Конспект урока правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Конспект урока «Правописание звонких и глухих согласных в корне. Способы проверки слов с парными согласными в корне»

Чтобы грамотно писать и знать, когда применять правила, нужно научиться замечать орфограммы и понимать значение слов и их частей. На уроке вы узнаете о правописании звонких и глухих согласных в корне и о способах проверки слов с парными согласными.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Правописание звонких и глухих согласных в корне. Способы проверки слов с парными согласными в корне»»

формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова и путём подбора однокоренного проверочного слова;

развивать умение сравнивать и обобщать;

закреплять знания о способах проверки слов с парными согласными на конце;

учить применять полученные знания на практике;

совершенствовать умение распознавать слова с парными согласными на конце;

актуализировать, уточнить и конкретизировать знания учащихся о парных и непарных звонких и глухих согласных.

формирование произвольного внимания, развитие устойчивости и распределения внимания;

развитие слуховой и оперативной памяти;

развитие логического и творческого мышления, умения делать выводы;

развитие устной и письменной речи учащихся;

развитие орфографической зоркости учащихся.

формирование познавательной мотивации;

воспитывать чувство взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах.

воспитание аккуратности при работе.

Формирование общеучебных умений и навыков:

правильно готовить рабочее место к уроку;

соблюдать правильную осанку во время работы.

правильно пользоваться учебными принадлежностями, ориентироваться в содержании учебника;

понимать и удерживать учебную задачу;

проверять свою работу.

Метапредметные задачи урока:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других.

уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;

находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

-Вас я видеть очень рада.

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз,

Я знаю каждый в классе гений

Но без труда и ум не впрок

Скрестите шпаги ваших мнений

И вместе сочиним урок!

II. Актуализация знаний.

— Послушайте, пожалуйста, притчу.

Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь новое знание, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» В чем сила этих слов? Что это значит?

Мы будем применять наши знания, опираясь на то, что уже хорошо знаем. Скажите, что пригодится нам для успешной работы на уроке? (Наши знания, внимание, умение слушать учителя и товарищей).

На этом уроке вы понаблюдаете за словами с парными по глухости-звонкости согласными, узнаете способы проверки слов с парными согласными в корне имён существительных, имён прилагательных и глаголов. Потренируетесь объяснять значение слова с помощью однокоренного, изменять слова по командам вопросов.

Чтобы грамотно писать и знать, когда применять правила, нужно научиться замечать орфограммы и понимать значение слов и их частей. На уроке вы узнаете о правописании звонких и глухих согласных в корне и о способах проверки слов с парными согласными.

Можно ли доверять парным по глухости-звонкости согласным?

Некоторые слова мы пишем правильно без правила, потому что в этих словах каждому звуку соответствует одна-единственная (своя) буква.

Мир, стол, дом, сон, мох.

На конце этих слов непарные звонкие [р, л, м, н] и непарный глухой согласный звук [х]. Этим звукам при письме можно доверять. На их месте нет выбора букв, а значит, нет орфограмм.

А можно ли доверять парным по глухости-звонкости согласным?

Обозначим звуки, которые слышим в указанных местах.

1. Повар готовил обе [т],

А тут отключили све [т].

2. Пришли к нам четыре ко [ш] ки…

Отложили мы в сторону ло [ш] ки. О. Григорьев

Сравните звуки с буквами.

Иногда буквы парных согласных соответствуют звукам, а иногда – нет.

Звук [т] обозначается буквой т или д,

звук [ш] обозначается буквой ш или ж (см. Рис. 1).

Парным по глухости-звонкости согласным звукам, когда они на конце слов и перед другими парными согласными, при письме доверять нельзя. А нельзя потому, что на месте одного и того же звука бывают разные буквы.

Правильную букву для такого звука нужно выбирать. Это орфограмма.

Перечислим буквы парных согласных: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.

Как проверить парный согласный?

Объясним, почему в одних словах буквы парных согласных написаны, а в других вместо букв оставлены «окошки»?

В словах повез, дуб есть орфограмма парных по глухости-звонкости согласных в конце слов. В словах книжка, записка эта орфограмма находится перед другим парным согласным. Поэтому на месте орфограмм оставлены «окошки».

Остальные слова проверочные. Они и помогают узнать нужную букву в корне. Корни в однокоренных словах пишутся одинаково, поэтому с их помощью можем вставить буквы.

Понаблюдаем за проверочными словами. Букву парного согласного в проверяемом слове будем подчёркивать одной чертой, в проверочном слове те буквы, которые подсказывают решение задачи, двумя чертами.

