Конспект урока правописание существительных 3 склонения

Конспект урока Научный текст. Правописание окончаний существительных 3 склонения.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Предмет: русский язык

Тема урока: Научный текст. Правописание окончаний существительных 3 склонения.

ü Предметные — Уметь правильно писать безударные окончания существительных в единственном числе 1 и 2 склонения, определять склонение, число, падеж.

ü Личностные — развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству;

Тип урока: получение новых знаний

Оборудование: учебник; презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
nauchnyy_tekst._pravopisanie_okonchaniy_sushchestvitelnyh_3_skloneniya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Тема урока: Научный текст. Правописание окончаний существительных 3 склонения.

  • Предметные — Уметь правильно писать безударные окончания существительных в единственном числе 1 и 2 склонения, определять склонение, число, падеж .
  • Личностные — развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству;

Тип урока: получение новых знаний

Оборудование: учебник; презентация

Методы и приемы

Содержание урока. Деятельность учителя

Планируемые результаты (УУД)

Здравствуйте, ребята, садитесь!

структурное планирование учебной деятельности (постановка целей);

Откройте тетради и запишите число классная работа.

Работа по карточкам

с_л_ма м_л_ток д_р_га с_л_вей

м_г_зин п_года _гурец м_тро П_нгвин

Килогра(м/мм), ми(л/лл)ион, то(н/нн)а, Гра(м/мм)тика, то(н/нн)а, телегра(м/ма)а.

Как вы думаете какое из этих слов было лишним? (Пингвин) Почему? (Мы его не изучали)О чем будем говорить на уроке? (О пингвинах).Откройте Ч. 2 на С. 76 прочитайте тему урока. Сформулируйте цели.

Отвечают на вопросы

Вставляют проп. буквы, определяют склонение

Ставят цели на урок

К: Развивать умение слушать и понимать. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме.

Изучение нового материала

научный метод познания;

Откройте С. 79 и прочитайте задание к упр. 33 (Ч.2)
(работают с текстом Г. Снегирёва К морю).
Какой автор человек? (Наблюдательный)

Докажите свою точку зрения?(подтверждается тем, как подробно он описывает движения пингвинов, их возгласы, манеру нырять за пищей. то есть практически любой фрагмент текста говорит о наблюдательности автора.) а еще какой автор? Я подобрала такие слова. Cл. (Любознательный, творческий, трудолюбивый)

Найдите в тексте как выглядят пингвины? (Не указано)

А представьте, где они живут?

Понятно ли из текста, чем питаются пингвины? (из этого текста нельзя узнать, как выглядят пингвины, но можно представить, где они живут, и понять, чем питаются).

Какой это текст?
(в этом тексте сведений для научного доклада недостаточно, это текст художественный, а не научный). Найдите выражения, которых не может быть в научном тексте? ( Молча идут они, все в ногу, серьёзные ; Придут пингвины на крутой берег, посмотрят вниз и загалдят: высоко, страшно!; Задние на передних напирают, ругаются: надо прыгать!

Как автор относится к пингвинам? (автор относится к пингвинам почти как к людям). Где заключается тема текста? (Тема выражена в его названии)

Докажите почему это текст-повествование? (в нем нет подробного описания пингвинов, а есть последовательный рассказ об их действиях). Молодцы!

Теперь найдите упр. 34, что нужно сделать?

Что заметили из текста? (что текст содержит всю главную информацию о пингвинах (где обитают, как выглядят, чем питаются) зачитайте нужные фрагменты.

Найдите и прочитайте те выражения в тексте, которые представляют собой научные сведения о пингвинах. (Пингвины – крупные птицы. Они весят примерно 40–45 кг ; Передние конечности видоизменены в эластичные ласты, которые во время плавания под водой вращаются почти винтообразно. Пингвины распространены в Южном полушарии. Главным образом в его холодных частях, около Южного полюса. Кормятся пингвины мелкими рыбками, некрупными моллюсками и рачками ).

