Конспект урока предлог как часть речи правописание предлогов

Конспект урока в 10 классе «Предлоги»

Данный урок проведен в начале изучения темы. На уроке учащиеся повторили изученное о предлогах ранее, углубили свои знания и проверили, как ими усвоена тема «Предлог».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 10 классе «Предлоги»»

Тема: Предлоги. Правописание предлогов.
Употребление предлогов в речи.

Данный урок проведен в начале изучения темы. На уроке учащиеся повторили изученное о предлогах ранее, углубили свои знания и проверили, как ими усвоена тема «Предлог».

В начале урока сообщается тема и цель урока. На первом этапе урока идет повторение изученного о предлоге. Оно, как и все другие этапы, сопровождается презентационным материалом. Это слайды с определением: «Что такое предлог», таблица «Значение, строение, происхождение предлогов» (слайды № 2,3,6,7).

По слайду «Образец морфологического разбора» (слайд № 4) ученики самостоятельно разбирают предлог из предложения, которое появляется на следующем слайде № 5.

Изучение многозначных и однозначных предлогов сопровождается визуальными образами в виде схем на слайде № 6.

На следующем этапе урока большая часть времени уделяется повторению и углублению знаний учащихся на правописание предлогов. Это самая трудная тема в разделе.

По слайду «Умей различать производные предлоги и самостоятельные части речи» (№ 7) проводится повторение изученных в 7 классе предлогов, знакомство с новыми, закрепление и контроль с взаимопроверкой (слайд №8).

На этом этапе урока ребята получают задание дополнить список производных предлогов в тетрадях с орфограммами, которые ведутся ими с 5 класса.

После этой работы следует физкультминутка (слайд № 9).

На протяжении всего урока обращается внимание на культуру речи учащихся, организуется хоровое чтение.

На следующем этапе урока деятельность учителя и учеников направлена на формирование навыков правильного употребления предлогов в речи. И опять общая идея изложения материала сопровождается визуальным образом в виде схем (слайд №10).

На заключительном этапе урока организован контроль по теме – тест с взаимопроверкой (слайд № 12). Таким образом, ученики за урок получают по две оценки.

Урок завершается презентацией двух текстов, разных по стилю (слайд № 14). Задача учащихся — определить их стилистическую принадлежность, выяснить особенности каждого, найти производные предлоги и определить, уместно ли они использованы в тексте.

В конце урока подводятся итоги и дается домашнее задание по вариантам: упражнение по учебнику и составление теста ( желательно с использованием программы и анимации ) на тему «Умей различать производные предлоги и самостоятельную синонимичную часть речи».

Тема: Предлоги. Правописание предлогов.
Употребление предлогов в речи.
(Урок повторения).

повторить сведения о предлоге как служебной части речи;

повторить правила слитного и раздельного написания производных предлогов;

проверить умение отличать производные предлоги от частей речи, из которых они образованы;

предупредить возможные ошибки в употреблении предлогов в речи.

Технология: мультимедиа проектор, компьютер.

Ход: I. Слово учителя. Сообщение цели урока.

II. Повторение изученного о предлоге и попутное закрепление.

1. Что такое предлог? Каковы его морфологические признаки и синтаксическая роль в словосочетании и предложении.

1) Предлог — это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении.

2) Морфологические признаки.

3) Синтаксическая роль в предложении – средство управления.

2. Морфологический разбор предлога. Образец письменного разбора.

Ученики не отходили от компьютера в течение 3 двух часов.

I. Не отходили (как долго?) в течение двух часов.

В течение – предлог, так как выражает зависимость существительного от глагола.

II. Морфологические признаки: временной, составной производный.

III. В предложении служит средством управления.

3. Самостоятельно разберите предлог из предложения.

По 3 утрам и в перерывах между занятиями мы делаем зарядку.

4. Многозначные и однозначные предлоги.

в  Пр.падеж на  Пр.падеж

Вин. падеж Вин. падеж

с  Тв. падеж по  Дат. падеж

Вин. падеж Вин. падеж

Род. падеж Пр.падеж

Непроизводные предлоги, как правило, многозначны, т.е. могут употребляться с несколькими падежами.