Повёз – везут. Корень вёз-, после проверяемого согласного звука [з] идёт гласный [у]. Дуб – дубок. Корень дуб-, после проверяемого согласного звука [б] идёт гласный [о]. Книжка – книжечка. Корень книж-, после согласного звука идёт гласный.

Записка – писать. Корень пис-, после согласного звука [с] идёт гласный [а]. Посмотрим на остальные слова.

Увезли – после проверяемого согласного звука идёт непарный звонкий [л’]. Дубрава – после согласного звука идёт непарный звонкий [р]. Книжный, записная – после согласного звука идёт непарный звонкий [н] (см. Рис. 2).

Как проверить парный согласный?

Чтобы проверить парный по глухости-звонкости согласный, нужно подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после проверяемого согласного звука был гласный.

В ряде случаев можно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука следовал непарный звонкий, например [р, л, м, н].

Какие ещё существуют способы проверки данной орфограммы?

Супы, львы, шарфы, труды, лбы.

Эти существительные стоят во множественном числе.

Есть ли в корнях орфограммы парных согласных?

Нет, так как после парного согласного следует гласный.

Изменим слова, поставим их в единственное число.

В этих словах есть орфограмма на конце слов.

Используя слова первого столбика, вставим буквы, подчеркнём орфограмму, выделим корни.

Супы – суп, львы – лев, шарфы – шарф, труды – труд, лбы – лоб

Корни суп, шарф, труд. Вы заметили, что в корнях льв-лев-, лб-лоб— есть беглый гласный? (см. Рис. 3)

Итак, чтобы проверить парный согласный в имени существительном, нужно изменить слово по числам.

Изменяем слова по команде вопроса: (много) кого? чего?

Вот как можно проверить слова, которые нам встретились в начале урока.

Открываем ещё один способ изменения имён существительных:

Можно изменить слова по команде вопроса кто? или что? (в ед. ч. или мн. ч.)

От слё (с, з) – что? слеза или слёзы, пишем букву з в корне слёз-,

у о (с, з) – кто? оса или осы, пишем букву с в корне ос-,

в буке (т, д) – что? букет (это не проверочное слово, на конце парный согласный), поставим во мн. ч. – букеты, пишем букву т в корне букет-,

на го(т, д) – что? год (это не проверочное слово, на конце парный согласный), во мн. ч. – годы или года, пишем букву д в корне год- (см. Рис. 4).

Узнаём буквы, подбирая однокоренные (ласковые) проверочные слова:

Объясняем значение слова с помощью однокоренного:

Ещё один способ подбора проверочных слов – это объяснение значения слова с помощью однокоренного.

Когда так говорят?

Как узнать буквы в корнях имён существительных:

Узнатьбуквы в корнях имён существительных можно так.

1. Подобрать однокоренное слово (объяснить значение слова, назвать предмет ласково).

2. Изменить проверяемое слово

1. по числам (ед. ч. – мн. ч.)

2. по команде вопроса (много) кого? чего?

3. по команде вопроса кто? что? (в ед. или мн. ч.)

В стихотворении найдите слова с парными согласными в корне, подберите проверочные слова.

Скрипит мороз. Сердит мороз.

И снег сухой и колкий.

И вяз озяб, и дуб замёрз,

Насквозь продрогли ёлки. Т. Волжина

Объясняем буквы согласных в глаголах:

А как объяснить буквы согласных в глаголах озяб и замёрз?

Измените проверяемые слова по командам вопросов что сделаю? что делать?

озябну, зябнуть – озяб (буква б в корне зяб-)

замёрзну, мёрзнуть – замёрз (буква з в корне мёрз-)

Узнай буквы согласных в глаголах, изменив слова по команде вопроса что сделаю?

Решаем задачи в корнях имён прилагательных:

А как решать задачи в корнях имён прилагательных?

Попробуем подобрать однокоренное слово (например, сказать ласково).

Узнали суффиксы -еньк-, -оньк- с уменьшительно-ласкательным значением?

А как проверить слово ги_кий? Ведь «гибенький» так не говорят.

Надо изменить слово по команде вопроса каков?

Справочное бюро: гибок, цепок, робок, хрупок.

Подберём эти слова к проверяемым словам.

Узнать буквы в корнях имён прилагательных можно так.

1. Подобрать однокоренное слово (например, сказать ласково).

2. Изменить слово по команде вопроса каков?

Различаются слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными. Написание слов с непроверяемыми согласными определяется по словарю.

