пушкина.

Снова князь у моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь – по верх текучих вод

Лебедь белая плывет…

(Звучит отрывок из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро». На его фоне звучат слова.)

Чудесная сила слов ЛЕБЕДЬ, ЛЕБЕДИНАЯ не раз вдохновляла поэтов, художников, композиторов на создание прекрасных произведений. Вы слышите божественную музыку из произведения П.И.Чайковского «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО»

На доске репродукция картины М. Врубеля «ЦАРЕВНА- ЛЕБЕДЬ». Посмотрите на прекрасное изображение этой птицы .

Б) Правило выбора Н и НН распространяется как на полные прилагательные, так на краткие формы.

— Образуйте краткую форму всех трех родов от прилагательных:

-Обратите внимание на написание Н и НН в кратких формах женского и среднего рода (в них сохраняется столько Н, сколько их пишется в полной форме).

— Подберите синонимы и антонимы к слову РУМЯНЫЙ

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Упражнение 414 .По указанным моделям образовать имена прилагательные (по 4 слова из каждой группы).

-Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу своей одноклассницы.

10. Включение в систему знаний и повторение .

Напишите в тетради в одну строку цифры от 1 до 10. Я буду читать вам слова на изученную орфограмму, но записывать их не нужно, под каждой цифрой вы напишите

Н или НН, в зависимости от того, сколько их в слове.

Оловянный, дровяной, муравьиный, торжественный, даль туманна, юный, ветреный, старинный, песчаный, дивизионный.

— Поставь себе оценку:

Свет луны серебряный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя,

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

— Какова основная мысль этого предложения?

— Объясните лексическое значение слова «отчий».

— Объясните правописание выделенных слов.

Работа с учебником. Упражнение 417(2).Преобразовать каждое словосочетание по образцу: изделие из дерева -деревянное изделие

10. Рефлексия деятельности.

— Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее?

— Расскажите о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных?

— От чего образуются рассматриваемые нами прилагательные?

— Сколько Н вы будете писать в краткой форме прилагательных?

Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения:

Могу похвалить себя и свою одноклассницу за…

11. Задание на дом

Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания:

Конспект урока «Н и НН в суффиксах прилагательных» (6 класс)

разработка урока русского языка в 6 классе.

Тема : «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных ».

Тип урока: урок — исследование с применением игровых форм .

Цели урока: учащиеся научатся писать прилагательные с Н и НН в суффиксах

Познакомить обучающихся с орфограммой, научить применять полученные знания при написании данных слов.

Сформировать представление о лексических группах слов, которые имеют суффиксы –ан-,-ян-, -ин-, -н-, -онн-, -енн-.

Повторить сведения о прилагательном, о тексте. Закрепить умения словообразовательного и орфографического разбора.

Формировать умение самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе, словарям.

Развивать у обучающихся мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация.

Формировать интерес к предмету в ходе освоения лингвистического материала, стремление овладевать богатством русской речи.

Воспитывать личность школьников, развивающих разные виды своей компетентности (лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой, правописной).

Операционно – исполнительский этап урока.

Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы исследования.

Блиц – опрос. « Подскажи словечко ».

— Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой, какая, чей называется __( прилагательное ).

— Прилагательные согласуются ____ ( с существительными ).

— Правописание окончаний прилагательных следует проверять ____( по вопросу ).

— По значению прилагательные делятся на __ ( качественные, относительные, притяжательные ).

— Прилагательные имеют две формы ___( полную и краткую ).

— Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную _________( степени сравнения ).

— Самый распространённый способ образования прилагательных _

Какие суффиксы прилагательных вы знаете? (- еньк-, -оват-, -н-, -ист-, -чив-, -лив-, -онн-, -енн-, -ан-, -ян- )

Правописание суффиксов прилагательных часто вызывает сложности, поэтому сегодня я вам предлагаю совершить путешествие в город Грамотеев. Надеюсь, что мы успешно доберёмся до него и все станем настоящими грамотеями.

Каждый из вас получит « маршрутный лист». На каждой станции вам предстоит выполнить задание и результат занести в «маршрутный лист». Чем больше баллов вы наберёте, тем больше у нас шансов добраться до конечной станции.

Итак, наше путешествие начинается. В добрый путь!

Мы отправляемся с первой станции, которая называется « Исследовательская ».

Выдвижение гипотез обучающимися на основе исследования материалов для наблюдения.

1. Станция « Исследовательская ».

Материалы для наблюдения:

Задания для анализа предложенного словарного ряда:

Выделите суффиксы прилагательных.

Какие значения имеют эти суффиксы?

Какой суффикс всегда ударный?

В чём сложности правописания этих суффиксов?

Сравните слова в столбиках.

Сформулируйте тему урока. Запишите её . Проверьте себя на станции « Теоретическая » и по материалам учебника (страницы 100, 101, 102 ).

Оценивается участие в обсуждении, результаты школьники заносят в «маршрутный лист».

