Конспект урока принципы русского правописания фонетический принцип графики

«Основные принципы русской орфографии»
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

конспект урока, презентация, памятка

Скачать:

ВложениеРазмер
конспект урока «Основные принципы русской орфографии»85.5 КБ
презентация к уроку «Основные принципы русской орфографии»462.48 КБ
Памятка для учащихся15.05 КБ
карточки41 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

урока русского языка в 10 «А» классе

МОУ гимназии №77 г.о.Тольятти

учителя русского языка и литературы

Рузановой Наталии Валерьевны

Принципы русской орфографии

Получение новых знаний.

систематизировать изученный в курсе основной школы материал о принципах русской орфографии, совершенствуя навык словообразовательного разбора

— закрепление умения выполнять обобщенные орфографические действия;

— закрепление умения написания гласных и согласных в корне слова;

— активизация словаря школьников.

— формирование умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

— развивитие умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

— воспитание положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

— воспитание толерантного и уважительного отношение к мнению других людей;

— воспитание такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.

  • презентация, интерактивная доска
  • раздаточный материал

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока. (слайд 1,2) 1-2 мин

II. Основная часть.

  1. Орфоэпическая разминка. Конкурс дикторов. 1-2 мин

В Государственной Думе ведутся дебаты о путях выполнения поручений Президента. НамЕрение углубИть социальные реформы, нАчатые несколько лет назад, конечно, оцениваются в обществе позитивно. ПриведЕнные данные о процЕнтах роста благосостояния граждан России вызвали ряд сомнений и претензий. Однако общая тендЕнция, прослеживающаяся в реформах, должна облегчИть обсуждение спорных вопросов.
Было подготовлено ходАтайство о том, чтобы средства, полОженные регионами в рамках реформы социальной сферы, отправлялись на места по облегчЕнному варианту. За грамотное их использование руководителей регионов предполагалось премировАть. Для мониторинга и контроля должна быть созданА группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с 3-й декАды текущего месяца до конца квартАла. Дебаты прошли без инцидЕнтов.

  1. Выборочная проверка домашнего задания .

а) Ответы на контрольные вопросы в учебнике. 3-4 мин

б ) Практический тренинг. (слайды 3-12) 5 мин. Учащиеся записывают ответы в тетрадь.

в ) В это время 2 ученика работают у доски по карточкам.

Карточка 1. Запишите слова столбиком и разбейте их на морфемы:

. Хоккей, горячий, виртуоз, патриот, колодец, одинаковый, деликатный, понтон, пахать .

Карточка 2. Запишите слова столбиком и разбейте их на морфемы.

Хоккеист, горяченький, виртуозный, патриотизм, колодезный, неодинаковый, деликатность, понтонный, висячий.

1. В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом?

1) юбиляр, силач, аморальный

2) драчун, банкир, хитрец

3) антиобщественный, стряпуха, умница

4) беженец, привокзальный, спилить

2. В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом?

1) сыграть, подполковник, поджелудочный

2) соразмерный, загадать, представление

3) развесёлый, прабабушка, утомление

4) поумнее, прескверный, буквенный

3. В каком ряду расположены слова, образованные приставочно-суффиксальным способом?

1) надомник, приусадебный, пресмешной

2) подбородок, бесстыдник, разнесчастный

3) по-братски, подводник, переувлажнить

4) подснежник, разбежаться, приморский

4. В каком ряду расположены слова, образованные бессуффиксным способом?

1) березняк, разрыв, сплетение

2) разговоры, отмена, переезд, синь

3) тишь, умение, спецназ, гарь

4) даль, стенгазета, отказ, подсказка

5. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке: молодой – молодец -….-по-молодецки?

6. Укажите способ образования слова хорошо из приведённого отрывка:

— Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру; мы с сестрой сиротами и остались.

7. Из предложений выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам заплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием.

8. Из предложений выпишите слово (а), образованное (ые) бессуффиксным способом.

А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы он унялся.

9. Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба.

10. Из предложений выпишите слово(а), образованное(ые) приставочно-суффиксальным способом.

Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит?

— Ребята, вы узнали из какого произведения эти предложения? («Гроза» А.Островского)

г )Проверка работ у доски. Вывод.

— Что вы заметили? (Это однокоренные слова.)

— Как называются слова из первого столбика? (Непроизводные)

— А из второго? (Производные)

2. Новый материал.

а) Самостоятельная работа в группах.

— В каждой группе слов найдите такие, которые нельзя проверить постановкой сомнительной гласной в сильную позицию.

1) Протяженность, безмятежность, травоядный, предусмотрительный, кораблекрушение, кровопролитие.

2) Полнолуние, багровый, поплавок, жемчужина, жизнерадостный, балалайка, безобразие, безоговорочно, топорный.

3) Бесконечный, берлога, неизъяснимый, живописец, балетный, многоопытный, несравненный, скороспелый, ватага.

4) Престарелый, ослепительный, компания, водохранилище, вокальный, возражение, приближение, доброжелательный.

Карточка для проверки:

1)Протяженность, безмятежность, травоядный, предусмотрительный, кораблекрушение, кровопролитие,

2) Полнолуние, багровый, поплавок , жемчужина, жизнерадостный, балалайка , безобразие, безоговорочно, топорный .

3) Бесконечный, берлога , неизъяснимый, живописец, балетный , многоопытный, несравненный, скороспелый, ватага .

4) Престарелый, ослепительный, компания , водохранилище, вокальный, возражение , приближение, доброжелательный.

— Как называются слова, которые вы выделили? (Словарные)

б) Слово учителя. Слушая учителя и одноклассника, учащиеся делают записи в тетради, чтобы подготовиться к ответу на вопрос: «Каковы главные принципы русской орфографии?»

— Несколько лет назад в «Известиях» была опубликована информация об эксперименте, в ходе которого через любую поисковую систему предлагалось задать любое немыслимое слово, чтобы найти единомышленников, которые именно так и пишут. Слово ед е номышленник было найдено на 111 серверах, а лидерами, по данным поисковой системы «Яндекс», стали слова аге нст во, об ь явление, с десь, адре сс . (слайд 13)

— Как вы думаете, допустимо ли такое письмо? Почему?

-Как вы понимаете слова Л.В.Щербы? (слайд 14?)

— Что такое таратайка? ( Лёгкая двухколёсная повозка с откидным верхом)

— Какой художественный приём использует лингвист? (Сравнение)

б) Сообщение ученицы.

В ХVIII в. Василий Кириллович Тредиаковский призывал писать «по звонам», иначе говоря, по произношению. В начале ХХ в. академик Лев Владимирович Щерба считал идеалом орфографии максимальное совпадение между языком написанным и языком произносимым.

Возможно ли такое письмо? Получается, что одно и то же слово может быть написано по-разному. Так, «по звонам», предлог без с различными словами может быть написан по-всякому: биз дома, биш шороху, биж жиру, бис фкусу. В русском алфавите не могут быть отражены все особенности произношения как отдельных людей, так и целых регионов (аканье, оканье, цоканье и т. д.). По мысли Михаила Викторовича Панова, с введением фонетической орфографии «для каждого села придется создавать свой учебник».

Существует морфологический принцип, предложенный Михаилом Васильевичем Ломоносовым «по кореню», «по произвождению речений», — одинаковое написание морфемы в словах определенной части речи, например: агентство (агент + суффикс — ств -).

Традиционный принцип русской орфографии предполагает запоминание написания корней слов. По традиции пишутся окончания -ого (-его) прилагательных, местоимений, причастий, порядковых числительных в форме родительного падежа единственного числа.

Современные представления о ведущем принципе русской орфографии сводятся к тому, что русское письмо — письмо по сильной позиции, когда звук наиболее слышим, для гласного сильная позиция — позиция под ударением: д о ма́, потому что д о м. Для согласных — перед гласным или перед сонорными согласными м, н, л, р : чесно к , потому что чесно к а; водопрово д , потому что водопрово д ный. Такой принцип — принцип слабой и сильной позиции орфографии называется фонематическим (от слова «фонема» звук-смыслоразличитель).

