Конспект урока русского языка по теме правописание не с глаголами 4 класс

Урок русского языка в 4 классе по теме «Правописание НЕ с глаголами»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок русского языка в 4 классе по теме «Правописание НЕ с глаголами» УМК Начальная школа XXI века

Скачать:

ВложениеРазмер
tema_uroka.docx16.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Правописание НЕ с глаголами»

Цель: способствовать развитию умения писать глаголы с частицей НЕ

Планируемые результаты (метапредметные): закрепить навык раздельного написания частицы НЕ с глаголами; запомнить глаголы, которые без НЕ не употребляются

Личностные результаты: ориентируются на понимание причин успеха в учёбе; сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека; проявляют доброжелательность в споре; выражают интерес к освоению новой учебной информации.

Познавательные: умеют самостоятельно выделять и формурлировать познавательную цель

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планируют свою деятельность; сопоставляют выполненную работу с образцом; вносят коррективы в действия.

Коммуникативные: обосновывают высказанное суждение; используют в речи языковые средства, соответствующие целям и условиям делового общения; оформляют свою мысль в письменной форме речи.

  1. Мотивирование к учебной деятельности.

— Поднимите руки те, кто уверен, что справится со всеми трудностями, которые могут встретится на уроке?

— Трудности всегда преодолеваются, если есть стремление, желание и хорошее настроение.

— Желание получать знания есть? А для хорошего настроения давайте улыбнёмся друг другу.

II. Постановка учебной задачи

На доске пословицы:

Друг в беде бросит.

Новых друзей наживай, а старых забывай.

— Вам понравились эти предложения?

— Почему пословицы звучат бессмысленно?

— Давайте исправим ошибки. Что нужно сделать, чтобы в пословицах появился смысл?

— Перед какой частью речи я должна поставить частицу НЕ?

— Как напишем Не с глаголами?

— Определите тему урока?

— Чему научимся на уроке?

— Запишите эти пословицы правильно, с частицей не.

III. Работа по теме урока

— Теперь выясним, какой частью речи, самостоятельной или служебной, является частица НЕ. (Служебной, т. к. к ней нельзя поставить вопрос, она не является членом предложения, служит для связи слов в предложении).

— А всегда ли частица НЕ пишется с глаголом раздельно?

На доске записаны предложения:

Дети (не) любят ходить в больницу.

Они (не) навидят уколы.

— Какая часть речи у слов: не любят, ненавидят?

— Прочитайте эти предложения без частицы НЕ.

— Какое слово без НЕ не употребляется?

— Сделайте вывод. (Не с глаголом пишется слитно, если слово без НЕ не употребляется).

— В русском языке есть много слов, которые без НЕ не употребляются. Это слова – исключения.

Учитель вывешивает карточки со словами на доску: негодовать, ненавидеть, недоумевать, нездоровиться, недомогать, неволить.

— Объясните лексическое значение каждого слова. Если есть затруднения, воспользуйтесь словарями, которые лежат на парте. (Учащиеся записывают в тетрадь слово – исключение объясняя его значение).

Послушайте стихотворение Агафонова о глаголах с частицей НЕ

Глаголу нравится читать,

Играть, работать и мечтать!

Глаголу очень нравится

Всё делать очень живо!

Частица НЕ – красавица,

Но как она ленива!

Она не ходит, не сидит,

Не шьёт, не жнёт и не кипит,

Книг не читает, не поёт,

Другим работать не даёт.

Глагол же, не любя безделья,

С частицей пишется раздельно!

Всегда? Нет! Без сомнения,

— Какой смысл придаёт глаголу частица НЕ? (Отрицание)

IV. Применение знаний и способов действий

— У каждого на парте текст. Измените его, чтобы в нём появилось отрицание.

Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костёр. Друзья природы оставляют мусор в лесу.

— Проверка получившегося текста

— Запись в тетрадь, взаимопроверка

— Над какой темой работали на уроке?

— Что узнали по теме урока?

— Я попрошу вас совершить одно из трёх действий:

— хлопните в ладоши те учащиеся, которым урок понравился, тему урока усвоили, могут объяснить её своим товарищам;

— топните те у которых во время урока возникали трудности, тему поняли не до конца;

— встаньте те учащиеся, которым на уроке было скучно или не поняли тему и нужна индивидуальная помощь.

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 62. Правописание частицы «не» с глаголами.

Вопросы, рассматриваемые на уроке

  • правописание частицы «не» с глаголами.
  • определять глаголы, которые без «не» не употребляются;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Глагол – часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? В предложении глагол обычно является сказуемым.

