Конспект урока правописание зар зор

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему: «Буквы а и о в корне –зар- -зор-»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему: «Буквы а и о в корне –зар- -зор-»

Скачать:

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_russkomu_yazyku_v_6_klasse_bukvy_a_i_o_v_korne_zar_zor.doc44 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Михайлова Екатерина Валерьевна – учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №251 Кировского района Санкт-Петербурга

Название работы: Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему: «Буквы а и о в корне –зар- -зор-»

Предметная область: Русский язык

Тема урока: «Буквы а и о в корне –зар- -зор-»

Цель: познакомить учащихся с правописанием гласной в корне –зар-,-зор-.

1. Научить отличать корни с чередующимися гласными О-А от корней с проверяемыми гласными

2. Закрепить новые знания путем анализа таблицы о правописании чередующихся гласных в корне ЗОР-ЗАР и составления обобщающей таблицы «Чередования в корнях ГОР-ГАР, ЗОР-ЗАР»

3. Развивать умение договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь

Планируемые результаты : знать о корнях с чередованием –зар—зор-, уметь определять условия выбора о-а, понимать важность грамматического анализа слов.

Тип урока – урок усвоения новых знаний

Оборудование урока: учебник русского языка 6 кл., учебная интерактивная доска, компьютерная презентация, карточки

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания.

III. Слово учителя:

Ребята, обратите внимание на доску. Посмотрите, что написано.

-Кас- Кос/ Гар – Гор/ -Зар – Зор

С какими корнями из этого списка мы уже знакомы? (-Кас- Кос/ Гар – Гор)

Каким общим названием можно объединить эти темы? (Чередование гласных в корне или А и О в корнях).

Обратите внимание, что сегодня у нас появилось два новых корня. Следовательно, как бы мы с вами обозначили нашу сегодняшнюю тему? ( Буквы А и О в корне -Зар – Зор ).

Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, когда в корнях -Кас- Кос пишется буква А, а когда О?

(Если после корня стоит суффикс А, то пишется А; в остальных случаях пишется буква О)

А когда у нас пишется буква А и буква О в корне Гар – Гор?

(Под ударением пишется буква А, без ударения пишется буква О)

Какие исключения мы с вами знаем? (Выгарки, пригарки, изгарь)

На доске написаны слова, давайте с вами вставим нужные орфограммы.

кАсаюсь, кАсание, кОснитесь, кОснулся, соприкОсновение, загОрел, догОрала, сгОрело, разгОрелся, огАрок, подгОрела, выгАрки, угОрел, изгАрь.

Посмотрим, что гласят правила по теме «Буквы А и О в корне -Зар – Зор»

Давайте с вами вместе откроем учебник на этой теме.

Под ударением в корнях зар – зор пишется буква О, без ударения буква А.

Обратите внимание, что в предыдущих корнях гар – гор было всё наоборот.

На практике попытаемся подтвердить данные правила.

После зелёного значка у нас с вами нарисована таблица. Перерисуем её себе в теоретическую тетрадь.

В учебнике приведены не все исключения на это правило, поэтому мы с вами занесём в исключения не только слово ЗАРЕВО, но и ЗОРЯНКА (всполохи молнии).

А теперь давайте все вместе разберем упражнение 192, стр 108. Прочитаем задание. (Один человек читает задание).

Попытаемся определить смысл каждой пословицы. Что означает первая пословица

1.Зарю проспать – рубахи не достать.

Иногда говорят иначе: «Зарю проспать — рубля не достать»

Как вы думаете, смысл этих строк один и тот же или всё – таки он разный?

(Одинаковый. Означает, что чем раньше встанешь, тем больше успеешь сделать).

Кто – нибудь помнит ещё какие – нибудь пословицы с этим же смыслом?

(Кто рано встаёт, тому бог подаёт!)

