Конспект урока правописание цы ци

Правописание ЦЫ и ЦИ. Закрепление.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок русского языка в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok.docx29.77 КБ
prezentatsiya_k_uroku_tsy_tsi.pptx597.51 КБ
samoanaliz_uroka.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Правописание ЦЫ и ЦИ. Закрепление.

Тип урока : урок закрепления знаний.

Использованные технологии : технологии деятельностного обучения, личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, информационно-коммуникационные технологии, ТРИЗ, проблемно- диалоговое обучение, технология развития критического мышления.

Цели урока : создать условия для активного закрепления написания сочетаний ЦИ и ЦЫ с учё-том структуры слова и значения морфем.

— закрепить алгоритм правописания буквосочетаний ЦЫ иЦИ;

— повторить морфемный разбор слов;

— обогащать словарный запас учащихся;

— совершенствовать орфографические знания и умения.

— осуществление системно-деятельностного подхода;

— развитие критического мышления;

— развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

— развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

— развивать умение применять новые знания;

— развитие творческих, речевых способностей учащихся;

— формирование логических умений;

— развитие умения опираться на изученный материал;

— развитие умения групповой и парной работы.

— воспитание интереса и уважения к родному языку;

— воспитание ценностного отношения к слову;

— создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотруд-ничества;

— взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1. Формирование умения слушать и слышать.

2. Умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

3. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, компьютер, презентация, наглядность для оформления доски.

Друзья мои, я очень рада войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда – вниманье ваших умных глаз. Желаю вам отличного настроения и хороших успехов на этом уроке. А чему мы учимся на уроках русского языка? (Правильно, красиво, грамотно говорить и писать). Чтобы подготовить наши язычки к тому, чтобы давать только правильные и грамотные ответы, начнем урок с чистоговорки, которая к тому же поднимет нам настроение.

— Как ты мне нравишься!

-За то, что улыбаешься.

— Как ты мне нравишься!

— За то, что руку жмешь.

— Как ты мне нравишься!

— Совсем не притворяешься,

Меня понять стараешься,

Навстречу мне идешь!

  1. Актуализация опорных знаний.

1) На карточках и на слайде дано стихотворение. Давайте его прочитаем.

Ц.пленок в ц.рке выступал

Играл он на ц.мбалах,

На мотоц.кле разъезжал,

И ц.фр он знал немало.

Он из ц.линдра доставал

Морковь и огурц.

И только одного не знал,

Где пишут ЦЫ, где ЦИ:

— Ребята, а все ли слова вам понятны в этом стихотворении? А как мы можем узнать значение непонятных нам слов? (Воспользоваться словарем). Ребята, а как же в словаре найти значение нужного слова? Наверное, это очень долго, ведь слов в словаре много, пока все прочитаем. (Все слова в словаре расположены в алфавитном порядке). Вот нам сейчас нужно найти в словаре значение слов «цилиндр» и «цимбалы», они оба начинаются на Ц, как узнать, какое слово в словаре будет находиться раньше? (Посмотреть на 2, а затем на 3 буквы, слово «цилиндр» будет стоять раньше слова «цимбалы»).

Двое учеников зачитывают значения слов из толкового словаря. Включается звучание цимбал.

1) Чего не знал цыпленок из этого стихотворения? А вы знаете? Сегодня я предлагаю вам на уроке стать знатоками русского языка и сыграть в игру «Что? Где? Как?».

— Итак, какова же будет тема нашей игры? – «Правописание сочетаний ЦЫ и ЦИ.Закрепление.»

— Какую цель поставим перед собой? – «Упражняться в правильном написании слов с сочетаниями ЦЫ и ЦИ»

— И в течение урока мы будем отвечать на три вопроса из названия нашей игры.

ГДЕ надо проверять?

Ответим на первый вопрос:

Что надо проверять? Буквы гласных звуков Ы или И после Ц..

Где надо проверять? В корне, окончании или суффиксе.

Как надо проверять? Применять правило.

  1. Решение учебной задачи.
  1. Давайте теперь вспомним правило о правописании сочетаний ЦЫ и ЦИ. Для этого на доске есть таблички, из которых и нужно составить правило.

