Конспект урока правописание ться

Конспект урока русского языка в 4 классе Тема: «Правописание -ться и -тся в глаголах»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Цели урока:

познакомить с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; научить задавать вопросы к глаголам;

развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму;

воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные: устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.

Метапредметные:

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение, классификация объектов по существенным признакам, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивать правильность выполнения действия.

Предметные: обучающиеся научатся правильно писать безударные окончания -тся и -ться в глаголах

Оборудование: ноутбук, презентация по теме, карточки (с разноуровневыми заданиями), плакат — тся , -ться (на доске).

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_russkogo_yazyk_v_4_klasse_po_teme_pravopisanie_-_tsya_i_tsya.docx37.64 КБ
prezentatsiya_k_uroku_russkiy_yazyk_po_teme_pravopisanie_-_tsya_i-_tsya.pptx232.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 4 классе

Тема: «Правописание -ться и -тся в глаголах»

— познакомить с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; научить задавать вопросы к глаголам;

— развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму;

— воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Личностные : устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.

Познавательные УУД : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение, классификация объектов по существенным признакам, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД : уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивать правильность выполнения действия.

Предметные: обучающиеся научатся правильно писать безударные окончания -тся и -ться в глаголах.

Тип урока; открытия нового знания.

Форма работы : фронтальная, прах, индивидульная.

Оборудование: карточки (с разноуровневыми заданиями), плакат — тся , -ться (на доске), напечатанные тексты для работы в парах.

1. Организационный момент.Этап мотивации.

Начинаем урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи!

«Если я буду хорошо знать русский язык, то смогу…. (запись на доске)

( лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, хорошо смогу выполнить задания ВПР, интересно рассказывать…)

3. Подготовка к ВПР . (Выполнение заданий из ВПР)

— Запишите слова и поставьте ударение: магазин, понял, статуя, начала. Проверка.

— Запишите предложение и охарактеризуйте:

Летом мама, бабушка и я часто ходим в лес.

(Повествовательное, невосклицательное, простое с однородными подлежащими )

У нас лес рядом. Кто ходил летом в лес? Зачем ходили в лес?

— Какую часть речи мы изучаем? (глагол)

— Что называется глаголом ? (Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы что делал?, что делает?, что сделает?, что сделать? и т.д, и обозначает действие предмета. Н-р: стоял, стоит, постоят, стоять)

— Что такое неопределённая форма глагола? (Это начальная неизменяемая форма глагола, она не указывает ни на время, ни на число глагола, отвечает на вопросы что делать? или что сделать?, и имеют ^ –ть или ^ –ти. Н-р: везти, писать)

— А сейчас работаем в парах по карточкам. Прочитайте текст. Найдите глаголы. Определите морфологические признаки. ( карточки на партах)

Апрель – месяц весенний. Весело звенит вешняя капель. На дворах сверкают лужи. Скоро прилетят с юга дикие утки. В голубой вышине зазвенит весёлая песня жаворонка.

Звенит – н.вр., 3л, ед.ч, 2 спр; сверкают – н.вр., 3л, мн.ч, 1 спр;

прилетят – б.вр., 3л, мн.ч, 2 спр., зазвенит – б.вр., 3л, ед.ч.,2 спр

— Какие глаголы называются возвратными? (Глаголы с ^ -ся наз-ся возвратными глаголами. Они отвечают на вопросы что делать?, что сделать?.Н-р: купаться, радоваться)

3.Выявление места и причины затруднения

1) Работа с пословицей ( с доски)

Тот труда не бои(т…ся),

Кто умеет труди (т…ся).

— Спишите пословицу, вставляя пропущенное сочетание букв.

— Сравните свои работы.

— Что же получается? (Мы по-разному написали слова с пропущенными буквами)

— Задание было одно, а вы его выполнили по-разному. Почему так вышло? Чего мы ещё не знаем? (Мы ещё не знаем, когда пишется -тся или -ться)

— Какой будет тема нашего урока? (Правописание -тся и -ться в глаголах)

-тся -ться ( Вывешивается на доску)

2)Сообщение темы и целей урока

— Тема урока «Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах». На уроке я помогу вам познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на -тся и –ться; задавать вопросы к глаголам; развивать дальнейшее умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму.

