Конспект урока русский язык 4 класс правописание падежных окончаний

Методическая разработка урока по русскому языку на тему: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

УМК «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_pravopisanie_bezudarnyh_padezhnyh_okonchaniy_imyon_sushchestvitelnyh_edinstvennogo_chisla.docx94.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

УМК «Школа России»

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа.

  • формирование способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.
  • развивать навык правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе;
  • устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки;
  • анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова;
  • систематизировать знания о грамматических признаках имен существительных;
  • закрепить теоретические знания по теме «Склонение имён существительных»;
  • развивать умение обосновывать выбор гласных в окончании существительных;
  • развивать и обогащать устную и письменную речь учащихся;
  • создать условия для воспитания трудолюбия, усидчивости;
  • воспитывать культуру речи.

— Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте их поприветствуем.

— Откройте тетради и запишите дату и слова «Классная работа».

  1. Актуализация опорных знаний.

— Прежде чем узнать тему нашего сегодняшнего урока, ответим на вопросы:

  1. Какая часть речи называется именем существительным? (имя существительное — это часть речи, которая обозначает предметы, вещи, события, явления и отвечает на вопрос кто? что?)
  2. Как изменяется имя существительное? (по числам и падежам).
  3. Сколько падежей в русском языке? Назовите их с вопросами. (6, именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, винительный).
  1. Как называется изменение существительных по падежам? (склонением).
  2. Сколько склонений имеют имена существительные? (3 склонения)
  3. Какие существительные относятся к 1 склонению? 2? 3? Приведите примеры.

  1. Как определить склонение имен существительных? (нужно поставить имя существительное в начальную форму – И.п. ед. ч. По роду и окончанию определить склонение).

— Вы догадались, о какой части речи будем говорить на уроке? (об имени существительном).

ΙΙΙ. Постановка учебной цели, определение темы урока.

На слайде появляются две группы слов: Слайд 3.

ИЗ ЗЕМЛ__ ИЗ ИЗБУШК__

ПО ВОД___ ПО КОМНАТ___

НА СТЕН__ НА УЛИЦ___

— Прочитайте слова в столбиках. Какое задание нужно выполнить?

– Как вы думаете, в словах какого столбика могут возникнуть затруднения при определении окончаний.? (в словах второго столбика).

— Что вы знаете об окончаниях существительные одного и того же склонения в одном и том же падеже? (Одинаковые, ударные и безударные)

— Какое окончание вызывает трудность при написании? (Безударное).

— При изменении существительных по падежам трудность вызывает правописание безударных окончаний.

— Сегодня на уроке мы узнаем, как правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе.

IV. Работа над новым материалом.

— Откройте учебник на странице 102.

— Прочитайте название темы нашего сегодняшнего урока. Слайд 4.

— Тема нашего урока «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа».

Конспект урока русского языка по теме: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. 4 класс.

Главная задача урока русского языка по данной теме – познакомить с правилами написания безударных падежных окончаний существительных, формировать умение применять правила на практике, повторить знания о склонении имён существительных.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. 4 класс.»

Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. 4 класс.

образовательная – познакомить с правилами написания безударных падежных окончаний существительных, формировать умение применять правила на практике, повторить знания о склонении имён существительных;

деятельностная – формировать способность учащихся к выведению общего правила написания безударных падежных окончаний существительных, тренировать способность использования нового способа действия в разных языковых ситуациях, развивать самостоятельность мышления, орфографическую зоркость.

Оборудование: тетрадь, учебник, планшетки с маркером, карточки с шагами алгоритма, смарт доска.