— Что нужно знать, чтобы правильно написать букву гласного после Ц? (в какой части слова находится орфограмма)

Если [ЦЫ] находится в корне – то пишем ЦИ, кроме слов исключений: цыган, цыпочки, цыкнуть, цыпленок, цыц.

Если [ЦЫ] находится в окончании – пишем Ы.

Если [ЦЫ] находится в суффиксе –ЫН – пишем Ы.

Если [ЦЫ] находится в существительных, оканчивающихся на –ция – пишем И.

А теперь, кто сможет, используя схему на доске, рассказать, когда же после Ц мы пишем Ы, а когда И. (Ответы учеников)

  1. А теперь, применяя это правило, давайте выполним задание. (Двое учеников выходят по очереди к доске (работают со словами «цирк», «коллекция», затем четверо выходят и работают парами, одна пара выбирает слова с буквой Ы, другая пара слова с буквой И) выходят и работают в паре, остальные работают в парах в карточке) Проверка.

Рефлексия. Оцените себя. Если вы без труда и ошибок выполнили это задание, нарисуйте смайлик на верхней ступеньке, если вы сделали одну ошибку, то на средней ступеньке, а если вам было трудно справиться с этим заданием, то на нижней ступеньке.

  1. Первичное закрепление. Работа парах.
  1. Ребята, рядом со словами первого столбика я поставлю знак вопроса. Как вы думаете, почему? Я вам подскажу – поставьте ударение в этих словах. (Ученик у доски ставит ударение над словами, остальные в тетради). Что вы заметили? На какие две группы можно разделить эти слова? (На слова, где сочетание ЦИ находится под ударением, и на слова с безударным сочетанием ЦИ).
  1. А теперь выполните такое задание. (на карточках). Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочное слово, разберите слова по составу. Три пары детей работают у доски.

Цепочка, оценила, цифровой

Проверка. Оцените себя. ( Рефлексия «Лесенка»)

Так какой же вывод можно сделать? Всегда ли можно писать в корне слова после Ц буквы И? (Нет, не всегда, если под ударением – то пишем И или Ы в словах-исключениях, а если без ударения – то нужно или проверить, или посмотреть в словаре)

  1. Самостоятельная работа. Тест.

А теперь проверим, как вы умеете применять правило. Выполним самостоятельную работу. Вставьте пропущенные буквы в слова.

Лисиц.н, порц.я, птенц., принц., ц.пленок, пальц., ц.фры, огурц, ц.рк, ц.кать, ц.ркуль, танц..

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
  1. Известный учитель русского языка и литературы Юлий Анатольевич Халфин написал такое стихотворение, в котором собрал слова на правило, над которым мы сегодня работали. Давайте прочитаем его.

Цыплята весь день на циновке лежали.

Цыплята цингою ужасно страдали.

Цыган их на цыпочках водит в больницу.

Велел им там доктор цибулей лечиться.

— Объясните значение выделенных слов. Чем же лечится велел доктор цыплятам от цинги? Этот предмет лежит у меня в шкатулке. Он бывает красным, белым, зеленым, и даже жемчужным. Но самый популярный – репчатый. Что это? (Лук)

(Был доктор в халате, как в панцире жук.

«Цибуля, – сказал, – не микстура, а лук».)

Циновка — Плотное плетеное изделие из соломы, камыша для подстилки на пол, для упаковки.

Цинга — Болезнь, вызываемая недостатком витаминов в организме и проявляющаяся в разрыхлении и кровоточности слизистой оболочки десен, в мышечно-сосудистых болях, слабости

  1. Лук, как и другие овощи или фрукты, очень полезен для нашего здоровья. Давайте придумаем загадки про овощи или фрукты, и у нас получится своеобразный витаминный салат из загадок, которые мы повесим на доску. А чтобы у нас получилась загадка, нужно заполнить такую таблицу. В первый столбик записать слова, которые отвечают на вопрос какой? (лук), а во второй – что такой же. Давайте потренируемся.
  1. А теперь попробуйте написать загадку про любой овощ или фрукт. Можете самостоятельно, а можете в паре или группе. Дети пишут загадки, несколько загадок зачитывается.

Полезным ли был для вас сегодняшний урок? Чем?

Какие задания показались вам нужными?

Какие задания показались вам сложными?

Какие задания вам понравились?