— Какую вы поставили перед собой цель учебной деятельности?

(Я хочу научиться определять нахождение ь знака перед ^ -ся в возвратных глаголах; объяснять написание -тся и -ться в глаголах; применять правило правописания -тся и -ться в возвратных глаголах)

4.Построение проекта выхода из затруднения

1) -Итак, возникла проблема. Нам необходимо найти способы проверки и решить её.

— Прочитайте слова 1 столбика (одеваться, стучаться, промчаться)

— Что их объединяет? (глаголы)

— На какой вопрос они отвечают? (что делать? , что сделать?)

— В какой форме стоят? (неопределённая форма)

— Прочитайте слова 2 столбика (одевается, стучится, промчится)

— Что их объединяет? (глаголы)

— На какой вопрос они отвечают? (что делает? , что сделает?)

— В какой форме стоят? (3-е л., ед.ч., наст. и буд. вр.)

— Прочитайте слова 3 столбика (одеваются, стучатся, промчатся)

— Что их объединяет? (глаголы)

— На какой вопрос они отвечают? (что делают? , что сделают?)

— В какой форме стоят? (3-е л., мн.ч., наст. и буд. вр.)

— Итак, в каком случае пишется -ться? (Если глагол стоит в неопределённой форме, отвечает на вопрос что делать? или что сделать? перед ^- ся пишется ь знак)

— В каких случаях пишется – тся? ( Если глагол стоит в з-е лице ед. или мн. числа, отвечает на вопросы что делает? , что сделает?, что делают? , что сделают?, то пишется –тся)

2) Работа с учебником

— Сравните наше открытие с правилом в учебнике на стр. 104- 105.

— Прочитайте 1 часть правила, 2 часть правила.

3)Составление алгоритма — на доске- коллективная работа

-тся -ться

Если

что (с) делать? что делает? , что сделает?,

что делают? , что сделают?

неопределённая форма 3-е лицо, ед. или мн.ч

в вопросе есть ь знак, в вопросе нет ь знака,

то пиши -ться то пиши -тся

4) Дальнейшая работа над пословицей

— Вернёмся к пословице. Проверьте ещё раз.

— Прочитайте слова. Запишем их в тетрадь в два столбика –тся, -ться, подчёркивая орфограммы. (1 ученик на доске)

Он хвалит…ся, вращат…ся, качат…ся, она боит…ся, они нравят…ся, прощат…ся.

он хвалится вращаться

она боится качаться

они нравятся прощаться

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

— Какие глаголы на нашу тему вы запомнили из физкультминутки? (Потянут ь ся, поклонит ь ся, )

— Запишем их в столбик

— Что вы заметили? (Все глаголы в неопределённой форме)

— Измените глаголы, поставив их в 3-е л. ед.ч.

Потянут ь ся – потяне тс я

Поклонит ь ся – поклони тс я

1)Работа по учебнику стр. 105 упр. 219

— А сейчас я вам предлагаю выполнить упр. 219 по вариантам.

1 вариант – 1и 2 предложения,

2 вариант – 3 предложение.

— Самопроверка по образцу.

1в. Рано утром на рассвет е умываю тс я мышата.

Надо, надо умыват ь ся по утрам и в е ч е рам.

2в. Дуб дождя и ветра вовсе не бои тс я.

Кто сказал, что дубу страшно простудит ь ся.

2)Самостоятельная работа с самопроверкой Сла

— А сейчас я предлагаю вам выполнить дифференцированные задания с правом на выбор 3 уровней.

— Возьмите карточку. Внимательное послушайте условие её выполнения.

— Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте 1 уровень.

— Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор 2 уровень.

— Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш выбор 3 уровень.

1 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму

Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени (что делает?) боит…ся .
Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит…ся .
За всё (что делать?) брат…ся – ничего не сделать.

2 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму

Кто на уроке старает…ся,

У того всё получает…ся.

