Конспект урока русского языка по теме правописание не с прилагательными

Урок русского языка в 6 классе «НЕ с прилагательными»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок открытия новых знаний, предполагающий знакомство с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с качественными именами прилагательными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Урок в 6 классе «НЕ с именами прилагательными»1.19 МБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема: НЕ с прилагательными

Цель: у своение правила написания НЕ с именами прилагательными.

Образовательные: познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с качественными именами прилагательными; закрепить знания учащихся о правописании НЕ с существительными и глаголами; формировать умение применять правило на письме.

Развивающие: развивать интерес к предмету; развивать навык безошибочного письма, правильного выделения орфограмм; развивать речь, умение сравнивать и обобщать изучаемые факты; развивать словесно-логическое мышление; развивать умение работать с дополнительными источниками информации.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, любви к русской природе; формировать правильное отношение к слову.

Предметные: з нать: основные понятия морфологии; правила написания НЕ с качественными прилагательными.

Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи; составлять предложения; применять правило написания НЕ с прилагательными на письме; обозначать условия выбора написания; подбирать синонимы к словам; ставить знаки препинания при письме.

Личностные: уважительное отношение к родному языку; оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).

Метапредметные: умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в группе; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; использовать полученные на уроке знания в жизни.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: письмо, индивидуальные рабочие листы (приложение 1), карточки с изображениями животных для составления предложений (приложение 2), ноутбук для работы с презентацией (приложение 3).

— Дорогие ребята, доброе утро!

Вчера мне пришло одно электронное письмо от моего знакомого, который работает в приюте для бездомных животных, он попросил меня отредактировать одно объявление.

— Почему у него возникло затруднение?

— Разве русский язык нужен человеку, работающему с животными?

(Не)проходите мимо! Наши питомцы очень ждут вас! Многие из наших милых зверят оказались на улице по (не)лепой случайности. Приносите с собой (не)безвкусные , а ароматные котлетки и пышные булочки. Помните: (не)друг (не)сможет покормить наших постояльцев!

Ваш визит будет ничуть (не)скучный . Ждём всех (не)равнодушных людей!

— Ребята, давайте поможем ему написать этот текст верно.

— Посмотрите внимательно на выделенные слова и объясните правописание слов.

— В написании каких слов вы испытали затруднение?

(В словах (не)лепой, (не)безвкусные, (не)равнодушных, (не)скучный. )

— А к какой части речи относятся данные слова?

(К именам прилагательным.)

— А почему вы испытали затруднение в данных словах?

(Эту тему не изучали.)

-Как мы сформулируем тему нашего урока?

(Тема нашего урока “НЕ с прилагательными”.)

— Скажите, опираясь на тему, что мы должны сделать на уроке (цель урока). Используйте опорные слова:

1) повторить… (правописание НЕ с существительными и глаголами»).

2) познакомиться с … (правилом написания НЕ с прилагательными).

3) научиться … (правильно писать прилагательные с НЕ).

– Что мы должны сначала сделать, чтобы узнать, как пишется НЕ с прилагательными?

(Составить алгоритм , продумать шаги.)

— Как можно писать НЕ с именем прилагательным?

(Слитно или раздельно.)

— Как напишете прилагательное НЕЛЕПОЙ? Почему?

(Слитно — слово без НЕ не употребляется.)

— Слитно или раздельно напишете слово (НЕ)БЕЗВКУСНЫЕ? Почему?

(Раздельно – есть противопоставление с союзом а .)

— Как напишете прилагательное (НЕ)СКУЧНЫЙ? Почему

(Раздельно – есть слово ничуть.)

— Как напишете слово (НЕ)РАВНОДУШНЫХ? Почему?

(Слитно — можно заменить синонимом ОТЗЫВЧИВЫХ.)

— А теперь повторим алгоритм правописания НЕ с прилагательными.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Задание: выписать из текста прилагательные с НЕ и объяснить их правописание, используя получившийся алгоритм.

— При выполнении задания будьте внимательны: какого случая написания прилагательных с НЕ в тексте мы не встретим?

У кукушки (не)обычное яйцо. Кукушонок из него вылупляется на день-два раньше остальных птенцов, обсыхает и начинает выбрасывать из гнезда другие яйца, пока гнездо не станет пустым. (Не)сильный, (не)зрячий, голый, но настойчивый и упорный.