в) Ответы учеников.

— Какие принципы русской орфографии вы вспомнили? (Слайд 19)

г) самостоятельная работа с учебником

— Прочитайте параграф №18 стр 60, по необходимости дополните свой конспект. 3-4 мин.

д) Работа по цепочке с комментированием(слайд 20)

Дилетан..ский (морфологический), небез..звестный (фонетический), пред..нфарктный (фонетический), бе..таланный (фонетический), бума..ка(морфологический), владел..ца(традиционный), фр..нтовской(морфологический), подж..г (дифференцирующий), ж..ри (традиционный), вдумч..вый(традиционный), о..делочный(традиционный), прил..гательное(традиционный), пр..зреть (сироту) (дифференцирующий), пр.. зирать (труса) (дифференцирующий), бл..стательный(традиционный), р..ссыпать (фонетический), р..ссыпь (фонетический).

— Опираясь на полученные знания, выполните самостоятельно следующее задание:

Распределить слова в 3 группы: 1. С традиционным написанием. 2. По фонетическому принципу. 3. Отступления от морфологического принципа, связанные с историческими чередованиями.

(с,з)держивать, бе..различный, без..нициативный, з..рница, р..сток, бе..правный, раз..грать, сверх..нтересный, рю..зак, ни..вергать, о..править, и(з,с)бавить, от..скать, чере..полосица,пл..вец, отр..сль, бе..крайний, зам..рать, бл..стеть, к..бинет, фу..бол, выл..жить, окрес..ность, г..релый, (с,з)боры, лотерейный б..лет.

  1. С традиционным написанием: с держивать, рю к зак, о т править, чере с полосица к а бинет, фу т бол, с боры, окрес т ность, б и лет;
  2. По фонетическому принципу: бе з различный, без ы нициативный, бе с правный, раз ы грать, сверх и нтересный, ни з вергать, и з бавить,
  3. Отступления от морфологического принципа, связанные с историческими чередованиями: з а рница, р о сток, пл о вец, отр а сль, зам и рать, бл е стеть, выл о жить, г о релый,

— Найдите слова с традиционным написанием (слайд 21):

— Закончить наш урок я хочу словами Л.В.Щербы: «Писать безграмотно – это посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе». (слайд 22)

— Желаю вам всегда писать правильно. Закрепить полученные навыки вам поможет выполнение домашнего задания.

2. Подберите по 3-4 примера, иллюстрирующих основные принципы русской орфографии.

Урок по теме «Принципы русской орфографии».

Урок обощает и систематизирует орфографические умения и навыки учащихся, расширяет и углубляет их предметную компетенцию.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Принципы русской орфографии».»

10 класс Урок по теме «Принципы русской орфографии».

Цельурока: обобщить и систематизировать орфографические умения и навыки учащихся; совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; расширить и углубить предметную компетенцию учащихся; воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков учащихся

Методы: исследовательский, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Оборудование урока: презентация по теме урока.

I. Организационный момент.

II. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).

Последнее время все чаще и чаще приходится слышать взволнованные голоса людей, озабоченных снижением грамотности учащихся. Понятно, что речью и элементарной орфографической грамотностью должен владеть любой человек, окончивший школу. Грамотный человек чувствует себя более уверенно, занимаясь общественной и профессиональной деятельностью. Вот вам и подсказка к определению темы нашего урока.

Сегодня мы с вами постараемся расширить ваши знания в данной области языкознания, повторим ранее изученное.

Для начала проведем орфоэпическую разминку.

А что такое орфоэпия?

Орфоэпия (от греческого orthos-правильный и epos-речь) – совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в языке произносительным нормам.

В чем особенности словесного ударения в русском языке?

Русское ударение свободное, т.е. может переходить в одном и том же слове с одного слова на другой сторонa – сторонкa – стoроны).

В чем особенности ударения в том иностранном языке, который вы изучаете? В английском языке ударение свободное, во французском — закрепленное на последнем слоге).

Поставить ударение в данных словах.

