Конспект урока русский язык 5 класс правописание непроизносимых согласных

Конспект урока русского языка в 5 классе «Правописание непроизносимых согласных»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Цели урока:

  1. Повторить правописание непроизносимых согласных, углубить знания учащихся по данной теме. Сверхзадачи урока: повторить правописание парных согласных, правила пунктуации при однородных членах предложения, пропедевтически познакомить с особой формой глагола – причастием.
  2. Развивать орфографическую зоркость учащихся, способствовать становлению навыков правописания.
  3. Расширять словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse_neproiznosimye_soglasnye_v_korne_slova.doc52.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе

Правописание непроизносимых согласных

  1. Повторить правописание непроизносимых согласных, углубить знания учащихся по данной теме. Сверхзадачи урока: повторить правописание парных согласных, правила пунктуации при однородных членах предложения, пропедевтически познакомить с особой формой глагола – причастием.
  2. Развивать орфографическую зоркость учащихся, способствовать становлению навыков правописания.
  3. Расширять словарный запас.
  1. Магнитофон, кассета с записью радионяни.
  2. Светофоры
  3. Карточки со словарным словом.

*Какой раздел лингвистики мы изучаем? (Орфография)

*Какова этимология слова «орфография»? (греч. «орфос» – правильный, «графо» — пишу)

*Что изучаем в данном разделе?

2. Повторение пройденного материала.

Карточка 1. Вставить буквы, обозначить орфограммы.

Нагре. гря..ка, те..итория, заря..ка, уса..ьба, вприся..ку, и..юстрация, ло..ко, арти..ерия, ука..ка, орфогра..а, гра..атика, бага. зу..чатый, тра..а.

Карточка 2. Вставить пропущенные буквы. Разобрать слова по составу. Указать часть

речи над словом.

Вып..чка, ненас..ная, д..ждинки, хмурит(ь)ся, обн..вление, р..бой.

  • Задание классу: работа с текстом.

Стояла поздняя осень. По утрам изморозь серебристым налетом покрывала опавшие листья, землю и крыши домов. А по временам из мрачных свинцовых туч, окутывавших небо, падала изморось .

*Почему по-разному пишутся слова, звучащие одинаково? Или это ошибка? (Один ученик работает по словарю С.И.Ожегова: изморозь – рыхлый снежный покров при морозе, тумане ; изморось – очень мелкий, моросящий дождь.)

* Как вы понимаете словосочетание «свинцовые тучи»? (тяжелые, мрачные, цвета свинца, синевато-серые)

*Объясните постановку запятой во втором предложении текста.

* Слово «опавшие» — особая форма глагола – причастие, образовано с помощью суффикса –вш. Найдите в тексте еще одно причастие с суффиксом –вш. (окутывавших)

Откроем словарики, познакомимся с новым словом.

Слово, однокоренные слова

Этимология слова, дальние «родственники»

Значение слова, примеры употребления

Т ерри ториальный

Лат. terra – земля

Партер (на земле)

Ограниченный земельный участок.

Материал для наблюдения:

*Как произносятся стечения согласных? (одинаково)

*А пишутся? (по-разному)

*Почему? (непроизносимые согласные)

Запишем тему урока. Сегодня мы должны вспомнить правило правописания непроизносимых согласных, потренироваться в написании слов с непроизносимыми согласными, в обозначении орфограммы.

  1. Объяснение нового материала.
  • Послушаем радионяню. Она поможет нам вспомнить правило правописания непроизносимых согласных и понять, зачем нужно изучать непроизносимые согласные.

*Что необходимо сделать, чтобы не ошибиться в правописании? (поставить в сильную позицию перед гласной, чтобы согласный звучал отчетливо, то есть «разбить» стечение согласных)

  • Выучим рифмовку, чтобы легче было запомнить правило.

И ужа сн о, и опа сн о букву Т писать напра сн о.

Всем изве стн о, как преле стн о букву Т писать уме стн о.

  1. Закрепление изученного материала.
  • Устное упражнение проводится на рифмовке, записанной на доске. Учитель дает образец рассуждения: слышу стечение согласных, ставлю в сильную позицию перед гласным.
  • Предупредительное письмо.

Грустный, поздний, здравствуйте, завистливый, честный, гигантский, счастливый, устный, участвовать.

  • Полусамостоятельная работа. Игра «Эрудит» с использованием светофоров для осуществления обратной связи с учениками. Учитель называет значение слова, учащиеся определяют слово. Перед тем как записать его, ученики показывают светофор.

