Конспект урока русского языка 10 класс правописание сложных прилагательных

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание сложных прилагательных» (10 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Правописание сложных прилагательных.

10-й класс.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

Цели:

  • вспомнить основные случаи слитного, раздельного и дефисного написания сложных прилагательных и познакомиться с новыми случаями;
  • развивать умение актуализации полученных знаний;
  • развивать умение применять правила разных типов орфограмм и пунктограмм;
  • развивать умение анализировать текст;
  • воспитывать чувство ответственности и сознательное отношение к учебному труду;
  • прививать бережное отношение к родному слову.

Оборудование: раздаточный материал, учебники Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л. А., компьютерная презентация.

Ход урока.

I. Оргмомент: объявление темы, целей и задач урока. Слайд.

II. Проверка домашнего задания: РР 2-е учащихся читают домашние мини-сочинения «Пейзажные зарисовки». Оценки.

III Синтаксическая разминка. Слайд презентации. «Найди четвёртое лишнее!»

1. Революционный кружок

2. В течение жизни

3. Трусость обывателя

4. Читать наспех

Лишнее – « в течение жизни», т. к. это не словосочетание. Перечислить все случаи, в которых слова не являются словосочетаниями.

IV . Цифровой диктант. См. слайды.

Ответы на слайде. Взаимопроверка. Работа над ошибками. Выборочное выставление оценок.

V. Повторение написания сложных имён существительных.

У доски ученики по очереди объясняют правописание сложных существительных и записывают во второй столбик — где это возможно — прилагательные, образованные от данных слов.

Киносценарий, псевдонаука, премьер-министр, девяностолетие, судостроение, унтер-офицер, авиапочта, гиперзвук, норд-ост, машиностроение, Орехово-Зуево.

Делается вывод о правописании прилагательных, образованных от сложных существительных.

V. Повторение правописания сложных имён прилагательных.

Определить, какие прилагательные пишутся слитно, какие через дефис, и составить с ними словосочетания.

Ярко-оранжевый, горноспасательный, нью-йоркский, глубокоуважаемый, вечнозелёный, журнально-газетный, машиносчётный, крупнопанельный, народно-освободительный, щелочно-кислотный, юго-восточный, мелкозернистый, пепельно-серый, научно-технический.

Вывод о написании сложных имён прилагательных.

VI. Новый материал. Работа с учебником. № 45, стр.163-165, учебник Грекова В. Ф.

Выявление условий слитного и дефисного написания, которые не встретились в орфографической диктовке (с примерами). Их запись в тетради.

VII. Закрепление правописания сложных прилагательных.

Работа с раздаточным материалом (см. приложение). Уровневая дифференциация: 1 вариант для среднего уровня; 2 вариант для высокого уровня подготовки.

Работа с текстом. Диктант. Определить стиль текста. Аргументировать свой ответ. Найти орфограммы, отвечающие теме нашего урока.

В конце века керосиновые лампы переделывались на электрические. По петербургским улицам всё ещё бегали конки и спотыкались донкихотовые коночные клячи. По Гороховой до Александровского сада ходила «каретка» — самый древний вид общественного экипажа. Только по Невскому, гремя звонками, носились новые, жёлтые, в отличие от грязно-бордовых, курьерские конки на крупных и сытых конях. (О. Мандельштам.)

Самопроверка написанного с экрана. Восполнение пробелов в знаниях (по вопросам учеников) с помощью учеников-консультантов. Синтаксический разбор последнего предложения. Выводы.

VIII. Подведение итогов урока и выставление оценок.

I X. Домашнее задание: п. 45, упр. 254, 256.

От данных слов и словосочетаний образуйте сложные имена прилагательные.