Частица НЕ с глаголами всегда пишется раздельно, кроме случаев, когда без НЕ глагол не употребляется. Таких глаголов несколько: негодовать, ненавидеть, недомогать, недоумевать, несдобровать, невзлюбить и другие.

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. —М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Употребление частицы не с глаголами
Видеоуроки в Интернет

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Частица НЕ – служебная часть речи. В речи мы часто используем частицы. В стихотворении Надежды Мельник рассказано про отрицательные частицы:

Нет,
Ну прямо,
Не и ни
Отрицательные мы!
Далеко не,
Вовсе не –
Отрицаем мы вполне…
И отнюдь не отрицаем,
Что? Пока ещё не знаем…

Обратите внимание как отрицательная частица НЕ пишется с глаголами.

Правильно! Частица НЕ пишется с глаголами раздельно.

Рассмотрим слова: негодовать, ненавидеть, недомогать, недоумевать, несдобровать, невзлюбить. Почему же тут НЕ пишется слитно?

Попробуйте отделить НЕ от слова. НЕ НАВИДЕТЬ. Есть ли такое слово НАВИДЕТЬ? Нет, такого слова нет. Поэтому в словах негодовать, ненавидеть, недомогать, недоумевать, несдобровать, невзлюбить НЕ является частью основы слова и пишется слитно. Эти слова надо запомнить.

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

  1. Слитно или раздельно Вы напишите НЕ с глаголом? Спишите, раскрывая скобки.

(Не)дразните собак, (не)гоняйте кошек,
(Не)жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.
И тогда воробьи песенкой разбудят,
А царапать и кусать вас никто (не)будет.

М. Пляцковский

Проверьте себя по эталону:

Не дразните собак, не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.
И тогда воробьи песенкой разбудят,
А царапать и кусать вас никто не будет.

М. Пляцковский

  1. Как вы ведёте себя на природе, в лесу? Составьте из слов предложения.

Не, диких, кричите, пугайте, не, животных.

Не, цветы, рвите, другим, будет, приятно, людям, цветы, видеть.

Зря, не, деревья, ломайте, не, на, них, вырезки, делайте. Погибнуть, деревья, могут.

Не, забавы, ради, ловите, бабочек, и, других, животных, муравьёв.

Не , яйца, в, трогайте, птиц. Птицы, вернутся, не, в, гнездо, если, запах, почувствуют, человека.

Проверьте себя по эталону:

Не кричите, не пугайте диких животных.

Не рвите цветы, другим людям будет приятно видеть цветы.

Не ломайте зря деревья, не делайте на них вырезки. Деревья могут погибнуть.

Не ловите ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.

Не трогайте яйца в гнезде птиц. Птицы не вернутся в гнездо, если почувствуют запах человека.

3.Прочитайте басню И.А Крылова. Подчеркните глаголы с частицей НЕ.

Что волки жадны, всякий знает:

Волк, евши, никогда

Костей не разбирает.

За то на одного из них пришла беда:

Он костью чуть не подавился.

Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;

Пришло хоть ноги протянуть!

По счастью, близко тут Журавль случился.

Вот кой-как знаками стал Волк его манить

И просит горю пособить.

Журавль свой нос по шею

Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею

Кость вытащил и стал за труд просить.

«Ты шутишь! – зверь вскричал коварный: —

Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!

А это ничего, что свой ты долгий нос

И с глупой головой из горла цел унёс!

Поди ж, приятель, убирайся,

Да берегись: вперёд ты мне не попадайся».

Проверьте себя по эталону:

Что волки жадны, всякий знает:

Волк, евши, никогда

Костей не разбирает.

За то на одного из них пришла беда:

Он костью чуть не подавился.

Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;

Пришло хоть ноги протянуть!

По счастью, близко тут Журавль случился.

Вот кой-как знаками стал Волк его манить

И просит горю пособить.

Журавль свой нос по шею

Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею

Кость вытащил и стал за труд просить.

«Ты шутишь! – зверь вскричал коварный: —

Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!

А это ничего, что свой ты долгий нос

И с глупой головой из горла цел унёс!

Поди ж, приятель, убирайся,

Да берегись: вперёд ты мне не попадайся».

4. Вставьте в пословицы, где необходимо, частицу НЕ перед глаголом.

___ жди от природы милости: сам садочек ___ сади, сам и ____ вырасти.

___ беречь поросли, ___ видать и дерева.

Кто ___сажал дерева, тому ____ лежать в тени.

