Конспект урока русский язык 5 класс правописание непроизносимых согласных
Конспект урока русского языка в 5 классе «Правописание непроизносимых согласных» план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Цели урока:
Повторить правописание непроизносимых согласных, углубить знания учащихся по данной теме. Сверхзадачи урока: повторить правописание парных согласных, правила пунктуации при однородных членах предложения, пропедевтически познакомить с особой формой глагола – причастием.
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 5 классе
Правописание непроизносимых согласных
Повторить правописание непроизносимых согласных, углубить знания учащихся по данной теме. Сверхзадачи урока: повторить правописание парных согласных, правила пунктуации при однородных членах предложения, пропедевтически познакомить с особой формой глагола – причастием.
Стояла поздняя осень. По утрам изморозь серебристым налетом покрывала опавшие листья, землю и крыши домов. А по временам из мрачных свинцовых туч, окутывавших небо, падала изморось .
*Почему по-разному пишутся слова, звучащие одинаково? Или это ошибка? (Один ученик работает по словарю С.И.Ожегова: изморозь – рыхлый снежный покров при морозе, тумане ; изморось – очень мелкий, моросящий дождь.)
* Как вы понимаете словосочетание «свинцовые тучи»? (тяжелые, мрачные, цвета свинца, синевато-серые)
*Объясните постановку запятой во втором предложении текста.
* Слово «опавшие» — особая форма глагола – причастие, образовано с помощью суффикса –вш. Найдите в тексте еще одно причастие с суффиксом –вш. (окутывавших)
Откроем словарики, познакомимся с новым словом.
Слово, однокоренные слова
Этимология слова, дальние «родственники»
Значение слова, примеры употребления
Т ерри ториальный
Лат. terra – земля
Партер (на земле)
Ограниченный земельный участок.
Материал для наблюдения:
*Как произносятся стечения согласных? (одинаково)
*А пишутся? (по-разному)
*Почему? (непроизносимые согласные)
Запишем тему урока. Сегодня мы должны вспомнить правило правописания непроизносимых согласных, потренироваться в написании слов с непроизносимыми согласными, в обозначении орфограммы.
Объяснение нового материала.
Послушаем радионяню. Она поможет нам вспомнить правило правописания непроизносимых согласных и понять, зачем нужно изучать непроизносимые согласные.
*Что необходимо сделать, чтобы не ошибиться в правописании? (поставить в сильную позицию перед гласной, чтобы согласный звучал отчетливо, то есть «разбить» стечение согласных)
Выучим рифмовку, чтобы легче было запомнить правило.
И ужа сн о, и опа сн о букву Т писать напра сн о.
Всем изве стн о, как преле стн о букву Т писать уме стн о.
Закрепление изученного материала.
Устное упражнение проводится на рифмовке, записанной на доске. Учитель дает образец рассуждения: слышу стечение согласных, ставлю в сильную позицию перед гласным.
Полусамостоятельная работа. Игра «Эрудит» с использованием светофоров для осуществления обратной связи с учениками. Учитель называет значение слова, учащиеся определяют слово. Перед тем как записать его, ученики показывают светофор.
— Звуки, при произнесении которых воздух проходит через ротовую полость, встречая препятствия. (Согласный)
— Растение, растущее на болоте. (Тростник)
— Что обогревает землю? Небесное светило. (Солнце)
— Образовавшийся из дерева. (Древесный – древесина)
— Большая морская птица. (Буревестник)
— Находящийся в запасе. (Запасной)
— Занимающий много места. (Громоздкий)
— Человек, который занимается спортом. (Спортсмен)
— О человеке, во всем ищущем выгоду. (Корыстный)
— О человеке, стремящемся повелевать. (Властный)
Словарная работа. Запись в словарик, комментарий.
Рове сн ик (славянск. «ровесе» – одинаковый по годам)
Све стн ик (древнерусск. – верста)
Переезд был многовер стн ый. Запа сн ая дорога шла по ре д кому лесу, кругом в окре стн остях Кармалки виднелись живопи сн ые рощи.
*В чем особенность слова «многоверстный» с точки зрения состава слова? (сложное)
*Что такое верста? (старая русская мера длины, равная 1,06 км.)
