Конспект урока правописание звонких и глухих согласных в конце слова

Конспект урока «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова» 1 класс УМК » Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Комбинированный урок на основе комплексного интеллектуального развития с элементами словообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
parnye_soglasnye_na_kontse_slova.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Конспект урока русского языка

«Правописание парных звонких и глухих

согласных на конце слова»

УМК «Школа России»

Выполнила: Зайдлец Мария Викторовна,

учитель начальных классов,

Правописание парных звонких и глухих
согласных на конце слова. (1 класс)

Цели: формировать умение проверять написание парных согласных разными способами; учить распознавать парные звонкие и глухие согласные в словах, сопоставлять произношение и написание, анализировать, делать вывод; развивать у учащихся навыки грамотного письма.
Планируемые результаты : учащиеся научатся проверять парные звонкие и глухие согласные в конце слова разными способами; сопоставлять произношение и написание слов; подбирать проверочное слово.

— проявлять интерес к изучению темы;

2. Метапредметные умения:

а) познавательные умения:

— различать парные согласные по звонкости и глухости, и обосновывать свое мнение;

б) регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— использовать алгоритм проверки парных согласных в конце слова;

— выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;

— исправлять ошибки в учебном тексте.

в) коммуникативные умения:

— формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать свое мнение;

3. Предметные умения:

— писать слова с парными звонкими и глухими согласными в конце слов;

Задачи: — развивать у детей орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление. Наблюдательность, память, умение рассуждать, анализировать, строить умозаключение. Развивать письменную речь.

— воспитывать любовь к родному языку, пытливость, любознательность.

Вид : комбинированный урок на основе комплексного интеллектуального развития.

Оборудование: презентация, раздаточный материал( тренинг–листы).

1. Организационный момент.

Учитель: С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень

На уроке не зевать

А работать и писать.

2. Сообщение темы урока:

Учитель: Послушайте одну удивительную историю.Однажды не поладили буквы гласные и согласные- и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить и не смогли. Заскучали согласные и вдруг…Показалось им, что кто-то рыдает…Прислушались.

А-а-а! О-о-о! – плакали гласные.

И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но получилось лишь невнятное бормотание): «држб!»

И услышали радостное (но тоже непонятное) : «у а!»

И решили тогда буквы: надо заключить мир и жить в словах вместе. Ребята, посмотрите на слайд ,какое слово мы можем составить ,если эти буквы помирятся: « Дружба».

Соединив гласные и согласные с обеих страниц книги, вы можете назвать тему урока»? Слайд 3

Учитель: -Что у вас получилось?

Дети: Парные звонкие и глухие согласные.

Учитель:Как вы думаете ребята, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Дети: повторим правило проверки парных согласных на конце слова.

Учитель: Послушайте рассказ.

Ярко светит солнышко, и под его лучами проснулись цветы на лесной поляне. И лишь один цветок не мог раскрыть свои лепестки, потому что его заколдовала злая волшебница. Слайд 4

Помочь ему можете вы, ребята. Для этого надо вспомнить и назвать все парные звонкие и глухие согласные, красиво записать их. (Дети записывают в тетрадях пары согласных по глухости и звонкости).

На доске: г-к,б-п,в-ф,д-т,з-с,ж-ш.

Слайд 5 Молодцы! Вот и распустился наш цветок.

Учитель: Проверьте, правильно ли вы записали пары согласных.

Учитель: Почему мы обращаем внимание на правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов?

Дети: Парные звонкие и глухие согласные в конце слов пишутся не так, как слышатся, т.е. правописание не соответствует произношению.

-Например: флаг- на конце слова слышится звук к

Изменяем слово- флаги. Перед гласной и ясно слышится звук г, поэтому в слове флаг писать нужно букву г.

Учитель: Как проверить написание слов с глухими и звонкими согласными?

Дети: Надо изменить слово так, чтобы после интересующей нас согласной стояла гласная.

Тренажер : раскрась Копатыча.

4. Закрепление пройденного материала

Учитель: А сейчас мы с вами побываем в сказке.