Аллегория, альтруизм, аморфный, аналогия, багроветь, базировать, бездыханный, блокировать, бутафория, ввергнуть, верование, воскресение, грильяж, дегустировать, дремота, жаловать, жалюзи, закупориться, запломбировать, заржаветь, избаловать, каталог, красивее.

Ответы к заданию :

Аллего́рия, альтруи́зм, амо́рфный, анало́гия, багрове́ть, бази́ровать, бездыха́нный, блоки́ровать, бутафо́рия, вве́ргнуть, ве́рование, воскресе́ние, грилья́ж, дегусти́ровать, дремо́та, жа́ловать, жалюзи́, заку́пориться, запломбирова́ть, заржаве́ть, избалова́ть, катало́г, краси́вее.

III.Актуализация опорных знаний. Постановка цели и задач урока.

Академик Лев Владимирович Щерба писал : «Безграмотное писание читать трудно, точно едешь в таратайке по мерзлой дороге. Так что писать грамотно требует социальная порядочность, уважение ко времени своего соседа».

Как вы понимаете это высказывание?

Сам академик говорил, что Язык — явление социальное и по своему существу служит для общения между людьми, сплачивает группы, а письмо и подавно по самому существу вещей еще, может быть, больше, чем устный язык.

А как можно победить низкий уровень грамотности: чтение, самосовершенствование, саморазвитие занятия и т.д.

Запишите данное высказывание в качестве эпиграфа к уроку.

Принципы русской орфографии».

Сегодня мы с вами познакомимся с основными принципами русской орфографии. Что означит принципы орфографии?

Принципы орфографии — это закономерности, лежащие в основе орфографической системы

Что такое орфография?

Орфография – раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Центральным понятием орфографии является орфограмма.

Орфограмма – это написание, регулируемое орфографическим правилом или устанавливаемое в словарном порядке, т. е. написание слова, которое выбирается из ряда возможных с точки зрения законов графики.

Можно сказать, что слова орфография и правописание – синонимы.

Орфография состоит из нескольких разделов:

1) написание значимых частей слова (морфем) – корней, приставок, суффиксов, окончаний, то есть обозначение буквами звукового состава слов там, где это не определено графикой;

2) слитное, раздельное и дефисное написания;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) правила переноса;

5) правила графических сокращений слов.

IV. История русской орфографии.

Учитель. Несколько лет назад в одной из газет была опубликована информация об эксперименте, в ходе которого через любую поисковую систему предлагалось задать любое немыслимое слово, чтобы найти единомышленников, которые именно так и пишут.

. Слово еденомышленник было найдено на 111 серверах, а лидерами, по данным поисковой системы «Яндекс», стали слова агенство, обьявление, сдесь, адресс.

В ХVIII в. Василий Кириллович Тредиаковский,русский ученый, призывал писать «по звонам», иначе говоря, по произношению. В начале ХХ в. академик А. В. Щерба считал идеалом орфографии максимальное совпадение между языком написанным и языком произносимым.

Возможно ли такое письмо? Получается, что одно и то же слово может быть написано по-разному.

Так, «по звонам», предлог без с различными словами может быть написан по-всякому: биз дома, биш шороху, биж жиру, бис фкусу. В русском алфавите не могут быть отражены все особенности произношения как отдельных людей, так и целых регионов (аканье, оканье, цоканье и т. д.). По мысли М. В. Панова, с введением фонетической орфографии «для каждого села придется создавать свой учебник». И прав был академик Щерба, когда утверждал, что: « В самом деле, ведь совершенно ясно, что если все будут писать по- разному, то мы перестанем понимать друг друга».

Русская орфография имеет более чем трехсотлетнюю историю. Первая реформа русской графики была проведена в 1708 г. указом Петра I о введении гражданского шрифта.

Вопросы правописания нашли свое отражение в «Российской грамматике» М.В. Ломоносова (1755 г.).

На протяжении почти всего XIX века отмечался значительный орфографический разнобой и в официальных документах, и в произведениях писателей.

С середины 30-х годов XX века стала проводиться работа по составлению полного свода правил орфографии и пунктуации с целью упорядочить и унифицировать наше правописание. Современная русская орфография основывается на Своде правил, опубликованном в 1956 г.