Мотивация к учебной деятельности

— Как назывался текст домашнего упражнения? (добыча полезных ископаемых)

— С какой целью люди занимаются добычей полезных ископаемых? (приносят человеку пользу)

— У нас урок русского языка. Что полезного мы будем «добывать» на уроке? (знания)

— Как мы будем это делать? (выполним пробное действие)

— Что мы будем делать при возникновении затруднения? (посмотрим, где в пробном действии возникло затруднение, подумаем, почему не можем выполнить задание)

— Как мы можем справиться с затруднением? (составим план работы по открытию нового знания)

— С какой целью будем «добывать» новое знание? (чтобы применять его в жизни, на уроках)

— Пусть девизом нашего урока станут слова «Будем знанья добывать, чтоб с успехом применять»

Знания о какой части речи мы «добывали» на последних уроках? (об имени существительном)

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

— Вспомните, что вы знаете об этой части речи? (учащиеся дают определение имени существительного, называют постоянные и переменные признаки данной части речи)

— Какой из постоянных признаков имени существительного вы указывали в домашнем задании? (склонение)

— Распределите словарные слова в три столбика по типу склонения.

— Какие знания и умения будут вам необходимы при выполнении этого задания? (знание словарных слов, умение определять тип склонения)

— Повторим: какие существительные относятся к 1 склонению, ко 2 склонению, к 3 склонению.

В результате повторения на смарт доске появляется таблица

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему Падежные окончания имён существительных

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет Русского языка

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

— работа с таблицей падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения единственного числа и способами проверки безударных падежных окончаний имён существительных;

— формировать умение проверять безударные окончания имен существительных единственного числа.

Планируемые предметные результаты.

Научатся определять тип склонения имён существительных, правильно писать падежные окончания имён существительных, изменять по падежам имена существительные в единственном числе, выполнять звуко-буквенный разбор имени существительного.

— выработать последовательность действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных в ед.ч, и применение данных действий на практике, посредством выполнения различных упражнений.

— формировать у обучающихся способность к рефлексии;

— научить безошибочному написанию безударных падежных окончаний имен существительных в ед.ч.

-осознавать роль языка в жизни людей;

— понимать эмоции одноклассников, выражать свои эмоции;

— уметь делать самооценку на основе наблюдений за собственной речью.

— самостоятельно формировать тему и цели урока;

— работать по плану.

-устанавливать причинно-следственные связи

-оформлять свои мысли в письменной речи;

-слушать и слышать других;

-договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;

— различать существительные 1,2,3 склонения;

— правильно писать безударные падежные окончания существительных единственного числа.

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; осознавать потребность в сохранении культуры русской речи, выражать уважительное отношение к людям посредством языка.

Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран).

Презентация к уроку.

Учебник Русский язык В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, карточки для работы.

Солнышко для рефлексии.

Мотивация к деятельности. Организационный момент

Итак, ребята, у нас урок русского языка, я рада вас приветствовать в столь чудесный зимний день!

— На уроке у нас присутствует гость. Мы все немного волнуемся, но вы способные, умные. Вы, конечно, поможете мне вести урок, и у нас всё получится. Поприветствуйте нашего гостя!

— Проверим готовность к уроку (слайд 2).

— Карандаши, ручки, учебник, тетрадки?

Игра «Да – Нет» (отвечают хором, доказывает правильный ответ – 1 ученик):

— в русском языке различают 6 падежей

— все падежи являются косвенными?

(нет) Косвенными называются все падежи , кроме именительного. Они могут употребляться с предлогами или без них, за исключением предложного падежа , который всегда употребляется с предлогами. Такие падежи называются косвенными

— в слове картофель 3 слога?

— в русском алфавите 32 буквы?

— (нет) в русском алфавите 33 буквы

— в слове енот 4 звука?

— в слове охотник приставка о-?

— звуки [л], [н], [з], [б] – звонкие?

— предлоги про, через употребляются только с В. п.

— ко 2 склонению относятся существительные ж. и м. рода с

окончаниями -а, -я?

— (нет) сущ. м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями – о, — е.

— буква Ш (ша) обозначает твёрдый и мягкий звуки?

— (нет), ша всегда твердая

— существительное смерч пишется без Ь на конце?

— существительное горечь – 3 склонения

Какую тему мы изучаем? (Им. сущ-ное)

— Мы работаем в теме «Имя существительное»

Что мы знаем о существительном? (Слайд 3 – схема)

— Что такое существительное?

— Как изменяется имя существительное?

— Какие сущ. Относятся к 1, 2, 3 склонению?

— На какие вопросы отвечают эти слова?

