Конспект урока правописание существительных

Конспект урока правописание существительных

В настоящем конспекте рассматриваются орфограммы 1, 2, 3.
К конспектам остальных орфограмм можно перейти по ссылкам ниже.

1. Правописание существительных в родительном падеже множественного числа

Существительные женского рода на -ия, -ья и среднего рода на -ие, -ье имеют в род. п. мн. ч. на конце основы -ий;
в род. п. мн. ч. существительных на -ня после -ен, не пишется ь, если перед -ня стоит согласная;
в род. п. мн. ч. существительных с основой на шипящую не пишется ь.

Запомните написание окончаний некоторых существительных в родительном падеже множественного числа.

башкиры — башкир: болгар, туркмен, бурят, цыган, осетин;
числа — чисел: кресел, брёвен, полотен, рёбер, ядер, денег, свадеб;
киргизы — киргизов: казаков, казахов, узбеков, таджиков, французов, якутов;
болотца — болотцев: кружевцев, копытцев, корытцев;
ремешки — ремешков: носков;
валенки — валенок: сапог, чулок, ботинок;
лимоны — лимонов: апельсинов, баклажанов, мандаринов, помидоров, томатов, бананов;
вольты — вольт: ампер, микрон, аршин;
окошки — окошек: зёрнышек, пёрышек;
брызги — брызг: брюк, бус, каникул;
потёмки — потёмок: носилок, салазок;
войска — войск: яблок, груш;
одеяльца — одеялец: полотенец, блюдец;
ставни — ставен: басен, песен, домен;
ступни — ступней: западней, ноздрей;
кегля — кеглей: саклей, распрей;
вафли — вафель: туфель, оглобель;
будни — будней: клещей, яслей;
дрожжи — дрожжей: людей, отрубей, саней.

Конспект урока по русскому языку в 10 классе на тему:»Правописание имен существительных».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 10 классе на тему:»Правописание имен существительных».»

Конспект урока № 35 в 10 классе по русскому языку от 15.01.2020 г.

Тема урока: Правописание имен существительных. Словарный диктант №1.

изучение правописания имен существительных;

развивать общие умения коммуникации, навыки коллективного труда, нормы социальной жизни;

воспитывать чувство уважения к чужому мнению, доброжелательность и уважение друг к другу, самостоятельность, ответственность за результат.

Оборудование: фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», карточки ВОЗ, тренажа, контрольные вопросы, тест, карточки с домашним заданием.

Тип урока: комбинированный.

Знать: правила написания суффиксов существительных, словарные слова.

Уметь: применять на практике полученные знания.

Организационный момент. Приветствие учителя.

Ребята, мы продолжаем тренироваться в умении правильно применять полученные знания на практике. Каждый из вас уже знает несколько орфограмм. Но на наших уроках мы учимся не только орфографическим правилам, но и умению говорить так, чтобы тебя поняли, объяснять, слушать с пониманием, задать вежливо вопрос, если что-то непонятно.

1. Над каким модулем мы работаем?

2. Какие орфограммы изучаем?

3. Какую цель поставим перед собой на урок?

Цель: изучить правила правописания имен существительных и научиться применять знания на практике.

2 (непроизносимые и сомнительные согласные)

Рекламное агентство, аспирантская ставка, безжалостный преступник, безучастный взгляд, безыскусный рассказ, бескорыстная помощь, беспристрастный судья, бессловесная тварь, бессовестный торгаш, бесстрастное повествование, бесчинствовать на улицах, блеснуть в воде, високосный год, впрыснуть лекарство, всечасно заявлять, гнилостный запах болот, декадентское направление, добросовестный помощник, должностное преступление, дощатый пол, закоснелый ретроград, захолустное место, злостный неплательщик, интеллигентский взгляд, кандидатский минимум, комендантский час, крупитчатый пирог, ландшафтный дизайн, милая наперсница, прийти в неистовство, объездчик путей, ударить в отместку, парламентский вестник, постные блюда, каллиграфический почерк, претендент на руку, создавать прецедент, редкостный мерзавец, участвовать в туристском походе, шествовать по площади, подавать яства, сводчатый потолок, сумасшедший ровесник, словесная перепалка.

2. Получение новых знаний и закрепление.

Работа по методике «Взаимообмен заданиями».

Продолжим работать по методике ВОЗ. Кто напомнит, как нужно работать по данной методике?

Каждый ученик выполняет задания своей карточки. Затем происходит взаимообмен.