А теперь оцените свою работу на уроке. (Лестница)

  1. Выписать из словаря три фразеологизма со словами с сочетаниями Цы и ЦИ, записать сними предложения.
  2. Придумать задания для одноклассников по теме «Правописание ЦЫ и ЦИ». (Словарный диктант, карточки, кроссворд, текст для списывания с пропущенными буквами, тест)

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок русского языка 3 класс Правописание ЦЫ и ЦИ. Закрепление.

— Как ты мне нравишься! — За что? — За то, что улыбаешься. — Как ты мне нравишься! — За что? — За то, что руку жмешь. — Как ты мне нравишься! — За что? — Совсем не притворяешься, Меня понять стараешься, Навстречу мне идешь!

Ц.пленок в ц.рке выступал Играл он на ц.мбалах , На мотоц.кле разъезжал, И ц.фр он знал немало. Он из ц.линдра доставал Морковь и огурц . И только одного не знал, Где пишут ЦЫ, где ЦИ: Коллекц.я , Синиц.н , Спец.я и Спиц.н .

Ц И МБАЛЫ Ц И ЛИНДР

ЧТО ГДЕ КАК НАДО ПРОВЕРЯТЬ?

ЧТО надо проверять? Буквы гласных звуков Ы или И после Ц. ГДЕ надо проверять? В корне, суффиксе, окончании слов. КАК надо проверять? Применять правило.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Лисиц Ы н порц И я птенц Ы принц Ы ц Ы пленок пальц Ы ц И фры огурц Ы ц И рк ц Ы кать ц И ркуль танц Ы

Цыплята весь день на циновке лежали. Цыплята цингою ужасно страдали. Цыган их на цыпочках водит в больницу. Велел им там доктор цибулей лечиться . Был доктор в халате, как в панцире жук. «Цибуля, – сказал, – не микстура, а лук».

Составляем загадку Заполнить таблицу какой? (лук) что (кто) такое же ? Круглый мяч Горький лекарство Полезный молоко От него плачут обида 2 . Соединив записанное в обеих колонках таблицы словами но не, прочитать загадку

Круглый, но не мяч. Горький, но не лекарство. Полезный, но не молоко. От него плачут, но не обида.

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока учителя начальных классов Носовой Анны Львовны

Правописание ЦЫ и ЦИ. Закрепление.

Технологии, применяемые на уроке

— технология проблемно-диалогового обучения

  • ТРКМ
  • ТРИЗ
  • Здоровьесберегающие технологии
  • ИКТ
  • Личностно-ориентированный подход

Методы по источнику знаний

  • словесный;
  • практический;
  • наглядный

Методы по уровню познавательной активности

  • репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы);
  • частично-поисковый.

Приёмы умственной деятельности

  • анализ;
  • синтез;
  • наблюдение;
  • сравнение;
  • обобщение.
  • принцип дифференцированного подхода;
  • принцип наглядности;
  • принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).

Мотивация учения на разных этапах урока

  • эмоциональные методы – поощрение, создание ситуации успеха;
  • познавательные методы – творческое задание;
  • социальные методы – создание ситуации взаимопомощи, сотрудничества.

Парная и групповая, коллективная, индивидуальная

Цели урока : создать условия для активного закрепления написания сочетаний ЦИ и ЦЫ с учётом структуры слова и значения морфем.

— закрепить алгоритм правописания буквосочетаний ЦЫ иЦИ;

— повторить морфемный разбор слов;

— обогащать словарный запас учащихся;

— совершенствовать орфографические знания и умения.

— осуществление системно-деятельностного подхода;

— развитие критического мышления;

— развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

— развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

— развивать умение применять новые знания;

— развитие творческих, речевых способностей учащихся;

— формирование логических умений;

— развитие умения опираться на изученный материал;

— развитие умения групповой и парной работы.

— воспитание интереса и уважения к родному языку;

— воспитание ценностного отношения к слову;

— создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

— взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1. Формирование умения слушать и слышать.

2. Умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

3. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

При построения урока пользовалась принципами: научности, проблемности, наглядности, активности, доступности, системности и последовательности.

Для достижения поставленных целей урока мною были выбраны: методы средства – проблемные (языковой материал), наглядные (карточки для парной работы, таблица, схема).

На данном уроке велась работа по формированию универсальных учебных действий.

На уроке проводилась работа:

— по овладению умениями и навыками устной и письменной речи;

— по разбору слова по составу.