Как месяц ___ свети, а все не солнышко.

Возле леса жить — голодному ___ быть.

Без росы и трава ___ растёт.

Проверьте себя по эталону:

Не жди от природы милости: сам садочек сади, сам и вырасти.

Не беречь поросли, не видать и дерева.

Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.

Как месяц не свети, а все не солнышко.

Возле леса жить — голодному не быть.

Без росы и трава не растёт.

Примеры и разбор заданий контрольного модуля

1. Отметьте верное высказывание

А) Частица НЕ пишется с глаголами слитно.

Б) Частица НЕ пишется с глаголами раздельно.

В) Частица НЕ с глаголами не пишется.

2. Отметьте строку, в которой все глаголы со слитным написанием НЕ

А) (не)навидеть, (не)домогать, (не)сдобровать, (не)взлюбить

Б) (не)любить, (не)болеть, (не)хвалить, (не)понимать

В) (не)годовать, (не)доумевать, (не)думать, (не)составлять

3. Что обозначает глагол недомогать?

А) это значит заставлять, не считаясь с желанием другого;

Б) это значит сомневаться, удивляться;

В) это значит находиться в болезненном состоянии.

Проверьте себя по эталону:

Три правильных ответа – «Отличный результат!»

Два правильных ответа – «Хороший результат!»

Один правильный ответ – «Потренируйтесь ещё!»

  1. Всегда ли частица НЕ стоит перед глаголом? Подчеркните частицу НЕ в загадках перед другими частями речи.
  2. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото)
  3. Кругла, а не месяц, желта, а не масло, сладка, а не сахар, с хвостом, а не мышь. (Репка)
  4. У арбуза много груза, груз арбузу не обуза. А внутри весь-весь арбуз полон черных мокрых бус. (Семечки арбуза)

Проверьте себя по эталону:

  1. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото)
  2. Кругла, а не месяц, желта, а не масло, сладка, а не сахар, с хвостом, а не мышь. (Репка)
  3. У арбуза много груза, груз арбузу не обуза. А внутри весь-весь арбуз полон черных мокрых бус. (Семечки арбуза)

3.На какие группы разбиты слова? Соедините слова с названием группы.

Конспект урока русского языка по теме «Не с глаголами» (4 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема урока: Правописание не с глаголами

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме

Базовый учебник: « Русский язык», 4 класс, часть 1; авторы С.В, Иванов, М.И, Кузнецова; издательство «Вентана — Граф», 2017 г.

Формы урока: коллективная, индивидуальная, парная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор

Оборудование: карта — исследования, карточки с разноуровневыми заданиями, источник информации, план исследования..

Цель: формировать и развивать ценностное отношение обучающихся к совместной учебной деятельности по определению и применению правила правописания не с глаголами

Предметные: применять правила правописания не с глаголами

Личностные: учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

— принимать и сохранять учебную задачу;

— действовать по алгоритму;

— осуществлять итоговый контроль по результату;

— анализировать слова с выделением существенных признаков;

— проводить сравнение, классификацию;

— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

1.Психологический настрой «Все в твоих руках»- 2мин

— Я предлагаю вам посмотреть видеоролик. Но сначала вам такое задание: вы должны постараться найти слова, выражения, предложение которые могут стать девизом нашего урока.

(просмотр видеоролика- 1.05 включить с 04 сек)

— Какие слова, выражения и предложения могут стать девизом урока?

«Все в твоих руках», есть другие варианты?

— Как понимаете эти слова?

-Ребята, я с вами согласна, надеюсь, вы будете стараться, и все у вас получится, сами попробуете разобраться в трудных вопросах. Желаю вам плодотворной и интересной работы ! Удачи и веры в свои силы!

– Сегодня у нас урок- исследование, а вы – исследователи. Каждое исследование проводится по плану. Посмотрим этот план

План исследования (повесить на доске)-1 мин

1.Выбор объекта исследования. (Что будем исследовать) 2.Цель и задачи исследования. (Для чего?) 3.Исследование объекта. (Как?) 4.Результаты исследования. (Что получилось) 5.Выводы. (Озвучить результаты)

-В работе нам поможет карта исследования (лежат на партах). Эта карта одна на двоих, значит, работать будем как? (В парах)

— Давайте посмотрим нашу карту. Сколько этапов исследования?

— Каждый этап будет оцениваться по критериям, давайте посмотрим данные критерии, найдите.

— сколько сегодня можно набрать баллов за урок?

— Что предстоит выполнить?