— Звуки, при произнесении которых воздух проходит через ротовую полость, встречая препятствия. (Согласный)

— Растение, растущее на болоте. (Тростник)

— Что обогревает землю? Небесное светило. (Солнце)

— Образовавшийся из дерева. (Древесный – древесина)

— Большая морская птица. (Буревестник)

— Находящийся в запасе. (Запасной)

— Занимающий много места. (Громоздкий)

— Человек, который занимается спортом. (Спортсмен)

— О человеке, во всем ищущем выгоду. (Корыстный)

— О человеке, стремящемся повелевать. (Властный)

  • Словарная работа. Запись в словарик, комментарий.

Рове сн ик (славянск. «ровесе» – одинаковый по годам)

Све стн ик (древнерусск. – верста)

Переезд был многовер стн ый. Запа сн ая дорога шла по ре д кому лесу, кругом в окре стн остях Кармалки виднелись живопи сн ые рощи.

*В чем особенность слова «многоверстный» с точки зрения состава слова? (сложное)

*Что такое верста? (старая русская мера длины, равная 1,06 км.)

*Объясните постановку запятой во втором предложении

*Докажите, что предложение сложное.

  • Игра «Третий лишний». Найти лишнее слово в каждой группе, объяснить.

*По какому еще признаку можно выделить третье лишнее слово?

6. Подведение итогов урока.

* С каким правилом мы сегодня работали?

*Что необходимо сделать, чтобы не ошибиться в написании непроизносимой согласной?

*Какое новое слово на уроке вы узнали? Как оно пишется? Каково его значение?

7. Домашнее задание.

  • Выучить правописание словарных слов. Составить и записать с каждым из них предложение.
  • Упражнение №114 (по заданию).
  • Из орфографического словаря выписать десять слов с непроизносимой согласной.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе с использованием ИКТ и технологии процессуального мониторинга на тему «Орфограммы гласные и согласные»

Данный урок разработан в соответствии с программой по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской (Москва, «Дрофа», 2001).Тема урока: «Орфограммы гласные и согласные (повторение изученного в началь.

Конспект урока русского языка на тему «Согласные твердые и мягкие»

В ходе данного урока ребята смогут повторить сведения о фонетике, полученные в начальной школе;развить навык характеристики согласных звуков по твердости-мягкости, закрепить умение строить текст.

Конспект урока русского языка во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме: Свистящие и шипящие согласные

В игровой форме во время урока ведется закрепление понятий «Свистящие и шипящие согласные».Цель и задачи урока:• Закреплять понятия «свистящие» и «шипящие» согласные звуки. • Упражнять в ум.

Конспект урока русского языка «Звонкие и глухие согласные»

Конспект урока русского языка «Звонкие и глухие согласные».

Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Непроизносимая согласная в корне слова»

Цели деятельности учителя: тренировать навык осознанно писать и проверять слова с непроизносимой согласной в корне слова; развивать орфографическую зоркость; поддерживать интерес к изучению русского я.

Конспект урока русского языка на тему: «Двойные согласные»

Урок составлен с применением сингапурских структур.

конспект урока русского языка в 5 классе «Согласные твёрдые и мягкие»

Конспект урока в 5 классе содержит задания занимательного характера, подходящие для учащихся данного возраста. В работе использованы приёмы критического мышляения. Учащиеся самостоятельно формулируют .

Урок русского языка в 5 классе Тема: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Суворовская средняя школа»

Сакского района Республики Крым

Конспект урока по русскому языку
в 5 классе

« Правописание непроизносимых согласных в корне слова »

учитель русского языка и литературы

Демина Татьяна Александровна

Тема урока : Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Тип урока: урок систематизации знаний

а) умения «видеть» орфограмму в корне с непроизносимой согласной и умения объяснять её написание;

б) способности к написанию слов с непроизносимой согласной в корне;

мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.

Раздаточный материал: диагностическая карта.

Н еобходимое оборудование: учебник, компьютер, видеопроектор, экран

Демонстративный материал: алгоритм проверки непроизносимых согласных в корне; лист для самопроверки.

I . Мотивация к учебной деятельности.

1) Организация актуализации требований к учебной деятельности 2) Организация деятельности учащихся по установке тематических рамок («

3) Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность .

— Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)

— Как называются части слова? (Морфемы).

-Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Правописание проверяемых согласных в корне слова)

-Какие способы проверки написания звонких и глухих согласных в корне слова существуют? (Изменение слова и подбор однокоренных слов).