в течение суток — Род. падеж

благодаря успеху — Дат. падеж

согласно требованию — Дат. падеж

Производные предлоги однозначны, т.е. употребляются только с одним падежом.

5. Непроизводные и производные предлоги.

Умей различать предлог и самостоятельную часть речи.

Производные предлоги Самостоятельные части речи.

Определить, какая это часть речи.

вследствие непогоды (=из-за) в следствии по делу

наподобие террас (=подобно) решать задачи на подобие треугольников

вроде домика (=подобно) в роде и числе

насчет ремонта (=о ремонте) перевести деньги на счет

навстречу маме (=к) на встречу с другом, идти навстречу

в течение суток (=как долго?) в течении реки

в продолжение суток в продолжении книги

по причине дождя (=из-за) по причине этой

в целях самообороны (=для) в целях благородных

со стороны сада (=от) человек со стороны

несмотря на дождь (=игнорируя) не смотря под ноги (= не глядя)

невзирая на дождь не взирая (= не глядя)

ввиду дождливой погоды (=из-за) в виду города, иметь в виду

вместо контролера (=за) в место назначения

по окончании года окончание года

по прибытии в город

(=после чего-нибудь) прибытие в город

по возвращении документа

(=после чего-нибудь) возвращение документа

по прошествии месяца

по предъявлении документа

(=после чего-нибудь) предъявление документа

6. Проверь себя. Словарно-орфографический диктант. Материал для диктанта см. пункт 5.

8. Правильно употребляй предлоги в речи.

между с Твор. между стульями

меж падежом меж хлебов

плакать + по (сын) с Пр. падежом скучать по сыну

плакать + по (мы, вы) с Пр. падежом

взять +по (сколько, несколько)

С Дат. падежом по скольку, по нескольку

выйти по окончании урока (Пр. падеж)

войти по предъявлении документа (Пр. падеж)

вопреки с Дат. падежом благодаря маме

предлог по при числительных, обозначающих количество, которое приходится каждому, или обозначающих цену каждого, употребляются:

с Вин. падежом (два, две, три, четыре, двести, триста, четыреста)

по четыре ручки

с Дат. падежом (при остальных числительных: один, пять, десять, двадцать… , девяносто)

по десяти серьгам

Особо сочетаются числительные (пятьсот, шестьсот, девятьсот, полтора, полторы). По пятисот, по полтора, по полторы.

9. Тест с взаимопроверкой.

1)приехать по (окончани_) института

2)возвратиться по (завершени_) строительства

3)справиться по (прибыти_) в столицу

4)рассказать по (возвращени_) из командировки

5)ударить по (десят_) барабанам

6)заплатить по (трист_) рублей

7)поступить наперекор (желани_)

8)действовать вопреки (совет_)

9)петь подобно (соловь_)

10)просиживать по (нескольк_) часов

10. Задание по культуре речи.

Перед вами два текста. Определите их стилистическую принадлежность, укажите особенности стиля каждого текста, найдите производные предлоги. Уместно ли они использованы?

1) Доводим до вашего сведения, что вчера после полуночи над городом Нижний Ломов и прилегающей к нему сельской местностью пронеслась сильная гроза, продолжавшаяся около часа.

Имели место пожары, возникшие вследствие удара молнии. Сильно пострадало здание школы деревни Бурково. Человеческих жертв не было. В связи с этим образована специальная комиссия для выяснения размеров причиненного стихийным бедствием ущерба и оказания помощи пострадавшему населению. О принятых мерах будет незамедлительно доложено.

2) Благодаря драке двух моих одноклассников пострадала школьная мебель. С целью борьбы за повышение дисциплины мы решили наказать драчунов. Невзирая на наше решение, они так и не угомонились.

III. Итоги урока.

IV. Домашнее задание. Составить тест на тему “Умей различать производный предлог и самостоятельную синонимичную часть речи”, используя учебник; упражнение 312.