Методическая разработка. Конспект урока на тему: «Имя существительное. Правописание окончаний имен существительных».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПОДМОСКОВНЫЙ КОЛЛЕДЖ «ЭНЕРГИЯ»

УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Имя существительное. Правописание окончаний имен существительных.

русского языка и литературы

Тема урока: Имя существительное. Правописание окончаний имен существительных.

Дата проведения урока: 24. 12. 2014

закрепить имеющиеся знания об имени существительном как части речи;

систематизировать и обобщить правила правописания падежных окончаний имен существительных;

совершенствовать орфографические умения и навыки правописания безударных окончаний существительных с целью подготовки к ЕГЭ.

развивать умения логически мыслить, анализировать, выделять главное, делать выводы;

развивать различные виды внимания;

совершенствовать умения аккуратно и грамотно писать в тетради;

формировать навыки самостоятельной деятельности обучающихся.

воспитывать учебно-познавательную активность студентов;

формировать познавательный интерес к предмету, активность, самостоятельность суждений;

воспитывать чувство доброжелательности, взаимной помощи, внимания друг к другу.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков; интегрированный урок применения знаний на практике.

Технологии, применяемые на уроке: технология развивающего обучения с элементами ИКТ, личностно-ориентированное технология (разноуровневое обучение), технология работы в группах.

Оборудование урока: компьютер (моноблок), мультимедийный проектор, презентация «Правописание имен существительных», дидактический материал: карточки с разноуровневым заданием, учебник «Русский язык. 10-11 классы», под ред. Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб.пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 1999.

Гольцова Н.Г., Шамнин И.В. Русский язык. 10-11 классы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004.

Коновалова Л.Ф. Русский язык. Упражнения и тесты для подготовки к ЕГЭ. – М.: Айрис-пресс, 2007.

Кудинова Т.А. Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку. Тестирование. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2005.

Русский язык. 10-11 классы. Учебник. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А.

1. Организационный момент.(2 минуты).

Фронтальный опрос. Актуализация знаний об имени существительном (5 минут).

Объяснение новой темы. Показ презентации. (8 минут).

3.1. Правописание окончаний Е и И в падежных формах единственного числа.

3.2. Правописание окончаний русских, иностранных фамилий и названий населенных пунктов на –ИН,-ЫН,-ОВ,-ЕВ в творительном падеже.

Закрепление темы урока. Отработка алгоритма проверки написания окончаний существительных.

4.1. Работа с учебником. Упражнение № 199 , стр. 35, 1-я часть. (7 минут).

4.2. Письменная работа. Работа в группах.(8 минут).

4.3. Орфографическая работа (индивидуальная работа с карточками) Дифференцированная письменная раб о та. (10 минут).

5. Работа над культурой речи учащихся. (2 минут).

6.Подведение итогов проведенной работы. Выставление оценок учащимся. (2 минуты).

1. Организационный момент. Приветствие. Проверка посещаемости.

Актуализация знаний. Обобщение изученного об имени существительном.

Фронтальный опрос. — Что такое им существительное?

Имя существительное — часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Предметом в грамматике называется всё то, о чем можно спросить кто это? что это?
По значению имена существительные делятся на собственные и нарицательные , одушевленные и неодушевленные .
Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду.
Имена существительные по родам не изменяются.

Имена существительные изменяются по падежам и по числам.
Начальная форма имени существительного — именительный падеж единственного числа.
В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащим и дополнением, а также несогласованным определением, приложением, обстоятельством и именной частью составного сказуемого.

— Что вы можете сказать о склонении имён существительных.

Склонение — это изменение слов различных частей речи (имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, причастий) по падежам и числам. Имена существительные в русском языке имеют три основных типа склонения, которые отражены в таблице ниже.

Комментарии к 1 слайду.

Правописание падежных окончаний имен существительных зависит от склонения существительного:

— к 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями –А, -Я (лампа, юноша);

— ко 2 склонению – существительные среднего рода с окончаниями –О, -Е и существительные мужского рода с нулевым окончанием (окно, море, врач);

— к 3 склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце и нулевым окончанием (рожь, дочь).

3. Объяснение новой темы. Показ презентации.

3.1. Правописание окончаний Е и И в падежных формах единственного числа.

Комментарии ко 2 слайду.

Сложность при написании безударных окончаний существительных возникает, если существительное стоит в форме родительного, дательного и предложного падежей. У существительных 3 склонения в данных падежах окончание –И, у существительных 1 склонения в родительном падеже – И, во всех остальных падежах – Е.