— Какая морфема идет за приставкой? (Корень).

— Вы хотите расширить свои знания о правописании корней? (Да.)

— Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы грамотно писать)

— Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).

— Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.

II . Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

1) Организация актуализации изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

2) Фиксация актуализированных способов действий в речи.

3) Фиксация актуализированных способов действий в знаках (эталонах).

4) Организация обобщения актуализированных способов действий.

5) Организация актуализации мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

6) Мотивирование к пробному учебному действию («надо» — «могу» -«хочу»).

7) Организация самостоятельного выполнения пробного учебного действия.

8) Организация фиксации индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

— В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:

— задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

— Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).

— С чего начнем наше познание нового? ( С повторения, что знаем по теме: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»).

— Какой способ повторения нашей темы выберем? (Выполнение морфемного разбора слов).

— Предлагаю для морфемного разбора следующие слова: местность, известный, звёздный, счастливый, сердце, вкусный. (слайд №1)

(Кто-то может работать у доски, остальные — в тетрадях).

-Посмотрим, как поработали наши одноклассники с морфемным разбором. Кто хочет стать консультантом? ( Один из учеников проверяет выполнение и говорит «Разбор слов выполнен верно»)

— В чём особенность в написании этих слов? (Это слова с непроизносимыми согласными в корне слова)

— Что нужно делать, чтобы не ошибиться в написании непроизносимых согласных в корне слова? (Нужно подобрать такое проверочное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо) (слайд №2)

Какой вывод можно сделать о ваших знаниях и умениях по теме? (материал усвоен на достаточном уровне)

Какие орфограммы в корне вы нашли? (правописание непроизносимых

согласных в корне: месТность, извесТный, звёзДный, счасТливый, серДце). — Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока. — Можно ли подобрать к слову вкусный проверочное слово? (можно, вкусен ) — Есть ли в этом слове непроизносимое согласное? ( нет)

— Можете вспомнить такие слова? (нет)

— В чем заключается затруднение? (Отсутствие знаний о правописаниях трудных слов).

III . Выявление места и причины затруднения.

Организация восстановления выполненных операций.

1) Организация фиксации места (шага, операции), где возникло затруднение.

2) Организация соотнесения своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.)

3) На этой основе организация выполнения и фиксация во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

— В чём заключается правописание таких слов? (В некоторых словах с сн непроизносимых согласных нет).

IV . Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

Организация построения проекта выхода из затруднения:

1)Постановка цели проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).

2) Уточнение и согласование темы урока.

3) Определение средств (алгоритмов, моделей, справочников и т. д.).

4) Формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

— Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определять вид орфограммы в корне слова с непроизносимыми согласными).

— Как сформулируем тему нашего урока? (Правописание непроизносимых согласных в корне слова).

— Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения).

— Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (Упражнения учебника с условным обозначением «очки»).

V . Реализация построения проекта.

1) Организация реализации построенного проекта в соответствии с планом.

2) Организация фиксации нового способа действия в речи.

3) Организация фиксации нового способа действия в знаках ( с помощью эталона).

4) Организация фиксации преодоления затруднения.

5) Организация уточнения общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа)

— Обратите внимание на слова, записанные на доске. (слайд №3)

— Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? (В левом столбике непроизносимых согласных нет, а в правом столбике они есть).

— Еще какие наблюдения вы провели? (В правом столбике подбираем проверочные слова: учасТник – участие, здраВствуй – здравие, чесТный – честь, серДце – сердечный; в левом столбике тоже: чудесный – чудесен, вкусный — вкусен, интересный — интересен, ужасный – ужасен; Но здесь непроизносимых согласных нет ). -В чем заключается ваша задача? (Написание таких слов надо запомнить, а в случае сомнения обращаться к орфографическому словарю)

-Найдите проверочные слова для слов: силосный, сенокосный . ( силос, сенокос)- Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?

— Т еперь мы можем объяснить правописание слов, которые вызывали в начале урока затруднение? (Да)

Как преодолеть затруднение в выборе непроизносимых согласных в словах? (Обратиться к эталону).

-Прочитайте на доске примеры : ненас…ный, неизвес…ный, учас…ник, прекрас…ный, вес…ник, радос…ный. (слайд №5)

Что вы сделаете, чтобы вставить пропущенные буквы? (Воспользуемся эталоном и орфографическим словарем ).

(Проверочные слова: ненастье, весть, участие, прекрасен, вести, радость ) (слайд №6)

— Какой вывод можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу)

V I . Первичное закрепление во внешней речи.

