Конспект урока русского языка 6 класс правописание окончаний прилагательных

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе».
план-конспект урока (6 класс) по теме

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе».

— закрепить умения учащихся проверять правописание падежных окончаний имён прилагательных вопросом, определять род и падеж имён прилагательных по роду и падежу имён существительных;

— развивать связную речь, орфографическую зоркость;

— коррегировать мыслительные операции анализа и синтеза, логическое мышление, внимание, восприятие;

— воспитывать учебную мотивацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.doc73 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Зарипова Ирина Владимировна — учитель русского языка

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида №4»

Урок русского языка в 6 классе

Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе.

— закрепить умения учащихся проверять правописание падежных окончаний имён прилагательных вопросом, определять род и падеж имён прилагательных по роду и падежу имён существительных;

развивать связную речь, орфографическую зоркость;

коррегировать мыслительные операции анализа и синтеза, логическое мышление, внимание, восприятие;

воспитывать учебную мотивацию.

1. Организационный момент.

— Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Подведение к теме урока.

— Найдите способ прочитать запись на доске и назовите тему урока.

(Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе).

3. Постановка цели и задач урока для детей.

— На уроке мы будем тренироваться в правописании окончаний прилагательных с опорой на вопрос и определении их рода и падежа в единственном числе.

4. Тренировочные упражнения на правописание падежных окончаний прилагательных.

А) Приём подбора подходящих слов.
— Прочитайте запись на доске и назовите три существительных:

(небу, снегом, листву)

— Запишите в три столбика существительные, определите их род, падеж.

— Прочитайте слова на карточках-полосках:

(свежим, звёздному, весеннюю, синему, пушистым, зелёную, умного).

Подберите к записанным существительным подходящие по смыслу прилагательные, в скобках запишите вопрос.

По небу Под снегом В листву

(как ому ?) (как им ?) (как ую ?)

син ему свеж им зелён ую

звёздн ому пушист ым весенн юю

— Как согласовываются имена прилагательные с именами существительными? ( В роде, числе и падеже).

— Как проверить правописание падежных окончаний прилагательных? (По вопросу).

— Ориентируясь на цвет и форму собери имена прилагательные:

(верному, горячего, чистой)

— Прочитайте на доске существительные:

— Составьте словосочетания, согласовав имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже.

(Солнца (как ого ?) горяч его ,)

(водой (как ой ? чист ой ,)

(другу (како му ?) верн ому .)

— Как определить падеж имени прилагательного?

(По падежу имени существительного).

Как проверить правописание безударных окончаний имён прилагательных? (По вопросу).

В) Работа по карточкам.

5. Словарная работа.

А) — Словарную работу проведём в парах.

— Сначала ребята 1 варианта выступают в роли учителя и диктуют слова со своей карточки №1 ученику. Потом проверяют и выставляют оценку на полях. Затем меняются – учителями становятся ребята 2 варианта. Слова писать в столбик.

из печенья для богатства

к кефиру по океану

про конфету про медаль

с апельсином с мандарином

о смородине в сметане

Слабые учащиеся работают индивидуально по карточке №1а, а затем выполняют самопроверку по карточке №2а

С_рвиз (как ой ?) С_сед (как ой ?)

из п_ченья (как ого ?) для б_га__тва (как ого ?)

к к_фиру (как ому ?) по ок_ану (как ому ?)

про к_нфету (как ую ?) про м_даль (как ую ?)

с ап_льсином (как им ?) с м_нд_рином (как им ?)

о см_р_дине (как ой ?) в см_тане (как ой ?)

— Ребята, поднимите руку, кто записал все слова без ошибок.

Б) — К данным существительным подберём подходящие по смыслу прилагательные. Для этого подберите и запишите в скобках от существительных вопросы к прилагательным.

Самопроверка по карточке №2:

Сервиз (как ой ?) Сосед (как ой ?)

из печенья (как ого ?) для богатства (как ого ?)

к кефиру (как ому ?) по океану (как ому ?)

про конфету (как ую ?) про медаль (как ую ?)

с апельсином (как им ?) с мандарином (как им ?)

о смородине (как ой ?) в сметане (как ой ?)