Тема, цель, содержание урока соответствуют уровню усвоения знаний обучающихся и уровню сформированности их умений. Каждый этап урока являлся продолжением предыдущего и подготовкой к следующему.

Дидактическая задача каждого этапа, его содержание, методы и приёмы обучения, формы организации познавательной деятельности обучающихся и реальный результат органично взаимосвязаны.

Старалась на уроке – создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества и общения, включая эмоциональную сферу ребенка.

Использование ИКТ-технологии позволило повысить мотивацию учащихся, представить изучаемый материал по теме более наглядно (общеизвестно, что при комплексном восприятии информации с помощью органов зрения и слуха, количество полученной информации увеличивается до 65%), самостоятельная работа дала возможность оперативно отследить продвижение учащихся по теме.

Считаю, что урок соответствует поставленным целям и задачам. Дети справились с предложенными заданиями на уроке, значит, цель урока достигнута.

На уроке были использованы следующие методы обучения: наглядно-иллюстративный, контроля (самоконтроль, самооценка), словесный, практический. Для эффективной систематизации знаний был использован прием составления схемы, которой дети будут пользоваться и на следующих уроках, что способствует развитию логических действий: анализ, синтез, обобщение.

Мною использованы технологии обучения, соответствующие требованиям ФГОС второго поколения: личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, информационно-коммуникационные, ТРКМ, ТРИЗ, здоровьесберегающие технологии, проблемно-диалоговое обучение.

Активность учащихся была на высоком уровне. Материал усвоен, так как дети смогли применить полученные знания. На уроках, я стараюсь развивать самостоятельность учащихся, начиная от самостоятельного целеполагания, до подведения итогов.

Система оценивания работы учащихся, которая была представлена (лист самооценки), очень эффективна, т.к. дети активизируются и каждый видит результат своей деятельности и может себя оценить.

План урока полностью выполнен. Считаю, что время на уроке было распределено рационально.

Стараюсь в начале и в конце каждого урока давать положительную эмоциональную установку, что создает так называемую ситуацию успеха для каждого учащегося, а значит, появляется больше желания учиться, и, следовательно, хорошо усваивать материал.

Урок носил характер доброжелательного сотрудничества как между учителем и учениками, так и среди учащихся.

Урок обучения грамоте для 1 класса по теме «Правописание слов с сочетаниями цы, ци»

Конструкт урока. Обучение грамоте (письмо),

Тема «Правописание слов с сочетаниями цы, ци»

Басимова Татьяна Михайловна,

Порошина Светлана Александровна,

Юлдашева Ольга Михайловна,

учителя начальных классов

Свердловской обл. г.Новоуральск

ул. Юбилейная, д.7

Урок обучения грамоте (письмо) в 1 классе

Тема. Правописание слов с сочетаниями цы, ци.

Цель. Формирование знаний о правописании слов с сочетаниями цы, ци.

Задачи. Учащиеся смогут:

работать в группе;

соотносить цель и средство ее достижения;

формулировать обобщение, проводить классификацию;

объяснять написание слов с сочетаниями цы и ци.

писать слова с сочетаниями цы и ци.

а) готовность к сотрудничеству в группе;

б)ответственное отношение за общий результат работы в группе.

а) способность принять и сохранять учебную задачу;

б) овладение логическими действиями: классификация и обобщение;

в) готовность слушать собеседника и вести диалог;

г) умение договариваться о распределении роли и функций в совместной деятельности.

а) знание правила правописания слов с сочетаниями цы, ци;

б) умение писать слова с сочетаниями цы и ци.

Материалы: прописи, вопрос урока, план исследования, карточки со словами. предложение, вывод общий и для групп.

I . Обзор. Каллиграфическая минутка.

— С какими новыми буквами мы познакомились на прошлом уроке? (Заглавная и строчная буквы ц)

На доске:

— Составьте слоги и запишите их (прописи).

Прочитайте слоги, которые вы записали.

Что вы заметили? (Произношение двух последних слогов одинаково, а гласные мы написали разные)

Какая проблема возникла перед нами?

— Чтобы ответить на этот вопрос, мы предлагаем вам провести исследование.

III . Исследование в группах.