— что? — Зима; Какой? — Зимний; Что делать? -Зимовать

— Почему отвечают на разные вопросы?

— разные части речи

Назовите среди данных слов им. существительное (зима)

Составление ассоциативного куста. (Слайд 4)

— А с чем у вас ассоциируется зима? (снегопад, мороз, сосулька, сугробы, коньки, метель…)

— Посмотрите на слайд!

— Новый год – это словосочетание

Есть ли среди этих слов родственные?

— Открываем тетради. Записываем число (выделяем орфограммы) ( слайд 5).

Ше стое д е к а бря.

К ла сс ная р а бота.

— Рассмотрите на слайде (слайд 6) показ соединений для чистописания. Написание какой буквы повторяем? (Буквы У у).

— Запишите первую строку в тетрадь. Проверьте свою посадку и положение тетради. (Слайд 7, 8)

Проверьте свою посадку и положение тетради. (Слайд 7, 8)

— Рассмотрите вторую строку (слайд 9) . Какое слово вы можете написать с ошибкой?

Через речку переходит, а с места не сходит.

— Запишите предложение в тетрадь.

— Я задаю Вам вопросы, ответами являются словарные слова, которые вы записываете в тетрадь, выделяя орфограммы.

— один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства?

— п е йзаж (безударная гласная е в корне слова, непроверяемая ударением).

а гр о ном (безударная гласная а, о, в корне слова, непроверяемые ударением).

— Синоним к слову разговор?

— б е седа (безударная гласная е в корне слова, непроверяемая ударением).

— дорога, пешеходная или проезжая (обычно в парке, саду, иногда вне их)?

алл ея (безударная гласная а в корне слова, непроверяемая ударением; удвоенная согласная лл)

— аппарат для передачи и приёма звука

— теле фон (безударная гласная е в корне слова, непроверяемая ударением).

— Передача изображения при помощи телевидения.

— теле передача (безударная гласная е в корне слова, непроверяемая ударением).

— наречие, указывающее на место?

— з десь (правописание согласной буквы «з», надо запомнить)

— День, прямо предшествующий текущему?

— в ч е ра (парная согласная в; непроверяемая безударная гласная в корне слова)

— Не торопясь, неспешно, не спеша; потихоньку, полегоньку, шаг за шагом?

4. Актуализация знаний

— Прежде чем начать работу, необходимо вспомнить, сколько склонений имён существительных существует в русском языке?

1-е склонение, 2-е склонение, 3-е склонение.

5. Формулировка цели урока и постановка учебных задач

— Что мы изучали на предыдущих уроках?

— Какие безударные гласные вызывают сомнения в написании и в каких падежах?

(Сомнения вызывают безударные гласные е, и в родительном, дательном и предложном падежах)

Из этого следует, что окончания -е,- и в безударных окончаниях Р.п., Д.п., П.п надо проверять

-Прочитайте словосочетания (слайд 10).

Вспоминать о лет., пригодится в жизн., учиться грамот., прийти с подарк., появились на неб., прожить до старост., сидеть на скамейк.

На какие группы можно разделить эти словосочетания?

— (С именами сущ. 1, 2, 3 скл).

— Так какова же цель нашего урока? (слайд 11)

(обобщить знания о правописании падежных окончаний имён существительных, научиться без ошибок писать безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе и способах их проверки)

— Сформулируйте учебные задачи: (слайд 11)

— учиться ставить имя существительное в начальную форму;

— научиться безошибочно определять тип склонения и падеж имени существительного;

— запомнить все безударные падежные окончания имен существительных по типу склонения и в разных падежах;

— научиться подбирать слово-помощник с ударным окончанием для проверки правильности написания.

Работа по теме урока

-Рассмотрите таблицу окончаний имён существительных на стр. 102.

— В каких падежах имена сущ. имеют одинаковые окончания?

— Рассмотрите таблицу окончаний имён существительных на стр. 103

— Сколько способов проверки безударных падежных окончаний существует в русском языке? (2 способа)

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных .

8. Работа с учебником

— Стр.104 алгоритм проверки безударных окончаний имен существительных. Упр.184

Прочитайте первое предложение. Разберите его по членам предложения.