Если не будешь стремит…ся,

Нечем будет гордит…ся!

3 ур. Подбери возвратные глаголы на изученное правило

Они испытывают волнение -…..

Он испытывает радость- ……

— Какую цель ставили перед собой на начало урока?

— Кто считает, что достиг поставленных целей?

— За что бы вы себя похвалили?

— В каких случаях мы пишем перед ^–ся ь знак?

— В каких случаях мы не пишем перед ^–ся ь знак?

8. Домашнее задание.

— Дом. задание я предлагаю вам на выбор:

1) упр. 220 стр. 105,

2) придумать и записать 3 предложения со словами (глголами) на изученное правило.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Если мы будем хорошо знать язык, то сможем …

Магазин, понял, статуя, начала. Запишите слова и поставьте ударение:

Магази́н , по́нял , ста́туя , н ачала́ .

Прочитайте предложение и охарактеризуйте: Летом мама, бабушка и я часто ходим в лес.

Работа в парах по карточкам. Прочитайте текст. Найдите глаголы. Определите морфологические признаки. Апрель Апрель – месяц весенний. Весело звенит вешняя капель. На дворах сверкают лужи. Скоро прилетят с юга дикие утки.

Звенит – н.вр ., 3л, ед.ч , 2 спр ; сверкают – н.вр ., 3л, мн.ч , 1 спр ; прилетят – б.вр ., 3л, мн.ч , 2 спр ., Проверка:

Проблемный вопрос Какие глаголы называются возвратными? Выскажите свои гипотезы.

1) Работа с пословицей Тот труда не бои(т… ся ), Кто умеет труди (т… ся ).

«Правописание – ться или – тся в глаголах.» Тема урока:

1. Одеваться , стучаться , промчаться 2. Одевается , стучится , промчится 3. Одеваются , стучатся , промчатся

Он хвалит… ся , вращат … ся , качат … ся , она боит … ся , они нравят … ся , прощат … ся .

— тся — ться он хвалится вращаться она боится качаться они нравятся прощаться

1)Работа по учебнику стр. 105 упр. 219 1в. Рано утром на рассвет.. Умывают.ся мышата. Надо, надо умыват.ся по утрам и в.ч.рам . 2в . Дуб дождя и ветра вовсе не боит.ся . Кто сказал, что дубу страшно простудит.ся .

1 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму: Друзья (что делают?) познают… ся в беде. Трус своей тени (что делает?) боит … ся . Не стыдно не знать, стыдно(что делать?) не учит… ся . За всё (что делать?) брат… ся – ничего не сделать. 2 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму: Кто на уроке старает … ся , У того всё получает… ся . Если не будешь стремит… ся , Нечем будет гордит … ся ! 3 уровень. Подбери возвратные глаголы на изученное правило: Проявлять стремление – …. Они испытывают волнение -….. Допускать ошибки -…… Он испытывает радость- ……

Домашнее задание ( по выбору): 1) упр. 220 стр. 105, 2) придумать и записать 3 предложения со словами на изученное правило.

Конспект урока по русскому языку на тему»Правописание -тся и -ться в глаголах» (5 класс)

Тема: «Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах»

Цель: актуализировать знания об известных учащимся правилах –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах. научить задавать вопросы к глаголам; развивать мотивацию к познавательной деятельности .

1) отработать способ действия при выборе написания – ться и –тся, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы;

2) развивать умение высказываться на определенную тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость;

3) воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, к здоровому образу жизни, уважение друг к другу через работу над пословицами.

Универсальные учебные действия учащихся:

Познавательные : уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные : актуализировать и восстанавливать знания о частях речи, принимать и сохранять учебную задачу; слушать в соответствии с целевой установкой; контролировать правильность и полноту ответов одноклассников .

Коммуникативные : планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками, формулировать собственное мнение;

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Предметные: знать об условиях выбора написания — ТСЯ и — ТЬСЯ в глаголах; произношении [ца] на месте — ТСЯ и — ТЬСЯ; уметь правильно произносить глаголы на — ТСЯ и — ТЬСЯ; правильно ставить вопрос к изучаемым глаголам; безошибочно писать — ТСЯ и — ТЬСЯ в глаголах; графически обозначать условия выбора правильного написания; употреблять в речи глаголы на — ТСЯ и — ТЬСЯ.