В) — Используя слова карточки №3, подберите подходящие к существительным (словарным словам):

добр ый чайн ый

духовн ого песочн ого

глубок ому кисл ому

золот ую шоколадн ую

сладк им сочн ым

жирн ой чёрн ой

— Определите род и падеж прилагательных.

Коллективная проверка работы.

Вывод: — Как определяли род и падеж у прилагательных?

(По роду и падежу существительных)

— Как проверить правописание падежных окончаний у имён прилагательных? (По вопросу).

6. Упражнения на закрепление материала.

А) Самостоятельная работа по карточке.

— Опираясь на окончания вопросов, допишите окончания имён прилагательных. Определите их род и падеж.

Допиши окончания прилагательных

в единственном числе.

Опирайся на окончания вопросов.

Плыть к берегу (как ому ?) дальн…, крут… .

Спеть песню (как ую ?) последн. прощальн.. .

Одеть братика (как ого ?) младш…, любим… .

В) Коллективная работа.

-Составить и записать предложения с данными словами.

Составь и запиши предложения с данными словами.

Образец: На тёмн ом небе горит ярк ая звезда.

  1. На, тёмное, небо, горит, яркая, звезда.
  2. У, дальнее, болото, растёт, вкусная, клюква.
  3. Раннее, утро, ученики, идут, в, любимая, школа.

Коллективный разбор предложений с самостоятельной записью в тетради. Сильные учащиеся работают по карточке №4.

Слабоуспевающие ребята выполняют работу по карточке №4а.

Составь и запиши предложения с данными словами.

Образец: На тёмн ом небе горит ярк ая звезда.

  1. На тёмн .. небе горит ярк .. звезда.
  2. У дальн … болота растёт вкусн .. клюква.
  3. Ранн .. утром ученики идут в любим .. школу.

— Ребята, чему учились на уроке?

— Как можно проверить написание падежных окончаний имён прилагательных?

— Как проверяли род и падеж у имён прилагательных?

— Какие задания понравилось выполнять?

8. Задание на дом. Страница 205, упражнение 6.

Правописание падежных окончаний прилагательных 6 класс

Усвоить правило, сформулировав его самостоятельно

Личностно-деятельностный подход к

изучению имени прилагательного

Правописание падежных окончаний имен прилагательных

Дидактическая цель: вырабатывать навык правильного написания окончаний прилагательных

Развивающая цель: формировать прием мышления по определению окончаний прилагательных

Воспитательная цель: пробуждать любовь к родной природе

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Упражнение 240. Консультация по домашнему заданию. Ученик-консультант должен ответить на вопросы по теме «Имя прилагательное. Морфологические признаки прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Полные и краткие имена прилагательные». Вопросы задают ученики.

2. Рецензия на ответ товарища.

3. Чтение наизусть стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро».

III. Подготовка к восприятию нового материала.

1. По памяти записать словосочетания «прилагательное + существительное» из стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро».

2. Выборочный диктант. Записать словосочетания «прилагательное + существительное» из текста И. А. Бунина.

Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса.Какое великолепие и спокойствие. Над глубокими, свежими и пушистыми снегами — синее, огромное и удивительно нежное небо. Солнце еще за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на ее пышных зеленых венцах уже играет золотистый солнечный свет. И сосны замерли над глубоким снегом.

· Что общего в описании зимнего утра у А. С. Пушкина и у И. А. Бунина?

· Отметьте изобразительно-выразительные средства, использованные автором при описании зимнего утра.

IV. Объявление темы и цели урока.

V. Работа над темой урока.

1. На доске написаны словосочетания.

В.п. зимнюю холодную пору — в пору какую?

Т. п. зимним холодным утром — утром каким?

П. п. о зимнем холодном дне — о дне каком?

· Как с помощью вопроса можно определить написание безударных окончаний у прилагательных?

· Всегда ли окончание вопроса и прилагательного совпадают? Как же научиться определять окончания прилагательных в этом случае?

2. На доске записаны словосочетания.

Холодный свежий воздух, густой плотный туман, зимнее неподвижное небо.

· Измените по падежам, выделите окончания. Три ученика работают возле доски.