Правила написания новых слов устанавливаются Орфографической комиссией и фиксируются орфографическими словарями. Самый полный современный орфографический словарь составлен под редакцией учёного-орфографиста Владимира Владимировича Лопатина.

V. Работа над темой урока.

В основе современной русской орфографии лежат несколько принципов (Морфологический, фонетический, традиционный, дифференцирующий).

Морфологический принцип заключается в требовании одинакового написания одних и тех же морфем: приставок, корней, суффиксов и т. д. Например: степной – степь, рябиновый – сосновый, подписать – подпись, к ране – к воде. Этот принцип является ведущим в русской орфографии; ему подчинено написание большей части слов (95%)

Учитель:следуя морфологическому принципу, необходимо сохранять единообразное написание всех значащих частей слова (морфемы — приставки, корни, суффиксы и окончания), несмотря на различие в их произношении. И это необычайно важно вот по какой причине: слово складывается из морфем, как дом из отдельных кирпичиков, и в каждой из таких частей заложена определённая информация о его значении и грамматических свойствах.

Каждый из нас хоть один раз в жизни придумывал новые слова. Обычно этим занимаются дети: машину называют бибикой, собаку авкой. Но придумывают новые слова не только дети. Вот посмотрите: я напишу стихотворение, которое было создано в начале прошлого века. Внимательно читайте:

Сочинил это пятистишие поэт Александр Крученых.

Он пытался создать новый революционный язык. Вы поняли что-нибудь из этого стихотворения? По-моему, ничего никто не понял.

А вот эту великолепную фразу придумал для своих учеников другой человек, Лев Владимирович Щерба, лингвист, академик. Он не выдумывал нового языка, а вот с какой целью он придумал эту фразу, мы сейчас с вами посмотрим. Смотрите внимательно:

Глокая куздра штеко будманула бокра и кудрячит бокренка.

Вроде бы ничего не понятно, но можно разобраться. О чем же здесь идет речь? И так, какое-то существо, которое назвали куздра похоже на кошку, собаку, да еще глокая, может добрая, может злая, а может глупая, как-то очень штеко – вольно, случайно сделала, что сделала – будланула, может толкнула, может клюнула какое-то существо, которое называют бокра, да еще не одного бокра, а с бокренком. А бокренок похож на теленка, котенка, то есть детёныш. Так вот, что делает бокра с бокренком – она его курдячит – может гладит, может лижет. Непонятно, но какое-то действие делает. И вот единственное слово знакомое – это союз И. Лев Владимирович Щерба не мог его ничем заменить, так как без него не связать части предложения.

Вот те самые кирпичики, которые Лев Владимирович использовал при создании этого предложения и есть строительный материал нашего языка.

И так, мы догадались, что ГЛОКАЯ – это прилагательное по окончанию АЯ (выделить), куздра – окончание А – женский род, ед.число., Штеко – похоже на наречие, окончания у него нет, есть суффикс – О, будлунула – здесь целых два суффикса – НУ – Обозначает мгновенное действие, и суффикс Л – указывает на прошедшее время глагола. Бокра – это существительное, похоже на слово бобер в родит.падеже своим окончанием А. Кудрячит – с этим словом никто не ошибется – это глагол, у него есть яркое глагольное окончание – ИТ, ну а бокренка Лев Владимирович сделал по типу теленка, котенка, суффикс ЁНК, который в русском языке обозначает детёнышей.

Так вот, для чего академик придумал такое предложение? А для того, чтобы доказать, что наш русский язык строится по очень строгим, но правильным законам. А строительные кирпичики, из которых получаются слова называются морфемами. Это приставка, корень, суффикс, окончание.

Наряду с морфологическим действует и фонетический принцип, в соответствии с которым слова или их части пишутся так, как они произносятся.

Фонетический принцип заключается в том, что написание должно соответствовать произношению. Данный принцип орфографии обычно проявляется при передаче на письме чередований в одной и той же морфеме, например: расписать – роспись, бездомный – бесхозный.