Вспоминают отрывок К.Чуковского «Доктор Айболит». Слайд 7

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

-Давайте представим, что заболел доктор Айболит. Что будет?

Дети: Очень плохо. Некому будет лечить зверей.

Учитель: Все зверята со всех концов света поспешили на помощь доктору.

Как Вы думаете ребята, почему все зверята поспешили к Айболиту?

Дети: Потому что он добрый и всегда всем помогает.

Ребята ,вспомните пословицы о доброте: « Худо тому, кто добра не делает никому.», « Мир не без добрых людей», « И собака старое добро помнит», «Доброе дело 2 века живет», «Жизнь дана на добрые дела».

Учитель: Вот он лежит в постели, больной, но счастливый, потому что не оставили его зверята в беде.

— Назовите тех, кто пришёл на помощь к доктору. Слайд 8

Дети: лев, , заяц, слон, ёж, жираф, кит, уж.

Учитель: Из всех названных зверей вам нужно записать лишь тех, названия которых имеют на конце звонкую или глухую согласные, и доказать правильность написания, подобрав проверочное слово.

Учитель: Итак, какие слова требуют проверки? Проверьте Слайд 9

Дети: слова с парными согласными на конце слова

Учитель: Какие слова являются проверочными?

Дети: слова, в которых согласный стоит перед гласным

Учитель: Назовите среди записанных слов слова, в которых есть знакомая вам орфограммы.

Дети: ужи, ежи, жирафы.

Учитель:А теперь скажите , как мы будем называть детенышей:

Слоненок,зайчонок,львенок,ежонок,ужонок,китенок.Мы образовали однокоренные слова или подобрали другую форму слова? Слайд 10

Учитель: С помощью чего мы образовали новые слова?

Дети : С помощью суффикса ёнок, онок.

Я называю слова и если на конце этих слов есть парные согласные, то вы берёте в паре друг друга за руки. Если нет в словах парных согласных на конце слова, то вы отворачиваетесь друг от друга.

(плуг, мороз, нос, флаг, погреб, орёл, стол, стог ,лимонад, двери, шоколад, ручка)

6. Закрепление пройденного материала.

Задание «Помогите разобраться».

Много зверят пришли лечить любимого доктора, а вот верблюжонок не смог прийти. А вы знаете почему? Он получил телеграмму от слонёнка, как нужно пройти на полянку к доктору, но ничего не понял. Давайте ему поможем разобраться:

Иди прямо через лук. Справа будет большой прут, на нём

Не пугайся кос – они не бодаются.

-Как вы думаете, какие слова вызвали недоумение у верблюда?

Дети: Лук, прут, плод, кос.

Давайте поможем слоненку исправить ошибки, чтобы верблюжонок все понял и добрался до доктора Айболита. Слайд 13

Лук-овощ, луг- участок земли ,покрытый растительностью ,

Прут- ветка, пруд-водоем,

Плод- съедобная часть растений , плот-средство передвижения по воде,

Косы – прическа, козы –домашние животные.

Учитель: Ребята, как называются слова, которые одинаково пишутся и слышатся ,но имеют разное значение?

Учитель : верно ,ребята. А те слова, которые одинаково слышатся ,но имеют разное значение называют омофонами это одна из разновидностей омонимов.

Учитель: Давайте составим предложения, в которых будут омофоны,чтобы показать отличие этих слов.

В салат нарезали лук. Как красив весенний луг!

У пастушка в руках прут. Я ходил купаться на пруд.

По реке плывет плот. На дереве созрел плод.

Давайте запишем 2 предложения:

По реке плывет плот. На дереве созрел плод.

Слайд 14. Мы с вами все исправили и теперь верблюжонок непременно найдет дорогу к Айболиту.

7. Самостоятельная работа в парах.

Учитель: У вас на столе лист- тренинг.Вы должны вставить пропущенную букву и записать проверочное слово. А теперь обменяйтесь вашими листочками с соседом по парте и проверьте.

Сверяем с доской. слайд15

Образуйте новые слова: тортик,снеговик,снежный,арбузик,арбузный,жирафик,

утюжить, глазной,глазик,морозный, грибной,городской.

Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок

Учитель: О чём мы сегодня говорили на уроке?

Поднимите руки ,кому было на уроке было интересно и все понятно?

А теперь поднимите руки те, кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?

Ребята, попробуйте сами оценить свою работу.

1.Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (нос)
2.Старик – шутник
На улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (мороз)
3.Свернешь – клин,
Развернешь – блин. (зонт)
4.За тобою он плетется,
Хоть на месте остается. (след)
5.Лежал, лежал,
Да в реку побежал. (снег)
6.То я в клетку, то в линейку,
Написать по мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать
Называюсь я … (тетрадь)
7.Невысок и коренаст
Поглядеть решил на нас,
Приподняв с утра под елками
Лист с зелеными иголками. (гриб)
8.Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками. (еж)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Откуда берется и куда девается мусор?Формирование представления об источниках бытового мусора и способах его утилизации;убедить о необходимости соблюдения чистоты в доме, поселке, на приро.

Цели: познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр»;доказать детям, что Земля- наш дом: бережём дом- бережём здоровье;научить выполнять правила.

Урок по литературному чтению для 3 класса с презентацией.

Тема урока «Все профессии важны»2 класс УМК Школа РоссииЦели урока:· Обогатить знания детей о различных профессиях. Обобщить знания об экономике, культу.

Конспект урока по математике по программе «Школа России» для 1 класса по теме: Число 0. Цифра 0.

Конспект урока по литературному чтению по теме — «Родина».

Данный конспект урока рассматривает 3 урок в теме «Деление с остатком».Тип урока — формирование первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.Цель урока: научиться находить частное.

Конспект урока по русскому языку по теме » Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.»(4 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ГКОУ «Ригодищенская ШИ» . Учитель начальных классов: Иванова Б.Б.

Урок письма, 4 класс.

Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

1.Учить различать на слух звонкие и глухие парные согласные; добиваться от детей осознания необходимости проверки как звонких, так и глухих согласных; обнаруживать орфограммы; уметь применять правило;

2.Развивать у учащихся навыки грамотного письма, орфографическую зоркость, фонематический слух, речь;

3.Воспитывать умение работать в коллективе, аккуратность, положительные эмоции, мотивацию к учению.

Оборудование: учебники, тетради, памятки, карточки для рефлексии.

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Прозвенел звонок, начинается урок.

Очень тихо вы садитесь и работать не ленитесь.

2.Гимнастика для рук.

3. Минутка чистописания. Откройте тетради, запишите число.

Теперь за работу нам всем приниматься

В тетрадях красиво писать и стараться.

Послушайте скороговорку: Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала .

Какой звук слышится чаще всего? Дайте характеристику.

— Вспомним написание парных согласных б – п.

Сейчас мы красиво напишем эти буквы парами. На верхней строке пишем звонкую согласную, на нижней — глухую согласную букву.

4.Актуализация опорных знаний.

— Назовите парные звонкие, глухие согласные парами.

— Назовите только звонкие согласные.

— Назовите только глухие согласные.

— Приведите примеры со звонкими и глухими согласными на конце слова.

4. Сообщение темы, постановка целей урока.

— Отгадай загадку : Самый алый, сахарный,

Кафтан зелёный, бархатный. ( Арбуз ).

— Запишите это слово в тетрадь.

— Какая орфограмма есть в слове? (Парный согласный в конце слова).

— Какое правило мы знаем о парных согласных?

На письме опасные.

Звук согласный проверяй

Рядом гласный подставляй.

— Почему слова с парными согласными на конце слова надо проверять?(парные согласные слышаться в словах как глухие)

— Измените слово, подберите проверочное слово. (Арбуз — арбузы).

Тема нашего урока: « Парные звонкие и глухие согласные на конце слова».

— Чему мы будем учиться на уроке?

( На уроке мы будем учиться находить парные звонкие и
глухие согласные в конце слова, подбирать проверочные слова,
размышлять, рассуждать).

5. Работа по теме урока.

Есть несколько способов подбора проверочных слов.

а ) Называем много предметом . б) Называем ласково предмет

лес — леса дуб — дубок

6.Гимнастика для глаз.