Молодые кукушата самостоятельно отправляются в далекую Африку. Никогда они там не были, но они не сбиваются с пути, знают, где остановиться и как на чужбине прожить. Ответа на эту далеко (не)легкую загадку до сих пор нет.

Растёт кукушонок очень быстро, потому что ест за пятерых, и приёмные родители едва успевают совать корм птенцу в глотку. Тем не менее он почти всегда (не)сытый, а голодный.

Кукушка на вид – (не)взрачная птичка. Из семисот живущих в наших лесах пород птиц только кукушка не вьет гнезда и не выводит птенцов. Это одна из загадок кукушки.

— Какого случая написания прилагательных с НЕ в тексте мы не встретили?

  1. Физминутка. Немного отдохнём.

Учитель читает словосочетания. Если НЕ с прилагательным пишется слитно , учащиеся садятся , если раздельно – остаются стоять .

не мягкий, а твёрдый хлеб

далеко не удачный ответ

не скучная, а интересная книга

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

— Предлагаю вам выполнить тест :

1. В каком слове прилагательное с НЕ пишется раздельно?

а) (не)добрый человек

б) (не)дорогая ткань

в) (не)высокий, а низкий стул

2. В каком слове прилагательное с НЕ пишется слитно?

а) вовсе (не)красивый поступок

б) путь (не)долог, а близок

в) дорога (не)ровная, но короткая

3. В каком слове прилагательное с НЕ пишется раздельно?

а) далеко (не)большое расстояние

б) нехороший запах

в) неуклюжий щенок

4. Слово нелепый пишется

а) слитно, так как можно заменить синонимом без НЕ

в) слитно, так как не употребляется без НЕ

— Оцените себя по критериям:

«5» -4 верных ответа

«4» — 3 верных ответа

«3» — 2 верных ответа

— У кого всё получилось – поднимите руки.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Задание для тех, кто не справился с предыдущей работой: спишите словосочетания, раскрывая скобки.

(Не)брежное выполнение; (не)добросовестное отношение; (не)верный друг; (не)громкий, а тихий стук; (не)добрый взгляд; вовсе (не)интересный фильм.

Задание для тех, кто справился с предыдущей работой: найдите третье «лишнее».

а) (не)красивый птенец, неумные слова, (не)уклюжий медведь

б) (не)долгий перелёт, (не)лепый взгляд, (не)страшный волк

в) (не)жный взгляд, (не)молодой лось, (не)известное животное

г) (не)брежный вид, (не)старый человек, (не)слабый конкурент

  1. Творческое задание (по группам, см. Приложение 2 )

Составить предложения о животных, используя те слова, которые вы выберете сами:

Медведь: недюжинная сила, неуклюжий, небольшие глаза.

Кот: нетрусливый, независимый, неглупый.

Змея: неядовитая, небезопасная, незаметная в траве.

Крокодил: непредсказуемый, недружелюбный, немалые размеры.

— Какую проблему мы сегодня решали?

— Повторим алгоритм правописания НЕ с прилагательными.

  • Работать мне было…, потому что …
  • Труднее всего было …
  1. Домашнее задание (на выбор).

Упражнение 357 (стр.26 учебника).

Упражнение 360 (стр.27 учебника).

Написать объявление «Пропала собака» с использованием слов с НЕ (существительных, глаголов, прилагательных).

  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.Русский язык: учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Г.В. Цветкова, О.В.Чермашенцева: Русский язык. 6 класс. Технологические карты. По учебнику Баранова М.Т. и др. I полугодие. ФГОС. Изд-во «Учитель», 2015.
  4. Капинос В.И. Сборник заданий для тематического контроля. Русский язык. 6 класс. М.: Интеллект-Центр, 2009.

Конспект урока по русскому языку на тему: «Правописание НЕ с прилагательными» (6 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок по теме «НЕ с именами прилагательными» в 6 классе.

Сформировать умение правильно применять правило правописания не с именами прилагательными

Закрепить правила правописания не с именами существительными, не с глаголами

Активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать мыслительные процессы, память, внимание.