И. п. холодный свежий воздух густой утренний туман

Р. п. холодного свежего воздуха густого утреннего тумана

Д. п. холодному свежему воздуху густому утреннему туману

В. п. холодный свежий воздух густой утренний туман

Т. п. холодным свежим воздухом густым утренним туманом

П. п. о холодном свежем воздухе о густом утреннем тумане

И. п. низкое зимнее солнце

Р. п. низкого зимнего солнца

Д. п. низкому зимнему солнцу

В. П. низкое зимнее солнце

Т. п. низким зимним солнцем

П. п. о низком зимнем солнце

Какой вывод мы можем сделать, сравнив окончания прилагательных мужского и среднего рода?

Вывод 1. Прилагательные мужского и среднего рода в И.п. имеют окончания — ый, ий, ой.

Вывод 2. Прилагательные мужского и среднего рода в Д. п. имеют окончания — ому, ему, в Т. п. — ым. Им, в П.п. — ом, ем.

Консультация учителя. Если основа прилагательного оканчивается на твердый согласный, то вариант склонения называется твердым, а если на мягкий, то вариант склонения называется мягким, а если на г, к, х — смешанный.

3. Изменить по падежам словосочетание, выделить окончания.

Морозная утренняя тишина

И. п. морозная утренняя тишина

Р. п. морозной утренней тишины

Д. п. морозной утренней тишине

В. п. морозную утреннюю тишину

Т. п. морозной утренней тишиной

П. п. о морозной утренней тишине

Вывод. Прилагательные женского рода в И. и В.п. имеют окончания — ую, юю, а в Р. п., Д. п., П. п — ой, ей.

· А почему я не предлагаю вам склонять прилагательные во множественном числе?

Вывод. В форме множественного числа имена прилагательные по родам не изменяются и окончания в зависимости от рода не изменяются.

4. Составление опорной схемы «Падежные окончания прилагательных»

Падежные окончания имен прилагательных

И. п. Д. п. Т.п. П. п. И. п. Р. , Д. , Т, П. п.

-ый -ому -ым -ом -ую -ой, -ей

-ий -ему -им -ем -юю

VI. Закрепление изученного материала.

1. Работа с карточкой.

Спишите. Прилагательные в скобках поставьте в нужном падеже, выделить окончания. После выполнения задания взаимопроверка в парах.

Хорошо в (зимний) лесу. Деревья стоят в (серебристый) инее. Все засыпано (пушистый) снегом. Все освещено ( яркий, солнечный) светом. Особенно хороши ели в ( роскошный, зимний) уборе. В ( морозный) воздухе звонко отдается каждый звук. (зимний) вечером еще лучше. Деревья освещены (розовато-синий) светом заходящего солнца. Но вот (недолгий, зимний) солнце скрылось. На (синий) небе зажглись (первый) звездочки. Они слабо горят (зеленоватый) светом.

2. К данным существительным подберите прилагательные. Все они должны быть объединены темой «Зимний пейзаж». Просклонять одно из них.

1 колонка: снег, зима, облако, поля.

2 колонка: мороз, стужа, покрывало, леса.

3 колонка: иней, скатерть, утро, деревья.

VII. Домашнее задание.

Написать небольшое сочинение-описание зимней природы, употребляя прилагательные.

VIII. Рефлексивно-оценочный этап.

· Что вы узнали на уроке?

· Как не ошибиться в написании окончания имени прилагательного?

Разработка урока для 6 класса по теме «Правописание окончаний слов»

Конспект урока для 6 класса по теме «Правописание окончаний существительных, глаголов, прилагательных»

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока для 6 класса по теме «Правописание окончаний слов»»

Урок русского языка в 6 классе

Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе.

— закрепить умения учащихся проверять правописание падежных окончаний имён прилагательных вопросом, определять род и падеж имён прилагательных по роду и падежу имён существительных;

развивать связную речь, орфографическую зоркость;

коррегировать мыслительные операции анализа и синтеза, логическое мышление, внимание, восприятие;

воспитывать учебную мотивацию.

1. Организационный момент.

— Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Подведение к теме урока.

— Найдите способ прочитать запись на доске и назовите тему урока.

(Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе).

3. Постановка цели и задач урока для детей.