А сейчас, а сейчас

Всем гимнастика для глаз.

Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем

И опять их открываем .

Смело можем показать,

Как умеем мы моргать.

Головою не верти,

Глазки влево, глазки вправо —

Упражнение на славу.

Глазки вверх, глазки вниз,

Поработай, не ленись!

И по кругу посмотрите.

Прямо, ровно посидите.

Посидите ровно, прямо,

А глаза закрой руками

Работа о учебнику . Упражнение 4, стр.54

— Буквы «спорят» в словах. Разреши их спор. Как ты это сделаешь?

Кру г , гара ш , вра г , арбу з , зу п , обры ф , похо т .

( Ученики по очереди комментируют написание слов с объяснением: « Я не знаю какую согласную на конце слова круг надо писать. Я изменю слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук. Проверочное слово – круги , звук – г – слышится чётко. В слове круг напишу букву – г) .

7. Физминутка. Мы писали, мы писали,
А теперь все дружно встали.

Я буду называть слова, когда услышите на конце слова парный звонкий звук, вы приседаете, руки вперёд. А когда услышите глухой согласный – встаёте на носочки, руки тянете вверх.

Завод, огород, мешок, берег, крюк, ландыш, халат, медведь, этаж, кот, холод, клуб.

Улыбнёмся —
Тихо сядем.
Посидим, отдохнём
И опять писать начнём.

а) Списывание с доски.

— Прочитайте следующие строчки, скажите, о ком говорится в предложении?

Падал снег на порог.

Кот слепил себе пирог.

А пока лепил и пёк,

Ручейком пирог утёк!

— Спишите, пользуясь памяткой «Как правильно списывать?» ( Памятки у каждого ученика на парте).

1. Прочитай и повтори, чтобы понять и запомнить.

2. Отметь опасные места.

3. Прочитай вслух так, как написано.

4. Повтори, не глядя на запись.

5. Пиши по памяти, диктуя себе, как было написано. Отмечай опасные места.

— Выделите орфограммы, объясните их написание. Пользуемся памяткой

«Как писать без ошибок?»

1. Ищем орфограмму.

2. Определяем тип орфограммы.

3. Вспоминаем правило.

4. Применяем правило.

5. Проверяем написанное.

б) Игра «Найди опасное место».

Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладошки, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять.

Слова: голубь, билет, вокзал, берег, вагон, рукав, пример, костюм, клуб, творог, чемодан, глаз, парад, день, комбайн, арбуз.

9.Обобщение и систематизация знаний.

Поупражняемся в подборе проверочных слов. Назовите парную согласную, которую нужно писать в слове. Ответ докажите. (Устно)

1). Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется . (глаз).

2)Всё перетрут терпение и . (труд).

3) Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший .. .(друг).

4).Под сосною у дорожки,
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть — нет головы. (гриб)

10.Итог урока. Оценки.

— Как произносятся парные звонкие и глухие согласные на конце слова?

— Всегда ли совпадает произношение и написание парных согласных на конце слова? (Может совпадать, а может не совпадать)
— Что нужно делать с парными согласными на конце слова? (Проверять)

11. Домашнее задание . Стр.55. упр.7

1. Аксёнова.А.К., Галунчикова Н.Г. Русский язык.4 класс, учебник для спец.(коррекц) образоват.учреждений VIII вида, 7 –е издание, Просвещение.2011г.

2Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1991.

3.Соловейчик М.С. Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах. Лекции 1 – 4, 5 – 8. Изд. Педагогический университет «Первое сентября». Москва. 2006 год.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Иванова Богдана БогдановнаНаписать 1893 01.11.2017

Номер материала: ДБ-813568

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    01.11.2017 222
    01.11.2017 214
    01.11.2017 271
    01.11.2017 307
    01.11.2017 19817
    01.11.2017 748
    01.11.2017 8612
    01.11.2017 580

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Туве объявили каникулы в школах с 25 октября

Время чтения: 2 минуты

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки разрешило вузам перейти на дистанционное обучение

Время чтения: 1 минута

Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

Презентация к уроку

Тип урока: урок – путешествие.