Конспект урока русского языка на тему «Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов. «

Тема. Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов.
Дидактическая цель : Обобщение и систематизаций знаний о предлоге и правописании предлогов.

Образовательная задача : Актуализировать и обобщить знания учащихся о правописании предлогов.

Развивающая задача: Продолжить формирование умений применять правила правописания предлогов, разграничивать предлоги и омонимичные конструкции.

Воспитательная задача: Способствовать воспитанию духовности и культуры, самостоятельности, инициативности и совершенствованию способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации.

Формирование ключевых компетенций : формирование лингвистической, языковой компетенций.

Ход урока.
1.Словарный диктант .
Крест-накрест, точь-в-точь, всего-навсего, с бухты-барахты, по-видимому, полным-полно, на ощупь, на память, в обмен, исподволь, наизнанку, в насмешку, невтерпёж, вбок, вброд, ни в коем случае, до отвала, назло, набело, по-иному, впоследствии, на удалую, ненароком, замуж, с размаху, с налёту, побоку, на авось, не к спеху, незачем, сбоку, на боковую, ни дать ни взять, ни свет ни заря, неоткуда взять, недоставало терпения, совершенно необъяснимый случай, не за чем укрыться от ветра. Не дёшево, а дорого, не нарушаемая ничем тишина, неистовствовать, не обессудьте, непуганый, ни к чему не прикасался, не проронили ни единого слова.
2.Проверка домашнего задания.

2) алгоритм написания частицы ни

3. Словарная работа:

Квинтэссенция (лат.) — самое главное, наиболее существенное.

Конфиденциальный (лат.) доверительный, не подлежащий огласке

Катаклизм (греч.) – разрушительный переворот, катастрофа.

4.Предлог как служебная часть речи.
Знаменательные части речи можно противопоставить служебным. Само название термина «служебные» указывает на функциональность включения слов данной группы в речевое построение.
Служебные части речи в отличие от знаменательных частей речи не называют предметов, действий, признаков, не выполняют самостоятельной синтаксической функции в предложении. К служебным частям речи относятся предлоги, союзы, частицы.

На доске предложение.

Солнце садилось в травы, в туманы и росы, и шум поезда не мог заглушить птичьего щелканья и перелива в кустах со стороны полотна (К Паустовский).

Найти все служебные части речи

(В этом предложении 23 слова, из них служебных 8. Одни служат для связи слов в предложении, другие для связи простых предложений в составе сложного, а

служебное слово «не» выражает отрицание).

б)Чем отличаются предлоги от союзов и частиц?

в) назовите известные вам предлоги

Предлог –служебная часть речи, обозначает отношение между объектом и субъектом, выражает зависимость существительных, местоимений, числительных

от других слов в словосочетании и предложении. Предлоги не являются членами предложения, не имеют лексического значения, к ним нельзя задать вопрос.

Классификация по происхождению и строению

– в, без, до, из, к, на, по, о, от, перед, через, с, у ,за, над, об, под, про, для

предлоги образовались в более позднее время от других частей речи и подразделяются на:

вглубь, вдоль, возле, около, вокруг, впереди, после и др.

посредством, в роли, в зависимости от, путем, насчет, по поводу, ввиду, по случаю, в течение и др.

(образованы в большинстве своем от деепричастий нежели от глаголов –

благодаря, несмотря на, спустя и др.)

Классификация по структуре

Простые (состоят из одного слова): в,с, к, у, над, на.

Сложные (состоят из двух, соединенных дефисом): из-под, из-заи др.

(состоят из нескольких слов) : несмотря на, в отличии от, в связи с и др

Классификация по отношениям

Пространственные -около, в , среди, на и др.

Временные -в течение, в предложение и др.

Причинные в виду, благодаря, вследствии, в связи, из –

Слитно Раздельно Через дефис

вследствие в течение из-за

ввиду в продолжение из-под

наподобие по причине по-над

насчет (о) со стороны

наперекор за исключением

сверх в области

Иметь в виду (в три слова)

Предлоги: благодаря, согласно, вопреки, наперекор навстречу — употребляются с ДАТ. Падежом.