План исследования (на доске)- для 4 групп

Проведите классификацию данных слов (каждое слово на отдельной карточке: цифры, улицы, мотоцикл, цирк, ножницы, пальцы, птицы, циркуль).

Подчеркните зелёным цветом сочетания цы и ци, определите позицию гласной.

Сформулируйте вывод и запишите его.Когда после буквы ц пишется и, а когда ы?

Для одной группы выдается индивидуальный план исследования .

Прочитайте предложение (Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц!»)

Выпишите на слова с сочетанием цы.

Подчеркните зелёным цветом сочетание цы, определите позицию гласной.

Сформулируйте вывод и запишите его. Когда после буквы ц пишется ы?

Выслушиваем отчет одной группы, работавшей по общему плану
исследования, а остальные дополняют. Затем выслушивается группа, работавшая по индивидуальному плану исследования.

На доске появляются три группы слов и выводы.

Вывод. После буквы Ц пишется буква И в середине слова.

После буквы Ц пишется буква Ы на конце слова.

Вывод. После буквы Ц пишется буква Ы в середине слова.

Можно ли третью группу слов присоединить к столбику слов с сочетанием цы? (Да, нет)

Если дети отвечают: «Да», то мы просим посмотреть и сравнить позицию ы после ц.

Оказывается, в русском языке есть слова — исключения, которые не
подчиняются этому правилу. Их надо запомнить.

(Надо запомнить слова — исключения.

Под словами третьей группы вывод меняется на: Слова — исключения.

Какая проблема встала перед нами в начале урока?

Какой мы сделали вывод?

— Полученные знания мы сейчас будем применять.

Прописи. Слова, данные на цветочке, записать во множественном

числе. Подчеркнуть орфограмму цы.

VII . Итог урока.

Что вам сегодня понравилось на уроке?

Оцените работу своей группы с помощью сигнальной карточки: дружно, интересно, активно, трудно.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

«Выдержка из материала:

Урок обучения грамоте (письмо) в 1 классе

Тема. Правописание слов с сочетаниями цы, ци.

Цель. Формирование знаний о правописании слов с сочетаниями цы, ци.

Задачи. Учащиеся смогут:

  • работать в группе;
  • публично выступать;
  • соотносить цель и средство ее достижения;
  • формулировать обобщение, проводить классификацию;
  • объяснять написание слов с сочетаниями цы и ци.
  • писать слова с сочетаниями цы и ци.

Планируемый результаты.

1. Личностные:а) готовность к сотрудничеству в группе;б)ответственное отношение за общий результат работы в группе.

Материалы: прописи, вопрос урока, план исследования, карточки со словами. предложение, вывод общий и для групп.

Ход урока

I. Обзор. Каллиграфическая минутка.

— С какими новыми буквами мы познакомились на прошлом уроке? (Заглавная и строчная буквы ц)

На доске: — Составьте слоги и запишите их (прописи).

II. Мотивация.

— Прочитайте слоги, которые вы записали.— Что вы заметили? (Произношение двух последних слогов одинаково, а гласные мы написали разные)— Какая проблема возникла перед нами?

— Чтобы ответить на этот вопрос, мы предлагаем вам провести исследование.

III. Исследование в группах.

План исследования (на доске)- для 4 групп

1. Проведите классификацию данных слов (каждое слово на отдельной карточке: цифры, улицы, мотоцикл, цирк, ножницы, пальцы, птицы, циркуль).

2. Подчеркните зелёным цветом сочетания цы и ци, определите позицию гласной.

3. Сформулируйте вывод и запишите его.Когда после буквы ц пишется и, а когда ы?

Для одной группы выдается индивидуальный план исследования.

1. Прочитайте предложение (Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц!»)

2. Выпишите на слова с сочетанием цы.

3. Подчеркните зелёным цветом сочетание цы, определите позицию гласной.

4. Сформулируйте вывод и запишите его. Когда после буквы ц пишется ы?

IV. Обмен информацией.

Выслушиваем отчет одной группы, работавшей по общему плануисследования, а остальные дополняют. Затем выслушивается группа, работавшая по индивидуальному плану исследования.На доске появляются три группы слов и выводы.
цифрымотоциклциркциркуль улицыножницыпальцыптицы

Вывод. После буквы Ц пишется буква И в середине слова.После буквы Ц пишется буква Ы на конце слова.
цыганцыпочкицыкнулцыплёнокцыц

Вывод. После буквы Ц пишется буква Ы в середине слова.