Доска: Обитание, питание:- научный …–

Сделайте вывод по текстам. (Что в них есть сходные сведения о пингвинах (где обитают и чем питаются), но во втором тексте они изложены научно, а первый текст – это художественный рассказ).

Куда лучше поместить текст из упражнения 34 ? Молодцы !

Работают с текстом Г. Снегирёва К морю

П: развивать умение работать с учебником. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам.

К: Развивать умение слушать и понимать. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме.

К: читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести диалог с автором, учителем, выделять главное.

П.: добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных формах.

Переходим к следующему заданию. Открываем учебник 3 часть с.52 упр. 54 Прочитайте задание. Что нужно сделать? (списать текст, определить и записать склонение и падеж выделенных слов).Что не понятно? Приступайте к работе!

-Обратите внимание на разницу в написании окончаний падежных форм. Что можете сказать?(у сущ-х 3 скл в форме Р.п. пишется окончание –и, а у сущ-х 1 и 2 скл в форме П.п. –е.)

-Кто считает, что важно уметь правильно определять склонение и падеж сущ-х поднимите руку.

-Теперь сравните падежные окончания сущ-х 1,2 и 3 скл в П.п. на материале упр. 53 и этого упражнения. Сделайте вывод.

(Вывод: В окончаниях сущ-х 1 и 2 скл. в П.п. ед.ч. пишется буква Е, а в окончаниях сущ-х 3 скл. – буква И.)

Запишите вывод в тетрадь. Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.(На слайде таблица)

-Прочитайте отрывок из рассказа Аркадия Гайдара «Голубая чашка». О чем он? (отец разговаривает со своей маленькой дочерью).

-Какое устойчивое выражение вам встретилось? (куда глаза глядят)

-А кто понял эти слова буквально? Что значит буквально? ( Точно соответствуя чему-либо, дословно; действительно, на самом деле; в прямом смысле слова . )

-Ребята, данное устойчивое выражение не следует понимать буквально.

-Прочитайте выделенные слова. Определите у них число и падеж.

-Что вы заметили?

-Какой вывод можем сделать? (Вывод: в В.п. ед.ч. сущ-е разных скл имеют разные окончания).

Урок 9. Повторяем правописание окончаний имён существительных 3-го склонения

  • Повторить способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных;
  • закрепить навык безошибочного написания безударных падежных окончаний существительных 3-го склонения

Находить в тексте слова по заданному основанию, графически доказывать свой выбор. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Группировать слова в зависимости от типа склонения, объяснять написание слов. Устанавливать словосочетание, не удовлетворяющее указанному основанию. Объяснять написание слов. Понимать информацию, представленную в виде таблицы. Находить допущенные ошибки и исправлять их

    Имя существительное, склонение, окончание

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме «правописание падежных окончаний имен существительных 3 склонения»

Русский язык в 4 классе УМК «Школа России»

Тема: Падежные окончания существительных 3-го склонения.

Цель: развивать умения распознавать имена существительные 3- го склонения, писать окончания имён существительных 3- го склонения.

Предметные: формировать навык правописания падежных окончаний имен существительных 3-го склонения.

Познавательные: выбор оснований и критериев для классификации объектов, умение выделять существенные признаки, работать по алгоритму, выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания.

Регулятивные: выполнять пробное учебное действие, определять цель урока, анализировать и сравнивать , контролировать, корректировать и оценивать выполненную работу по заданным критериям, планировать учебное сотрудничество.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения.

Личностные: проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности.

Оборудование: компьютер, карточки для индивидуальной и самостоятельной работы.

На урок звенел звонок,

Нам пора начать урок.

Актуализация знаний, позитивный настрой

Без сучка, без задоринки. (на доске)

— Как вы понимаете смысл этого фразеологизма?