Морфологический разбор предлога.
Порядок разбора :
1. Часть речи.
2. Непроизводный или производный.
3. Простой или сложный.
4. Выражаем отношения (пространственные, временные, целевые, причинные).
5. С каким падежом употреблён.

4. Правописание предлогов.

В русском языке существуют слова, которые имеют одинаковую фонетическую структуру и схожи в написании, но относятся к разным частям речи. Определить, к какой части речи они принадлежат, можно только в контексте.

Самостоятельные части речи

Положить на счёт предприятия.

Договориться насчёт встречи.

Не смотря в лицо.

Несмотря на погоду.

В продолжении книги.

В продолжение часа.

Благодаря за подарок.

Благодаря подоспевшей помощи.

На встречу с другом.

Провели в заключении .

В заключение речи хочу сказать.

В следствии допущены ошибки.

Оказаться в виду острова.

Спишите, раскрыв скобки.

(В)виду плохой погоды экскурсию отменили. Имейте это, пожалуйста (в)виду.

Кружились снежинки (в)роде пушинок. (В) роде имен существительных нелегко разобраться.

(На)подобие этих фигур указывают не размеры, а формы. Перед путниками высилась скала (на)подобие стены.

Вода моментально устремилась (в)место прорыва. (В)место меня сегодня дежурит мой товарищ.

Мы бежали (на)встречу брызгам волн. Они отправились (на)встречу с любимым артистом.

2. Пунктуационно- орфографическая разминка.

В течени .. столетий люди бе..пощадно охотились на бобров они ловили их в ловушки ставили хитр..умные капканы стреляли из луков и ружей. 2. В продолжени. трех дней мы не могли переправиться через бурную в течени. речку н.. одно суденышко не могло вступить в спор с раз..гравшейся стихией. 3. Мшары это озера заросшие в течени. тысячелетий. 4. В течени. часа мы были как в лихорадк.. . 5. В продолжени.. нескольких суток дорога была как в весенн.. распутицу. 6. ..следстви.. аварии в течени.. трех дней нам пр..шлось работать . ручную. 7. Он участвовал ..следстви.. об авари.. на станци.. как эксперт. 8. Несмотря на холод окна в доме ра..пахнуты ..стеж.. . 9. В течени.. трех часов альпинисты ..смотря ..низ подн..мались ..верх горы. 10. ..смотря на то что реч..нка обмелела перейти ее ..брод (по) прежнему ..возможно.11. Он пошел проч.. ..смотря н.. на кого. 12. В продолжени. всего вечера папа ..смотря на то что он ..роде бы (без) умолку и (без) устали шутил был не таким как всегда. 13. ..смотря на все мои старания я ..как ..мог заснуть бе..конечной вереницей тянулись мысли ..нужные и ..ясные. 14. Взволнова. ый он говорил очень тихо ..смотря в зал.

Объясните правописание. Подчеркните производные предлоги.

Смотреть (в)след уходящему теплоходу.

Жить (в)близи стадиона.

Сделать запрос (на)счет графика работы.

Разрешить отнести расходы (на)счет администрации.

Болеть (в)продолжени.. семестра.

(В)продолжени. фильма увидеть новых актеров.

(В)заключени. сделать в сочинении нужные обобщения.

(В)заключени. сочинения отсутствуют выводы.

Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов.

Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов.