Самопроверка гипотезы обучающимися .

2. Станция « Теоретическая ».

2). Лебедь – лебединый

2). Государство – государственный

Проанализируйте приведённые в таблице примеры, самостоятельно сформулируйте правило. Проверим себя:

-НН- в суффиксах прилагательных пишется:

1. на стыке образующей основы на –Н- и суффикса –Н-;

2. в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН- и –ЕНН-. Исключения: ветреный, свиной, юный.

-Н- пишется в прилагательных:

1. с суффиксами –АН-,-ЯН-;

2. с суффиксом –ИН-. Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

Обучающиеся сравнивают собственные выводы с теоретическими материалами, обращаются к учебнику, составляют опорный конспект в тетрадях, затем проверяют себя по образцу:

1. основа на –Н- + суффикс –Н-

исключения: свиной, юный

2. суффиксы –ОНН- и –ЕНН-

2. суффиксы –АН-, -ЯН-

Обучающиеся оценивают свою деятельность на станции «Теоретическая», заносят результаты в «маршрутный лист».

III. Оценочно –рефлексивный этап.

Применение новых знаний в практической учебной деятельности .

3. Станция « Практическая ».

Здесь вы можете проверить свои умения применять правило на письме. Вам предлагается выбрать задание первого или второго уровня и выполнить его в тетради. Время выполнения заданий — 3 минуты .

Задания 1 уровня

Задания 2 уровня

Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы

а). утр..ий, мыши..ый, кури..ый;

б). кожа..ый, пламе..ый, оловя..ый;

в). жестя..ой, це..ый, дли..ый.

Образуйте прилагательные от существительных, объясните графически выбор –Н- и –НН-

а).береста, чугун, глина, клюква;

б). лимон, кость, кухня, телефон;

в).журавль, петух, дерево, серебро.

Оцените свои работы по пятибалльной системе, результат занесите в «маршрутный лист».

4. Станция « Игровая ».

Устно вставьте пропущенные буквы и найдите «четвёртое лишнее », запишите эти слова в тетрадь.

А). ржа..ой, волося..ой, зелё..ый, тыкве..ый;

Б). обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый, безветре..ый;

В). пчели..ый, муравьи..ый, со..ый, лебеди..ый.

Проверка правильности выполнения задания .

Оценка — 1 балл за правильный ответ . Обучающиеся заносят результаты в «маршрутные листы».

Самооценка усвоения учебного материала

5. Станция « Тестовая ».

Выполните тест и запишите в тетради букву, обозначающую строку верного ответа.

Отметьте строку, в которой все прилагательные имеют суффикс –ЕНН-

А). песенный, безветренный, бритвенный;

Б). болезненный, клюквенный, фирменный;

В). именной, производственный, тыквенный.

Самопроверка. Оценка – 1 балл. Заполнение «маршрутных листов».

6. Станция « Творческая ».

Познакомьтесь с историей хризантемы. Прочитайте текст и выполните задания

Мало кого уже уд..вляющее слово « хризантема » в переводе с древн.. греческого звучит как « золотой цветок ». В странах востока с этим р..стением связывают и ( не)обыкновенную радость, и истинную печаль, и глубочайш.. скор..ь.

Одно из преданий ст..рины рассказывает, что в третьем веке до нашей эры император без сердца, без жалости узнал о существовании цветка (не)земной, божественной красоты, который рос на одном из островов, хранящих множество тайн. Мудрец.. говорили, что из этого растения можно было приготовить чудесный на вкус эликсир, помогающий и..бавиться от (не)излечимых болезней и уйти от смерти без врем..ни. Но только искренний человек мог прик..снуться к цветку с чудесным действием.

Триста доблес (?)ных юношей и прекрас(?)ных девушек отправились за сокровищем, не имеющим цены. Но могущественному императору так и не удалось дождат(?)ся возвращения смельчаков.

На островах возникло новое государство – Япония. На гербе этой страны и сегодня шестнадцативековая золотая хризантема.

Задания для анализа текста:

Докажите, что перед вами текст.

К какому типу речи относится данный текст? Придумайте заголовок .

3. Объясните лексическое значение выделенных слов. ( Проверьте себя по словарю ). Оценивается участие в обсуждении.

Выполните задание ЗСП со словами предание, рассказывает

( на доске ).Оцениваются работающие ученики.

Выпишите из текста слова с пропусками и назовите орфограммы.

Оцените свои работы по пятибалльной системе, результат занесите в « маршрутный лист».

6. Объясните постановку знака препинания в предпоследнем предложении.

7. Сколько в тексте прилагательных с орфограммой « Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных »? Оценка – 1 балл.

8. Назовите в этих прилагательных суффиксы, объясните их правописание.

9. Замените подчёркнутые словосочетания синонимичными.

Слова для проверки:

Предание старины – старинное предание

Остров, хранящий тайну – таинственный остров

Смерть без времени – безвременная смерть

Цветок с чудесным действием — чудодейственный цветок

Сокровище, не имеющее цены – бесценное сокровище.