— Что вы можете сказать о выделенных словах?

— это однородные члены.

— Как вы это определили?

— отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову.

— Определите падеж выделенных существительных.

— Как вы думаете, одинаковыми ли будут окончания этих существительных?

— А почему? От чего это зависит?

— От типа склонения.

Закрепление и систематизация знаний (слайд 12).

Спишите. Вставьте пропущенные буквы в окончаниях.

Тетрадь без обложк…, рисунок на ткан…, выросли в теплиц…, букет черёмух…, ходит без обув…, на ветке сирен.

Раздал по горстк…, фильм о лебед…, шов на плать…, забота о брат…, подарок для матер…, по законам чест… и совест…

Задания (разного уровня сложности) (карточки):

Спишите существительные, раскрыв скобки, поставьте их в нужную форму. Выделите окончания у этих существительных и определите падеж (1 ряд).

к (речка), на (верхушка), с (обложка), без (радость), в (тетрадь), о (бабушка), в (деревня)

Распределите существительные на 3 группы по склонениям, вставьте окончания, укажите падеж (2 ряд).

На ветк. сердце дочер. по тропинк. на окошк. на огород. у черёмух. на западе пустын…

Расположите словосочетания в порядке следования падежей. Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение и падеж существительных (3 ряд).

Играл на дудочк. подошёл к осин. смастерил для бабушк. увидал мыш. шёл рощ..й.

Спишите существительные, раскрыв скобки, поставьте их в нужную форму. Выделите окончания у этих существительных и определите падеж (1 ряд).

к (речка), на (верхушка), с (обложка), без (радость), в (тетрадь), о (бабушка), в (деревня)

Распределите существительные на 3 группы по склонениям, вставьте окончания, укажите падеж (2 ряд).

На ветк. сердце дочер. по тропинк. на окошк. на огород. у черёмух. на западе пустын…

Расположите словосочетания в порядке следования падежей. Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение и падеж существительных (3 ряд).

Играл на дудочк. подошёл к осин. смастерил для бабушк. увидал мыш. шёл рощ..й.

— Какие “задачи” мы сегодня решали на уроке?

— Как определить какое окончание надо писать у существительных 1, 2, 3 склонения?

— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

8. Рефлексия (Слайд 13).

— Как вы чувствовали себя на уроке: уверенно или часто сомневались?

— Прикрепи «солнышко» на синий лист, если тебе было трудно на уроке.

— Прикрепи «солнышко» на зелёный лист, если можешь сказать:

«Я знаю этот материал».

— Прикрепи «солнышко» на красный лист, если можешь сказать

«Я знаю этот материал и готов помочь другому».

— Спасибо за урок. Молодцы.

9. Домашнее задание

— Повторить таблицы на с.102, 103, 104 учебника, выполнить упражнение на листе.

Спишите существительные, раскрыв скобки, поставьте их в нужную форму. Выделите окончания у этих существительных и определите падеж (1 ряд).

к (речка), на (верхушка), с (обложка), без (радость), в (тетрадь), о (бабушка), в (деревня)

Распределите существительные на 3 группы по склонениям, вставьте окончания, укажите падеж (2 ряд).

На ветк. сердце дочер. по тропинк. на окошк. на огород. у черёмух. на западе пустын…

Расположите словосочетания в порядке следования падежей. Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение и падеж существительных (3 ряд).

Играл на дудочк. подошёл к осин. смастерил для бабушк. увидал мыш. шёл рощ..й.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Лебедева Екатерина АлександровнаНаписать 5112 05.12.2018

Номер материала: ДБ-281580

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    05.12.2018 489
    04.12.2018 423
    04.12.2018 540
    04.12.2018 220
    04.12.2018 356
    03.12.2018 455
    27.11.2018 325
    26.11.2018 234

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобрнауки разрешило вузам переносить плановые каникулы на нерабочие дни

Время чтения: 1 минута

Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки разрешило вузам перейти на дистанционное обучение

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://multiurok.ru/index.php/files/konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravo-8.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-v-klasse-na-temu-padezhnie-okonchaniya-imyon-suschestvitelnih-3426792.html