2.Заря надежду родит. (т.е с наступлением нового дня мы всегда верим в лучшее будущее)

3.Какова вечерняя заря, таков и вечерний день. (Можно сказать по-другому: «Что посеешь, то и пожнёшь»)

Давайте выполним задание у доски. (Один человек работает у доски, все остальные работают в тетради).

зАря, зОри, зАрница,зОрянка, зОренька, озАрение, озАрённость, зАрево, озАриться, зОревать, зАрничный, зОрюшка, оЗарив.

(После того, как ребята выполнили задание, они приступают к выполнению следующего задания :

Задание на доске.

Найдите «третье лишнее»:

Заря, зарница, зарядка.

Заразить, зорька, зоревать.

Озарить, заряд , зарево.

Новое задание на повторение.

Определить способ образования следующих слов:

Зоркость, озарение, прикасаться, лесоразработки, кое-чем, взрыв, лесник, никто, по-испански, ширь, беспросветный, ВДНХ, зайка, уехал, землепашец, свежемороженый, подбородок, прогул, неяркий, суперигра, кто-нибудь, чем-то.

Теперь запишите и проанализируйте текст стихотворения ( упр. 195):

Вот и лето жарко, сухо;

От жары нет мочи.

Зорька сходится с зарею,

Нет совсем и ночи.

По лугам идут работы

В утренние росы;

Только зорюшка займется,

Звякают уж косы.

-определите тип и стиль текста;

-начертите схему второго предложения, объяснить знаки препинания;

— произведите его синтаксический разбор;

-выпишите однокоренные слова,

-какую роль выполняют в тексте однокоренные слова?

(Жарко-жара, зорька-заря, зорюшка)

Индивидуальные ответы учащихся.

-Вспомним, какие мы знаем корни с чередованием?

-От чего зависит выбор гласной?

-перечислите слова- исключения из правил

-сформулируйте правило о правописании корней –зар- -зор

В корне с чередованием -зар- — -зор- под ударением пишется та гласная, которая слышится, в безударном положении —а: заря, зарево, зорька.

Индивидуальная работа в тетради (текст представлен на слайде)

1. Вставьте пропущенные буквы, запишите, обозначьте орфограммы. Почему слова сгруппированы именно так?

A . Заг..р, уг..р, выг..рки, разг..р, уг..рный.
Б. Г..реть, г..рение, заг..реть, г..релый, подг..реть.
B . 3..рево, з..ря, з..рница, оз..рение, оз..рить. Г. З..рька, з..ри, з..рюшка, з..ренька.

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Гласные в корнях с чередованием (обобщение)

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Понятие «чередующаяся гласная в корне».

2. Понятие «чередование гласных в корне».

3. Чередование, зависящее от ударения.

4. Алгоритм работы с чередующимися гласными в корне.

Чередование гласных в корне – такое явление, при котором в корнях с одним и тем же лексическим значением пишутся разные гласные.

Чередующиеся гласные – безударные гласные внутри корней, которые невозможно проверить ударением, так как зависят они от значения, положения в слове или соседствующих морфем.

1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2 Ч. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2016. – с. 108-109.

1. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. – М.: Оникс 21 век, Мир и Образование, 2016 г. – с. 7.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим слова: заря, зорька, зарево, озарение. Их объединяет корень. Возникает вопрос: какую букву писать? Давайте проведём анализ.

Первое, что мы можем сделать, – поставить ударение. Таким образом получается: заря, зорька, зарево, озарение. В словах зорька и зарево мы можем сразу поставить гласную, так как она находится под ударением. А под ударением мы пишем то, что слышим. Следовательно, первую часть правила можно сформулировать так: в словах с корнями -зор- – -зар- под ударением пишем то, что слышим.

Отталкиваясь от аналогичных правил по чередующимся гласным, можем предположить, что в остальных словах пишется а. Проверим себя по словарю: заря, озарение.

Как в целом можно сформулировать правило? В словах с корнями -зор- – -зар- под ударением пишем то, что слышим, без ударения – букву а.