Мотивация (фронтальная работа).

Громко прозвенел звонок,

Он позвал нас на урок.

Парта у меня в порядке:

И учебник, и тетрадки.

Я настроился, готов

Слушать весь у вас урок.

II. Актуализация знаний (фронтальная и в парах)

-Продолжи предложения с соседом по парте.

Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы…

Инфинитив имеет на конце…

-Прочитайте стихотворение (на карточке-распечатке)

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здорова(-тся, ться?):
— Доброе утро!
— Доброе утро!
Солнцу и лицам.
Доброе утро!
Улыбчивым птицам.
И каждый станови(-тся, -ться?)
Добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро
Дли(-тся, -ться?) до вечера!

-О чем стихотворение?

III. Выявление места и причин затруднения (фронтальная работа).

-Выпишите из текста глаголы, которые заканчиваются на -ТСЯ, -ТЬСЯ. В какой форме стоят глаголы? Как вы их написали? Почему?

Целеполагание (фро нтальная, индивидуальная).

— Какова тема урока? (Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ у глаголов).

-Каковы цели урока? (вспомнить условия выбора правописаний –тся и –ться; находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос; правильно произносить и писать глаголы на –тся, -ться)

4. Работа над темой урока.

Вспомните правило — помощник или алгоритм написания, который помог вам выбрать нужный вариант правописания –ТСЯ или –ТЬСЯ в стихотворении.

Чтоб не думать, не гадать,
Нужно ль мягкий знак писать,
Надо помнить, что к глаголу
Должен ты вопрос задать.

Мягкий знак в вопросе есть,
То хвала ему и честь –
Нужен тоже он в глаголе.
Так всегда учили в школе

Алгоритм правописания –тся, -ться

Форма 3 лица, единственного числа

Что делать? Что сделать?

Что делает? Что сделает?

Лингвистическая задача: ( на карточке-распечатке)

Характер складывает(?)ся из привычек. Делать зарядку, занимат(?)ся спортом, умыват(?)ся по утрам, расчесыват(?)ся, пользоват(?)ся чистым носовым платком – все это полезные привычки, которые помогают нам сохранить здоровье.

— Где нужно поставить мягкий знак?

-Что нужно для решения задачи?

(Для решения задачи применяем правило:

Если глагол отвечает на вопросы что делает? (что сделает?) или что делают? (что сделают?), то этот глагол стоит в 3-м лице и в нём перед -ся- буква «Ь» НЕ ПИШЕТСЯ. Если глагол отвечает на вопросы что делать? (что сделать?), то этот глагол в неопределённой форме и в нём перед –ся буква «Ь» ПИШЕТСЯ)

2. работа с учебником – упр. 633, 636, 637

3. Работа с пословицами . Объясните значение пословиц. Запишите пословицы; там, где нужно, поставьте Ь.

Не потрудит…ся , так и хлеба не добит…ся.

Как шьет…ся, так и носит…..ся.

Кто много знает, с того много и спрашивает….ся.

Дело мастера боит….ся.

С тобой разговорит…ся, что меду напит…ся.

Распределительный диктант. Распредели по столбикам: глагол, существительное.

Болит переносица, собрание переносится; чистая водица, не стоит с ним водиться; белая курица, вулкан курится; острая спица, ему не спится.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – нагнуться, разогнуться.

Три – в ладошки три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Будто пух в руках, не гири!

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Глубоко теперь вздохнуть.

Встать, попрыгать, посмеяться,

И опять начать трудиться.

5. Проверочная работа.

Придумай и запиши предложения с данными глаголами.

— Объясни написание или отсутствие Ь. Выпиши только глаголы со словом, от которого задаешь вопрос к глаголу.