— Может быть точнее понять его смысл вам поможет стихотворение? (читает ученик)

Может гладкой быть доска,
Без единого сучка .
И её зашкурит мастер
В пять минут наверняка.
Могут так дела идти,
Что всегда во всём везти.
Будет сразу получаться
Всё, за что решил ты взяться.

— Итак «Без сучка, без задоринки» – говорят, когда всё получается гладко, без осложнений и помех. Надеюсь, что и наш урок пройдет без сучка, без задоринки.

— Запишите чисто и аккуратно в тетрадь число и классная работа (устно) Найдите существительные, определите падеж и склонение, выделите окончания. В каком слове окончания является орфограммой? Почему?

— Сегодня мы продолжим разговор об именах существительных, а о каких – вы узнаете позже.

На экране слова:

ТЕТРАДЬ, РОЖЬ, БУКВАРЬ, МОЛОДЁЖЬ

— Исключите лишнее слово (букварь).

— Что вы можете сказать про оставшиеся слова?

(Это существительные 3-го склонения)

— Какие существительные относятся к 3-ему склонению?

(Ж.р. без окончания)

— Если вы назовёте их особенность, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. (буква Ь) (На конце сущ. 3 скл. пишется Ь).

— Чем особенна эта буква?

(не обозначает звука, обозначает мягкость согласного на письме, отделяет согласную от гласной)

— Запишите, продолжив закономерность:

На экране: ЬЬ Ь ЬЬЬ Ь…

3. Формулирование темы урока.

— О каких существительных мы будем говорить на уроке?

(О существительных 3-го склонения)

На экране: Букварь – к мудрост… ступен ь ка .

— Прочитайте предложение. Определите жанр (пословица).

— Как вы её понимаете?

— Найдите существительное 3-го склонения. (мудрость).

— Аргументируйте свой выбор. (Ж.р. без окончания).

— Какое окончание вставим в это слово? (проблема)

4. Поставьте цели на сегодняшний урок. (правописание окончаний у существительных 3 склонения, учиться находить сущ 3 скл, писать без ошибок, применять правило и тд)

На экране вопрос.

Какие падежные окончания у существительных 3-го склонения.

— Чтобы ответить на этот вопрос, надо просклонять существительное 3-го склонения. (работа в парах – на карточках )

5. Исследование проблемы.

— Просклоняем существительное «молодёжь»

Сравним окончания. Что общего в окончаниях сущ. 3-го склонения? (У сущ. 3-го склонения в Р. Д. П. падежах окончание

Какое окончание имеют существительные 3 скл в В.п? (нулевое),

— Вывод на экране

Р.п. Д.п. П.п В.п Т.п

Вернёмся к пословице.

— Какое окончание пропущено? — и –

— Докажите, почему? (Д.п. 3 склонение)

6.Физминутка для глаз.

Двигайте глазами вправо – влево; вверх – вниз; по 6 раз. Нарисовать глазами 6 кругов по часовой стрелке, 6 кругов – против часов стрелки.

— Сейчас мы будем упражняться в правильном написании падежных окончаний у существительных 3-го склонения.

— Из слов составьте словосочетания, поставив существительное в нужном падеже, указать падеж.

тень, в, остановился; (остановился в тени)П.п.

крошки, на скатерть; (крошки на скатерти)П.п

ехал, по, степь; (ехал по степи)Д.п

подошёл, к, пристань; (подошел к пристани)Д.п

о, помощь, просил; (просил о помощи)П.п

случай, из, жизнь. (случай из жизни)Р.п

В каких существительных окончания ударные? В каких безударные?

Как пишутся ударные и безударные окончания? (одинаково)

Прочитаем материал в учебнике на стр 99 в рубрике «Обрати внимание»

8. Физминутка «Весёлая переменка».

А сейчас давайте отдохнём. Отдых у нас будет активным и даже полезным. Упражнение рассчитано на координацию движений. Итак, начали: вначале левой рукой дотроньтесь до правого уха, а потом правой рукой до кончика носа; затем быстро поменяйте положение рук: правая рука – левое ухо, левая рука – нос. (5 раз).