Для подтверждения этой мысли давайте устно просклоняем слова земля, страна, конь, глушь.

А сейчас самостоятельно устно просклоняйте существительные поляна, ясень, площадь и письменно яблоня, фестиваль, гавань.

( О земле, а поляне, о ясени, о коне, о яблоне, о фестивале, о гавани ).

Комментарии к 3 слайду.

Следует запомнить отдельную группу слов:

10 разносклоняемых существительных на – МЯ (племя, пламя, знамя, время, имя, семя, темя, стремя, вымя, бремя ) и существительное ПУТЬ, которые в родительном, дательном, предложном падежах имеют окончание – И.

Для существительных, оканчивающихся на – ИЙ, — ИЯ, -ИЕ, правило такое: если на конце существительных предпоследняя буква –И, то и последняя буква – И (т.е. ИИ). Исключение : на остриЕ.

Комментарии к 4 слайду.

Следует различать параллельные формы собственных имен типа Мария – Марья, существительных среднего рода в художественной литературе (сражение – сраженье). Они имеют разные окончания в дательном и предложном падежах (о МариИ – о МарьЕ, в сражениИ – в сраженьЕ). Исключение: в забытьИ.

Вывод. Чтобы не ошибиться в выборе в выборе Е или И в падежных окончаниях существительных единственного числа, необходимо запомнить:

поставить существительное в начальную форму (ед.ч. Им. п.), выделить окончание;

определить склонение существительного;

определить падеж, вспомнить окончание существительного в данном падеже;

помнить о склонении отдельной группы существительных.

Отработка алгоритма проверки.

А теперь мы проверим, как вы запомнили это правило.

Определите, какую гласную надо писать в окончании:

возле дороги, по дороге, у деревни

в деревне, на ёлке, на ели

в тетрадке, о тетради, на площадке

на площади, погоны на кителе, ноты на рояле

в постельке, на постели, в пустыне

на пустоши, на лекции, в аудитории

был на лечении, в санатории, в пути

3.2. Правописание окончаний русских, иностранных фамилий и названий населенных пунктов на –ИН,-ЫН,-ОВ,-ЕВ в творительном падеже.

Комментарии к 5 слайду.

Русские фамилии сохранили окончания прилагательных (Бородинымдобрым), а географические названия приобрели окончания существительных (Бородиномстолом).

Неславянские фамилии в творительном падеже пишутся с окончанием -ом: Дарвином, Чаплином.

Образуйте форму творительного падежа.

Петя Бородин — село Бородино;

Николай Ростов — город Ростов;

Иван Кольчугин — село Кольчугино;

Сергей Пекарев — село Пекарево.

(Петей Бородиным — селом Бородином;

Николаем Ростовым — городом Ростовом;

Иваном Кольчугиным — селом Кольчугином;

Сергеем Пекаревым — селом Пекаревом.)

4.Закрепление темы урока.

Отработка алгоритма проверки написания окончаний существительных.

4.1. Работа с учебником.

Упражнение № 199 , стр. 35, 1-я часть.

1-я часть. 1) Сообщить о постановке (1-е скл., пред. пад.) пьесы (1-скл., род. пад.). говорить о пьесе (1-е скл., пред. пад.) и времени ее постановки (1-е скл., род. пад.). 2) Быть на открытии (2-е скл., пред. пад.) выставки (1-е скл., род. пад.). Рассказать о выставке (1-е скл., пред. пад.) и ее открытии (2-е скл., пред. пад:). 3) Присутствовать при беседе (1-е скл., пред. пад.) участницы (1-е скл., род. пад.) экспедиции (1-скл., род. пад.). Обратиться к участнице (1-е скл., дат. пад.) экспедиции (1-е скл, род, пад.) с вопросом. 4) Подниматься по лестнице (1-е скл., дат. пад.) башни (1-е скл., род. пад.). Побывать в башне (1-е скл., пред. пад.) крепости (3-е скл., род. пад.). 5) Подойти к окраине (1-е скл., дат. пад.) деревни (1-е скл., род. пад.). Гостить в деревне (1-е скл., пред. пад.). 6) Жить в гостинице (1-е скл., пред. пад:). Читать на веранде (1-е скл., пред, пад:) гостиницы (1-е скл., род. пад.). Уйти с веранды (1-е скл., род. пад.). 7) Лечиться в амбулатории (1-е скл., пред. пад.) при больнице (1-е скл., дат. пад.). Выписаться из больницы (1-е скл., род. пад.). 8) Встретиться на лекции (1 скл., пред. пад.) в музее (2скл., пред. пад.).