Именно из малины варит(?)ся варенье, рекомендуемое при простуде. Свежие плоды улучшают аппетит, обладают жаропонижающим эффектом. Сухие плоды используют(?)ся при простуде, кашле, бронхите. Отвар из листьев употребляет(?)ся при воспалениях на коже. Надо уметь лечит(?)ся!

6. Работа с текстом .

— Ребята, сейчас я вам прочту текст.

Грозовые тучи задернули синеву неба, и лепестки цветов одуванчика начинают складыват(?)ся. Закрывают(?)ся водяные лилии. Вечереет, приближает(?)ся ночь. У некоторых растений готовят(?)ся ко сну и листья. А утром они обязательно проснут(?)ся, раскроют(?)ся навстречу лучам солнца. Все растения чутко отзывают(?)ся на смену дня и ночи.

Докажите, что перед вами текст.

-Какой художественный прием использует автор текста, чтобы показать удивительные свойства растений?

-Выпишите из текста глаголы в составе словосочетаний и решите орфографические задачи, комментируя свои действия.

— Обозначьте ранее изученные орфограммы в тексте.

1.В какой глагольной форме следует писать

a) Начальная форма (инфинитив);

б) форма прошедшего времени;

в) форма 3 лица единственного числа.

2.На какие вопросы отвечает глагол, в котором пишется -ться?

a) Что делает? Что сделает?

б) Что будут делать? Что сделают?

в) Что делать? Что сделать?

3.В какой глагольной форме пишется –тся?

в) в форме будущего времени.

4.Выберите фразу с правильно написанным глаголом:

б) это нам пригодиться;

в) я буду стараться.

5.Выберите вариант, где допущена ошибка в написании глагола:

a) Сегодня вечером я хочу покупатся в речке.

б) Мы всегда будем смеяться над хорошими шутками.

в) Никому не хочется расставаться с друзьями.

Замените словосочетания возвратными глаголами. Подчеркните -ТСЯ, -ТЬСЯ

Они испытывают волнение-

Он испытывает радость —

— Вспомните учебные задачи к уроку, которые вы ставили.

-Достигли ли вы их?(провести выборочно опрос обучающихся)

-Как ты собираешься преодолевать трудности?

Отметки за урок.

VII. Упр. 634 (обязательно)-выписать из пословиц

1)подлежащие с глаголами-сказуемыми на –тся;

2) словосочетания с глаголами на –ться.

По желанию -описать, как выглядит наша местность в эти весенние дни, используя глаголы на -тся и -ться.

Урок русского языка по теме «Правописание -тся и -ться в глаголах»

Класс: 4

Ключевые слова: возвратные глаголы

Урок построен с учётом дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова и психологических особенностей детей данного возраста.

Для достижения целей урок спланирован так, чтобы чётко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа.

  • Тему, цель и задачи урока формулируют ученики.
  • Характер общения: уважение, внимание, обращение к ученикам по имени; поддержка улыбкой.
  • Сведение фронтальных форм работы до минимума (как самых непродуктивных).
  • Высокий здоровьесберегающий потенциал урока:
    • виды учебной деятельности (нет однообразности урока): письмо, чтение, рассматривание слайдов, ответы на вопросы;
    • наличие методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению: обсуждение в группе, самооценка.

Раздел: Грамматические признаки глагола.

Тип урока: открытие новых знаний; 1 урок по теме «Правописание -тся и -ться в глаголах.».

Цель урока: формирование навыка написания глаголов оканчивающихся на -тся и -ться.

Задачи:

  • регулятивные: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;
  • познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;
  • коммуникативные: совершенствовать навык работы в ситуации сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;
  • личностные УУД: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности.

Результаты:

  • Предметные: ученик научится правильно писать глаголы оканчивающиеся на -тся и -ться..
  • Метапредметные: ученик учится организовывать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации, умеющий наблюдать, анализировать, классифицировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.
  • Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относиться к проблемам и трудностям другого человека.

Оборудование: учебник для 4 класса «Русский язык», 2 часть (Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.), маршрутный лист с заданиями для учащихся; лист самооценки, авторская компьютерная презентация (Приложение).

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная, самостоятельная.