Например, пишем: вокзал, футбол, ковш.

На уроке вы узнали, что, чтобы правильно выбрать букву согласного звука в корне, нужно подобрать проверочное слово. Для этого можно изменить проверяемое слово или подобрать однокоренное, чтобы после парного согласного был гласный звук.

В ряде случаев можно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука следовал непарный звонкий, например [р, л, м, н].

Конспект урока по русскому языку «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

Цель: уточнить знания учащихся о правописании звонких и глухих согласных в корне слова.

Образовательная – закрепление знаний учащихся о правописании звонких и глухих согласных в корне слова.

Коррекционно-развивающая – развитие внимания, орфографической зоркости, мышление посредством выполнения упражнений.

Воспитательная – воспитание положительной мотивации к учению.

Оборудование: учебники, раздаточный материал «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова», шифр букв, плакат «Звонкие и глухие согласные», картинки.

Прозвенел опять звонок,

Начинаем мы урок.

Проверяем всё на парте –

И тихонько приседаем.

Проверка домашнего задания.

— Ребята, как вы выполнили домашнее задание? Что вам нужно было сделать?

Опрос нескольких учащихся.

Сообщение темы и цели урока.

Послушайте небольшую сказку. Однажды поссорились буквы гласные и согласные – и разошлись по разным сторонам. Собрались согласные буквы в кучу, хотели поговорить и не смогли. Скучно им стало и вдруг… Услышали они, что кто-то плачет…

Прислушались: «Е-е-е! И-и-и! У-у-у!» – это ревели гласные. И согласные крикнули им (точнее, хотели закричать, но получилось лишь непонятное бормотание): « В, м, с!»

И услыхали они веселое, но невнятное: «У-я-а!»

И тогда решили буквы, что им надо заключить мир и жить в словах в согласии вместе.

— А теперь попробуйте расшифровать тему нашего урока (работа учащихся с шифром).

— Назовите все звонкие и глухие согласные (работа с плакатом «Звонкие и глухие согласные»).

4. Минутка чистописания.

— Открываем тетради, выполняем работу над ошибками.

— Отступаем две чистых строки, пишем число, классная работа, тема урока.

— А сейчас пропишем и выполним синтаксический разбор предложения:

Дети расположились на отдых под могучим дубом (прост., распр., повест.)

— Выписать слово «дуб» , выделить корень, подчеркнуть последнюю согласную в корне слова.

— Четко ли мы слышим последнюю согласную?

— Что нужно сделать, чтобы проверить сомнительную согласную? (подобрать проверочное слово, чтобы после согласной стояла гласная).

5. Закрепление полученных знаний.

На доске записана таблица.

— Вам нужно заполнить таблицу, подобрав проверочные слова.

— Почему обращается внимание на правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова? (Звонкие и глухие согласные в корне слова пишутся не так, как слышатся, например: мороз — на конце слышится «с», а пишем «з», изменяем слово — получаем морозы, здесь четко слышится звук з, поэтому в слове мороз нужно писать букву з).

— Чтобы правильно написать парные звонкие и глухие согласные в корне слова, надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

— Читаем правило на стр.66.

— стр. 66 упр. 105 – выполняем упражнение по образцу, один учащийся у доски.

Мы лягушки – попрыгушки,

Две веселые подружки.

Скачем по лесной дорожке,

Разминаем наши ножки.

7. Закрепление материала.

— А следующее задание на внимательность, вам нужно записать стихотворение, вставляя пропущенную согласную. Чтобы проверить слово, необходимо подобрать проверочное слово.

Взял я в руки гибкий пру… (прутик)

И погнал гусей на пру…(пруды)

В руки взял зеленый лу… (луковица)

И пошел гулять на лу.. .(луга)

Смастерил из бревен пло… (плотик)

А на груше спелый пло… (плоды)

— Теперь задание на сообразительность, выполним его устно, но не забываем поднимать руку при ответе.

С глухим согласным наливается в желтом поле,

Со звонким – сам звенит он на раздолье (колос – голос)

С глухим – всю зеленую траву она срежет,

Со звонким — и зеленые листочки все объест (коса – коза).

— А сейчас вам нужно проверить слова, написанные на доске, записав правильно:

Ретко, грятка, крушка, дожть,

Трафка, сетка и лопадка,

Крышка, ложка, поварешка,

Книшка, парта, утка, скаска.

— Следующее задание вам нужно выполнить самостоятельно, выбрав одну из указанных букв, выделить корень, подобрать проверочное слово.