Урок русского языка в 10 классе по программе Н.Г.Гольцовой и М.А.Мищериной .
Конспект урока.
Тема.
Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов.
Цель урока : повторение и обобщение знаний учащихся о служебных частях речи; развитие речевых навыков учащихся; совершенствование культуры речи учащихся. Воспитание эстетических чувств через любовь к художественному слову.
Круг рассматриваемых вопросов: предлоги простые и сложные, производные и непроизводные; отношения пространственные, временные, причинные, целевые.
Ход урока.
1.Словарный диктант .
Крест-накрест, точь-в-точь, всего-навсего, с бухты-барахты, по-видимому, полным-полно, на ощупь, на нет, на память, в обмен, по дешёвке, вообще, исподволь, наизнанку, в насмешку, невтерпёж, вбок, вброд, ни в коем случае, до отвала, назло, набело, по-иному, впоследствии, на удалую, ненароком, замуж, с размаху, с налёту, побоку, на авось, не к спеху, запанибрата, незачем, в общем, сбоку, на боковую.
2.Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос-проверка по вопросам и заданиям для повторения по теме «Слова категории состояния» (стр.207).
В данном четверостишии найти наречия и слова-состояния, подчеркнуть их, доказать, где наречия, а где слова-состояния:
О каждом новом свежем пне,
О ветви, сломанной бесцельно,
Тоскую я душой смертельно,
И так трагично – больно мне.
(И.Северянин).
В чём отличие слов категории состояния от наречий на – о?
3.Предлог как служебная часть речи.
Знаменательные части речи можно противопоставить служебным. Само название термина «служебные» указывает на функциональность включения слов данной группы в речевое построение.
Служебные части речи в отличие от знаменательных частей речи не называют предметов, действий, признаков, не выполняют самостоятельной синтаксической функции в предложении. К служебным частям речи относятся предлоги, союзы, частицы.
Из истории предлога (сообщение ученика).
— В чём же состоит роль предлогов, если учесть их высокую частотность? Читаем учебник, стр.207.

отношенияпространственныевременныепричинныецелевые
предлогиДо, вокруг, из, обС, до, к,Вследствие, благодаряНа, за, для

Морфологический разбор предлога.
Порядок разбора :
1. Часть речи.
2. Непроизводный или производный.
3. Простой или сложный.
4. Выражаем отношения (пространственные, временные, целевые, причинные).
5. С каким падежом употреблён.

Упражнение323 . Прочитайте текст выразительно. Спишите первые три предложения. Выпишите предлоги, укажите, с какими падежами употреблены и какие отношения выражают.
Дифференцированное задание . Спишите предложения, вставляя нужные предлоги, объясните выбор предлогов.
1 вариант – упр.326. 2 вариант – упр.327.
Упражнение 328 . Индивидуальное задание. Спишите словосочетания, подберите к ним антонимические, употребив соответствующие предлоги.
4. Правописание предлогов.
Предлоги со словами пишутся раздельно. Сложные предлоги из-за, из-под, по-над и т. п. пишутся через дефис.
Слитно пишутся производные предлоги, которые образованы от существительного и непроизводного предлога: ввиду, вроде, вслед, внутри, вследствие, навстречу, наподобие, наперекор, насчёт, сверх.
Раздельно пишутся производные предлоги: в виде, в области, в отношении, в меру, в заключение, в течение, в продолжение, в силу, в смысле, по мере, за исключением, за счёт, в связи.
Производные предлоги, которые пишутся слитно, надо отличать от существительных с непроизводными предлогами, которые пишутся раздельно: ввиду дальности расстояния – ввиду острова.
Примечание . Запомните правописание фразеологизма иметь ввиду и предлогов вследствие, в течение, в продолжение, в заключение. Их необходимо отличать от существительных.

Существительные с предлогом Предлог
1. В следствии были допущены ошибки.Вследствие = по причине.
2. В течении реки наблюдались измененияВ течение = время, длительность.
3. В продолжении книги появились новые герои.В продолжение = в ходе.
4. Многие годы они провели в заключении.В заключение речи хочу сказать.