Технологии:

  • проблемного обучения (И.Я. Лернер, Н.М. Скаткин);
  • развивающего обучения (система Занкова)
  • информационно-коммуникативный.

Методы и приёмы:

  • проблемный
  • частично-поисковый
  • информационно-коммуникативный метод

Ход урока

Деятельность учителяДеятельность обучающихсяПримечание
I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
– Добрый день! Сегодня у нас много гостей и, конечно, мы рады видеть их на уроке. Надеюсь, что вы, ребята, продемонстрируете нашим гостям работу слаженную и результативную, как истинные партнёры. Итак, начинаем наш урок.Подготовка класса к работе.
II. Этап актуализации знаний.
– Давайте начнем наш урок, а девизом пусть послужат эти слова:

Если к(??)лектив старает…ся,
То у них всё получает…ся.
Если не будем стремит…ся,
Нечем будет гордит…ся!

Словарно – орфографическая работа
– Посмотрите, мы столкнулись с орфограммами. Можем ли мы подобрать проверочное слово? Если нет проверочного, значит это слово словарное?
– Где мы можем узнать написание этого слова? (Интернет, словарь)
(Запись слова коллектив, указать его грамматические признаки)Записывают слово, решают орфографические задачи.

Фронтальная работаСлайд 1–2III. Определение темы, целей и задач урока.– Вернёмся к нашему девизу, в словах какой части речи мы видим орфограмму? Предположите тему нашего урока?
Тема урока: Правописание -тся и -ться в глаголах.
Цель урока: формирование навыка написания глаголов оканчивающихся на -тся и -ться.
Задачи:
1. Повторить ранее изученное о глаголе.
2. Познакомиться с новой орфограммой.
3. Научиться писать глаголы с -тся и -ться.
Эти задачи и послужат планом к нашему уроку.
– У вас на столах лежит лист самооценки. Подпишите его. Вы будете оценивать себя в течение всего урока на разных его этапах.Лист самооценки
Обучающиеся формулируют тему, цель и задачи урока самостоятельно.

Слайд 3IV. Повторение пройденного и фиксация затруднений в деятельности.– Давайте вспомним с вами все, что мы знаем о глаголе. (Тест)
1. Глагол – это…
а) служебная часть речи;
б) сложная часть речи;
в) самостоятельная часть речи.
2. Обозначает…
а) признак предмета;
б) действие предмета;
в) количество предметов.
3. Глаголы настоящего и будущего времени изменяется…
а) по лицам и числам;
б) по числам и родам;
в) по числам и падежам;
4. Изменение по лицам и числам называется …
а) спряжением;
б) склонением;
в) наклонением.
5. В предложении глагол чаще всего является…
а) подлежащим;
б) обстоятельством;
в) сказуемым.
– Ставим столько баллов, сколько правильных ответов.
– У кого «5», тот отлично справился с тестом. Я думаю, что вы также будете отлично работать на протяжении всего урока.

Обучающиеся выполняют тест, тренирующий отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Обучающиеся подсчитывают количество набранных ими баллов, взаимопроверка.

Тест напечатан на МАРШРУТНОМ ЛИСТЕ

Слайд 4
Фронтальная проверкаV. Открытие нового знания.– Из каких источников мы можем получить информацию по данной теме?
(интернет, взрослые, в справочнике, у учителя, в учебнике).
– Из этих источников мы получим информацию в готовом виде.
– Но, можно самим вывести правило.
– Какой путь вы выбираете? (Вывести самим. – Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме.)
– Предлагаю вам провести наблюдение.
Лучше всего эту работу проводить на основе какого-либо текста.
– Составьте алгоритм правописания глаголов на -тся, -ться:
1. Найдите глагол.
2. Задайте вопрос к глаголу.
3. Если глагол употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется —ться.
4. Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце глаголов пишется —тся.