Развивать творческие способности учащихся.

Задачи урока:
Образовательные : познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с качественными именами прилагательными; закрепить знания учащихся о правописании НЕ с существительными и глаголами; формировать умение применять правило на письме.
Развивающие: развивать интерес к предмету; развивать навык безошибочного письма, правильного выделения орфограмм; развивать речь, умение сравнивать и обобщать изучаемые факты; развивать словесно-логическое мышление; развивать умение работать с дополнительными источниками информации.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, любви к русской природе; формировать правильное отношение к слову.
Планируемые результаты:
Предметные: Знать: основные понятия морфологии; правила написания НЕ с качественными прилагательными.
Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи; составлять словосочетания; выполнять синтаксический разбор предложения; определять разряд прилагательных; применять правило написания НЕ с прилагательными на письме; обозначать условия выбора написания; подбирать синонимы к словам; ставить знаки препинания при письме.
Личностные: Уважительное отношение к родному языку; оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).
Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.

Тип урока: урок приобретения новых знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, электронная презентация с необходимыми изображениями, учебник, шаблон таблицы.

I . Организационный момент. Психологический настрой на урок.

II . Повторение пройденного материала.

III .Определение темы и цели урока учащимися.

IV . Изучение нового материала.

V .Работа с учебником (стр 25-28)

VII . Итог урока.

Домашнее задание: упр. 357, выучить правило на стр. 25.

I . Организация класса.

-Здравствуйте! Присаживайтесь на своих местах удобнее, успокойтесь, прислушайтесь к тишине. Наш урок мне хотелось бы начать с прочтения эпиграфа: “Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом” . — Ребята, как вы думаете, какую мысль хотел выразить французский писатель Франс Анатоль в этих строках?

— Вы с ним согласны?

— Так давайте сегодня на уроке мы проявим интерес к новому материалу.

II . Актуализация опорных знаний.

Что такое прилагательное? ( Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы, какой? чьей? и т.д. В предложении бывает определением и сказуемым. Склоняется по числам, падежам и родам в ед. числе.)

Степени сравнения прилагательных.(Имеет превосходную и сравнительную степень сравнения. )

Разряды прилагательных .(Качественные, относительные, притяжательные).

— не_сиди сложа руки (не с глаголами)

— не-решительность команды (не с существительными)

— не-лживый мальчик (не с прилагательными)

Как пишется НЕ глаголами? (Всегда раздельно. Слитно когда без НЕ не употребляется).

Как пишется НЕ с существительными ?

С существительными не пишется слитно, если они:

могут быть заменены синонимом без не : не друг (=враг) , не счастье (=беда), не правда (=ложь),

если есть сочетание приставок недо:

Существительные пишутся раздельно, если есть противопоставление: не праздник, а выходной; не стихи, а проза.

III . Определение темы и цели урока.

-Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке?

-Почему так решили?

-Запишите тему урока в тетради . ( Правописание НЕ с прилагательными).

Действительно, тема нашего урока сегодня это: «Правописание НЕ с прилагательными». Так, как прилагательные тесно связаны с существительными, они всё повторяют за ними, нам сегодня будет очень легко понять тему.

IV . Изучение нового материала.

Ребята, посмотрите на таблицу.

Как пишется НЕ с именем прилагательным? (Пустые строки таблицы заполняют учащиеся в процессе работы)

Правописание не с прилагательными

Не весёлый, а грустный;

Не широкий, а узкий;

Недобрый- (злой), нехороший- (плохой)

Далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не: вовсе не глубокая река;

Сказка ничуть не страшная.

Когда можно подобрать синоним без НЕ

Если в предложении есть противопоставление союзом а

Если слово не употребляется без НЕ

2.Если к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не, отнюдь не.

V. Работа с учебником.

Ребята, открываем учебники на странице 25. Читаем и разбираем правило.

А теперь давайте разберём упражнение 356 у доски.

Упражнение 356 .( работа на 7-10 минут. Сравнения ответов с помощью сигнальной карточки: зелёный цвет-слитно; красный-раздельно).