— Можно ли третью группу слов присоединить к столбику слов с сочетанием цы? (Да, нет)— Почему? Если дети отвечают: «Да», то мы просим посмотреть и сравнить позицию ы после ц.— Оказывается, в русском языке есть слова — исключения, которые неподчиняются этому правилу. Их надо запомнить.

(Надо запомнить слова — исключения.Под словами третьей группы вывод меняется на: Слова — исключения.

V. Рефлексия.

— Какая проблема встала перед нами в начале урока?— Какой мы сделали вывод?

VI. Применение.

— Полученные знания мы сейчас будем применять.Прописи. Слова, данные на цветочке, записать во множественномчисле. Подчеркнуть орфограмму цы.

VII. Итог урока.

— Что вам сегодня понравилось на уроке?— Оцените работу своей группы с помощью сигнальной карточки: дружно, интересно, активно, трудно.

Правописание ЦЫ – ЦИ. 2-й класс

Класс: 2

Цели:

  • учить правильно писать сочетания цы-ци в словах;
  • формировать навыки грамотного письма;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать монологическую речь, внимание, наблюдательность, мышление;
  • совершенствовать санитарно-гигиенические навыки;

Оборудование: учебник, карточки, опорные карточки.

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка готовности к уроку.

II. Работа по теме.

1) анализ тетрадей

– откройте тетради. Посмотрите. Вы меня очень порадовали.

Без ошибок выполнили работу …чел.

1-2 ошибки допустили … чел.

Порадовалась за работы: …

Будьте внимательны. Старайтесь.

2) Работа над загадкой

а) на доске запись: (выдел.соед. жк, шк цв.мелком)

Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.

– Прочитайте (читают самостаятельно)

– Прочитай, докажи что прочитал? (загадка, т.к. предмет описывается, но не называется)

– Отгадайте (цифры). доказывают.

  • Сколько звуков [ж] в загадке? (1)
  • Сколько звуков [ш] в загадке? (2)

– Что можно сказать про эти звуки? (всегда твёрдые, парные по звонкости и глухости, шипящие)

– Какие буквы обозначают эти звуки? («же» «ша») карточки Ж Ш на на доску

б) мин. каллиграфии

– Обратите внимание на написание этих букв.

– Запишите соединения ЖК ШК (показать в словах) (правило посадки)

Итог: Молодцы! Написали каллиграфически правильно. Старались.

в) – Какие шипящие звуки ещё знаете? (ч щ ц)

– Какими буквами обозначаются звуки? («че» «ща» «цэ»)

на доску карточки Ч Ц Щ

– Какие орфограммы написания с этими буквами вы знаете?

(ЖИ – ШИ пишу с гласной И; ЧА – ЩА пишу с гласной А; ЧУ – ЩУ пишу с гласной У)

карточки ЖИ ШИ ЧА ЩА ЧУ ЩУ

– А что знаем про орфограмму с Ц? (ничего)

г) Перечитайте загадку.

– Что же это такое? (цифры)

– Выполним звукобуквенный разбор слова «цифры» (дети выполняют

самостоятельно) ПРАВИЛО ПОСАДКИ

ПРОВЕРКА

– Проверим как выполнили?

– У кого так? (дети сигналят красным цветом; если зелёным – почему? сомневалась)

– А что у тебя не так? ( я пост. «И»; я пост. «Ы»)

– А я ничего не поставила. Как вы думаете, почему?

– Я сомневаюсь, какую букву надо писать.

– Так над чем будем работать?

вывешиваю на доску

3) Работа в парах.

а) – Возьмите карточку зелёного цвета.

– Что непонятно? Работаем.

I гр.
– Прочитайте:
Умельцы, цирк, синицы, циркуль, певцы, цитрус, мотоцикл, скворцы.
– Разбейте на две группы, запишите.
– Сделайте вывод

II гр.
Прочитайте
умельцы цирк
синицы циркуль
скворцы цитрус
певцы мотоцикл
– Когда пишется цы с буквой ы?
– Когда пишется ци с буквой и?
– Сделайте вывод.

– На какие две группы вы разбили слова?