*Объясните постановку запятой во втором предложении
*Докажите, что предложение сложное.
Игра «Третий лишний». Найти лишнее слово в каждой группе, объяснить.
*По какому еще признаку можно выделить третье лишнее слово?
6. Подведение итогов урока.
* С каким правилом мы сегодня работали?
*Что необходимо сделать, чтобы не ошибиться в написании непроизносимой согласной?
*Какое новое слово на уроке вы узнали? Как оно пишется? Каково его значение?
7. Домашнее задание.
Выучить правописание словарных слов. Составить и записать с каждым из них предложение.
Упражнение №114 (по заданию).
Из орфографического словаря выписать десять слов с непроизносимой согласной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 5 классе с использованием ИКТ и технологии процессуального мониторинга на тему «Орфограммы гласные и согласные»
Данный урок разработан в соответствии с программой по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской (Москва, «Дрофа», 2001).Тема урока: «Орфограммы гласные и согласные (повторение изученного в началь.
Конспект урока русского языка на тему «Согласные твердые и мягкие»
В ходе данного урока ребята смогут повторить сведения о фонетике, полученные в начальной школе;развить навык характеристики согласных звуков по твердости-мягкости, закрепить умение строить текст.
Конспект урока русского языка во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме: Свистящие и шипящие согласные
В игровой форме во время урока ведется закрепление понятий «Свистящие и шипящие согласные».Цель и задачи урока:• Закреплять понятия «свистящие» и «шипящие» согласные звуки. • Упражнять в ум.
Конспект урока русского языка «Звонкие и глухие согласные»
Конспект урока русского языка «Звонкие и глухие согласные».
Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Непроизносимая согласная в корне слова»
Цели деятельности учителя: тренировать навык осознанно писать и проверять слова с непроизносимой согласной в корне слова; развивать орфографическую зоркость; поддерживать интерес к изучению русского я.
Конспект урока русского языка на тему: «Двойные согласные»
Урок составлен с применением сингапурских структур.
конспект урока русского языка в 5 классе «Согласные твёрдые и мягкие»
Конспект урока в 5 классе содержит задания занимательного характера, подходящие для учащихся данного возраста. В работе использованы приёмы критического мышляения. Учащиеся самостоятельно формулируют .
Урок русского языка в 5 классе Тема: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Суворовская средняя школа»
Сакского района Республики Крым
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
« Правописание непроизносимых согласных в корне слова »
учитель русского языка и литературы
Демина Татьяна Александровна
Тема урока:Правописание непроизносимых согласных в корне слова
Тип урока: урок систематизации знаний
а) умения «видеть» орфограмму в корне с непроизносимой согласной и умения объяснять её написание;
б) способности к написанию слов с непроизносимой согласной в корне;
Н еобходимое оборудование: учебник, компьютер, видеопроектор, экран
Демонстративный материал: алгоритм проверки непроизносимых согласных в корне; лист для самопроверки.
I . Мотивация к учебной деятельности.
1) Организация актуализации требований к учебной деятельности 2) Организация деятельности учащихся по установке тематических рамок («
3) Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность .
— Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)
— Как называются части слова? (Морфемы).
-Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Правописание проверяемых согласных в корне слова)
-Какие способы проверки написания звонких и глухих согласных в корне слова существуют? (Изменение слова и подбор однокоренных слов).
— Какая морфема идет за приставкой? (Корень).
— Вы хотите расширить свои знания о правописании корней? (Да.)
— Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы грамотно писать)
— Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).
— Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.
II . Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
1) Организация актуализации изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.
2) Фиксация актуализированных способов действий в речи.
3) Фиксация актуализированных способов действий в знаках (эталонах).
4) Организация обобщения актуализированных способов действий.
5) Организация актуализации мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
6) Мотивирование к пробному учебному действию («надо» — «могу» -«хочу»).
7) Организация самостоятельного выполнения пробного учебного действия.
8) Организация фиксации индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
— В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:
— задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);
— Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).
— С чего начнем наше познание нового? ( С повторения, что знаем по теме: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»).
— Какой способ повторения нашей темы выберем? (Выполнение морфемного разбора слов).