(Не)ожиданное известие (слитно, без НЕ не употребляется) ; далеко (не)удачный ответ (раздельно, идет в сочетании слово-далеко не) ; (не)обрывистый, а пологий берег (раздельно, идет противопоставление союзом А) ; (не)строгий человек (слитно, можно подобрать синоним без НЕ) ; (не)мягкий, а твёрдый (раздельно, идет противопоставление союзом А );совсем (не)удобная дорога(слитно, можно подобрать синоним без НЕ); (не)глубокий овраг (слитно, можно подобрать синоним без НЕ) ; (не)чаянная встреча (слитно, без НЕ не употребляется) ; (не)брежный почерк (слитно, без НЕ не употребляется) ;

а) пальчиковая гимнастика;

б) физминутка для глаз.

Класс делится на две команды. Одна команда придумывает словосочетание сущ.+прил., прилагательное с приставкой НЕ (слитно) . Другая команда –словосочетание сущ.+прил., прилагательное с частицей НЕ (раздельно) .

Что было известным, а что узнали нового?

Что было самым трудным, а что легким?

Расскажите правило написания НЕ с именами прилагательным

VIII . Домашнее задание: Вспомните материал сегодняшнего урока и выполните упр. 357 на стр. 26.

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Не с прилагательными

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Слитное написание частицы не с именами прилагательными.

2. Раздельное написание частицы не с именами прилагательными; особые случаи раздельного написания.

3. Повторение правописания имён существительных с частицей не.

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?». Имена прилагательные изменяются по числам и падежам, а в единственном числе и по родам. Имена прилагательные могут иметь краткую форму. В предложении имена прилагательные выполняют функцию определений и сказуемых.

Краткие прилагательные отвечают на вопросы «каков?», «какова?», «каково?», «каковы?» и изменяются по числам, в единственном числе – по родам: бел, бела, бело, белы.

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019. – 175 с.

  1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019. – 32 с.

Теоретический модуль для самостоятельного изучения

Правописание частицы не с прилагательными зависит от следующих условий.

Не пишется слитно, если:

1) слово не употребляется без не (нерадивый, небрежный);

2) слово можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением (недобрый – злой, нехороший – плохой).

не пишется раздельно, если:

1. у прилагательного есть противопоставление с союзом а (не правдивый, а лживый);

2) есть слова-усилители далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не (нисколько не интересная книга);

3) прилагательные употреблены в сравнительной или превосходной степени (не громче, не красивейший);

4) с кратким прилагательным (не могучи).

Запомним: раздельное написание не с именами прилагательными повторяет раздельное написание не с именами существительными, но лишь отчасти.

не с именами прилагательными, как и не с именами существительными, пишется раздельно, если есть противопоставление, выраженное союзом а. Квартира не большая, а маленькая (прилагательное не большая пишется раздельно, так как оно при помощи союза а противопоставляется своему антониму – прилагательному маленькая).

Выберите один правильный вариант ответа.

Как напишете не с прилагательным в предложении:

(Не)дорогой, но удобный портфель.

1) раздельно, так как есть противопоставление с союзом но;

2) можно писать и слитно, и раздельно в зависимости от значения в контексте;

3) слитно, так как при противительном союзе но прилагательные не являются антонимами.

3) слитно, так как при противительном союзе но прилагательные не являются антонимами.

Прочитайте внимательно отрывок. Выберите правильные утверждения.

«Зря вы думаете, уважаемая ворона, – сказала лисица, – что голос у вас (не)приятный. Он нисколько (не)резкий и противный». (Крылов)

1) это сложное предложение;

2) в данном отрывке есть обращение;

3) «(не)приятный» пишется раздельно, так как есть противопоставления с союзами а, но;

4) в отрывке один предлог;

5) «(не)резкий» пишется раздельно, так как есть слово-«магнит»: нисколько не;

6) «(не)приятный» пишется слитно, так как прилагательное можно заменить словом, близким ему по значению.

3) «(не)приятный» пишется раздельно, так как есть противопоставления с союзами а, но;

4) в отрывке один предлог;

5) «(не)резкий» пишется раздельно, так как есть слово-усилитель нисколько не

6) «(не)приятный» пишется слитно, так как прилагательное можно заменить словом, близким ему по значению.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-ne-s-prilagatelnimi-klass-688952.html

http://resh.edu.ru/subject/lesson/6983/conspect/