— Посмотрим на шкалирование (баллы прописать на доске)

от 12 (15) — 14 (17) баллов- «5»

от 10 (12) -11 (14) баллов- «4»

от 9 (11) – 7 (9) баллов- «3»

от 6 (8) и меньше баллов- «2»

Выявление места затруднения . . Выбор объекта исследования- 5 мин

-В выборе объекта исследования нам поможет задание на доске.

Им. существительное Глагол (таблички)

Прочитайте слова и подумайте, на какие 2 группы можно разделить данные слова , запишите, вставьте пропущенные буквы.

Предъявите результаты своей деятельности

— На какие 2 группы разделили данные слова? Почему? (Пишу на доске названия столбиков)

Работают по «цепочке» у доски, выходят, вставляют букву, соединяют стрелочками с нужным столбиком , называют проверочное слово.

— Почему результаты разные? Чего не знаем? Какой же вопрос возникает? (как пишется не с глаголами)

— Можем мы дать обоснованный ответ на вопрос? (нет, не хватает знаний)-

Значит, объектом нашего исследования будет, написание не с глаголами .

Запишите в карту исследования , где объект исследования —написание не с глаголами

— Помогите сформулировать тему урока. Правописание не с глаголами (Тему записываю на доске)

— А вы запишите тему урока в своих картах исследования.

— Давайте прочитаем, как авторы учебника сформулировали тему урока, откройте учебник на стр. 91 найдите урок № 36

— Какую цель на сегодняшний урок перед собой поставим?

( Узнать как пишется не с глаголами, что такое не) записать на доске

— Чтобы достичь этой цели, необходимо определить задачи , выберите на доске карточки помощницы и проговорите задачи (берут карточки и прикрепляют на доске, а я дописываю, что они говорят)

сформулировать- правило о написании не с глаголами

— вывести — алгоритм действий

— уметь –с помощью алгоритма применять правило

— учиться — находить и правильно, писать не с глаголами

-закрепить — на практике полученные знания

применять — правило правописания не с глаголами

оценить- свою деятельность

Переходим к Исследованию № 1. Работа в парах- 5 мин

— Посмотрите в карте исследования, какой максимальный балл можно получить за исследование 1?

— Прочитайте загадки и отгадайте их , обращая внимание на выделенные слова (слайд)

Не лает, не кусает , а в дом не пускает. (Замок)

Из какого ковша не пьют, не едят,
А только на него глядят? (Созвездие Большая Медведица)

Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (Петух)

Был ребёнок –
Не знал пелёнок,
Стал стариком –
Сто пелёнок на нём. (Капуста)

Кто ни разу шага не сделал? (Воробей)

— Что интересного заметили? Сделайте вывод о написании НЕ с глаголами и запишите в карту исследования

-Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отвечать

Проверка выполнения задания.

— К какому выводу вы пришли, выполняя данное исследование?

— Запишите свои имена и оцените выполнение этого задания по критериям .

Где мы можем найти и прочитать правило? (В учебнике)

— Откройте учебник на стр. 92 и сравните наш вывод с правилом, данным в учебнике.

– Оцените свою деятельность по критериям.

Реализация плана. Работа в парах.

Исследование № 2 «Какой частью речи является слово НЕ?»- 5 мин

— Посмотрите в карте исследования, какой максимальный балл можно получить за исследование 2?

Что стоит перед глаголами? (не)

Будет ли не предлогом? (нет)

— Почему? (Перед глаголами никогда не стоят предлоги)

— Тогда к акой частью речи является не?

— Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю провести следующее исследование.

-Посмотрите внимательно на таблицу, и скажите, какие задачи мы поставим для исследования слова НЕ? (Чем является слово НЕ? к какой части речи относится, роль в предложении) -Поработаем с источником информации, в котором мы сможем найти ответ на этот вопрос (листы на столах).

— Прочитайте внимательно информацию, р езультаты исследования занесите в таблицу, которая находится в карте исследования.

— Предъявите результаты своей деятельности по заполнению таблицы

-Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отвечать

( Таблица на доске не заполнена, при проверке ее заполняют учащиеся выбирая карточки на столе и прикрепляя в нужную колонку)

— Какой можно сделать вывод?

— Правильно. В русском языке, кроме предлогов, есть частицы, которые относятся к служебным. Одна из самых распространенных – это частица не.

— Оцените свою деятельность по критериям.

Исследование № 3. Коллективная работа- 3 мин

-Мы сделали вывод « Частица НЕ с глаголами пишется раздельно».