З или С? Ре…кий, ни…кий, бере. ка, про…ьба.

Б или П? Ро…кий, ги…кий, ду…, хру…кий.

Д или Т? Ре…кий, сла…кий, блю…це, салфе…ка.

— А теперь проверяем задание друг у друга, не забываем, что оценки за самостоятельную работу пойдут в журнал (выборочно проверить, оценки прокомментировать).

8. Домашнее задание.

— Стр. 66 – 68 правило

— стр. 68 упр. 108 – I, II – списать, вставить пропущенную букву, подобрать проверочное слово, выделить корень у однокоренных слов.

III, IV – списать, вставить пропущенную букву, пропущенную букву подчеркнуть.

— С какой темой урока мы сегодня работали?

— Для чего нужно проверять сомнительные звонкие и глухие согласные в корне слова?

-А сейчас мы с вами будем флористами (объяснение значения незнакомого слова).

Выходят к доске все и собирают из листиков ромашки.

(На листиках напечатаны слова с пропущенной парной согласной в корне, нужно соотнести с этой пропущенной буквой, которая является серединкой ромашки).

Открывается следующая страница нашей волшебной книги, сейчас мы с вами побываем в сказке. (читается отрывок из сказки К.Чуковского «Доктор Айболит»)

Давайте представим, что заболел доктор Айболит. Что будет?

Все зверята со всех концов света поспешили на помощь доктору. Вот он лежит в постели, больной, но счастливый, потому что не оставили его зверята в беде. (слайд 5) Назовите тех, кто пришел на помощь к доктору?

Из всех названных зверей, вам нужно записать лишь тех, названия которых имеют в корне звонкую или глухую согласные и доказать правильность написания, подобрав проверочное слово. Проверяем(слайд 6)

Медведь- медведи, кит- киты, еж- ежи, уж- ужи, жираф- жирафы.

Чем же лечили звери доктора Айболита? Что они ему принесли? (слайд 7)

Как вы думаете какие слова имеют отношение к теме урока? (морковка, шоколадка, конфетка, мед)

В нашем русском языке

Ходят пары «налегке»