— На уроке мы будем тренироваться в правописании окончаний прилагательных с опорой на вопрос и определении их рода и падежа в единственном числе.

4. Тренировочные упражнения на правописание падежных окончаний прилагательных.

А) Приём подбора подходящих слов.
— Прочитайте запись на доске и назовите три существительных:

(небу, снегом, листву)

— Запишите в три столбика существительные, определите их род, падеж.

— Прочитайте слова на карточках-полосках:

(свежим, звёздному, весеннюю, синему, пушистым, зелёную, умного).

Подберите к записанным существительным подходящие по смыслу прилагательные, в скобках запишите вопрос.

По небу Под снегом В листву

— Как согласовываются имена прилагательные с именами существительными? ( В роде, числе и падеже).

— Как проверить правописание падежных окончаний прилагательных? (По вопросу).

— Ориентируясь на цвет и форму собери имена прилагательные:

(верному, горячего, чистой)

— Прочитайте на доске существительные:

— Составьте словосочетания, согласовав имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже.

— Как определить падеж имени прилагательного?

(По падежу имени существительного).

Как проверить правописание безударных окончаний имён прилагательных? (По вопросу).

В) Работа по карточкам.

5. Словарная работа.

А) — Словарную работу проведём в парах.

— Сначала ребята 1 варианта выступают в роли учителя и диктуют слова со своей карточки №1 ученику. Потом проверяют и выставляют оценку на полях. Затем меняются – учителями становятся ребята 2 варианта. Слова писать в столбик.

из печенья для богатства

к кефиру по океану

про конфету про медаль

с апельсином с мандарином

о смородине в сметане

Слабые учащиеся работают индивидуально по карточке №1а, а затем выполняют самопроверку по карточке №2а

С_рвиз (какой?) С_сед (какой?)

из п_ченья (какого?) для б_га__тва (какого?)

с ап_льсином (каким?) с м_нд_рином (каким?)

— Ребята, поднимите руку, кто записал все слова без ошибок.

Б) — К данным существительным подберём подходящие по смыслу прилагательные. Для этого подберите и запишите в скобках от существительных вопросы к прилагательным.

Самопроверка по карточке №2:

Сервиз (какой?) Сосед (какой?)

из печенья (какого?) для богатства (какого?)

с апельсином (каким?) с мандарином (каким?)

В) — Используя слова карточки №3, подберите подходящие к существительным (словарным словам):

— Определите род и падеж прилагательных.

Коллективная проверка работы.

Вывод: — Как определяли род и падеж у прилагательных?

(По роду и падежу существительных)

— Как проверить правописание падежных окончаний у имён прилагательных? (По вопросу).

6. Упражнения на закрепление материала.

А) Самостоятельная работа по карточке.

— Опираясь на окончания вопросов, допишите окончания имён прилагательных. Определите их род и падеж.

Допиши окончания прилагательных

в единственном числе.

Опирайся на окончания вопросов.

Плыть к берегу (какому?) дальн…, крут… .

Спеть песню (какую?) последн. прощальн.. .

Одеть братика (какого?) младш…, любим… .

В) Коллективная работа.

-Составить и записать предложения с данными словами.

Составь и запиши предложения с данными словами.

На, тёмное, небо, горит, яркая, звезда.

У, дальнее, болото, растёт, вкусная, клюква.

Раннее, утро, ученики, идут, в, любимая, школа.

Коллективный разбор предложений с самостоятельной записью в тетради.

Составь и запиши предложения с данными словами.

У дальн болота растёт вкусн.. клюква.

Ранн.. утром ученики идут в любим.. школу.

— Ребята, чему учились на уроке?

— Как можно проверить написание падежных окончаний имён прилагательных?

— Как проверяли род и падеж у имён прилагательных?

— Какие задания понравилось выполнять?

8. Задание на дом. Страница 205, упражнение 6.


источники:

http://www.sites.google.com/site/literaklub/home/metodiceskaa-kopilka/pravopisanie-padeznyh-okoncanij-prilagatelnyh-6-klass

http://multiurok.ru/files/razrabotka-uroka-dlia-6-klassa-po-tiemie-pravopisa.html