При работе с чередующимися гласными в корне необходимо помнить, от чего зависит чередование:

– согласная на конце корня;

– суффикс за корнем;

Давайте вместе составим алгоритм работы с чередующимися гласными в корне.

Рассмотрим -лож- – -лаг(а)- и -кос- – -кас(а)-. Для последней пары надо проверить значение корня – прикосновение к чему- или кому-либо.

Применяем правило: для -лож- – -лаг(а)- и –кос- – -кас(а)-: без суффикса пишем букву о, с суффиксом – а.

В корнях -рос- – -ращ- – -раст- обращаем внимание на согласную в корне.

Для -гор- – -гар- проверяем значение – подвергаться огню или высокой температуре.

Для -зор- – -зар-: под ударением – пишем то, что слышим, без ударения – букву а.

Так выглядит алгоритм в целом.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выберите слово, которое не подходит под тему «Чередующиеся гласные в корне».

Горе, заря, прикосновение, положение, выращу.

Правильный ответ: горе

Выбор элемента из выпадающего списка.

Урок русского языка в 6 классе по теме «Буквы о-а в корнях зар-зор

Выбранный для просмотра документ Открытый урок.docx

Урок русского языка в 6 кл.

Учитель: Дмитренко М.Л. МБОУ «Целинная ООШ»

Тема: Буквы А и О в корне –зар — -зор –

Цель: Познакомить уч-ся с правописанием гласной в корне –зар- -зор- сформировать устойчивый навык правописания чередующихся гласных в корнях слов, закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами (-раст-рос-, -лаг-лож-, -гар-гор-)

1. вспомнить и обобщить правила правописания гласных в корнях с чередованием;

2. отработать навыки «опознавания» корней с чередованием

3. формировать у каждого ученика навыки самообучения и самоконтроля

4. проработать задания из ВПР

— овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – раст-/ -рос-, -ращ-; лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-, -гар/- гор-, — зар-/-зор-, — овладение умением объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием;

— овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях;

Познавательные : побуждать обучающихся, применять для решения учебных задач урока мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные : помочь обучающимся сформулировать цель деятельности на уроке и составить план — последовательность действий решения учебной задачи, побуждать обучающихся корректировать и оценивать свои действия,.

Коммуникативные: вступление обучающихся в учебный диалог с учителем, с одноклассниками, выдвижение версии, выражение собственной мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

— воспитание умения преодолевать трудности, применив волевые усилия; воспитание стремления к труду, осознания ценности и необходимости трудиться, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Оборудование: Портрет И.С. Тургенева, презентация к уроку, учебники, тетради

Приветствие: — Здравствуйте, ребята, прозвенел уже звонок, начинается урок.
Давайте проверим, все ли готово к уроку « Быть должны всегда в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки.
А девиз у нас такой:
«Все, что надо, — под рукой!»

— Садитесь и не забывайте наше правило:

— «Сяду ровно, не согнусь, за работу я возьмусь, спинки держим прямо, не горбимся»

— Ребята, сегодня , 9 ноября, исполняется ровно 200 лет со дня рождения великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Сегодняшний урок я хочу начать с его стихотворения в прозе «Русский язык» ( учащиеся наиз-ть читают стих.)

« Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

— Ребята, как вы понимаете это стихотворение, о чем оно? Иван Сергеевич вынужден был долго жить за границей и только русский язык был для него опорой и поддержкой. Ну а что для вас русский язык? Мы должны с вами учиться грамотно писать и грамотно говорить, а для этого нужно знать правила. Вот мы сейчас и проверим ваши орфографические знания. Предлагаю вам орфографическую разминку-повторение. Тренировка к ВПР

Открываем тетради, соблюдая орфографический режим, записываем число, классная работа,( по ходу объясняем правописание Девятое и ноября- безударная гласная в корне, проверяемая ударением и непроверяемая гласная в корне) оставляем место для темы урока.