Спасание в горах, прокат рельсов, приключения Робин Гуда, шахматные и шашочные соревнования, экспрессивный и эмоциональный ответ, немецкий и французский словарь, по-разному спрягаемый, письмо машинами, относящийся к физике и технике, культура Древней Руси, левый берег, растущий дико, упомянутое выше лицо, серебристый и серый, средняя за сутки добыча, мороз в тридцать градусов, романы Вальтера Скотта, панель из железобетона.

Раскройте скобки и объясните написание сложных прилагательных.

(Судо)строительная верфь, (фабрично)заводские рабочие, (рыбо)консервный завод, (бело)ствольная берёза, (плодово)ягодные культуры, (боле)утоляющее средство, (шар)видная молния, (тридцати)градусный мороз, (отчётно)выборное собрание, (литературно)музыкальный вечер, (ильфо)петровская сатира, (задне)нёбная область, (лево)бережная низменность, (поле)защитные насаждения, (приёмо)сдаточный пункт, (равно)бедренный треугольник, (молочно)кислый продукт, (цельно)металлический вагон.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Правописание сложных имён прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Урок систематизации правила написания сложных имён прилагательных. В данном уроке интегрирую дифференцированное обучение и игровую технологию.

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_slozhnykh_prilagatelnykh.docx44.42 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Пример урока, в котором я интегрирую дифференцированное обучение и игровую технологию.

Правописание сложных имён прилагательных.

  • Обучающиеся научатся правильно писать, объясняя правописание, сложных имён прилагательных;
  • Обучающиеся получат возможность систематизировать знания по теме и определить сферу применения сложных прилагательных.
  • Организовать у обучающихся мотивацию на изучение сложных прилагательных, опираясь на социальный опыт;
  • Создать условия для выявления уровня знаний обучающихся по теме по средствам проблемного вопроса и интерактивного обсуждения;
  • Организовать обучающихся на изучение материала по средствам технологии дифференцированного обучения;
  • Создать условия для самоанализа и самооценки по средствам игры «Знатоки».

Форма организации познавательной деятельности:

работа в группах, включение каждого обучающегося в сотрудничество

  • Мультимедиапроектор
  • Презентация слайдов «Правописание сложных прилагательных»

Для наглядности и экономии времени некоторые этапы урока можно проиллюстрировать слайдами с текстами (на усмотрение преподавателя).

  1. Организация демонстрации обучающимся владения старым способом.
  1. Актуализация знаний:

Близорукий без очков видит плохо; но что, собственно, он видит, и какими именно представляются ему предметы – об этом люди с нормальным зрением имеют весьма смутное представление. Между тем близоруких людей довольно много, и полезно познакомиться с тем, как рисуется им окружающий мир.

Прежде всего, близорукий (разумеется, без очков) никогда не видит резких контуров: все предметы для него имеют расплывчатые очертания. Человек с нормальным зрением, глядя на дерево, различает отдельные листья и веточки, отчетливо вырисовывающиеся на фоне неба. Близорукий же видит лишь бесформенную зелёную массу неясных, фантастических очертаний; мелкие детали для него пропадают.

Для близоруких людей человеческие лица кажутся в общем моложе и привлекательнее, чем для человека с нормальным зрением; морщины и другие мелкие изъяны лица ими не замечаются.

«В лицее, — вспоминает поэт Дельвиг, современник и друг Пушкина, — мне запрещали носить очки, зато все женщины казались мне прекрасны; как я разочаровался после выпуска!»

— О каких людях шла речь в тексте?

— Дайте лексическое значение слова БЛИЗОРУКИЙ.

(Плохо видящий на далёкое расстояние// перен . Непроницательный, недальновидный)

— Назовите антоним к слову БЛИЗОРУКИЙ (дальнозоркий)

— Предположите, как образовалось слово БЛИЗОРУКИЙ?

Современное слово близорукий произошло от древнерусского близозорький , т.е. « близковидящий ». Затем в слове произошло интересное фонетическое явление: из двух одинаково звучащих слогов (зо-зо) один выпал, и получилось близорький . Ошибочно связав новое слово со словом рука , люди стали говорить близорукий .