— А теперь активно продолжим работать.

— Чтобы определить следующий вид работы, посмотрите на экран.

На экране слова:

— Что общего есть в этих разных словах? (Непроверяемая орфограмма – словарные слова)

— Какое слово получится, если в каждом слове мы возьмём пятые по счёту буквы? (редактор)

— Что обозначает это слово? (человек, который исправляет ошибки).

— Подберите родственные слова. (редакция, редактировать).

— Итак, какой следующий вид работы? (Мы будем редактировать – исправлять ошибки в предложениях).

— Редактирование предложений по выбору. (карточки)

На экране предложения двух видов.

Дача дедушке стоит на окраине деревне. Домик утопает в зелене.

По узкой (тропинка) можно дойти до (беседка). В (комната) много (мебель). К (ночь) сильно похолодало.

Назовите имена существ., у которых вы написали окончание ?

(дедушки – Р.п. 1 скл., деревни – Р.п. 1 скл., по пустоши – Д.п. 3 скл., в зелени – 3 скл. П.п, до беседки – Р.п. 1 скл., много мебели – 3 скл. Р.п., к ночи – 3 скл. Д.п).

— У существительных 3-го склонения в окончаниях буквы – е – нет

Правильно ли это?

— Какая особенность у падежных окончаний сущ. 3 склонения?

— Используя опорные слова, подведите итог урока.

мне важно было узнать

для меня было интересным

мне было трудно

моё настроение на уроке.

я ещё не умею, не научился.

11. Д/З упр 175 –выполнить по образцу.,упр 176 (Прокоментировать)

Спасибо за работу на уроке.

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

И.п (кто? что?)- молодёжь

И.п (кто? что?)- молодёжь

И.п (кто? что?)- молодёжь

И.п (кто? что?)- молодёжь

тень, в, остановился ;__________________________

крошки, на скатерть;__________________________

ехал, по, степь; _______________________________

подошёл, к, пристань; _________________________

о, помощь, просил;_____________________________

случай, из, жизнь. _____________________________

тень, в, остановился ;___________________________

крошки, на скатерть; __________________________

ехал, по, степь; _______________________________

подошёл, к, пристань;__________________________

о, помощь, просил; ____________________________

случай, из, жизнь.______________________________

тень, в, остановился ;_____________________________

крошки, на скатерть; ____________________________

ехал, по, степь;___________________________________

подошёл, к, пристань; _____________________________

о, помощь, просил;__________________________________

случай, из, жизнь. ___________________________________

Дача дедушке стоит на окраине деревне. Домик утопает в зелене.

По узкой (тропинка) можно дойти до (беседка). В (комната) много (мебель). К (ночь) сильно похолодало.

Дача дедушке стоит на окраине деревне. Домик утопает в зелене.

По узкой (тропинка) можно дойти до (беседка). В (комната) много (мебель). К (ночь) сильно похолодало.

Дача дедушке стоит на окраине деревне. Домик утопает в зелене.

По узкой (тропинка) можно дойти до (беседка). В (комната) много (мебель). К (ночь) сильно похолодало.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Потошина Елена ВикторовнаНаписать 3260 13.11.2019

Номер материала: ДБ-796430

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    12.11.2019 143
    11.11.2019 106
    11.11.2019 76
    11.11.2019 96
    10.11.2019 440
    10.11.2019 50
    10.11.2019 44
    09.11.2019 52

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Голикова предложила объявить выходные с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Правительство выделит свыше 231 млрд рублей на выплаты учителям за классное руководство

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

Треть школ и пятая часть детских садов в России являются инклюзивными

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://rosuchebnik.ru/material/konspekt-uroka-povtoryaem-pravopisanie-okonchaniy-imen-sushchestvitelnykh-3-go-skloneniya/

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-v-klasse-po-teme-pravopisanie-padezhnih-okonchaniy-imen-suschestvitelnih-skloneniya-3941847.html