Вырастить, коснулся, росток, прилагать, касается, отрасль, отложить, угореть, излагать, загар, сложение, огарок, сгорело, растущий, изгарь, возложить, выгарки, росли, возраст. (Взаимопроверка)

— Ребята, оцените работу соседа.

— Переходим к теме урока. На доске запись:

раст-рос- — с чем из этого списка мы уже знакомы?

-кас-кос- — как назывались эти темы?(чередование гласных в корне)

-лаг-лож- — обратите внимание, что сегодня у нас появились 2 новых

-гар-гор- корня. Следовательно, как мы обозначим тему нашего

-зар-зор- урока? Правильно, правописание гласных –а-о-в корнях –зар

-И какова будет цель нашего урока?

— Научиться определять условия выбора букв о –а в корне –зар-зор- и правильно писать слова с этой орфограммой.Повторить чередование гласных в корнях –лаг-лож-, кас-кос-,-раст-рос-, -гар-гор-

И сегодня на уроке мы будем выполнять задания, которые встречаются на ВПР..

1)- А теперь посмотрите на доску. Материал для наблюдения:

— Какой вывод можно сделать о правописании гласных в корне – зар — зор-?

Правильно, под ударением пишем О , без ударения – А . В корнях – гар – гор- все было наоборот:

Под удареньем пишем –гар-, без ударенья – гор-

К примеру: загорел, загар,

Наоборот: -зар – зор-.

— Но не надо забывать о словах – исключениях из правила:

Зарево- отсвет пожара или заката на небе

Зоревать – не спать на заре

Упр 192( на доске)

1. Зарю проспать – рубахи не достать.

Иногда говорят иначе: «Зарю проспать — рубля не достать»

Как вы думаете, смысл этих строк один и тот же или всё – таки он разный?

(Одинаковый. Означает, что чем раньше встанешь, тем больше успеешь сделать).

Кто – нибудь помнит ещё какие – нибудь пословицы с этим же смыслом?

(Кто рано встаёт, тому бог подаёт!)

2. Заря надежду родит . (т.е с наступлением нового дня мы всегда верим в лучшее будущее)

3. Какова вечерняя заря, таков и вечерний день . (Можно сказать по-другому: «Что посеешь, то и пожнёшь»)

3 Работа с текстом

Необыкновенно красивы и загадоч..ны в России з..ри! Утренняя з…рюшка туманна, нежна и отличает..ся соч..ностью красок. В..черняя з..ря спокойна и величава. Летними в..черами небо на г..ризонте часто оз..ряется всполохами з..рниц. Это необыкновенное зрелище! А как чудес..но послушать серебряную трель з..рянки – птич..ки, названной так за ее привыч..ку петь на утренней з…рьке.

А)Выполните морфемный и словообразовательный разбор слов зорька и зорюшка

Б) Выполните морфологический разбор слова Вечерняя (заря)

В)Синтаксический разбор предложения:

Летними вечерами небо на горизонте часто озаряется всполохами зарниц.

Г) выпишите слова, где количество букв и звуков не совпадает

4.Творческая работа Замените глаголы другими, близкими по значению с чередующимися гласными.

Туристы устроились (расположились) на отдых у реки.Заря угасала(догорала). Последние лучи солнца чуть трогали (касались) вершины деревьев. Один за другим вспыхивали (разгорались) костры.

6. Составление опорной таблицы-помощницы

Правописание гласных –о-а- в корнях с чередованием зависит от 6

-А- согласной ударения

-кас—кос- -раст –рос-ращ- -гор – гар-

7 Подведение итога., выставление оценок. Рефлексия

— С каким правилом мы сегодня познакомились на уроке?

— Какие новые знания вы усвоили?

— Достигли мы целей урока?

— Что для вас было трудным?

— Как вы это преодолевали?

— Как бы вы оценили свою работу на уроке?

— С каким настроением вы покидаете урок?

Д/з. Составить небольшой рассказ, используя изученную тему.


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/6957/conspect/

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazyka-v-6-klasse-po-teme-bukvy-o-a-v-kornyah-zar-zor-4174191.html