1) Организация усвоения детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

– в парах или группах.

-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).

-Полностью с вами согласен. Выполним упражнение № 47 учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все вместе для образца

1вариант. стороЖка — стороЖить

2 вариант. месТность — месТо

-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).

V II . Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

1) Организация самостоятельного выполнения учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2) Организация соотнесения работы с эталоном для самопроверки ( в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно соотнесение работы с подробным образцом).

3) Организация вербального сопоставления работы с эталоном для самопроверки

(в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).

4) По результатам выполнения самостоятельной работы организация рефлексии деятельности по применению нового способа действия.

(в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно вербальное сопоставление работы с подобным образцом).

— Вы уверены в своих умениях? (Да).

-Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).

— Задание для всех: упр № 48 . Кто закончит раньше, выполнит упр. 49. На работу 5-7 минут.

Выполняем упр. 49. В левый столбик напишите слова с непроизносимыми согласными в корне, в правый – с СН.

— Кто допустил ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).

— Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.

VIII . Включение в систему знаний и повторение.

1) Организация выявления типов заданий, где используется новый способ действия.

2) Организация повторения учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

— Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Можем подобрать проверочные слова).

Работа в парах :1) На экране слова. От каких слов образовались они. Запишите их, обозначьте орфограммы и морфемы

Агентство, грустный, местный, прелестный, ненастный, редкостный, властный, проездной, областной, завистливый, участливый, тростник.

-Проведите самопроверку по эталону.

АгенТство — агенТы, грусТный – грусТь, месТный – месТо, прелесТный – прелесТь, ненасТный – ненасТье, редкосТный – редкосТь, власТный – власТь, проезДной – проезД, обласТной – обласТь, зависТливый – зависТь, учасТливый- учасТие, тросТник – тросТь. (слайд №8)

2) Подберите к данным словам однокоренные имена прилагательные с суффиксом -Н-, запишите слова парами. Какие из слов являются проверочными?

Колесо, вкус, силос, чудеса, интерес, сенокос, ужас, опасение. (слайд №9)

(колесный, вкусный, силосный, чудесный, интересный, сенокосный, ужасный, опасный) (слайд №10)

3) Запишите сначала словосочетания, в которых есть слова с непроизносимыми согласными, затем – остальные.

Прекрасное село, празДничный фейерверк, счасТливый случай, широкая лесТница, чудесная комната, интересная прогулка, удивительное чуВство . (слайд №11)

I Х. Рефлексия учебной деятельности.

1) Организация фиксации нового содержания, изученного на уроке.

2) Организация рефлексивного анализа учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

3) Организация оценивания учащимися собственной деятельности на уроке.

4) Организация фиксации неразрешенных трудностей на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

5) Организация обсуждения и записи домашнего задания.

— Чему был посвящен урок? (Правописанию непроизносимых согласных в корне слова)

— В чем суть правописания непроизносимых согласных в корне? (Уметь подобрать проверочные слова).

-Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно вставляем буквы).

— Что помогло нам их преодолеть? (Правила проверки непроизносимых со гласных в корне).

-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.

Научился проверять непроизносимую согласную в корне, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

Научился проверять непроизносимую согласную в корне , но не уверен, что самостоятельно смогу подобрать проверочное слово. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

Научился проверять непроизносимую согласную в корне и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

— Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Кто научился проверять непроизносимую согласную в корне, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и спишите первый абзац упр. № 49 из параграфа 9.

2. Кто научился проверять непроизносимую согласную в корне, но не уверен, что самостоятельно сможет подобрать проверочное слово, то скажите себе «Я работал хорошо!» и спишите упр. 49.

3. Кто научился проверять непроизносимую согласную в корне и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте 7 предложений по теме «Наступление утра».

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему «Правописание непроизносимых согласных в корне слова».

Русский язык 5 класс _______________________

Тема: Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Цели: формирование знания о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы.

Задачи: закрепить умение обнаруживать орфограммы — согласные в корнях слов, создать условия для формирования представлений о словах с непроизносимыми согласными звуками; познакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными путём подбора однокоренных слов; формировать мотивацию к самостоятельной аналитической деятельности; воспитывать интерес к родному языку.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: словесный, наглядный, поисковый.

Технология: личностно-ориентированное обучение.

1. Организационный этап.

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (упр. 42).

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

— Тема нашего урока – «Непроизносимые согласные».