Часто хитрые подружки

Подменить хотят друг дружку

Как узнать писать какую-

Эту букву иль другую

Предстоит сегодня вам

Всё расставить по местам

Значит тема нашего урока

Тема урока Написание звонких и глухих согласных на конце слова.
Цель урока:
Закреплять умение писать слова с парными звонкими и глухими
согласными звуками на конце слова.
Задачи: Совершенствовать умения распознавать слова с парными согласными, которые нужно проверять перед написанием, подбирать проверочные слова, учить дифференцировать согласные звуки по звонкости – глухости с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
— закрепить дифференциальные признаки звонких-глухих согласных,
— учить применять полученные знания о глухих-звонких согласных на письме,
.- развивать мелкую моторику рук на основе выполнения пальчиковой гимнастики;
-коррегировать и развивать фонематический слух через выполнение упражнения «Звуковая цепочка», «4 лишний», заданий на индив.карточках.
— развивать навыки звукового анализа и синтеза при работе задания с загадками,
— коррегировать и развивать письменную речь, орфографическую зоркость; внимание и память; зрительное восприятие на основе письменных упражнений;
3. Воспитательные:
— воспитывать положительное отношение учащегося к учебе. Воспитывать аккуратность, старательность, доброжелательное отношение в коллективе.
Оборудование:1.Компьютер 2. Проектор, индивидуально –дифференцированные карточки.
Ход урока
Орг.мом. ППН.
Тех, кто готов работу начать
Улыбки свои я прошу показать!
— Давайте улыбнёмся друг другу и нашим гостям и с хорошим настроением начнём наш урок русского языка. Чему мы учимся на этом уроке? ( грамотно и красиво писать, правильно выражать свои мысли, давать полные ответы, учимся думать, слышать и понимать учителя и своих товарищей)
— Продолжите предложение: «Сегодня я пришёл на урок для того, чтобы….»
( выслушиваются ответы 1тип.гр.уч-ся, затем продолжает отвечать 2 и 3 тип.гр.)).
— А я сегодня хотела бы помочь вам открыть для себя новые знания и помочь закрепить ранее полученные знания.
Ребята, когда я пришла в школу , в двери увидела письмо, чтобы узнать от кого оно, надо выполнить задания, записанные на карточках. Для этого нам придется вспомнить, чем мы занимались на прошлом уроке. ( выслушиваются ответы 1тип.гр.уч-ся, затем продолжает отвечать 2 и 3 тип.гр.))
Актуализация знаний
– Посмотрите, ребята, на карточке записаны буквы.
б – ? т – д ? – ш з – с г – ? ? – ф
– Что это за буквы? (Парные согласные). Покажите веером пропущенную букву. — Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? (Учиться находить слова с парным звонким и глухим согласным в конце слова. Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно подбирать проверочные слова.).Молодцы, правильно ответили на вопросы карточки. А теперь пришло время узнать, от кого же пришло письмо.
Давайте дружно прочитаем, что здесь на обратной стороне карточки написано. / ГЕРОИ СКАЗОК/
Учитель.
Прочитаем письмо. Ой! А письмо – то звуковое. Давайте послушаем.
Аleft000х, вы мои сладенькие, мои мягонькие. Как я вас обманула. Узнали меня? Хи-хи-хи. Это я –красавица Баба- еженька. А ваших противных героев я заколдовала. Если вы не выполните мои задания, не видать больше белу свету сказочным героям. Ха-ха-ха. А выполните – награжу спелыми наливными яблочками.
Учитель. Я нашла волшебный клубочек, который поможет нам, но надо разгадать его секреты.
1 секрет. Чистописание.
«Звуковая цепочка», ( определить и назвать парный звук на слух. «4 лишний»,- назвать лишнюю букву п,б,ш,л. )
1 тип.гр. 2 тип.гр. 3тип.гр.
Самостоятельно называют парные согласные. С незначительной помощью учителя, опорой на наглядность называют парные согласные. С помощью учителя, опорой на наглядность и артикуляцию учителя проговаривают парные согласные.
«4 лишний.»1 тип.гр. 2 тип.гр. 3тип.гр.
Самостоятельно называют лишние согласные. С незначительной помощью учителя, опорой на наглядность называют лишний согласный С помощью учителя, опорой на наглядность и артикуляцию учителя проговаривают лишние согласные.
Пальчиковая гимнастика. « Кошкины лапки»
Гимнастика для глаз по слайду №1.
Минутка чистописания – записать в тетради показ буквы л, соединения в слоге –ла (учитель предварительно показывает коментированный образец показа на доске) учащиеся 1-2 тип. гр пишут 2 строчки показа , и число, 3 тип. гр пишут только 1 строчку показа. Итог этапа урока.
2 секрет
Тема урока
Необходимо отгадать загадки. ( после правильного ответа вывешивается картинка –отгадка)
Мнут и катают, в печи закаляют,
Потом за столом , режут ножом.
Не каток, а разглаживает, не паровоз, а пыхтит, трубы нет, а пар идет.
Мы вчера в лесок зашли,И чего мы там нашли?Он стоял на толстой ножке,В крепкой шляпе у дорожки. (Гри…)
(Хле…, утю…, гри…) Назовите предметы.- отвечают учащиеся 3 тип.гр.
Посмотрите, под картинкой слово –отгадка и последняя буква пропущена, что ж делать, как нам узнать, какую букву вставить? – Как надо проверять парный согласный? (После согласного должен стоять гласный звук. )- отвечают учащиеся 1 тип.гр. 2-3 многократно повторяют ответ. Запишем эти слова с проверочным словом в тетрадь – Записывайте с комментированием, показывая букву веером.– Доказывайте и выделяйте орфограмму. При выполнении этого задания вам поможет алгоритм. (Работа по алгоритму)
Алгоритм:
Читаю слово…2. Слышу звук…3. Проверяю…4. Пишу букву…. ( учащийся 1 тип.гр записывает первую пару слов на доске, все вместе проверяем ошибки, аналогично далее работают у доски с помощью класса) подводим итог выполненной работы, повторяем правило проверки парного согласного.3 секрет. Музыкальная физминутка. + Гимнастика для глаз
Мы писали, мы писалиНаши глазки так усталиВместе сделаем зарядкуБудет все у нас в порядке.Быстро, быстро поморгаемИ моргая, отдыхаемПоворачиваем шеюОтдохнет она скорееРаз, два, раз, дваПродолжается игра. Дети под музыку выполняют движения.
4 секрет
Работа с индивидуально – дифференцированным заданием.
Предварительно устно выполняем подобную карточке работу- подобрать проверочное слово к проверяемому.
но с/з, сне г/к, сугро б/п, моро з/с, са д/т, пру д/т, моро з/с.
Работа по карточкам
1 тип.гр. 2 тип.гр. 3тип.гр.
Сосе…-
Ду…-
Зу…-
Гла…-
Горо…-
Гри…-
Сне…- Сосе…-
Ду…-
Зу…-
Гла…-
Горо…- но с/з, —
сне г/к,-
сугро б/п-
Взаимопроверка. 1-2 тип. гр меняются карточками, 3 тип.гр проверяю совместно с учениками 3 т.гр.
5 секрет работа с учебником
Стр 123, упр 16.
1 тип.гр. 2 тип.гр. 3тип.гр.
Самостоятельно списывают слова с доски с коментированием. Самостоятельно списывают слова с доски с коментированием. С помощью учителя списывают слова с доски с коментированием.
Молодцы, мы с заданиями клубочка то справились, но клубочек дальше нас повел.
К темному лесу привел.
Чтобы в лес тот войти,
Точность быстро прояви.
Работа у доски.
На квадратном листе написаны слова, в которых нужно исправить ошибки, каждый ученик выбегает, исправляет, доказывает свое решение.
Снек, берек, прут, эташ, дуп.
Переворачиваю квадрат, а там … Что же за этим квадратом? (появляется теремок)
Окна в доме открываются,
В окнах звери появляются,
Молвят дружно все они: — Хоть и тесно нам здесь жить,
Но умеем крепко мы дружить.
И вам, всем ребятам,
Каждый желает,
Пусть ссор и обид
Класс ваш не знает. Итог этапа. Анализ пожелания героев сказок.
VII Итог урока
Учитель.
Домой – то мы вернулись. Но наливные яблочки получим, если выполним последнее задание. Вспомнить , чем занимались на уроке, что нового узнали, какие задания вызвали сложность?
Рефлексия.
— Продолжите высказывания:
Сегодня я узнал …
Мне захотелось …
Я выполнял задания…
У меня получилось …
Я понял, что теперь могу …
Я смог …
А вот и наливные яблочки. Сдержала Яга свое слово.(каждый ребенок получил яблоко).
Д.з
1-2 тип.гр. по крточке вставить букву, подобрав проверочное слово.
Жил в лесу ё__. Раз он нёс на спине гри__. Навстречу ему медве__ь.
— Зачем ты, ё__, гри__ несёшь?
— Я сварю из него су__ на обе__.
3 тип.гр- 2 первых предложения, прочитать и вставить букву.
Урок окончен.