  1. Организация самооценивания обучаемыми степенью владения актуальным опытом:

— В русском языке существует множество слов, которые с разных сторон характеризуют внешность, поступки, характер человека. Образуйте и назовите их:

  • Короткий нос – ( курносый)
  • Голубые глаза – ( голубоглазый)
  • Широкие плечи – ( широкоплечий)
  • Красные щеки – ( краснощекий)
  • Радуется жизни – ( жизнерадостный)
  • Любит себя – ( самолюбивый)

— Что объединяет все эти слова? ( способ образования )

  1. Сообщение обучающимся пределов познания, ориентация на цель учения

— Как минимум на сегодняшнем уроке повторим правописание сложных прилагательных: случаи слитного и дефисного написания.

— Как максимум у вас будет возможность определиться: где, когда и как применить сложные имена прилагательные в жизни.

  1. Организация изучения учебного материала

— Прочитайте высказывания и выскажите своё мнение:

Трудолюбивыми люди могут быть тогда, когда они свободы.

— Согласны с высказыванием? Аргументируйте.

Аргументированные высказывания обучающихся.

— Я предоставлю вам свободу выбора домашнего задания, а вы проявите своё трудолюбие и покажите знания.

— Скажите, какое слово в данном высказывании иллюстрирует сегодняшнюю тему урока? Как оно образовалось?

— Есть у меня для наблюдения ещё одно высказывание. Прочитайте и прокомментируйте его.

Индивидуально-авторский стиль — это изюминка журналиста. Истоки авторского стиля — в умении убеждать сложившимися социально-психологическими стереотипами.

— Можно ли сказать, что индивидуально-авторский стиль присущ любому профессионалу?

— Найдите в предложениях сложные прилагательные.

Проблемный вопрос: от чего зависит выбор слитного или дефисного написания прилагательных? Вспомните, что вам известно по теме. Запишите в таблицу.

Интерактивное обсуждение , работая в группах. Каждый делает запись в тетрадь.

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Правописание сложных имен прилагательных»

Данная разработка предназначена для урока в 10 классе по теме «Правописание сложных имен прилагательных» по УМК Русский язык.10-11 классы. Базовый уровень. В 2 ч. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.. Данной разработкой могут воспользоваться также учителя, работающие по другим учебным комплектам.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Правописание сложных имен прилагательных»»

План-конспект урока русского языка в 10 классе

Учитель: Якушкина Светлана Васильевна

Тема: «Правописание сложных имён прилагательных».

Цели: а) Обучающая: сформулировать понятие о сложных прилагательных, познакомить с условиями слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написания прилагательных;

б) Развивающая: создать условия для развития умений производить классификацию прилагательных по слитному и дефисному написанию, умений устанавливать сходства и различия, умений делать обобщенные выводы;

в) Воспитывающая: формировать умение ставить цели в учебной деятельности и стремление добиваться их, воспитывать потребности давать самостоятельную оценку своей деятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, учебник.

I. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Садитесь.

II. Актуализация знаний.

— Какую большую тему вы сейчас изучаете? (Имя прилагательное)

— Давайте вспомним, что вы знаете об этой части речи?

Закончите предложение: «Имя прилагательное обозначает…, отвечает на вопросы…,

Каким членом предложения может быть? (Сказуемым, определением,)

Какие разряды прилагательных вам известны? (Качественные, относительные, притяжательные.)

Как изменяются краткие имена прилагательные?

Расскажите об образовании степеней сравнения имён прилагательных.

Какие орфограммы вы изучили? (Не с прилагательными, Н и НН в прилагательных, О, Ё после шипящих и Ц, суффиксы К и СК в прилагательных.)

№ 1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения:

НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/06/18/pravopisanie-slozhnykh-imyon-prilagatelnykh

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-russkogo-iazyka-v-10-klasse-po-teme.html