— Предлагаю для морфемного разбора следующие слова: местность, известный, звёздный, счастливый, сердце, вкусный. (слайд №1)
(Кто-то может работать у доски, остальные — в тетрадях).
-Посмотрим, как поработали наши одноклассники с морфемным разбором. Кто хочет стать консультантом? ( Один из учеников проверяет выполнение и говорит «Разбор слов выполнен верно»)
— В чём особенность в написании этих слов? (Это слова с непроизносимыми согласными в корне слова)
— Что нужно делать, чтобы не ошибиться в написании непроизносимых согласных в корне слова? (Нужно подобрать такое проверочное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо) (слайд №2)
— Какой вывод можно сделать о ваших знаниях и умениях по теме? (материал усвоен на достаточном уровне)
— Какие орфограммы в корне вы нашли? (правописание непроизносимых
согласных в корне: месТность, извесТный, звёзДный, счасТливый, серДце). — Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока. — Можно ли подобрать к слову вкусный проверочное слово? (можно, вкусен ) — Есть ли в этом слове непроизносимое согласное? ( нет)
— Можете вспомнить такие слова? (нет)
— В чем заключается затруднение? (Отсутствие знаний о правописаниях трудных слов).
III . Выявление места и причины затруднения.
Организация восстановления выполненных операций.
1) Организация фиксации места (шага, операции), где возникло затруднение.
2) Организация соотнесения своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.)
3) На этой основе организация выполнения и фиксация во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
— В чём заключается правописание таких слов? (В некоторых словах с сн непроизносимых согласных нет).
IV . Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).
Организация построения проекта выхода из затруднения:
1)Постановка цели проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).
2) Уточнение и согласование темы урока.
3) Определение средств (алгоритмов, моделей, справочников и т. д.).
4) Формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
— Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определять вид орфограммы в корне слова с непроизносимыми согласными).
— Как сформулируем тему нашего урока? (Правописание непроизносимых согласных в корне слова).
— Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения).
— Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (Упражнения учебника с условным обозначением «очки»).
V . Реализация построения проекта.
1) Организация реализации построенного проекта в соответствии с планом.
2) Организация фиксации нового способа действия в речи.
3) Организация фиксации нового способа действия в знаках ( с помощью эталона).
4) Организация фиксации преодоления затруднения.
5) Организация уточнения общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа)
— Обратите внимание на слова, записанные на доске. (слайд №3)
— Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? (В левом столбике непроизносимых согласных нет, а в правом столбике они есть).
— Еще какие наблюдения вы провели? (В правом столбике подбираем проверочные слова: учасТник – участие, здраВствуй – здравие, чесТный – честь, серДце – сердечный; в левом столбике тоже: чудесный – чудесен, вкусный — вкусен, интересный — интересен, ужасный – ужасен;Ноздесь непроизносимых согласных нет ). -В чем заключается ваша задача? (Написание таких слов надо запомнить, а в случае сомнения обращаться к орфографическому словарю)
-Найдите проверочные слова для слов: силосный, сенокосный . ( силос, сенокос)- Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?
— Т еперь мы можем объяснить правописание слов, которые вызывали в начале урока затруднение? (Да)
— Как преодолеть затруднение в выборе непроизносимых согласных в словах? (Обратиться к эталону).
— Какой вывод можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу)
V I . Первичное закрепление во внешней речи.
1) Организация усвоения детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
– в парах или группах.
-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).
-Полностью с вами согласен. Выполним упражнение № 47 учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все вместе для образца
1вариант. стороЖка — стороЖить
2 вариант. месТность — месТо
-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).
V II . Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
1) Организация самостоятельного выполнения учащимися типовых заданий на новый способ действия.
2) Организация соотнесения работы с эталоном для самопроверки ( в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно соотнесение работы с подробным образцом).
3) Организация вербального сопоставления работы с эталоном для самопроверки
(в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).
4) По результатам выполнения самостоятельной работы организация рефлексии деятельности по применению нового способа действия.
(в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно вербальное сопоставление работы с подобным образцом).
— Вы уверены в своих умениях? (Да).
-Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).
— Задание для всех: упр № 48 . Кто закончит раньше, выполнит упр. 49. На работу 5-7 минут.