-Но как тогда быть с такими примерами?

-Исследуйте и понаблюдайте за глаголами, которые выделены в поговорках на слайде

Потчевать велено, а неволить грех.
Кто кого обидит, тот того и ненавидит.
Плохо можется, коли нездоровится.

-Что интересного увидели?

-Существуют ли в русском языке слова «волить», «навидит», «здоровится»?

-Можно ли эти глаголы употребить без НЕ?

— Как же быть? Чего нам не хватает для объяснения этих глаголов?

(Мы не знаем правило)

— Выскажите ваши предложения (чтобы легче запомнить правило можно составить алгоритм действий)

— Правильно нам поможет алгоритм действий при написании частицы не с глаголами, который, выстроим сейчас вместе.

Алгоритм составляем вместе (вывешивают дети карточки на доску)

Например: Я не мог всё сделать сам. «(Не) мог – это глагол. Глагол употребляется без не: Да, Значит, не пишется отдельно.

Например: (Не) годовать – это глагол. Существует ли слово «годовать» в русском языке нет. ? Если слово в русском языке не употребляется без не пишем слитно.

А сейчас вложите в тетрадь для схем и опор алгоритм, который мы выработали с вами на уроке. Он вам поможет в правильном написании частицы НЕ с глаголами (раздать)

-Как следует дополнить правило? (частица не с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без не не употребляются)

Работа в парах (работают на листочках)4 мин

— Посмотрите в карте исследования, какой максимальный балл можно получить за выполнение практической части? Обратите внимание, у вас 3 задания значит, и баллы у вас будут отдельно за каждое задание.

— Работают, в карте исследования самостоятельно (заполняют пробелы в правиле)

Если глагол может употребляться без НЕ, то Не с глаголом пишется раздельно. Если глагол не употребляется без НЕ, то НЕ пишется с глаголом слитно.

Проверим по слайду. Самооценка.

— У кого все правильно?

— У кого есть ошибки? В чем причина ошибок? Исправьте

— Оцените свою деятельность по данным критериям.

— Правило сформулировали, что теперь нужно сделать? (Закрепить, потренироваться)

Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону — 5 мин

— Посмотрите в карте исследования, какой максимальный балл можно получить за выполнение задания 2?

Выполним упражнение 1 в учебнике на стр. 93 по рядам 1 ряд 1 столбик , 2 ряд- 2 столбик

Работаем по алгоритму. Проговаривают дети с опорой на доску.

(Читаем слово. Если оно есть в русском языке, пишем частицу не раздельно. Если в русском языке, слова такого нет, то пишем слитно)

— Проверим, самопроверка по эталону (слайд)

— У кого все правильно?

— У кого есть ошибки? В чем причина ошибок? Исправьте

— Оцените свою деятельность по критериям, занесите результаты в таблицу

Включение в систему знаний и повторение – 5 мин

Задание № 3. Работа по карточкам.

На столе разного цвета карточки с заданиями разной сложности. Каждый из вас возьмет задание того цвета, которое он сможет выполнить.

Задание: Вместо точек вставь перед глаголами НЕ . Подчеркни глаголы. Прочитай правила пользования книгой.

Береги книгу! …… бери её грязными руками и ….. клади на грязный стол. …. перегибай книгу и …. загибай её листы, …. рисуй и …. пиши на книге. Если ты взял книгу в библиотеке, то …. забудь вернуть её в срок.

Проверка учителя, по критериям .

3 балла — без ошибок

2 балла — 1-2 ошибки

1 балл — 3-4 ошибки

2 уровень :

« Выбери раздельное написание не с глаголами», запиши в тетрадь

1 ( под) бежать 6. (не) смотреть

2.( не) хотеть 7.( не) бояться

3. ( не) мешать 8. (не) навидеть

4. (пере) ходить 9. (не) доумевать

5.(не) довесить 10. (не) здоровится

Проверка: Лист с правильным выполнением самопроверка по образцу. Критерии:

3 балла — без ошибок

2 балла — 1-2 ошибки

1 балл — 3-4 ошибки

Записать глаголы в 2 столбика: не пишется раздельно не пишется слитно

(не)знал, (не)хотел, (не)любил, (не)навидел, (не)годовала, (не)говорит, (не)умеешь, (не)волить, (не)трещит, (не)доумевать, (не)шутишь, (не)увидим

Проверка по ключу ответов на слайде . После выполнения дети сверяют с правильными вариантами.

Критерии на слайде.