10. Выполните творческую работу.

Вставьте вместо пропусков подходящие по смыслу прилагательные с Н и НН и познакомьтесь с ещё одной версией истории хризантемы.

По другой легенде, родиной этого _______________________ растения является Китай. Китайцы уверены в своей_______________________ правоте. Они назвали в честь хризантемы девятый месяц года. По _____________________ преданию, _____________ человек, не побоявшийся сорвать в девятый день девятого месяца ________________ цветок хризантемы, обретает бессмертие.

Слова для вставки: необыкновенного, истинной, подлинной, старинному, мужественный, бесценный, таинственный.

Выводы по результатам исследовательской работы.

Подведём итоги. Ответьте на вопросы:

С какой новой орфограммой вы сегодня познакомились?

Расскажите о правописании- Н- и –НН- в прилагательных (кратко).

С какими орфограммами вам ещё пришлось работать в течение урока?

Какие пунктограммы пришлось вспомнить при выполнении заданий?

Сведения из каких разделов науки о языке вам пригодились на уроке?

Обучающиеся отвечают на вопросы, обобщают изученное, делают выводы, оценивают своё участие в этом обсуждении и заполняют «маршрутные листы».

Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие в город Грамотеев. Все мы достигли поставленной цели.

Самооценка результативности учебного занятия.

А теперь посчитаем количество баллов в « маршрутных листах».

Поздравим знатоков русского языка.

IV . Домашнее задание: упр. 227, объяснение задания учителем .

Предполагаемые результаты обучения:

Обучающиеся должны научиться осмысливать значение изученных суффиксов, дифференцировать их и сознательно употреблять при письме соответствующие слова.

Слабоусвоенный материал отрабатывается через каждодневные упражнения.

Информация о методической ценности материала.

Данный урок проводится по учебно –методическому комплексу по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской, построенном на основных принципах системы развивающего обучения. Поэтому он основывается на осознанных знаниях школьников, а не на механическом заучивании правил. Ни один теоретический вывод не даётся авторами учебника в готовом виде, этому предшествуют задания: вспомните, сравните, понаблюдайте, подумайте. Поэтому мною выбран такой тип урока, как путешествие — исследование, а в результате учебной деятельности на занятии школьники сами « открывают» новую тему, отслеживают усвоение материала, делают выводы. Задания построены по принципу усложнения, а дифференциация их по уровню сложности позволяет создать на уроке «ситуацию успеха». Ведь творчество обучающихся проявляется в умении осуществлять нешаблонные действия, в умении ставить новые цели, осуществлять контроль и оценку собственных знаний, планировать свои действия.

Ученики должны не получать готовые знания, а уметь работать со справочным материалами и различными словарями. В приложениях учебника даются словарики ( толковый, орфоэпический, синонимов, антонимов

и т.д.). «Словарик значения морфем» позволяет увидеть системность языковых явлений, понять внутренние связи языковых фактов.

Отдельно хотелось бы отметить задание ЗСП. Слова предлагается рассмотреть по трём критериям: значение, строение, правописание. Эти задания дают возможность учащимся увидеть связь орфографических норм с лексикой, этимологией, морфемикой и словообразованием, что можно назвать комплексным разбором слова.

Большое значение для формирования различных компетентностей у школьников имеет работа с текстом, к которому предлагается выполнить ряд заданий, что помогает повторить и закрепить уже изученный материал, обратиться к отработке новых знаний, увидеть целостность текста, поработать с его речевыми особенностями. Эта работа важна для подготовки к сдаче экзаменов в новой форме.

Правописание суффиксов с -Н—НН- в именах прилагательных является новой для учащихся 6 класса темой. Прежде всего, ученики должны осознать, что речь идёт об именах прилагательных, которые образованы от существительных. Это важно учитывать: вскоре будет изучаться причастие и необходимо, чтобы эти классы слов чётко различались, поскольку употребление одной или двух букв Н в указанных словах регламентируется разными правилами орфографии.

Работа идёт сразу со всеми суффиксами с привлечением возможно большего количества слов.

Трудность в написании этих слов связана с тем, что происходит замещение одного суффикса другим, поэтому основным способом обучения является семантическая ориентация.

Конечно, отработка правильного написания данной орфограммы не ограничивается только несколькими уроками, она требует системного подхода. Но если учебный материал хорошо усваивается на первых занятиях, то обычно ученики впоследствии легко находят прилагательные с изученными суффиксами и верно пишут такие слова.

По результатам диагностики имею следующие результаты усвоения орфограммы «Правописание- Н—НН- в суффиксах прилагательных» по итогам нескольких проверочных работ:

Количество обучающихся, выполнявших работу

Количество обучающихся, не допустивших ошибок


источники:

http://multiurok.ru/index.php/files/konspekt-uroka-pravopisanie-n-i-nn-v-suffiksakh-pr.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-n-i-nn-v-suffiksah-prilagatelnih-klass-680755.html