4.2. Письменная работа. Работа в группах по 2 человека.

Объяснить графически правописание гласных в окончаниях имен существительных.

Писать в тетрадкЕ – чертить в тетрадИ (необходимо различать окончания однокоренных существительных, относящихся к разным склонениям), говорить о воспитаниИ (-ИЕ), идти от деревнИ (1скл.Р.п.) к деревнЕ (Д.п.), о русском пейзаже (2 скл.), деревья в инеЕ (2 скл.), в пламенИ (на –МЯ) костра, приехали к ЛидиИ (на –МЯ) ПетровнЕ (1скл.Д.п.) (обратить внимание на то, что имена и отчества, стоящие рядом, могут иметь разные окончания), спросили о МарьЕ (1скл.П.п.) ДмитриевнЕ (1скл.П.п.).

Обмен тетрадями с соседом по парте, проверка заданий.

4.3. Орфографическая работа (индивидуальная работа с карточками) Дифференцированная письменная работа (см. дидактический материал).

1). Для тех учащихся, кто занимается на «4», и «5»- творческое задание (вариант 3).

2). Остальные по вариантам выполняют работу по карточкам (номер карточки соответствует номеру варианта ).

Правописание падежных окончаний имен существительных

Вставить пропущенные буквы, графически объяснить выбор окончания.

Сидел на верхней ступеньк…, спустился с нижней ступен…, был на собрани…, гулять по алле…, жить под городом Пушкин…м, встретились на выставк…, росли у опушк…, присутствовать на спектакл…, подойти к нян…, на ветк… сирен…, отдать Евдоки… Петровн….

Запишите слова, поставив их в форму творительного падежа .

Александр Сергеевич Пушкин, город Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, город Лермонтов, Лисицын, село Калинино, Фолкнер, Стивенсон, Мопассан, Диккенс.

Вставить пропущенные буквы, графически объяснить выбор окончания.

Спрятаться в транше…, статья о геро…, купаться в проруб…, расти на суш…, жить в роскош…, обратиться к Натали… Евгениевн…, прочитать о певиц…, сидеть на ветк. на нижней ветв…, роман написан Стивенсон…м, расположить по вертикал…, находиться на лекци… , выдать пропуск… .

Запишите слова, поставив их в форму творительного падежа .

Антон Чехов, Джек Лондон, город Гурьев, Юрий Гагарин, город Гагарин, поле Куликово, село Бородино.

Составить связный текст (до 10 предложений), включив в предложения данные слова, употребив их или в родительном, или в дательном, или в предложном падеже: армия, шинель, погоны, миссия, клятва, училище, мужество, путь, имя, площадь, знамя.

5. Работа над культурой речи учащихся . Обратите внимание на форму слова человечишка.

— К какому склонению отнесём это слово? А слово человек? Как вы определяли тип склонения? (По окончанию, 1 и 2.)

— Скажите, пожалуйста, а какое окончание будет у множественного числа слова человек? Можно сказать человека.

Формы люди, людей, людям и т. д. раньше были формами мн. числа суще ствительного людъ «человек», которое известно и до сих пор в некоторых диалектах русского и других славянских языков. От собирательного людъ или людъ в древнерусском языке было образовано единичное людин «человек», сохранившееся как часть существительного простолюдин.

Соотношение человеклюди окончательно оформилось в русском языке сравнительно недавно. Старые формы мн. числа слова человек хорошо известны книжному языку XVIII в. Единичные формы человеков, человеками мы находим еще у Пушкина.

6. Подведение итогов проведенной работы. Выставление оценок студентам .

Выводы урока: Итак, чему же мы научились и что повторили на сегодняшнем уроке?

Повторили правописание гласных е\и в падежных окончаниях существительных.

Потренировались в образовании форм родительного и творительного падежей некоторых существительных.

Домашнее задание: инструктаж по выполнению самоподготовки.

Теория (правописание падежных окончаний имен существительных), учить правила (конспект) урока; упражнение 201, стр.136 (графически объяснить).

Подведение итогов урока, выставление оценок.


источники:

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-10-klasse-na-2.html

http://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-konspekt-uroka-na-temu-imya-suschestvitelnoe-pravopisanie-okonchaniy-imen-suschestvitelnih-266474.html