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Тема. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

научиться отличать орфограмму «Правописание звонких и глухих согласных в корне» от других известных орфограмм.

узнать правило проверки написания слов со звонким и глухим согласным в корне;

научиться правильно писать слова со звонким и глухим согласным в корне.

правило проверки написания слов со звонким и глухим согласным в корне;

находить орфограмму, намечать способы проверки данной орфограммы;

правильно писать слова со звонким и глухим согласным в корне.

Написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, надо проверять: ду[п]ки – дубок, лу[к] – луковый или луга, гара[ш] – гаражи.

Для того чтобы узнать, какая буква пишется, к проверяемому слову нужно подобрать проверочное слово.

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или в корне слова перед другим парным согласным: грибки, серп, скрипка, ветка, дорожка, союз, скользкий, морж, просьба.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком или непарным звонким согласным звуком [н]: грибок, серпик, скрипочка, веточка, дорожный, союзы, скользить, моржи, просить.

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или в корне слова перед другим парным согласным.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком или непарным звонким согласным звуком [н].

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 74–78.

2. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2017.

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. –М.: Просвещение, 2017.

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. –М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=41635

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Рассмотрите рисунки. Из каких произведений героини этих сказок? Что обозначают их имена? Как правильно написать имена главных героинь?

На рисунках изображены главные героини зарубежных сказок «Белоснежка и семь гномов», «Золушка»: Белоснежка и Золушка. Сказка «Золушка» принадлежит перу французского писателя Шарля Перро, а сказка «Белоснежка и семь гномов» – под авторством немецких писателей братьев Гримм. Имя Белоснежка образовано от 2 слов: белый снег. Проверочным к имени Белоснежка являться слово снежный. А написание слова Золушка нужно запомнить, т.к. суффикс –ушк уменьшительно-ласкательный.

Вспомните! Некоторые глухие и звонкие согласные образуют пары. Такие согласные называются парными по глухости-звонкости звуками.

Согласные твердые парные по глухости-звонкости

Согласные мягкие парные по глухости-звонкости


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-zvonkih-i-gluhih-soglasnih-v-korne-slova-3701506.html

http://resh.edu.ru/subject/lesson/5305/conspect/