3 балла — без ошибок

2 балла — 1-2 ошибки

1 балл — 3-4 ошибки

— Какое умение отрабатывали при выполнении задания?

— У кого все правильно?

— У кого есть ошибки? В чем причина ошибок? Исправьте

— Оцените свою деятельность по критериям, занесите результаты в таблицу

Резерв. Коллективная работа.. Графический диктант-

— Записываем в строчку цифры от 1 до 10. Раздельное написание НЕ с глаголами обозначаем буквой Р, слитное – буквой С.

1. Не суди товарища по наружности.

2. Не бросай товарища в беде.

3. Не стану мешать.

4. недоумевать по поводу ответа

5. не хочу ссориться

6. негодовать из-за опоздания

7. не были на экскурсии

8. нельзя допускать ошибок при письме

9. не могу прийти на работу

10. недомогал всю неделю

Проверка по ключу: (слайд)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Р р р с р с р с р с

Взаимопроверка по критериям:

3 балла — без ошибок

2 балла — 1-2 ошибки

1 балл — 3-4 ошибки

— Какое умение отрабатывали при выполнении задания?

— У кого все правильно?

— У кого есть ошибки? В чем причина ошибок? Исправьте. Оцените себя

Рефлексия- 3 мин

— Наш урок подошел к концу, вы все хорошо поработали. Молодцы!

— Давайте вспомним девиз нашего урока «Все в твоих руках», действительно все в наших руках, все зависит от нас самих.

«Дерево успеха» (на доске рисунок дерева)

— На парте лежат листочки трех цветов: зеленый, желтый, красный выберите себе один листик и прикрепите на дерево

— Вспомните, как вы сегодня работали, всё ли хорошо усвоили и оцените свою деятельность на уроке

Зеленый цвет — Я понял правило написания НЕ с глаголами, могу применять, могу объяснить другому.

Желтый цвет — Я понял правило написания НЕ с глаголами, могу применять, но есть сомнения.

Красный цвет — Правило понял, но применять не научился.

— Кого вы бы хотели похвалить за работу?

— Оцените свои умения по карте исследования, подсчитайте количество баллов, запишите, по шкале, посмотрите какую, оценку вы сегодня получаете (п роговариваю оценки в соответствии с количеством баллов)

— Как вы думаете, почему получили такой результат?

— Что нужно сделать для того, чтобы результат был лучше.

— Вам необходимы знания, которые получили сегодня на уроке?

Подведение итогов- 2 мин

— Давайте вспомним, какая была тема урока ? (Правописание не с глаголами)

— Что было объектом вашего исследования (написание не с глаголами) Вернемся к слову, которое не знали, как написать. Теперь вы знаете, как его нужно писать?

— Какую цель ставили? Достигли поставленной цели? (научиться писать не с глаголами)

— Какие задачи поставили? Что нам помогло в решении этих задач?

(знания, наши наблюдения, вспомнили ранее изученный материал, работали в парах, оценивали правильность выполнения заданий).

— С каким новым знанием вы уходите с урока? (Новое правило)

— Проговорим новое правило (частица не с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без не не употребляются)

— При выполнении заданий, с какими затруднениями столкнулись?

— Мы еще с вами будем работать на уроках над этой темой.

Запомните, друзья, волшебная частица НЕ, отрицая плохое, недостойное человека действие, учит нас мудрому отношению к жизни и к себе

— Если у кого- то, что- то сегодня не получилось, нужно не отчаиваться, а еще раз прочитать правило, выполнить упражнения по теме.

Домашнее задание: — 2 мин

стр. 95 Упр № 4 (устно)

Для выполнения домашнего задания возьми карточку, цвет которой соответствует цвету выбранного листика

Спасибо за урок.

3 уровень (зеленый цвет) Проведите исследовательскую работу. На материале любого рассказа (стихотворения, сказки) понаблюдайте, как пишутся глаголы с частицей НЕ. Выпиши 10 слов или словосочетаний.

2 уровень (желтый цвет) Творческое задание. Прочитай текст. Измени предложения так, чтобы в них было отрицание. Что для этого нужно сделать? (добавить к глаголам частицу НЕ). Запиши текст в тетрадь.

Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры. Друзья природы оставляют мусор в лесу. (Допиши ещё одно предложение, употребляя глагол с НЕ)

1 уровень (красный цвет) Составьте пословицы, соединив начало и конец, запишите, раскрывая скобки. Не забудьте про алгоритм.


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/4518/conspect/

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-po-teme-ne-s-glagolami-4-klass-4908420.html