Упражнение329 . Перепишите слова, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
Упражнение 330 . Перепишите сочетания, раскройте скобки, объясните правописание. Определите часть речи омонимичных слов.
Упражнение 331 . Спишите предложения, раскройте скобки, вставляя пропущенные буквы.
· Дополнительные задания.
1.Сделать синтаксический разбор предложения 8.
2.Сделать морфемный разбор слов из 4 предложения: нерасположение, провести.
3. Сделать морфологический разбор слов из 2 предложения: из-под, своей, бросился, (за) собаками.
Подведение итогов урока.
1. Расскажите о предлоге как части речи.
2. Расскажите о правописании предлогов.
3. С какими частями речи употребляются предлоги? (с существительными, а также с местоимениями и числительными).
4. Какие предлоги употребляются с двумя и тремя падежами (Р.п. и Т.п. – с; В.п. и П.п. – в, на; Т.п. – за)
5. От дома до дома. От звонка до звонка. Что общего и чем различаются предлоги от…до (Употребляются с Р.п.; имеют пространственное и временное значение; от – удаление, до – приближение).
6. У дома – около дома. Определите значение предлогов. (Синонимия. Обозначает пространственные отношения; «находиться» в непосредственной близости.

Учащиеся должны знать:
· Определение предлога;
· Какие отношения выражаются с помощью предлогов;
· Виды предлогов по структуре и по происхождению;
· Правописание предлогов.

Учащиеся должны уметь:
· Отличать предлоги от других частей речи;
· Грамотно писать предлоги.

Домашнее задание : параграфы 57-58, упражнение 332.
Тематический тест.
Предлог.
1. Сколько предлогов в стихотворном отрывке?
Протекали над книгой Глубинной
Синие ночи царицы.
А к царевне с вышки голубиной
Прилетали белые птицы.
А.Блок
1. Один. 2. Два. 3.Три. 4. Четыре.
2 . Каким членом предложения является предлог?
1.Обстоятельством. 2.Дополнением. 3.Не является самостоятельным членом предложения, но входит в их состав вместе со знаменательным словом.
3. Определите значения, передаче которых способствуют предлоги .
1. Из-за шторы, около сада, под елью.
2.В течение дня, перед рассветом, через минуту.
3.Простудился от переохлаждения, вследствие дождей.
4.Жить ради детей, сообщить для информации, работать на благо ближнего.
А.Причинное значение. Б.Значение цели. В.Значение пространства(места). Г.Временное значение.
4.Укажите непроизводные предлоги .
1.В, на, над, от, под, с.
2.Благодаря, в течение, несмотря на, согласно.
5.Какой частью речи является выделенное слово?
Иду по тропинке в поле вдоль серых сложенных брёвен.
(А.Ахматова.)
1.Вдоль – наречие, выполняющее в предложении самостоятельную роль обстоятельства.
2.Вдоль – предлог, производный от наречия, так как употреблён с существительным «брёвен» и потерял самостоятельность как синтаксическую, так и лексическую.
6.Проанализируйте написание производных предлогов .
1.(На)счёт, (в)место, (на)подобие.
2(В)целях, (по)причине, (в)продолжение.
А.Слитное написание. Б.Раздельное написание.
7.При образовании от значимых слов предлоги застывают в определённой форме, отличной от омонимичной формы исходной части речи. Найдите предлоги с конечной буквой е, производные от имён существительных .
1.В течен… реки, в продолжен… повести, в заключен… выступления.
8.С какими падежными формами употреблены предлоги?
1.Солнце клонилось к закату (Ф.Сологуб).
2. Отец сидит, упираясь ладонями в колени… (А.Перегудов).
3.Сердце замерло, — и застучало от боли быстро и сильно (Ф.Сологуб).
4.Мама ещё на сенокосе, скоро придёт…(В.Белов).
5.С холодами перелёты птиц уменьшились (А.Яковлев).
А.Родительный падеж. Б.Дательный падеж. В.Винительный падеж. Г.Творительный падеж. Д.Предложный падеж.
9.В каком предложении предлог в использован с предложным падежом?
1. И мы разглядели тогда в облаках златотканых, в зазубринах дикой расселины, в дыме густом такую картину… (П. Антокольский).
2. В лицо веял лёгкий морозный ветерок (Ф.Сологуб).
3. В гостиной слышались весёлые голоса и смех. (Ф.Сологуб).


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-na-temu-predlog-kak-sluzhebnaya-chast-rechi-pravopisanie-predlogov-2678040.html

http://www.uchmet.ru/library/material/145302/