Действует в нашей орфографии также исторический, или традиционный принцип и дифференцирующий.

Традиционный принцип заключается в том, что признаётся правильным написание, закреплённое традицией. Это, например, написание русских и заимствованных слов с непроверяемыми гласными, непроверяемыми, непроизносимыми или удвоенными согласными в корне: собака, топор, вокзал, футбол, здоровье, аллея и др. В школьной практике слова с непроверяемыми гласными и согласными называются словарными словами.

Дифференцирующий принцип написания реализуется в ситуациях, когда средствами орфографии необходимо разграничить одинаково звучащие слова: балл (оценка) и бал (танцевальный вечер), ожёг(глагол) и ожог (существительное), плачь (глагол) и плач (существительное), туш (существительное мужского рода) и тушь (существительное женского рода), орёл (птица) и Орёл (город). Кроме названных, в русской орфографии есть принципы, регулирующие слитное, раздельное и дефисное написание, употребление прописных букв, правила переноса слов и др.

Мы познакомились с основными принципами русской орфографии.

Используя таблицу «Основные отличия русской орфографии», выполните задание.

Запишите слова в 4 группы в зависимости от принципа орфографии, лежащего в основе правописания данного слова:

Дилетан…ский, небез…звестный, пред…нфарктный, бе…таланный, чре…мерный, не…дешний, к…вычки, о…делочный, вдумч…вый, подж…г сарай, умышленный прдж…г, компроми…, прил..гательное, пр…зреть сироту (дать приют), пр…зирать труса, р…ссыпать, р…ссыпи, в речк…, берез…вый, чу…ство, те…аса, шумная к…мпания, избирательная к…мпания.

Взаимопроверка: поменяйтесь местами, проведите проверку работ по образцу.

Морфологический (морфемный): дилетантский, нездешний, отделочный, вдумчивый, в речке, березовый.

Традиционный: кавычки, компромисс, прилагательное, чувство, терраса.

Фонетический: небезызвестный, предынфарктный, бесталанный, чрезмерный, рассыпать, россыпи.

Дифференцирующий: поджег сарай, умышленный поджог, призреть сироту, презирать труса, шумная компания, избирательная кампания.

Многообразие правил русской орфографии объясняется, с одной стороны, особенностями фонетического и грамматического строя русского языка, спецификой его развития, а с другой — взаимодействием с другими языками, как славянскими, так и неславянскими. Результатом последнего является большое количество слов нерусского происхождения, написание которых приходится запоминать.

1.Что включает в себя понятие Орфография?

Назовите основные орфографические принципы.

Что нового узнали на уроке?

Какая работа вызвала наибольший интерес?

Задание: составьте, пожалуйста, синквейн по теме урока в парах.

Развивает, учит, увлекает.

Люди пишут, а время стирает.

VII. Заключительное слово учителя

— Итак, сделаем вывод.

Язык — это живой организм, и потому он находится в постоянном развитии, изменении, в нём происходит стремительное обновление — в том числе и словарного состава.

1.Выучить теоретический материал по теме урока.

2. составить синквейн по теме урока.

Запишите слова в 4 группы в зависимости от принципа орфографии, лежащего в основе правописания данного слова:

Дилетан…ский, небез…звестный, пред…нфарктный, бе…таланный, чре…мерный, не…дешний, к…вычки, о…делочный, вдумч…вый, подж…г сарай, умышленный прдж…г, компроми…, прил..гательное, пр…зреть сироту (дать приют), пр…зирать труса, р…ссыпать, р…ссыпи, в речк…, берез…вый, чу…ство, те…аса, шумная к…мпания, избирательная к…мпания.

Конспект урока на тему «Принципы русской орфографии»

Урок по теме «Основные принципы русской орфографии»

1. Выделить основные принципы русской орфографии и проследить их функционирование в русском языке.

2. Провести словарную и орфографическую работы, направленные на повышение грамотности учащихся.

3. Выполнить задания орфоэпии, повышающие речевую культуру учащихся.

4. Закрепить навык работы с тестовыми заданиями ЕГЭ.