– Мы повторили изученный материал, а теперь попробуем решить главную сегодня задачу. Предположите, как мы ее можем решить?
Давайте, понаблюдаем за глаголами, для этого выполним упражнение из учебника. Стр.31 упр310
– Выпишите глаголы, в 1 столбик оканчивающиеся на -ться. Во второй на -тся.
1 способ: Если в вопросе есть ь – то пишем в глаголе -ться; если в вопросе нет ь – пишем -тся.
2. Если глагол стоит в неопр. форме, то пишем в глаголе –ться. Если глагол стоит в 3-ем лице, то пишем -тся.
– Сравним наше открытие с правилом в учебнике. Стр.32

Индивидуальная работа у доски (2 ученика)
– Теперь мы смело можем решить наши орфографические задачи.
Выписываем глаголы в нужный столбик.

Составляют схему
Обучающиеся работают в самостоятельно.

Дети делают выводы.

Работа по учебнику.

На доске появляется запись-алгоритм (таблица)VI. Физминутка. Раз сегодня мы говорим о глаголах, то и физкультминутка будет связана именно с этой частью речи. Выполняйте то, что я говорю.
Ты встаешь со стула, поворачиваешь голову вправо, влево. Поднимаешь вверх руки, встаешь на носочки и пытаешься дотянуться до потолка, потом медленно опускаешь руки и снова садишься на свое место.
– Молодцы! Назовите глаголы, которые встретились в тексте этой физкультминутки.VII. Первичное закрепление.Скажите, в каких произведениях Устного Народного Творчества чаще встречаются глаголы? Сколько в них таится скрытого смысла, а главное, мудрых жизненных уроков.
– Вспомните, что такое “пословица”? (Это краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющие поучительный смысл.)
Работав группах. Игра «Собери пословицу». Каждой группе нужно собрать пословицу, которая записана на карточках, объяснить её смысл. Записать в тетрадь.
Дифференцированная работа
1 уровень Задание: Борот?ся и искать, найти и не сдават?ся. Всякий человек на деле познает?ся.
2 уровень Задание: Сумел оступит?ся, сумей и исправит?ся. Друзья познают?ся в беде.
– Спишите в тетрадь пословицу, которая может служить девизом вашей жизни. Объясните свой выбор.

Обучающиеся работают в группах.

Проверка по эталону на слайде
Самооценка

Карточки со словами пословицы

VIII. Домашнее задание.Стр.36 упр. №3 (продолжите работу над пословицами)Слайд 8IX. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.Индивидуальная работа со словами.
– Обратите внимание на маршрутный лист, задание №2
Самостоятельная работа по теме: «Правописание –тся и –ться в глаголах».
В соответствующей колонке отметьте крестиком, что пишется в данном глаголе: -тся или –ться?
№ сл/соч1234567
-тся
-ться

1. запират..ся на засов
2. употребляет..ся в глаголе
3. удивлят..ся пению
4. расстилает..ся туман
5. надо заботит..ся о здоровье
6. нам пригодит..ся схема
7. получает..ся картина

Обучающиеся самостоятельно работают в паре применяя правило, изменяют глаголы..

Проверка по слайду

Слайд 9–10X. Рефлексия деятельности (Итог урока).– Какая цель стояла перед нами в начале урока? Что нового вы узнали на уроке? Какое открытие в языке сделали?
– Какое затруднение у вас возникло в начале урока? В чём была причина затруднения?
– Какую цель перед собой поставили?
– Каким способом действовали для достижения цели?
– Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.
– Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?
– Внимание, ключ к заданию.
– Поднимите руку, кто при выполнении этого задания не допустил ни одной ошибки.
– Выведите среднее арифметическое баллов, выставленных вами за каждый этап урока.
4.5–5 ты отлично поработал на уроке, спасибо
3.7–4.4 ты хорошо потрудился
3–3.6 старайся работать лучше
– Поднимите руки, кто работал сегодня отлично, хорошо, удовлетворительно?
– Что вам не удалось, что нужно сделать, чтобы это устранить?
– А как вы думаете, всё ли вы узнали о глаголах теперь?
– Мы сделали лишь очередное открытие о глаголе. На последующих уроках вы продолжите открывать новые и новые тайны этой важной части речи.
– Спасибо за урок.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temupravopisanie-tsya-i-tsya-v-glagolah-klass-3709184.html

http://urok.1sept.ru/articles/664310