Выполняем упр. 49. В левый столбик напишите слова с непроизносимыми согласными в корне, в правый – с СН.
— Кто допустил ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).
— Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.
VIII . Включение в систему знаний и повторение.
1) Организация выявления типов заданий, где используется новый способ действия.
2) Организация повторения учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
— Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Можем подобрать проверочные слова).
Работа в парах :1) На экране слова. От каких слов образовались они. Запишите их, обозначьте орфограммы и морфемы
1) Организация фиксации нового содержания, изученного на уроке.
2) Организация рефлексивного анализа учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.
3) Организация оценивания учащимися собственной деятельности на уроке.
4) Организация фиксации неразрешенных трудностей на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
5) Организация обсуждения и записи домашнего задания.
— Чему был посвящен урок? (Правописанию непроизносимых согласных в корне слова)
— В чем суть правописания непроизносимых согласных в корне? (Уметь подобрать проверочные слова).
-Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно вставляем буквы).
— Что помогло нам их преодолеть? (Правила проверки непроизносимых со гласных в корне).
-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
Научился проверять непроизносимую согласную в корне, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.
Научился проверять непроизносимую согласную в корне , но не уверен, что самостоятельно смогу подобрать проверочное слово. Скажу себе: « Я работал хорошо!»
Научился проверять непроизносимую согласную в корне и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»
— Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:
1. Кто научился проверять непроизносимую согласную в корне, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и спишите первый абзац упр. № 49 из параграфа 9.
2. Кто научился проверять непроизносимую согласную в корне, но не уверен, что самостоятельно сможет подобрать проверочное слово, то скажите себе «Я работал хорошо!» и спишите упр. 49.
3. Кто научился проверять непроизносимую согласную в корне и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте 7 предложений по теме «Наступление утра».
Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему «Правописание непроизносимых согласных в корне слова».
Русский язык 5 класс _______________________
Тема: Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Цели: формирование знания о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы.
Задачи: закрепить умение обнаруживать орфограммы — согласные в корнях слов, создать условия для формирования представлений о словах с непроизносимыми согласными звуками; познакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными путём подбора однокоренных слов; формировать мотивацию к самостоятельной аналитической деятельности; воспитывать интерес к родному языку.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы: словесный, наглядный, поисковый.
Технология: личностно-ориентированное обучение.
1.Организационный этап.
2.Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания (упр. 42).
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
— Тема нашего урока – «Непроизносимые согласные».
Иногда согласные играют с нами в прятки:
Они не произносятся, а пишутся в тетрадке.
— Не все согласные в словах произносятся; некоторые из них исчезают, как, например, звук т в слове лестница. Скрываются и другие звуки: л в слове солнце, д в слове позднои др.
— А почему всё-таки исчезают отдельные звуки?
4.Первичное усвоение новых знаний.
Дело в том, что три согласных подряд бывает очень трудно произносить, вот мы, и упрощаем таким образом их произношение. А написание их упрощать нельзя.
1.Работа с учебником. Стр. 25-анализ слов в рамке.
Чтение теоретического материала (стр.26)
Вывод: чтобы узнать, есть ли в словах непроизносимые согласные,
надо к ним подобрать однокоренные слова.
2. Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными.
1. Чтобы лучше познакомиться со словами с непроизносимыми согласными, давайте совершим путешествие.
— А вот и первая станция. Она называется Солнечная. Здесь нас ждёт загадка:
В синей чаще алый мяч,
Он и светел, и горяч. (Солнце)
— Запишите отгадку. Какой звук не произносится? (Л)
— Подберите к слову однокоренные слова, где звук Л хорошо слышится:
— А так как корень в однокоренных словах должен писаться одинаково, слово
солнце пишем с буквой «Л».
2. Запишем отрывок из стихотворения А.С. Пушкина:
Мороз и солнце. День чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный…
— Почему слово прелестный пишется с буквой «т»?
— Потому что однокоренное слово прелесть пишется с буквой «т».
— А почему в слове чудесный мы не поставили «т»?
— Однокоренное слово чудеса пишется без буквы «т». А корни в однокоренных словах пишутся одинаково.