Иногда согласные играют с нами в прятки:

Они не произносятся, а пишутся в тетрадке.

— Не все согласные в словах произносятся; некоторые из них исчезают, как, например, звук т в слове лестница. Скрываются и другие звуки: л в слове солнце, д в слове поздно и др.

— А почему всё-таки исчезают отдельные звуки?

4. Первичное усвоение новых знаний.

Дело в том, что три согласных подряд бывает очень трудно произносить, вот мы, и упрощаем таким образом их произношение. А написание их упрощать нельзя.

1. Работа с учебником. Стр. 25-анализ слов в рамке.

Чтение теоретического материала (стр.26)

Вывод: чтобы узнать, есть ли в словах непроизносимые согласные,

надо к ним подобрать однокоренные слова.

2. Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными.

1. Чтобы лучше познакомиться со словами с непроизносимыми согласными, давайте совершим путешествие.

— А вот и первая станция. Она называется Солнечная. Здесь нас ждёт загадка:

В синей чаще алый мяч,

Он и светел, и горяч. (Солнце)

— Запишите отгадку. Какой звук не произносится? (Л)

— Подберите к слову однокоренные слова, где звук Л хорошо слышится:

А так как корень в однокоренных словах должен писаться одинаково, слово

солнце пишем с буквой «Л».

2. Запишем отрывок из стихотворения А.С. Пушкина:

Мороз и солнце. День чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный…

— Почему слово прелестный пишется с буквой «т»?

— Потому что однокоренное слово прелесть пишется с буквой «т».

— А почему в слове чудесный мы не поставили «т»?

— Однокоренное слово чудеса пишется без буквы «т». А корни в однокоренных словах пишутся одинаково.

3. – Покидая станцию, прочитаем «солнечное» стихотворение:

С неба смотрит солнце миллионы лет.

Льёт на землю солнце и тепло, и свет.

Но посветит солнце –

И уходит прочь, а живое сердце

Греет день и ночь.

Значит сердце лучше солнца самого,

Никакие тучи не заметят его!

— Какое ещё слово здесь с непроизносимой согласной?

СЕРДЦЕ. Однокоренное слово – сердечко.

5. Первичная проверка понимания.

— Здесь нас ждёт задание:

1. Составьте два предложения с подлежащими Гагарин и космонавт.

Используйте следующие слова:

Совершить, полёт, звёз…ный, извес…ный, видеть, прекра…ная, земля, из, космос.

(Гагарин совершил звёздный полёт. Из космоса известный космонавт видел прекрасную землю).

— Предложения запишите. Непроизносимые согласные подчеркните. Устно подберите проверочные однокоренные слова.

— А что ещё видел Гагарин из иллюминатора ракеты?

Ни ковра не поднять,

Ни гороха собрать.

— Запишите слово звёздное. От какого слова оно образовано? (Звезда)

Выделите корень в словах, букву «д» подчеркните.

2. Выпишите однокоренные слова.

— И опять стучат колёса. А впереди нас ждёт новая станция – Радостная.

И на них от радости

И на них от радости

— Прочитайте текст на доске. В нём рассказывается о людях, живущих на этой станции.

Местные люди всегда радостны и приветливы. Они счастливы, что живут в таком прекрасном месте. Счастье и радость просто переполняют их.

— Впишите однокоренные слова парами. Которое из них проверочное?

— На какую орфограмму слова первого столбика?

— Почему слово прекрасный без «т»?

(Однокоренное слово «краса» без «т»)

— Ребята, так как же узнать, есть ли в слове непроизносимый согласный?

(Надо подобрать однокоренные слова)

Образуйте имена прилагательные от слов:

вирус, жалость, интерес, доблесть, ярость.

— Но есть слова с непроизносимой согласной,

написание, которых нельзя проверить их надо запомнить.

— Как называется ряд ступенек, идущих вверх?

— Закончи предложение: Новый год – весёлый …

— Скажи одним словом, что такое любовь?

Чему научились на уроке? (Проверять слова с непроизносимыми согласными звуками).

Как проверять слова с непроизносимыми согласными?

Какие непроизносимые согласные запомнили? (Т, д, л, в).

7. Домашнее задание. § 10-выучить правило, упр. 48, 49.


источники:

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-klasse-tema-pravopisanie-neproiznosimih-soglasnih-v-korne-slova-3446415.html

http://znanio.ru/media/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-v-5-klasse-na-temu-pravopisanie-neproiznosimyh-soglasnyh-v-korne-slova-2619229