Цели: формировать умение проверять написание парных согласных на конце слова; учить применять полученные знания грамотного письма и самостоятельной работы; прививать интерес и любовь к русскому языку.

Оборудование: изображение космического корабля, изображение звезд, презентация.

1. Организационный момент.

Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу
Я от вас, друзья, не скрою –
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.

2. Минутка чистописания.

Бб Вв Гг Дд Жж Зз
Пп Фф Кк Тт Шш Сс

3. Актуализация знаний.

– Какие это буквы?
– На какие две группы их можно разделить?

4. Введение в тему.

Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие.

Ребята, а кто из вас знает кто был первым космонавтом?

В этом году наша страна отмечала большое событие .Ровно 50 лет тому назад 12 апреля 1961 года первым человеком побывавшим в космосе был русский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. (Слайд 2)

5. Создание проблемной ситуации.

Путешествовать мы будем на космическом корабле. У каждого из вас есть билет на корабль

Вставьте пропущенную букву в слове и вы отправитесь в путешествие.

Фла…
Са…
Клю…
Сугро… .
Утю …
Гри…
Заво …
Обе.

– Какие буквы пропущены в словах?
– Как проверить правильность вашего ответа?
– На нашем космическом корабле обязательно должен быть командир. Им станет тот, кто больше назовет слов со звуком Д.

6. Сообщение темы и цели урока.

Физкультминутка. (Слайд 3)

А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки приподнимись,
А потом руки вниз.
Раз, два,
Три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!

Мы прибыли на планету Загадок. Я буду загадывать загадки, а вы записывайте только отгадки. Запись под диктовку. (Слайд 4)

Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да в лес побежала. (Еж.)

На дворе горой,
А в избе водой. (Снег.)

Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел. (Гриб.)

Тише мыши
Вдруг придет
Очень страшный
Рыжий (Кот)

Золотой клубочек
Спрятался в дубочек. (Желудь.)

Гость гостил
Хрустальный мост мостил
Без ножа, без топора
Без железного долота. (Мороз.)

Он ходит голову задрав
Не потому что важный граф
Не потому что гордый нрав
А потому что он. (Жираф.)

– Как определили какая буква обозначает те звуки что вы произносили? (Проверка по сигнальным карточкам.)
– Вспомним правило.

Парный согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй.
Труд – труды, кот – коты –
Будешь грамотным и ты.

7. Самостоятельная работа.

– Отправляемся дальше в путь. Мы прибыли на планету Ошибок.

Исправьте ошибки в тексте. (Слайд 5)

Сильный холод сковал прут. Снек покрыл весь берег Катя взяла коньки. Она встала на лед. Она сделала первый шаг. И покатилась.

Руки ставим мы вразлет,
Появился самолет.
Мах крылом туда-сюда.,
Делай “Раз” и делай “Два”.
Раз и два раз и два.
Руки в стороны держите.
Друг на друга посмотрите.
Раз и два, раз и два.
Отпустите руки вниз,
И на место все садись.

8. Работа с учебником.

9. Фронтальна работа.

– Пора возвращаться на Землю, чтобы наш космический корабль удачно приземлился нам надо выполнить задание Путь к земле преграждают множество звезд. Расставьте звезды по местам. (Слайд)

Б
Ж
В
Г
Ш
Ф
Д
З
Г
Т
С
К

На доске записаны слова с пропущенными согласными. Обучающиеся по порядку выходят к доске. Каждый работает с одним словом. Он должен выбрать звездочку с нужной согласной, доказать правильность своих действий.

Пля…
Ле..
Обры..
Су..
Пло..
Горо.
Гла..
Дру..
Шар..
Шала..
Пиро.
Со..

Проверка задания. За каждый правильный выбор буквы флажок.

10. Рефлексивно-оценочный этап.

– Над какой темой сегодня работали?
– Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании парных звонких и глухих согласных?
– Какое задание вам было самым интересным?
– Молодцы! Командир, оцените работу своей команды.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-klass-pravopisanie-zvonkih-i-gluhih-soglasnih-na-konce-slova-2235507.html

http://urok.1sept.ru/articles/607336