5. способствовать воспитанию патриотизма, уважения к родному языку, к культуре и истории своей страны.

I. Организационный момент.

а) Какими пособиями можно воспользоваться, чтобы проверить правильность постановки ударения в слове? (Ответ: специализированным пособием является орфоэпический словарь, в котором указано не только ударение, но и все особенности произношения данного слова. Однако правильность ударения можно проверить по любому словарю (орфографическому, толковому и др.).

б)) Дать определение орфоэпии. (Ответ: орфоэпия (от греческого orthos-правильный и epos-речь) – совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в языке произносительным нормам).

бухгалтеров, род.п. мн.н

3. В чем особенности словесного ударения в русском языке? (Ответ: русское ударение свободное, т.е. может переходить в одном и том же слове с одного слова на другой сторонa – сторонкa – стoроны).

2. Расставить ударение

IV. Основные принципы русской орфографии.

Согласны ли вы со следующими высказываниями Л.Щербы:
1) Безграмотное писание читать трудно, точно едешь в таратайке по мёрзлой дороге.
2) Писать безграмотно – это посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе.
3) Совершенно ясно, что если все будут писать по- разному, то мы перестанем понимать друг друга.

Орфография (от греческого orthos – правильный, grapho – пишу) – система правил о написании слов и их значимых частей; о слитных и раздельных написаниях слов; об употреблении строчных и прописных букв, о переносе слов).

1. Морфологический принцип

Сущность морфологического принципа в том, что общие для родственных слов значимые части (морфемы) сохраняют на письме единое начертание, хотя в произношении различаются.

Морфологический принцип применяется при написании корней (ход — ходок – ходовой), суффиксов (дубовый, липовый), окончаний (на реке — на речке).

Морфологическим также является принцип графически единообразного написания слов, относящихся к некоторым грамматическим категориям (инфинитив, существительное 3-го склонения, глаголы в повелительном наклонении).

Практическая работа. Задание: объяснить орфограммы.

2. Фонетический принцип

Помимо морфологического принципа, который является основным, применяются также фонетические написания, т.е. написания, соответствующие произношению. Наиболее ярким примером таких написаний служит написание приставок на –з, -с., раз-, рас-, вместо начального и после приставок, оканчивающихся на твердый согласный.

Практическая часть. Задание: объяснить орфограммы.

3. Традиционный и дифференцирующий принципы

К дифференцирующим относятся написания, служащие для различения на письме омофонов (поджог – сущ., поджёг – гл., бал – балл, компания – кампания, Орел – орел). Существуют еще традиционные написания , например написание жи – ши (в древнерусском языке [ж], [ш] были мягкими, написание и после них было закономерным.

4 Привести примеры написания слов с прописной и строчной буквы (Лист – лист_)

V. Работа с тестовым заданием ЕГЭ.

(1)Я — старый человек. (2) Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. (3)Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. (4) И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. (5)Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью.

(6) Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? (7) То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими.

(8) А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

(9) Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась.(10) Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзываете на другом. (11)Спрятаться не удастся никому. (12)Колокол звонит по каждому из нас.

1.Образовать от национальностей страну и назвать столицу.

Этнохороним, этникон — название жителей определённой местности, соотнесённое с топонимом.

2.Из 6 предложения выписать эпитет.

3. Из предл 6-7 выписать словосочетания в переносном значении

4. Как вы понимаете выражение «Колокол звонит по каждому из нас?»

Это название романа Эрнеста Хемингуэя. Эпиграф к роману взят из английской проповеди священника и писателя Джонни Донна:

«Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа, и так же, если смоет край мыса или разрушит Замок твой или друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе».

Смысл выражения: предложение задуматься о своем месте в мире, о своей бренности, об общности человеческих судеб, солидарности людей и т. д. .

VIII. Домашнее задание.

1. Теоретический материал урока выучить.4. Упражнение №27 (письменно), выполнить задания после текста.


источники:

http://multiurok.ru/index.php/files/urok-po-tiemie-printsipy-russkoi-orfoghrafii.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-principi-russkoy-orfografii-1256396.html