(слова с орф. ЦЫ с буквой Ы

слова с орф. ЦИ с буквой И)

в) Перечитайте слова I группы. (дети читают слова)

На доске появляется карточка. Подчёркиваю сочетание ЦЫ

– Что интересного вы заметили? (ЦЫ стоит в конце слова)

– Прочитайте слова II группы. (дети читают слова)

На доске появляется карточка. Подчёркиваю сочетание ЦИ

– Что интересного вы заметили? (ЦИ в середине слова)

ИТОГ: Молодцы! Правильно нашли орфограмму и доказали её.

ВЫВОД: Когда пишется ЦЫ с буквой Ы (пишется на конце слова)

– Когда пишется ЦИ с буквой И (пишется в середине слова)

ФИЗМИНУТКА

4) Работа над текстом.

– Возьмите конверты, достаньте карточки.

– Прочитайте. (дети читают)

– Что прочитали? (предложения)

– Давайте перечитаем. (читают по одному предложению)

– Как вы думаете, какое задание будем выполнять?

– Составьте из этих предложений текст.

Мёрзнут зимой и звери. 5
Дети рады снегу. 2
Птицы с трудом находят корм. 4
Вот и зима пришла. 1
А птицы, звери? 3

ПРОВЕРКА

– Прочитайте текст, который у вас получился. Докажите. (это текст, т.к. все предложения связаны по смыслу, каждое следующее предложение продолжает предыдущее)

– О чём текст? Тема (наступление зимы)

– Перечитайте текст ещё раз.

– Найдите и запишите предложения, где говорится о птицах.

ПРОВЕРКА

– Сколько предложений записали?

– Найдите слова с новой орфограммой. Докажите.

(ЦЫ пишу с буквой Ы, потому что на конце слова)

ИТОГ: Молодцы! Вы правильно выполнили работу.

5) Открываю запись на доске:

– Прочитайте. (читают слова цепочкой)

– Что интересного вы заметили? (ЦЫ – в середине слова, а такого не может быть)

– Ребята, оказывается, в русском языке есть слова, которые не подходят под орфограмму. Написание этих слов надо запомнить. Эти слова – слова исключения. СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ

– Чтобы легче запомнить слова, есть стишок, который поможет. (проговариваю)

Цыган на цыпочках стоит и «цыц» цыплёнку говорит.

– Произнесём все вместе.

ИТОГ: Молодцы! Запомните написания этих слов, чтобы не допустить ошибки.

6) Вернёмся к слову (схеме)

ЦИФРЫ

– Какую же букву будем писать в этом слове?

– Докажите. (ЦИ пишу с буквой И, потому что ЦИ в середине слова и в словах исключениях этого слова нет)

– Давайте сделаем вывод.

– Когда пишется ЦИ с буквой И? (в середине слова)

– Когда пишется ЦЫ с буквой Ы? (в конце слова)

– Кто запомнил все слова исключения?

ИТОГ: Молодцы! Правильно доказали и сделали вывод.

7) Самостоятельная работа.

– Поработаем над заданием.

– Возьмите карточку (жёлтого цвета)

Прочитайте.
Улиц _ , снеж _ нка, ц _ган, Франц _ я, птенц_ , ц _ линдр.
Вставьте пропущенную букву.
Спишите.

Прочитай ……слова, которые записала.

Что общего? (в каждом слове есть орфограмма)

Какое слово «лишнее»? (Франция – государство, снежинка – орф. жи – ши)

– Прочитайте слова на орфограмму «цы пишу с буквой ы»

– Какое слово «лишнее»?

– Прочитайте слова с орфограммой «ци пишу с буквой и»

– Когда пишется цы с буквой ы? (на конце слова и в словах исключениях)

– Когда пишется ци с букой и ? (в середине слова)

– На какой вопрос мы искали ответ? (когда в словах пишется ЦЫ, а когда ЦИ)

– Ответили ли мы на этот вопрос?

– Когда же пишется ЦЫ с буквой Ы, ЦИ с буквой И?

III. Рефлексия:

– Оцените свою работу на уроке.

  • Мне было интересно…
  • Мне захотелось…
  • Я узнал, что ….
  • У меня получилось…

– Ребята, я была довольна.

– Вы были настоящими учёными. Нашли орфограмму и доказали её.


источники:

http://infourok.ru/material.html?mid=23328

http://urok.1sept.ru/articles/591162